PRISCO: разлад с норвежскими кредиторами

Морской транспорт
PRISCO: разлад с норвежскими кредиторами

Приморское морское пароходство стало одним из первых российских акционерных обществ в транспортной отрасли в период первой волны приватизации. Новые собственники получили флот дедвейтом более 400 тыс. тонн, наполовину состоявший из устаревших судов. В начале 90-х судоходная компания оказалась единственной в России, сумевшей привлечь от иностранного банка по тем временам невероятных размеров кредит – $75 млн.

Заемное финансирование, офшорные юрисдикции и удобные флаги открыли PRISCO свободный доступ на мировой рынок перевозок, участие в ведущих проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», возможность нарастить дедвейт флота до 2 млн тонн к 2010 году. Но заемное же финансирование сыграло с PRISCO злую шутку: после начала кризиса 2008 года компания была вынуждена продать свои лучшие танкеры, а оказалась на грани банкротства.

Наталья Телегина

Не договорились

В середине января 2016 года кипрская компания Primorsk International Shipping Ltd. подала заявление в суд Нью-Йорка о собственном банкротстве. Данная структура является формальным владельцем судов российского предприятия «Приморское морское пароходство» (PRISCO), которое на сегодня оперирует девятью танкерами, работающими в российских, американских, канадских и европейских территориальных водах.

Пока речь не идет об остановке деятельности морского перевозчика, да и в целом обращение собственника в суд – один из способов давления на несговорчивых кредиторов, держателей облигаций компании.

Мировой кризис и последующий обвал ставок на рынке морских перевозок PRISCO встретила с чрезмерной долговой нагрузкой. По информации газеты The Wall Street Journal, представитель Primorsk International Shipping Ltd. по имени Холли Элтин, выступая перед американским судом, рассказал, что они больше года безуспешно пытались договориться о реструктуризации долга с группой норвежских кредиторов. Однако те отказывались идти на компромисс и требовали от перевозчика продать сразу весь флот и погасить хотя бы часть долга, выплатив $262,2 млн. А представители Primorsk, равно как и другая часть кредиторов, уверены, что это плохой вариант: компания стоит больше, чем просто один флот.

В январе группа кредиторов сумела добиться ареста банковских счетов Primorsk в Лондоне. Это и стало последней каплей, после чего представители перевозчика подали на банкротство. Впрочем, банкротство не означает фактический конец деятельности пароходства. Американское законодательство позволяет в ходе этого процесса конвертировать часть долга в акции компании, а оставшиеся выплаты делать по новой ставке.

«Мы конвертируем обязательства перед норвежскими держателями облигаций в 75% акций компании-должника, – говорит Холли Элтин. – Остальные 25% останутся у нынешних владельцев, то есть менеджмента компании. Оставшийся долг перед норвежцами будет выплачен по новой ставке. Именно эта схема и нуждается в одобрении суда».

Две другие компании, связанные с Приморским морским пароходством, – Prisco Pre Ltd. (зарегистрирована в Сингапуре) и Primorsk Shipping Corp. – на банкротство не подавали. Первая оказывает услуги агента, вторая занимается наймом экипажей. Сама Primorsk International Shipping Ltd. намерена продолжать операционную деятельность в ходе судебного процесса. Она подала в суд запрос на право производить оплату различным поставщикам и рассчитываться с персоналом.

Пока непонятно, получится ли сохранить Приморское морское пароходство. Как пишут зарубежные СМИ, шведский банк Nordea, действующий в интересах кредиторов, уже назвал предложенный план по спасению компании (путем конвертации части долга в 75% акций компании) «нереалистичным».

Амбициозные планы

В 60-е годы в Находке появился нефтеналивной порт. Сначала его обслуживал танкерный флот, приписанный к Дальневосточному морскому пароходству (ДВМП), а в 1972 году появилось самостоятельное предприятие – Приморское морское пароходство (ПМП). Оно управляло 46 судами общим дедвейтом 350 тыс. тонн.

