Камский бассейн: Заданные габариты пути – выдержаны - Морские вести России

Камский бассейн: Заданные габариты пути – выдержаны

23.01.2017

Речной транспорт

Протяженность внутренних водных путей в границах ответственности Администрации Камского бассейна составляет 3347 км, объединяющих четыре региона Приволжского федерального округа: Пермский край, Удмуртскую Республику, Республику Башкортостан и Республику Татарстан. В том числе с гарантированными габаритами 1572 км, из них 1398 км с освещаемой обстановкой и 174 км – с неосвещаемой. Кроме того, дополнительно была выставлена обстановка на 284 км, обслуживаемых по договорам.

На основе цифровых технологий

Сергей Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация «Камводпуть"

Навигационное оборудование введено в действие в плановые сроки. Гидрологические условия в начальный период навигации 2016 г. вследствие нормальных уровней половодья и прохождения дождевых паводков были благоприятные. В августе из-за продолжительной засухи в бассейне наблюдается дефицит водных ресурсов. Камское и Воткинское водохранилища сработаны до отметок, близких к проектным значениям. Ограничены судоходные попуски через Воткинскую ГЭС со снижением глубины на 20 см и более. На реке Белой при снижении уровня воды по водомерному посту Уфа на 65-70 см ниже проектного уровня прогнозируется снижение глубины до 140-145 см (на 35-40 см ниже гарантированных).

Для обеспечения гарантированных габаритов пути в рабочем ядре находится 5 многочерпаковых земснарядов общей технической производительностью 1860 м3/ч. Подготовка плесов к межени завершена в установленные сроки. Срыва заданных габаритов пути не допущено.

В 2016 году русловыми изыскательскими партиями продолжаются гидрографические работы для обновления и создания бумажных и электронных навигационных карт. К началу навигации издан том 9, часть II Атласа ЕГС, заканчивается подготовка составительского оригинала тома 10.

Благодаря внедрению спутниковых и цифровых технологий продолжается развитие и усовершенствование технологий на русловых изысканиях, судоходной обстановке, тралении, землечерпании и в картографии.

Продолжается оптимизация состава СНО, упразднение части избыточных береговых навигационных знаков и установки «коридора» из плавучих знаков.

Продолжается работа по качественному улучшению СНО. Администрацией приобретены, установлены и проходят испытания знаки плавучей обстановки из полимерных материалов. Проходят испытания новые фонари на светодиодах. При успешном завершении испытаний и вводе в эксплуатацию данной продукции мы сможем сократить расходы на содержание судоходной обстановки и увеличить срок эксплуатации оборудования.

Флот

По состоянию на 01.01.2016 на балансе ФБУ «Администрация «Камводпуть» находится 148 единиц флота, из которых 138 единиц (93,2%) амортизированы. Вне рабочего ядра по состоянию на 01.01.2016 находятся 27 единиц флота. На учете в Российском речном регистре находятся 128 единиц, из которых 125– в годном состоянии.

Состав дноуглубительного флота состоит из 7 единиц многочерпаковых земснарядов проектов 1519, Р-36, 1499, 92-035, из которых 5 единиц находятся в рабочем ядре, 2 земснаряда – на консервации. Земснаряды рабочего ядра укомплектованы 2-3 самоходными (несамоходными) шаландами в зависимости от удаленности свалки для транспортировки извлеченного грунта и сокращения простоев земснаряда, мотозавознями проектов 946 и Р-94 для завозки якорей.

Обстановочный и вспомогательный флот в большинстве случаев выработал свой моторесурс и амортизирован.

Поступление нового флота в 2014 и 2015 годах составило 5 единиц:

– обстановочные теплоходы «Ворон», «Стриж» проекта 3050;

– обстановочные теплоходы «Н. Чащихин», «Н.тБабкин» проекта 3052;

– самоходное нефтебункеровочное судно «В. Недорезов» проекта RT-18.

