Морская доктрина как шанс возрождения великой морской державы

Транспортная политика
Морская доктрина как шанс возрождения великой морской державы

Одно из главных событий лета – утверждение президентом РФ В. Путиным новой редакции Морской доктрины РФ. Примечательным стало и заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, которое состоялось одновременно с Международным военно-морским салоном, прошедшим в Санкт-Петербурге.

Юлия Орлова, спецкор

Новая редакция Морской доктрины

Морская доктрина Российской Федерации – основополагающий документ, определяющий государственную политику нашей страны в области морской деятельности. Причины принятия ее новой редакции понятны: изменение международной политической ситуации и необходимость в укреплении России как великой морской державы.

На совещании на борту корабля «Адмирал Горшков», в котором приняли участие вместе с президентом РФ вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр обороны Сергей Шойгу и командующий Военно-Морским Флотом Виктор Чирков, Владимир Путин отметил, что впервые в доктрину включены положения «чисто социального характера».

– Имею в виду морскую медицину, укрепление здоровья моряков, специалистов морской отрасли. Это очень важная вещь. Люди должны знать, что в стратегических документах по развитию флота государство никогда не будет впредь забывать о социальной составляющей и будет проводить в жизнь то, чего люди ждут на своей службе при реализации задач, которые стоят перед государством в этой чрезвычайно сложной и важной сфере, – сказал президент.

О ключевых положениях доктрины участников совещания проинформировал Дмитрий Рогозин. Он назвал проект новой редакции Морской доктрины РФ системообразующим документом национальной морской политики, документом стратегического планирования Российской Федерации.

– Его разработка шла в рамках Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, при ведущей роли Военно-Морского Флота страны. В этом принимали участие 15 федеральных органов исполнительной власти и организаций, – сказал Д. Рогозин.

Он объяснил причины, почему было предложено внести некоторые изменения в Морскую доктрину, которая была принята еще в 2001 году на перспективу до 2020 года. Это прежде всего изменение международной ситуации, обстановки в мире.

Морская доктрина, по словам Д. Рогозина, охватывает четыре функциональных и шесть региональных направлений. Четыре функциональных направления – это военно-морская деятельность, морской транспорт, морская наука, а также разработка полезных ископаемых. Шесть региональных направлений – это атлантическое, арктическое, тихоокеанское, каспийское, индоокеанское, антарктическое. «Последнее добавлено, – пояснил Д. Рогозин, – поскольку сегодня вокруг Антарктиды развивается достаточно много событий, и это очень интересный для России регион».

На тихоокеанском региональном направлении, значение которого, согласно доктрине, продолжает возрастать, ключевой задачей для флота обозначено развитие дружественных связей с Китаем и другими странами региона, которые своим стремительным развитием оказывают существенное влияние на экономическую и военную обстановку в регионе.

Индоокеанское направление в документе по большей части посвящено одному из главных партнеров России по военно-техническому сотрудничеству – Индии. Доктрина отмечает развитие дружественных связей с этой страной как основное направление развития в регионе.

Как отметил вице-премьер, основные акценты сделаны на двух направлениях: арктическом и атлантическом. На атлантическом – в связи с тем, что в последнее время происходит достаточно активное развитие Североатлантического альянса и его приближение к нашим границам, на что, безусловно, Российская Федерация находит свой ответ. Второй момент связан с воссоединением Крыма и Севастополя с Российской Федерацией и необходимостью принимать меры для скорейшей интеграции их в экономическую деятельность, а также восстановлением присутствия российского морского флота в Средиземном море.

– Что касается Арктики, это обусловлено несколькими событиями, – пояснил председатель Морской коллегии. – В первую очередь ростом значения Северного морского пути. Мы развернули работы по строительству нового атомного ледокольного флота. В 2017, 2019 и 2020 годах уже три атомных ледокола приступят к работе, к ледовым проводкам. Кроме того, Арктика для нас – это свободный выход в Атлантический и Тихий океаны, выход, не ограниченный ничем. И конечно, это богатство континентального шельфа, которое требует внимательного отношения к разработке.

