Нефть и газ: глобальные тенденции

Российская экономика
Нефть и газ: глобальные тенденции

Говорить о закате эры углеводородов в ближайшее время реальных оснований нет. Единственный путь сохранить устойчивость мировой энергетики – ограничить добычу нефти основными странами-экспортерами. А чтобы обеспечить гарантию бесперебойного снабжения крупных мировых экономик нефтью и газом, необходимо в приоритетном порядке развивать энерготранспортные проекты.

Эти и другие актуальные для развития мировой энергетики вопросы и пути их решения обсуждались на 23-м Всемирном энергетическом конгрессе, прошедшем 9-13 октября 2016 года в Стамбуле.

Татьяна Дмитриева

Нефть и газ без альтернативы

Выступая на специальной сессии Всемирного энергетического конгресса, президент РФ Владимир Путин отметил, что, несмотря на растущий спрос на альтернативные источники энергии, говорить о полной переориентации на них и о закате эры углеводородов реальных оснований нет. Действительно, большинство аналитических агентств сегодня прогнозируют лишь относительно небольшое снижение доли нефти в мировом энергетическом балансе.

Так, согласно прогнозу BP, в период до 2035 года мировой спрос на энергоресурсы вырастет на 34%. При этом порядка 60% прироста спроса обеспечат нефть и газ, в результате чего на них к 2035 году придется почти 80% всех поставок энергоносителей.

По мнению экспертов BP, самыми быстрыми темпами будет расти спрос на природный газ: каждый год он будет увеличиваться на 1,8%. Это позволит газу стать вторым после нефти крупнейшим источником энергии в мировом энергобалансе вместо угля. Как считают аналитики, самыми стремительными темпами будет развиваться сегмент сжиженного природного газа (СПГ). По их прогнозам, уже через 10 лет объемы торговли СПГ превысят традиционные поставки газа по трубопроводным системам, продолжится развитие инфраструктуры этого сегмента рынка.

Спрос на нефть будет расти вдвое медленнее, чем на газ, – примерно на 0,9% в год, а доля нефти в мировом энергобалансе продолжит снижаться. Согласно базовому сценарию Международного энергетического агентства (МЭА), потребление нефти к 2030 году составит 100 млн барр/сут по сравнению с 94 млн барр/сут в 2015 году. К 2040 году, по прогнозу МЭА, доля нефти в общемировом энергопотреблении составит 26%, угля – 25%, природного газа – 24%, биомассы и биотоплива – 10%, атомной энергии – 7%, гидроэнергетики – 3%, прочих возобновляемых источников – 5%.

К 2030 году, по прогнозам Всемирного банка, количество автомобилей, работающих на традиционном топливе, вырастет примерно до 1,9 млрд по сравнению с сегодняшними 1,3 млрд, из них 200 млн даст Китай. Дополнительно спрос на нефть будет стимулироваться развитием нефтехимии, проникновением продуктов переработки нефти в промышленность и различные сферы жизни человека.

Ограничить, нельзя увеличивать

Высокие цены на нефть в течение последнего десятилетия привели к значительному притоку инвестиций в энергетическую отрасль, позволив нарастить добычу углеводородов, в том числе за счет освоения запасов, разработка которых ранее считалась нерентабельной. В итоге рынок столкнулся с перепроизводством нефти и обвалом цен. Низкие цены, в свою очередь, спровоцировали резкое снижение объема инвестиций в нефтедобычу. Так, по оценкам нефтегазового сектора Bank of America, в 2015 году инвестиции в мировую нефтедобычу снизились с $600 млрд до $400-450 млрд, а по итогам 2016 года падение составит еще порядка $50 млрд.