Пополнение рабочего ядра флота судами нового судостроения всегда являлось для речников знаменательным событием, которое открывает дальнейшие перспективы развития речного флота и востребованности профессии. Но в то же время появляются другие проблемы, в частности несоответствие подготовки специалистов судовых команд уровню технической оснащенности вновь построенных современных судов. Много претензий к качеству сборки, наладке и работе судовых систем и обслуживающего оборудования.

Экологический флот (самоходный и несамоходный) состоит из переоборудованных судов для сбора подсланевых и сточных вод. Все эти суда отработали свои нормативные сроки службы. Рабочее ядро экологического флота не обеспечивает полностью потребности в комплексном обслуживании флота Администрации (не обеспечивается в полном объеме сбор мусора, сточных и нефтяных вод в сроки согласно установленной автономности плавания судов и санитарным правилам).

Аналогичная ситуация наблюдается с нефтеналивным флотом, где продолжается эксплуатация танкеров 1959, 1968 годов постройки, которые и морально, и физически давно устарели. Поступление нового танкера проекта RT-18 не позволяет полностью решить проблему по замене устаревших нефтебункеровочных судов. Для проведения модернизации т/х «Танкер-2» проекта 795 имеется разработанная проектно-сметная документация с общей стоимостью работ 51,5 млн рублей. Без целевого финансирования выполнение модернизации осуществить невозможно.

Отстой и ремонт флота и его подготовка к навигации 2016 года производилась на ремонтных базах и отстойных пунктах филиалов Администрации. В зимний судоремонт 2015-2016 гг. отремонтировано 86 единиц флота с общей трудоемкостью 96274,2 чел./ч.

На ремонт технического флота в 2015 году было израсходовано по капитальному ремонту средств из федерального бюджета 12309,4 тыс. рублей, на текущий ремонт – 6263,7 тыс. рублей из средств федерального бюджета и 1101,1 тыс. рублей за счет внебюджетных средств, на 2016 год выделено финансирование на капитальный ремонт флота в объеме 7875,4 тыс. рублей.

В целях реализации мероприятия «Оснащение судов технического и обслуживающего флота системами контроля расхода топлива» Администрация» заключила договор с ООО «ГЛОНАСС С-З» на поставку и установку системы контроля расхода топлива и мониторинга, работающей с использованием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, которая предназначена для мониторинга, регистрации и хранения информации о расходе топлива на судах технического и обслуживающего флота.

Гидротехнические сооружения

На балансе Администрации находятся четыре судоходных гидротехнических сооружения: Пермский и Чайковский судоходные шлюзы в Пермском крае, Нижнекамский шлюз в Республике Татарстан и Павловский шлюз в Республике Башкортостан.

Все гидротехнические сооружения включены в Российский регистр гидротехнических сооружений, имеют свидетельства о регистрации и разрешение на эксплуатацию.

Гидротехнические сооружения выполняют свои функции по осуществлению пропуска судов и сброса паводковых вод р. Камы обеспеченностью 0,1% (Чайковский и Нижнекамский).

На шлюзах, как объектах федерального значения, идет постоянная реконструкция и модернизация, что позволяет обеспечивать непрерывность транспортного грузопотока. За последние годы освоены большие объемы финансовых инвестиций по реконструкции Пермского, Чайковского шлюзов в соответствии с подпрограммой «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

В 2015 году завершены работы по «Разработке и реализации комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна. I этап» (Чайковский шлюз) согласно ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

Выполнены работы: усиление причальных стен верхнего и нижнего бьефов; замена козловых кранов (3 шт.); замена релейно-контакторной аппаратуры на микропроцессорную технику; замена ремонтных ворот нижней и верхней голов; замена сороудерживающих решеток и закладка шахт затворов перепусков; реконструкция административно-бытового комплекса; оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

В 2015 году получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» на «Разработку и реализацию комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна. II этап». Реконструкция Пермского шлюза.

В 2015 году по плану НИОКРа Росморречфлота проводилась работа «Подготовка научно обоснованных предложений по ликвидации лимитирующего участка ВВП от Воткинской ГЭС до порта Камбарка», обоснование строительства низконапорного транспортного гидроузла с судоходным шлюзом в нижнем бьефе Воткинской ГЭС.

