Отечественные грузы – российскому флоту - Морские вести России

Отечественные грузы – российскому флоту

26.01.2017

Морской транспорт

Общее собрание Российской палаты судоходства состоялось 3 марта 2016 г. в Москве в Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Основной темой повестки дня стали отчет о деятельности Палаты судоходства в 2015 году и рассмотрение приоритетных направлений работы организации на 2016 год.

В заседании Палаты приняли участие заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский, председатель Совета Российской палаты судоходства, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ Александр Балыбердин, президент Союза «Российская палата судоходства» Алексей Клявин, представители морского и речного бизнес-сообщества, общественных организаций и другие.

Вел заседание председатель Совета Палаты Сергей Франк.

А. Сидоров

Как сообщил в отчетном докладе президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, на сегодняшний день в Палату входят 80 предприятий и организаций морского и речного транспорта, из них 55 судоходных компаний, включая принятые в состав Палаты ООО «Транзас Навигатор» и ООО «Эко Шиппинг».

Речной транспорт получил вектор развития

«У всех один и тот же вопрос: как будет развиваться наше судоходство, – отметил в приветственном слове Виктор Олерский. – С точки зрения законодательства практически все сделано, за небольшими исключениями. Основная проблема – это эксплуатационные ограничения. В ближайшие три-четыре года надо сделать так, чтобы у речной отрасли не было проблем, надо создать судовладельцам запас прочности по экономике. А это можно сделать только через капитальную модернизацию инфраструктуры.

29 февраля председатель Правительства РФ подписал распоряжение, утвердившее Стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 г. Сегодня на повестке дня – подготовка мероприятий для наполнения Стратегии. И первое из этих мероприятий – строительство Багаевского гидроузла. Этот проект поддержан на уровне заместителя председателя правительства. Мы внесли необходимые изменения в федеральную целевую программу, она сейчас в правительстве, ожидает утверждения. Надеемся, что в ближайшее время Багаевский гидроузел будет зафиксирован в ФЦП», – сообщил В. Олерский.

«Не менее актуальна задача в следующем году начать строительство не только Багаевского, но и Нижегородского низконапорного узла», – добавил глава Росморречфлота.

Еще одна задача ведомства, которую обозначил его новый руководитель, – упрощение формальностей. «Если абстрагироваться от конкретных мероприятий, то задача – по максимуму перейти на электронный документооборот. Это позволит до минимума сократить сроки обращений. Чтобы через математику, программное обеспечение принимались формальные решения. И чтобы влияние человеческого фактора было минимизировано», – заключил Виктор Олерский.

Нужно создавать свое производство

Александр Балыбердин, заместитель директора административного департамента Правительства Российской Федерации и ответственный секретарь Морской коллегии, отметил в приветственном слове, что морская и речная отрасль является для России одним из тех становых хребтов, на которых держится экономика страны.

«Мы, к сожалению, сталкиваемся с двумя взаимоисключающими тенденциями, – сказал А. Балыбердин. – Все понимают простую истину, что необходимо предоставить преференции своей экономике, своей промышленности, своим перевозчикам. За счет преференций своим компаниям мы увеличиваем доходы государства, и те расходы, которые мы для этого должны понести, со временем окупятся сторицей. Однако конкретные решения в этой области очень трудно реализовать. Слишком долго вопрос ставился таким образом: зачем нам создавать свое производство, давайте купим за границей».

«Президент принял решение: не будем бурить российский шельф, пока не появятся отечественные суда, свои газовозы, своя инфраструктура по строительству этих судов. И очень хорошо, что такое решение принято, иначе мы будем миллиарды долларов отдавать за рубеж, развивать чужую экономику, но не свою», – сказал ответственный секретарь Морской коллегии.

В свою очередь председатель Совета, гендиректор «Совкомфлота» Сергей Франк отметил, что присутствующие в этом зале представители российского судоходного сообщества уверены в целесообразности и необходимости транспортировки российских грузов российским торговым флотом. Теперь слово за российскими грузовладельцами.

