Печерский бассейн: Необходимо коренное улучшение судоходных условий - Морские вести России

Печерский бассейн: Необходимо коренное улучшение судоходных условий

01.02.2017

Речной транспорт

В соответствии с государственным заданием на 2016 г. и программой категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна, из них 1013 км магистральных водных путей с гарантированными габаритами на участке р. Печоры от г. Вуктыл до г. Нарьян-Мар, в том числе 779 км со светоотражающей обстановкой на участке от Печоры до г. Нарьян-Мара.


Антикризисные меры

Татьяна Кончина, руководитель ФБУ «Администрация «Печораводпуть»

Выполнение показателей государственного задания по содержанию внутренних водных путей является стратегической задачей Администрации.

Планы на предстоящую навигацию строятся при подведении итогов завершаемой навигации с учетом выделяемого объема субсидий на предстоящий год. План производства путевых работ, рассматриваемый вслед за утверждением плана финансово-хозяйственной деятельности, задает темп и стратегию работы всем подразделениям Администрации.

К сожалению, сложившаяся в 2016 г. экономическая ситуация в стране явилась причиной недофинансирования работ по содержанию водных путей бассейна. В Администрации была разработана программа антикризисных мероприятий:

– оптимизация рабочего ядра дноуглубительного флота, используемого при проведении работ в навигацию 2016 г.;

– оптимизация работы вспомогательных судов технического флота;

– привлечение средств на производство путевых работ за счет приносящей доход деятельности;

– уменьшение удельного расхода топлива на кубометр извлеченного грунта за счет применения усовершенствованных грунтозаборных устройств;

– сокращение текущих расходов.

На основе планирования

Своевременное планирование первоочередных потребностей в материалах и СЗЧ для проведения судоремонта, выпуска флота и осуществление закупочных процедур в установленные сроки позволили в течение зимнего судоремонта 2015-2016 гг. провети ремонт 59 судов, для выполнения путевых работ. Планирование сроков судоремонтных работ и сдача в техническую готовность предусматривали очередность ввода судов в эксплуатацию.

Только слаженная работа кадровой, экономической службы и службы флота (с учетом большого количества у плавсостава учреждения отгулов и продолжительных отпусков), эффективная работа комсостава судов и специалистов цехов на судоремонте позволили своевременно подготовить флот к навигации.

Навигация 2016 г. в Печорском бассейне началась раньше обычного. Учреждение приступило к работам по содержанию средств навигационного оборудования на 2-5 дней ранее установленных сроков и осуществляло обслуживание судоходной обстановки 14 обстановочными бригадами, в том числе на договорных условиях на участках р. Печоры от п. Троицко-Печорск до г. Нарьян-Мар, на р. Уса от г. Усинск до устья реки,

По гидрологическим условиям навигация 2016 г. была маловодной. На наиболее лимитирующем участке р. Печоры г. Печора – с. Усть-Уса уровни воды по водпосту Кожва ниже проектных значений наблюдались в течение 77 суток (52% навигационного периода) и снижались ниже проектного уровня на 82 см, однако гарантированные габариты пути были выдержаны на всех плесах бассейна.

Этому способствовало уменьшение слоя заносимости плеса после прохождения весеннего паводка на 15 см по сравнению с его среднемноголетним значением (установлено по методике определения слоя заносимости на свободных реках, разработанной ФБУ «Администрация «Печораводпуть»).

Уменьшение в связи с этим расчетных объемов дноуглубления при сокращении их фактических объемов и отказе от производства работ капитального характера, вызванных дефицитом бюджетного финансирования, позволило обеспечить поддержание минимальных глубин на 10-20 см выше дифференцированных.

Следует отметить, что недостаточное финансирование на протяжении последних лет ведет к тому, что в бассейне не проводятся работы по коренному улучшению судоходных условий, в результате чего ухудшаются качественные характеристики водных путей.

