Будущее порта зависит от восстановления промышленности

Морские порты
Будущее порта зависит от восстановления промышленности

13 августа 2015 года город-порт Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край), расположенный на левом берегу в устье реки Амур, отметил свое 165-летие со дня основания. Заложенное в 1850 году Г.И. Невельским военное поселение Николаевский пост благодаря выгодному географическому положению быстро приобретает важное для России значение. В 1855 году этот пост был назначен главным портом на Тихоокеанском побережье. Уже в навигацию 1857 года порт начали посещать морские суда многих государств. Особенно частыми гостями были японцы и китайцы ввиду завязавшихся в то время отношений с этими государствами.

История Николаевска-на-Амуре богата на события и имена. Здесь в мореходном училище учился будущий адмирал С.О. Макаров; город посещали путешественники Н.М. Пржевальский, В.К. Арсеньев, писатели А.П. Чехов, А.А. Фадеев; здесь служили изобретатель А.Ф. Можайский и полярный исследователь Г.Я. Седов.

Сегодня перспективы развития города-порта связаны с развитием промышленности в регионе: будет развиваться промышленность – будут развиваться морские и речные перевозки, флот и портовая инфраструктура.

Андрей Спиридонов, капитан морского порта Николаевск-на-Амуре, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

До 1914 года порт Николаевск-на-Амуре представлял собой множество частных предприятий и хозяйств. Строился он без какого-либо общего плана. В 1914-м правительством было принято решение создать в Николаевске-на-Амуре технически оборудованный порт и ввести в нем управление на основе устава торгового порта. В этом же году в торговом порту была создана служба портового надзора, к которой были приписаны порты Александровск-Сахалинский, Де-Кастри и Охотск.

В 1923 году был утвержден штат службы: капитан порта и портовый надзиратель, которые осуществляли контроль за безопасностью мореплавания, а также старшие портнадзиратели в приписных пунктах. С течением времени служба портового надзора меняла свое название и входила в состав различных ведомств. В настоящий момент она называется Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Николаевск-на-Амуре.

Взлеты и падения

Морской порт Николаевск-на-Амуре является устьевым портом и принимает суда, следующие как из морских районов, так и с внутренних водных путей (р. Амур). За свою историю город-порт пережил этапы экономического подъема и спада.

Наибольший грузооборот порта был достигнут в 70-е годы прошлого столетия, когда поступающие грузы в Николаевский район, Аян, Чумикан, Охотск, Москальво составляли 700-800 тыс. тонн в год. Это было связано с быстрым развитием города, населенных пунктов района, портов на о.Сахалин, грузы и необходимое оборудование для которых шли через морской порт Николаевск-на-Амуре. Следует также отметить, что отсюда, из морского порта Маго и других погрузочных пунктов, расположенных на берегах Амура, в страны Азии (Японию, Южную Корею, Китай) отправлялось большое количество круглого леса – до 1 млн кубометров в навигацию.

Развитие грузоперевозок в регионе неразрывно с деятельностью «Амурского пароходства», которое является одним из старейших промышленных предприятий Дальнего Востока России. Его история тесно связана с возникновением и развитием судоходства по Амуру.

Необходимость в перевозках грузов из речных портов, расположенных на берегах Амура и имеющих железнодорожное сообщение, в морские порты и пункты, расположенные на побережье Охотского моря и на о.Сахалин, для «Амурского пароходства» стало стимулом к развитию и обновлению флота. Прежде всего обновление коснулось судов «река-море» плавания. Новые суда могли перевозить грузы из речных портов в морские без перевалки груза в Николаевске-на-Амуре, осуществляя в этом порту только формальности по оформлению выхода судов в морской район плавания. Работа судов типа «река-море» оказалась настолько эффективной, что позволила почти полностью перевозить востребованные объемы круглого леса без участия иностранных судов и судов других пароходств.

Самое сложное время в истории порта, города и Николаевского района – время перестройки и 90-е годы ХХ века. Объемы перерабатываемых грузов упали сначала до 450 тыс. тонн, затем до 350 тыс. тонн, а в 1995 году – до 74 тыс. тонн (в 2015 году объем перерабатываемых портом грузов составил 110 тыс. тонн).

Сокращение объема перевозок прежде всего было связано с закрытием градообразующих предприятий в городе и районе, соответственно, пропала необходимость в доставке грузов и оборудования на эти предприятия. Прекратил существование Николаевский-на-Амуре судоремонтный и судостроительный завод №3 (был создан в 1943 г.), который обеспечивал работой основное население города, поддерживал развитие городской инфраструктуры. Закрылся завод крупнопанельного домостроения «МОБИЛЬ», другие значимые для города предприятия, многие ограничивали свои производственные мощности. Начался массовый отток населения из города и района. Все это, безусловно, сказалось и на объемах перерабатываемых грузов в порту.

Основные задачи и перспективы

В настоящее время основной задачей морского порта Николаевск-на-Амуре продолжает оставаться перевалка грузов, доставляемых речными судами, на морские суда для последующей перевозки их в пункты Охотского побережья и северного Сахалина. Кроме того, из самого порта осуществляется вывоз древесины, заготовленной на лесоучастках по берегам реки Амур, в иностранные порты (объем перевозок сильно сократился из-за заградительных пошлин, введенных поэтапно российским правительством).

