Морская доктрина как шанс возрождения великой морской державы

Транспортная политика
Морская доктрина как шанс возрождения великой морской державы

Одно из главных событий лета – утверждение президентом РФ В. Путиным новой редакции Морской доктрины РФ. Примечательным стало и заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, которое состоялось одновременно с Международным военно-морским салоном, прошедшим в Санкт-Петербурге.

Юлия Орлова, спецкор

Новая редакция Морской доктрины

Морская доктрина Российской Федерации – основополагающий документ, определяющий государственную политику нашей страны в области морской деятельности. Причины принятия ее новой редакции понятны: изменение международной политической ситуации и необходимость в укреплении России как великой морской державы.

На совещании на борту корабля «Адмирал Горшков», в котором приняли участие вместе с президентом РФ вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр обороны Сергей Шойгу и командующий Военно-Морским Флотом Виктор Чирков, Владимир Путин отметил, что впервые в доктрину включены положения «чисто социального характера».

– Имею в виду морскую медицину, укрепление здоровья моряков, специалистов морской отрасли. Это очень важная вещь. Люди должны знать, что в стратегических документах по развитию флота государство никогда не будет впредь забывать о социальной составляющей и будет проводить в жизнь то, чего люди ждут на своей службе при реализации задач, которые стоят перед государством в этой чрезвычайно сложной и важной сфере, – сказал президент.

О ключевых положениях доктрины участников совещания проинформировал Дмитрий Рогозин. Он назвал проект новой редакции Морской доктрины РФ системообразующим документом национальной морской политики, документом стратегического планирования Российской Федерации.

– Его разработка шла в рамках Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, при ведущей роли Военно-Морского Флота страны. В этом принимали участие 15 федеральных органов исполнительной власти и организаций, – сказал Д. Рогозин.

Он объяснил причины, почему было предложено внести некоторые изменения в Морскую доктрину, которая была принята еще в 2001 году на перспективу до 2020 года. Это прежде всего изменение международной ситуации, обстановки в мире.

Морская доктрина, по словам Д. Рогозина, охватывает четыре функциональных и шесть региональных направлений. Четыре функциональных направления – это военно-морская деятельность, морской транспорт, морская наука, а также разработка полезных ископаемых. Шесть региональных направлений – это атлантическое, арктическое, тихоокеанское, каспийское, индоокеанское, антарктическое. «Последнее добавлено, – пояснил Д. Рогозин, – поскольку сегодня вокруг Антарктиды развивается достаточно много событий, и это очень интересный для России регион».

На тихоокеанском региональном направлении, значение которого, согласно доктрине, продолжает возрастать, ключевой задачей для флота обозначено развитие дружественных связей с Китаем и другими странами региона, которые своим стремительным развитием оказывают существенное влияние на экономическую и военную обстановку в регионе.

Индоокеанское направление в документе по большей части посвящено одному из главных партнеров России по военно-техническому сотрудничеству – Индии. Доктрина отмечает развитие дружественных связей с этой страной как основное направление развития в регионе.

Как отметил вице-премьер, основные акценты сделаны на двух направлениях: арктическом и атлантическом. На атлантическом – в связи с тем, что в последнее время происходит достаточно активное развитие Североатлантического альянса и его приближение к нашим границам, на что, безусловно, Российская Федерация находит свой ответ. Второй момент связан с воссоединением Крыма и Севастополя с Российской Федерацией и необходимостью принимать меры для скорейшей интеграции их в экономическую деятельность, а также восстановлением присутствия российского морского флота в Средиземном море.

– Что касается Арктики, это обусловлено несколькими событиями, – пояснил председатель Морской коллегии. – В первую очередь ростом значения Северного морского пути. Мы развернули работы по строительству нового атомного ледокольного флота. В 2017, 2019 и 2020 годах уже три атомных ледокола приступят к работе, к ледовым проводкам. Кроме того, Арктика для нас – это свободный выход в Атлантический и Тихий океаны, выход, не ограниченный ничем. И конечно, это богатство континентального шельфа, которое требует внимательного отношения к разработке.

