Морская доктрина как шанс возрождения великой морской державы

Транспортная политика
Морская доктрина как шанс возрождения великой морской державы

Одно из главных событий лета – утверждение президентом РФ В. Путиным новой редакции Морской доктрины РФ. Примечательным стало и заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, которое состоялось одновременно с Международным военно-морским салоном, прошедшим в Санкт-Петербурге.

Юлия Орлова, спецкор

Новая редакция Морской доктрины

Морская доктрина Российской Федерации – основополагающий документ, определяющий государственную политику нашей страны в области морской деятельности. Причины принятия ее новой редакции понятны: изменение международной политической ситуации и необходимость в укреплении России как великой морской державы.

На совещании на борту корабля «Адмирал Горшков», в котором приняли участие вместе с президентом РФ вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр обороны Сергей Шойгу и командующий Военно-Морским Флотом Виктор Чирков, Владимир Путин отметил, что впервые в доктрину включены положения «чисто социального характера».

– Имею в виду морскую медицину, укрепление здоровья моряков, специалистов морской отрасли. Это очень важная вещь. Люди должны знать, что в стратегических документах по развитию флота государство никогда не будет впредь забывать о социальной составляющей и будет проводить в жизнь то, чего люди ждут на своей службе при реализации задач, которые стоят перед государством в этой чрезвычайно сложной и важной сфере, – сказал президент.

О ключевых положениях доктрины участников совещания проинформировал Дмитрий Рогозин. Он назвал проект новой редакции Морской доктрины РФ системообразующим документом национальной морской политики, документом стратегического планирования Российской Федерации.

– Его разработка шла в рамках Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, при ведущей роли Военно-Морского Флота страны. В этом принимали участие 15 федеральных органов исполнительной власти и организаций, – сказал Д. Рогозин.

Он объяснил причины, почему было предложено внести некоторые изменения в Морскую доктрину, которая была принята еще в 2001 году на перспективу до 2020 года. Это прежде всего изменение международной ситуации, обстановки в мире.

Морская доктрина, по словам Д. Рогозина, охватывает четыре функциональных и шесть региональных направлений. Четыре функциональных направления – это военно-морская деятельность, морской транспорт, морская наука, а также разработка полезных ископаемых. Шесть региональных направлений – это атлантическое, арктическое, тихоокеанское, каспийское, индоокеанское, антарктическое. «Последнее добавлено, – пояснил Д. Рогозин, – поскольку сегодня вокруг Антарктиды развивается достаточно много событий, и это очень интересный для России регион».

На тихоокеанском региональном направлении, значение которого, согласно доктрине, продолжает возрастать, ключевой задачей для флота обозначено развитие дружественных связей с Китаем и другими странами региона, которые своим стремительным развитием оказывают существенное влияние на экономическую и военную обстановку в регионе.

Индоокеанское направление в документе по большей части посвящено одному из главных партнеров России по военно-техническому сотрудничеству – Индии. Доктрина отмечает развитие дружественных связей с этой страной как основное направление развития в регионе.

Как отметил вице-премьер, основные акценты сделаны на двух направлениях: арктическом и атлантическом. На атлантическом – в связи с тем, что в последнее время происходит достаточно активное развитие Североатлантического альянса и его приближение к нашим границам, на что, безусловно, Российская Федерация находит свой ответ. Второй момент связан с воссоединением Крыма и Севастополя с Российской Федерацией и необходимостью принимать меры для скорейшей интеграции их в экономическую деятельность, а также восстановлением присутствия российского морского флота в Средиземном море.

– Что касается Арктики, это обусловлено несколькими событиями, – пояснил председатель Морской коллегии. – В первую очередь ростом значения Северного морского пути. Мы развернули работы по строительству нового атомного ледокольного флота. В 2017, 2019 и 2020 годах уже три атомных ледокола приступят к работе, к ледовым проводкам. Кроме того, Арктика для нас – это свободный выход в Атлантический и Тихий океаны, выход, не ограниченный ничем. И конечно, это богатство континентального шельфа, которое требует внимательного отношения к разработке.

