Будущее порта зависит от восстановления промышленности

Морские порты
Будущее порта зависит от восстановления промышленности

13 августа 2015 года город-порт Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край), расположенный на левом берегу в устье реки Амур, отметил свое 165-летие со дня основания. Заложенное в 1850 году Г.И. Невельским военное поселение Николаевский пост благодаря выгодному географическому положению быстро приобретает важное для России значение. В 1855 году этот пост был назначен главным портом на Тихоокеанском побережье. Уже в навигацию 1857 года порт начали посещать морские суда многих государств. Особенно частыми гостями были японцы и китайцы ввиду завязавшихся в то время отношений с этими государствами.

История Николаевска-на-Амуре богата на события и имена. Здесь в мореходном училище учился будущий адмирал С.О. Макаров; город посещали путешественники Н.М. Пржевальский, В.К. Арсеньев, писатели А.П. Чехов, А.А. Фадеев; здесь служили изобретатель А.Ф. Можайский и полярный исследователь Г.Я. Седов.

Сегодня перспективы развития города-порта связаны с развитием промышленности в регионе: будет развиваться промышленность – будут развиваться морские и речные перевозки, флот и портовая инфраструктура.

Андрей Спиридонов, капитан морского порта Николаевск-на-Амуре, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

До 1914 года порт Николаевск-на-Амуре представлял собой множество частных предприятий и хозяйств. Строился он без какого-либо общего плана. В 1914-м правительством было принято решение создать в Николаевске-на-Амуре технически оборудованный порт и ввести в нем управление на основе устава торгового порта. В этом же году в торговом порту была создана служба портового надзора, к которой были приписаны порты Александровск-Сахалинский, Де-Кастри и Охотск.

В 1923 году был утвержден штат службы: капитан порта и портовый надзиратель, которые осуществляли контроль за безопасностью мореплавания, а также старшие портнадзиратели в приписных пунктах. С течением времени служба портового надзора меняла свое название и входила в состав различных ведомств. В настоящий момент она называется Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Николаевск-на-Амуре.

Взлеты и падения

Морской порт Николаевск-на-Амуре является устьевым портом и принимает суда, следующие как из морских районов, так и с внутренних водных путей (р. Амур). За свою историю город-порт пережил этапы экономического подъема и спада.

Наибольший грузооборот порта был достигнут в 70-е годы прошлого столетия, когда поступающие грузы в Николаевский район, Аян, Чумикан, Охотск, Москальво составляли 700-800 тыс. тонн в год. Это было связано с быстрым развитием города, населенных пунктов района, портов на о.Сахалин, грузы и необходимое оборудование для которых шли через морской порт Николаевск-на-Амуре. Следует также отметить, что отсюда, из морского порта Маго и других погрузочных пунктов, расположенных на берегах Амура, в страны Азии (Японию, Южную Корею, Китай) отправлялось большое количество круглого леса – до 1 млн кубометров в навигацию.

Развитие грузоперевозок в регионе неразрывно с деятельностью «Амурского пароходства», которое является одним из старейших промышленных предприятий Дальнего Востока России. Его история тесно связана с возникновением и развитием судоходства по Амуру.

Необходимость в перевозках грузов из речных портов, расположенных на берегах Амура и имеющих железнодорожное сообщение, в морские порты и пункты, расположенные на побережье Охотского моря и на о.Сахалин, для «Амурского пароходства» стало стимулом к развитию и обновлению флота. Прежде всего обновление коснулось судов «река-море» плавания. Новые суда могли перевозить грузы из речных портов в морские без перевалки груза в Николаевске-на-Амуре, осуществляя в этом порту только формальности по оформлению выхода судов в морской район плавания. Работа судов типа «река-море» оказалась настолько эффективной, что позволила почти полностью перевозить востребованные объемы круглого леса без участия иностранных судов и судов других пароходств.

Самое сложное время в истории порта, города и Николаевского района – время перестройки и 90-е годы ХХ века. Объемы перерабатываемых грузов упали сначала до 450 тыс. тонн, затем до 350 тыс. тонн, а в 1995 году – до 74 тыс. тонн (в 2015 году объем перерабатываемых портом грузов составил 110 тыс. тонн).

