блок питания toshiba 19v 3.95a

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Морские порты
Организация ледокольных проводок в портах Каспия

На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), в 2003 году годовой объем переработки грузов в морских портах составлял 285 млн тонн, в 2008 году он достиг почти 455 млн тонн, а в 2014 году превысил 600 млн тонн.

Существенный объем работ приходится на зимний период, что предъявляет особые требования к развитию портовой инфраструктуры. Для обеспечения перевозок в зимний период необходимы современный ледокольный флот и другие суда ледокольного типа на подходах и в акваториях замерзающих морских портов РФ: в Финском заливе Балтийского моря, Белом, Каспийском, Азовском морях и морях Дальнего Востока. В настоящее время главными ресурсами предприятий перечисленных регионов, предназначенных для выполнения этой задачи, являются линейные ледоколы, ледокольные буксиры различных типов, судовые и береговые специалисты. Часть этих ресурсов приходится на Волго-Каспийский бассейн и эффективно выполняет свои профессиональные задачи.

Магомед Абдулатипов, руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Снижение перевалки грузов

В Каспийском бассейне грузооборот сосредоточен в трех морских портах – Астрахань, Оля и Махачкала, морские порты Астрахань и Оля являются замерзающими. В зимний период здесь работают три линейных ледокола (проекта 1105 – 2 ед., проекта 1191 – 1 ед.), которые обслуживают торговый флот, следующий в морские порты Астрахань и Оля и обратно, обеспечивают навигационную доступность морских портов, ледокольную проводку судов на Астраханском морском рейде по Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу (ВКМСК), разрабатывают участки паромных переправ для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов по левому берегу р.Бахтемир.

В Каспийском бассейне в 2013 году наблюдался спад объема перевозок, вследствие чего в морских портах было переработано грузов почти на 25% меньше, чем в 2012 году. Снизились объемы переработки как сухих грузов более чем на 37%, так и наливных грузов – около 13%. При этом объем переработки грузов в зимний период в портах Астраханской области снизился намного существеннее, чем в целом за год (таблица 1), что свидетельствует об актуальности вопроса развития зимней навигации.

Табл. 1. Анализ объемов переработки грузов в портах Астраханской области в разные периоды навигации

Показатель оценки

2012

2013

Общий годовой объем переработки грузов, тыс. т

3990

2488

Объем переработки грузов в зимний период, тыс. т

1532,9

635,9

Объем переработки грузов в зимний период, тыс. т

1532,9

635,9

Продолжительность навигации в зимний период:
– начало

26.12.2011

16.12.2012

– окончание

24.03.2012

23.02.2013

– количество суток

90

69

Количество судов, ед.:
– запланированных для работы в зимнюю навигацию

129

161

– фактически работавших

164

94

Количество проведенных судов в караванах, ед.:
– всего в Астраханской области

619

391

– по порту Оля

167

50

Среднесуточный объем переработки грузов, тыс. т:
– в среднем за год

10,93

6,82

– за период зимней навигации

17,2

9,2

Максимальная протяженность ледокольных проводок, км

300

250

Анализ приведенной в таблице информации показывает сокращение общего годового объема переработки грузов в портах Астраханской области в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 37,6%, в зимний период – на 58,9%.

На уменьшение переработки грузов в зимний период повлияло в первую очередь сокращение длительности зимней навигации с 90 суток в 2012 году до 69 суток в 2013 году, или на 23,3%. Среднесуточный объем переработки грузов за этот период превышает среднесуточный объем в среднем за год на 35-60%, что говорит о высоком спросе на перевозки грузов в зимний период. Значительно (на 36,8%) сократилось количество проведенных судов в караванах, в том числе в порт и из порта Оля (на 70%). Сократилась также максимальная протяженность ледокольных проводок судов на 16,7%.

