Кудрин против Глазьева: кто убедит президента?

Российская экономика
Кудрин против Глазьева: кто убедит президента?

Несколько лет назад президент Путин создал Экономический совет – по сути, дискуссионную площадку, где высказываются различные точки зрения на экономическую стратегию России. Заседания проходят нечасто, зато бурно. На последнем экс-министр финансов, председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин и помощник президента РФ Сергей Глазьев выступили с диаметрально противоположными позициями. Бывший министр призвал к структурным реформам, призванным помочь бизнесу и стимулировать экономический рост. А нынешний помощник президента структурные реформы, тоже направленные на помощь бизнесу и стимулирование экономического роста, видит с использованием эмиссионного финансирования, или включения «печатного станка».

Александра Васильцева

Кудрин: что происходит?

Основные тезисы доклада Алексея Кудрина можно найти на его официальном сайте. Документ описывает, как выглядела российская экономика раньше, что происходит сейчас и как быть дальше.

Докризисную ситуацию Кудрин называет «экономикой спроса»: благодаря нефтегазовым доходам повышался уровень жизни населения, что и служило основным драйвером экономики. Зарплаты росли быстрее, чем производительность труда, а укреплявшийся до 2014 года рубль позволял людям потреблять все больше импортных товаров.

Однако эта модель зашла в тупик даже до обвала нефтяных цен. В докладе говорится, что «экономика уперлась в структурные и институциональные ограничения еще при цене на нефть, превышающей $100 за баррель». Там также оценивается структурный рост ВВП, то есть показатель, очищенный от конъюнктурной составляющей (притока денег за счет высоких сырьевых цен). Он падал начиная с середины нулевых годов: с 5% в 2006 году до менее 1% в 2015-м.

В прошлом году экономика сократилась почти на 4%, а оставшиеся 96%, пишут авторы доклада, «теперь по-другому оцениваются мировыми рынками». Влияние западных санкций в этом провале оценивается в 0,8-1 процентный пункт. Кудрин указывает на несколько других тревожных факторов.

С 2011 года снижается приток инвестиций предприятий в основной капитал, причем хуже всего обстоят дела с бюджетными вложениями. «За последние несколько лет мы на уровне бюджетных решений «разменяли» инвестиции на текущее потребление, в том числе на рост зарплат [в бюджетном секторе]», – сказано в докладе.

Впрочем, и частных инвестиций в последнее время недостаточно. Экономисты обращают внимание на крупные средства, мертвым грузом лежащие на банковских счетах предприятий. Например, на 1 января 2016 года общий объем срочных депозитов (рублевых и валютных) компаний, по данным Центробанка, достиг 13,1 трлн рублей. А за весь 2015 год приток инвестиций в основной капитал чуть не дотянул до 14,5 трлн. Другими словами, бизнес мог бы почти вдвое больше вложить в собственное развитие, но предпочитает придержать деньги, будучи неуверенным в завтрашнем дне.

Авторы доклада признают, что около половины прироста срочных депозитов в 2014-2015 годах связано с валютными переоценками (один и тот же валютный вклад теперь в рублях значительно больше), но подчеркивают: такого высокого соотношения депозитов к инвестициям – примерно 90% – еще не было в истории российской экономики. В первой половине нулевых годов цифра не превышала 20%, в 2011-2013 годах – 50%.

Еще одна, хотя и менее очевидная на фоне сегодняшних трудностей проблема – постепенное технологическое отставание России, причем в разных сферах. Развитые страны и Китай вкладывают в НИОКР значительно больше, чем Россия (если считать в процентах от ВВП). «Мир находится в начале четвертой промышленной революции. За ближайшие 20 лет технологии существенно преобразуются», – уверен Алексей Кудрин (похожие мысли высказываются в недавней презентации «Сбербанка», получившей широкий общественный резонанс, см. «Будущее завтра»). Единственный способ для России не остаться «на обочине» технологического развития, по мнению Кудрина, – вести тесное сотрудничество с развитыми странами, встраиваться в существующие цепочки, а не противопоставлять себя прочему миру.

Эта мысль, видимо, кажется бывшему министру финансов настолько важной, что он не только прописал ее в докладе, но и озвучил в интервью телеканалу Ren TV за несколько дней до заседания Экономического совета. Экс-чиновник добавил, что сам не верит в сценарий полной изоляции России, поскольку, по его мнению, руководство страны осознает, насколько изоляция вредна для экономики.

Об этом, по информации деловых СМИ, он говорил и на самом совете, но в итоге получил однозначный ответ президента, что ради снижения возникшего геополитического напряжения и встраивания в технологические цепочки Россия «не торгует суверенитетом».

Кудрин: что делать?

