Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Морские порты
Обеспечение транспортной безопасности в порту Ростов-на-Дону

Обеспечение безопасности на транспортном объекте или транспортном средстве прежде всего является фактором социальным, и результатом этой деятельности должно быть сохранение жизни и здоровья людей.

Морской порт – это достаточно сложный транспортный комплекс, в его состав входят акватория, на которой находятся суда грузового, пассажирского и служебно-вспомогательного флота, а также портовые терминалы, судостроительные и судоремонтные предприятия, средства навигационно-гидрографического обеспечения и другие объекты инфраструктуры.

В настоящее время одним из актуальных вопросов в морских портах является обеспечение транспортной безопасности. Основополагающим законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», определяющий транспортную безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в их деятельность.

Павел Захарченко, капитан морского порта Ростов-на-Дону, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Задачи Службы капитана порта

Одной из функций капитана морского порта является обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению и прекращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта, а также информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.

Анализ состояния транспортной безопасности в морском порту Ростов-на-Дону показывает, что решение этой задачи зависит в значительной степени от совершенствования взаимодействия Службы капитана порта с субъектами и объектами транспортной инфраструктуры и судоходными компаниями с одной стороны и правоохранительными и контрольно-надзорными органами – с другой.

Мы четко понимаем, что успех в деле предупреждения актов незаконного вмешательства прежде всего зависит от выявления их подготовки и оперативности передачи информации правоохранительным органам для принятия мер, а также от своевременности оповещения участников транспортного процесса о предстоящей угрозе с целью уменьшения негативного воздействия в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Комплекс мер, предпринимаемых Службой капитана морского порта Ростов-на-Дону для предупреждения актов незаконного вмешательства, условно можно разделить на организационно-распорядительные и технические.

В силу закона обязанность решения задач обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, осуществляющие свою деятельность в границах морского порта. В соответствии с этим каждым портовым средством разработан план обеспечения транспортной безопасности, в котором учтены требования Кодекса по охране судов и портовых средств (ОСПС). Одним из аспектов исполнения планов является отработка действий «судно – берег» и портовых властей, осуществляемых в рамках схем взаимодействия.

На разработку мер транспортной безопасности существенное влияние оказывают особенности расположения границ территории и акватории порта. Морской порт Ростов-на-Дону не является исключением. К акватории порта относится участок реки Дон протяженностью 30 км, проходящий большей частью в центре г.Ростова-на-Дону, где в период разводок железнодорожного моста идет интенсивное движение грузового флота, включая наливные суда и суда с опасными грузами. Акватория имеет 8 рейдов для постановки судов, является транзитной для флота, следующего с внутренних водных путей в Черное и Средиземное моря и обратно.

Портовые терминалы и предприятия водного транспорта не расположены единым комплексом, а рассредоточены вдоль правого и левого берега реки, порою не имея смежных территорий. В порту осуществляет деятельность нефтяной терминал и 14 бункеровочных компаний. Наблюдается тенденция к росту объемов перевалки опасных грузов.

Особо актуален вопрос обеспечения транспортной безопасности в порту в связи с тем, что акватория фактически является зоной свободного доступа маломерного флота, а на берегах реки расположены базы отдыха, пляжи и лодочные станции.

В сложившейся ситуации первостепенным является осуществление мониторинга за обстановкой в акватории с целью выявления признаков подготовки актов незаконного вмешательства и принятия мер по их предупреждению.

Использование технических средств

Важным составляющим звеном по предотвращению актов незаконного вмешательства является использование возможностей современных технических средств. В связи с этим в соответствии с «Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р, в морском порту Ростов-на-Дону в 2015 году завершено оснащение акватории системой современных инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ). Целью данной программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Созданная система ИТСОТБ имеет 12 автономных постов технического наблюдения (АПТН), в основном расположенных на портовых терминалах на мачтах высотой до 30 метров, для размещения тепловизоров, камер видеонаблюдения и радиорелейных станций. Оперативная информация с АПТН передается на центральный пост наблюдения для обработки и хранения. Возможности созданной системы безопасности позволяют осуществить доступ и вывод видеосигнала заинтересованным государственным органам, уполномоченным принимать необходимые действия по предотвращению актов незаконного вмешательства.

Важным аспектом и в определенной степени проблемой является подготовка операторов по управлению созданной системой безопасности, так как в задачи оператора входит не просто наблюдение, а выявление признаков, свидетельствующих о намерениях подготовки акта незаконного вмешательства с использованием плавсредств, что требует специальных знаний.

Эксплуатация оборудования ИТСОТБ акватории морского порта возложена на Азовский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» (АБФ ФГУП «Росморпорт»), которым разработан регламент технического наблюдения за акваторией морского порта Ростов-на-Дону, где отражены процедуры взаимодействия между Службой капитана порта и АБФ ФГУП «Росморпорт» по организации обеспечения транспортной безопасности в акватории порта.

Взаимодействие с органами контроля и надзора

Другой, не менее важной составляющей в деле обеспечения соответствующего уровня транспортной безопасности в порту мы считаем решение Службой капитана морского порта Ростов-на-Дону следующих задач:

– мониторинга исполнения портовыми средствами требований главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74, Кодекса ОСПС и планов охраны портовых средств;

– контроля исполнения указаний и распоряжений Росморречфлота, капитана морского порта Ростов-на-Дону по вопросам усиления мер охраны на объектах транспортной инфраструктуры;

– контроля предоставления судами, совершающими международные рейсы, подходной информации в соответствии с требованиями главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС;

– взаимодействия с органами пограничного контроля в вопросах мониторинга исполнения портовыми терминалами, судами, совершающими международные рейсы, правил режима в пункте пропуска через государственную границу;

– взаимодействия с организациями и предприятиями водного транспорта, осуществляющими свою производственную деятельность в морском порту, по вопросам выявления и предупреждения актов незаконного вмешательства в транспортный процесс;

– взаимодействие с подразделениями территориальных органов ФСБ, МВД, прокуратуры, Ространснадзора по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Сегодня в порту действует «Положение об организации взаимодействия пограничных, таможенных органов, органов внутренних дел на водном транспорте, государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ростовской области и Службы капитана морского порта Ростов-на-Дону в случае выявления признаков угроз незаконных актов, направленных против транспортной безопасности в морском порту Ростов-на-Дону». Положение предусматривает действия государственных контрольных органов по выявлению на акватории и территории морского порта угроз защищенности и описывает алгоритм действий в сложившейся ситуации.

Подготовлен ряд организационно-распорядительных документов, регламентирующих процедуры информирования Службой капитана порта и объектами транспортной инфраструктуры компетентных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об актах незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуациях.

В порту Ростов-на-Дону сложилась практика проведения рабочих совещаний с участием представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, портовых терминалов, судоходных компаний, где принимаются решения о дополнительных мерах обеспечения безопасности и устойчивого функционирования объектов транспортной инфраструктуры. Мероприятия по усилению защищенности объектов порта и транспортных средств прежде всего ориентированы на создание условий по недопущению и предотвращению угроз актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Особое внимание уделяется усилению мер охраны, целостности и надежности ограждения объектов, проведению мониторинга состояния транспортной безопасности на терминалах и транспортных средствах, разъяснительной работе, направленной на повышение бдительности и личной ответственности персонала. В частности, Службой капитана порта осуществляется постоянный мониторинг мест перевалки нефтепродуктов и проведения бункеровочных операций. Круглосуточную готовность по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов, несет Азово-Черноморский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».

Недостатки законодательства

Вопросы обеспечения транспортной безопасности в акватории порта должны строиться на основе разработанного плана обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время этот документ не может быть разработан в силу того, что законодательно не утверждена процедура и критерии оценки уязвимости акваторий морских портов.

На выполнение капитаном порта своих функций в части обеспечения транспортной безопасности акваторий влияет отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих предотвращение и прекращение незаконного нахождения и передвижения судов в акватории морского порта, устанавливающих компетенции капитана порта и совокупность мер, которые он может применять при возникновении таких ситуаций.

К рискам и угрозам транспортной безопасности в порту на сегодня также можно отнести нарушения режима в пункте пропуска через государственную границу, а именно:

– несанкционированный подход катеров к судам, совершающим международные рейсы;

– нахождение на борту судов, совершающих международные рейсы, лиц без согласования с пограничными органами;

– доставка капитанами катеров на борт судов, совершающих международные рейсы, близких родственников членов экипажа, минуя спецпроходные, а также без согласования с пограничными органами;

– нахождение на режимной территории лиц и транспортных средств без действительных документов.

При оценке обстановки на акватории порта, учитывая протяженность акватории, интенсивность движения судов транспортного, технологического, прогулочного и маломерного флота, с целью оперативного реагирования на возможные угрозы безопасности назрела необходимость наличия в порту группы быстрого реагирования – мобильной, специально оснащенной, круглосуточно готовой к выполнению задач по предотвращению подготовки или совершения актов незаконного вмешательства.

Данный вопрос требует обсуждения с участием всех задействованных в обеспечении транспортной безопасности компетентных органов и принятия необходимых нормативно-правовых актов.

Упомянутые выше проблемы и трудности в той или иной мере присущи, на наш взгляд, многим морским портам. Их решение может существенно повысить эффективность деятельности по обеспечению транспортной безопасности в морских портах.

Морские порты №8 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...