Выжидательная приватизация

Российская экономика
Выжидательная приватизация

Правительство РФ давно собирается устроить большую распродажу, выходя из капитала крупнейших компаний. С тех пор, как был принят план приватизации, прошло три года, а проданные активы можно пересчитать по пальцам одной руки.

Главные кандидаты на сегодня – «Роснефть» и «Башнефть», доход от их продажи мог бы принести в бюджет до 1 трлн рублей. Но чиновники не спешат расставаться с частью «Роснефти», а с «Башнефтью» ситуация еще сложнее, потому что купить ее хочет сама «Роснефть». Возможно, единственным активом, реализованным в 2016 году, так и останутся около 11% акций компании «Алроса» за 52 млрд рублей.

Александра Васильцева

Нет офшорам и кредитам госбанков

Правительство РФ приняло решение о большой распродаже госактивов еще в 2013 году. В списке фигурировали почти 20 крупнейших компаний, в том числе «Совкомфлот», РЖД, ВТБ, «Аэрофлот» и другие (см. «Большая распродажа»), а также около 1500 других госпредприятий. Но за прошедшие два года чиновники успели продать лишь около 200 компаний, из крупных – долю в ПАО «Интер РАО», причем она досталась государственному «Роснефтегазу».

Крупная волна приватизации была запланирована на 2016 год. В мае текущего года министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что правительство рассчитывает выручить почти 1 трлн рублей, реализовав пакеты «Роснефти», «Башнефти», «Совкомфлота», «Алросы» и ВТБ.

В феврале 2016-го президент Владимир Путин провел совещание, посвященное грядущей распродаже, на котором присутствовали главы компаний РЖД, ВТБ, «Алросы», «Аэрофлота», «Роснефти», «Башнефти» и «Совкомфлота». В.Путин поторопил членов правительства, а также обозначил несколько важных условий приватизации: сделки должны быть прозрачными, а государство не может потерять контроль над стратегическими активами; покупатель должен иметь хорошую деловую репутацию и четкую стратегию развития актива, а кроме того, находиться в российской юрисдикции.

«Серые схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей недопустимы, – подчеркнул президент. – Мы уже давно говорим о деофшоризации, и в этих условиях идти на новую приватизацию, допуская дальнейшую офшоризацию российской экономики, неправильно».

Глава государства также призвал избежать продажи компаний по бросовым ценам. «Реализация госимущества должна быть экономически оправданна, целесообразна, нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка. Конечно, мы с вами знаем, что некоторые вещи друг другу противоречат – нужно находить золотую середину», – заключил В. Путин и добавил, что покупатели, используя кредитные ресурсы, не должны привлекать госбанки.

Аналитики по итогам совещания отмечали, что рынок находится на дне и избежать дешевых продаж вряд ли получится. Главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров предполагал, что приватизация, вероятно, будет происходить между сентябрьскими выборами в Госдуму и концом 2016 года. «Потом стартует президентская гонка, и в это время принимать непопулярные решения (продажу госактивов по низким ценам. – Ред. «Морские порты») власть тоже не будет без крайней на то необходимости», – пояснял эксперт.

Проданная «Алроса»

Большая распродажа началась в июле, когда государство через агента – «ВТБ Капитал» – выставило на торги 10,9% акций алмазодобывающей компании «Алроса». Покупателем оказалось большое количество частных инвесторов, в том числе 35% из России, 35% из Европы, 25% из Азии и Ближнего Востока, остальные 5% из Америки. В сумме они заплатили 52,2 млрд рублей, что вполне соответствовало ожиданиям чиновников.

Вырученная сумма превосходит суммарные доходы от продажи госимущества в 2014 и 2015 годах (см. «Замедлившаяся приватизация»). «Размещение «Алросы» произошло быстро и успешно. Мы увидели, что качественная компания может размещаться успешно в любое время», – заявил глава Московской биржи Александр Афанасьев.

Но на этом большая приватизация пока и закончилась. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев также в июле заявил в интервью Financial Times, что продажа компании сейчас невыгодна ни государству, ни ей самой. Он напомнил, что именно «Аэрофлот» после банкротства «Трансаэро» обеспечил перелет 1,96 млн пассажиров и выплатил компенсации, это обошлось перевозчику в 17 млрд рублей. По словам топ-менеджера, два года назад государство, продав 10%-процентную долю «Аэрофлота», могло бы заработать $300 млн. Теперь же, чтобы выручить такую сумму, нужно продать 25% акций.

Приватизация «Совкомфлота» предположительно состоится лишь в первом квартале 2017 года, рассказал президент компании Сергей Франк агентству Bloomberg в конце июня. Топ-менеджер тогда связывал результаты IPO с предстоящим в Великобритании голосованием о выходе из Евросоюза.

«Важно, чтобы Лондон продолжал функционировать как международный морской узел и не появилось никаких дополнительных препятствий для судоходства», – цитировала С.Франка газета «Ведомости». В начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев назначил «ВТБ Капитал» инвестиционным консультантом по приватизации 25% минус одна акция «Совкомфлота». Впрочем, определенности со сроками до сих пор нет. Ранее А.Улюкаев в интервью телеканалу «Россия 24» оценивал стоимость этого пакета в 24 млрд рублей.