В навигацию 2012/2013 гг. на ВКМСК и в акваториях портов Астрахань и Оля сложились тяжелые условия навигации. При больших сбросах воды на Волжской ГЭС, а эта тенденция продолжается второй год, образуются заторы, происходит торошение льда на всем протяжении канала, ледовый покров опустился в море до широты 44°30'. Это отрицательно сказывается на зимней навигации, увеличивает время проводки ледоколами грузовых судов, нарушает график доставки грузов и, соответственно, снижает объемы переработки грузов в портах. Кроме того, из-за отсутствия портовых буксиров, соответствующих классу и мощности установленного режима ледового плавания в морском порту Астрахань, сложно выполнять внутрипортовые проводки и обслуживать суда в порту в период льдообразования.

Перспективы портов Каспия

Как считают эксперты, развитие портовой инфраструктуры на Каспии позволит контролировать 36% торгового потока в Каспийском море (сейчас не более 16%), направить часть грузопотока из Евросоюза в Южную Азию и обратно через МТК «Север – Юг», часть которой проходит через водотранспортный узел Астраханской области и выходит на внутренние водные пути РФ, сеть автомобильных и железных дорог, а также будет способствовать вовлеченности транспортной системы России и сопредельных стран в процесс мировой торговли.

Астраханскому региону правительство РФ сегодня уделяет особо пристальное внимание. В соответствии со Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России к 2030 году российские порты Каспийского моря должны достичь производственной мощности по переработке грузов в 31,7 млн тонн по базовому сценарию или 34,9 млн тонн по экспертному. В то же время прогноз грузовой базы портов Каспия может составить в 2030 году в соответствии с базовым сценарием 23,9 млн тонн (коэффициент использования мощности – 75%), а по экспертному сценарию – 34,8 млн тонн (коэффициент использования мощности – почти 100%). В настоящее время коэффициент использования мощности составляет около 50%.

Мощность морского порта Астрахань в настоящее время совокупно составляет до б млн тонн грузов в год, порт располагает складскими мощностями обшей площадью свыше 200 тыс. м2. Здесь действует более 40 портальных кранов грузоподъемностью от 6 до 27 тонн и 7 мобильных кранов грузоподъемностью от 12 до 75 тонн. Суммарная длина причальной стенки 2772 метра, глубина у причалов – 4,5 и более метра, 8 причалов имеют внутрипортовые железнодорожные линии.

Между тем уровень износа имущества, по оценкам специалистов, в целом по порту доходит до 68%. Среди других недостатков порта – ограниченность территориального развития (например, строительство дополнительных причальных стенок) из-за расположения в городской черте, а также повышенный риск судоходства для морских судов. В числе достоинств порта – сильная, разветвленная транспортная инфраструктура, выход на внутренние водные пути РФ, выход на автомобильные и железные дороги направления восток-запад и север-юг, исторически отлаженные коммерческие связи, наличие ледокольного флота.

Один из самых молодых портов РФ морской порт Оля расположен в 120 км южнее г.Астрахани, на 67-м км Волго-Каспийского канала. Средняя продолжительность ледового периода здесь составляет 100 дней, максимальная – 148 дней, минимальная – 56 дней. Навигационная доступность в зимний период обеспечивается ледокольной проводкой. Порт занимает территорию в 324,8 га и принимает суда с осадкой до 4,5 метра. Он рассматривается как универсальный морской порт для перевалки генеральных, контейнерных и автопаромных грузов, навалочных, зерновых, нефтяных, штучно-тарных и опасных грузов. Через него в круглогодичном режиме переваливаются внешнеторговые грузы, следующие по Каспию в иранском, туркменском, казахстанском, индийском направлениях.

В настоящее время в морском порту Оля уже функционирует контейнерный терминал мощностью 400 тыс. тонн грузов в год, или 45 тыс. 20-40-футовых контейнеров в год. Здесь построены и планомерно вводятся в эксплуатацию 9 причалов обшей мощностью 2,7 млн тонн. В планах развития морского порта Оля – создание нефтехимического терминала мощностью 3 млн тонн в год. Сроки реализации строительства – 2015-2017 гг.

Сейчас в рамках развития Международного транспортного коридора «Север – Юг» здесь продолжается активное развитие инфраструктуры, которое осуществляется по схеме государственно-частного партнерства. Первый этап планируется завершить в 2015 году. Концепция развития морского порта Оля предусматривает два этапа: строительство первого грузового района, расположенного в непосредственной близости от села Оля, и второй оче-реди первого грузового района.

В 2012 году в порту Оля состоялось открытие первого на российском побережье Каспия специализированного зернового терминала мощностью 500 тыс. тонн злаковых в год при возможности единовременного хранения 36 тыс. тонн злаковых культур. С его пуском зернотрейдеры Южного федерального округа получили возможность экспортировать пшеницу на Средний Восток по маршруту МТК «Север – Юг». В дальнейшем мощности терминала планируется увеличить до 1 млн тонн в год.

Развитие морского порта Оля – ключевой проект, способный изменить соотношение транспортных потоков, проходящих через регион Каспийского моря. Среди преимуществ порта – максимальная приближенность к Каспию, большие свободные площади для освоения, неограниченные возможности расширения портовых мощностей, внедрения современных интенсивных технологий переработки грузов, инженерного и транспортного обеспечения. Кроме того, район села Оля практически не подвержен опасности предполагаемого подъема Каспия и наводнений, геология позволяет развивать здесь инфраструктуру.

Решение проблем зимних навигаций

Сложности зимних навигаций в Волго-Каспийском бассейне связаны с ветрами северо-восточных направлений, которые сплачивают лед в морской части канала и в р.Бахтемир. Большую трудность для проводки караванов представляет дрейф льда от ветров восточных направлений.

При этом флот, работающий в бассейне, в большинстве своем морально и физически устарел. И хотя формально суда по категориям ледовых усилений соответствуют вводимым капитанами морских портов ограничениям, однако на протяжении зимней навигации при ледокольной проводке судов чаще всего приходится использовать метод их буксировки ледоколами. Большая часть судов не в состоянии самостоятельно следовать за ледоколом.

Кроме того, в порту Астрахань отсутствуют требуемые по ледовому классу и мощности судовой силовой установки буксиры, способные в сложных ледовых условиях эффективно выполнять внутрипортовые проводки. Поэтому для этих целей на возмездной основе привлекаются линейные ледоколы.

И, наконец, в соответствии с заключаемыми договорами ледоколы, работающие в акваториях морских портов Астрахань и Оля, привлекаются к разработке и поддержанию майн паромных переправ для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов по левому берегу р.Бахтемир, что, очевидно, отвлекает от проводки транзитных судов.

Росморречфлотом еще в 2012 году сформулированы направления повышения эффективности зимних навигаций:

-         совершенствование тактики ледокольных проводок применительно к фактическим условиям ледового плавания и техническим характеристикам судов;

-         организационные мероприятия, формирование караванов судов с учетом потребностей грузовых терминалов;

-         информационное обеспечение ледокольных работ, позволяющее всем заинтересованным сторонам (судовладельцам, грузовладельцам, операторам терминалов) получать оперативную информацию по выполняемым операциям.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.03.2014 г. №381-р в План мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг в портах внесен ряд предложений, направленных на развитие инфраструктуры портов, в том числе развитие государственно-частного партнерства, привлечение частных и иностранных инвестиций, оптимизация оказываемых в сфере водного транспорта услуг, государственное регулирование цен на услуги, предоставляемые транспортными организациями, и другие.

Очевидно, что повышение эффективности работы морских портов в зимних условиях и развитие перевозок грузов водным транспортом в Волго-Каспийском бассейне и непосредственно в Астраханском воднотранспортном узле будет зависеть от реализации основных положений данного распоряжения.

Морские порты №7 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...