Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Морской транспорт
Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

«Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская группа Norden. Она умеет неплохо угадывать тенденции. В 1970-е годы компания вовремя переключилась на сухогрузы, позже – вовремя выстроила отношения с Китаем, а в 1990-е правильно угадала предстоящий танкерный бум.

«Дочка» Norden совместно с кипрским партнером управляет крупнейшим в мире продуктовым танкерным флотом. Дела здесь идут хорошо, чего не скажешь о балкерах, традиционном и основном бизнесе Norden.

Александра Васильцева, спецкор

Балкерный бум

В 1871 году датчанин Мадс Кристиан Холм предложил местным бизнесменам интересную инвестицию – купить акции компании, которая направит полученные деньги на постройку винтового парохода. Мир только переходил от парусников к пароходам – например, датский торговый флот насчитывал лишь 80 таких судов.

Сам Холм неплохо разбирался в судостроении: начав карьеру учеником корабельного плотника, он еще в 25 лет основал небольшую верфь в американском Окленде, но потом оставил дело партнеру и вернулся в Европу. Вторую попытку начать собственный бизнес Холм совершил в 44-летнем возрасте. И этот заход оказался удачнее.

В 1892 году с верфи в Глазго сошел пароход дедвейтом 1000 тонн. Пароход назвали Norden – как и саму компанию Холма. Судно не было привязано к конкретной линии, а готово было ходить за грузом по всему миру. Такой подход (по-английски tramp service против традиционного liner service) считался новшеством, он появился лишь в середине XIX века. Как ни странно, это было связано как раз с развитием пароходов: суда нуждались в угле, который необходимо было доставлять в различные порты. Торговля развивалась настолько быстро, что дельцы просто не могли ограничиваться устоявшимися маршрутами.

На протяжении последующих десятилетий в истории Norden случались разные периоды, в целом компания оставалась игроком средней руки на мировом рынке морских перевозок. Переломный момент случился в 1972 году. Члены совета директоров, обсуждая дальнейшую стратегию, решили сделать ставку на перевозку навалочных грузов. Norden разместила заказ на балкер японской компании Mitsui Shipbuilding & Engineering Company. В 1973-м судно дедвейтом 34 тыс. тонн с шестью кранами сошло со стапелей. В последующие двенадцать лет компания получила еще пять балкеров.

Это была правильная ставка. Мир переживал балкерный бум. Стремительно развивающиеся индустриальные страны испытывали потребность в сырье. С 1965 по 1980 год объем перевозок навалочных грузов в среднем прибавлял 10%. Крупные современные сухогрузы, квалифицированный экипаж, хорошая репутация на рынке – все это позволило Norden достичь значительного успеха.

Китайские партнеры

В 1988 году Norden возглавил Стин Риддерволд Крэб, ранее 27 лет проработавший в Maersk, крупнейшей датской судоходной компании. Топ-менеджер успел поруководить там и балкерным, и танкерным дивизионом. Одним из первых шагов Крэба стали инвестиции в строительство танкеров.

С одной стороны, это было логичным шагом: растущий бизнес Norden нуждался в диверсификации, вкладывать деньги хотелось в понятные и похожие направления. К тому же рынок балкерных перевозок – после стремительного роста в 1960-1970-е годы, снижения темпов в 1980-е – стоял на пороге низкого цикла. С другой стороны, и танкерный рынок не казался таким привлекательным. Там сохранялись избыточные мощности, построенные накануне энергетического кризиса 1970-х. Нефтяные перевозки уже полтора десятка лет переживали стагнацию, сложно было предсказать, когда случится новый взлет.

Другим важным шагом Крэба стал переход от спотовых ставок, с которыми обычно работала Norden, к долгосрочным контрактам. Это позволило увеличить горизонт планирования и снизить некоторые затраты.

Одновременно компания открывала офисы по всему миру – в США, Бразилии, Индии, Сингапуре и Шанхае. Простой, казалось бы, шаг – привлечение к работе местного персонала – давал значительный результат. Например, многие китайские бизнесмены, контрагенты Norden, не очень хорошо говорили по-английски. Необходимость обсуждать детали сделок с датчанами, чей офис находится на другом конце света, их настораживала. Ситуация изменилась, когда появился офис с местными специалистами.

