Инновационные технологии и модернизация флота - Морские вести России

Инновационные технологии и модернизация флота

30.01.2017

Речной транспорт

Содержание внутренних водных путей Европейского Севера России осуществляет ФБУ «Администрация «Севводпуть». Основной транзит составляют участки рек: Северная Двина, Вычегда, Сухона, Мезень, Пинега, Кулой, Онега, Вологда, Сысола, Вашка, а также Северо-Двинская шлюзованная система.

В зону ответственности Администрации входит 6506 км внутренних водных путей, расположенных в границах Архангельской и Вологодской областей, в Республике Коми и частично в Кировской области.

Навигация по согласованной схеме

Владимир Шмыков, руководитель ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей»

Для выполнения государственного задания Администрация осуществляет комплекс путевых работ, включающий содержание средств навигационного оборудования, дноуглубительные работы, русловые инженерно-геодезические и инженерно-гидрологические изыскания, тральные, дноочистительные работы, обеспечение судов путевой и картографической информацией в границах бассейна, содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

В межнавигационный период 2015-2016 гг. были согласованы схемы расстановки средств навигационного оборудования на водных путях бассейна, проведено обновление и корректировка навигационных пособий, выпущено новое навигационное пособие р. Северная Двина, согласованы габариты рейдов, размещение мест погрузки-выгрузки, габариты и места установки наплавных и прочих сооружений, заключены договоры на предоставление навигационных услуг, проведены ремонт и обслуживание технического флота.

Вскрытие рек и весеннее половодье 2016 года имели сложный характер, проходили с формированием заторных явлений на реках Сухона, Северная Двина, сопровождавшихся подтоплением Великого Устюга и близлежащих поселений. Администрация приняла активное участие в работах по ликвидации заторных явлений и подтопления населенных пунктов и объектов инфраструктуры. Буксировщики, имеющие специальное ледовое усиление, выполняли работы по ослаблению и разрушению ледового покрова на реке Северная Двина на участке от Котласа до Великого Устюга, а также проводили аварийно-спасательные работы по предотвращению возникновения затора льда и связанных с ним негативных воздействий на левобережный устой автомобильного моста в Котласе. Высокое качество работы технических средств отметили администрации Вологодской и Архангельской областей.

Навигационное оборудование в навигацию 2016 года на водных путях бассейна в связи с ранним вскрытием рек было введено в эксплуатацию в среднем на 5-10 дней раньше запланированных сроков, сразу после прохождения ледохода, и содержится на водных путях протяженностью 3223,5 км в соответствии с государственным заданием по категорийности и продолжительности действия.

Протяженность водных путей, обслуживаемых с гарантированными габаритами судового хода, составляет 3175 км, из них на 24 км средства навигационного оборудования содержатся в освещаемом режиме, на 2672 км – в светоотражающем режиме, на 479 км – в неосвещаемом режиме.

На основании заключенных договоров с заинтересованными организациями средства навигационного оборудования содержатся на 48,5 км водных путей. Также по договорам были продлены сроки действия средств навигационного ограждения на 179 километрах водных путей.

По договорам с предприятиями и администрацией Архангельской области средства навигационного оборудования содержатся на 28,5 км участков пути дельты Северной Двины, не входящих в Перечень внутренних водных путей. Знаки навигационного оборудования обслуживает 38 обстановочных бригад.

Для проверки чистоты судовых ходов проводится траление силами двух специализированных тральных бригад и непосредственно обстановочными бригадами. Объем тральных работ составил 95 кв. км.

Водные магистрали Северного бассейна в основном являются свободными, незарегулированными реками. Перекаты отличаются высокой динамичностью развития, а интенсивные русловые переформирования происходят в течение всей навигации. Практически на всем протяжении рек имеются участки, где судовой ход крайне неустойчив. Для поддержания гарантированных габаритов необходимо проведение дноуглубительных работ.

Мастерством и смекалкой

В навигацию 2016 года были введены в эксплуатацию 5 землесосов проекта 23-110, 1 землесос проекта 324. Суммарная техническая производительность составила 4100 кубометров в час. Дноуглубительные работы проводятся на реках Северная Двина, Вычегда, Сысола. Общий объем транзитных дно­углубительных работ на 1 октября составил 1,9 млн кубометров извлеченного грунта.

Также для дноуглубления трудноразрабатываемых засоренных грунтов привлекались плавкраны и специально оборудованная баржа, с установленным на ней экскаватором. Это позволило разработать лимитирующие участки с тяжелыми грунтами и обеспечить поддержание гарантированных габаритов.

Русловые изыскания проводятся для обеспечения путевых работ технической документацией, контроля состояния судовых ходов, своевременного анализа состояния участков рек и осуществляются пятью изыскательскими отрядами. На 1 октября было произведено 393 съемки затруднительных участков пути. Кроме того, проведены изыскательские работы для изготовления и обновления ЭНК.

В навигацию 2016 года гарантированные габариты при уровнях выше и равных проектным были выдержаны, продолжительность работы средств навигационного ограждения выдерживается согласно государственному заданию. Администрация успешно обеспечивает требования безопасных условий работы флота на обслуживаемых водных путях.