Особый акцент в Морской доктрине сделан на экологических проблемах, потому что для России важно не только разрабатывать морские богатства, но и сохранить их для будущих поколений.

В новой редакции Морской доктрины появился и новый раздел – судо- и кораблестроение. Для достижения всех целей национальной морской политики чрезвычайно необходимо «обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области кораблестроения и военно-морской техники», причем речь идет в первую очередь о кораблестроении в рамках государственной программы вооружения.

«Что касается судостроения в интересах гражданского, коммерческого флота, то здесь мы стимулируем создание частных судостроительных компаний, которые успешно себя проявили», – сказал вице-премьер.

Важный раздел Морской доктрины касается вопросов государственного управления морской деятельностью. Здесь очерчена роль Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, уточнена компетенция других органов государственной власти. И по сути дела, после утверждения Морской доктрины можно приступить к формированию всего перечня документов для кратко-, средне-, долгосрочного планирования морской деятельности России.

Президент РФ В. Путин подвел итог проделанной работе:

– Мы провели работу по обновлению Морской доктрины Российской Федерации. Главная цель этого сложнейшего документа заключается в обеспечении целостной, последовательной и эффективной морской политики России, направленной на защиту государственных интересов. Доктрина подготовлена, утверждена. Это значимое событие и для будущего флота, и для развития кораблестроения, потому что заказчик, в данном случае флот, Министерство обороны, формулирует то, что нужно на перспективу, а промышленность должна эти задачи реализовывать.

Отечественное судостроение

Июльское заседание Морской коллегии при Правительстве РФ было посвящено развитию отечественного судостроения, а именно перспективам и проблемам развития судового машиностроения и приборостроения в условиях введенных санкций.

Дмитрий Рогозин поставил задачу использовать в производстве судов только отечественные комплектующие. После распада СССР у нас стали строиться лишь корпуса судов, а комплектующие изделия поставлялись из-за рубежа. Ситуация сохраняется и по сей день. На ранних этапах заказа идет ориентация на зарубежные комплектующие при высоком физическом и моральном износе мощностей отечественных предприятий. Основная часть производственных фондов предприятий сферы судового приборостроения и машиностроения имеет износ более 70%. Трудоемкость отечественных производств в разы больше, чем за рубежом. Продолжительность процесса производства комплектующих дольше почти в 2,5 раза. Неудивительно, что российские предприятия неконкурентоспособны.

«Главная стратегическая задача – необходимость скорейшей имплементации строителями судов и проектантами отечественных комплектующих, отечественной продукции машиностроения и приборостроения», – сказал Дмитрий Рогозин, подчеркнув, что этот процесс требует времени, четкого понимания задач, создания «дорожной карты», контроля исполнения и координации деятельности всех участников этого процесса. «Часть процесса импортозамещения уже началась, но это только начало общей работы и, если хотите, стимул», – акцентировал вице-премьер.

Кроме стимула нужна и поддержка. Рассматривается возможность создания в России нового концерна «Судовое машиностроение». Поручено проработать этот вопрос Минпромторгу России и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Предлагаемый к созданию концерн должен объединить предприятия и организации, способные обеспечить производство современного конкурентоспособного оборудования. Однако президент ОСК Алексей Рахманов заявил, что работа в этом направлении уже и так ведется и для создания подобного центра подбирается подходящая площадка.

В качестве господдержки Минтрансом и Минпромторгом России разработаны механизмы, стимулирующие строительство судов на российских верфях. Это предоставление судовых утилизационных грантов, которые представляют собой единовременную выплату судоходной компании при утилизации старого флота. Средства гранта планируется выдавать только после постройки и получения судоходной компанией нового судна. По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, на финансирование судовых утилизационных грантов с 2017 по 2030 год планируется потратить более 10 млрд рублей.

Еще одна мера господдержки – предоставление судов, построенных у нас в стране, в лизинг по льготным ставкам. Такой механизм предполагается реализовать через докапитализацию определенных лизинговых компаний, которые будут заказывать суда на отечественных верфях и передавать их преимущественно в оперативный лизинг по льготной ставке.