Сокращение объема перевозок прежде всего было связано с закрытием градообразующих предприятий в городе и районе, соответственно, пропала необходимость в доставке грузов и оборудования на эти предприятия. Прекратил существование Николаевский-на-Амуре судоремонтный и судостроительный завод №3 (был создан в 1943 г.), который обеспечивал работой основное население города, поддерживал развитие городской инфраструктуры. Закрылся завод крупнопанельного домостроения «МОБИЛЬ», другие значимые для города предприятия, многие ограничивали свои производственные мощности. Начался массовый отток населения из города и района. Все это, безусловно, сказалось и на объемах перерабатываемых грузов в порту.

Основные задачи и перспективы

В настоящее время основной задачей морского порта Николаевск-на-Амуре продолжает оставаться перевалка грузов, доставляемых речными судами, на морские суда для последующей перевозки их в пункты Охотского побережья и северного Сахалина. Кроме того, из самого порта осуществляется вывоз древесины, заготовленной на лесоучастках по берегам реки Амур, в иностранные порты (объем перевозок сильно сократился из-за заградительных пошлин, введенных поэтапно российским правительством).

В навигацию 2015 года через Николаевск-на-Амуре было отправлено 259,8 тыс. тонн экспортного груза и 157,3 тыс. тонн каботажных грузов (навигационный период в порту длится с середины мая до середины ноября с возможными отклонениями по погодным условиям).

Сокращение объемов перевозок отразилось на экономике предприятий и, как следствие, на техническом состоянии флота. Зачастую судовладелец не в состоянии обновить свой флот, а иногда не видит в этом смысла из-за малого объема груза. И продолжает эксплуатацию старых судов, вкладывая минимальные средства для поддержания их в нормальном техническом состоянии, без учета каких-либо перспектив.

По данным Информационно-координационного центра государственного портового контроля (ИЦГПК), опубликованным в электронном реестре судов, по состоянию на 31.12.2014 г. средний возраст судов под российским флагом составил 27 лет (в 2013 г. – 28 лет, 2012 г. – 28 лет, 2011 г. – 29 лет). Хотя, по приведенным данным, и наблюдается омоложение флота, но не настолько, чтобы вселять оптимизм.

Несмотря на то что перевозки сократились, работы для инспекции государственного портового контроля стало значительно больше. Связано это с внесением изменений в нормативно-правовые документы, которыми руководствуется Служба капитана морского порта. У инспекторов появились обязанности оформлять приход/выход судов, производить осмотр всех судов, прибывших на акваторию порта или выходящих из него, независимо от того, являются эти суда морскими или судами внутреннего плавания (в результате количество судозаходов в навигацию 2013 года составило 369, 2014 года – 723, 2015 года – 545).

Между тем возраст судов требует от инспектора более тщательного осмотра судна при оформлении разрешения на выход из порта. Особенно это относится к судам, совершающим международные рейсы, поскольку такие суда подвергаются осмотру и за границей в соответствии с Токийским меморандумом, и в случае выявления серьезных недостатков суда могут быть задержаны в порту до устранения выявленных недостатков. Кроме того, все выявленные недостатки войдут в ежегодную статистику, а к судам, имеющим большое количество недостатков, применяются дополнительные проверки. Все это сказывается как на имидже компании, эксплуатирующей такие суда, так и на имидже флота, ходящего под флагом России.

Сегодня на фоне общей картины сокращения грузооборота порта существуют и положительные моменты. Так, в связи с утверждением приказа Министерства транспорта РФ от 24.12.2013 г. №483 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Николаевск-на-Амуре» значительно упростилась процедура прохождения судами фарватеров Амурского лимана, что значительно повысило привлекательность морского порта Николаевск-на-Амуре. Безопасность мореплавания при этом не снизилась, так как в основном все суда оборудованы новыми приборами и электронными картами, которые позволяют безопасно следовать по фарватерам лимана.

