Будущее порта зависит от восстановления промышленности

Морские порты
Будущее порта зависит от восстановления промышленности

13 августа 2015 года город-порт Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край), расположенный на левом берегу в устье реки Амур, отметил свое 165-летие со дня основания. Заложенное в 1850 году Г.И. Невельским военное поселение Николаевский пост благодаря выгодному географическому положению быстро приобретает важное для России значение. В 1855 году этот пост был назначен главным портом на Тихоокеанском побережье. Уже в навигацию 1857 года порт начали посещать морские суда многих государств. Особенно частыми гостями были японцы и китайцы ввиду завязавшихся в то время отношений с этими государствами.

История Николаевска-на-Амуре богата на события и имена. Здесь в мореходном училище учился будущий адмирал С.О. Макаров; город посещали путешественники Н.М. Пржевальский, В.К. Арсеньев, писатели А.П. Чехов, А.А. Фадеев; здесь служили изобретатель А.Ф. Можайский и полярный исследователь Г.Я. Седов.

Сегодня перспективы развития города-порта связаны с развитием промышленности в регионе: будет развиваться промышленность – будут развиваться морские и речные перевозки, флот и портовая инфраструктура.

Андрей Спиридонов, капитан морского порта Николаевск-на-Амуре, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

До 1914 года порт Николаевск-на-Амуре представлял собой множество частных предприятий и хозяйств. Строился он без какого-либо общего плана. В 1914-м правительством было принято решение создать в Николаевске-на-Амуре технически оборудованный порт и ввести в нем управление на основе устава торгового порта. В этом же году в торговом порту была создана служба портового надзора, к которой были приписаны порты Александровск-Сахалинский, Де-Кастри и Охотск.

В 1923 году был утвержден штат службы: капитан порта и портовый надзиратель, которые осуществляли контроль за безопасностью мореплавания, а также старшие портнадзиратели в приписных пунктах. С течением времени служба портового надзора меняла свое название и входила в состав различных ведомств. В настоящий момент она называется Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Николаевск-на-Амуре.

Взлеты и падения

Морской порт Николаевск-на-Амуре является устьевым портом и принимает суда, следующие как из морских районов, так и с внутренних водных путей (р. Амур). За свою историю город-порт пережил этапы экономического подъема и спада.

Наибольший грузооборот порта был достигнут в 70-е годы прошлого столетия, когда поступающие грузы в Николаевский район, Аян, Чумикан, Охотск, Москальво составляли 700-800 тыс. тонн в год. Это было связано с быстрым развитием города, населенных пунктов района, портов на о.Сахалин, грузы и необходимое оборудование для которых шли через морской порт Николаевск-на-Амуре. Следует также отметить, что отсюда, из морского порта Маго и других погрузочных пунктов, расположенных на берегах Амура, в страны Азии (Японию, Южную Корею, Китай) отправлялось большое количество круглого леса – до 1 млн кубометров в навигацию.

Развитие грузоперевозок в регионе неразрывно с деятельностью «Амурского пароходства», которое является одним из старейших промышленных предприятий Дальнего Востока России. Его история тесно связана с возникновением и развитием судоходства по Амуру.

Необходимость в перевозках грузов из речных портов, расположенных на берегах Амура и имеющих железнодорожное сообщение, в морские порты и пункты, расположенные на побережье Охотского моря и на о.Сахалин, для «Амурского пароходства» стало стимулом к развитию и обновлению флота. Прежде всего обновление коснулось судов «река-море» плавания. Новые суда могли перевозить грузы из речных портов в морские без перевалки груза в Николаевске-на-Амуре, осуществляя в этом порту только формальности по оформлению выхода судов в морской район плавания. Работа судов типа «река-море» оказалась настолько эффективной, что позволила почти полностью перевозить востребованные объемы круглого леса без участия иностранных судов и судов других пароходств.

Самое сложное время в истории порта, города и Николаевского района – время перестройки и 90-е годы ХХ века. Объемы перерабатываемых грузов упали сначала до 450 тыс. тонн, затем до 350 тыс. тонн, а в 1995 году – до 74 тыс. тонн (в 2015 году объем перерабатываемых портом грузов составил 110 тыс. тонн).

