Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Морской транспорт
Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

«Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская группа Norden. Она умеет неплохо угадывать тенденции. В 1970-е годы компания вовремя переключилась на сухогрузы, позже – вовремя выстроила отношения с Китаем, а в 1990-е правильно угадала предстоящий танкерный бум.

«Дочка» Norden совместно с кипрским партнером управляет крупнейшим в мире продуктовым танкерным флотом. Дела здесь идут хорошо, чего не скажешь о балкерах, традиционном и основном бизнесе Norden.

Александра Васильцева, спецкор

Балкерный бум

В 1871 году датчанин Мадс Кристиан Холм предложил местным бизнесменам интересную инвестицию – купить акции компании, которая направит полученные деньги на постройку винтового парохода. Мир только переходил от парусников к пароходам – например, датский торговый флот насчитывал лишь 80 таких судов.

Сам Холм неплохо разбирался в судостроении: начав карьеру учеником корабельного плотника, он еще в 25 лет основал небольшую верфь в американском Окленде, но потом оставил дело партнеру и вернулся в Европу. Вторую попытку начать собственный бизнес Холм совершил в 44-летнем возрасте. И этот заход оказался удачнее.

В 1892 году с верфи в Глазго сошел пароход дедвейтом 1000 тонн. Пароход назвали Norden – как и саму компанию Холма. Судно не было привязано к конкретной линии, а готово было ходить за грузом по всему миру. Такой подход (по-английски tramp service против традиционного liner service) считался новшеством, он появился лишь в середине XIX века. Как ни странно, это было связано как раз с развитием пароходов: суда нуждались в угле, который необходимо было доставлять в различные порты. Торговля развивалась настолько быстро, что дельцы просто не могли ограничиваться устоявшимися маршрутами.

На протяжении последующих десятилетий в истории Norden случались разные периоды, в целом компания оставалась игроком средней руки на мировом рынке морских перевозок. Переломный момент случился в 1972 году. Члены совета директоров, обсуждая дальнейшую стратегию, решили сделать ставку на перевозку навалочных грузов. Norden разместила заказ на балкер японской компании Mitsui Shipbuilding & Engineering Company. В 1973-м судно дедвейтом 34 тыс. тонн с шестью кранами сошло со стапелей. В последующие двенадцать лет компания получила еще пять балкеров.

Это была правильная ставка. Мир переживал балкерный бум. Стремительно развивающиеся индустриальные страны испытывали потребность в сырье. С 1965 по 1980 год объем перевозок навалочных грузов в среднем прибавлял 10%. Крупные современные сухогрузы, квалифицированный экипаж, хорошая репутация на рынке – все это позволило Norden достичь значительного успеха.

Китайские партнеры

В 1988 году Norden возглавил Стин Риддерволд Крэб, ранее 27 лет проработавший в Maersk, крупнейшей датской судоходной компании. Топ-менеджер успел поруководить там и балкерным, и танкерным дивизионом. Одним из первых шагов Крэба стали инвестиции в строительство танкеров.

С одной стороны, это было логичным шагом: растущий бизнес Norden нуждался в диверсификации, вкладывать деньги хотелось в понятные и похожие направления. К тому же рынок балкерных перевозок – после стремительного роста в 1960-1970-е годы, снижения темпов в 1980-е – стоял на пороге низкого цикла. С другой стороны, и танкерный рынок не казался таким привлекательным. Там сохранялись избыточные мощности, построенные накануне энергетического кризиса 1970-х. Нефтяные перевозки уже полтора десятка лет переживали стагнацию, сложно было предсказать, когда случится новый взлет.

Другим важным шагом Крэба стал переход от спотовых ставок, с которыми обычно работала Norden, к долгосрочным контрактам. Это позволило увеличить горизонт планирования и снизить некоторые затраты.

Одновременно компания открывала офисы по всему миру – в США, Бразилии, Индии, Сингапуре и Шанхае. Простой, казалось бы, шаг – привлечение к работе местного персонала – давал значительный результат. Например, многие китайские бизнесмены, контрагенты Norden, не очень хорошо говорили по-английски. Необходимость обсуждать детали сделок с датчанами, чей офис находится на другом конце света, их настораживала. Ситуация изменилась, когда появился офис с местными специалистами.

«Ваши возможности на рынке в значительной степени зависят от того, присутствуете вы там физически или нет, – говорил в ту пору управляющий директор сингапурского офиса Питер Боруп. – Вы должны хорошо понимать местных портовиков – это сэкономит время и позволит заработать деньги. Вам нужны детальные знания китайских нормативных актов, и эти знания невозможно получить, находясь в Сингапуре или любой другой стране».