Путевые работы

На производстве дноуглубительных работ в навигационный период 2016 г. эксплуатировалось 3 земснаряда (1 земснаряд проекта 36-107(23-110) и 2 земснаряда проекта 324А) общей производительностью 1400 м3/ч. Объем выполненных землечерпательных работ за навигацию 2016 г. составил 554 тыс. м3, что крайне недостаточно для сохранения качественных параметров судовых ходов в виде повышения обеспеченности поддержания гарантированных габаритов пути в Печорском бассейне.

Сплошное траление судовых ходов и траление подходов к пристаням, причалам (по заявкам клиентуры) в навигацию 2016 г. выполнялось двумя специализированными тральными бригадами с привлечением обстановочных теплоходов.

Объем тральных работ, выполненных в навигацию 2016 г., составил 23,33 км2.

Две изыскательские русловые партии с начала навигации 2016 г. проводили работы по обследованию состояния русла с целью дальнейшего планирования работ по созданию безопасного пути. Подготовка плановых материалов для производства дноуглубительных работ осуществлялась в основном на спаде уровней, исходя из ограниченного периода земснарядов. В период межени безопасность судоходства обеспечивалась силами обстановочных бригад, в основном путем маневрирования знаков береговой и плавучей обстановки.

Специалисты-изыскатели выполняют с 2006 г. работы с использованием автоматизированных промерных изыскательских комплексов. В целях усовершенствования программных продуктов при взаимодействии со специалистами поставщика, обозначив свои замечания и предложения, доработали программное обеспечение, установленное в СОКах и АПИКах.

В навигацию 2016 г. представителем поставщика проведена со специалистами ИРП и комсоставом обстановочных судов техническая подготовка персонала в виде получения теоретических знаний и обучения практическим навыкам при эксплуатации судовых технологических комплексов (СОК, АПИК).

Работы по созданию и обновлению электронных навигационных карт – одна из составляющих ежегодной деятельности изы­скателей и картографической партии Администрации. За период навигации выполнено 97 съемок и на 221 км внутренних водных путей бассейна выполнены съемки для электронной картографии.

В течение пяти лет на обстановочных судах Администрации успешно используются судовые обстановочные комплексы (СОКи), на земснарядах – системы позиционирования на прорези (СКУП), что позволяет обеспечить качество разработки прорези и повысить скорость производства работ.

Флот

На 2016 год запланирована поставка в Администрацию еще двух СОКов и одного АПИКа. Учитывая, что вопросы безопасности судоходства всегда должны стоять на первом месте, необходимо продолжить оснащение технологического флота оборудованием с использованием современных навигационных технологий, что позволит повысить эффективность использования водных путей и контролировать ситуацию на судовом ходу в режиме реального времени.

По состоянию на 01.01.2016 на балансе Администрации находится 115 ед. флота. Из 115 ед. флота 103 ед. самортизированы на 100%. Но благодаря своевременному проведению планово-предупредительного ремонта при существующем износе судов 98 ед. (86%) от общего количества судов характеризуется с оценкой «годное».

Особое внимание уделено выполнению требований Российского речного регистра и предписаний экспертов РРР.

Выполнены модернизационные работы:

– по замене дизель-редукторного агрегата на т/х «Жаворонок» пр. 391;

– по установке плиты-котла ПК-6Э на т/х «Орлан» пр. 391.

В целях улучшения комфортности проживания экипажей судов замена обшивка из современных материалов в жилых, служебных и санитарно-бытовых помещениях судов «Сигнал», «Створ», «Перевал», «Ястреб», «Буревестник», «Турпан».

Выполнен значительный объем работ по замене металлического корпуса 15 ед. понтонов рефулеров земснарядов «Печорский-710», «Печорский-304/316», что позволило устранить водотечность и без проблем отработать в навигацию. Однако это не снимает острую необходимость приобретения резинотканевых грунтопроводов, что может быть решено только при выделении бюджетного финансирования на эти цели.

