Власть и бизнес идут на сближение
13.02.2017
Речной транспорт
Проверку, надзор и контроль за производственной деятельностью речных портов и судоходных компаний осуществляют около 40 государственных органов.
Многие органы контроля и надзора проводят проверку предприятий по нескольку раз в год (Федеральная налоговая служба, транспортная прокуратура, Ространснадзор, Ростехнадзор и др.). Некоторые предприятия проверялись более 20 раз в течение года, т.е. практически каждый день в течение года на предприятии находились представители органов контроля и надзора. Учитывая, что период проверки в некоторых случаях длился до 15 суток, одновременно на предприятии могут находиться представители двух-трех органов контроля и надзора. Каждый проверяющий настаивает, чтобы в орбиту проверки был вовлечен первый руководитель предприятия. Выполнение этого требования (просьбы) не дает возможности в полной мере уделять внимание производственной деятельности предприятия.
Александр Зайцев, президент АПСРТ
Штрафы пополняют бюджеты
Большинство федеральных министерств и ведомств имеют свои территориальные органы, одновременно аналогичные подразделения имеются в федеральных округах и администрациях субъектов Российской Федерации (прокуратура, Ространснадзор, Минтруд, налоговые службы МВД, Росприроднадзор, МЧС и пр.). Наряду с федеральными органами проверки осуществляют и органы исполнительной власти РФ, муниципалитетов и даже сельских поселений.
По результатам проверок должностные лица предприятий привлекаются к административной ответственности и наказываются штрафами от 5000 до 30 000 рублей. Это стало системой штрафовать организации и должностных лиц, так как штрафы стали одной из статей пополнения бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов.
Кроме выездных и камеральных проверок в адрес предприятий направляются запросы по использованию государственного имущества, находящегося в собственности РФ; соблюдению законодательства о железнодорожном транспорте; о противодействии коррупции; о пунктах пропуска через государственную границу и другие.
По данной проблеме еще 15 мая 2008 г. издан Указ Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Однако за прошедшие годы изменений в сторону снижения административных барьеров не произошло. Каждый год с принятием новых законов, постановлений Правительства РФ, изданием приказов министерств ситуация только ухудшается. Примером может быть принятие закона № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности» и поправок к нему, принятых законом № 15-ФЗ от 3 февраля 2014 г. Это самый разорительный закон. Исполнение требований закона и издаваемых в его исполнение постановлений Правительства РФ (в количестве 16 постановлений), десятка приказов Минтранса России приведет к закрытию предприятий, увольнению квалифицированных кадров. Без отмены отдельных требований этого закона ситуация в дальнейшем приведет к необратимым процессам в экономике страны.
Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта были даны предложения в ТПП РФ, РСПП, Союз транспортников России, в Комитет по транспорту Государственной Думы, направленные на структурные изменения в государственных органах контроля и надзора, по объединению функций в их деятельности и были поддержаны этими объединениями.
Сложившаяся ситуация была рассмотрена в Администрации президента страны, и по его поручению Минэкономики РФ подготовило проект закона «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации». Бизнес-сообщество внесло ряд поправок в проект закона и только в последней, четвертой редакции были учтены и предложенные поправки. Председателем правительства установлен последний срок представления проекта закона в правительство – 1 июня 2016 года.
Наша позиция остается прежней. Достигнуть положительного результата в реальном секторе экономики возможно только путем сокращения числа органов надзора и контроля и дублирования функций различными надзорными органами.
Штрафы ведут к банкротствам
Вместе с тем продолжается разработка нормативно-правовых документов, предусматривающих повышение как административной, так и материальной ответственности юридических лиц, руководителей и других должностных лиц по всем видам деятельности. Примером может служить предлагаемая новая редакция федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
При принятии закона в предложенной депутатами Государственной Думы редакции последствия для бизнес-сообщества будут непредсказуемы. Во многих статьях предусматриваются наряду с увеличением штрафов (по некоторым статьям в 5-10 раз) такие новшества, как лишение лицензии на деятельность, приостановление деятельности юридических лиц (предприятий) на срок до 90 дней, и другие.
Необоснованно завышенные меры наказания приведут в условиях кризисных явлений к банкротству предприятий и прекращению их существования. Легкий, непродуманный до конца способ пополнения бюджетов разных уровней приведет к обратному эффекту. С одной стороны, правительством принимаются антикризисные мероприятия по оказанию финансовой поддержки предприятий, а с другой – принимаются решения, дестабилизирующие экономику. В представленный проект КоАП включены все предложения и пожелания чиновников министерств и ведомств без представления аргументированной статистической информации и обойдены предложения объединений бизнеса, союзов и ассоциаций.
Предложения Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта сводятся к следующему:
1. Исключить из проекта закона внесенные чиновниками новые статьи по административным нарушениям.
2. Размер штрафов по действующим нормам и статьям оставить на период кризиса в экономике в прежних размерах.
3. Во всех новых статьях, включенных в проект закона, предусмотреть первичную санкцию за нарушение в виде предупреждения и только в случае невыполнения в определенный срок налагать административные штрафы.
4. Недопустимо включать в закон только меры наказания как приостановление деятельности предприятия на срок до 90 дней, лишение лицензии на право деятельности или многомиллионные штрафы.
5. Общим принципом КоАП должно стать предупреждение административных правонарушений, а затем меры привлечения к ответственности.
Курс Правительства
Общий курс Правительства РФ направлен на снижение числа проверок. С 1 января 2016 года вступили в силу трехлетние надзорные каникулы от плановых проверок для части малого бизнеса. В «дорожной карте» реформы контроля и надзора в 2016-2017 годах предполагается установить требования к предпринимателям при проверках, исключить устаревшие дублирующие и избыточные нормы, контрольно-надзорным ведомствам предстоит составить списки актов с обязательными требованиями к бизнесу. Эти акты должны быть размещены на сайтах профильных министерств и ведомств. Создание информационной системы данных о проверках позволит снизить расходы на их осуществление и их количество. Предусматривается также ведение единого реестра проверок, в котором будут содержаться виды контроля и контрольно-надзорных мероприятий.
По сообщению открытого правительства РФ будет подготовлен доклад с предложениями по оптимизации структуры и сокращения численности контрольных и надзорных органов, по их объединению по сферам деятельности, уточнению и исключению дублирующих функций, осуществлению перехода на риск-ориентированный подход при проверках в зависимости от рисков причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу и безопасности.
Есть надежда, что реформа государственного и муниципального надзора и контроля, разрабатываемая с 2009 года завершится и даст положительные результаты.
Морские вести России №5 (2016)