Продать госдолю в ВТБ мешают санкции, утверждал президент банка Андрей Костин в мае текущего года. Они отсекают большой пласт инвесторов, заинтересованных в этом активе. Позже вице-премьер Игорь Шувалов также говорил, что реализация пакета 10,9% акций едва ли состоится в 2016 году.

Еще одним объектом на продажу в обозримом будущем являются акции ОАО «РЖД», тем более глава компании Олег Белозеров присутствовал на совещании у В. Путина, посвященном приватизации. Но едва ли гигантский перевозчик будет продан в текущем году, говорил в мае министр транспорта Максим Соколов. Хотя приватизация могла бы принести в казну значительную сумму.

Весной 2016 года О.Белозеров оценил стоимость железнодорожной монополии в 2-4,5 трлн рублей. Таким образом, реализация 25% акций РЖД дала бы госбюджету от 500 млрд до 1,125 трлн рублей. Впрочем, найти инвесторов на такую огромную сумму действительно нелегко.

Против приватизации «Ростелекома» выступают спецслужбы и Минобороны. Кроме того, недавно секретарь Совета безопасности Николай Патрушев направил президенту Путину письмо, предложив создать отдельную сеть связи для госорганов. Реализация проекта, по информации «Ведомостей», обойдется более чем в 660 млрд рублей (в том числе 580 млрд бюджетных). Если оператором новой сети станет «Ростелеком», то компанию нельзя будет продать частному инвестору.

Замедлившаяся приватизация

За 2014 и 2015 годы чиновники пустили с молотка 210 предприятий и приняли распоряжения об условиях приватизации еще 188 компаний – значительно меньше, чем было в планах. Среди крупнейших продаж в 2014 году фигурировало 13,76% акций ОАО «Интер РАО» за 18,8 млрд рублей и 100% акций ОАО «Архангельский траловый флот» за 2,2 млрд рублей.

В 2014-м бюджет получил от приватизации 29,1 млрд рублей, но в 2015-м цифра сократился до 7,4 млрд рублей. Крупных продаж не было совсем. Причина – волатильность финансовых рынков и высокая стоимость заемных средств, поясняли в отчете представители Росимущества. Напомним, в конце 2014 года Центробанк РФ поднял ключевую ставку до 17%, фактически отрезав многих потенциальных инвесторов от кредитов. Сейчас ставка составляет 10,5%.

Список объектов приватизации постоянно пополняется. Например, в 2016 году в него добавили ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт».

Большая распродажа

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил план большой приватизации три года назад (распоряжение Правительства РФ от 01.07.2013 г. №1111-р). Так, в 2014-2016 годах государство планировало выйти из капитала «Объединенной зерновой компании», «Росспиртпрома», «Ростелекома», «Роснано», «Интер РАО», аэропортов Шереметьево и Внуково.

Кроме того, чиновники собирались сократить долю в «Алросе» (до 25% акций), «Аэрофлоте» (до 25% акций), «Совкомфлоте» (до 25% акций), «РусГидро» (до 50% акций), банке ВТБ (до 50% акций), РЖД (до 75% акций), «Транснефти» (до 75% акций), «Уралвагонзаводе» (до 75% акций), «Государственной транспортной лизинговой компании» (до 75% акций), «Зарубежнефти» (до 90% акций).

В документе подчеркивалось, что сокращение участия в ВТБ должно координироваться и с выходом государства из капитала «Сбербанка». Еще до 2024 года планировалось сокращение доли в «Объединенной авиастроительной корпорации» (до 50% акций) и «Объединенной судостроительной корпорации» (до 75% акций).

Отдельным пунктом шла «Роснефть». Сейчас 69,5% принадлежит государственному АО «Роснефтегаз». По задумке чиновников, до 2016 года «Роснефтегаз» должен был сократить свою долю в «Роснефти» до 50%.

Помимо крупнейших компаний государство планировало приватизировать около 500 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и продать находящиеся в федеральной собственности акции 977 компаний – например, Самарского речного порта, аэропортов Мурманска и Архангельска, машиностроительного завода «Арсенал», «Чеченнефтехимпрома» (владеет нефтяными скважинами и нефтеперерабатывающими заводами). На аукцион также планировалось выставить 1470 иных объектов (например, зданий, земельных участков, морских судов).

Морские порты №6 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста шестерым из 24 у...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер Иран отбуксировал на свою территорию иностранный танкер, столкнувшийся с проблемой в Персидском зал...

АО «НСРЗ» произвело спуск дока.

АО «НСРЗ» произвело спуск дока. На Плавдоке стр. №190 АО «Новороссийский судоремонтный завод» были выполнены работы по спуску дока.

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ «Российские железные дороги» направят на выплату дивидендов по обычным акциям за 2018 год 13,4 млрд ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...