Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Морские порты
Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Обеспечение безопасности на транспортном объекте или транспортном средстве прежде всего является фактором социальным, и результатом этой деятельности должно быть сохранение жизни и здоровья людей.

Морской порт – это достаточно сложный транспортный комплекс, в его состав входят акватория, на которой находятся суда грузового, пассажирского и служебно-вспомогательного флота, а также портовые терминалы, судостроительные и судоремонтные предприятия, средства навигационно-гидрографического обеспечения и другие объекты инфраструктуры.

В настоящее время одним из актуальных вопросов в морских портах является обеспечение транспортной безопасности. Основополагающим законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», определяющий транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в их деятельность.

Павел Захарченко, капитан морского порта Ростов-на-Дону, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Задачи Службы капитана порта

Одной из функций капитана морского порта является обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению и прекращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта, а также информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Анализ состояния транспортной безопасности в морском порту Ростов-на-Дону показывает, что решение этой задачи зависит в значительной степени от совершенствования взаимодействия Службы капитана порта с субъектами и объектами транспортной инфраструктуры и судоходными компаниями с одной стороны и правоохранительными и контрольно-надзорными органами – с другой.

Мы четко понимаем, что успех в деле предупреждения актов незаконного вмешательства прежде всего зависит от выявления их подготовки и оперативности передачи информации правоохранительным органам для принятия мер, а также от своевременности оповещения участников транспортного процесса о предстоящей угрозе с целью уменьшения негативного воздействия в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Комплекс мер, предпринимаемых Службой капитана морского порта Ростов-на-Дону для предупреждения актов незаконного вмешательства, условно можно разделить на организационно-распорядительные и технические.

В силу закона обязанность решения задач обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, осуществляющие свою деятельность в границах морского порта. В соответствии с этим каждым портовым средством разработан план обеспечения транспортной безопасности, в котором учтены требования Кодекса по охране судов и портовых средств (ОСПС). Одним из аспектов исполнения планов является отработка действий «судно – берег» и портовых властей, осуществляемых в рамках схем взаимодействия.

На разработку мер транспортной безопасности существенное влияние оказывают особенности расположения границ территории и акватории порта. Морской порт Ростов-на-Дону не является исключением. К акватории порта относится участок реки Дон протяженностью 30 км, проходящий большей частью в центре г.Ростова-на-Дону, где в период разводок железнодорожного моста идет интенсивное движение грузового флота, включая наливные суда и суда с опасными грузами. Акватория имеет 8 рейдов для постановки судов, является транзитной для флота, следующего с внутренних водных путей в Черное и Средиземное моря и обратно.

Портовые терминалы и предприятия водного транспорта не расположены единым комплексом, а рассредоточены вдоль правого и левого берега реки, порою не имея смежных территорий. В порту осуществляет деятельность нефтяной терминал и 14 бункеровочных компаний. Наблюдается тенденция к росту объемов перевалки опасных грузов.

Особо актуален вопрос обеспечения транспортной безопасности в порту в связи с тем, что акватория фактически является зоной свободного доступа маломерного флота, а на берегах реки расположены базы отдыха, пляжи и лодочные станции.

В сложившейся ситуации первостепенным является осуществление мониторинга за обстановкой в акватории с целью выявления признаков подготовки актов незаконного вмешательства и принятия мер по их предупреждению.

Использование технических средств

Важным составляющим звеном по предотвращению актов незаконного вмешательства является использование возможностей современных технических средств. В связи с этим в соответствии с «Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р, в морском порту Ростов-на-Дону в 2015 году завершено оснащение акватории системой современных инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ). Целью данной программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Созданная система ИТСОТБ имеет 12 автономных постов технического наблюдения (АПТН), в основном расположенных на портовых терминалах на мачтах высотой до 30 метров, для размещения тепловизоров, камер видеонаблюдения и радиорелейных станций. Оперативная информация с АПТН передается на центральный пост наблюдения для обработки и хранения. Возможности созданной системы безопасности позволяют осуществить доступ и вывод видеосигнала заинтересованным государственным органам, уполномоченным принимать необходимые действия по предотвращению актов незаконного вмешательства.

Важным аспектом и в определенной степени проблемой является подготовка операторов по управлению созданной системой безопасности, так как в задачи оператора входит не просто наблюдение, а выявление признаков, свидетельствующих о намерениях подготовки акта незаконного вмешательства с использованием плавсредств, что требует специальных знаний.

Эксплуатация оборудования ИТСОТБ акватории морского порта возложена на Азовский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» (АБФ ФГУП «Росморпорт»), которым разработан регламент технического наблюдения за акваторией морского порта Ростов-на-Дону, где отражены процедуры взаимодействия между Службой капитана порта и АБФ ФГУП «Росморпорт» по организации обеспечения транспортной безопасности в акватории порта.