В 2016 году по плану НИОКРа Федерального агентства морского и речного транспорта выполняется работа «Проведение обследования рабочих, ремонтных и аварийных ворот Нижнекамского шлюза с выдачей заключения о техническом состоянии и расчетом ресурса дальнейшей эксплуатации».

В соответствии с утвержденным графиком в 2015 году проведены преддекларационные обследования Павловского, Пермского и Нижнекамского шлюзов. В 2016 году разработаны декларации безопасности, проведена их экспертиза. Декларации утверждены Ространснадзором, получены разрешения на эксплуатацию шлюзов.

Транспортная безопасность

Реализация федерального закона «О транспортной безопасности» в сфере внутреннего водного транспорта проходит под руководством Управления транспортной безопасности Росморречфлота.

Целями обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2016 года «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» идет подготовка к проведению дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и утверждение в установленном порядке ее результатов, с последующим внесением соответствующих изменений в утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. План обеспечения транспортной безопасности является наиболее важным элементом в реализации комплексной программы «О транспортной безопасности».

Последние изменения законодательства коснулись вопросов подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, сертификации технических средств, организации досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, а также в аккредитации организаций, привлекаемых для осуществления функций по защите объектов от актов незаконного вмешательства.

В силу сложившихся обстоятельств обеспечение безопасности внутреннего водного транспорта приобретает стратегическое значение. На внутренних водных путях ФБУ «Администрация «Камводпуть» расположено 4 категорированных судоходных гидротехнических сооружения и 6 категорированных транспортных средств.

Судоходные гидротехнические сооружения с точки зрения их потенциальной опасности являются объектами, требующими к себе повышенного внимания с позиции их защищенности от актов незаконного вмешательства. Исключительного внимания заслуживает работа по предотвращению антитеррористической опасности и пресечению экстремистских общественно опасных проявлений. А недавние террористические преступления заставляют нас с особой тщательностью подходить к проблемам терроризма и экстремизма, ведь, как правило, действия террористов направлены на объекты транспорта.

Свою работу по обеспечению безопасности сотрудники транспортной безопасности начинают еще задолго до наступления навигации, поскольку требуется провести ряд специальных мероприятий с персоналом, обслуживающим ОТИ, ТС и т.д., с тем, чтобы оптимизировать деятельность транспортных подразделений. В ходе реализации требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности произведено оснащение инженерно-техническими системами Павловского шлюза, Пермского, Чайковского и Нижнекамского районов гидротехнических сооружений и судоходства. В 2015 году на обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Администрацией направлено 40 957,2 тыс. рублей, в 2016 году планируется 42 641,6 тыс. рублей.

Большое значение имеет эффективное взаимодействие с силовыми и ведомственными структурами, компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Естественно, для этого необходимо постоянно проводить координационные мероприятия. Также идет разработка и согласование плановых мероприятий. Помимо того, совместная работа и проводимые профилактические мероприятия по выявлению преступных элементов формируют слаженную систему взаимодействия правоохранительных органов и работников предприятий транспорта.

К примеру, за истекший период 2015-2016 гг. проведено 34 учения и тренировки. Задержано и передано в органы полиции 12 человек, незаконно находящихся на территории объектов транспортной инфраструктуры.

Говоря о взаимодействии службы транспортной безопасности с ОВД, следует непременно отметить работу исключительной важности по проверке физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры.

Принятие мер по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры является одной из главнейшей задач.


Особое внимание соблюдению документов Регистра


Валерий Михеев, первый заместитель руководителя – капитан Камского бассейна ВВП ФБУ «Администрация «Камводпуть»

Фактическое движение судов на реке Каме открылось 20 апреля, уровни воды в Камском бассейне с открытием навигации стояли благоприятные, но разворот навигации прошел со стороны судовладельцев вяло, и объем перевозки грузов в первое полугодие 2016 года был значительно ниже показателей 2015 года, а по реке Белой практически упал до 0. Единственный весенний грузопоток, который в последнее время держится на постоянном уровне и составляет около 300 тыс. м3,– это лес в плотах до Соликамска, Перми. В будущем надеемся на увеличение этого грузопотока, так как потребителями заявляется потребность до 900 тыс. м3 в год.