«Ваши возможности на рынке в значительной степени зависят от того, присутствуете вы там физически или нет, – говорил в ту пору управляющий директор сингапурского офиса Питер Боруп. – Вы должны хорошо понимать местных портовиков – это сэкономит время и позволит заработать деньги. Вам нужны детальные знания китайских нормативных актов, и эти знания невозможно получить, находясь в Сингапуре или любой другой стране».

По-настоящему важным для Крэба стал 1998 год. Norden приняла новую стратегию развития. Важнейшим решением стало фрахтовать балкеры типа Handymax у японских судовладельцев. Страна восходящего солнца не могла выйти из стагнации со второй половины 1980-х, когда иена резко укрепилась против американского доллара, подорвав японский экспорт. Norden сумела зафрахтовать балкеры на срок от трех до пяти лет по заранее оговоренным ставкам и с правом выкупа. В какой-то момент компания владела лишь 15 судами, а оперировала флотом из 150.

В начале нулевых в мире случился очередной балкерный бум. На этот раз локомотивом оказался Китай: его экономика пережила азиатский финансовый кризис в конце 1990-х, несколько замедлив темпы роста, а с 2003 года вернулась к фантастическим – более 10% в год – темпам роста ВВП. Предприятиям нужен был уголь и другое сырье. Это спровоцировало повышенный спрос на сухогрузы.

У Norden было все, чтобы воспользоваться ситуацией: дешевые японские суда, хорошие знания китайского рынка, большой опыт перевозок сухогрузами. Компания совершила настоящий рывок, превратившись в одного из крупнейших мировых балкерных перевозчиков.

Время танкеров

Балкеры и китайский спрос на навалочные грузы обеспечили компании растущий оборот, но по истине фантастический результат показал танкерный дивизион. Крэб не зря заинтересовался этим бизнесом.

В 2001 году оборот танкерного дивизиона составил 437,6 млн датских крон, что равно $51,7 млн (по курсу на 31 декабря 2001 г.). Чистая прибыль – $14,7 млн. Часть выручки дала продажа судов. Если убрать ее, то рентабельность операционной деятельности показала зашкаливающие 44%. В распоряжении Norden находились суда типа Aframax, предназначенные для транспортировки сырой нефти, и продуктовые танкеры (для перевозки нефтепродуктов).

В том же году традиционный бизнес компании – балкеры – принес $15 млн чистой прибыли. Рентабельность составила скромные 7%. Впрочем, несмотря на сопоставимую прибыль, обороты бизнеса сильно отличались. В 2005 году балкерный дивизион принес около $1,2 млрд дохода и $230 млн операционной прибыли, а танкерный – $125 млн оборота и $97 чистой прибыли. Маржинальность первого составила 20%, второго – невероятные 78%.

Часть прибыли Norden принесла продажа судов. Помогла бизнес-интуиция топ-менеджеров: рынок был на вершине, танкеры пользовались громадным спросом. К концу года в распоряжении компании осталось 14 судов, включая Aframax и продуктовые танкеры (Medium Range и Short Range). Aframax в основном перевозили сырую нефть из Северного моря в Азиатско-Тихоокеанский регион, а продуктовые танкеры – нефтепродукты из Северной Америки в тот же Азиатско-Тихоокеанский регион.

В том же 2005 году Norden совместно c кипрской компанией Interorient создала фирму Norient Product Pool, которой передала операционное управление танкерным флотом. В Norden предполагали, что в последующие годы на мировом рынке нефти более важную роль станут играть экспортеры нефти, не входящие в ОПЕК, – например, Россия и азиатские страны. Значительная часть нефти и нефтепродуктов из России вывозится по Балтийскому и Черному морям – а именно там новообразованная Norient Product Pool особенно хорошо представлена.

Сейчас Norient Product Pool является крупнейшим в мире оператором продуктовых танкеров.

Найти баланс

Сочетание танкерного и балкерного бизнеса позволило Norden подойти к мировому финансовому кризису, будучи довольно сбалансированной компанией. Первый удар пришелся именно на перевозки нефти и нефтепродуктов. На протяжении четырех лет, с 2009 по 2012 год, этот бизнес генерировал убытки, общая сумма – $94 млн (почти половина – $44 млн – пришлась на 2012 год). А сухогрузы в течение трех лет, с 2009 по 2011 год, оставались прибыльными. Правда, 2012-й принес сразу $207 млн потерь.