По-настоящему важным для Крэба стал 1998 год. Norden приняла новую стратегию развития. Важнейшим решением стало фрахтовать балкеры типа Handymax у японских судовладельцев. Страна восходящего солнца не могла выйти из стагнации со второй половины 1980-х, когда иена резко укрепилась против американского доллара, подорвав японский экспорт. Norden сумела зафрахтовать балкеры на срок от трех до пяти лет по заранее оговоренным ставкам и с правом выкупа. В какой-то момент компания владела лишь 15 судами, а оперировала флотом из 150.

В начале нулевых в мире случился очередной балкерный бум. На этот раз локомотивом оказался Китай: его экономика пережила азиатский финансовый кризис в конце 1990-х, несколько замедлив темпы роста, а с 2003 года вернулась к фантастическим – более 10% в год – темпам роста ВВП. Предприятиям нужен был уголь и другое сырье. Это спровоцировало повышенный спрос на сухогрузы.

У Norden было все, чтобы воспользоваться ситуацией: дешевые японские суда, хорошие знания китайского рынка, большой опыт перевозок сухогрузами. Компания совершила настоящий рывок, превратившись в одного из крупнейших мировых балкерных перевозчиков.

Время танкеров

Балкеры и китайский спрос на навалочные грузы обеспечили компании растущий оборот, но по истине фантастический результат показал танкерный дивизион. Крэб не зря заинтересовался этим бизнесом.

В 2001 году оборот танкерного дивизиона составил 437,6 млн датских крон, что равно $51,7 млн (по курсу на 31 декабря 2001 г.). Чистая прибыль – $14,7 млн. Часть выручки дала продажа судов. Если убрать ее, то рентабельность операционной деятельности показала зашкаливающие 44%. В распоряжении Norden находились суда типа Aframax, предназначенные для транспортировки сырой нефти, и продуктовые танкеры (для перевозки нефтепродуктов).

В том же году традиционный бизнес компании – балкеры – принес $15 млн чистой прибыли. Рентабельность составила скромные 7%. Впрочем, несмотря на сопоставимую прибыль, обороты бизнеса сильно отличались. В 2005 году балкерный дивизион принес около $1,2 млрд дохода и $230 млн операционной прибыли, а танкерный – $125 млн оборота и $97 чистой прибыли. Маржинальность первого составила 20%, второго – невероятные 78%.

Часть прибыли Norden принесла продажа судов. Помогла бизнес-интуиция топ-менеджеров: рынок был на вершине, танкеры пользовались громадным спросом. К концу года в распоряжении компании осталось 14 судов, включая Aframax и продуктовые танкеры (Medium Range и Short Range). Aframax в основном перевозили сырую нефть из Северного моря в Азиатско-Тихоокеанский регион, а продуктовые танкеры – нефтепродукты из Северной Америки в тот же Азиатско-Тихоокеанский регион.

В том же 2005 году Norden совместно c кипрской компанией Interorient создала фирму Norient Product Pool, которой передала операционное управление танкерным флотом. В Norden предполагали, что в последующие годы на мировом рынке нефти более важную роль станут играть экспортеры нефти, не входящие в ОПЕК, – например, Россия и азиатские страны. Значительная часть нефти и нефтепродуктов из России вывозится по Балтийскому и Черному морям – а именно там новообразованная Norient Product Pool особенно хорошо представлена.

Сейчас Norient Product Pool является крупнейшим в мире оператором продуктовых танкеров.

Найти баланс

Сочетание танкерного и балкерного бизнеса позволило Norden подойти к мировому финансовому кризису, будучи довольно сбалансированной компанией. Первый удар пришелся именно на перевозки нефти и нефтепродуктов. На протяжении четырех лет, с 2009 по 2012 год, этот бизнес генерировал убытки, общая сумма – $94 млн (почти половина – $44 млн – пришлась на 2012 год). А сухогрузы в течение трех лет, с 2009 по 2011 год, оставались прибыльными. Правда, 2012-й принес сразу $207 млн потерь.

Потом ситуация кардинально изменилась. Последние три года балкеры дают только убытки, причем год от года они растут. А вот танкеры в 2013 и 2014 годах показывали небольшую, но прибыль. Впрочем, это, конечно, не покрывает затраты. Общий операционный убыток группы за 2014 год – $336 млн. Прошедший год, говорится в отчетности группы, обернулся экстремально низкими ставками на рынке сухогрузов, то есть на главном для Norden рынке.

Основная причина происходящего – не слишком благоприятная ситуация в Китае, являющемся одним из крупнейших мировых импортеров угля и железной руды. Экономика Поднебесной растет совсем не такими впечатляющими темпами, как прежде. Если даже в 2010 году, после кризиса, она прибавила 10,6%, то в 2014-м – 7,3%. В 2015-м Международный валютный фонд ожидает прироста ВВП Китая в размере 6,8%, а в последующие годы – 6-6,3%. Уголь будет востребован, но не в таком количестве, как раньше.

