Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Морские порты
Организация ледокольных проводок в портах Каспия

На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), в 2003 году годовой объем переработки грузов в морских портах составлял 285 млн тонн, в 2008 году он достиг почти 455 млн тонн, а в 2014 году превысил 600 млн тонн.

Существенный объем работ приходится на зимний период, что предъявляет особые требования к развитию портовой инфраструктуры. Для обеспечения перевозок в зимний период необходимы современный ледокольный флот и другие суда ледокольного типа на подходах и в акваториях замерзающих морских портов РФ: в Финском заливе Балтийского моря, Белом, Каспийском, Азовском морях и морях Дальнего Востока. В настоящее время главными ресурсами предприятий перечисленных регионов, предназначенных для выполнения этой задачи, являются линейные ледоколы, ледокольные буксиры различных типов, судовые и береговые специалисты. Часть этих ресурсов приходится на Волго-Каспийский бассейн и эффективно выполняет свои профессиональные задачи.

Магомед Абдулатипов, руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Снижение перевалки грузов

В Каспийском бассейне грузооборот сосредоточен в трех морских портах – Астрахань, Оля и Махачкала, морские порты Астрахань и Оля являются замерзающими. В зимний период здесь работают три линейных ледокола (проекта 1105 – 2 ед., проекта 1191 – 1 ед.), которые обслуживают торговый флот, следующий в морские порты Астрахань и Оля и обратно, обеспечивают навигационную доступность морских портов, ледокольную проводку судов на Астраханском морском рейде по Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу (ВКМСК), разрабатывают участки паромных переправ для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов по левому берегу р.Бахтемир.

В Каспийском бассейне в 2013 году наблюдался спад объема перевозок, вследствие чего в морских портах было переработано грузов почти на 25% меньше, чем в 2012 году. Снизились объемы переработки как сухих грузов более чем на 37%, так и наливных грузов – около 13%. При этом объем переработки грузов в зимний период в портах Астраханской области снизился намного существеннее, чем в целом за год (таблица 1), что свидетельствует об актуальности вопроса развития зимней навигации.

Табл. 1. Анализ объемов переработки грузов в портах Астраханской области в разные периоды навигации

Показатель оценки

2012

2013

Общий годовой объем переработки грузов, тыс. т

3990

2488

Объем переработки грузов в зимний период, тыс. т

1532,9

635,9

Объем переработки грузов в зимний период, тыс. т

1532,9

635,9

Продолжительность навигации в зимний период:
– начало

26.12.2011

16.12.2012

– окончание

24.03.2012

23.02.2013

– количество суток

90

69

Количество судов, ед.:
– запланированных для работы в зимнюю навигацию

129

161

– фактически работавших

164

94

Количество проведенных судов в караванах, ед.:
– всего в Астраханской области

619

391

– по порту Оля

167

50

Среднесуточный объем переработки грузов, тыс. т:
– в среднем за год

10,93

6,82

– за период зимней навигации

17,2

9,2

Максимальная протяженность ледокольных проводок, км

300

250

Анализ приведенной в таблице информации показывает сокращение общего годового объема переработки грузов в портах Астраханской области в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 37,6%, в зимний период – на 58,9%.

На уменьшение переработки грузов в зимний период повлияло в первую очередь сокращение длительности зимней навигации с 90 суток в 2012 году до 69 суток в 2013 году, или на 23,3%. Среднесуточный объем переработки грузов за этот период превышает среднесуточный объем в среднем за год на 35-60%, что говорит о высоком спросе на перевозки грузов в зимний период. Значительно (на 36,8%) сократилось количество проведенных судов в караванах, в том числе в порт и из порта Оля (на 70%). Сократилась также максимальная протяженность ледокольных проводок судов на 16,7%.