Особый акцент в Морской доктрине сделан на экологических проблемах, потому что для России важно не только разрабатывать морские богатства, но и сохранить их для будущих поколений.

В новой редакции Морской доктрины появился и новый раздел – судо- и кораблестроение. Для достижения всех целей национальной морской политики чрезвычайно необходимо «обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области кораблестроения и военно-морской техники», причем речь идет в первую очередь о кораблестроении в рамках государственной программы вооружения.

«Что касается судостроения в интересах гражданского, коммерческого флота, то здесь мы стимулируем создание частных судостроительных компаний, которые успешно себя проявили», – сказал вице-премьер.

Важный раздел Морской доктрины касается вопросов государственного управления морской деятельностью. Здесь очерчена роль Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, уточнена компетенция других органов государственной власти. И по сути дела, после утверждения Морской доктрины можно приступить к формированию всего перечня документов для кратко-, средне-, долгосрочного планирования морской деятельности России.

Президент РФ В. Путин подвел итог проделанной работе:

– Мы провели работу по обновлению Морской доктрины Российской Федерации. Главная цель этого сложнейшего документа заключается в обеспечении целостной, последовательной и эффективной морской политики России, направленной на защиту государственных интересов. Доктрина подготовлена, утверждена. Это значимое событие и для будущего флота, и для развития кораблестроения, потому что заказчик, в данном случае флот, Министерство обороны, формулирует то, что нужно на перспективу, а промышленность должна эти задачи реализовывать.

Отечественное судостроение

Июльское заседание Морской коллегии при Правительстве РФ было посвящено развитию отечественного судостроения, а именно перспективам и проблемам развития судового машиностроения и приборостроения в условиях введенных санкций.

Дмитрий Рогозин поставил задачу использовать в производстве судов только отечественные комплектующие. После распада СССР у нас стали строиться лишь корпуса судов, а комплектующие изделия поставлялись из-за рубежа. Ситуация сохраняется и по сей день. На ранних этапах заказа идет ориентация на зарубежные комплектующие при высоком физическом и моральном износе мощностей отечественных предприятий. Основная часть производственных фондов предприятий сферы судового приборостроения и машиностроения имеет износ более 70%. Трудоемкость отечественных производств в разы больше, чем за рубежом. Продолжительность процесса производства комплектующих дольше почти в 2,5 раза. Неудивительно, что российские предприятия неконкурентоспособны.

«Главная стратегическая задача – необходимость скорейшей имплементации строителями судов и проектантами отечественных комплектующих, отечественной продукции машиностроения и приборостроения», – сказал Дмитрий Рогозин, подчеркнув, что этот процесс требует времени, четкого понимания задач, создания «дорожной карты», контроля исполнения и координации деятельности всех участников этого процесса. «Часть процесса импортозамещения уже началась, но это только начало общей работы и, если хотите, стимул», – акцентировал вице-премьер.

Кроме стимула нужна и поддержка. Рассматривается возможность создания в России нового концерна «Судовое машиностроение». Поручено проработать этот вопрос Минпромторгу России и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Предлагаемый к созданию концерн должен объединить предприятия и организации, способные обеспечить производство современного конкурентоспособного оборудования. Однако президент ОСК Алексей Рахманов заявил, что работа в этом направлении уже и так ведется и для создания подобного центра подбирается подходящая площадка.

В качестве господдержки Минтрансом и Минпромторгом России разработаны механизмы, стимулирующие строительство судов на российских верфях. Это предоставление судовых утилизационных грантов, которые представляют собой единовременную выплату судоходной компании при утилизации старого флота. Средства гранта планируется выдавать только после постройки и получения судоходной компанией нового судна. По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, на финансирование судовых утилизационных грантов с 2017 по 2030 год планируется потратить более 10 млрд рублей.

Еще одна мера господдержки – предоставление судов, построенных у нас в стране, в лизинг по льготным ставкам. Такой механизм предполагается реализовать через докапитализацию определенных лизинговых компаний, которые будут заказывать суда на отечественных верфях и передавать их преимущественно в оперативный лизинг по льготной ставке.

