Нефть и газ: глобальные тенденции

Российская экономика
Нефть и газ: глобальные тенденции

Говорить о закате эры углеводородов в ближайшее время реальных оснований нет. Единственный путь сохранить устойчивость мировой энергетики – ограничить добычу нефти основными странами-экспортерами. А чтобы обеспечить гарантию бесперебойного снабжения крупных мировых экономик нефтью и газом, необходимо в приоритетном порядке развивать энерготранспортные проекты.

Эти и другие актуальные для развития мировой энергетики вопросы и пути их решения обсуждались на 23-м Всемирном энергетическом конгрессе, прошедшем 9-13 октября 2016 года в Стамбуле.

Татьяна Дмитриева

Нефть и газ без альтернативы

Выступая на специальной сессии Всемирного энергетического конгресса, президент РФ Владимир Путин отметил, что, несмотря на растущий спрос на альтернативные источники энергии, говорить о полной переориентации на них и о закате эры углеводородов реальных оснований нет. Действительно, большинство аналитических агентств сегодня прогнозируют лишь относительно небольшое снижение доли нефти в мировом энергетическом балансе.

Так, согласно прогнозу BP, в период до 2035 года мировой спрос на энергоресурсы вырастет на 34%. При этом порядка 60% прироста спроса обеспечат нефть и газ, в результате чего на них к 2035 году придется почти 80% всех поставок энергоносителей.

По мнению экспертов BP, самыми быстрыми темпами будет расти спрос на природный газ: каждый год он будет увеличиваться на 1,8%. Это позволит газу стать вторым после нефти крупнейшим источником энергии в мировом энергобалансе вместо угля. Как считают аналитики, самыми стремительными темпами будет развиваться сегмент сжиженного природного газа (СПГ). По их прогнозам, уже через 10 лет объемы торговли СПГ превысят традиционные поставки газа по трубопроводным системам, продолжится развитие инфраструктуры этого сегмента рынка.

Спрос на нефть будет расти вдвое медленнее, чем на газ, – примерно на 0,9% в год, а доля нефти в мировом энергобалансе продолжит снижаться. Согласно базовому сценарию Международного энергетического агентства (МЭА), потребление нефти к 2030 году составит 100 млн барр/сут по сравнению с 94 млн барр/сут в 2015 году. К 2040 году, по прогнозу МЭА, доля нефти в общемировом энергопотреблении составит 26%, угля – 25%, природного газа – 24%, биомассы и биотоплива – 10%, атомной энергии – 7%, гидроэнергетики – 3%, прочих возобновляемых источников – 5%.

К 2030 году, по прогнозам Всемирного банка, количество автомобилей, работающих на традиционном топливе, вырастет примерно до 1,9 млрд по сравнению с сегодняшними 1,3 млрд, из них 200 млн даст Китай. Дополнительно спрос на нефть будет стимулироваться развитием нефтехимии, проникновением продуктов переработки нефти в промышленность и различные сферы жизни человека.

Ограничить, нельзя увеличивать

Высокие цены на нефть в течение последнего десятилетия привели к значительному притоку инвестиций в энергетическую отрасль, позволив нарастить добычу углеводородов, в том числе за счет освоения запасов, разработка которых ранее считалась нерентабельной. В итоге рынок столкнулся с перепроизводством нефти и обвалом цен. Низкие цены, в свою очередь, спровоцировали резкое снижение объема инвестиций в нефтедобычу. Так, по оценкам нефтегазового сектора Bank of America, в 2015 году инвестиции в мировую нефтедобычу снизились с $600 млрд до $400-450 млрд, а по итогам 2016 года падение составит еще порядка $50 млрд.

С учетом дальнейшего нарастания нехватки финансирования в отрасли и новых непредсказуемых скачков нефтяных цен вопрос о том, где поставить запятую в предложении «Ограничить нельзя увеличивать», перед мировым нефтяным сообществом уже давно не стоит. «Заморозка или даже сокращение добычи нефти является, пожалуй, единственно правильным решением для сохранения устойчивости всей мировой энергетики. Россия готова присоединиться к совместным мерам по ограничению добычи и призывает к этому других экспортеров нефти», – заявил В. Путин на конгрессе в Стамбуле.

