Выжидательная приватизация

Российская экономика
Выжидательная приватизация

Правительство РФ давно собирается устроить большую распродажу, выходя из капитала крупнейших компаний. С тех пор, как был принят план приватизации, прошло три года, а проданные активы можно пересчитать по пальцам одной руки.

Главные кандидаты на сегодня – «Роснефть» и «Башнефть», доход от их продажи мог бы принести в бюджет до 1 трлн рублей. Но чиновники не спешат расставаться с частью «Роснефти», а с «Башнефтью» ситуация еще сложнее, потому что купить ее хочет сама «Роснефть». Возможно, единственным активом, реализованным в 2016 году, так и останутся около 11% акций компании «Алроса» за 52 млрд рублей.

Александра Васильцева

Нет офшорам и кредитам госбанков

Правительство РФ приняло решение о большой распродаже госактивов еще в 2013 году. В списке фигурировали почти 20 крупнейших компаний, в том числе «Совкомфлот», РЖД, ВТБ, «Аэрофлот» и другие (см. «Большая распродажа»), а также около 1500 других госпредприятий. Но за прошедшие два года чиновники успели продать лишь около 200 компаний, из крупных – долю в ПАО «Интер РАО», причем она досталась государственному «Роснефтегазу».

Крупная волна приватизации была запланирована на 2016 год. В мае текущего года министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что правительство рассчитывает выручить почти 1 трлн рублей, реализовав пакеты «Роснефти», «Башнефти», «Совкомфлота», «Алросы» и ВТБ.

В феврале 2016-го президент Владимир Путин провел совещание, посвященное грядущей распродаже, на котором присутствовали главы компаний РЖД, ВТБ, «Алросы», «Аэрофлота», «Роснефти», «Башнефти» и «Совкомфлота». В.Путин поторопил членов правительства, а также обозначил несколько важных условий приватизации: сделки должны быть прозрачными, а государство не может потерять контроль над стратегическими активами; покупатель должен иметь хорошую деловую репутацию и четкую стратегию развития актива, а кроме того, находиться в российской юрисдикции.

«Серые схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей недопустимы, – подчеркнул президент. – Мы уже давно говорим о деофшоризации, и в этих условиях идти на новую приватизацию, допуская дальнейшую офшоризацию российской экономики, неправильно».

Глава государства также призвал избежать продажи компаний по бросовым ценам. «Реализация госимущества должна быть экономически оправданна, целесообразна, нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка. Конечно, мы с вами знаем, что некоторые вещи друг другу противоречат – нужно находить золотую середину», – заключил В. Путин и добавил, что покупатели, используя кредитные ресурсы, не должны привлекать госбанки.

Аналитики по итогам совещания отмечали, что рынок находится на дне и избежать дешевых продаж вряд ли получится. Главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров предполагал, что приватизация, вероятно, будет происходить между сентябрьскими выборами в Госдуму и концом 2016 года. «Потом стартует президентская гонка, и в это время принимать непопулярные решения (продажу госактивов по низким ценам. – Ред. «Морские порты») власть тоже не будет без крайней на то необходимости», – пояснял эксперт.

Проданная «Алроса»

Большая распродажа началась в июле, когда государство через агента – «ВТБ Капитал» – выставило на торги 10,9% акций алмазодобывающей компании «Алроса». Покупателем оказалось большое количество частных инвесторов, в том числе 35% из России, 35% из Европы, 25% из Азии и Ближнего Востока, остальные 5% из Америки. В сумме они заплатили 52,2 млрд рублей, что вполне соответствовало ожиданиям чиновников.

Вырученная сумма превосходит суммарные доходы от продажи госимущества в 2014 и 2015 годах (см. «Замедлившаяся приватизация»). «Размещение «Алросы» произошло быстро и успешно. Мы увидели, что качественная компания может размещаться успешно в любое время», – заявил глава Московской биржи Александр Афанасьев.

Но на этом большая приватизация пока и закончилась. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев также в июле заявил в интервью Financial Times, что продажа компании сейчас невыгодна ни государству, ни ей самой. Он напомнил, что именно «Аэрофлот» после банкротства «Трансаэро» обеспечил перелет 1,96 млн пассажиров и выплатил компенсации, это обошлось перевозчику в 17 млрд рублей. По словам топ-менеджера, два года назад государство, продав 10%-процентную долю «Аэрофлота», могло бы заработать $300 млн. Теперь же, чтобы выручить такую сумму, нужно продать 25% акций.

Приватизация «Совкомфлота» предположительно состоится лишь в первом квартале 2017 года, рассказал президент компании Сергей Франк агентству Bloomberg в конце июня. Топ-менеджер тогда связывал результаты IPO с предстоящим в Великобритании голосованием о выходе из Евросоюза.

«Важно, чтобы Лондон продолжал функционировать как международный морской узел и не появилось никаких дополнительных препятствий для судоходства», – цитировала С.Франка газета «Ведомости». В начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев назначил «ВТБ Капитал» инвестиционным консультантом по приватизации 25% минус одна акция «Совкомфлота». Впрочем, определенности со сроками до сих пор нет. Ранее А.Улюкаев в интервью телеканалу «Россия 24» оценивал стоимость этого пакета в 24 млрд рублей.

