Кудрин против Глазьева: кто убедит президента?

Российская экономика
Кудрин против Глазьева: кто убедит президента?

Несколько лет назад президент Путин создал Экономический совет – по сути, дискуссионную площадку, где высказываются различные точки зрения на экономическую стратегию России. Заседания проходят нечасто, зато бурно. На последнем экс-министр финансов, председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин и помощник президента РФ Сергей Глазьев выступили с диаметрально противоположными позициями. Бывший министр призвал к структурным реформам, призванным помочь бизнесу и стимулировать экономический рост. А нынешний помощник президента структурные реформы, тоже направленные на помощь бизнесу и стимулирование экономического роста, видит с использованием эмиссионного финансирования, или включения «печатного станка».

Александра Васильцева

Кудрин: что происходит?

Основные тезисы доклада Алексея Кудрина можно найти на его официальном сайте. Документ описывает, как выглядела российская экономика раньше, что происходит сейчас и как быть дальше.

Докризисную ситуацию Кудрин называет «экономикой спроса»: благодаря нефтегазовым доходам повышался уровень жизни населения, что и служило основным драйвером экономики. Зарплаты росли быстрее, чем производительность труда, а укреплявшийся до 2014 года рубль позволял людям потреблять все больше импортных товаров.

Однако эта модель зашла в тупик даже до обвала нефтяных цен. В докладе говорится, что «экономика уперлась в структурные и институциональные ограничения еще при цене на нефть, превышающей $100 за баррель». Там также оценивается структурный рост ВВП, то есть показатель, очищенный от конъюнктурной составляющей (притока денег за счет высоких сырьевых цен). Он падал начиная с середины нулевых годов: с 5% в 2006 году до менее 1% в 2015-м.

В прошлом году экономика сократилась почти на 4%, а оставшиеся 96%, пишут авторы доклада, «теперь по-другому оцениваются мировыми рынками». Влияние западных санкций в этом провале оценивается в 0,8-1 процентный пункт. Кудрин указывает на несколько других тревожных факторов.

С 2011 года снижается приток инвестиций предприятий в основной капитал, причем хуже всего обстоят дела с бюджетными вложениями. «За последние несколько лет мы на уровне бюджетных решений «разменяли» инвестиции на текущее потребление, в том числе на рост зарплат [в бюджетном секторе]», – сказано в докладе.

Впрочем, и частных инвестиций в последнее время недостаточно. Экономисты обращают внимание на крупные средства, мертвым грузом лежащие на банковских счетах предприятий. Например, на 1 января 2016 года общий объем срочных депозитов (рублевых и валютных) компаний, по данным Центробанка, достиг 13,1 трлн рублей. А за весь 2015 год приток инвестиций в основной капитал чуть не дотянул до 14,5 трлн. Другими словами, бизнес мог бы почти вдвое больше вложить в собственное развитие, но предпочитает придержать деньги, будучи неуверенным в завтрашнем дне.

Авторы доклада признают, что около половины прироста срочных депозитов в 2014-2015 годах связано с валютными переоценками (один и тот же валютный вклад теперь в рублях значительно больше), но подчеркивают: такого высокого соотношения депозитов к инвестициям – примерно 90% – еще не было в истории российской экономики. В первой половине нулевых годов цифра не превышала 20%, в 2011-2013 годах – 50%.

Еще одна, хотя и менее очевидная на фоне сегодняшних трудностей проблема – постепенное технологическое отставание России, причем в разных сферах. Развитые страны и Китай вкладывают в НИОКР значительно больше, чем Россия (если считать в процентах от ВВП). «Мир находится в начале четвертой промышленной революции. За ближайшие 20 лет технологии существенно преобразуются», – уверен Алексей Кудрин (похожие мысли высказываются в недавней презентации «Сбербанка», получившей широкий общественный резонанс, см. «Будущее завтра»). Единственный способ для России не остаться «на обочине» технологического развития, по мнению Кудрина, – вести тесное сотрудничество с развитыми странами, встраиваться в существующие цепочки, а не противопоставлять себя прочему миру.

Эта мысль, видимо, кажется бывшему министру финансов настолько важной, что он не только прописал ее в докладе, но и озвучил в интервью телеканалу Ren TV за несколько дней до заседания Экономического совета. Экс-чиновник добавил, что сам не верит в сценарий полной изоляции России, поскольку, по его мнению, руководство страны осознает, насколько изоляция вредна для экономики.

Об этом, по информации деловых СМИ, он говорил и на самом совете, но в итоге получил однозначный ответ президента, что ради снижения возникшего геополитического напряжения и встраивания в технологические цепочки Россия «не торгует суверенитетом».

Кудрин: что делать?

Основная идея Кудрина – переходить от экономики спроса к экономике предложения, то есть рассчитывать не на спрос (основанный на доходах населения), а на предложение, на растущее производство, созданное за счет инвестиций бизнеса.

Одна из предпосылок такого перехода – как раз ослабевший рубль. Сейчас экономика вернулась к «реальному курсу на уровень 2004-2005 годов», говорится в докладе. Это дает конкурентное преимущество российским товарам, однако бурного роста производства и импортозамещения, как в 1998-1999 годах, не происходит. Виной тому структурные ограничения, которые Кудрин и призывает устранить.

Основным препятствием экс-министр считает запредельно высокий уровень инфляции. По его мнению, стабильная экономика возможна лишь при годовой инфляции не выше 4%. Именно тогда в стране появляется достаточно «длинных денег», чтобы осуществить инвестиционные проекты.

Сейчас же инфляционные ожидания участников рынка составляют около 15%, это повышает и ставки кредитования. «Ни страны «Большой семерки», ни Китай не допускают высокой инфляции, – пишут экономисты. – Около 30 стран проводят политику таргетирования инфляции* как важнейшего условия современного роста. За ближайшие два-три года российской экономике необходимо добиться инфляции 4% и надолго сохранить этот показатель. Стабильная ситуация приведет к росту благосостояния населения и готовности наращивать сбережения в национальной валюте, а это создаст основу для увеличения инвестиций».

Среди других важнейших реформ Кудрин призывает изменить структуру бюджета: повысить расходы на инфраструктуру, развитие человеческого капитала и уменьшить на субсидии неэффективным и убыточным предприятиям (отказаться от их финансирования или приватизировать). Это, по мнению Кудрина, необходимо для того, чтобы снизить дефицит бюджета до 1%.

К столь же важным он относит непопулярную идею повышения пенсионного возраста. По его мнению, в противном случае придется каждый год наращивать трансферт в Пенсионный фонд из пустующего бюджета либо повышать ставки страховых взносов для работодателей.

Система госуправления, сложившаяся в России, по мнению бывшего чиновника, не позволяет отвечать на актуальные вызовы, отсутствует эффективная кадровая политика, не реализуется принцип персональной ответственности. Кудрин также призывает к дальнейшей приватизации, снижению доли государства в экономике и снижению административных барьеров.

В целом авторы доклада видят будущее процветание России при сокращении издержек производства, стабилизации финансового рынка, высоком качестве госуправления и защите частной собственности.

Схожие предложения на президиуме Экономического совета высказал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Тезисы его доклада во многом совпали с позицией Алексея Кудрина, с той лишь разницей, что делать инвестиции чиновник предлагает и за счет государственных денег.

Рецепт Глазьева: валютный занавес

Альтернативную точку зрения представили члены Столыпинского клуба – помощник президента РФ Сергей Глазьев и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Еще в марте этого года организация подготовила доклад «Экономика роста». В документе также говорится о необходимости снизить административное давление на бизнес, создать независимую судебную систему, снизить инфляцию, стимулировать инвестиции, оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.

Кроме того, «столыпинцы» призывают ограничить рост тарифов естественных монополий, ввести дополнительные сборы с компаний, чьи материнские структуры зарегистрированы в офшорах, повысить акцизы на предметы роскоши, а в перспективе – перенести фискальную нагрузку с компаний на физических лиц, особенно высокооплачиваемых работников.

Взамен предлагаются «налоговые каникулы» для новых проектов и другие льготы для бизнеса. Также авторы доклада намерены ввести барьеры для экспорта сырья (например, отменить возврат НДС) с одновременным «зеленым светом» для продажи за рубеж продуктов переработки.

Самое дискуссионное предложение Столыпинского клуба – необеспеченная эмиссия денег. Сергей Глазьев приводит в пример США с их программами «количественного смягчения» и уверяет, что России тоже не вредно включить «печатный станок». Суть в том, что Центробанк РФ, проведя эмиссию, направляет деньги в конкретные банки, а те выкупают облигации компаний, осуществляющих инвестпроекты. В докладе предлагается «печатать» до 1,5 трлн рублей в год в течение пяти лет. Глазьев полагает, что если тщательно контролировать процесс, то деньги не растекутся по экономике и не спровоцируют гиперинфляцию.

Впрочем, чтобы избежать скачка цен или падения курса рубля (если компании несмотря на контроль начнут не инвестировать, а выводить деньги за границу), «столыпинцы» предлагают ввести налог на покупку валюты для компаний, не являющихся импортерами, не позволять банкам держать открытые валютные позиции (один из инструментов на финансовом рынке) и вывести валютные вклады населения из системы страхования.

Каким образом осуществлять контроль за всеми этими ограничениями – вопрос, который в докладе не комментируется. В выложенной на сайте Столыпинского клуба краткой версии доклада содержится пояснение, что предложения носят концептуальный характер и нуждаются в дальнейшей детализации и расчетах.

«Нельзя согласиться с предложением о необеспеченной эмиссии на сумму до 1,5 трлн рублей и введении ограничений на валютные операции для предприятий и граждан, – прокомментировал предложения коллег по Экономическому совету Алексей Кудрин. – Данные предложения не учитывают реальные процессы в экономике, разрушают действующие рыночные институты и приведут к снижению стимулов для инвестиций и в результате – к снижению экономического роста».

Решение за Путиным

Состоявшееся 25 мая заседание президиума Экономического совета длилось три часа и проходило в закрытом режиме. Как написали деловые СМИ, президент Путин прослушал все три доклада, но никак их не прокомментировал. По словам высокопоставленного чиновника, процитированного газетой «Ведомости», глава государства высказался в том духе, что нужны высокие темпы роста, но с одновременным снижением бюджетного дефицита.

«Сложилось впечатление, что он все же больше поддерживает жесткую бюджетную политику, а не стимулы», – резюмировал собеседник газеты. «Пока никакая точка зрения не отвергнута и не принята», – настаивает бизнес-омбудсмен Борис Титов (цитата из РБК).

По словам Кудрина, единственное, на чем сошлись все участники встречи, – необходимость снижать присутствие государства в экономике. Через десять лет его доля должна составлять 35% против сегодняшних 50%.

Вполне возможно, что прошедшее заседание Экономического совета вообще не будет иметь никаких последствий – по крайней мере, по итогам мероприятия Владимир Путин пока не дал никаких поручений. А уже в июне состоится следующее заседание – там обсудят технологическое обновление экономики в соответствии с мировыми трендами.

Экономический совет: что это?

Экономический совет был создан вскоре после избрания Владимира Путина на третий президентский срок. Первое заседание состоялось 20 июля 2012 года. Цель совета – выработка стратегии развития экономической политики и одновременно тактических шагов по ее реализации.

В состав президиума входит 27 человек, в том числе помощники президента РФ, члены правительства, представители Центробанка, губернаторы, руководители общественных организаций и ректоры университетов. Председатель президиума – Владимир Путин, среди заместителей – помощник президента Андрей Белоусов, министр экономического развития Алексей Улюкаев, бывший министр финансов Алексей Кудрин. Мероприятия проходят нечасто: на сегодняшний день состоялось два заседания совета и три заседания президиума совета.

Будущее завтра

Мировым тенденциям, в том числе в экономике, была посвящена недавно состоявшаяся презентация аналитического доклада «Новая реальность: пять глобальных трендов от Сбербанка», получившая большую общественную огласку. Там говорится о тенденциях последних лет, стремительно меняющих мир.

Например, в 2015 году стоимость активов, управляемых компьютером без участия человека, составила $20 млрд, а в 2020 году, по прогнозам, достигнет $450 млрд. Другой факт: Deutsche Bank сегодня стоит на бирже $21 млрд, а компания Pay Pal, позволяющая осуществлять Интернет-переводы по всему миру, – $44 млрд. «Банк со 145-летней историей стоит вдвое дешевле электронной платежной системы», – подчеркивается в презентации.

Говоря о технологиях в промышленности, авторы напоминают, что авиационный производитель GE Aviation печатает детали для реактивных двигателей на 3D-принтере, а созданный корпорацией Google самоуправляемый автомобиль может лишить работы 10% работающих американцев.

К глобальным трендам в «Сбербанке» относят и замедление развивающихся рынков. Так, в 2010 году приток капитала в развивающиеся страны составил $550 млрд, в 2013 году – $310 млрд, а в 2014-м уже отток капитала из этих государств достиг $735 млрд. В Китае впервые за 35 лет наблюдался рост ВВП ниже 7%.

* Таргетирование инфляции (inflation targeting, target – англ., цель) — один из методов ограничения темпов инфляции: установление плановой, целевой цифры снижения инфляции на следующий год и соответствующие меры Центрального банка по сокращению денежной массы. Словарь современной экономической науки. – М.: Дело. Л.И.Лопатников. 2003.

Морские порты №4 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы Члены экипажа, подготовленного на смену команды арестованного в США судна Мурманского морского парох...

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ Сибирский государственный университет водного транспорта 17 сентября посетила делегация японского ко...

Российская экономика

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 24,4% - до 22,6 млрд. т/км, внутр...

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей Первый этап модернизации судостроительного завода «Море» (Феодосия, Крым), который планирует...

Транспортная политика

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология»

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология» Главы дальневосточных регионов обратились к главе Минприроды РФ Дмитрию Кобылкину и полпреду президе...

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Морские порты

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа Государственно-частное партнерство, концессия, инвестиционный сбор и инфраструктурная ипотека – тако...

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...




Морской транспорт

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод Соглашение о строительстве в порту «Свободный» (портовая зона Владивостока) филиала завода «...

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ»

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ» По данным издания, российской верфи с 2019 года должны владеть правами на проектную и конструкторску...

Речной транспорт

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП На севере Якутии принят в эксплуатацию современный высокопроизводительный земснаряд «Владимир Панчен...

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород Причал для крупных пассажирских теплоходов будет построен в городе Кириши Ленинградской области в 20...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК Предполагается, что технология будет масштабирована на всю МЦК в 2019 году.

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан»

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан» Стороны намерены также рассмотреть возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и ваг...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...