Морской коллегией были приняты решения внести в Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу положения, определяющие направления развития судового машиностроения и приборостроения:

-         проведение единой научно-технической политики в области кораблестроения и гражданского судостроения, оптимизацию проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизацию и унификацию продукции судостроения;

-         развитие перспективных направлений судового машиностроения – разработку и производство продукции гидравлики и робототехники;

-         совершенствование нормативной правовой базы судостроения и судового машиностроения, создание условий для привлечения инвестиций;

-         создание условий, стимулирующих расширение участия различных отраслей промышленности в создании продукции судового машиностроения на отечественных предприятиях, установление рациональной системы внутриотраслевой и межотраслевой специализации и кооперационных связей;

-         развитие частно-государственного партнерства;

-         сохранение и развитие системы подготовки кадров для судового машиностроения и другие меры.

Решено создать совет главных конструкторов в области судового машиностроения и приборостроения в интересах проведения в отрасли единой научно-технической политики, обеспечения стандартизации и унификации продукции судостроения.

Морская коллегия рассмотрела также вопрос о мерах по подготовке инженерных и рабочих кадров для отечественного судостроения и судоходства и предложила реализовать следующие мероприятия:

-         оценка потребности предприятий судостроительной отрасли в выпускниках профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования на среднесрочную перспективу на основе модели кластерного подхода в подготовке кадров;

-         внедрение практики целевого обучения студентов с заключением соответствующих договоров о последующем трудоустройстве на предприятиях судостроительной отрасли;

-         развитие практики создания структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях судостроительной отрасли, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением;

-         участие предприятий судостроительной отрасли в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий WorldSkills с целью подготовки специалистов по компетенциям WorldSkills.

Минтрансу России предложено представить в Морскую коллегию обоснование необходимости восстановления функционирования военной кафедры (факультета военного образования) в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

Морской салон

Седьмой Международный военно-морской салон – одна из ведущих мировых выставок в области кораблестроения, морского вооружения и судостроения. В этом году снова подтвержден его высокий статус и место в мировой системе выставок вооружения и техники.

Участниками экспозиции МВМС-2015 стали 423 предприятия из 28 стран. Экспозиция МВМС-2015 разместилась на 17 000 кв. м выставочной площади в павильонах, а также на открытых выставочных площадях, у причалов комплекса «Морской вокзал» и на акватории, прилегающей к выставочному комплексу. Среди участников выставки все ведущие предприятия морской отрасли России. Значительные площади экспозиции заняли производители судового комплектующего оборудования, приборов, электронных компонентов, информационных технологий и продукции двойного назначения.

В рамках салона проведено четыре научно-практические конференции, а также 20 конгрессно-деловых и протокольных мероприятий: круглые столы, семинары, презентации продукции и предприятий, пресс-конференции и другие события. В демонстрационном разделе у причалов Морского вокзала и на акватории были представлены корабли и катера из состава МО РФ, ФСБ РФ. Проведено более 80 официальных переговоров с участием Главнокомандующего ВМФ России, должностных лиц ФСВТС России, представителей ОАО «Рособоронэкспорт» и АО «ОСК».

Дмитрий Рогозин, посетив экспозицию Международного военно-морского салона, осмотрел катера, которые демонстрировал концерн «Калашников», занимающийся сегодня помимо основного еще и производством морской техники. Единая боевая группа катеров разработана в инициативном порядке совместно со специалистами силовых структур. Она включает в себя транспортно-десантный катер БК-16, десантно-штурмовой катер БК-10 и катер огневой поддержки БК-9, имеющий броневую защиту корпуса. Каждое судно может быть переоборудовано под конкретные требования и боевые задачи.

Событие показало, что российские и зарубежные предприятия ведут активную маркетинговую политику, направленную на расширение своего участия в международной кооперации, связанной с разработкой и производством кораблей и судов.

Морской флот №4 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...