Потом ситуация кардинально изменилась. Последние три года балкеры дают только убытки, причем год от года они растут. А вот танкеры в 2013 и 2014 годах показывали небольшую, но прибыль. Впрочем, это, конечно, не покрывает затраты. Общий операционный убыток группы за 2014 год – $336 млн. Прошедший год, говорится в отчетности группы, обернулся экстремально низкими ставками на рынке сухогрузов, то есть на главном для Norden рынке.

Основная причина происходящего – не слишком благоприятная ситуация в Китае, являющемся одним из крупнейших мировых импортеров угля и железной руды. Экономика Поднебесной растет совсем не такими впечатляющими темпами, как прежде. Если даже в 2010 году, после кризиса, она прибавила 10,6%, то в 2014-м – 7,3%. В 2015-м Международный валютный фонд ожидает прироста ВВП Китая в размере 6,8%, а в последующие годы – 6-6,3%. Уголь будет востребован, но не в таком количестве, как раньше.

Добавим сюда: Китай медленно, но верно сокращает потребление угля и по неэкономическим причинам. Угольные теплоэлектростанции довольно серьезно загрязняют атмосферу, и развивающиеся страны под влиянием Запада вынуждены принимать меры. Китай обещает поэтапно закрывать ТЭЦ в мегаполисах, а также предъявляет более высокие требования к качеству сырья, его зольности и содержанию серы. По этой причине, например, сокращается экспорт российского энергетического угля в Поднебесную. В целом перспективы балкерных перевозок в Китай выглядят неоднозначно.

Другое дело – танкерный бизнес. 2014 год оказался самым удачным для компании. Главную роль сыграл последний квартал года. Падение цен на нефть привело к желанию многих торговцев пополнить запасы, а это повлекло спрос на перевозки судами всех типов – от Handysize до VLCC. Ставки достигли самого высокого уровня начиная с 2008 года.

Кроме того, вырос экспорт нефтепродуктов из США в Европу благодаря росту американских нефтеперерабатывающих мощностей. Штаты переживают нефтяной бум, но пока в стране существует эмбарго на экспорт сырой нефти. Зато нет запрета на продажу за границу нефтепродуктов.

Благоприятная ситуация для танкерного бизнеса Norden сохраняется и в текущем году. Ставки на высоком уровне, объемы перевозок также впечатляют. Лишь за третий квартал танкерный дивизион получил $37 млн операционной прибыли – почти втрое больше, чем за весь 2014 год. В США было задействовано 94% перерабатывающих мощностей – необычно большой показатель для третьего квартала. Особенно высокий спрос в мире сохраняется на бензин.

Танкерный флот группы

Флот группы Norden насчитывает 44 продуктовых танкера, из них 28 – Medium Range (дедвейтом от 46 тыс. до 51,5 тыс. тонн) и 16 – Handysize (дедвейтом от 36 тыс. до 40 тыс. тонн). Еще 5 танкеров MR будет поставлено группе в период с середины 2016-го по начало 2018-го.

В собственности группы – 9 MR и 13 Handysize. Суда предназначены для перевозки нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива, авиакеросина, а также продуктов нефтехимической промышленности.

Флот Norden относительно новый. Самый старый из танкеров Medium Range – RITA M – был построен в 2008 году. Средний возраст танкеров этого типа – около 5 лет. Суда Handysize несколько старше, средний возраст – 8,5 лет.

Из 44 танкеров 16 ходят под родным датским флагом, 12 – под панамским, 9 – под сингапурским.

В 2005 году группа Norden совместно с кипрской Interorient учредили компанию Norient Product Pool. Она напополам принадлежит партнерам и управляет танкерным флотом. Norden передала «дочке» 43 из 44 судов. Общий флот Norient Product Pool – 88 танкеров.

Финансовые показатели танкерного бизнеса Norden

Танкерное направление выделено среди общих финансовых показателей Norden. Дела здесь идут значительно лучше, чем у сухогрузов, которые уже несколько лет не могут выйти из многомиллионных убытков. Танкеры же начиная с 2013 года демонстрируют небольшую, но прибыль.