Главной задачей пароходств являлось обеспечение грузами отдаленных районов Дальнего Востока и Арктики. На протяжении 70-х и 80-х годов прошлого столетия доля ПМП в каботажных танкерных перевозках на север СССР достигала 75%. Основными грузами являлись нефтепродукты, различные масла, а также пищевые продукты.

В 1992 году предприятие было акционировано, став первым в российской транспортной отрасли акционерным обществом. Постепенно акции оказались консолидированы в руках менеджмента. Компания имела перспективный рынок и устаревший флот. Взять деньги на его обновление в России было негде. Тогда менеджмент сумел привлечь $75 млн от Европейского банка реконструкции и развития. Но суда, являющиеся залогами по кредитам, должны были ходить под иностранными флагами.

ПМП сумело завоевать позиции на международном рынке перевозок главным образом за счет судов повышенной прочности (некоторые танкеры могли преодолевать ледовые поля без сопровождения ледокола) и за счет опытных, привычных к экстремальным условиям работы экипажей.

В 2002 году ПМП стало частью международной корпорации PRISCO. Впрочем, это не поменяло схему владения: основным акционером по-прежнему оставался генеральный директор Александр Кириличев (см. «Сквозь офшоры: как устроена схема владения ПМП»), занимавший этот пост с 1993 года. Другие фирмы в составе PRISCO также были учреждены А. Кириличевым или менеджментом компании. Перевод бизнеса в офшорные юрисдикции был связан с желанием привлекать финансирование в западных банках и характерным для российских предпринимателей стремлением защитить свой бизнес.

Частью группы также стал «Приско капитал банк». Через него перевозчик осуществлял расчеты, в том числе с зарубежными контрагентами.

Объем перевозок компании постоянно рос, с 1996 по 2002 год увеличившись в 1,5 раза – с 6,7 млн тонн до 9,9 млн. Доходы PRISCO с 1998 по 2002 год выросли с $100 млн, до $124 млн. Однако львиная доля приходилась на суда под иностранными флагами. В том же 2002 году балансовый флот перевез лишь 2 млн тонн – примерно пятую часть общего объема, следует из годового отчета ОАО «Приморское морское пароходство». Под российским флагом ходило 16 танкеров суммарным дедвейтом 152 тыс. тонн.

Балансовый флот использовался в экспортно-импортных перевозках (714 тыс. тонн), перевозках между иностранными портами (760 тыс. тонн) и каботажных (506 тыс. тонн). Наиболее выгодными, пишет компания в отчете, являлись каботажные перевозки. Перевозки между иностранными портами представляли собой транспортировку нефтепродуктов для бункерных и рыбопромысловых судов в Индийском и Атлантическом океанах.

Балансовый флот группы на тот момент состоял все еще из небольших старых танкеров, средний возраст которых достигал почти 20 лет. Но компания поставила перед собой амбициозные задачи, заказывая крупнотоннажные суда и стремясь уже к 2005 году довести дедвейт флота до 1,5 млн тонн, а к 2010-му – до 2 млн тонн.

В 2004 году ПМП совместно с норвежской Rieber Shipping Ltd. заключила долгосрочный пятнадцатилетний контракт на фрахт ледокольного буксира для проекта «Сахалин-1». Кроме того, совместно с другой норвежской компанией ПМП выиграло тендер на обслуживание тремя судами-снабженцами нефтедобывающей платформы на проекте «Сахалин-2».

Амбициозные планы требовали источников финансирования. В середине нулевых компания брала кредиты в российских банках, которые были обеспечены залогами танкеров. Речь шла об относительно небольших суммах, размер одного займа не превышал $4 млн. Другое дело – иностранное финансирование. В 2007 г. компания привлекла кредит на сумму 300 млн норвежских крон ($55 млн по курсу на конец года), выпустив облигации. Средства были направлены на новое судостроение и другие цели.

Благодаря щедрым заимствованиям PRISCO во многом удалось реализовать намеченные планы по строительству новых судов. На 2010 год компания оперировала балансовым флотом из 21 судна (19 танкеров и 2 сухогруза) суммарным дедвейтом 2 млн тонн. Например, на корейской верфи Hyundai Heavy Industries было построено три танкера типа Aframax, не имеющих аналогов в Дальневосточном бассейне. Эти суда («Капитан Костичев», «Павел Черныш» и «Виктор Титов») предназначались для сахалинских проектов.