Особый акцент в Морской доктрине сделан на экологических проблемах, потому что для России важно не только разрабатывать морские богатства, но и сохранить их для будущих поколений.

В новой редакции Морской доктрины появился и новый раздел – судо- и кораблестроение. Для достижения всех целей национальной морской политики чрезвычайно необходимо «обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области кораблестроения и военно-морской техники», причем речь идет в первую очередь о кораблестроении в рамках государственной программы вооружения.

«Что касается судостроения в интересах гражданского, коммерческого флота, то здесь мы стимулируем создание частных судостроительных компаний, которые успешно себя проявили», – сказал вице-премьер.

Важный раздел Морской доктрины касается вопросов государственного управления морской деятельностью. Здесь очерчена роль Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, уточнена компетенция других органов государственной власти. И по сути дела, после утверждения Морской доктрины можно приступить к формированию всего перечня документов для кратко-, средне-, долгосрочного планирования морской деятельности России.

Президент РФ В. Путин подвел итог проделанной работе:

– Мы провели работу по обновлению Морской доктрины Российской Федерации. Главная цель этого сложнейшего документа заключается в обеспечении целостной, последовательной и эффективной морской политики России, направленной на защиту государственных интересов. Доктрина подготовлена, утверждена. Это значимое событие и для будущего флота, и для развития кораблестроения, потому что заказчик, в данном случае флот, Министерство обороны, формулирует то, что нужно на перспективу, а промышленность должна эти задачи реализовывать.

Отечественное судостроение

Июльское заседание Морской коллегии при Правительстве РФ было посвящено развитию отечественного судостроения, а именно перспективам и проблемам развития судового машиностроения и приборостроения в условиях введенных санкций.

Дмитрий Рогозин поставил задачу использовать в производстве судов только отечественные комплектующие. После распада СССР у нас стали строиться лишь корпуса судов, а комплектующие изделия поставлялись из-за рубежа. Ситуация сохраняется и по сей день. На ранних этапах заказа идет ориентация на зарубежные комплектующие при высоком физическом и моральном износе мощностей отечественных предприятий. Основная часть производственных фондов предприятий сферы судового приборостроения и машиностроения имеет износ более 70%. Трудоемкость отечественных производств в разы больше, чем за рубежом. Продолжительность процесса производства комплектующих дольше почти в 2,5 раза. Неудивительно, что российские предприятия неконкурентоспособны.

«Главная стратегическая задача – необходимость скорейшей имплементации строителями судов и проектантами отечественных комплектующих, отечественной продукции машиностроения и приборостроения», – сказал Дмитрий Рогозин, подчеркнув, что этот процесс требует времени, четкого понимания задач, создания «дорожной карты», контроля исполнения и координации деятельности всех участников этого процесса. «Часть процесса импортозамещения уже началась, но это только начало общей работы и, если хотите, стимул», – акцентировал вице-премьер.

Кроме стимула нужна и поддержка. Рассматривается возможность создания в России нового концерна «Судовое машиностроение». Поручено проработать этот вопрос Минпромторгу России и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Предлагаемый к созданию концерн должен объединить предприятия и организации, способные обеспечить производство современного конкурентоспособного оборудования. Однако президент ОСК Алексей Рахманов заявил, что работа в этом направлении уже и так ведется и для создания подобного центра подбирается подходящая площадка.

В качестве господдержки Минтрансом и Минпромторгом России разработаны механизмы, стимулирующие строительство судов на российских верфях. Это предоставление судовых утилизационных грантов, которые представляют собой единовременную выплату судоходной компании при утилизации старого флота. Средства гранта планируется выдавать только после постройки и получения судоходной компанией нового судна. По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, на финансирование судовых утилизационных грантов с 2017 по 2030 год планируется потратить более 10 млрд рублей.

Еще одна мера господдержки – предоставление судов, построенных у нас в стране, в лизинг по льготным ставкам. Такой механизм предполагается реализовать через докапитализацию определенных лизинговых компаний, которые будут заказывать суда на отечественных верфях и передавать их преимущественно в оперативный лизинг по льготной ставке.