В 2014-2015 годах Администрация закупила буи из композитных материалов в количестве 91 единицы. К концу навигации 2016 г. в пригодном для использования состоянии осталось 77 буев. Причины повреждений - раскалывания корпуса буя при навале судов на него, либо перемещении при замыве якоря. Проблема хрупкости буев проста - недобросовестный производитель применил некачественное сырье при изготовлении буев.

Несмотря на трудности, сопровождавшие Администрацию весь 2016 г., коллектив выполнил государственное задание 2016 г. и готов к дальнейшей ответственной работе, четко понимая, что в Печорском бассейне водный транспорт является безальтернативным и должен надежно обеспечивать северный завоз грузов.  


Контроль в постоянном режиме


Андрей Проузин, и.о. первого заместителя руководителя – капитана Печорского бассейна ВВП

Навигация в Печорском бассейне ВВП завершена. Снежный покров для этого времени года небольшой, полыньи все затянуло, не дожидаясь открытия ледовых переправ, начались стихийные движения автомобилей через реки. Зима вступает в свои права.

В бассейне одна инспекция государственного портового контроля и, к сожалению, с 2012 года не полного штата. Вот почему в проверках судов наряду с двумя сотрудниками инспекции участвует и весь состав службы портконтроля: главный инспектор, начальник службы и и.о. капитана бассейна ВВП. Нагрузка на инспекцию и службу ГПК колеблется от 120 до 140 проверок судов в навигационный период на одного инспектора.

В 2016 году массовые проверки судов начали 5 мая, сразу с проходом ледохода. С завершением обслуживания навигационной обстановки проверки продолжаются. Начали подводить предварительные итоги работы за год. В процентном отношении результаты схожи с работой на протяжении трех последних лет.

По линии портового контроля на 18 ноября 2016 года проведено 433 инспекции, из них с замечаниями – 352 (81,3% от общего числа проверок), выявлено 1293 нарушения, что составляет в среднем 3 замечания на одну проверку, 78 судов задержано (18%, или почти каждое пятое судно). Количество замечаний снизилось с 4 в 2015 году до 3 на одну проверку. Снижение объясняется уменьшением замечаний, связанных с системой управления безопасностью.

В бассейне немного улучшилась ситуация с разработкой и внедрением системы управления безопасностью, однако остается достаточно много судовладельцев, где СУБ предприятия не разработана. Нет у судовладельцев должного понимания важности применения данной системы. Многие принимают СУБ как некое обременение, особенно те, у кого один теплоход, и сам судовладелец работает в составе экипажа своего судна.

Основные причины задержаний: просрочены или отсутствуют на борту судовые свидетельства и документы (ст. 14 КВВТ) – 655 нарушений (50%), свидетельства и документы по системе управления безопасностью (СУБ) – 273 нарушения (21%), по остальным категориям нарушения обязательных требований не превышают 5%.

Второй круг согласований

С начала работы государственного портового контроля в 2012 году, к сожалению, категория – документы Российского речного регистра – остаются на первом месте в списке нарушений. Причин много: от труднодоступности и удаленности эксплуатации судов от участка РРР до нерасторопности самих судовладельцев. Многие также считают, что трех экспертов РРР на весь Печорский бассейн ВВП недостаточно, в связи с чем, по их мнению, происходят задержки в выдаче документов. Но главная причина в другом, с чем столкнулись судовладельцы, – требовании переподтверждать произведенное ранее дооборудование и внесенные изменения в конструкцию судов. Ежегодно на суда выдавали документы классификационного органа, все изменения вносили в свидетельство о годности к плаванию. Сейчас же для их получения надо показать все чертежи и согласования на изменения в конструкции судов. Но у многих судовладельцев фактически это связано с очередной разработкой и оплатой нового недешевого проекта работ, уже выполненных и согласованных много лет (порой 30 лет и более) назад.

