Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Морские порты
Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Обеспечение безопасности на транспортном объекте или транспортном средстве прежде всего является фактором социальным, и результатом этой деятельности должно быть сохранение жизни и здоровья людей.

Морской порт – это достаточно сложный транспортный комплекс, в его состав входят акватория, на которой находятся суда грузового, пассажирского и служебно-вспомогательного флота, а также портовые терминалы, судостроительные и судоремонтные предприятия, средства навигационно-гидрографического обеспечения и другие объекты инфраструктуры.

В настоящее время одним из актуальных вопросов в морских портах является обеспечение транспортной безопасности. Основополагающим законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», определяющий транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в их деятельность.

Павел Захарченко, капитан морского порта Ростов-на-Дону, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Задачи Службы капитана порта

Одной из функций капитана морского порта является обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению и прекращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта, а также информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Анализ состояния транспортной безопасности в морском порту Ростов-на-Дону показывает, что решение этой задачи зависит в значительной степени от совершенствования взаимодействия Службы капитана порта с субъектами и объектами транспортной инфраструктуры и судоходными компаниями с одной стороны и правоохранительными и контрольно-надзорными органами – с другой.

Мы четко понимаем, что успех в деле предупреждения актов незаконного вмешательства прежде всего зависит от выявления их подготовки и оперативности передачи информации правоохранительным органам для принятия мер, а также от своевременности оповещения участников транспортного процесса о предстоящей угрозе с целью уменьшения негативного воздействия в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Комплекс мер, предпринимаемых Службой капитана морского порта Ростов-на-Дону для предупреждения актов незаконного вмешательства, условно можно разделить на организационно-распорядительные и технические.

В силу закона обязанность решения задач обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, осуществляющие свою деятельность в границах морского порта. В соответствии с этим каждым портовым средством разработан план обеспечения транспортной безопасности, в котором учтены требования Кодекса по охране судов и портовых средств (ОСПС). Одним из аспектов исполнения планов является отработка действий «судно – берег» и портовых властей, осуществляемых в рамках схем взаимодействия.

На разработку мер транспортной безопасности существенное влияние оказывают особенности расположения границ территории и акватории порта. Морской порт Ростов-на-Дону не является исключением. К акватории порта относится участок реки Дон протяженностью 30 км, проходящий большей частью в центре г.Ростова-на-Дону, где в период разводок железнодорожного моста идет интенсивное движение грузового флота, включая наливные суда и суда с опасными грузами. Акватория имеет 8 рейдов для постановки судов, является транзитной для флота, следующего с внутренних водных путей в Черное и Средиземное моря и обратно.

Портовые терминалы и предприятия водного транспорта не расположены единым комплексом, а рассредоточены вдоль правого и левого берега реки, порою не имея смежных территорий. В порту осуществляет деятельность нефтяной терминал и 14 бункеровочных компаний. Наблюдается тенденция к росту объемов перевалки опасных грузов.

Особо актуален вопрос обеспечения транспортной безопасности в порту в связи с тем, что акватория фактически является зоной свободного доступа маломерного флота, а на берегах реки расположены базы отдыха, пляжи и лодочные станции.

В сложившейся ситуации первостепенным является осуществление мониторинга за обстановкой в акватории с целью выявления признаков подготовки актов незаконного вмешательства и принятия мер по их предупреждению.

Использование технических средств

Важным составляющим звеном по предотвращению актов незаконного вмешательства является использование возможностей современных технических средств. В связи с этим в соответствии с «Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р, в морском порту Ростов-на-Дону в 2015 году завершено оснащение акватории системой современных инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ). Целью данной программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Созданная система ИТСОТБ имеет 12 автономных постов технического наблюдения (АПТН), в основном расположенных на портовых терминалах на мачтах высотой до 30 метров, для размещения тепловизоров, камер видеонаблюдения и радиорелейных станций. Оперативная информация с АПТН передается на центральный пост наблюдения для обработки и хранения. Возможности созданной системы безопасности позволяют осуществить доступ и вывод видеосигнала заинтересованным государственным органам, уполномоченным принимать необходимые действия по предотвращению актов незаконного вмешательства.

Важным аспектом и в определенной степени проблемой является подготовка операторов по управлению созданной системой безопасности, так как в задачи оператора входит не просто наблюдение, а выявление признаков, свидетельствующих о намерениях подготовки акта незаконного вмешательства с использованием плавсредств, что требует специальных знаний.

Эксплуатация оборудования ИТСОТБ акватории морского порта возложена на Азовский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» (АБФ ФГУП «Росморпорт»), которым разработан регламент технического наблюдения за акваторией морского порта Ростов-на-Дону, где отражены процедуры взаимодействия между Службой капитана порта и АБФ ФГУП «Росморпорт» по организации обеспечения транспортной безопасности в акватории порта.