Взаимодействие с органами контроля и надзора

Другой, не менее важной составляющей в деле обеспечения соответствующего уровня транспортной безопасности в порту мы считаем решение Службой капитана морского порта Ростов-на-Дону следующих задач:

– мониторинга исполнения портовыми средствами требований главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74, Кодекса ОСПС и планов охраны портовых средств;

– контроля исполнения указаний и распоряжений Росморречфлота, капитана морского порта Ростов-на-Дону по вопросам усиления мер охраны на объектах транспортной инфраструктуры;

– контроля предоставления судами, совершающими международные рейсы, подходной информации в соответствии с требованиями главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС;

– взаимодействия с органами пограничного контроля в вопросах мониторинга исполнения портовыми терминалами, судами, совершающими международные рейсы, правил режима в пункте пропуска через государственную границу;

– взаимодействия с организациями и предприятиями водного транспорта, осуществляющими свою производственную деятельность в морском порту, по вопросам выявления и предупреждения актов незаконного вмешательства в транспортный процесс;

– взаимодействие с подразделениями территориальных органов ФСБ, МВД, прокуратуры, Ространснадзора по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Сегодня в порту действует «Положение об организации взаимодействия пограничных, таможенных органов, органов внутренних дел на водном транспорте, государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ростовской области и Службы капитана морского порта Ростов-на-Дону в случае выявления признаков угроз незаконных актов, направленных против транспортной безопасности в морском порту Ростов-на-Дону». Положение предусматривает действия государственных контрольных органов по выявлению на акватории и территории морского порта угроз защищенности и описывает алгоритм действий в сложившейся ситуации.

Подготовлен ряд организационно-распорядительных документов, регламентирующих процедуры информирования Службой капитана порта и объектами транспортной инфраструктуры компетентных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об актах незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуациях.

В порту Ростов-на-Дону сложилась практика проведения рабочих совещаний с участием представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, портовых терминалов, судоходных компаний, где принимаются решения о дополнительных мерах обеспечения безопасности и устойчивого функционирования объектов транспортной инфраструктуры. Мероприятия по усилению защищенности объектов порта и транспортных средств прежде всего ориентированы на создание условий по недопущению и предотвращению угроз актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Особое внимание уделяется усилению мер охраны, целостности и надежности ограждения объектов, проведению мониторинга состояния транспортной безопасности на терминалах и транспортных средствах, разъяснительной работе, направленной на повышение бдительности и личной ответственности персонала. В частности, Службой капитана порта осуществляется постоянный мониторинг мест перевалки нефтепродуктов и проведения бункеровочных операций. Круглосуточную готовность по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов, несет Азово-Черноморский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».

Недостатки законодательства

Вопросы обеспечения транспортной безопасности в акватории порта должны строиться на основе разработанного плана обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время этот документ не может быть разработан в силу того, что законодательно не утверждена процедура и критерии оценки уязвимости акваторий морских портов.

На выполнение капитаном порта своих функций в части обеспечения транспортной безопасности акваторий влияет отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих предотвращение и прекращение незаконного нахождения и передвижения судов в акватории морского порта, устанавливающих компетенции капитана порта и совокупность мер, которые он может применять при возникновении таких ситуаций.

К рискам и угрозам транспортной безопасности в порту на сегодня также можно отнести нарушения режима в пункте пропуска через государственную границу, а именно:

– несанкционированный подход катеров к судам, совершающим международные рейсы;

– нахождение на борту судов, совершающих международные рейсы, лиц без согласования с пограничными органами;

– доставка капитанами катеров на борт судов, совершающих международные рейсы, близких родственников членов экипажа, минуя спецпроходные, а также без согласования с пограничными органами;

– нахождение на режимной территории лиц и транспортных средств без действительных документов.

При оценке обстановки на акватории порта, учитывая протяженность акватории, интенсивность движения судов транспортного, технологического, прогулочного и маломерного флота, с целью оперативного реагирования на возможные угрозы безопасности назрела необходимость наличия в порту группы быстрого реагирования – мобильной, специально оснащенной, круглосуточно готовой к выполнению задач по предотвращению подготовки или совершения актов незаконного вмешательства.

Данный вопрос требует обсуждения с участием всех задействованных в обеспечении транспортной безопасности компетентных органов и принятия необходимых нормативно-правовых актов.

Упомянутые выше проблемы и трудности в той или иной мере присущи, на наш взгляд, многим морским портам. Их решение может существенно повысить эффективность деятельности по обеспечению транспортной безопасности в морских портах.

Морские порты №8 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...