Будущее порта зависит от восстановления промышленности - Морские вести России

Будущее порта зависит от восстановления промышленности

01.02.2017

Морские порты

13 августа 2015 года город-порт Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край), расположенный на левом берегу в устье реки Амур, отметил свое 165-летие со дня основания. Заложенное в 1850 году Г.И. Невельским военное поселение Николаевский пост благодаря выгодному географическому положению быстро приобретает важное для России значение. В 1855 году этот пост был назначен главным портом на Тихоокеанском побережье. Уже в навигацию 1857 года порт начали посещать морские суда многих государств. Особенно частыми гостями были японцы и китайцы ввиду завязавшихся в то время отношений с этими государствами.

История Николаевска-на-Амуре богата на события и имена. Здесь в мореходном училище учился будущий адмирал С.О. Макаров; город посещали путешественники Н.М. Пржевальский, В.К. Арсеньев, писатели А.П. Чехов, А.А. Фадеев; здесь служили изобретатель А.Ф. Можайский и полярный исследователь Г.Я. Седов.

Сегодня перспективы развития города-порта связаны с развитием промышленности в регионе: будет развиваться промышленность – будут развиваться морские и речные перевозки, флот и портовая инфраструктура.

Андрей Спиридонов, капитан морского порта Николаевск-на-Амуре, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

До 1914 года порт Николаевск-на-Амуре представлял собой множество частных предприятий и хозяйств. Строился он без какого-либо общего плана. В 1914-м правительством было принято решение создать в Николаевске-на-Амуре технически оборудованный порт и ввести в нем управление на основе устава торгового порта. В этом же году в торговом порту была создана служба портового надзора, к которой были приписаны порты Александровск-Сахалинский, Де-Кастри и Охотск.

В 1923 году был утвержден штат службы: капитан порта и портовый надзиратель, которые осуществляли контроль за безопасностью мореплавания, а также старшие портнадзиратели в приписных пунктах. С течением времени служба портового надзора меняла свое название и входила в состав различных ведомств. В настоящий момент она называется Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Николаевск-на-Амуре.

Взлеты и падения

Морской порт Николаевск-на-Амуре является устьевым портом и принимает суда, следующие как из морских районов, так и с внутренних водных путей (р. Амур). За свою историю город-порт пережил этапы экономического подъема и спада.

Наибольший грузооборот порта был достигнут в 70-е годы прошлого столетия, когда поступающие грузы в Николаевский район, Аян, Чумикан, Охотск, Москальво составляли 700-800 тыс. тонн в год. Это было связано с быстрым развитием города, населенных пунктов района, портов на о.Сахалин, грузы и необходимое оборудование для которых шли через морской порт Николаевск-на-Амуре. Следует также отметить, что отсюда, из морского порта Маго и других погрузочных пунктов, расположенных на берегах Амура, в страны Азии (Японию, Южную Корею, Китай) отправлялось большое количество круглого леса – до 1 млн кубометров в навигацию.

Развитие грузоперевозок в регионе неразрывно с деятельностью «Амурского пароходства», которое является одним из старейших промышленных предприятий Дальнего Востока России. Его история тесно связана с возникновением и развитием судоходства по Амуру.

Необходимость в перевозках грузов из речных портов, расположенных на берегах Амура и имеющих железнодорожное сообщение, в морские порты и пункты, расположенные на побережье Охотского моря и на о.Сахалин, для «Амурского пароходства» стало стимулом к развитию и обновлению флота. Прежде всего обновление коснулось судов «река-море» плавания. Новые суда могли перевозить грузы из речных портов в морские без перевалки груза в Николаевске-на-Амуре, осуществляя в этом порту только формальности по оформлению выхода судов в морской район плавания. Работа судов типа «река-море» оказалась настолько эффективной, что позволила почти полностью перевозить востребованные объемы круглого леса без участия иностранных судов и судов других пароходств.

Самое сложное время в истории порта, города и Николаевского района – время перестройки и 90-е годы ХХ века. Объемы перерабатываемых грузов упали сначала до 450 тыс. тонн, затем до 350 тыс. тонн, а в 1995 году – до 74 тыс. тонн (в 2015 году объем перерабатываемых портом грузов составил 110 тыс. тонн).