С учетом дальнейшего нарастания нехватки финансирования в отрасли и новых непредсказуемых скачков нефтяных цен вопрос о том, где поставить запятую в предложении «Ограничить нельзя увеличивать», перед мировым нефтяным сообществом уже давно не стоит. «Заморозка или даже сокращение добычи нефти является, пожалуй, единственно правильным решением для сохранения устойчивости всей мировой энергетики. Россия готова присоединиться к совместным мерам по ограничению добычи и призывает к этому других экспортеров нефти», – заявил В. Путин на конгрессе в Стамбуле.

Напомним, ранее, 28 сентября, члены ОПЕК на неформальной встрече в Алжире впервые с 2008 года достигли договоренности о заморозке добычи нефти на уровне 32,5-33 млн барр/сут (с учетом того, что в августе 2016 года производство нефти ОПЕК составило 33,24 млн барр/сут, а в сентябре – 33,64 млн барр/сут, речь идет именно о заморозке, а не о сколько-нибудь существенном сокращении добычи). При этом, как отмечают эксперты, договоренности удалось достигнуть в первую очередь благодаря Саудовской Аравии, которая впервые за много лет выразила готовность снизить добычу, несмотря на послабления и даже возможность увеличения добычи для Ирана, Ирака, Ливии и Нигерии.

Впрочем, учитывая формат встречи в Алжире, эти договоренности пока являются предварительными – окончательные решения об ограничении добычи нефти в рамках ОПЕК, о сроке их действия и размерах персональных квот добычи нефти для отдельных стран будут приняты на регулярном саммите ОПЕК в Вене 30 ноября.

Очевидно, что баланс нефти на мировом рынке зависит от решений не только стран ОПЕК, но и других крупнейших производителей нефти, в частности России и США.

Добыча нефти в России в последние годы растет (рис. 1) и, по информации Минэкономразвития, без учета возможной заморозки в 2017 году ожидается на уровне 548 млн тонн с ростом до 553 млн тонн в 2019 году.

Рис. 1. Добыча нефти в России в 2012-2019 гг.

Источник: Росстат, Минэкономразвития России.

«Если будет принято официальное решение о заморозке, то будем прогноз, конечно, менять. Пока же мы исходили из динамики развития компаний, спроса на нефть и так далее», – прокомментировал журналистам в Стамбуле вопрос о динамике добычи нефти глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Официальное решение о заморозке будет означать, что России придется скорректировать годовую добычу примерно на 20 млн тонн – 3,7% объема добычи 2015 года.

Крупнейшие российские компании «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть», несмотря на сделанные ранее заявления о наращивании добычи нефти, выразили готовность заморозить добычу, если страны ОПЕК примут реальное решение и Россия к нему присоединится.

Правда, сначала на конгрессе глава «Роснефти» Игорь Сечин выразил сомнения относительно состоятельности соглашения о мировой заморозке нефти, отметив, что если оно даже будет формально достигнуто, то не будет выполняться, поэтому и «Роснефти» не придется сокращать объемы добычи. «Ответьте себе на вопрос – будут ли Иран, Саудовская Аравия или Венесуэла сокращать добычу?» – сказал И. Сечин в интервью Reuters. – Страны не сдержат свои обещания, даже если оформят решение договором об ограничении нефтедобычи. С какой стати тогда сокращать добычу нам?»

Однако вскоре за это заявление, растиражированное мировыми агентствами, пресс-службе «Роснефти» пришлось оправдываться и опровергать, что позиция главы компании не расходится с позицией президента РФ по нефтяному вопросу, что в компании поддерживают заявление российского лидера о необходимости сокращения нефтедобычи и что никаких противоречий в точке зрения В.Путина и позиции компании нет и быть не может.

Вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун на конгрессе сразу высказался однозначно – если будет принято решение о заморозке, все компании будут сокращать добычу. По его мнению, добычу нефти в России допустимо сократить на 1,5-2%, а решение о заморозке целесообразно принять минимум на год.

