Будущее порта зависит от восстановления промышленности

Морские порты
Будущее порта зависит от восстановления промышленности

13 августа 2015 года город-порт Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край), расположенный на левом берегу в устье реки Амур, отметил свое 165-летие со дня основания. Заложенное в 1850 году Г.И. Невельским военное поселение Николаевский пост благодаря выгодному географическому положению быстро приобретает важное для России значение. В 1855 году этот пост был назначен главным портом на Тихоокеанском побережье. Уже в навигацию 1857 года порт начали посещать морские суда многих государств. Особенно частыми гостями были японцы и китайцы ввиду завязавшихся в то время отношений с этими государствами.

История Николаевска-на-Амуре богата на события и имена. Здесь в мореходном училище учился будущий адмирал С.О. Макаров; город посещали путешественники Н.М. Пржевальский, В.К. Арсеньев, писатели А.П. Чехов, А.А. Фадеев; здесь служили изобретатель А.Ф. Можайский и полярный исследователь Г.Я. Седов.

Сегодня перспективы развития города-порта связаны с развитием промышленности в регионе: будет развиваться промышленность – будут развиваться морские и речные перевозки, флот и портовая инфраструктура.

Андрей Спиридонов, капитан морского порта Николаевск-на-Амуре, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

До 1914 года порт Николаевск-на-Амуре представлял собой множество частных предприятий и хозяйств. Строился он без какого-либо общего плана. В 1914-м правительством было принято решение создать в Николаевске-на-Амуре технически оборудованный порт и ввести в нем управление на основе устава торгового порта. В этом же году в торговом порту была создана служба портового надзора, к которой были приписаны порты Александровск-Сахалинский, Де-Кастри и Охотск.

В 1923 году был утвержден штат службы: капитан порта и портовый надзиратель, которые осуществляли контроль за безопасностью мореплавания, а также старшие портнадзиратели в приписных пунктах. С течением времени служба портового надзора меняла свое название и входила в состав различных ведомств. В настоящий момент она называется Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Николаевск-на-Амуре.

Взлеты и падения

Морской порт Николаевск-на-Амуре является устьевым портом и принимает суда, следующие как из морских районов, так и с внутренних водных путей (р. Амур). За свою историю город-порт пережил этапы экономического подъема и спада.

Наибольший грузооборот порта был достигнут в 70-е годы прошлого столетия, когда поступающие грузы в Николаевский район, Аян, Чумикан, Охотск, Москальво составляли 700-800 тыс. тонн в год. Это было связано с быстрым развитием города, населенных пунктов района, портов на о.Сахалин, грузы и необходимое оборудование для которых шли через морской порт Николаевск-на-Амуре. Следует также отметить, что отсюда, из морского порта Маго и других погрузочных пунктов, расположенных на берегах Амура, в страны Азии (Японию, Южную Корею, Китай) отправлялось большое количество круглого леса – до 1 млн кубометров в навигацию.

Развитие грузоперевозок в регионе неразрывно с деятельностью «Амурского пароходства», которое является одним из старейших промышленных предприятий Дальнего Востока России. Его история тесно связана с возникновением и развитием судоходства по Амуру.

Необходимость в перевозках грузов из речных портов, расположенных на берегах Амура и имеющих железнодорожное сообщение, в морские порты и пункты, расположенные на побережье Охотского моря и на о.Сахалин, для «Амурского пароходства» стало стимулом к развитию и обновлению флота. Прежде всего обновление коснулось судов «река-море» плавания. Новые суда могли перевозить грузы из речных портов в морские без перевалки груза в Николаевске-на-Амуре, осуществляя в этом порту только формальности по оформлению выхода судов в морской район плавания. Работа судов типа «река-море» оказалась настолько эффективной, что позволила почти полностью перевозить востребованные объемы круглого леса без участия иностранных судов и судов других пароходств.

Самое сложное время в истории порта, города и Николаевского района – время перестройки и 90-е годы ХХ века. Объемы перерабатываемых грузов упали сначала до 450 тыс. тонн, затем до 350 тыс. тонн, а в 1995 году – до 74 тыс. тонн (в 2015 году объем перерабатываемых портом грузов составил 110 тыс. тонн).

Сокращение объема перевозок прежде всего было связано с закрытием градообразующих предприятий в городе и районе, соответственно, пропала необходимость в доставке грузов и оборудования на эти предприятия. Прекратил существование Николаевский-на-Амуре судоремонтный и судостроительный завод №3 (был создан в 1943 г.), который обеспечивал работой основное население города, поддерживал развитие городской инфраструктуры. Закрылся завод крупнопанельного домостроения «МОБИЛЬ», другие значимые для города предприятия, многие ограничивали свои производственные мощности. Начался массовый отток населения из города и района. Все это, безусловно, сказалось и на объемах перерабатываемых грузов в порту.