Сокращение объема перевозок прежде всего было связано с закрытием градообразующих предприятий в городе и районе, соответственно, пропала необходимость в доставке грузов и оборудования на эти предприятия. Прекратил существование Николаевский-на-Амуре судоремонтный и судостроительный завод №3 (был создан в 1943 г.), который обеспечивал работой основное население города, поддерживал развитие городской инфраструктуры. Закрылся завод крупнопанельного домостроения «МОБИЛЬ», другие значимые для города предприятия, многие ограничивали свои производственные мощности. Начался массовый отток населения из города и района. Все это, безусловно, сказалось и на объемах перерабатываемых грузов в порту.

Основные задачи и перспективы

В настоящее время основной задачей морского порта Николаевск-на-Амуре продолжает оставаться перевалка грузов, доставляемых речными судами, на морские суда для последующей перевозки их в пункты Охотского побережья и северного Сахалина. Кроме того, из самого порта осуществляется вывоз древесины, заготовленной на лесоучастках по берегам реки Амур, в иностранные порты (объем перевозок сильно сократился из-за заградительных пошлин, введенных поэтапно российским правительством).

В навигацию 2015 года через Николаевск-на-Амуре было отправлено 259,8 тыс. тонн экспортного груза и 157,3 тыс. тонн каботажных грузов (навигационный период в порту длится с середины мая до середины ноября с возможными отклонениями по погодным условиям).

Сокращение объемов перевозок отразилось на экономике предприятий и, как следствие, на техническом состоянии флота. Зачастую судовладелец не в состоянии обновить свой флот, а иногда не видит в этом смысла из-за малого объема груза. И продолжает эксплуатацию старых судов, вкладывая минимальные средства для поддержания их в нормальном техническом состоянии, без учета каких-либо перспектив.

По данным Информационно-координационного центра государственного портового контроля (ИЦГПК), опубликованным в электронном реестре судов, по состоянию на 31.12.2014 г. средний возраст судов под российским флагом составил 27 лет (в 2013 г. – 28 лет, 2012 г. – 28 лет, 2011 г. – 29 лет). Хотя, по приведенным данным, и наблюдается омоложение флота, но не настолько, чтобы вселять оптимизм.

Несмотря на то что перевозки сократились, работы для инспекции государственного портового контроля стало значительно больше. Связано это с внесением изменений в нормативно-правовые документы, которыми руководствуется Служба капитана морского порта. У инспекторов появились обязанности оформлять приход/выход судов, производить осмотр всех судов, прибывших на акваторию порта или выходящих из него, независимо от того, являются эти суда морскими или судами внутреннего плавания (в результате количество судозаходов в навигацию 2013 года составило 369, 2014 года – 723, 2015 года – 545).

Между тем возраст судов требует от инспектора более тщательного осмотра судна при оформлении разрешения на выход из порта. Особенно это относится к судам, совершающим международные рейсы, поскольку такие суда подвергаются осмотру и за границей в соответствии с Токийским меморандумом, и в случае выявления серьезных недостатков суда могут быть задержаны в порту до устранения выявленных недостатков. Кроме того, все выявленные недостатки войдут в ежегодную статистику, а к судам, имеющим большое количество недостатков, применяются дополнительные проверки. Все это сказывается как на имидже компании, эксплуатирующей такие суда, так и на имидже флота, ходящего под флагом России.

Сегодня на фоне общей картины сокращения грузооборота порта существуют и положительные моменты. Так, в связи с утверждением приказа Министерства транспорта РФ от 24.12.2013 г. №483 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Николаевск-на-Амуре» значительно упростилась процедура прохождения судами фарватеров Амурского лимана, что значительно повысило привлекательность морского порта Николаевск-на-Амуре. Безопасность мореплавания при этом не снизилась, так как в основном все суда оборудованы новыми приборами и электронными картами, которые позволяют безопасно следовать по фарватерам лимана.

Рассматривая возможные перспективы развития как морского порта, так и морского транспорта, увеличения грузооборота порта, нужно отметить, что они есть. Связано это прежде всего с программой развития Дальнего Востока. Как только начнет восстанавливаться промышленность и хозяйственная деятельность в Николаевском районе, портах и пунктах Охотского моря, возникнет необходимость в строительстве различных сооружений, производственных мощностей и т.п. А значит, возникнет необходимость в развитии и флота, и соответствующей портовой инфраструктуры.

Морские порты №10 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