BW GROUP: триумф, закат и возрождение

Морской транспорт
BW GROUP: триумф, закат и возрождение

В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайского происхождения Ю-Конг Пао, обладала первым в мире супертанкером VLCC и крупнейшим частным флотом. Более двух сотен судов суммарным дедвейтом 20,5 млн тонн – таким показателем не могли похвастаться даже торговые флоты СССР и США, вместе взятые.

Но потом мировой энергетический кризис разрушил империю, компания продала половину судов. Десятки лет рецессии, попытки владельцев диверсифицировать бизнес, вложившись в более традиционные отрасли вроде недвижимости… И новый взлет в нулевые годы – на фоне зашкаливающих танкерных ставок. Но компания больше не верит в огромные танкеры. Новый приоритет – гигантские газовозы.

Александра Васильцева, спецкор

Король моря и японское чудо

В 1948 году 30-летний Ю-Конг Пао, выходец из обеспеченной семьи, ранее занимавшийся страховым и банковским делом, переехал из Шанхая в Гонконг. Переезд не был связан с бизнесом: коммунистический Китая активно конфликтовал с соседними капиталистическими и прозападными странами и вполне мог закрыть выезд для своих граждан. Пао сбежал, пока это было возможно, а вскоре на страну действительно опустился «бамбуковый занавес» – так прозвали это явление по аналогии с железным занавесом в СССР.

В британском Гонконге молодой человек поначалу занимался торговлей китайскими товарами. Бизнес процветал, через несколько лет Пао стал искать объекты для инвестиций. Его заинтересовало судоходство. Эта отрасль имела в Гонконге плохую репутацию. Первое судно, 28-летний сухогруз дедвейтом 8 тыс. тонн, предприниматель получил фактически даром. Затем знакомые банкиры согласились прокредитовать покупку еще одного судна. Пао дал своей компании амбициозное название World-Wide Steamship Company.

Момент для старта нового бизнеса оказался весьма удачным. В июле 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал, ранее фактически принадлежащий Великобритании, и вскоре закрыл его для израильского флота. В ответ войска Великобритании и Франции оккупировали зону Суэцкого канала. Водная артерия оказалась частично разрушена, судоходство было закрыто до апреля 1957 года. Фрахтовые ставки по всему миру пошли вверх.

Другим благоприятным фактором для Пао стала стремительная индустриализация Японии. С середины 1950-х страна переживала период, получивший название «японское экономическое чудо», и потребляла все больше нефти. В середине 1960-х World-Wide вышла на рынок танкеров, купив судно на вторичном рынке. Но Пао грезил совсем о других масштабах. Он разработал схему, известную в Японии под названием shikumisen. Суть в том, чтобы, предоставив банку трехлетнюю гарантию загрузки будущего судна, получить кредит на его покупку. Таким образом бизнесмен приобрел много новых судов.

В 1969 году World-Wide получила с верфи первое в мире судно типа VLCC (Very Large Crude Carrier) – супертанкер дедвейтом более 280 тыс. тонн. А к 1979 году компания обладала 202 судами общим дедвейтом 20,5 млн тонн, что являлось крупнейшим в мире частным флотом – большим, чем торговые флоты США и СССР, вместе взятые. В 1976 году портрет Ю-Конг Пао появился на обложке всемирно известного журнала Newsweek с подписью «Король моря».

Однако мировой энергетический кризис погубил гонконгскую компанию. Мир столкнулся с переизбытком танкеров. World-Wide одна из первых начала распродавать суда, за пять лет сократив мощности вдвое. Это позволило рассчитаться с долгами и получить кэш. Инвестиции были направлены в разные сектора гонконгской экономики – недвижимость, транспорт, морские терминалы, розничную торговлю.

В 1986 году бизнесмен отошел от управления делами, поставив во главу бизнеса двух зятьев. Судоходством стал управлять австриец Хелмет Сомен (в 2015 году Forbes оценил его состояние в $2,1 млрд), а прочими активами – Питер Ву.

Остаток жизни Пао посвятил благотворительности, подарив, например, $20 млн университету своего родного города Нинбо. Он умер в 1992 году.