Год

Выручка

Операционная прибыль

2012

$400 млн

минус $44 млн*

2013

$380 млн

$8 млн

2014

$437 млн

$13 млн

* Прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам

Структура перевозок Norient Product Pool

В 2014 году «дочка» Norden, Norient Product Pool, перевезла 35,8 млн тонн нефтепродуктов. Более половины пришлось на солярку (дизельное топливо) и мазут. Показатели значительно лучше, чем годом ранее, когда объем перевозок составил лишь 25,1 млн тонн (рост более чем на 40%).

Больше всего, почти в 2,5 раза, увеличились перевозки лигроина (сырье для нефтехимической промышленности). Кроме того, более 50% прибавили перевозки солярки и более 40% – бензина.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Паводковая обстановка обострилась на Кубани

Паводковая обстановка обострилась на Кубани Оперативные службы Краснодарского края переведены в режим повышенной готовности из-за возможного раз...

Судно связи «Иван Хурс» завершило государственные испытания.

Судно связи «Иван Хурс» завершило государственные испытания. Сегодня, 18 июня, на Северной верфи подписан приемный акт государственных испытаний судна связи «Ива...

Российская экономика

Медведев одобрил выделение 54 млрд рублей на развитие Дальнего Востока

Медведев одобрил выделение 54 млрд рублей на развитие Дальнего Востока Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал документ о выделении 54 млрд рублей в течение трех лет ...

Росстат подтвердил предварительную оценку роста ВВП РФ в I квартале на 1,3%

Росстат подтвердил предварительную оценку роста ВВП РФ в I квартале на 1,3% Росстат подтвердил предварительную оценку роста ВВП РФ в I квартале 2018 года на 1,3%. Соответст...

Транспортная политика

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота Своим письмом от 23.04.2018 N 05-01/8595-ИС «Об отнесении судов к рыбопромысловому флоту» Минтранс р...

Морские порты

Ливия потеряла два крупных резервуара нефти после обстрела в порту Рас-Лануф

Ливия потеряла два крупных резервуара нефти после обстрела в порту Рас-Лануф Национальная нефтяная корпорация Ливии (NOC) потеряла два резервуара для хранения нефти в ре...

«Туапсинский нефтяной терминал» выделят из состава «Туапсинского морского торгового порта» - акционеры

«Туапсинский нефтяной терминал» выделят из состава «Туапсинского морского торгового порта» - акционеры Акционерами принято решение о реорганизации АО «Туапсинский морской торговый порт» в форме выделения...




Морской транспорт

«СКАНЭКС» разработал сервисы «Реестр судов» и «Реестр портов»

«СКАНЭКС» разработал сервисы «Реестр судов» и «Реестр портов» На базе веб-платформы «Морской портал Scanex Maritime» ГК «СКАНЭКС» запускает новые сервисы, предназ...

Паром «Балтийск» из Усть-Луги в Калининград возобновил работу

Паром «Балтийск» из Усть-Луги в Калининград возобновил работу Паром, который возил грузы из порта в Ленинградской области Усть-Луга в Калининград, возобновил рабо...

Речной транспорт

Пассажирское круизное судно «Сергей Есенин» совершило первый круговой рейс после модернизации

 Пассажирское круизное судно «Сергей Есенин» совершило первый круговой рейс после модернизации Завершился первый круговой рейс пассажирского судна круизной компании «Мостурфлот» «Сергей Есенин» п...

Флот Ленского пароходства работает на Вилюе

Флот Ленского пароходства работает на Вилюе С открытием арктической навигации, топливо в судах Ленского объединенного морского пароходства (...

Ж/Д транспорт

Калининградские железнодорожники договорились с польскими о транзите грузов через регион

Калининградские железнодорожники договорились с польскими о транзите грузов через регион Калининградская железная дорога и польская железнодорожная компания «Lotos Kolej» подписали договор ...

Минтранс подтвердил предложение ввести Дитриха в совет директоров РЖД

Минтранс подтвердил предложение ввести Дитриха в совет директоров РЖД Министерство транспорта РФ подтвердило, что направило предложение ввести главу министерства Евгения ...

Авто транспорт

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора Повышение тарифов в системе «Платон» в 2018 году не планируется, сообщил в четверг журналистам глава...

Аналитика

Транспортная политика

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан Первое Всероссийское собрание маринистов – форум представителей творческих сил, работающих по флотск...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 20...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...