Выжидательная приватизация

Российская экономика
Выжидательная приватизация

Правительство РФ давно собирается устроить большую распродажу, выходя из капитала крупнейших компаний. С тех пор, как был принят план приватизации, прошло три года, а проданные активы можно пересчитать по пальцам одной руки.

Главные кандидаты на сегодня – «Роснефть» и «Башнефть», доход от их продажи мог бы принести в бюджет до 1 трлн рублей. Но чиновники не спешат расставаться с частью «Роснефти», а с «Башнефтью» ситуация еще сложнее, потому что купить ее хочет сама «Роснефть». Возможно, единственным активом, реализованным в 2016 году, так и останутся около 11% акций компании «Алроса» за 52 млрд рублей.

Александра Васильцева

Нет офшорам и кредитам госбанков

Правительство РФ приняло решение о большой распродаже госактивов еще в 2013 году. В списке фигурировали почти 20 крупнейших компаний, в том числе «Совкомфлот», РЖД, ВТБ, «Аэрофлот» и другие (см. «Большая распродажа»), а также около 1500 других госпредприятий. Но за прошедшие два года чиновники успели продать лишь около 200 компаний, из крупных – долю в ПАО «Интер РАО», причем она досталась государственному «Роснефтегазу».

Крупная волна приватизации была запланирована на 2016 год. В мае текущего года министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что правительство рассчитывает выручить почти 1 трлн рублей, реализовав пакеты «Роснефти», «Башнефти», «Совкомфлота», «Алросы» и ВТБ.

В феврале 2016-го президент Владимир Путин провел совещание, посвященное грядущей распродаже, на котором присутствовали главы компаний РЖД, ВТБ, «Алросы», «Аэрофлота», «Роснефти», «Башнефти» и «Совкомфлота». В.Путин поторопил членов правительства, а также обозначил несколько важных условий приватизации: сделки должны быть прозрачными, а государство не может потерять контроль над стратегическими активами; покупатель должен иметь хорошую деловую репутацию и четкую стратегию развития актива, а кроме того, находиться в российской юрисдикции.

«Серые схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей недопустимы, – подчеркнул президент. – Мы уже давно говорим о деофшоризации, и в этих условиях идти на новую приватизацию, допуская дальнейшую офшоризацию российской экономики, неправильно».

Глава государства также призвал избежать продажи компаний по бросовым ценам. «Реализация госимущества должна быть экономически оправданна, целесообразна, нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка. Конечно, мы с вами знаем, что некоторые вещи друг другу противоречат – нужно находить золотую середину», – заключил В. Путин и добавил, что покупатели, используя кредитные ресурсы, не должны привлекать госбанки.

Аналитики по итогам совещания отмечали, что рынок находится на дне и избежать дешевых продаж вряд ли получится. Главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров предполагал, что приватизация, вероятно, будет происходить между сентябрьскими выборами в Госдуму и концом 2016 года. «Потом стартует президентская гонка, и в это время принимать непопулярные решения (продажу госактивов по низким ценам. – Ред. «Морские порты») власть тоже не будет без крайней на то необходимости», – пояснял эксперт.

Проданная «Алроса»

Большая распродажа началась в июле, когда государство через агента – «ВТБ Капитал» – выставило на торги 10,9% акций алмазодобывающей компании «Алроса». Покупателем оказалось большое количество частных инвесторов, в том числе 35% из России, 35% из Европы, 25% из Азии и Ближнего Востока, остальные 5% из Америки. В сумме они заплатили 52,2 млрд рублей, что вполне соответствовало ожиданиям чиновников.

Вырученная сумма превосходит суммарные доходы от продажи госимущества в 2014 и 2015 годах (см. «Замедлившаяся приватизация»). «Размещение «Алросы» произошло быстро и успешно. Мы увидели, что качественная компания может размещаться успешно в любое время», – заявил глава Московской биржи Александр Афанасьев.

Но на этом большая приватизация пока и закончилась. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев также в июле заявил в интервью Financial Times, что продажа компании сейчас невыгодна ни государству, ни ей самой. Он напомнил, что именно «Аэрофлот» после банкротства «Трансаэро» обеспечил перелет 1,96 млн пассажиров и выплатил компенсации, это обошлось перевозчику в 17 млрд рублей. По словам топ-менеджера, два года назад государство, продав 10%-процентную долю «Аэрофлота», могло бы заработать $300 млн. Теперь же, чтобы выручить такую сумму, нужно продать 25% акций.

Приватизация «Совкомфлота» предположительно состоится лишь в первом квартале 2017 года, рассказал президент компании Сергей Франк агентству Bloomberg в конце июня. Топ-менеджер тогда связывал результаты IPO с предстоящим в Великобритании голосованием о выходе из Евросоюза.

«Важно, чтобы Лондон продолжал функционировать как международный морской узел и не появилось никаких дополнительных препятствий для судоходства», – цитировала С.Франка газета «Ведомости». В начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев назначил «ВТБ Капитал» инвестиционным консультантом по приватизации 25% минус одна акция «Совкомфлота». Впрочем, определенности со сроками до сих пор нет. Ранее А.Улюкаев в интервью телеканалу «Россия 24» оценивал стоимость этого пакета в 24 млрд рублей.

Продать госдолю в ВТБ мешают санкции, утверждал президент банка Андрей Костин в мае текущего года. Они отсекают большой пласт инвесторов, заинтересованных в этом активе. Позже вице-премьер Игорь Шувалов также говорил, что реализация пакета 10,9% акций едва ли состоится в 2016 году.