Но грянувший кризис сильно подкосил бизнес компании...

Что дальше?

В 2008 году компания PRISCO перевезла 14,4 млн тонн наливных грузов. В 2009 году объем перевозок начал падать (на 15% за 1-е полугодие), тем не менее по итогам года компания перевезла 16,5 млн тонн наливных грузов. Однако бесконечное новое строительство привело ее к значительным долгам. Иностранные банки, чьи займы были обеспечены судами, требовали расчетов.

В 2011 году PRISCO продала шесть танкеров, занятых перевозкой сырой нефти, в том числе с сахалинских проектов. Покупателем стал «Совкомфлот». На шельфовых проектах остался лишь вспомогательный флот ПМП: буксиры и скоростные пассажирские суда, обслуживающие нефтедобывающие платформы. Общий дедвейт флота группы на тот момент составил 1,2 млн тонн.

В течение нескольких лет группа терпела убытки. В 2012 году, согласно бухгалтерской отчетности по международным стандартам (МСФО), ОАО «Приморское морское пароходство» получило убыток 81 млн рублей при выручке около 200 млн рублей (после продажи части флота и падения фрахтовых ставок компании было далеко до прежних оборотов: вспомним 1,25 млрд рублей в 2005 году). В 2013-м выручка составила 180 млн рублей, убыток – 86 млн рублей. И только в 2014 году компания наконец показала прибыль – 44 млн рублей при выручке 181 млн рублей.

Впрочем, в 2015-м вернулись убытки: 26 млн рублей при выручке 88 млн рублей за первое полугодие (последняя опубликованная отчетность).

Между тем в сложившейся ситуации финансовый результат компании имеет важное значение для американского суда. Представители PRISCO настаивают, что группа в целом является прибыльной, поэтому нет смысла ее банкротить и распродавать флот. Однако смогут ли они убедить суд – большой вопрос, ведь с кредиторами договориться не получилось.

Сквозь офшоры: как устроена схема владения Приморским морским пароходством

Более 70% капитала ПМП находится у номинального держателя (НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий», НРД), 20% – у кипрской Apington Investments Ltd., оставшаяся доля – у миноритариев.

При этом Apington Investments Ltd. владеет Greatwood Assets Corporation, а она – тремя кипрскими офшорами, которые через американский банк номинальных держателей контролируют 56% в доле НРД (остальное – миноритарии). Другими словами, около 77% акций ПМП принадлежит Apington Investments Ltd., остальные порядка 23% – миноритариям. Бенефициаром кипрской Apington на 55% является Александр Кириличев, генеральный директор ОАО «Приморское морское пароходство».

Морские вести России №3 (2016)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Утечку газа на платформе «Сахалина-2» в Охотском море ликвидировали

Утечку газа на платформе «Сахалина-2» в Охотском море ликвидировали Утечка газа в устьевом оборудовании одной из скважин добывающей платформы Лунская-А проекта «Сахалин...

Паром «Севоль» разместили на полупогружном судне для транспортировки в порт

Паром «Севоль» разместили на полупогружном судне для транспортировки в порт Затонувший три года назад пассажирский паром «Севоль» удалось благополучно доставить и разместить на...

Российская экономика

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств Сокращение бюджетного финансирования повлияло на планы реконструкции аэропортов в Арктической зоне Р...

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

Транспортная политика

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента Законопроект «Об организации дорожного движения в РФ…», который в том числе позволяет региональным в...

Белоруссия начала получать иранскую нефть через порт Одессы

Белоруссия начала получать иранскую нефть через порт Одессы Иран начал поставки сырой нефти в Белоруссию. Первый танкер прибыл в порт Одессы на юге Украины. На ...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта Дмитрий Медведев поручил Минтрансу организовать мониторинг участков автомобильных дорог федерального...

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...