Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Морские порты
Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Обеспечение безопасности на транспортном объекте или транспортном средстве прежде всего является фактором социальным, и результатом этой деятельности должно быть сохранение жизни и здоровья людей.

Морской порт – это достаточно сложный транспортный комплекс, в его состав входят акватория, на которой находятся суда грузового, пассажирского и служебно-вспомогательного флота, а также портовые терминалы, судостроительные и судоремонтные предприятия, средства навигационно-гидрографического обеспечения и другие объекты инфраструктуры.

В настоящее время одним из актуальных вопросов в морских портах является обеспечение транспортной безопасности. Основополагающим законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», определяющий транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в их деятельность.

Павел Захарченко, капитан морского порта Ростов-на-Дону, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Задачи Службы капитана порта

Одной из функций капитана морского порта является обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению и прекращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта, а также информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Анализ состояния транспортной безопасности в морском порту Ростов-на-Дону показывает, что решение этой задачи зависит в значительной степени от совершенствования взаимодействия Службы капитана порта с субъектами и объектами транспортной инфраструктуры и судоходными компаниями с одной стороны и правоохранительными и контрольно-надзорными органами – с другой.

Мы четко понимаем, что успех в деле предупреждения актов незаконного вмешательства прежде всего зависит от выявления их подготовки и оперативности передачи информации правоохранительным органам для принятия мер, а также от своевременности оповещения участников транспортного процесса о предстоящей угрозе с целью уменьшения негативного воздействия в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Комплекс мер, предпринимаемых Службой капитана морского порта Ростов-на-Дону для предупреждения актов незаконного вмешательства, условно можно разделить на организационно-распорядительные и технические.

В силу закона обязанность решения задач обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, осуществляющие свою деятельность в границах морского порта. В соответствии с этим каждым портовым средством разработан план обеспечения транспортной безопасности, в котором учтены требования Кодекса по охране судов и портовых средств (ОСПС). Одним из аспектов исполнения планов является отработка действий «судно – берег» и портовых властей, осуществляемых в рамках схем взаимодействия.

На разработку мер транспортной безопасности существенное влияние оказывают особенности расположения границ территории и акватории порта. Морской порт Ростов-на-Дону не является исключением. К акватории порта относится участок реки Дон протяженностью 30 км, проходящий большей частью в центре г.Ростова-на-Дону, где в период разводок железнодорожного моста идет интенсивное движение грузового флота, включая наливные суда и суда с опасными грузами. Акватория имеет 8 рейдов для постановки судов, является транзитной для флота, следующего с внутренних водных путей в Черное и Средиземное моря и обратно.

Портовые терминалы и предприятия водного транспорта не расположены единым комплексом, а рассредоточены вдоль правого и левого берега реки, порою не имея смежных территорий. В порту осуществляет деятельность нефтяной терминал и 14 бункеровочных компаний. Наблюдается тенденция к росту объемов перевалки опасных грузов.

Особо актуален вопрос обеспечения транспортной безопасности в порту в связи с тем, что акватория фактически является зоной свободного доступа маломерного флота, а на берегах реки расположены базы отдыха, пляжи и лодочные станции.

В сложившейся ситуации первостепенным является осуществление мониторинга за обстановкой в акватории с целью выявления признаков подготовки актов незаконного вмешательства и принятия мер по их предупреждению.

Использование технических средств

Важным составляющим звеном по предотвращению актов незаконного вмешательства является использование возможностей современных технических средств. В связи с этим в соответствии с «Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р, в морском порту Ростов-на-Дону в 2015 году завершено оснащение акватории системой современных инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ). Целью данной программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Созданная система ИТСОТБ имеет 12 автономных постов технического наблюдения (АПТН), в основном расположенных на портовых терминалах на мачтах высотой до 30 метров, для размещения тепловизоров, камер видеонаблюдения и радиорелейных станций. Оперативная информация с АПТН передается на центральный пост наблюдения для обработки и хранения. Возможности созданной системы безопасности позволяют осуществить доступ и вывод видеосигнала заинтересованным государственным органам, уполномоченным принимать необходимые действия по предотвращению актов незаконного вмешательства.

Важным аспектом и в определенной степени проблемой является подготовка операторов по управлению созданной системой безопасности, так как в задачи оператора входит не просто наблюдение, а выявление признаков, свидетельствующих о намерениях подготовки акта незаконного вмешательства с использованием плавсредств, что требует специальных знаний.