Продать госдолю в ВТБ мешают санкции, утверждал президент банка Андрей Костин в мае текущего года. Они отсекают большой пласт инвесторов, заинтересованных в этом активе. Позже вице-премьер Игорь Шувалов также говорил, что реализация пакета 10,9% акций едва ли состоится в 2016 году.

Еще одним объектом на продажу в обозримом будущем являются акции ОАО «РЖД», тем более глава компании Олег Белозеров присутствовал на совещании у В. Путина, посвященном приватизации. Но едва ли гигантский перевозчик будет продан в текущем году, говорил в мае министр транспорта Максим Соколов. Хотя приватизация могла бы принести в казну значительную сумму.

Весной 2016 года О.Белозеров оценил стоимость железнодорожной монополии в 2-4,5 трлн рублей. Таким образом, реализация 25% акций РЖД дала бы госбюджету от 500 млрд до 1,125 трлн рублей. Впрочем, найти инвесторов на такую огромную сумму действительно нелегко.

Против приватизации «Ростелекома» выступают спецслужбы и Минобороны. Кроме того, недавно секретарь Совета безопасности Николай Патрушев направил президенту Путину письмо, предложив создать отдельную сеть связи для госорганов. Реализация проекта, по информации «Ведомостей», обойдется более чем в 660 млрд рублей (в том числе 580 млрд бюджетных). Если оператором новой сети станет «Ростелеком», то компанию нельзя будет продать частному инвестору.

Замедлившаяся приватизация

За 2014 и 2015 годы чиновники пустили с молотка 210 предприятий и приняли распоряжения об условиях приватизации еще 188 компаний – значительно меньше, чем было в планах. Среди крупнейших продаж в 2014 году фигурировало 13,76% акций ОАО «Интер РАО» за 18,8 млрд рублей и 100% акций ОАО «Архангельский траловый флот» за 2,2 млрд рублей.

В 2014-м бюджет получил от приватизации 29,1 млрд рублей, но в 2015-м цифра сократился до 7,4 млрд рублей. Крупных продаж не было совсем. Причина – волатильность финансовых рынков и высокая стоимость заемных средств, поясняли в отчете представители Росимущества. Напомним, в конце 2014 года Центробанк РФ поднял ключевую ставку до 17%, фактически отрезав многих потенциальных инвесторов от кредитов. Сейчас ставка составляет 10,5%.

Список объектов приватизации постоянно пополняется. Например, в 2016 году в него добавили ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт».

Большая распродажа

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил план большой приватизации три года назад (распоряжение Правительства РФ от 01.07.2013 г. №1111-р). Так, в 2014-2016 годах государство планировало выйти из капитала «Объединенной зерновой компании», «Росспиртпрома», «Ростелекома», «Роснано», «Интер РАО», аэропортов Шереметьево и Внуково.

Кроме того, чиновники собирались сократить долю в «Алросе» (до 25% акций), «Аэрофлоте» (до 25% акций), «Совкомфлоте» (до 25% акций), «РусГидро» (до 50% акций), банке ВТБ (до 50% акций), РЖД (до 75% акций), «Транснефти» (до 75% акций), «Уралвагонзаводе» (до 75% акций), «Государственной транспортной лизинговой компании» (до 75% акций), «Зарубежнефти» (до 90% акций).

В документе подчеркивалось, что сокращение участия в ВТБ должно координироваться и с выходом государства из капитала «Сбербанка». Еще до 2024 года планировалось сокращение доли в «Объединенной авиастроительной корпорации» (до 50% акций) и «Объединенной судостроительной корпорации» (до 75% акций).

Отдельным пунктом шла «Роснефть». Сейчас 69,5% принадлежит государственному АО «Роснефтегаз». По задумке чиновников, до 2016 года «Роснефтегаз» должен был сократить свою долю в «Роснефти» до 50%.

Помимо крупнейших компаний государство планировало приватизировать около 500 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и продать находящиеся в федеральной собственности акции 977 компаний – например, Самарского речного порта, аэропортов Мурманска и Архангельска, машиностроительного завода «Арсенал», «Чеченнефтехимпрома» (владеет нефтяными скважинами и нефтеперерабатывающими заводами). На аукцион также планировалось выставить 1470 иных объектов (например, зданий, земельных участков, морских судов).

Морские порты №6 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи»

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» «Адмиралтейские верфи» (входят в ОСК) согласились построить батискаф для спуска на дно Мариа...

Координационный совет ОСК оценит эффект внедрения ПС на заводе «Красное Сормово»

Координационный совет ОСК оценит эффект внедрения ПС на заводе «Красное Сормово» 11 декабря 2018 года Координационный совет по развитию производственной системы (ПС) ОСК во ...

Российская экономика

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Промсвязьбанк и подписали кредитны...

Россия может нарастить вылов в водах Арктики на 80-100 тыс. тонн

Россия может нарастить вылов в водах Арктики на 80-100 тыс. тонн Для этого необходимы научные исследования, технологии переработки и рынки сбыта.

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт Правительство Амурской области и администрация Благовещенска оформляют заявку на получение статуса с...

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов Площадку под строительство терминала посетил 7 декабря в ходе поездки во Владивосток заместитель мин...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...