Со второй половины навигации 2016 года наблюдается восстановление некоторых грузопотоков: из Соликамска – технической соли и хлор-калия, из пунктов Верхней и Средней Камы – пиломатериала, из Перми – газойля, с Нижней Камы – нефтегрузов. Стабилизировалась перевозка минерально-строительных грузов в Камском бассейне. Однако восстановление грузопотоков совпало с меженным периодом навигации, ограничением судов по осадке, что заставляет судовладельцев компенсировать недогруз судов привлечением дополнительного тоннажа.

Объем перевозок пассажиров в навигацию 2016 года незначительно увеличился к аналогичному периоду навигации 2015 года.

Контрольные пункты службы регулирования движения судов обеспечивают диспетчерское регулирование и мониторинг движения судов на транзитном участке р. Камы от г. Соликамска до устья реки Вятки протяженностью 912 км и на участке реки Белой от устья реки Уфы до устья реки Белой протяженностью 462 км. Информация о судах, находящихся в Камском бассейне, сводится в общую дислокацию программы АДС, доступ к которой открыт службе государственного портового контроля. В соответствии с данными информационной системы портоконтроля и дислокацией судов в бассейне определяются суда, подлежащие проверке, издаются и направляются в инспекции ГПК приказы (распоряжения) о назначении проверок.

Инспекторским составом при проведении осмотров проверяется соблюдение на судах и плавучих объектах, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, а также требований обеспечения безопасной эксплуатации судов и плавобъектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов. Государственное задание по проверкам судов на 2016 год составляет 1100 проверок, на 31 августа выполнено 80%. Проведено 888 инспекций судов, при этом выявлено 1837 различных несоответствий обязательным требованиям. По всем выявленным несоответствиям выставлены требования по устранению нарушений в установленные сроки, при этом 60 судов было задержано, составлено 50 протоколов о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Основными причинами задержания судов, как и в прежние навигационные периоды, является отсутствие судовых документов, недостаточное снабжение судов спасательными средствами.

В навигацию 2016 года вновь столкнулись с нарушениями норм загрузки судов, когда не выдерживается запас сухого борта судна, и только благодаря взаимодействию диспетчерского аппарата службы регулирования движения судов и инспекции портового контроля удается пресекать такие нарушения. Выявлен случай перевозки пассажиров теплоходом «Москва-69», не имеющим необходимой лицензии на право перевозки пассажиров. Материалы дела переданы в Пермскую транспортную прокуратуру.

В настоящее время начинается самый трудный, осенний период навигации с неблагоприятными гидрометеорологическими условиями, и поэтому при проверках судов инспекторскому составу поручено проводить профилактическую работу в целях повышения безопасной эксплуатации, в том числе проводить беседы с командным составом об особенностях движения судов в Камском бассейне в осенний период. Особое внимание комсостава акцентировать на соблюдении ограничений на судно, накладываемых документами Российского речного регистра, и неукоснительном их соблюдении. Судоводителям напоминаются места убежищ, где возможно укрыться в случае неблагоприятных погодных условий.

В межнавигационный период инспекторский состав планируется задействовать, как и в предыдущие годы, в комиссии по проведению квалификационных испытаний специалистов плавсостава. Имеющийся у наших специалистов опыт работы капитанами и механиками судов, багаж теоретических знаний позволяют объективно оценивать уровень подготовки специалистов плавсостава. Всего с начала текущего года по 31.08.2016 прошли квалификационные испытания и получили документы на право занятия должностей специалистов судов внутреннего водного плавания 1523 человека, из которых 114 человек подтвердили свои действующие дипломы, 396 человек продипломировались на право занятия более высокой должности. Получили квалификационные свидетельства на право занятия должностей рядового состава 1013 человек. Особенностью 2016 года явилось увеличение к 2015 г. желающих получить документы рядового состава судов.


Морские вести России №13, 2016 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика