BW GROUP: триумф, закат и возрождение

Морской транспорт
BW GROUP: триумф, закат и возрождение

В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайского происхождения Ю-Конг Пао, обладала первым в мире супертанкером VLCC и крупнейшим частным флотом. Более двух сотен судов суммарным дедвейтом 20,5 млн тонн – таким показателем не могли похвастаться даже торговые флоты СССР и США, вместе взятые.

Но потом мировой энергетический кризис разрушил империю, компания продала половину судов. Десятки лет рецессии, попытки владельцев диверсифицировать бизнес, вложившись в более традиционные отрасли вроде недвижимости… И новый взлет в нулевые годы – на фоне зашкаливающих танкерных ставок. Но компания больше не верит в огромные танкеры. Новый приоритет – гигантские газовозы.

Александра Васильцева, спецкор

Король моря и японское чудо

В 1948 году 30-летний Ю-Конг Пао, выходец из обеспеченной семьи, ранее занимавшийся страховым и банковским делом, переехал из Шанхая в Гонконг. Переезд не был связан с бизнесом: коммунистический Китая активно конфликтовал с соседними капиталистическими и прозападными странами и вполне мог закрыть выезд для своих граждан. Пао сбежал, пока это было возможно, а вскоре на страну действительно опустился «бамбуковый занавес» – так прозвали это явление по аналогии с железным занавесом в СССР.

В британском Гонконге молодой человек поначалу занимался торговлей китайскими товарами. Бизнес процветал, через несколько лет Пао стал искать объекты для инвестиций. Его заинтересовало судоходство. Эта отрасль имела в Гонконге плохую репутацию. Первое судно, 28-летний сухогруз дедвейтом 8 тыс. тонн, предприниматель получил фактически даром. Затем знакомые банкиры согласились прокредитовать покупку еще одного судна. Пао дал своей компании амбициозное название World-Wide Steamship Company.

Момент для старта нового бизнеса оказался весьма удачным. В июле 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал, ранее фактически принадлежащий Великобритании, и вскоре закрыл его для израильского флота. В ответ войска Великобритании и Франции оккупировали зону Суэцкого канала. Водная артерия оказалась частично разрушена, судоходство было закрыто до апреля 1957 года. Фрахтовые ставки по всему миру пошли вверх.

Другим благоприятным фактором для Пао стала стремительная индустриализация Японии. С середины 1950-х страна переживала период, получивший название «японское экономическое чудо», и потребляла все больше нефти. В середине 1960-х World-Wide вышла на рынок танкеров, купив судно на вторичном рынке. Но Пао грезил совсем о других масштабах. Он разработал схему, известную в Японии под названием shikumisen. Суть в том, чтобы, предоставив банку трехлетнюю гарантию загрузки будущего судна, получить кредит на его покупку. Таким образом бизнесмен приобрел много новых судов.

В 1969 году World-Wide получила с верфи первое в мире судно типа VLCC (Very Large Crude Carrier) – супертанкер дедвейтом более 280 тыс. тонн. А к 1979 году компания обладала 202 судами общим дедвейтом 20,5 млн тонн, что являлось крупнейшим в мире частным флотом – большим, чем торговые флоты США и СССР, вместе взятые. В 1976 году портрет Ю-Конг Пао появился на обложке всемирно известного журнала Newsweek с подписью «Король моря».

Однако мировой энергетический кризис погубил гонконгскую компанию. Мир столкнулся с переизбытком танкеров. World-Wide одна из первых начала распродавать суда, за пять лет сократив мощности вдвое. Это позволило рассчитаться с долгами и получить кэш. Инвестиции были направлены в разные сектора гонконгской экономики – недвижимость, транспорт, морские терминалы, розничную торговлю.

В 1986 году бизнесмен отошел от управления делами, поставив во главу бизнеса двух зятьев. Судоходством стал управлять австриец Хелмет Сомен (в 2015 году Forbes оценил его состояние в $2,1 млрд), а прочими активами – Питер Ву.

Остаток жизни Пао посвятил благотворительности, подарив, например, $20 млн университету своего родного города Нинбо. Он умер в 1992 году.

Консолидация клиентов – консолидация перевозчиков

На протяжении 80-90-х годов рынок танкерных перевозок переживал рецессию. Ситуация стала меняться лишь накануне нового тысячелетия. Именно тогда World-Wide приобрела значительную долю в шведской N&T Argonaut, владеющей двумя десятками танкеров, в том числе восемью супертанкерами VLCC или ULCC. Объединенный флот двух компаний являлся крупнейшим танкерным флотом в мире.

В те годы происходила консолидация и в нефтяной отрасли. Сливались американские Exxon и Mobil (сейчас объединенная структура – крупнейшая частная нефтяная компания мира), британская BP и американская Amoco, французская Total и бельгийская Petrofina. Клиентами компаний-перевозчиков становились все более впечатляющие нефтяные гиганты.

«Рынок судоходства слишком фрагментирован, и это, конечно, используют покупатели наших услуг – нефтяные компании, – говорил в феврале 1999 года президент N&T Argonaut Андерс Берг. – Для укрепления позиции мы нуждаемся в дальнейшем росте и консолидации. Этому процессу был дан старт в начале текущего года, когда мы объединились [c World-Wide]».

Цены на нефть тогда – на фоне азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов – переживали исторический минимум. Так, в 1998 году баррель американской нефти Illinois Crude стоил около $12, что равнялось $17,2 в ценах 2014 года и являлось минимальным значением за всю историю (с 1946 года). Затем под давлением спроса стоимость черного золота резко пошла вверх, пока не достигла пика в 2008 году.

Одновременно росли и фрахтовые ставки на танкеры. Пик пришелся на 2004 год, когда среднегодовая суточная стоимость VLCC, по данным Clarkson Research Studies, достигла $97 тыс. против $53 тыс. годом ранее (и $60 тыс. годом позже).

Как когда-то Ю-Конг Пао, разбогатевший в Гонконге на торговле китайскими товарами, искал новые объекты для инвестиций, так и в середине нулевых World-Wide стремилась диверсифицировать бизнес, вкладывая стремительно растущую прибыль в новые направления. В 2003 году произошла одна из важнейших сделок в истории компании – она поглотила норвежскую Bergesen d.y. ASA, крупнейшего в мире оператора газовозов. Новая структура получила название BW Group – по первым буквам двух объединившихся компаний. Стоимость сделки оценивалась в $1,4 млрд.

BW Group: бизнес сегодня

Флот BW Group делится на три группы: танкеры, газовозы и техника для добычи, переработки и хранения офшорной (добытой вне суши) нефти. Компания управляет 42 танкерами, причем для перевозки сырой нефти используются только гигантские VLCC (10 единиц). У BW Group нет ни Aframax, ни Suezmax. Помимо сырой нефти компания перевозит нефтепродукты и химические вещества. Суммарный дедвейт танкерного флота – около 5 млн тонн. Выручка и прибыль от танкерного бизнеса не раскрываются, поскольку ни одна из структур, связанных с этими перевозками, не является публичной компанией.

Кроме того, BW Group управляет 57 газовозами, в том числе 35 гигантами дедвейтом более 50 тыс. тонн и объемом более 78 тыс. кубометров. Эти мощности предназначены для перевозки сжиженного углеводородного газа (СУГ). Еще 17 судов транспортируют сжиженный природный газ (СПГ). Суммарный дедвейт флота для СУГ – 1,5 млн тонн (2,3 млн кубометров), флота для СПГ – 1,2 млн тонн (1,9 млн кубометров). В 2014 году транспортировка газа обеспечила BW около $750 млн выручки и $255 млн чистой прибыли.

Наконец, у BW Group имеется 17 судов для обслуживания офшорных месторождений. Компании принадлежит Azurite – первое в мире судно типа FDSPO (Floating, drilling, production, storage and offloading). Оно предназначено для добычи, переработки, хранения и отгрузки офшорной нефти или газа. Также у BW есть 15 судов типа FPSO и одно FSO. В 2014 году это направление принесло группе более $1 млрд выручки и около $190 млн чистой прибыли.

Отличительная особенность группы – молодой возраст флота. Все VLCC построены на протяжении нулевых годов, а возраст продуктовых танкеров (для нефтепродуктов), за исключением двух единиц, не превышает десяти лет. Подавляющее большинство газовозов также появилось в нулевые. Наконец, офшорные суда (они переделываются из судов другого типа – например, танкеров) в основном были получены после 2005 года.

BW Group: бизнес завтра

Прошедший 2014 год оказался крайне удачным для перевозок газа. Выручка по этому направлению BW Group выросла почти до $750 млн против $450 млн годом ранее. Чистая прибыль составила $255 млн, то есть рентабельность бизнеса – 34%.

«Экспорт сжиженного газа изменился драматическим образом: США, до недавнего времени чистые импортеры СУГ, превратились в крупнейшего в мире экспортера, – говорится в отчете BW LPG (публичная компания, часть BW Group) за 2014 год. – Это привело к существенному росту морских перевозок сжиженного газа как по объему, так и по дальности дистанции. Спотовые чартерные ставки находились на рекордно высоком уровне. Все это благоприятно сказалось на основном бизнесе BW LPG – перевозке СУГ гигантскими газовозами».

Транспортировка газа является удачным сегментом, но в целом в судоходной отрасли сохраняется неопределенность. США, затем Китай, Япония и страны еврозоны применяли стимулирующие меры для экономики, что привело к снижению процентных ставок и падению нефтяных цен. Если в начале года стоимость барреля нефти Brent превышала $105, то в конце была немногим больше $55. Это привело к значительному сокращению капитальных затрат у нефте- и газодобывающих компаний и добавляет неопределенности рынку танкерных перевозок.

Неоднозначно выглядит и сегмент офшорных судов. Из-за неопределенности на рынке черного золота компании замораживают офшорные проекты. Ситуацию для BW Group усугубляет трагедия, случившаяся 11 февраля 2015 года на судне FPSO под названием Cidade de Sao Mateus. В результате внезапного взрыва газа погибли девять членов экипажа.

Каким видит свое будущее BW Group? Выводы можно сделать, проанализировав лист заказов компании. Примерно на четверть планируется увеличить флот газовозов для СУГ и на треть – для СПГ. Впрочем, несмотря на высокую рентабельность транспортировки сжиженного газа, увлекаться судостроением в этой области не стоит – ведь конкуренты тоже активно строят газовозы. Например, в прошлом номере мы рассказывали о Teekay Corporation, которая, обладая газовым флотом объемом 5,2 млн кубометров, разместила заказы на суда общим объемом 3,6 млн кубометров, то есть собирается нарастить мощности на 70%.

А всего, говорится в отчете BW LPG, мировой флот газовозов, исходя из уже размещенных заказов, как минимум удвоится, причем значительная часть новых поставок будет идти с конца 2015 по 2017 год. Рынку в ближайшее время грозит если не переизбыток, то насыщение мощностями.

Перспективным направлением в BW Group, вероятно, считают танкеры для нефтепродуктов. Дедвейт имеющегося у группы флота – 1,8 млн тонн, заказы – еще на 0,9 млн тонн, или 50%. А самый резкий скачок ждет флот танкеров для перевозки химических веществ: имея четыре судна общим дедвейтом 80 тыс. тонн, BW заказала еще 11 судов более чем на 200 тыс. тонн.

Табл. Действующий флот

Число судов

Суммарный дедвейт, млн тонн

Танкеры

Гигантские танкеры (VLCC)

10

3,1

Большие танкеры для нефтепродуктов (LR 1 Product Tankers)

17

1,2

Средние танкеры для нефтепродуктов (MR Product Tankers)

12

0,6

Танкеры для химических веществ

4

0,08

Суда для перевозки сжиженных газов

Гигантские газовозы

35

1,3

Большие газовозы

5

0,2

Газовозы для СПГ

17

1,2

Суда для добычи, переработки, хранения и отгрузки нефти и газа

FDSPO (добыча + переработка + хранение + отгрузка)

1

-

FPSO (переработка + хранение + отгрузка)

15

-

FSO (хранение + отгрузка)

1

-

Итого

117

7,7

Табл. Строящийся флот

Число судов

Суммарный дедвейт, млн тонн

Танкеры

Большие танкеры для нефтепродуктов (LR 1 Product Tankers)

6

0,4

Средние танкеры для нефтепродуктов (MR Product Tankers)

10

0,5

Танкеры для химических веществ

11

0,2

Суда для перевозки сжиженных газов

Гигантские газовозы

8

0,4

Газовозы для СПГ

4

0,4

Итого

39

1,9

Морской флот №5 (2015)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...