Эксплуатация оборудования ИТСОТБ акватории морского порта возложена на Азовский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» (АБФ ФГУП «Росморпорт»), которым разработан регламент технического наблюдения за акваторией морского порта Ростов-на-Дону, где отражены процедуры взаимодействия между Службой капитана порта и АБФ ФГУП «Росморпорт» по организации обеспечения транспортной безопасности в акватории порта.

Взаимодействие с органами контроля и надзора

Другой, не менее важной составляющей в деле обеспечения соответствующего уровня транспортной безопасности в порту мы считаем решение Службой капитана морского порта Ростов-на-Дону следующих задач:

– мониторинга исполнения портовыми средствами требований главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74, Кодекса ОСПС и планов охраны портовых средств;

– контроля исполнения указаний и распоряжений Росморречфлота, капитана морского порта Ростов-на-Дону по вопросам усиления мер охраны на объектах транспортной инфраструктуры;

– контроля предоставления судами, совершающими международные рейсы, подходной информации в соответствии с требованиями главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС;

– взаимодействия с органами пограничного контроля в вопросах мониторинга исполнения портовыми терминалами, судами, совершающими международные рейсы, правил режима в пункте пропуска через государственную границу;

– взаимодействия с организациями и предприятиями водного транспорта, осуществляющими свою производственную деятельность в морском порту, по вопросам выявления и предупреждения актов незаконного вмешательства в транспортный процесс;

– взаимодействие с подразделениями территориальных органов ФСБ, МВД, прокуратуры, Ространснадзора по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Сегодня в порту действует «Положение об организации взаимодействия пограничных, таможенных органов, органов внутренних дел на водном транспорте, государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ростовской области и Службы капитана морского порта Ростов-на-Дону в случае выявления признаков угроз незаконных актов, направленных против транспортной безопасности в морском порту Ростов-на-Дону». Положение предусматривает действия государственных контрольных органов по выявлению на акватории и территории морского порта угроз защищенности и описывает алгоритм действий в сложившейся ситуации.

Подготовлен ряд организационно-распорядительных документов, регламентирующих процедуры информирования Службой капитана порта и объектами транспортной инфраструктуры компетентных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об актах незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуациях.

В порту Ростов-на-Дону сложилась практика проведения рабочих совещаний с участием представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, портовых терминалов, судоходных компаний, где принимаются решения о дополнительных мерах обеспечения безопасности и устойчивого функционирования объектов транспортной инфраструктуры. Мероприятия по усилению защищенности объектов порта и транспортных средств прежде всего ориентированы на создание условий по недопущению и предотвращению угроз актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Особое внимание уделяется усилению мер охраны, целостности и надежности ограждения объектов, проведению мониторинга состояния транспортной безопасности на терминалах и транспортных средствах, разъяснительной работе, направленной на повышение бдительности и личной ответственности персонала. В частности, Службой капитана порта осуществляется постоянный мониторинг мест перевалки нефтепродуктов и проведения бункеровочных операций. Круглосуточную готовность по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов, несет Азово-Черноморский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».

Недостатки законодательства

Вопросы обеспечения транспортной безопасности в акватории порта должны строиться на основе разработанного плана обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время этот документ не может быть разработан в силу того, что законодательно не утверждена процедура и критерии оценки уязвимости акваторий морских портов.

На выполнение капитаном порта своих функций в части обеспечения транспортной безопасности акваторий влияет отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих предотвращение и прекращение незаконного нахождения и передвижения судов в акватории морского порта, устанавливающих компетенции капитана порта и совокупность мер, которые он может применять при возникновении таких ситуаций.

К рискам и угрозам транспортной безопасности в порту на сегодня также можно отнести нарушения режима в пункте пропуска через государственную границу, а именно:

– несанкционированный подход катеров к судам, совершающим международные рейсы;

– нахождение на борту судов, совершающих международные рейсы, лиц без согласования с пограничными органами;

– доставка капитанами катеров на борт судов, совершающих международные рейсы, близких родственников членов экипажа, минуя спецпроходные, а также без согласования с пограничными органами;

– нахождение на режимной территории лиц и транспортных средств без действительных документов.

При оценке обстановки на акватории порта, учитывая протяженность акватории, интенсивность движения судов транспортного, технологического, прогулочного и маломерного флота, с целью оперативного реагирования на возможные угрозы безопасности назрела необходимость наличия в порту группы быстрого реагирования – мобильной, специально оснащенной, круглосуточно готовой к выполнению задач по предотвращению подготовки или совершения актов незаконного вмешательства.