Основная идея Кудрина – переходить от экономики спроса к экономике предложения, то есть рассчитывать не на спрос (основанный на доходах населения), а на предложение, на растущее производство, созданное за счет инвестиций бизнеса.

Одна из предпосылок такого перехода – как раз ослабевший рубль. Сейчас экономика вернулась к «реальному курсу на уровень 2004-2005 годов», говорится в докладе. Это дает конкурентное преимущество российским товарам, однако бурного роста производства и импортозамещения, как в 1998-1999 годах, не происходит. Виной тому структурные ограничения, которые Кудрин и призывает устранить.

Основным препятствием экс-министр считает запредельно высокий уровень инфляции. По его мнению, стабильная экономика возможна лишь при годовой инфляции не выше 4%. Именно тогда в стране появляется достаточно «длинных денег», чтобы осуществить инвестиционные проекты.

Сейчас же инфляционные ожидания участников рынка составляют около 15%, это повышает и ставки кредитования. «Ни страны «Большой семерки», ни Китай не допускают высокой инфляции, – пишут экономисты. – Около 30 стран проводят политику таргетирования инфляции* как важнейшего условия современного роста. За ближайшие два-три года российской экономике необходимо добиться инфляции 4% и надолго сохранить этот показатель. Стабильная ситуация приведет к росту благосостояния населения и готовности наращивать сбережения в национальной валюте, а это создаст основу для увеличения инвестиций».

Среди других важнейших реформ Кудрин призывает изменить структуру бюджета: повысить расходы на инфраструктуру, развитие человеческого капитала и уменьшить на субсидии неэффективным и убыточным предприятиям (отказаться от их финансирования или приватизировать). Это, по мнению Кудрина, необходимо для того, чтобы снизить дефицит бюджета до 1%.

К столь же важным он относит непопулярную идею повышения пенсионного возраста. По его мнению, в противном случае придется каждый год наращивать трансферт в Пенсионный фонд из пустующего бюджета либо повышать ставки страховых взносов для работодателей.

Система госуправления, сложившаяся в России, по мнению бывшего чиновника, не позволяет отвечать на актуальные вызовы, отсутствует эффективная кадровая политика, не реализуется принцип персональной ответственности. Кудрин также призывает к дальнейшей приватизации, снижению доли государства в экономике и снижению административных барьеров.

В целом авторы доклада видят будущее процветание России при сокращении издержек производства, стабилизации финансового рынка, высоком качестве госуправления и защите частной собственности.

Схожие предложения на президиуме Экономического совета высказал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Тезисы его доклада во многом совпали с позицией Алексея Кудрина, с той лишь разницей, что делать инвестиции чиновник предлагает и за счет государственных денег.

Рецепт Глазьева: валютный занавес

Альтернативную точку зрения представили члены Столыпинского клуба – помощник президента РФ Сергей Глазьев и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Еще в марте этого года организация подготовила доклад «Экономика роста». В документе также говорится о необходимости снизить административное давление на бизнес, создать независимую судебную систему, снизить инфляцию, стимулировать инвестиции, оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.

Кроме того, «столыпинцы» призывают ограничить рост тарифов естественных монополий, ввести дополнительные сборы с компаний, чьи материнские структуры зарегистрированы в офшорах, повысить акцизы на предметы роскоши, а в перспективе – перенести фискальную нагрузку с компаний на физических лиц, особенно высокооплачиваемых работников.

Взамен предлагаются «налоговые каникулы» для новых проектов и другие льготы для бизнеса. Также авторы доклада намерены ввести барьеры для экспорта сырья (например, отменить возврат НДС) с одновременным «зеленым светом» для продажи за рубеж продуктов переработки.

Самое дискуссионное предложение Столыпинского клуба – необеспеченная эмиссия денег. Сергей Глазьев приводит в пример США с их программами «количественного смягчения» и уверяет, что России тоже не вредно включить «печатный станок». Суть в том, что Центробанк РФ, проведя эмиссию, направляет деньги в конкретные банки, а те выкупают облигации компаний, осуществляющих инвестпроекты. В докладе предлагается «печатать» до 1,5 трлн рублей в год в течение пяти лет. Глазьев полагает, что если тщательно контролировать процесс, то деньги не растекутся по экономике и не спровоцируют гиперинфляцию.

Впрочем, чтобы избежать скачка цен или падения курса рубля (если компании несмотря на контроль начнут не инвестировать, а выводить деньги за границу), «столыпинцы» предлагают ввести налог на покупку валюты для компаний, не являющихся импортерами, не позволять банкам держать открытые валютные позиции (один из инструментов на финансовом рынке) и вывести валютные вклады населения из системы страхования.

Каким образом осуществлять контроль за всеми этими ограничениями – вопрос, который в докладе не комментируется. В выложенной на сайте Столыпинского клуба краткой версии доклада содержится пояснение, что предложения носят концептуальный характер и нуждаются в дальнейшей детализации и расчетах.