Новая техника и технологии

С целью повышения качественных характеристик средств навигационного ограждения и выполнения путевых работ Администрация постоянно внедряет инновационные технологии, новейшее оборудование, проводит модернизацию флота.

Продолжается внедрение в работу и успешная эксплуатация хорошо зарекомендовавших себя автоматизированных промерных комплексов (АПК) с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS, судовых обстановочных комплексов (СОК) и автоматизированных систем координированного управления позиционированием (СКУП), что связывается в единую систему организации путевых работ и электронного документооборота.

Благодаря выделению Росморречфлотом в 2015 году целевых средств, Администрацией было продолжено оснащение комплексами для ориентации земснаряда на прорези, а также определения оперативного учета производительности землесосов. Данные комплексы показали свою полезность и имеют положительные отзывы от эксплуатирующих их экипажей земснарядов.

В Администрации продолжается обновление фонда средств навигационного оборудования, выполняется плановая замена металлических буев на современные из высокомолекулярного полипропилена с целью снижения затрат на эксплуатацию и ремонт. Эти буи имеют ряд преимуществ перед металлическими, т.к. основные элементы буя выполняются целиком из полипропилена, что исключает коррозию в процессе эксплуатации в водной среде. Цвет изделий практически не меняется на протяжении всего срока службы. Бесшовная технология изготовления цельных корпусных деталей буя обеспечивает полную герметичность и непотопляемость в случае его повреждения. Масса буя в среднем на 35-40% меньше металлического. Разборная конструкция большинства буев дает удобную возможность производить ремонт или замену отдельных элементов в случае необходимости.

Пока в эксплуатации остается еще некоторое количество металлических буев. В течение последних лет нами применяется резиновая краска вместо использованных ранее алкидных эмалей. Данный тип краски хорошо показал себя в полевых условиях. Буи, покрашенные такой краской, не выгорают и не требуют дополнительной покраски даже в течение нескольких навигаций.

В 2016 году Администрацией введен в работу новый грунтопровод из композитных материалов для землесоса проекта 324, эксплуатируемого в районе Сыктывкара, где крайне востребованы социально значимые пассажирские перевозки, обеспечивающие транспортное сообщение жителей островных территорий с центром города. Применение данного вида износостойкого грунтопровода увеличивает эффективность работы земснаряда, уменьшает количество ремонтов и время буксировки земкаравана к месту работы.

Использование современных технологий позволяет повышать качество планирования и организации путевых работ, увеличить производительность труда в целом. Ввиду уменьшения финансирования для выполнения государственного задания Администрации пришлось отказаться от капитальных ремонтов судов, ведется жесткий режим экономии средств, материальных запасов.

Общественный совет

В 2016 году ведется активная работа Общественного совета Северо-Двинского бассейна при Севводпути, проведено заседание Совета и региональных рабочих групп при Общественном совете по вопросам мониторинга, анализа состояния и перспективного развития внутренних водных путей. На заседаниях рассмотрена необходимость и возможность улучшения качественных параметров водных путей. Основной проблемой здесь является отсутствие информации от органов исполнительной власти, а также от организаций и предприятий, чья деятельность связана с водными путями по технико-экономическому обоснованию предложений по развитию этих путей.

Реконструкция Северо-Двинской шлюзованной системы

Северо-Двинская шлюзованная система, построенная в 1828 году, является важной транспортной артерией Вологодской области, соединяющей Волго-Балтийский водный путь с Сухоной и далее с Северной Двиной.

Вследствие длительного периода эксплуатации, несмотря на ежегодные ремонтные работы, состояние гидротехнических сооружений постепенно ухудшалось, к началу двухтысячных годов большинство сооружений находилось в аварийном состоянии. С 2003 года ведутся работы по проектированию и капитальному ремонту гидротехнических сооружений. Продолжаются работы по ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.), подпрограмма «Внутренний водный транспорт».

В конце 2015 года в соответствии с графиком завершены работы по государственному контракту объекта «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы. I этап» (строительство административного здания Вологодского РВП с газовой котельной модульного типа, берегоукрепление и дноуглубление Кишемского судоходного канала, строительство Топорнинских и Кишемских заградительных ворот). Объект принят приемочной комиссией с участием представителей Росморречфлота.

Досрочно завершены работы по контракту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы. I этап» (Благовещенская мостовая переправа, берегоукрепление Кузьминского судоходного канала). Объекты введены в эксплуатацию.

В настоящее время заключен контракт по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы. I этап» (шлюз № 5). Срок выполнения работ по реконструкции шлюза № 5 – до начала навигации 2017 года.

Технический флот

ФБУ «Администрация «Севводпуть» продолжает работу по замене двигателей, выработавших моторесурс и к тому же морально устаревших, на новые, современные и экономичные модели. С целью сокращения разновидности дизелей и, как следствие, снижения затрат по обеспечению обменного фонда дизелей и запчастей к ним при выборе двигателей мощностью от 90 до 300 л.с. рассматриваются дизели ряда ЯМЗ производства Ярославского моторного завода. Так, в этом году была произведена модернизация рейдового буксировщика «Муром» проекта Р-103А по замене главных двигателей 3Д6 на ЯМЗ-238 и т/х «Мотозавозня-13» по замене главного двигателя К-161 на ЯМЗ-236.