В навигацию 2015 года через Николаевск-на-Амуре было отправлено 259,8 тыс. тонн экспортного груза и 157,3 тыс. тонн каботажных грузов (навигационный период в порту длится с середины мая до середины ноября с возможными отклонениями по погодным условиям).

Сокращение объемов перевозок отразилось на экономике предприятий и, как следствие, на техническом состоянии флота. Зачастую судовладелец не в состоянии обновить свой флот, а иногда не видит в этом смысла из-за малого объема груза. И продолжает эксплуатацию старых судов, вкладывая минимальные средства для поддержания их в нормальном техническом состоянии, без учета каких-либо перспектив.

По данным Информационно-координационного центра государственного портового контроля (ИЦГПК), опубликованным в электронном реестре судов, по состоянию на 31.12.2014 г. средний возраст судов под российским флагом составил 27 лет (в 2013 г. – 28 лет, 2012 г. – 28 лет, 2011 г. – 29 лет). Хотя, по приведенным данным, и наблюдается омоложение флота, но не настолько, чтобы вселять оптимизм.

Несмотря на то что перевозки сократились, работы для инспекции государственного портового контроля стало значительно больше. Связано это с внесением изменений в нормативно-правовые документы, которыми руководствуется Служба капитана морского порта. У инспекторов появились обязанности оформлять приход/выход судов, производить осмотр всех судов, прибывших на акваторию порта или выходящих из него, независимо от того, являются эти суда морскими или судами внутреннего плавания (в результате количество судозаходов в навигацию 2013 года составило 369, 2014 года – 723, 2015 года – 545).

Между тем возраст судов требует от инспектора более тщательного осмотра судна при оформлении разрешения на выход из порта. Особенно это относится к судам, совершающим международные рейсы, поскольку такие суда подвергаются осмотру и за границей в соответствии с Токийским меморандумом, и в случае выявления серьезных недостатков суда могут быть задержаны в порту до устранения выявленных недостатков. Кроме того, все выявленные недостатки войдут в ежегодную статистику, а к судам, имеющим большое количество недостатков, применяются дополнительные проверки. Все это сказывается как на имидже компании, эксплуатирующей такие суда, так и на имидже флота, ходящего под флагом России.

Сегодня на фоне общей картины сокращения грузооборота порта существуют и положительные моменты. Так, в связи с утверждением приказа Министерства транспорта РФ от 24.12.2013 г. №483 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Николаевск-на-Амуре» значительно упростилась процедура прохождения судами фарватеров Амурского лимана, что значительно повысило привлекательность морского порта Николаевск-на-Амуре. Безопасность мореплавания при этом не снизилась, так как в основном все суда оборудованы новыми приборами и электронными картами, которые позволяют безопасно следовать по фарватерам лимана.

Рассматривая возможные перспективы развития как морского порта, так и морского транспорта, увеличения грузооборота порта, нужно отметить, что они есть. Связано это прежде всего с программой развития Дальнего Востока. Как только начнет восстанавливаться промышленность и хозяйственная деятельность в Николаевском районе, портах и пунктах Охотского моря, возникнет необходимость в строительстве различных сооружений, производственных мощностей и т.п. А значит, возникнет необходимость в развитии и флота, и соответствующей портовой инфраструктуры.

Морские порты №10 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Разлив нефтепродуктов ликвидирован в порту Санкт-Петербург

Разлив нефтепродуктов ликвидирован в порту Санкт-Петербург От причала 4 Кировского завода и вдоль Кривой дамбы порта Большого порта Санкт-Петербург наблюдалась...

Эсминец США перед столкновением с контейнеровозом проигнорировал предупреждения

Эсминец США перед столкновением с контейнеровозом проигнорировал предупреждения Капитан филиппинского контейнеровоза, который столкнулся с эсминцем USS Fitzgerald, заявил о том, чт...

Российская экономика

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Более 1,28 млн тонн могут выловить рыбаки на Дальнем Востоке в III квартале 2017 года

Более 1,28 млн тонн могут выловить рыбаки на Дальнем Востоке в III квартале 2017 года По прогнозам специалистов «ТИНРО-Центр» в третьем квартале 2017 года в Дальневосточном рыбохозяйстве...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

Рюдигер Грубе возглавит наблюдательный совет HHLA

Рюдигер Грубе возглавит наблюдательный совет HHLA Наблюдательный совет портовой и транспортно-логистической компании Hamburger Hafen und Logistik AG н...

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино ФГУП «Росморпорт» информирует о разработке в 2017 году проектной документации по объекту «Специализи...




Морской транспорт

Завершена глубокая модернизация тренажерной базы Архангельского филиала «Макаровки»

Завершена глубокая модернизация тренажерной базы Архангельского филиала «Макаровки» Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова завершил глубокую м...

Фрахтовые ставки из Азии в Южную Америку достигли $3,6 тыс. за TEU

Фрахтовые ставки из Азии в Южную Америку достигли $3,6 тыс. за TEU Спотовые ставки на контейнерные перевозки из Азии в Южную Америку по итогам прошлой недели увеличили...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...