Данный вопрос требует обсуждения с участием всех задействованных в обеспечении транспортной безопасности компетентных органов и принятия необходимых нормативно-правовых актов.

Упомянутые выше проблемы и трудности в той или иной мере присущи, на наш взгляд, многим морским портам. Их решение может существенно повысить эффективность деятельности по обеспечению транспортной безопасности в морских портах.

Морские порты №8 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Британский авианосец Queen Elizabeth прибыл в порт приписки

Британский авианосец Queen Elizabeth прибыл в порт приписки Новейший британский авианосец Queen Elizabeth прибыл сегодня в порт приписки Портсмут. Корабль оконч...

Теплоход «Курагино» получил пробоину при следовании по реке Ангаре

Теплоход «Курагино» получил пробоину при следовании по реке Ангаре Теплоход «Курагино» при следовании вниз по р. Ангара, в шивере Татарская (29,5км. от устья) ...

Российская экономика

Атомное первенство ВМФ РФ: какие стратегические субмарины получит Россия

Атомное первенство ВМФ РФ: какие стратегические субмарины получит Россия «Севмаш» ударными темпами работает над «пополнением» для ВМФ РФ – подлодок проектов «Ясень» и «Борей...

Работа в три смены: РФ строит в Приморье док для судов неограниченного водоизмещения

Работа в три смены: РФ строит в Приморье док для судов неограниченного водоизмещения На стройплощадке дальневосточной верфи «Звезда», возводящейся в Приморье, полным ходом идут строител...

Транспортная политика

Турчак предложил создать альтернативный маршруту «Рига- Одесса» транспортный путь на территории РФ

Турчак предложил создать альтернативный маршруту «Рига- Одесса» транспортный путь на территории РФ Губернатор Псковской области предложил создать альтернативный маршруту «Рига - Одесса» транспортный ...

Турчак предложил создать маршрут для доставки грузов из Калининграда в Москву через Псков

Турчак предложил создать маршрут для доставки грузов из Калининграда в Москву через Псков Губернатор Псковской области Андрей Турчак в среду предложил создать грузовой логистический маршрут ...

Морские порты

В январе-июле Белгород-Днестровский порт сократил грузооборот на 23,8%

В январе-июле Белгород-Днестровский порт сократил грузооборот на 23,8% Белгород-Днестровский морской порт в январе-июле 2016 года сократил грузооборот по сравнению с анало...

СУЭК в 2017 году планирует в 200 раз уменьшить эрозию угольной пыли в Мурманском порту

СУЭК в 2017 году планирует в 200 раз уменьшить эрозию угольной пыли в Мурманском порту Сибирская угольная энергетическая компания в 2017 году планирует сократить в 200 раз эрозию угольной...




Морской транспорт

Новые паромы на линии Балтийск - Усть-Луга позволят влиять на тарифы транзитеров - Алиханов

Новые паромы на линии Балтийск - Усть-Луга позволят влиять на тарифы транзитеров - Алиханов Развитие паромной линии Балтийск - Усть-Луга в Калининградской области позволит влиять на транзитную...

Датская Maersk оценивает потери от атаки вируса-вымогателя Petya в $200-300 млн

Датская Maersk оценивает потери от атаки вируса-вымогателя Petya в $200-300 млн Датская судоходная и логистическая компания A.P. Moller-Maersk (Мёллер-Мэрск груп) оценивает...

Речной транспорт

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно Ульяновский транспортный прокурор обратился в суд, чтобы обязать ООО «Ульяновская судоходная компани...

Должников Канала имени Москвы оставят без электричества – руководство канала

Должников Канала имени Москвы оставят без электричества – руководство канала Ревизия энергетического комплекса ФГБУ «Канал имени Москвы» выявила серьезные нарушения в расчетах п...

Ж/Д транспорт

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб.

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб. Global Ports подписал соглашение о продаже 100% акций логистического комплекса «Логистика- Терми...

Скандал с Siemens по турбинам не отразится на сотрудничестве компании с РЖД - Мишарин

Скандал с Siemens по турбинам не отразится на сотрудничестве компании с РЖД - Мишарин Скандал, связанный с поставкой в Крым газовых турбин Siemens, не отразится на сотрудничестве германс...

Авто транспорт

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде Министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев торжественно ...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...