В навигацию 2012/2013 гг. на ВКМСК и в акваториях портов Астрахань и Оля сложились тяжелые условия навигации. При больших сбросах воды на Волжской ГЭС, а эта тенденция продолжается второй год, образуются заторы, происходит торошение льда на всем протяжении канала, ледовый покров опустился в море до широты 44°30'. Это отрицательно сказывается на зимней навигации, увеличивает время проводки ледоколами грузовых судов, нарушает график доставки грузов и, соответственно, снижает объемы переработки грузов в портах. Кроме того, из-за отсутствия портовых буксиров, соответствующих классу и мощности установленного режима ледового плавания в морском порту Астрахань, сложно выполнять внутрипортовые проводки и обслуживать суда в порту в период льдообразования.

Перспективы портов Каспия

Как считают эксперты, развитие портовой инфраструктуры на Каспии позволит контролировать 36% торгового потока в Каспийском море (сейчас не более 16%), направить часть грузопотока из Евросоюза в Южную Азию и обратно через МТК «Север – Юг», часть которой проходит через водотранспортный узел Астраханской области и выходит на внутренние водные пути РФ, сеть автомобильных и железных дорог, а также будет способствовать вовлеченности транспортной системы России и сопредельных стран в процесс мировой торговли.

Астраханскому региону правительство РФ сегодня уделяет особо пристальное внимание. В соответствии со Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России к 2030 году российские порты Каспийского моря должны достичь производственной мощности по переработке грузов в 31,7 млн тонн по базовому сценарию или 34,9 млн тонн по экспертному. В то же время прогноз грузовой базы портов Каспия может составить в 2030 году в соответствии с базовым сценарием 23,9 млн тонн (коэффициент использования мощности – 75%), а по экспертному сценарию – 34,8 млн тонн (коэффициент использования мощности – почти 100%). В настоящее время коэффициент использования мощности составляет около 50%.

Мощность морского порта Астрахань в настоящее время совокупно составляет до б млн тонн грузов в год, порт располагает складскими мощностями обшей площадью свыше 200 тыс. м2. Здесь действует более 40 портальных кранов грузоподъемностью от 6 до 27 тонн и 7 мобильных кранов грузоподъемностью от 12 до 75 тонн. Суммарная длина причальной стенки 2772 метра, глубина у причалов – 4,5 и более метра, 8 причалов имеют внутрипортовые железнодорожные линии.

Между тем уровень износа имущества, по оценкам специалистов, в целом по порту доходит до 68%. Среди других недостатков порта – ограниченность территориального развития (например, строительство дополнительных причальных стенок) из-за расположения в городской черте, а также повышенный риск судоходства для морских судов. В числе достоинств порта – сильная, разветвленная транспортная инфраструктура, выход на внутренние водные пути РФ, выход на автомобильные и железные дороги направления восток-запад и север-юг, исторически отлаженные коммерческие связи, наличие ледокольного флота.

Один из самых молодых портов РФ морской порт Оля расположен в 120 км южнее г.Астрахани, на 67-м км Волго-Каспийского канала. Средняя продолжительность ледового периода здесь составляет 100 дней, максимальная – 148 дней, минимальная – 56 дней. Навигационная доступность в зимний период обеспечивается ледокольной проводкой. Порт занимает территорию в 324,8 га и принимает суда с осадкой до 4,5 метра. Он рассматривается как универсальный морской порт для перевалки генеральных, контейнерных и автопаромных грузов, навалочных, зерновых, нефтяных, штучно-тарных и опасных грузов. Через него в круглогодичном режиме переваливаются внешнеторговые грузы, следующие по Каспию в иранском, туркменском, казахстанском, индийском направлениях.

В настоящее время в морском порту Оля уже функционирует контейнерный терминал мощностью 400 тыс. тонн грузов в год, или 45 тыс. 20-40-футовых контейнеров в год. Здесь построены и планомерно вводятся в эксплуатацию 9 причалов обшей мощностью 2,7 млн тонн. В планах развития морского порта Оля – создание нефтехимического терминала мощностью 3 млн тонн в год. Сроки реализации строительства – 2015-2017 гг.