Рассматривая возможные перспективы развития как морского порта, так и морского транспорта, увеличения грузооборота порта, нужно отметить, что они есть. Связано это прежде всего с программой развития Дальнего Востока. Как только начнет восстанавливаться промышленность и хозяйственная деятельность в Николаевском районе, портах и пунктах Охотского моря, возникнет необходимость в строительстве различных сооружений, производственных мощностей и т.п. А значит, возникнет необходимость в развитии и флота, и соответствующей портовой инфраструктуры.

Морские порты №10 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Британский авианосец Queen Elizabeth прибыл в порт приписки

Британский авианосец Queen Elizabeth прибыл в порт приписки Новейший британский авианосец Queen Elizabeth прибыл сегодня в порт приписки Портсмут. Корабль оконч...

Теплоход «Курагино» получил пробоину при следовании по реке Ангаре

Теплоход «Курагино» получил пробоину при следовании по реке Ангаре Теплоход «Курагино» при следовании вниз по р. Ангара, в шивере Татарская (29,5км. от устья) ...

Российская экономика

Атомное первенство ВМФ РФ: какие стратегические субмарины получит Россия

Атомное первенство ВМФ РФ: какие стратегические субмарины получит Россия «Севмаш» ударными темпами работает над «пополнением» для ВМФ РФ – подлодок проектов «Ясень» и «Борей...

Работа в три смены: РФ строит в Приморье док для судов неограниченного водоизмещения

Работа в три смены: РФ строит в Приморье док для судов неограниченного водоизмещения На стройплощадке дальневосточной верфи «Звезда», возводящейся в Приморье, полным ходом идут строител...

Транспортная политика

Турчак предложил создать альтернативный маршруту «Рига- Одесса» транспортный путь на территории РФ

Турчак предложил создать альтернативный маршруту «Рига- Одесса» транспортный путь на территории РФ Губернатор Псковской области предложил создать альтернативный маршруту «Рига - Одесса» транспортный ...

Турчак предложил создать маршрут для доставки грузов из Калининграда в Москву через Псков

Турчак предложил создать маршрут для доставки грузов из Калининграда в Москву через Псков Губернатор Псковской области Андрей Турчак в среду предложил создать грузовой логистический маршрут ...

Морские порты

В январе-июле Белгород-Днестровский порт сократил грузооборот на 23,8%

В январе-июле Белгород-Днестровский порт сократил грузооборот на 23,8% Белгород-Днестровский морской порт в январе-июле 2016 года сократил грузооборот по сравнению с анало...

СУЭК в 2017 году планирует в 200 раз уменьшить эрозию угольной пыли в Мурманском порту

СУЭК в 2017 году планирует в 200 раз уменьшить эрозию угольной пыли в Мурманском порту Сибирская угольная энергетическая компания в 2017 году планирует сократить в 200 раз эрозию угольной...




Морской транспорт

Новые паромы на линии Балтийск - Усть-Луга позволят влиять на тарифы транзитеров - Алиханов

Новые паромы на линии Балтийск - Усть-Луга позволят влиять на тарифы транзитеров - Алиханов Развитие паромной линии Балтийск - Усть-Луга в Калининградской области позволит влиять на транзитную...

Датская Maersk оценивает потери от атаки вируса-вымогателя Petya в $200-300 млн

Датская Maersk оценивает потери от атаки вируса-вымогателя Petya в $200-300 млн Датская судоходная и логистическая компания A.P. Moller-Maersk (Мёллер-Мэрск груп) оценивает...

Речной транспорт

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно Ульяновский транспортный прокурор обратился в суд, чтобы обязать ООО «Ульяновская судоходная компани...

Должников Канала имени Москвы оставят без электричества – руководство канала

Должников Канала имени Москвы оставят без электричества – руководство канала Ревизия энергетического комплекса ФГБУ «Канал имени Москвы» выявила серьезные нарушения в расчетах п...

Ж/Д транспорт

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб.

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб. Global Ports подписал соглашение о продаже 100% акций логистического комплекса «Логистика- Терми...

Скандал с Siemens по турбинам не отразится на сотрудничестве компании с РЖД - Мишарин

Скандал с Siemens по турбинам не отразится на сотрудничестве компании с РЖД - Мишарин Скандал, связанный с поставкой в Крым газовых турбин Siemens, не отразится на сотрудничестве германс...

Авто транспорт

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде Министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев торжественно ...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...