Добавим сюда: Китай медленно, но верно сокращает потребление угля и по неэкономическим причинам. Угольные теплоэлектростанции довольно серьезно загрязняют атмосферу, и развивающиеся страны под влиянием Запада вынуждены принимать меры. Китай обещает поэтапно закрывать ТЭЦ в мегаполисах, а также предъявляет более высокие требования к качеству сырья, его зольности и содержанию серы. По этой причине, например, сокращается экспорт российского энергетического угля в Поднебесную. В целом перспективы балкерных перевозок в Китай выглядят неоднозначно.

Другое дело – танкерный бизнес. 2014 год оказался самым удачным для компании. Главную роль сыграл последний квартал года. Падение цен на нефть привело к желанию многих торговцев пополнить запасы, а это повлекло спрос на перевозки судами всех типов – от Handysize до VLCC. Ставки достигли самого высокого уровня начиная с 2008 года.

Кроме того, вырос экспорт нефтепродуктов из США в Европу благодаря росту американских нефтеперерабатывающих мощностей. Штаты переживают нефтяной бум, но пока в стране существует эмбарго на экспорт сырой нефти. Зато нет запрета на продажу за границу нефтепродуктов.

Благоприятная ситуация для танкерного бизнеса Norden сохраняется и в текущем году. Ставки на высоком уровне, объемы перевозок также впечатляют. Лишь за третий квартал танкерный дивизион получил $37 млн операционной прибыли – почти втрое больше, чем за весь 2014 год. В США было задействовано 94% перерабатывающих мощностей – необычно большой показатель для третьего квартала. Особенно высокий спрос в мире сохраняется на бензин.

Танкерный флот группы

Флот группы Norden насчитывает 44 продуктовых танкера, из них 28 – Medium Range (дедвейтом от 46 тыс. до 51,5 тыс. тонн) и 16 – Handysize (дедвейтом от 36 тыс. до 40 тыс. тонн). Еще 5 танкеров MR будет поставлено группе в период с середины 2016-го по начало 2018-го.

В собственности группы – 9 MR и 13 Handysize. Суда предназначены для перевозки нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива, авиакеросина, а также продуктов нефтехимической промышленности.

Флот Norden относительно новый. Самый старый из танкеров Medium Range – RITA M – был построен в 2008 году. Средний возраст танкеров этого типа – около 5 лет. Суда Handysize несколько старше, средний возраст – 8,5 лет.

Из 44 танкеров 16 ходят под родным датским флагом, 12 – под панамским, 9 – под сингапурским.

В 2005 году группа Norden совместно с кипрской Interorient учредили компанию Norient Product Pool. Она напополам принадлежит партнерам и управляет танкерным флотом. Norden передала «дочке» 43 из 44 судов. Общий флот Norient Product Pool – 88 танкеров.

Финансовые показатели танкерного бизнеса Norden

Танкерное направление выделено среди общих финансовых показателей Norden. Дела здесь идут значительно лучше, чем у сухогрузов, которые уже несколько лет не могут выйти из многомиллионных убытков. Танкеры же начиная с 2013 года демонстрируют небольшую, но прибыль.

Год

Выручка

Операционная прибыль

2012

$400 млн

минус $44 млн*

2013

$380 млн

$8 млн

2014

$437 млн

$13 млн

* Прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам

Структура перевозок Norient Product Pool

В 2014 году «дочка» Norden, Norient Product Pool, перевезла 35,8 млн тонн нефтепродуктов. Более половины пришлось на солярку (дизельное топливо) и мазут. Показатели значительно лучше, чем годом ранее, когда объем перевозок составил лишь 25,1 млн тонн (рост более чем на 40%).

Больше всего, почти в 2,5 раза, увеличились перевозки лигроина (сырье для нефтехимической промышленности). Кроме того, более 50% прибавили перевозки солярки и более 40% – бензина.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой Госдума приняла в третьем чтении закон, определяющий полномочия госкорпорации   «Росатом» ...

У берегов Камчатки появятся бесшумные субмарины

У берегов Камчатки появятся бесшумные субмарины Бригада самых малошумных российских подводных лодок проекта 677 «Лада» пополнит Тихоокеанский флот

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2018 года составил 746,81 млн. тонн, увеличившись...

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров Он будет включать в себя один причал для супертанкеров-нефтеперевозчиков дедвейтом до 300 тыс. тонн,...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71%

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71% АО «РЖД Логистика», крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический операт...

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...