Напомним, ранее, 28 сентября, члены ОПЕК на неформальной встрече в Алжире впервые с 2008 года достигли договоренности о заморозке добычи нефти на уровне 32,5-33 млн барр/сут (с учетом того, что в августе 2016 года производство нефти ОПЕК составило 33,24 млн барр/сут, а в сентябре – 33,64 млн барр/сут, речь идет именно о заморозке, а не о сколько-нибудь существенном сокращении добычи). При этом, как отмечают эксперты, договоренности удалось достигнуть в первую очередь благодаря Саудовской Аравии, которая впервые за много лет выразила готовность снизить добычу, несмотря на послабления и даже возможность увеличения добычи для Ирана, Ирака, Ливии и Нигерии.

Впрочем, учитывая формат встречи в Алжире, эти договоренности пока являются предварительными – окончательные решения об ограничении добычи нефти в рамках ОПЕК, о сроке их действия и размерах персональных квот добычи нефти для отдельных стран будут приняты на регулярном саммите ОПЕК в Вене 30 ноября.

Очевидно, что баланс нефти на мировом рынке зависит от решений не только стран ОПЕК, но и других крупнейших производителей нефти, в частности России и США.

Добыча нефти в России в последние годы растет (рис. 1) и, по информации Минэкономразвития, без учета возможной заморозки в 2017 году ожидается на уровне 548 млн тонн с ростом до 553 млн тонн в 2019 году.

Рис. 1. Добыча нефти в России в 2012-2019 гг.

Источник: Росстат, Минэкономразвития России.

«Если будет принято официальное решение о заморозке, то будем прогноз, конечно, менять. Пока же мы исходили из динамики развития компаний, спроса на нефть и так далее», – прокомментировал журналистам в Стамбуле вопрос о динамике добычи нефти глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Официальное решение о заморозке будет означать, что России придется скорректировать годовую добычу примерно на 20 млн тонн – 3,7% объема добычи 2015 года.

Крупнейшие российские компании «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть», несмотря на сделанные ранее заявления о наращивании добычи нефти, выразили готовность заморозить добычу, если страны ОПЕК примут реальное решение и Россия к нему присоединится.

Правда, сначала на конгрессе глава «Роснефти» Игорь Сечин выразил сомнения относительно состоятельности соглашения о мировой заморозке нефти, отметив, что если оно даже будет формально достигнуто, то не будет выполняться, поэтому и «Роснефти» не придется сокращать объемы добычи. «Ответьте себе на вопрос – будут ли Иран, Саудовская Аравия или Венесуэла сокращать добычу?» – сказал И. Сечин в интервью Reuters. – Страны не сдержат свои обещания, даже если оформят решение договором об ограничении нефтедобычи. С какой стати тогда сокращать добычу нам?»

Однако вскоре за это заявление, растиражированное мировыми агентствами, пресс-службе «Роснефти» пришлось оправдываться и опровергать, что позиция главы компании не расходится с позицией президента РФ по нефтяному вопросу, что в компании поддерживают заявление российского лидера о необходимости сокращения нефтедобычи и что никаких противоречий в точке зрения В.Путина и позиции компании нет и быть не может.

Вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун на конгрессе сразу высказался однозначно – если будет принято решение о заморозке, все компании будут сокращать добычу. По его мнению, добычу нефти в России допустимо сократить на 1,5-2%, а решение о заморозке целесообразно принять минимум на год.

По словам главы «Газпром нефти» Александра Дюкова, решение о заморозке добычи нефти станет свидетельством жизнеспособности ОПЕК. «Это сигнал рынку, что ОПЕК существует не только де-юре, но и де-факто», сказал А. Дюков в интервью телеканалу «Россия-24». Он отметил, что заморозка добычи позволит снизить волатильность на рынке нефти и даст импульс росту нефтяных цен. «Это решение, безусловно, должно подтолкнуть цены к росту. Вечно этот рост продолжаться не будет, но эта цена, которая будет достигнута, станет новой равновесной ценой», – отметил топ-менеджер.

Отвечая на вопрос о возможности сокращения добычи нефти его компанией в случае принятия решения о заморозке добычи в России, А. Дюков заявил, что пока от компании этого не требуется, но в случае необходимости технически «Газпром нефть» способна сократить добычу на 5-10%.

Впрочем, предупреждают эксперты, эффект от усилий ОПЕК и России по сокращению добычи нефти может быть перекрыт ростом добычи нефти в США. Напомним, что на протяжении последних двух лет в США значительно сократились время строительства скважин по добыче сланцевой нефти и их себестоимость, что позволило активизировать развитие этого сегмента отрасли.