Морской коллегией были приняты решения внести в Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу положения, определяющие направления развития судового машиностроения и приборостроения:

-         проведение единой научно-технической политики в области кораблестроения и гражданского судостроения, оптимизацию проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизацию и унификацию продукции судостроения;

-         развитие перспективных направлений судового машиностроения – разработку и производство продукции гидравлики и робототехники;

-         совершенствование нормативной правовой базы судостроения и судового машиностроения, создание условий для привлечения инвестиций;

-         создание условий, стимулирующих расширение участия различных отраслей промышленности в создании продукции судового машиностроения на отечественных предприятиях, установление рациональной системы внутриотраслевой и межотраслевой специализации и кооперационных связей;

-         развитие частно-государственного партнерства;

-         сохранение и развитие системы подготовки кадров для судового машиностроения и другие меры.

Решено создать совет главных конструкторов в области судового машиностроения и приборостроения в интересах проведения в отрасли единой научно-технической политики, обеспечения стандартизации и унификации продукции судостроения.

Морская коллегия рассмотрела также вопрос о мерах по подготовке инженерных и рабочих кадров для отечественного судостроения и судоходства и предложила реализовать следующие мероприятия:

-         оценка потребности предприятий судостроительной отрасли в выпускниках профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования на среднесрочную перспективу на основе модели кластерного подхода в подготовке кадров;

-         внедрение практики целевого обучения студентов с заключением соответствующих договоров о последующем трудоустройстве на предприятиях судостроительной отрасли;

-         развитие практики создания структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях судостроительной отрасли, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением;

-         участие предприятий судостроительной отрасли в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий WorldSkills с целью подготовки специалистов по компетенциям WorldSkills.

Минтрансу России предложено представить в Морскую коллегию обоснование необходимости восстановления функционирования военной кафедры (факультета военного образования) в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

Морской салон

Седьмой Международный военно-морской салон – одна из ведущих мировых выставок в области кораблестроения, морского вооружения и судостроения. В этом году снова подтвержден его высокий статус и место в мировой системе выставок вооружения и техники.

Участниками экспозиции МВМС-2015 стали 423 предприятия из 28 стран. Экспозиция МВМС-2015 разместилась на 17 000 кв. м выставочной площади в павильонах, а также на открытых выставочных площадях, у причалов комплекса «Морской вокзал» и на акватории, прилегающей к выставочному комплексу. Среди участников выставки все ведущие предприятия морской отрасли России. Значительные площади экспозиции заняли производители судового комплектующего оборудования, приборов, электронных компонентов, информационных технологий и продукции двойного назначения.

В рамках салона проведено четыре научно-практические конференции, а также 20 конгрессно-деловых и протокольных мероприятий: круглые столы, семинары, презентации продукции и предприятий, пресс-конференции и другие события. В демонстрационном разделе у причалов Морского вокзала и на акватории были представлены корабли и катера из состава МО РФ, ФСБ РФ. Проведено более 80 официальных переговоров с участием Главнокомандующего ВМФ России, должностных лиц ФСВТС России, представителей ОАО «Рособоронэкспорт» и АО «ОСК».

Дмитрий Рогозин, посетив экспозицию Международного военно-морского салона, осмотрел катера, которые демонстрировал концерн «Калашников», занимающийся сегодня помимо основного еще и производством морской техники. Единая боевая группа катеров разработана в инициативном порядке совместно со специалистами силовых структур. Она включает в себя транспортно-десантный катер БК-16, десантно-штурмовой катер БК-10 и катер огневой поддержки БК-9, имеющий броневую защиту корпуса. Каждое судно может быть переоборудовано под конкретные требования и боевые задачи.

Событие показало, что российские и зарубежные предприятия ведут активную маркетинговую политику, направленную на расширение своего участия в международной кооперации, связанной с разработкой и производством кораблей и судов.

Морской флот №4 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб.

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб. Объем господдержки проекта железнодорожной магистрали «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд ...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан»

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан» В морском порту Калининград 19 мая 2017 года состоялся торжественный спуск на воду и поднятие госуда...

Речной транспорт

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга Ограничение на использование водных артерий Петербурга во время проведения Кубка конфедераций в июне...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...