«Нельзя согласиться с предложением о необеспеченной эмиссии на сумму до 1,5 трлн рублей и введении ограничений на валютные операции для предприятий и граждан, – прокомментировал предложения коллег по Экономическому совету Алексей Кудрин. – Данные предложения не учитывают реальные процессы в экономике, разрушают действующие рыночные институты и приведут к снижению стимулов для инвестиций и в результате – к снижению экономического роста».

Решение за Путиным

Состоявшееся 25 мая заседание президиума Экономического совета длилось три часа и проходило в закрытом режиме. Как написали деловые СМИ, президент Путин прослушал все три доклада, но никак их не прокомментировал. По словам высокопоставленного чиновника, процитированного газетой «Ведомости», глава государства высказался в том духе, что нужны высокие темпы роста, но с одновременным снижением бюджетного дефицита.

«Сложилось впечатление, что он все же больше поддерживает жесткую бюджетную политику, а не стимулы», – резюмировал собеседник газеты. «Пока никакая точка зрения не отвергнута и не принята», – настаивает бизнес-омбудсмен Борис Титов (цитата из РБК).

По словам Кудрина, единственное, на чем сошлись все участники встречи, – необходимость снижать присутствие государства в экономике. Через десять лет его доля должна составлять 35% против сегодняшних 50%.

Вполне возможно, что прошедшее заседание Экономического совета вообще не будет иметь никаких последствий – по крайней мере, по итогам мероприятия Владимир Путин пока не дал никаких поручений. А уже в июне состоится следующее заседание – там обсудят технологическое обновление экономики в соответствии с мировыми трендами.

Экономический совет: что это?

Экономический совет был создан вскоре после избрания Владимира Путина на третий президентский срок. Первое заседание состоялось 20 июля 2012 года. Цель совета – выработка стратегии развития экономической политики и одновременно тактических шагов по ее реализации.

В состав президиума входит 27 человек, в том числе помощники президента РФ, члены правительства, представители Центробанка, губернаторы, руководители общественных организаций и ректоры университетов. Председатель президиума – Владимир Путин, среди заместителей – помощник президента Андрей Белоусов, министр экономического развития Алексей Улюкаев, бывший министр финансов Алексей Кудрин. Мероприятия проходят нечасто: на сегодняшний день состоялось два заседания совета и три заседания президиума совета.

Будущее завтра

Мировым тенденциям, в том числе в экономике, была посвящена недавно состоявшаяся презентация аналитического доклада «Новая реальность: пять глобальных трендов от Сбербанка», получившая большую общественную огласку. Там говорится о тенденциях последних лет, стремительно меняющих мир.

Например, в 2015 году стоимость активов, управляемых компьютером без участия человека, составила $20 млрд, а в 2020 году, по прогнозам, достигнет $450 млрд. Другой факт: Deutsche Bank сегодня стоит на бирже $21 млрд, а компания Pay Pal, позволяющая осуществлять Интернет-переводы по всему миру, – $44 млрд. «Банк со 145-летней историей стоит вдвое дешевле электронной платежной системы», – подчеркивается в презентации.

Говоря о технологиях в промышленности, авторы напоминают, что авиационный производитель GE Aviation печатает детали для реактивных двигателей на 3D-принтере, а созданный корпорацией Google самоуправляемый автомобиль может лишить работы 10% работающих американцев.

К глобальным трендам в «Сбербанке» относят и замедление развивающихся рынков. Так, в 2010 году приток капитала в развивающиеся страны составил $550 млрд, в 2013 году – $310 млрд, а в 2014-м уже отток капитала из этих государств достиг $735 млрд. В Китае впервые за 35 лет наблюдался рост ВВП ниже 7%.

* Таргетирование инфляции (inflation targeting, target – англ., цель) — один из методов ограничения темпов инфляции: установление плановой, целевой цифры снижения инфляции на следующий год и соответствующие меры Центрального банка по сокращению денежной массы. Словарь современной экономической науки. – М.: Дело. Л.И.Лопатников. 2003.

Морские порты №4 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Ледокол «Виктор Черномырдин» загорелся из-за человеческого фактора

Ледокол «Виктор Черномырдин» загорелся из-за человеческого фактора Ранее глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщил, что уще...

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи»

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» «Адмиралтейские верфи» (входят в ОСК) согласились построить батискаф для спуска на дно Мариа...

Российская экономика

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Промсвязьбанк и подписали кредитны...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт Правительство Амурской области и администрация Благовещенска оформляют заявку на получение статуса с...

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов Площадку под строительство терминала посетил 7 декабря в ходе поездки во Владивосток заместитель мин...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...