При выявлении злостных нарушителей направляем материалы в Северное УГМРН Ространснадзора и Печорскую транспортную прокуратуру. Взаимодействие в работе с Печорским линейным отделом Северного УГМРН Ространснадзора навести не удается. Из направленных материалов Госморречнадзор рассматривает в лучшем случае только каждое пятое. Участились случаи, когда Госморречнадзор, не разбираясь в направленных в их адрес материалах, отписывается, чем фактически дает одобрение судовладельцу на эксплуатацию в том числе временно задержанных судов без снятия задержания. Появились случаи, когда под п. 10 ст. 4.1 КВВТ пытаются подвести надзор за деятельностью служб дипломирования и государственной регистрации судов. Создан прецедент, когда инспектора Госморречнадзора не устраивает, что государственный портовый контроль входит в состав Администрации бассейна, и он в суде ставит под сомнение положения федеральных законов.

Удобства для инспектора

Существует достаточно много вопросов, не решенных до настоящего времени: например, когда в многодневных командировках на выезде инспекторам из-за неприспособленности выделяемых обстановочных судов для размещения дополнительных сотрудников приходится отдыхать в столовых экипажей. Часто возникают проблемы с занесением результатов проверок в систему инспектирования речных судов в установленный срок из-за слабого покрытия сети Интернет. Еще много мест в Печорском бассейне, где не работают модемы ни одного из операторов. Ожидание экипажа обстановочного судна, когда инспектор ГПК выполнит проверки и оформление документов, чтобы продолжить работу на своем участке, значительно удорожает себестоимость одной проверки. Пока за службой не будет закреплен хотя бы один автомобиль и один теплоход, об оперативности портового контроля речь вести нельзя.

По данным Северного филиала РРР, ни одно из 23 рыбопромысловых маломерных судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре по бассейну в навигацию для промежуточного освидетельствования между вторым и третьим годами, отсчитываемыми от даты первоначального или последнего очередного освидетельствования, не предъявлялись – это очередная проблема, которую предстоит выявлять и решать в навигацию 2017 года.

В бассейне нелегальными перевозками пассажиров занимаются более 30 владельцев моторных лодок и более 50 из них используют моторные лодки, зарегистрированные в ГИМС МЧС России в рыбном промысле. Владельцы лодок продолжают работать, пренебрегая всеми правилами безопасности, постоянно нарушая правила плавания, включая перевозки людей в ночное время, Управы на них найти не могут.

В навигацию 2016 года зафиксирован инцидент попадания лодки, поднадзорной ГИМС МЧС РФ, с пассажирами под аппарель парома – обошлось без последствий. Неоднократно направляются письма в различные инстанции, но лодки как работали, так и работают, в том числе осуществляя перевозки людей в ледовых, с достаточно серьезными торошениями, условиях.

Продолжена практика проверки инспекторами ГПК в осенний период всех судов, работающих в бассейне на переправах, на предмет готовности к эксплуатации с наступлением отрицательных температур. За навигацию из 14 заявлений на разовый переход выдано 7 разрешений и по семи принято решение об отказе.

Государственная регистрация

С начала 2016 года проведено 70 государственных регистраций, отказано в государственной регистрации по трем заявлениям. Выдано 59 свидетельств, 4 судовых билета, исключено из Государственного судового реестра 10 единиц, зарегистрировано 10 договоров аренды судов без экипажей.

Вопросы по снятию судов с Государственного судового реестра при продаже для последующей утилизации остаются неурегулированными. Ни продавец, ни новый судовладелец не считают нужным снимать с учета подлежащие разделке суда. Основным остается получение денег за сданный металлолом, других вопросов у занимающихся металлоломным бизнесом не существует.

Службой дипломирования в 2016 году выдано: 31 диплом, 103 подтверждения к дипломам, 111 квалификационных свидетельств. Прошли аттестацию 14 кандидатов на должность ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства.

Завершая год, смотрим с оптимизмом в будущее и готовимся к началу навигации 2017 года.


Морские вести России №17, 2016 г.
ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика