Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Кудрин против Глазьева: кто убедит президента?

Российская экономика
Кудрин против Глазьева: кто убедит президента?

Несколько лет назад президент Путин создал Экономический совет – по сути, дискуссионную площадку, где высказываются различные точки зрения на экономическую стратегию России. Заседания проходят нечасто, зато бурно. На последнем экс-министр финансов, председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин и помощник президента РФ Сергей Глазьев выступили с диаметрально противоположными позициями. Бывший министр призвал к структурным реформам, призванным помочь бизнесу и стимулировать экономический рост. А нынешний помощник президента структурные реформы, тоже направленные на помощь бизнесу и стимулирование экономического роста, видит с использованием эмиссионного финансирования, или включения «печатного станка».

Александра Васильцева

Кудрин: что происходит?

Основные тезисы доклада Алексея Кудрина можно найти на его официальном сайте. Документ описывает, как выглядела российская экономика раньше, что происходит сейчас и как быть дальше.

Докризисную ситуацию Кудрин называет «экономикой спроса»: благодаря нефтегазовым доходам повышался уровень жизни населения, что и служило основным драйвером экономики. Зарплаты росли быстрее, чем производительность труда, а укреплявшийся до 2014 года рубль позволял людям потреблять все больше импортных товаров.

Однако эта модель зашла в тупик даже до обвала нефтяных цен. В докладе говорится, что «экономика уперлась в структурные и институциональные ограничения еще при цене на нефть, превышающей $100 за баррель». Там также оценивается структурный рост ВВП, то есть показатель, очищенный от конъюнктурной составляющей (притока денег за счет высоких сырьевых цен). Он падал начиная с середины нулевых годов: с 5% в 2006 году до менее 1% в 2015-м.

В прошлом году экономика сократилась почти на 4%, а оставшиеся 96%, пишут авторы доклада, «теперь по-другому оцениваются мировыми рынками». Влияние западных санкций в этом провале оценивается в 0,8-1 процентный пункт. Кудрин указывает на несколько других тревожных факторов.

С 2011 года снижается приток инвестиций предприятий в основной капитал, причем хуже всего обстоят дела с бюджетными вложениями. «За последние несколько лет мы на уровне бюджетных решений «разменяли» инвестиции на текущее потребление, в том числе на рост зарплат [в бюджетном секторе]», – сказано в докладе.

Впрочем, и частных инвестиций в последнее время недостаточно. Экономисты обращают внимание на крупные средства, мертвым грузом лежащие на банковских счетах предприятий. Например, на 1 января 2016 года общий объем срочных депозитов (рублевых и валютных) компаний, по данным Центробанка, достиг 13,1 трлн рублей. А за весь 2015 год приток инвестиций в основной капитал чуть не дотянул до 14,5 трлн. Другими словами, бизнес мог бы почти вдвое больше вложить в собственное развитие, но предпочитает придержать деньги, будучи неуверенным в завтрашнем дне.

Авторы доклада признают, что около половины прироста срочных депозитов в 2014-2015 годах связано с валютными переоценками (один и тот же валютный вклад теперь в рублях значительно больше), но подчеркивают: такого высокого соотношения депозитов к инвестициям – примерно 90% – еще не было в истории российской экономики. В первой половине нулевых годов цифра не превышала 20%, в 2011-2013 годах – 50%.

Еще одна, хотя и менее очевидная на фоне сегодняшних трудностей проблема – постепенное технологическое отставание России, причем в разных сферах. Развитые страны и Китай вкладывают в НИОКР значительно больше, чем Россия (если считать в процентах от ВВП). «Мир находится в начале четвертой промышленной революции. За ближайшие 20 лет технологии существенно преобразуются», – уверен Алексей Кудрин (похожие мысли высказываются в недавней презентации «Сбербанка», получившей широкий общественный резонанс, см. «Будущее завтра»). Единственный способ для России не остаться «на обочине» технологического развития, по мнению Кудрина, – вести тесное сотрудничество с развитыми странами, встраиваться в существующие цепочки, а не противопоставлять себя прочему миру.

Эта мысль, видимо, кажется бывшему министру финансов настолько важной, что он не только прописал ее в докладе, но и озвучил в интервью телеканалу Ren TV за несколько дней до заседания Экономического совета. Экс-чиновник добавил, что сам не верит в сценарий полной изоляции России, поскольку, по его мнению, руководство страны осознает, насколько изоляция вредна для экономики.

Об этом, по информации деловых СМИ, он говорил и на самом совете, но в итоге получил однозначный ответ президента, что ради снижения возникшего геополитического напряжения и встраивания в технологические цепочки Россия «не торгует суверенитетом».

Кудрин: что делать?

Основная идея Кудрина – переходить от экономики спроса к экономике предложения, то есть рассчитывать не на спрос (основанный на доходах населения), а на предложение, на растущее производство, созданное за счет инвестиций бизнеса.

Одна из предпосылок такого перехода – как раз ослабевший рубль. Сейчас экономика вернулась к «реальному курсу на уровень 2004-2005 годов», говорится в докладе. Это дает конкурентное преимущество российским товарам, однако бурного роста производства и импортозамещения, как в 1998-1999 годах, не происходит. Виной тому структурные ограничения, которые Кудрин и призывает устранить.

Основным препятствием экс-министр считает запредельно высокий уровень инфляции. По его мнению, стабильная экономика возможна лишь при годовой инфляции не выше 4%. Именно тогда в стране появляется достаточно «длинных денег», чтобы осуществить инвестиционные проекты.

Сейчас же инфляционные ожидания участников рынка составляют около 15%, это повышает и ставки кредитования. «Ни страны «Большой семерки», ни Китай не допускают высокой инфляции, – пишут экономисты. – Около 30 стран проводят политику таргетирования инфляции* как важнейшего условия современного роста. За ближайшие два-три года российской экономике необходимо добиться инфляции 4% и надолго сохранить этот показатель. Стабильная ситуация приведет к росту благосостояния населения и готовности наращивать сбережения в национальной валюте, а это создаст основу для увеличения инвестиций».

Среди других важнейших реформ Кудрин призывает изменить структуру бюджета: повысить расходы на инфраструктуру, развитие человеческого капитала и уменьшить на субсидии неэффективным и убыточным предприятиям (отказаться от их финансирования или приватизировать). Это, по мнению Кудрина, необходимо для того, чтобы снизить дефицит бюджета до 1%.

К столь же важным он относит непопулярную идею повышения пенсионного возраста. По его мнению, в противном случае придется каждый год наращивать трансферт в Пенсионный фонд из пустующего бюджета либо повышать ставки страховых взносов для работодателей.

Система госуправления, сложившаяся в России, по мнению бывшего чиновника, не позволяет отвечать на актуальные вызовы, отсутствует эффективная кадровая политика, не реализуется принцип персональной ответственности. Кудрин также призывает к дальнейшей приватизации, снижению доли государства в экономике и снижению административных барьеров.

В целом авторы доклада видят будущее процветание России при сокращении издержек производства, стабилизации финансового рынка, высоком качестве госуправления и защите частной собственности.

Схожие предложения на президиуме Экономического совета высказал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Тезисы его доклада во многом совпали с позицией Алексея Кудрина, с той лишь разницей, что делать инвестиции чиновник предлагает и за счет государственных денег.

Рецепт Глазьева: валютный занавес

Альтернативную точку зрения представили члены Столыпинского клуба – помощник президента РФ Сергей Глазьев и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Еще в марте этого года организация подготовила доклад «Экономика роста». В документе также говорится о необходимости снизить административное давление на бизнес, создать независимую судебную систему, снизить инфляцию, стимулировать инвестиции, оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.

Кроме того, «столыпинцы» призывают ограничить рост тарифов естественных монополий, ввести дополнительные сборы с компаний, чьи материнские структуры зарегистрированы в офшорах, повысить акцизы на предметы роскоши, а в перспективе – перенести фискальную нагрузку с компаний на физических лиц, особенно высокооплачиваемых работников.

Взамен предлагаются «налоговые каникулы» для новых проектов и другие льготы для бизнеса. Также авторы доклада намерены ввести барьеры для экспорта сырья (например, отменить возврат НДС) с одновременным «зеленым светом» для продажи за рубеж продуктов переработки.

Самое дискуссионное предложение Столыпинского клуба – необеспеченная эмиссия денег. Сергей Глазьев приводит в пример США с их программами «количественного смягчения» и уверяет, что России тоже не вредно включить «печатный станок». Суть в том, что Центробанк РФ, проведя эмиссию, направляет деньги в конкретные банки, а те выкупают облигации компаний, осуществляющих инвестпроекты. В докладе предлагается «печатать» до 1,5 трлн рублей в год в течение пяти лет. Глазьев полагает, что если тщательно контролировать процесс, то деньги не растекутся по экономике и не спровоцируют гиперинфляцию.

Впрочем, чтобы избежать скачка цен или падения курса рубля (если компании несмотря на контроль начнут не инвестировать, а выводить деньги за границу), «столыпинцы» предлагают ввести налог на покупку валюты для компаний, не являющихся импортерами, не позволять банкам держать открытые валютные позиции (один из инструментов на финансовом рынке) и вывести валютные вклады населения из системы страхования.

Каким образом осуществлять контроль за всеми этими ограничениями – вопрос, который в докладе не комментируется. В выложенной на сайте Столыпинского клуба краткой версии доклада содержится пояснение, что предложения носят концептуальный характер и нуждаются в дальнейшей детализации и расчетах.

«Нельзя согласиться с предложением о необеспеченной эмиссии на сумму до 1,5 трлн рублей и введении ограничений на валютные операции для предприятий и граждан, – прокомментировал предложения коллег по Экономическому совету Алексей Кудрин. – Данные предложения не учитывают реальные процессы в экономике, разрушают действующие рыночные институты и приведут к снижению стимулов для инвестиций и в результате – к снижению экономического роста».

Решение за Путиным

Состоявшееся 25 мая заседание президиума Экономического совета длилось три часа и проходило в закрытом режиме. Как написали деловые СМИ, президент Путин прослушал все три доклада, но никак их не прокомментировал. По словам высокопоставленного чиновника, процитированного газетой «Ведомости», глава государства высказался в том духе, что нужны высокие темпы роста, но с одновременным снижением бюджетного дефицита.

«Сложилось впечатление, что он все же больше поддерживает жесткую бюджетную политику, а не стимулы», – резюмировал собеседник газеты. «Пока никакая точка зрения не отвергнута и не принята», – настаивает бизнес-омбудсмен Борис Титов (цитата из РБК).

По словам Кудрина, единственное, на чем сошлись все участники встречи, – необходимость снижать присутствие государства в экономике. Через десять лет его доля должна составлять 35% против сегодняшних 50%.

Вполне возможно, что прошедшее заседание Экономического совета вообще не будет иметь никаких последствий – по крайней мере, по итогам мероприятия Владимир Путин пока не дал никаких поручений. А уже в июне состоится следующее заседание – там обсудят технологическое обновление экономики в соответствии с мировыми трендами.

Экономический совет: что это?

Экономический совет был создан вскоре после избрания Владимира Путина на третий президентский срок. Первое заседание состоялось 20 июля 2012 года. Цель совета – выработка стратегии развития экономической политики и одновременно тактических шагов по ее реализации.

В состав президиума входит 27 человек, в том числе помощники президента РФ, члены правительства, представители Центробанка, губернаторы, руководители общественных организаций и ректоры университетов. Председатель президиума – Владимир Путин, среди заместителей – помощник президента Андрей Белоусов, министр экономического развития Алексей Улюкаев, бывший министр финансов Алексей Кудрин. Мероприятия проходят нечасто: на сегодняшний день состоялось два заседания совета и три заседания президиума совета.

Будущее завтра

Мировым тенденциям, в том числе в экономике, была посвящена недавно состоявшаяся презентация аналитического доклада «Новая реальность: пять глобальных трендов от Сбербанка», получившая большую общественную огласку. Там говорится о тенденциях последних лет, стремительно меняющих мир.

Например, в 2015 году стоимость активов, управляемых компьютером без участия человека, составила $20 млрд, а в 2020 году, по прогнозам, достигнет $450 млрд. Другой факт: Deutsche Bank сегодня стоит на бирже $21 млрд, а компания Pay Pal, позволяющая осуществлять Интернет-переводы по всему миру, – $44 млрд. «Банк со 145-летней историей стоит вдвое дешевле электронной платежной системы», – подчеркивается в презентации.

Говоря о технологиях в промышленности, авторы напоминают, что авиационный производитель GE Aviation печатает детали для реактивных двигателей на 3D-принтере, а созданный корпорацией Google самоуправляемый автомобиль может лишить работы 10% работающих американцев.

К глобальным трендам в «Сбербанке» относят и замедление развивающихся рынков. Так, в 2010 году приток капитала в развивающиеся страны составил $550 млрд, в 2013 году – $310 млрд, а в 2014-м уже отток капитала из этих государств достиг $735 млрд. В Китае впервые за 35 лет наблюдался рост ВВП ниже 7%.

* Таргетирование инфляции (inflation targeting, target – англ., цель) — один из методов ограничения темпов инфляции: установление плановой, целевой цифры снижения инфляции на следующий год и соответствующие меры Центрального банка по сокращению денежной массы. Словарь современной экономической науки. – М.: Дело. Л.И.Лопатников. 2003.

Морские порты №4 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге Волгоградский областной суд в пятницу изменил решение суда первой инстанции об аресте Леонида Жданов...

На севере Байкала ухудшилась экологическая ситуация из-за водорослей спирогир

На севере Байкала ухудшилась экологическая ситуация из-за водорослей спирогир Ученые ЛИН СО РАН в ходе двухнедельной экспедиции по Байкалу зафиксировали ухудшение экологической с...

Российская экономика

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Транспортная политика

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Корейские железные дороги (Korail) готовы п...

Д. Медведев освободил Владимира Чертока от должности замруководителя Ространснадзора

Д. Медведев освободил Владимира Чертока от должности замруководителя Ространснадзора Председатель правительства России Дмитрий Медведев своим распоряжением освободил Владимира Чертока о...

Морские порты

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону Ростовская компания «ПКФ Братья», входящая в состав американской компании «Каргилл», намерена инвест...

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar 21 июня 2018 у пирса дальних линий морского порта Мурманск ошвартовался самый крупный из когда-либо ...




Морской транспорт

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном В июне 2018 года флот Северо-Западного бассейнового филиала пополнился новым маломерным судном – аэр...

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта Керченская паромная переправа с понедельника упростит порядок перевозки грузовых автомобилей, сообщи...

Речной транспорт

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву Использующий солнечную энергию электрокатамаран, в создании которого принимали участие портфельные к...

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке Ограничение судоходства в столице во время Мундиаля не нарушит планов молодых людей и их родителей о...

Ж/Д транспорт

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки ОАО «Российские железные дороги» не планирует крупных слияний и поглощений до 2025 года, однако допу...

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов ОАО «Российские железные дороги» планирует ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% - достиж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...