Взаимодействие с органами контроля и надзора

Другой, не менее важной составляющей в деле обеспечения соответствующего уровня транспортной безопасности в порту мы считаем решение Службой капитана морского порта Ростов-на-Дону следующих задач:

– мониторинга исполнения портовыми средствами требований главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74, Кодекса ОСПС и планов охраны портовых средств;

– контроля исполнения указаний и распоряжений Росморречфлота, капитана морского порта Ростов-на-Дону по вопросам усиления мер охраны на объектах транспортной инфраструктуры;

– контроля предоставления судами, совершающими международные рейсы, подходной информации в соответствии с требованиями главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС;

– взаимодействия с органами пограничного контроля в вопросах мониторинга исполнения портовыми терминалами, судами, совершающими международные рейсы, правил режима в пункте пропуска через государственную границу;

– взаимодействия с организациями и предприятиями водного транспорта, осуществляющими свою производственную деятельность в морском порту, по вопросам выявления и предупреждения актов незаконного вмешательства в транспортный процесс;

– взаимодействие с подразделениями территориальных органов ФСБ, МВД, прокуратуры, Ространснадзора по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Сегодня в порту действует «Положение об организации взаимодействия пограничных, таможенных органов, органов внутренних дел на водном транспорте, государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ростовской области и Службы капитана морского порта Ростов-на-Дону в случае выявления признаков угроз незаконных актов, направленных против транспортной безопасности в морском порту Ростов-на-Дону». Положение предусматривает действия государственных контрольных органов по выявлению на акватории и территории морского порта угроз защищенности и описывает алгоритм действий в сложившейся ситуации.

Подготовлен ряд организационно-распорядительных документов, регламентирующих процедуры информирования Службой капитана порта и объектами транспортной инфраструктуры компетентных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об актах незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуациях.

В порту Ростов-на-Дону сложилась практика проведения рабочих совещаний с участием представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, портовых терминалов, судоходных компаний, где принимаются решения о дополнительных мерах обеспечения безопасности и устойчивого функционирования объектов транспортной инфраструктуры. Мероприятия по усилению защищенности объектов порта и транспортных средств прежде всего ориентированы на создание условий по недопущению и предотвращению угроз актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Особое внимание уделяется усилению мер охраны, целостности и надежности ограждения объектов, проведению мониторинга состояния транспортной безопасности на терминалах и транспортных средствах, разъяснительной работе, направленной на повышение бдительности и личной ответственности персонала. В частности, Службой капитана порта осуществляется постоянный мониторинг мест перевалки нефтепродуктов и проведения бункеровочных операций. Круглосуточную готовность по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов, несет Азово-Черноморский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».

Недостатки законодательства

Вопросы обеспечения транспортной безопасности в акватории порта должны строиться на основе разработанного плана обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время этот документ не может быть разработан в силу того, что законодательно не утверждена процедура и критерии оценки уязвимости акваторий морских портов.

На выполнение капитаном порта своих функций в части обеспечения транспортной безопасности акваторий влияет отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих предотвращение и прекращение незаконного нахождения и передвижения судов в акватории морского порта, устанавливающих компетенции капитана порта и совокупность мер, которые он может применять при возникновении таких ситуаций.

К рискам и угрозам транспортной безопасности в порту на сегодня также можно отнести нарушения режима в пункте пропуска через государственную границу, а именно:

– несанкционированный подход катеров к судам, совершающим международные рейсы;

– нахождение на борту судов, совершающих международные рейсы, лиц без согласования с пограничными органами;

– доставка капитанами катеров на борт судов, совершающих международные рейсы, близких родственников членов экипажа, минуя спецпроходные, а также без согласования с пограничными органами;

– нахождение на режимной территории лиц и транспортных средств без действительных документов.

При оценке обстановки на акватории порта, учитывая протяженность акватории, интенсивность движения судов транспортного, технологического, прогулочного и маломерного флота, с целью оперативного реагирования на возможные угрозы безопасности назрела необходимость наличия в порту группы быстрого реагирования – мобильной, специально оснащенной, круглосуточно готовой к выполнению задач по предотвращению подготовки или совершения актов незаконного вмешательства.

Данный вопрос требует обсуждения с участием всех задействованных в обеспечении транспортной безопасности компетентных органов и принятия необходимых нормативно-правовых актов.

Упомянутые выше проблемы и трудности в той или иной мере присущи, на наш взгляд, многим морским портам. Их решение может существенно повысить эффективность деятельности по обеспечению транспортной безопасности в морских портах.

Морские порты №8 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Облик многоцелевой атомной подлодки пятого поколения «Хаски» определен. Об этом заявил начальник сек...

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы Глава Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб под видом журналиста пришел на пресс-конференцию президен...

Российская экономика

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот Архангельская область планирует увеличить объемы собственного вылова рыбы и производства рыбной прод...

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году Первая линия «Арктик СПГ-2» – проекта «НОВАТЭК» по сжижению газа - будет запущена в 2023 году. Об эт...

Транспортная политика

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов Опубликовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1518 «О внесении изменений в Положение о...

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев Правительство РФ обсуждает законопроект, который разрешит транспортным компаниям из стран - членов Е...

Морские порты

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2»

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2» «Новатэк» обратился в Минтранс с предложением внести расширение порта Сабетта для проекта «Арктик СП...

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу АО «Морской торговый порт Усть-Луга» (МТП Усть-Луга) 14 декабря 2017 года посетила объединен...




Морской транспорт

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г.

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г. Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel обязались сократить выбросы углекислого газа в сфере контейнерных п...

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы 12 декабря Российский профсоюз моряков и норвежская компания Wilson Ship Management заключили новый ...

Речной транспорт

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна На внутренних водных путях Волго-Донского бассейна завершилась навигация. На Волго-Донском судоходно...

Ж/Д транспорт

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% -...

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума Параметры скорости и надежности доставки грузов достигли в 2017 году максимальных исторических значе...

Авто транспорт

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России Компания «Системы мониторинга «Беркут» (структура госкорпорации «Росатом») предлагает Минтра...

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года «Автодор» рассчитывает, что правительственная комиссия до конца года утвердит изменения в КоАП для в...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...