Сейчас в рамках развития Международного транспортного коридора «Север – Юг» здесь продолжается активное развитие инфраструктуры, которое осуществляется по схеме государственно-частного партнерства. Первый этап планируется завершить в 2015 году. Концепция развития морского порта Оля предусматривает два этапа: строительство первого грузового района, расположенного в непосредственной близости от села Оля, и второй оче-реди первого грузового района.

В 2012 году в порту Оля состоялось открытие первого на российском побережье Каспия специализированного зернового терминала мощностью 500 тыс. тонн злаковых в год при возможности единовременного хранения 36 тыс. тонн злаковых культур. С его пуском зернотрейдеры Южного федерального округа получили возможность экспортировать пшеницу на Средний Восток по маршруту МТК «Север – Юг». В дальнейшем мощности терминала планируется увеличить до 1 млн тонн в год.

Развитие морского порта Оля – ключевой проект, способный изменить соотношение транспортных потоков, проходящих через регион Каспийского моря. Среди преимуществ порта – максимальная приближенность к Каспию, большие свободные площади для освоения, неограниченные возможности расширения портовых мощностей, внедрения современных интенсивных технологий переработки грузов, инженерного и транспортного обеспечения. Кроме того, район села Оля практически не подвержен опасности предполагаемого подъема Каспия и наводнений, геология позволяет развивать здесь инфраструктуру.

Решение проблем зимних навигаций

Сложности зимних навигаций в Волго-Каспийском бассейне связаны с ветрами северо-восточных направлений, которые сплачивают лед в морской части канала и в р.Бахтемир. Большую трудность для проводки караванов представляет дрейф льда от ветров восточных направлений.

При этом флот, работающий в бассейне, в большинстве своем морально и физически устарел. И хотя формально суда по категориям ледовых усилений соответствуют вводимым капитанами морских портов ограничениям, однако на протяжении зимней навигации при ледокольной проводке судов чаще всего приходится использовать метод их буксировки ледоколами. Большая часть судов не в состоянии самостоятельно следовать за ледоколом.

Кроме того, в порту Астрахань отсутствуют требуемые по ледовому классу и мощности судовой силовой установки буксиры, способные в сложных ледовых условиях эффективно выполнять внутрипортовые проводки. Поэтому для этих целей на возмездной основе привлекаются линейные ледоколы.

И, наконец, в соответствии с заключаемыми договорами ледоколы, работающие в акваториях морских портов Астрахань и Оля, привлекаются к разработке и поддержанию майн паромных переправ для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов по левому берегу р.Бахтемир, что, очевидно, отвлекает от проводки транзитных судов.

Росморречфлотом еще в 2012 году сформулированы направления повышения эффективности зимних навигаций:

-         совершенствование тактики ледокольных проводок применительно к фактическим условиям ледового плавания и техническим характеристикам судов;

-         организационные мероприятия, формирование караванов судов с учетом потребностей грузовых терминалов;

-         информационное обеспечение ледокольных работ, позволяющее всем заинтересованным сторонам (судовладельцам, грузовладельцам, операторам терминалов) получать оперативную информацию по выполняемым операциям.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.03.2014 г. №381-р в План мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг в портах внесен ряд предложений, направленных на развитие инфраструктуры портов, в том числе развитие государственно-частного партнерства, привлечение частных и иностранных инвестиций, оптимизация оказываемых в сфере водного транспорта услуг, государственное регулирование цен на услуги, предоставляемые транспортными организациями, и другие.

Очевидно, что повышение эффективности работы морских портов в зимних условиях и развитие перевозок грузов водным транспортом в Волго-Каспийском бассейне и непосредственно в Астраханском воднотранспортном узле будет зависеть от реализации основных положений данного распоряжения.

Морские порты №7 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...