По словам главы «Газпром нефти» Александра Дюкова, решение о заморозке добычи нефти станет свидетельством жизнеспособности ОПЕК. «Это сигнал рынку, что ОПЕК существует не только де-юре, но и де-факто», сказал А. Дюков в интервью телеканалу «Россия-24». Он отметил, что заморозка добычи позволит снизить волатильность на рынке нефти и даст импульс росту нефтяных цен. «Это решение, безусловно, должно подтолкнуть цены к росту. Вечно этот рост продолжаться не будет, но эта цена, которая будет достигнута, станет новой равновесной ценой», – отметил топ-менеджер.

Отвечая на вопрос о возможности сокращения добычи нефти его компанией в случае принятия решения о заморозке добычи в России, А. Дюков заявил, что пока от компании этого не требуется, но в случае необходимости технически «Газпром нефть» способна сократить добычу на 5-10%.

Впрочем, предупреждают эксперты, эффект от усилий ОПЕК и России по сокращению добычи нефти может быть перекрыт ростом добычи нефти в США. Напомним, что на протяжении последних двух лет в США значительно сократились время строительства скважин по добыче сланцевой нефти и их себестоимость, что позволило активизировать развитие этого сегмента отрасли.

Но в последнее время низкие цены привели к заметному сокращению активных буровых установок. По оценке JBC Energy, если цена на нефть достигнет $60 за баррель и закрепится на этом уровне, то производители сланцевой нефти смогут начать активно возобновлять производство на ранее законсервированных скважинах. В таком случае добыча нефти может увеличиться на 1-1,5 млн барр/сут к началу 2018 года – это в 2,3 раза больше, чем планируемое сокращение добычи нефти странами ОПЕК!

«Турецкому потоку» быть

Экспорт российских энергоресурсов гарантирует успешное функционирование многих экономик мира, в частности российские нефть и газ составляют более четверти топливного баланса ЕС, напомнил на Всемирном энергетическом конгрессе В. Путин. По словам российского президента, сейчас идет интенсивная работа по наращиванию энерготранспортных возможностей России – развивается проект «Северный поток 2», реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов для доставки углеводородов на традиционные и новые рынки, в том числе трубопроводы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), «Сила Сибири» с будущими поставками в Китай, модернизируются терминалы в морских портах Дальнего Востока.

Кроме того, в ходе конгресса в Стамбуле появилась ясность относительно реализации проекта по экспорту российского газа «Турецкий поток». Напомним, что меморандум о строительстве этого газопровода был подписан между ПАО «Газпром» и турецкой компанией Botas еще в 2014 году, однако впоследствии проект был заморожен на фоне охлаждения политических отношений между Россией и Турцией. Предварительная договоренность о разморозке проекта была достигнута в августе на встрече лидеров России и Турции, а 10 октября на конгрессе состоялось подписание межправительственного соглашения по строительству газопровода.

По условиям соглашения планируется прокладка двух ниток по дну Черного моря, рассчитанных на прокачку по 15,75 млрд м3 газа в год. Одна предназначена для потребителей Турции, другая – для транзита в Южную Европу. Строительство газопровода планируется начать уже в 2017 году, а окончание укладки морского и сухопутного участков магистрали запланировано на конец 2019 года.

Благодаря реализации этого проекта Турция значительно усиливает свои позиции на мировом и региональном рынке энергоносителей, превращаясь, по сути, в энергетический хаб и транзитный коридор поставок энергоресурсов в Европу. В дальнейшем предполагается, что кроме мощностей «Турецкого потока» для создания энергетического хаба будет использоваться также южный газовый коридор, в частности Трансанатолийский газопровод (TANAP), строительство которого уже начато, а первый азербайджанский газ пойдет в Турцию уже в 2018 году.

Вместе с тем, с запуском «Турецкого потока» теряет шанс создать крупный газовый хаб на своей территории Болгария, а Украина после вывода газопровода на полную мощность сократит транзит российского газа практически вдвое.