Сокращение объема перевозок прежде всего было связано с закрытием градообразующих предприятий в городе и районе, соответственно, пропала необходимость в доставке грузов и оборудования на эти предприятия. Прекратил существование Николаевский-на-Амуре судоремонтный и судостроительный завод №3 (был создан в 1943 г.), который обеспечивал работой основное население города, поддерживал развитие городской инфраструктуры. Закрылся завод крупнопанельного домостроения «МОБИЛЬ», другие значимые для города предприятия, многие ограничивали свои производственные мощности. Начался массовый отток населения из города и района. Все это, безусловно, сказалось и на объемах перерабатываемых грузов в порту.

Основные задачи и перспективы

В настоящее время основной задачей морского порта Николаевск-на-Амуре продолжает оставаться перевалка грузов, доставляемых речными судами, на морские суда для последующей перевозки их в пункты Охотского побережья и северного Сахалина. Кроме того, из самого порта осуществляется вывоз древесины, заготовленной на лесоучастках по берегам реки Амур, в иностранные порты (объем перевозок сильно сократился из-за заградительных пошлин, введенных поэтапно российским правительством).

В навигацию 2015 года через Николаевск-на-Амуре было отправлено 259,8 тыс. тонн экспортного груза и 157,3 тыс. тонн каботажных грузов (навигационный период в порту длится с середины мая до середины ноября с возможными отклонениями по погодным условиям).

Сокращение объемов перевозок отразилось на экономике предприятий и, как следствие, на техническом состоянии флота. Зачастую судовладелец не в состоянии обновить свой флот, а иногда не видит в этом смысла из-за малого объема груза. И продолжает эксплуатацию старых судов, вкладывая минимальные средства для поддержания их в нормальном техническом состоянии, без учета каких-либо перспектив.

По данным Информационно-координационного центра государственного портового контроля (ИЦГПК), опубликованным в электронном реестре судов, по состоянию на 31.12.2014 г. средний возраст судов под российским флагом составил 27 лет (в 2013 г. – 28 лет, 2012 г. – 28 лет, 2011 г. – 29 лет). Хотя, по приведенным данным, и наблюдается омоложение флота, но не настолько, чтобы вселять оптимизм.

Несмотря на то что перевозки сократились, работы для инспекции государственного портового контроля стало значительно больше. Связано это с внесением изменений в нормативно-правовые документы, которыми руководствуется Служба капитана морского порта. У инспекторов появились обязанности оформлять приход/выход судов, производить осмотр всех судов, прибывших на акваторию порта или выходящих из него, независимо от того, являются эти суда морскими или судами внутреннего плавания (в результате количество судозаходов в навигацию 2013 года составило 369, 2014 года – 723, 2015 года – 545).

Между тем возраст судов требует от инспектора более тщательного осмотра судна при оформлении разрешения на выход из порта. Особенно это относится к судам, совершающим международные рейсы, поскольку такие суда подвергаются осмотру и за границей в соответствии с Токийским меморандумом, и в случае выявления серьезных недостатков суда могут быть задержаны в порту до устранения выявленных недостатков. Кроме того, все выявленные недостатки войдут в ежегодную статистику, а к судам, имеющим большое количество недостатков, применяются дополнительные проверки. Все это сказывается как на имидже компании, эксплуатирующей такие суда, так и на имидже флота, ходящего под флагом России.

Сегодня на фоне общей картины сокращения грузооборота порта существуют и положительные моменты. Так, в связи с утверждением приказа Министерства транспорта РФ от 24.12.2013 г. №483 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Николаевск-на-Амуре» значительно упростилась процедура прохождения судами фарватеров Амурского лимана, что значительно повысило привлекательность морского порта Николаевск-на-Амуре. Безопасность мореплавания при этом не снизилась, так как в основном все суда оборудованы новыми приборами и электронными картами, которые позволяют безопасно следовать по фарватерам лимана.