Основные задачи и перспективы

В настоящее время основной задачей морского порта Николаевск-на-Амуре продолжает оставаться перевалка грузов, доставляемых речными судами, на морские суда для последующей перевозки их в пункты Охотского побережья и северного Сахалина. Кроме того, из самого порта осуществляется вывоз древесины, заготовленной на лесоучастках по берегам реки Амур, в иностранные порты (объем перевозок сильно сократился из-за заградительных пошлин, введенных поэтапно российским правительством).

В навигацию 2015 года через Николаевск-на-Амуре было отправлено 259,8 тыс. тонн экспортного груза и 157,3 тыс. тонн каботажных грузов (навигационный период в порту длится с середины мая до середины ноября с возможными отклонениями по погодным условиям).

Сокращение объемов перевозок отразилось на экономике предприятий и, как следствие, на техническом состоянии флота. Зачастую судовладелец не в состоянии обновить свой флот, а иногда не видит в этом смысла из-за малого объема груза. И продолжает эксплуатацию старых судов, вкладывая минимальные средства для поддержания их в нормальном техническом состоянии, без учета каких-либо перспектив.

По данным Информационно-координационного центра государственного портового контроля (ИЦГПК), опубликованным в электронном реестре судов, по состоянию на 31.12.2014 г. средний возраст судов под российским флагом составил 27 лет (в 2013 г. – 28 лет, 2012 г. – 28 лет, 2011 г. – 29 лет). Хотя, по приведенным данным, и наблюдается омоложение флота, но не настолько, чтобы вселять оптимизм.

Несмотря на то что перевозки сократились, работы для инспекции государственного портового контроля стало значительно больше. Связано это с внесением изменений в нормативно-правовые документы, которыми руководствуется Служба капитана морского порта. У инспекторов появились обязанности оформлять приход/выход судов, производить осмотр всех судов, прибывших на акваторию порта или выходящих из него, независимо от того, являются эти суда морскими или судами внутреннего плавания (в результате количество судозаходов в навигацию 2013 года составило 369, 2014 года – 723, 2015 года – 545).

Между тем возраст судов требует от инспектора более тщательного осмотра судна при оформлении разрешения на выход из порта. Особенно это относится к судам, совершающим международные рейсы, поскольку такие суда подвергаются осмотру и за границей в соответствии с Токийским меморандумом, и в случае выявления серьезных недостатков суда могут быть задержаны в порту до устранения выявленных недостатков. Кроме того, все выявленные недостатки войдут в ежегодную статистику, а к судам, имеющим большое количество недостатков, применяются дополнительные проверки. Все это сказывается как на имидже компании, эксплуатирующей такие суда, так и на имидже флота, ходящего под флагом России.

Сегодня на фоне общей картины сокращения грузооборота порта существуют и положительные моменты. Так, в связи с утверждением приказа Министерства транспорта РФ от 24.12.2013 г. №483 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Николаевск-на-Амуре» значительно упростилась процедура прохождения судами фарватеров Амурского лимана, что значительно повысило привлекательность морского порта Николаевск-на-Амуре. Безопасность мореплавания при этом не снизилась, так как в основном все суда оборудованы новыми приборами и электронными картами, которые позволяют безопасно следовать по фарватерам лимана.

Рассматривая возможные перспективы развития как морского порта, так и морского транспорта, увеличения грузооборота порта, нужно отметить, что они есть. Связано это прежде всего с программой развития Дальнего Востока. Как только начнет восстанавливаться промышленность и хозяйственная деятельность в Николаевском районе, портах и пунктах Охотского моря, возникнет необходимость в строительстве различных сооружений, производственных мощностей и т.п. А значит, возникнет необходимость в развитии и флота, и соответствующей портовой инфраструктуры.

Морские порты №10 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Утечку газа на платформе «Сахалина-2» в Охотском море ликвидировали

Утечку газа на платформе «Сахалина-2» в Охотском море ликвидировали Утечка газа в устьевом оборудовании одной из скважин добывающей платформы Лунская-А проекта «Сахалин...

Паром «Севоль» разместили на полупогружном судне для транспортировки в порт

Паром «Севоль» разместили на полупогружном судне для транспортировки в порт Затонувший три года назад пассажирский паром «Севоль» удалось благополучно доставить и разместить на...

Российская экономика

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств Сокращение бюджетного финансирования повлияло на планы реконструкции аэропортов в Арктической зоне Р...

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

Транспортная политика

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента Законопроект «Об организации дорожного движения в РФ…», который в том числе позволяет региональным в...

Белоруссия начала получать иранскую нефть через порт Одессы

Белоруссия начала получать иранскую нефть через порт Одессы Иран начал поставки сырой нефти в Белоруссию. Первый танкер прибыл в порт Одессы на юге Украины. На ...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта Дмитрий Медведев поручил Минтрансу организовать мониторинг участков автомобильных дорог федерального...

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...