Консолидация клиентов – консолидация перевозчиков

На протяжении 80-90-х годов рынок танкерных перевозок переживал рецессию. Ситуация стала меняться лишь накануне нового тысячелетия. Именно тогда World-Wide приобрела значительную долю в шведской N&T Argonaut, владеющей двумя десятками танкеров, в том числе восемью супертанкерами VLCC или ULCC. Объединенный флот двух компаний являлся крупнейшим танкерным флотом в мире.

В те годы происходила консолидация и в нефтяной отрасли. Сливались американские Exxon и Mobil (сейчас объединенная структура – крупнейшая частная нефтяная компания мира), британская BP и американская Amoco, французская Total и бельгийская Petrofina. Клиентами компаний-перевозчиков становились все более впечатляющие нефтяные гиганты.

«Рынок судоходства слишком фрагментирован, и это, конечно, используют покупатели наших услуг – нефтяные компании, – говорил в феврале 1999 года президент N&T Argonaut Андерс Берг. – Для укрепления позиции мы нуждаемся в дальнейшем росте и консолидации. Этому процессу был дан старт в начале текущего года, когда мы объединились [c World-Wide]».

Цены на нефть тогда – на фоне азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов – переживали исторический минимум. Так, в 1998 году баррель американской нефти Illinois Crude стоил около $12, что равнялось $17,2 в ценах 2014 года и являлось минимальным значением за всю историю (с 1946 года). Затем под давлением спроса стоимость черного золота резко пошла вверх, пока не достигла пика в 2008 году.

Одновременно росли и фрахтовые ставки на танкеры. Пик пришелся на 2004 год, когда среднегодовая суточная стоимость VLCC, по данным Clarkson Research Studies, достигла $97 тыс. против $53 тыс. годом ранее (и $60 тыс. годом позже).

Как когда-то Ю-Конг Пао, разбогатевший в Гонконге на торговле китайскими товарами, искал новые объекты для инвестиций, так и в середине нулевых World-Wide стремилась диверсифицировать бизнес, вкладывая стремительно растущую прибыль в новые направления. В 2003 году произошла одна из важнейших сделок в истории компании – она поглотила норвежскую Bergesen d.y. ASA, крупнейшего в мире оператора газовозов. Новая структура получила название BW Group – по первым буквам двух объединившихся компаний. Стоимость сделки оценивалась в $1,4 млрд.

BW Group: бизнес сегодня

Флот BW Group делится на три группы: танкеры, газовозы и техника для добычи, переработки и хранения офшорной (добытой вне суши) нефти. Компания управляет 42 танкерами, причем для перевозки сырой нефти используются только гигантские VLCC (10 единиц). У BW Group нет ни Aframax, ни Suezmax. Помимо сырой нефти компания перевозит нефтепродукты и химические вещества. Суммарный дедвейт танкерного флота – около 5 млн тонн. Выручка и прибыль от танкерного бизнеса не раскрываются, поскольку ни одна из структур, связанных с этими перевозками, не является публичной компанией.

Кроме того, BW Group управляет 57 газовозами, в том числе 35 гигантами дедвейтом более 50 тыс. тонн и объемом более 78 тыс. кубометров. Эти мощности предназначены для перевозки сжиженного углеводородного газа (СУГ). Еще 17 судов транспортируют сжиженный природный газ (СПГ). Суммарный дедвейт флота для СУГ – 1,5 млн тонн (2,3 млн кубометров), флота для СПГ – 1,2 млн тонн (1,9 млн кубометров). В 2014 году транспортировка газа обеспечила BW около $750 млн выручки и $255 млн чистой прибыли.

Наконец, у BW Group имеется 17 судов для обслуживания офшорных месторождений. Компании принадлежит Azurite – первое в мире судно типа FDSPO (Floating, drilling, production, storage and offloading). Оно предназначено для добычи, переработки, хранения и отгрузки офшорной нефти или газа. Также у BW есть 15 судов типа FPSO и одно FSO. В 2014 году это направление принесло группе более $1 млрд выручки и около $190 млн чистой прибыли.

Отличительная особенность группы – молодой возраст флота. Все VLCC построены на протяжении нулевых годов, а возраст продуктовых танкеров (для нефтепродуктов), за исключением двух единиц, не превышает десяти лет. Подавляющее большинство газовозов также появилось в нулевые. Наконец, офшорные суда (они переделываются из судов другого типа – например, танкеров) в основном были получены после 2005 года.

BW Group: бизнес завтра

Прошедший 2014 год оказался крайне удачным для перевозок газа. Выручка по этому направлению BW Group выросла почти до $750 млн против $450 млн годом ранее. Чистая прибыль составила $255 млн, то есть рентабельность бизнеса – 34%.

«Экспорт сжиженного газа изменился драматическим образом: США, до недавнего времени чистые импортеры СУГ, превратились в крупнейшего в мире экспортера, – говорится в отчете BW LPG (публичная компания, часть BW Group) за 2014 год. – Это привело к существенному росту морских перевозок сжиженного газа как по объему, так и по дальности дистанции. Спотовые чартерные ставки находились на рекордно высоком уровне. Все это благоприятно сказалось на основном бизнесе BW LPG – перевозке СУГ гигантскими газовозами».

Транспортировка газа является удачным сегментом, но в целом в судоходной отрасли сохраняется неопределенность. США, затем Китай, Япония и страны еврозоны применяли стимулирующие меры для экономики, что привело к снижению процентных ставок и падению нефтяных цен. Если в начале года стоимость барреля нефти Brent превышала $105, то в конце была немногим больше $55. Это привело к значительному сокращению капитальных затрат у нефте- и газодобывающих компаний и добавляет неопределенности рынку танкерных перевозок.

Неоднозначно выглядит и сегмент офшорных судов. Из-за неопределенности на рынке черного золота компании замораживают офшорные проекты. Ситуацию для BW Group усугубляет трагедия, случившаяся 11 февраля 2015 года на судне FPSO под названием Cidade de Sao Mateus. В результате внезапного взрыва газа погибли девять членов экипажа.

Каким видит свое будущее BW Group? Выводы можно сделать, проанализировав лист заказов компании. Примерно на четверть планируется увеличить флот газовозов для СУГ и на треть – для СПГ. Впрочем, несмотря на высокую рентабельность транспортировки сжиженного газа, увлекаться судостроением в этой области не стоит – ведь конкуренты тоже активно строят газовозы. Например, в прошлом номере мы рассказывали о Teekay Corporation, которая, обладая газовым флотом объемом 5,2 млн кубометров, разместила заказы на суда общим объемом 3,6 млн кубометров, то есть собирается нарастить мощности на 70%.

А всего, говорится в отчете BW LPG, мировой флот газовозов, исходя из уже размещенных заказов, как минимум удвоится, причем значительная часть новых поставок будет идти с конца 2015 по 2017 год. Рынку в ближайшее время грозит если не переизбыток, то насыщение мощностями.

Перспективным направлением в BW Group, вероятно, считают танкеры для нефтепродуктов. Дедвейт имеющегося у группы флота – 1,8 млн тонн, заказы – еще на 0,9 млн тонн, или 50%. А самый резкий скачок ждет флот танкеров для перевозки химических веществ: имея четыре судна общим дедвейтом 80 тыс. тонн, BW заказала еще 11 судов более чем на 200 тыс. тонн.

Табл. Действующий флот

Число судов

Суммарный дедвейт, млн тонн

Танкеры

Гигантские танкеры (VLCC)

10

3,1

Большие танкеры для нефтепродуктов (LR 1 Product Tankers)

17

1,2

Средние танкеры для нефтепродуктов (MR Product Tankers)

12

0,6

Танкеры для химических веществ

4

0,08

Суда для перевозки сжиженных газов

Гигантские газовозы

35

1,3

Большие газовозы

5

0,2

Газовозы для СПГ

17

1,2

Суда для добычи, переработки, хранения и отгрузки нефти и газа

FDSPO (добыча + переработка + хранение + отгрузка)

1

-

FPSO (переработка + хранение + отгрузка)

15

-

FSO (хранение + отгрузка)

1

-

Итого

117

7,7

Табл. Строящийся флот

Число судов

Суммарный дедвейт, млн тонн

Танкеры

Большие танкеры для нефтепродуктов (LR 1 Product Tankers)

6

0,4

Средние танкеры для нефтепродуктов (MR Product Tankers)

10

0,5

Танкеры для химических веществ

11

0,2

Суда для перевозки сжиженных газов

Гигантские газовозы

8

0,4

Газовозы для СПГ

4

0,4

Итого

39

1,9

Морской флот №5 (2015)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...