Морской коллегией были приняты решения внести в Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу положения, определяющие направления развития судового машиностроения и приборостроения:

-         проведение единой научно-технической политики в области кораблестроения и гражданского судостроения, оптимизацию проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизацию и унификацию продукции судостроения;

-         развитие перспективных направлений судового машиностроения – разработку и производство продукции гидравлики и робототехники;

-         совершенствование нормативной правовой базы судостроения и судового машиностроения, создание условий для привлечения инвестиций;

-         создание условий, стимулирующих расширение участия различных отраслей промышленности в создании продукции судового машиностроения на отечественных предприятиях, установление рациональной системы внутриотраслевой и межотраслевой специализации и кооперационных связей;

-         развитие частно-государственного партнерства;

-         сохранение и развитие системы подготовки кадров для судового машиностроения и другие меры.

Решено создать совет главных конструкторов в области судового машиностроения и приборостроения в интересах проведения в отрасли единой научно-технической политики, обеспечения стандартизации и унификации продукции судостроения.

Морская коллегия рассмотрела также вопрос о мерах по подготовке инженерных и рабочих кадров для отечественного судостроения и судоходства и предложила реализовать следующие мероприятия:

-         оценка потребности предприятий судостроительной отрасли в выпускниках профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования на среднесрочную перспективу на основе модели кластерного подхода в подготовке кадров;

-         внедрение практики целевого обучения студентов с заключением соответствующих договоров о последующем трудоустройстве на предприятиях судостроительной отрасли;

-         развитие практики создания структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях судостроительной отрасли, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением;

-         участие предприятий судостроительной отрасли в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий WorldSkills с целью подготовки специалистов по компетенциям WorldSkills.

Минтрансу России предложено представить в Морскую коллегию обоснование необходимости восстановления функционирования военной кафедры (факультета военного образования) в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

Морской салон

Седьмой Международный военно-морской салон – одна из ведущих мировых выставок в области кораблестроения, морского вооружения и судостроения. В этом году снова подтвержден его высокий статус и место в мировой системе выставок вооружения и техники.

Участниками экспозиции МВМС-2015 стали 423 предприятия из 28 стран. Экспозиция МВМС-2015 разместилась на 17 000 кв. м выставочной площади в павильонах, а также на открытых выставочных площадях, у причалов комплекса «Морской вокзал» и на акватории, прилегающей к выставочному комплексу. Среди участников выставки все ведущие предприятия морской отрасли России. Значительные площади экспозиции заняли производители судового комплектующего оборудования, приборов, электронных компонентов, информационных технологий и продукции двойного назначения.

В рамках салона проведено четыре научно-практические конференции, а также 20 конгрессно-деловых и протокольных мероприятий: круглые столы, семинары, презентации продукции и предприятий, пресс-конференции и другие события. В демонстрационном разделе у причалов Морского вокзала и на акватории были представлены корабли и катера из состава МО РФ, ФСБ РФ. Проведено более 80 официальных переговоров с участием Главнокомандующего ВМФ России, должностных лиц ФСВТС России, представителей ОАО «Рособоронэкспорт» и АО «ОСК».

Дмитрий Рогозин, посетив экспозицию Международного военно-морского салона, осмотрел катера, которые демонстрировал концерн «Калашников», занимающийся сегодня помимо основного еще и производством морской техники. Единая боевая группа катеров разработана в инициативном порядке совместно со специалистами силовых структур. Она включает в себя транспортно-десантный катер БК-16, десантно-штурмовой катер БК-10 и катер огневой поддержки БК-9, имеющий броневую защиту корпуса. Каждое судно может быть переоборудовано под конкретные требования и боевые задачи.

Событие показало, что российские и зарубежные предприятия ведут активную маркетинговую политику, направленную на расширение своего участия в международной кооперации, связанной с разработкой и производством кораблей и судов.

Морской флот №4 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...