Но в последнее время низкие цены привели к заметному сокращению активных буровых установок. По оценке JBC Energy, если цена на нефть достигнет $60 за баррель и закрепится на этом уровне, то производители сланцевой нефти смогут начать активно возобновлять производство на ранее законсервированных скважинах. В таком случае добыча нефти может увеличиться на 1-1,5 млн барр/сут к началу 2018 года – это в 2,3 раза больше, чем планируемое сокращение добычи нефти странами ОПЕК!

«Турецкому потоку» быть

Экспорт российских энергоресурсов гарантирует успешное функционирование многих экономик мира, в частности российские нефть и газ составляют более четверти топливного баланса ЕС, напомнил на Всемирном энергетическом конгрессе В. Путин. По словам российского президента, сейчас идет интенсивная работа по наращиванию энерготранспортных возможностей России – развивается проект «Северный поток 2», реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов для доставки углеводородов на традиционные и новые рынки, в том числе трубопроводы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), «Сила Сибири» с будущими поставками в Китай, модернизируются терминалы в морских портах Дальнего Востока.

Кроме того, в ходе конгресса в Стамбуле появилась ясность относительно реализации проекта по экспорту российского газа «Турецкий поток». Напомним, что меморандум о строительстве этого газопровода был подписан между ПАО «Газпром» и турецкой компанией Botas еще в 2014 году, однако впоследствии проект был заморожен на фоне охлаждения политических отношений между Россией и Турцией. Предварительная договоренность о разморозке проекта была достигнута в августе на встрече лидеров России и Турции, а 10 октября на конгрессе состоялось подписание межправительственного соглашения по строительству газопровода.

По условиям соглашения планируется прокладка двух ниток по дну Черного моря, рассчитанных на прокачку по 15,75 млрд м3 газа в год. Одна предназначена для потребителей Турции, другая – для транзита в Южную Европу. Строительство газопровода планируется начать уже в 2017 году, а окончание укладки морского и сухопутного участков магистрали запланировано на конец 2019 года.

Благодаря реализации этого проекта Турция значительно усиливает свои позиции на мировом и региональном рынке энергоносителей, превращаясь, по сути, в энергетический хаб и транзитный коридор поставок энергоресурсов в Европу. В дальнейшем предполагается, что кроме мощностей «Турецкого потока» для создания энергетического хаба будет использоваться также южный газовый коридор, в частности Трансанатолийский газопровод (TANAP), строительство которого уже начато, а первый азербайджанский газ пойдет в Турцию уже в 2018 году.

Вместе с тем, с запуском «Турецкого потока» теряет шанс создать крупный газовый хаб на своей территории Болгария, а Украина после вывода газопровода на полную мощность сократит транзит российского газа практически вдвое.

В целом Всемирный энергетический конгресс в Стамбуле показал, что роль России на мировом энергетическом рынке остается высокой. Несмотря на низкие цены на нефть, реализуются новые добычные и энерготранспортные проекты, страна получает возможности активно участвовать в регулировании мирового рынка энергоносителей и определять конфигурацию региональных энерготранспортных сетей. И, судя по прогнозам аналитиков, позиции России на этом рынке останутся прочными еще не менее 2-3 десятилетий.

Морские порты №7 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы Члены экипажа, подготовленного на смену команды арестованного в США судна Мурманского морского парох...

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ Сибирский государственный университет водного транспорта 17 сентября посетила делегация японского ко...

Российская экономика

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 24,4% - до 22,6 млрд. т/км, внутр...

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей Первый этап модернизации судостроительного завода «Море» (Феодосия, Крым), который планирует...

Транспортная политика

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология»

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология» Главы дальневосточных регионов обратились к главе Минприроды РФ Дмитрию Кобылкину и полпреду президе...

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Морские порты

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа Государственно-частное партнерство, концессия, инвестиционный сбор и инфраструктурная ипотека – тако...

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...




Морской транспорт

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод Соглашение о строительстве в порту «Свободный» (портовая зона Владивостока) филиала завода «...

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ»

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ» По данным издания, российской верфи с 2019 года должны владеть правами на проектную и конструкторску...

Речной транспорт

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП На севере Якутии принят в эксплуатацию современный высокопроизводительный земснаряд «Владимир Панчен...

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород Причал для крупных пассажирских теплоходов будет построен в городе Кириши Ленинградской области в 20...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК Предполагается, что технология будет масштабирована на всю МЦК в 2019 году.

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан»

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан» Стороны намерены также рассмотреть возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и ваг...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...