В целом Всемирный энергетический конгресс в Стамбуле показал, что роль России на мировом энергетическом рынке остается высокой. Несмотря на низкие цены на нефть, реализуются новые добычные и энерготранспортные проекты, страна получает возможности активно участвовать в регулировании мирового рынка энергоносителей и определять конфигурацию региональных энерготранспортных сетей. И, судя по прогнозам аналитиков, позиции России на этом рынке останутся прочными еще не менее 2-3 десятилетий.

Морские порты №7 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Строители завершили сбор пролетов автодорожной части Крымского моста со стороны Кубани

Строители завершили сбор пролетов автодорожной части Крымского моста со стороны Кубани Строители завершили сборку пролетов автодорожной части Крымского моста со стороны Краснодарского кра...

ОСК не приняла решения о вхождении завода «Красные баррикады» в состав холдинга

ОСК не приняла решения о вхождении завода «Красные баррикады» в состав холдинга «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) не приняла окончательного решения о включен...

Российская экономика

Северный широтный ход даст импульс к развитию морских портов Арктики - эксперты

Северный широтный ход даст импульс к развитию морских портов Арктики - эксперты Строительство железнодорожной магистрали Северный широтный ход в ЯНАО позволит не только расширить д...

Астраханское судостроительное объединение возрождает судоремонт

Астраханское судостроительное объединение возрождает судоремонт На Астраханском судостроительном производственном объединении (АСПО, входит в ОСК) завершила...

Транспортная политика

Казахстан предлагает РФ и Белоруссии совместно развивать терминалы в Иране и дороги в Афганистане

Казахстан предлагает РФ и Белоруссии совместно развивать терминалы в Иране и дороги в Афганистане Казахстан предлагает партнерам по Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) - Р...

Европа не даст Прибалтике денег на «развод» с Россией

Европа не даст Прибалтике денег на «развод» с Россией Ни одна прибалтийская инициатива не попала в список приоритетных проектов Евросоюза, которым положен...

Морские порты

Порт Новороссийск возобновит отгрузку нефти после шторма

Порт Новороссийск возобновит отгрузку нефти после шторма Отгрузка нефти в порту Новороссийск после шторма возобновится к вечеру среды, 13 декабря, сообщил оф...

«Транснефть» надеется, что стратегия НМТП будет утверждена в I полугодии 2018 года

«Транснефть» надеется, что стратегия НМТП будет утверждена в I полугодии 2018 года ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) может разработать новую стратегию в течени...




Морской транспорт

Танкер «Ислам Сафарли» скоро выйдет в открытое море

Танкер «Ислам Сафарли» скоро выйдет в открытое море В судоремонтно-строительном заводе «Зых» завершается капитальный ремонт танкера «Ислам Сафарли», при...

Ставки на контейнерные перевозки вновь выросли на маршрутах в Европу

Ставки на контейнерные перевозки вновь выросли на маршрутах в Европу Спотовые ставки выросли на маршрутах контейнерных перевозок в Европу, но продолжили снижаться на сер...

Речной транспорт

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна На внутренних водных путях Волго-Донского бассейна завершилась навигация. На Волго-Донском судоходно...

Ж/Д транспорт

РЖД рассчитывают к 2025 г. увеличить доходы от зарубежных проектов в 1,7 раза - до 800 млрд руб.

РЖД рассчитывают к 2025 г. увеличить доходы от зарубежных проектов в 1,7 раза - до 800 млрд руб. Холдинг «Российские железные дороги» ожидает, что к 2025 году доходы от проектов за рубежом составят...

Fesco не участвовала в покупке «Енисей Капиталом» акций «Трансконтейнера»

Fesco не участвовала в покупке «Енисей Капиталом» акций «Трансконтейнера» Транспортная группа Fesco - одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России - н...

Авто транспорт

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России Компания «Системы мониторинга «Беркут» (структура госкорпорации «Росатом») предлагает Минтра...

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года «Автодор» рассчитывает, что правительственная комиссия до конца года утвердит изменения в КоАП для в...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...