Рассматривая возможные перспективы развития как морского порта, так и морского транспорта, увеличения грузооборота порта, нужно отметить, что они есть. Связано это прежде всего с программой развития Дальнего Востока. Как только начнет восстанавливаться промышленность и хозяйственная деятельность в Николаевском районе, портах и пунктах Охотского моря, возникнет необходимость в строительстве различных сооружений, производственных мощностей и т.п. А значит, возникнет необходимость в развитии и флота, и соответствующей портовой инфраструктуры.

Морские порты №10 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Задержанных в Ливии российских моряков освободили спустя два месяца

Задержанных в Ливии российских моряков освободили спустя два месяца Задержанные в Ливии российские моряки с сухогруза «Мерле» освобождены и вернулись на родину, сообщил...

Иранский корабль вынудил эсминец ВМС США изменить курс

Иранский корабль вынудил эсминец ВМС США изменить курс Эсминец ВМС США опасно сблизился с иранским «быстроходным судном» в Персидском заливе. Иранский кора...

Российская экономика

Эксперты разработали проект стратегии развития экспорта ж/д машиностроения

Эксперты разработали проект стратегии развития экспорта ж/д машиностроения Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) по заданию Минпромторга разработал проект стр...

Астраханский арбитраж признал банкротом судозавод «Красные баррикады»

Астраханский арбитраж признал банкротом судозавод «Красные баррикады» Арбитражный суд Астраханской области ввел процедуру наблюдения на одном из крупнейших в регионе судо...

Транспортная политика

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

В Госдуме придумали написать закон о медицинской помощи на транспорте

В Госдуме придумали написать закон о медицинской помощи на транспорте Комитет Госдумы по охране здоровья работает над предложениями по внесению изменений в ряд законов, р...

Морские порты

Резидент свободного порта создаст в Приморье Центр управления портофлотом

Резидент свободного порта создаст в Приморье Центр управления портофлотом Резидент свободного порта Владивосток компания «Терминал Астафьева» планирует создать Центр управлен...

Морской порт Санкт-Петербург направил на экологию 3,6 млн руб. в I квартале 2017 г.

Морской порт Санкт-Петербург направил на экологию 3,6 млн руб. в I квартале 2017 г. В I квартале 2017 года на реализацию экологической программы АО «Морской порт Санкт-Петербург» (...




Морской транспорт

СЗП перевезло 1,35 млн тонн грузов за I квартал 2017 г., на 7% больше чем годом ранее

СЗП перевезло 1,35 млн тонн грузов за I квартал 2017 г., на 7% больше чем годом ранее В 1 квартале 2017 года объём перевозок судами Северо-Западного пароходства (входит в UCL Holding...

«Геоизол» повторно получил контракт на реконструкцию производственных мощностей СНСЗ

«Геоизол» повторно получил контракт на реконструкцию производственных мощностей СНСЗ ООО «Геоизол» повторно получило контракт на техническое перевооружение и реконструкцию судоспусковог...

Речной транспорт

Завод «Красное Сормово» спустит на воду второй танкер-химовоз для компании «Волготранс»

Завод «Красное Сормово» спустит на воду второй танкер-химовоз для компании «Волготранс» Спуск второго танкера-химовоза проекта RST27, строительство которого ведет завод «Красное Сормово» &...

На Городецком гидроузле Волги торжественно открылась навигация

На Городецком гидроузле Волги торжественно открылась навигация 25 апреля на шлюзе №13 Городецкого гидроузла (филиал ФБУ «Администрация Волжского бассейна»)...

Ж/Д транспорт

Акции ОВК на Московской бирже упали на 8,6% после объявления цены размещения на SPO

Акции ОВК на Московской бирже упали на 8,6% после объявления цены размещения на SPO Акции Объединенной вагонной компании (ОВК) на торгах Московской бирже упали на 8,6%, до ...

Цена дополнительных акций ОВК в рамках SPO составит 720 руб. за бумагу

Цена дополнительных акций ОВК в рамках SPO составит 720 руб. за бумагу ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная вагонная компания» (ОВК) разместит 26 ...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...