Еще одним объектом на продажу в обозримом будущем являются акции ОАО «РЖД», тем более глава компании Олег Белозеров присутствовал на совещании у В. Путина, посвященном приватизации. Но едва ли гигантский перевозчик будет продан в текущем году, говорил в мае министр транспорта Максим Соколов. Хотя приватизация могла бы принести в казну значительную сумму.

Весной 2016 года О.Белозеров оценил стоимость железнодорожной монополии в 2-4,5 трлн рублей. Таким образом, реализация 25% акций РЖД дала бы госбюджету от 500 млрд до 1,125 трлн рублей. Впрочем, найти инвесторов на такую огромную сумму действительно нелегко.

Против приватизации «Ростелекома» выступают спецслужбы и Минобороны. Кроме того, недавно секретарь Совета безопасности Николай Патрушев направил президенту Путину письмо, предложив создать отдельную сеть связи для госорганов. Реализация проекта, по информации «Ведомостей», обойдется более чем в 660 млрд рублей (в том числе 580 млрд бюджетных). Если оператором новой сети станет «Ростелеком», то компанию нельзя будет продать частному инвестору.

Замедлившаяся приватизация

За 2014 и 2015 годы чиновники пустили с молотка 210 предприятий и приняли распоряжения об условиях приватизации еще 188 компаний – значительно меньше, чем было в планах. Среди крупнейших продаж в 2014 году фигурировало 13,76% акций ОАО «Интер РАО» за 18,8 млрд рублей и 100% акций ОАО «Архангельский траловый флот» за 2,2 млрд рублей.

В 2014-м бюджет получил от приватизации 29,1 млрд рублей, но в 2015-м цифра сократился до 7,4 млрд рублей. Крупных продаж не было совсем. Причина – волатильность финансовых рынков и высокая стоимость заемных средств, поясняли в отчете представители Росимущества. Напомним, в конце 2014 года Центробанк РФ поднял ключевую ставку до 17%, фактически отрезав многих потенциальных инвесторов от кредитов. Сейчас ставка составляет 10,5%.

Список объектов приватизации постоянно пополняется. Например, в 2016 году в него добавили ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт».

Большая распродажа

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил план большой приватизации три года назад (распоряжение Правительства РФ от 01.07.2013 г. №1111-р). Так, в 2014-2016 годах государство планировало выйти из капитала «Объединенной зерновой компании», «Росспиртпрома», «Ростелекома», «Роснано», «Интер РАО», аэропортов Шереметьево и Внуково.

Кроме того, чиновники собирались сократить долю в «Алросе» (до 25% акций), «Аэрофлоте» (до 25% акций), «Совкомфлоте» (до 25% акций), «РусГидро» (до 50% акций), банке ВТБ (до 50% акций), РЖД (до 75% акций), «Транснефти» (до 75% акций), «Уралвагонзаводе» (до 75% акций), «Государственной транспортной лизинговой компании» (до 75% акций), «Зарубежнефти» (до 90% акций).

В документе подчеркивалось, что сокращение участия в ВТБ должно координироваться и с выходом государства из капитала «Сбербанка». Еще до 2024 года планировалось сокращение доли в «Объединенной авиастроительной корпорации» (до 50% акций) и «Объединенной судостроительной корпорации» (до 75% акций).

Отдельным пунктом шла «Роснефть». Сейчас 69,5% принадлежит государственному АО «Роснефтегаз». По задумке чиновников, до 2016 года «Роснефтегаз» должен был сократить свою долю в «Роснефти» до 50%.

Помимо крупнейших компаний государство планировало приватизировать около 500 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и продать находящиеся в федеральной собственности акции 977 компаний – например, Самарского речного порта, аэропортов Мурманска и Архангельска, машиностроительного завода «Арсенал», «Чеченнефтехимпрома» (владеет нефтяными скважинами и нефтеперерабатывающими заводами). На аукцион также планировалось выставить 1470 иных объектов (например, зданий, земельных участков, морских судов).

Морские порты №6 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы Члены экипажа, подготовленного на смену команды арестованного в США судна Мурманского морского парох...

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ Сибирский государственный университет водного транспорта 17 сентября посетила делегация японского ко...

Российская экономика

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 24,4% - до 22,6 млрд. т/км, внутр...

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей Первый этап модернизации судостроительного завода «Море» (Феодосия, Крым), который планирует...

Транспортная политика

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология»

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология» Главы дальневосточных регионов обратились к главе Минприроды РФ Дмитрию Кобылкину и полпреду президе...

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Морские порты

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа Государственно-частное партнерство, концессия, инвестиционный сбор и инфраструктурная ипотека – тако...

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...




Морской транспорт

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод Соглашение о строительстве в порту «Свободный» (портовая зона Владивостока) филиала завода «...

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ»

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ» По данным издания, российской верфи с 2019 года должны владеть правами на проектную и конструкторску...

Речной транспорт

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП На севере Якутии принят в эксплуатацию современный высокопроизводительный земснаряд «Владимир Панчен...

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород Причал для крупных пассажирских теплоходов будет построен в городе Кириши Ленинградской области в 20...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК Предполагается, что технология будет масштабирована на всю МЦК в 2019 году.

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан»

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан» Стороны намерены также рассмотреть возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и ваг...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...