«Возможности строить торговый флот на отечественных верфях в стране есть. И они могут возрасти после реализации планов по завершению строительства СК «Звезда» и модернизации Северной верфи. К сожалению, на сегодняшний день значительные объемы российских грузов, в том числе сырьевого экспорта, перевозятся судами греческих, турецких, норвежских и других иностранных судовладельцев. В этом смысле судовладельцы поддерживают законодательные инициативы Минтранса, направленные на закрепление за российскими судами права на перевозку продукции, добываемой на континентальном шельфе Российской Федерации», – подчеркнул глава «Совкомфлота».

Это тем более актуально, что уже четверть века перевозки внешнеторговых грузов судами под флагом России неуклонно снижаются и на сегодня составляют лишь 2-3% от грузовой базы страны.

Законы нужно совершенствовать

О результатах деятельности Палаты судоходства за минувший год рассказал президент Алексей Клявин. Освещая законотворческую деятельность организации за отчетный период, он отметил, что в прошлом году при участии Палаты было подготовлено около 70 законодательных и нормативных актов. «В том числе осуществили оценку регулирующего воздействия 14 актов, экспертизу коррупциогенности по трем актам и в инициативном порядке разработали 7 законодательных актов. В 2016 году по актам, которые были приняты в 2013-2016 гг., будет проводиться процедура оценки их фактического воздействия на отрасль, поскольку мониторинг правоприменения достаточно важен для выработки соответствующих предложений», – отметил Алексей Клявин.

«Довольно большая работа проделана по внесению изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ с точки зрения доступа российских судоходов к отечественной грузовой базе, в том числе по расширению понятия «каботаж», – продолжил глава Российской палаты судоходства. – Не менее серьезную работу мы проделали по восстановлению предельного срока учетного периода для работников плавсостава до 1 года с суммированным учетом рабочего времени. Таким образом, мы вернули норму, которая действовала ранее, и тем самым избавили судовладельцев от необходимости содержать три-четыре экипажа, поскольку предполагалось, что суммированный объем времени будет составлять всего 3 месяца. Системная работа проводилась и по комплексным изменениям в закон о транспортной безопасности, и эта работа продолжается».

Рассказывая об обновлении флота, Алексей Клявин отметил, что в этой области общими усилиями:Палаты, Минтранса и Росморречфлота удалось продлить действие постановления Правительства РФ №383 до 2016 года включительно; получено дополнительное бюджетное финансирование на реализацию судостроительных проектов в рамках постановления №383, задолженность бюджета перед судоходными компаниями за 2015 год ликвидирована. Также в пересмотренной госпрограмме РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2020 годы» предусмотрено мероприятие по предоставлению судового утилизационного гранта с 2017 года.

Неподъемные акцизы

Далее президент Палаты перешел к вопросам внутреннего водного транспорта. «В 2015 году мы приняли участие в заседании комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, – сказал он. – В результате были направлены соответствующие предложения руководству страны. Также известно, что в послании Федеральному Собранию РФ президент страны обозначил необходимость проведения государственного совета по внутренним водным путям». «Проводилась работа по организации судоходства в условиях маловодности. Мы собирались с представителями Росморречфлота, чтобы выработать консолидированную позицию. По нашей инициативе был создан оперативный штаб в Азово-Донском бассейне, который помог судовладельцам взаимодействовать с регулятором и минимизировать потери от маловодности», – продолжил глава Палаты.

«Палата судоходства активно сотрудничала с Ростуризмом, – отметил Клявин. – Мы подготовили проект закона о безвизовом сходе туристов на берег, а также государственный стандарт по круизному судоходству».