По плану замены выработавших свой ресурс дизелей производства ГДР 6NVD-48 на землесосах проекта 23-110 до конца ноября 2016 г. будут разработаны проекты, согласованные с РРР, по их замене на двигатели как российского, так и зарубежного производства.

В рамках выполнения внутренней программы по созданию современного комплекса на базе Лимендских РММ в июне этого года приобретена гильотина для резки металла толщиной до 20 мм, заключен контракт на поставку в октябре консольно-фрезерного вертикального станка.

С целью снижения затрат на проведение капитального ремонта и повышения его качества Администрацией приобретены технические условия и получено свидетельство о признании РРР на проведение капитального ремонта дизелей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240.

Ведется работа по оснащению рабочего звена судов Администрации системой контроля расхода топлива.


Действия инспекции обеспечивают взаимопонимание с судовладельцами


Владимир Есенеев, заместитель руководителя – капитан Северо-Двинского бассейна ВВП

По состоянию на 5 октября 2016 г. произведено 500 инспекторских осмотров судов, выявлено 1822 различных несоответствия, задержано 59 судов, в том числе инспекторских осмотров пассажирских судов 96, выявлено 309 различных несоответствий, было временно задержано 7 судов.

Штат инспекторов в текущей навигации составил 5 человек, в отделе регистрации трудятся 2 специалиста, в отделе дипломирования – 1 специалист.

По сравнению с навигацией 2015 года количество временно задержанных судов в процентном соотношении к проведенным проверкам уменьшилось с 13,9% до 11,8%.

Отмечается и тот факт, что в текущей навигации отношения судовладельцев, членов команд судов к исполнению обязательных требований по обеспечению безопасности плавания, технического содержания судов, подготовки экипажей стали намного лучше.

Практически отсутствует непонимание между судовыми экипажами, судовладельцами с инспекторами ГПК при проведении проверок, что в предыдущие навигации отмечалось достаточно часто.

Тем не менее основные причины временного задержания судов остались прежние, это в основном отсутствие или несвоевременное продление судовых документов, несоответствие или отсутствие дипломов, квалификационных свидетельств, свидетельств по обучению правилам пожарной безопасности у судовой команды, состояние спасательных средств, средств борьбы за живучесть судна. По всем выявленным несоответствиям составлялись предписания, по несоответствиям, подпадающим под КоАП, составлялись протоколы.

По-прежнему остро стоит вопрос обеспечения безопасности при перевозках пассажиров на социально значимых переправах на реках Пинега и Мезень. Если на реках Северная Двина, Вычегда, Сухона переправы находятся в удовлетворительном состоянии, то в удаленных, труднодоступных районах бассейна эксплуатируемые суда не имеют судовых документов, не проходят техническое освидетельствование и не могут обеспечить безопасную перевозку людей и техники. Использование таких транспортных средств может в любой момент привести к трагическим последствиям.

Инспекция выполняет свои функции, передает материалы по несоответствиям и задержаниям судов и плавсредств в Госморречнадзор, транспортную полицию, транспортную прокуратуру, но на текущий момент наши усилия не привели к видимым положительным результатам.

Дипломирование и аттестация

С 1 января 2016 года по настоящее время в соответствии с решением квалификационной комиссии оформлено и выдано:

– дипломов командного состава речных судов – 175 шт.;

– подтверждений к дипломам – 47 шт.;

– квалификационных свидетельств – 554 шт.;

– удостоверений лиц, ответственных за безопасность судоходства – 17 шт.;

– удостоверений лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов – 10 шт.

Общее количество специалистов, знания которых оказались низкими и которые были отправлены на повторную проверку или получивших рекомендации на прохождение курсов переподготовки в учебных заведениях, составило 49 человек.

Регистрация судов

По состоянию на 5 октября 2016 года в Государственном судовом реестре ФБУ «Администрация «Севводпуть» зарегистрировано 1567 единиц флота.

Отделом регистрации за период с 1 января 2016 г. по настоящее время выдано 100 свидетельств о праве собственности на судно, 100 свидетельств о праве плавания под государственным флагом РФ, 35 судовых билетов на маломерные суда. Совершено 378 регистрационных действий, зарегистрировано 38 договоров аренды судна без экипажа, 21 ипотечная сделка, исключено из Государственного судового реестра 13 судов, перешло на регистрацию в ГИМС 15 судов.

Всего перечислено госпошлины с 1 января по 28 сентября 2016 года 1 100 300 рублей.

Административная практика

Капитаном бассейна с начала навигации 2016 года составлен 41 протокол об административных правонарушениях, передано 11 материалов по административным правонарушениям в УГМРН, направлено в транспортную прокуратуру 8 материалов по административным правонарушениям.


Морские вести России №15, 2016 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