Палата принимала активное участие в работе по внесению изменений в обязательные постановления по морским портам. Всего с участием организации было выпущено около 26 обязательных постановлений. Среди других достижений: внесены изменения в регламент по ВВТ в части перевозок опасных грузов; изменены сроки уведомления пограничных органов перед выходом каботажных судов (за 4 часа вместо 24 часов).

«В 2015 году проводилась работа по минимизации затрат судовладельцев, в частности были заморожены ставки навигационных сборов на реке, что некоторым образом минимизировало потери», – добавил руководитель СРПС.

Докладчик осветил и вопросы таможенного регулирования. ««Большая работа проводилась по проекту Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Проектом кодекса предусмотрено освобождение судоходных компаний от уплаты таможенных платежей и НДС за ремонт за границей зарегистрированных в Российском международном реестре судов», – уточнил президент Палаты.

«Важнейший вопрос сегодня – введение акциза на судовое топливо С 1 января законом установлен акциз на средние дистилляты, включая судовое маловязкое топливо в размере 4150 рублей с тонны. С 1 апреля 2016 года ставки вырастут до 5293 рублей.».

«На сегодня нам удалось добиться предоставления судовладельцам права на возмещение акциза на средние дистилляты. Удалось исключить из законопроекта целый ряд положений, которые не отвечали специфике судоходной отрасли. В текущем году мы продолжим работу с проблематикой акцизов», – заключил президент Палаты судоходства.

В рамках развития международного сотрудничества Российская палата судоходства вступила в Международную палату судоходства, что позволило усилить позиции российского судоходного сообщества по ряду направлений. Кроме того, большая работа проводилась в Евразийском экономическом союзе по обеспечению интересов российских судоходных компаний.

Планы на текущий год

Президент Российской палаты судоходства обозначил план приоритетных мероприятий Палаты на 2016 год.

«Продолжим работу по мониторингу правоприменительной практики в части налогообложения.

Палата приняла решение о формировании Совета по профессиональным квалификациям. Это важнейший инструмент, который поможет осуществлять формирование и разработку отраслевых федеральных стандартов, образовательных стандартов, а также проводить рассмотрение и одобрение учебных программ. Указанными видами деятельности могут заниматься только объединения работодателей, а в морской отрасли на сегодня есть лишь одно объединение работодателей – Российская палата судоходства».

«Также в ближайшее время планируется заключение нового отраслевого соглашения по морскому транспорту. Со стороны профсоюзов формируется единый переговорный орган, который включает в себя Общероссийский союз работников нефтяной и газовой промышленности и строительства, Российский профсоюз моряков, Российский профсоюз работников атомной энергетики и, мы надеемся, Профсоюз работников водного транспорта.

Роман Троценко, председатель Совета директоров ПАО «ИК «АЕОН», рассказал собравшимся о задачах и функциях недавно созданной подкомиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по морскому и речному транспорту и портовой индустрии, председателем которой он является.

«Позиция РСПП – мы не можем вмешиваться в межвидовую конкуренцию. Поэтому сформировали ряд тем, в решении которых можно заручиться поддержкой РСПП, – продолжил Роман Троценко. – 1-й вопрос – это поддержка Единой глубоководной системы. 2-й вопрос – поддержка двух крупных инвестиционных проектов – строительства Багаевского и Нижегородского гидроузлов».

Далее Роман Троценко перечислил меры господдержки, которых его организация может и должна добиваться. «Первое – продление действия постановления правительства №383 по выделению средств на компенсацию процентных ставок в судостроении. Второе – начало согласований по утилизационному гранту. Третье – обращение к Центральному банку об изменении внутриведомственных инструкций о переносе в первую категорию риска кредитов, выданных на нужды судостроения. Сегодня инструкции ЦБ присваивают этим кредитам от второй до четвертой категории риска, в результате чего под такой кредит требуются большие резервы. Если же перевести уровень риска в другую категорию, то за счет снижения резервов можно добиться снижения процентов по займу», – подчеркнул Р. Троценко.

Морские вести России №4 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