Будущее порта Ольга – «свободный порт» - Морские вести России

Будущее порта Ольга – «свободный порт»

04.10.2016

Морские порты

Развитие Дальнего Востока России, вектор которому задал президент РФ Владимир Путин, невозможно без реализации масштабных инфраструктурных проектов с участием частного капитала. Проекты развития морских терминалов в морском порту Ольга могут служить яркой иллюстрацией того, как российский бизнес откликнулся на призыв главы государства.

Андрей Кротов, Владивосток

Перспективы дальневосточных портов

Принятие Федерального закона «О свободном порте Владивосток», расширение деловых взаимоотношений с Китаем, заинтересованным в создании нового Шелкового пути, выстраивание модели контейнерных перевозок по Северному морскому пути – лишь немногие факты, которые позволяют надеяться, что уже в краткосрочной перспективе порты Дальнего Востока значительно укрепят свое влияние в логистической схеме России. По оптимистическим прогнозам, в течение пяти лет грузовая база на Дальнем Востоке вырастет до 200 млн тонн в год, притом что в прошлом году этот показатель составил порядка 163 млн тонн.

В связи с новыми законодательными инициативами новый масштаб приобретают планы развития самого северного морского порта Приморского края Ольга и трех его морских терминалов – Рудная пристань, Светлая и Пластун.

«Экономика Дальнего Востока – один из самых перспективных компонентов экономической структуры России. Всем нам известно о богатстве недр территорий Дальнего Востока, о крупнейших месторождениях углеводородов, угля, рудных и нерудных полезных ископаемых, разработка которых способна существенно повлиять на экономику региона и России, а значит, и увеличить объемы перевозок, в том числе через морские порты, – говорит капитан морского порта Ольга Николай Дегтяренко. – Даже сейчас, в текущий кризисный период, когда грузопотоки через некоторые порты европейской части России сокращаются, объемы перевозок через порты Дальнего Востока растут: только за январь-август 2015 года грузооборот портов Дальневосточного бассейна увеличился на 3,7% – до 112,4 млн тонн. Поэтому наша сегодняшняя задача – ускорение процесса обработки судов».

Вместе с тем, по мнению Н. Дегтяренко, работа дальневосточных портов сдерживается в ряде случаев изношенностью основных фондов, невысоким уровнем технологий, не отвечающих международным требованиям. Но это касается в основном мелких портов, в крупных компаниях обновлению основных фондов уделяется постоянное внимание. Как отмечает капитан морского порта, прирост портовых мощностей для обслуживания увеличивающихся грузопотоков происходит преимущественно за счет частных инвестиций. А когда есть инвестор, и государство готово вкладывать в объекты федеральной собственности: в формирование акваторий, строительство и модернизацию причальных стенок, устройство систем безопасности мореплавания, содержание инфраструктуры внутренних водных путей по новым нормативам, учитывающим все расходы, в том числе на капитальный ремонт судоходных гидротехнических сооружений и т.д.

Порт Ольга в экономике Дальнего Востока

Ежегодно морской порт Ольга и его морские терминалы обрабатывают более 1 млн тонн грузов. Исторически сложившуюся основу грузооборота составляют круглый лес и пиломатериалы, отправляемые на экспорт. Причем структура грузооборота качественно меняется. Если 3-4 года назад из порта вывозили исключительно круглый лес, то сейчас – шпон, клееный брус, доску, вагонку и прочие продукты лесной отрасли. Грузы идут в Китай, Японию, Южную Корею.

Грузооборот морского терминала Пластун за 2014 год составил 837,3 тыс. тонн, из них лесная продукция составила 828,6 тыс. тонн: во исполнение указа президента на морском терминале построены и работают два завода по глубокой переработке древесины (шпон, щепа, пиломатериалы). Грузооборот морского терминала Рудная пристань за 2014 год составил 152,6 тыс. тонн, в том числе концентрат и боропродукция – 121,1 тыс. тонн. На терминале построен слип для ремонта судов водоизмещением до 5 тыс. тонн. В перспективе планируется подвести к порту дополнительную железнодорожную ветку Чугуевка – Ольга с тем, чтобы порт мог принимать уголь.

Перспективы развития порта связаны с увеличением оборота товаров лесной промышленности и с расширением ассортимента обрабатываемых грузов. «Морской терминал Пластун – это конечный пункт технологического процесса по заготовке и реализации лесоматериалов, его функция – погрузка выпущенной ОАО «Тернейлес» лесопродукции на морские суда и отправка ее на экспорт в страны АТР и на внутренний рынок, – поясняет Н. Дегтяренко. – Все последние годы «Тернейлес», как одно из ведущих предприятий Приморского края, работающего на международные рынки, модернизировал морской терминал Пластун – обновил технику, произвел реконструкцию причалов и дноуглубительные работы. Финансирование обустройства терминала осуществлялось за счет средств ОАО «Тернейлес».

Развитие морского терминала Рудная пристань тесно связано с развитием АО «ГХК «Бор», которое производит борную кислоту. А географическое расположение Рудной пристани обусловливает экономическую эффективность морских перевозок данной продукции в страны АТР. Исходя из этого, руководство АО «ГХК «Бор» одним из приоритетных направлений считает расширение морского терминала до мощности 600 тыс. тонн в год, из которых 300 тыс. тонн будет приходиться на продукцию предприятия, а остальные – на привлеченные коммерческие грузы.

Что касается морского терминала Светлая, то он так же, как и Пластун, «завязан» на лесную продукцию, которую переваливает ОАО «Приморсклеспром». Мощность терминала на сегодняшний день составляет 300 тыс. тонн. «Учитывая, что сегодня наш регион серьезно развивается, без современной транспортной инфраструктуры и модернизации портовых мощностей не обойтись, – говорит Н. Дегтяренко. – В порту Ольга и на морском терминале Пластун, например, приобретены новые портальные краны. В целях обеспечения безопасности мореплавания на морском терминале Пластун построена станция ГМССБ района А2. В настоящее время станция находится в стадии сдачи в эксплуатацию».

О безопасности мореплавания

Весомой составляющей обеспечения безопасности мореплавания в морском порту Ольга, по словам капитана порта, является алгоритм государственного портового контроля. «Работа по совершенствованию системы портового контроля ведется постоянно, и, можно сказать, на сегодня она максимально приближена к международной морской практике», – уточняет Н. Дегтяренко и добавляет, что выстроенная система портового контроля находит полное понимание у частного бизнеса.

Кроме того, капитан порта считает, что его службы полностью готовы в условиях динамичного роста объемов перевалки грузов и, соответственно, количества судозаходов к полноценному обеспечению безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему. Определенные трудности, конечно, есть, но все механизмы отрабатываются, усовершенствуются, растет эффективность государственного контроля в морском порту, что будет способствовать гармоничному включению морского порта Ольга в режим «свободного порта».

Важным аспектом деятельности «свободного порта» является время нахождения судна в порту – его оформления, прохождения им всех видов контроля, погрузки-выгрузки, оказания судну дополнительных видов услуг. На эту тему у капитана порта Ольга своя точка зрения: «Вопрос ускорения и совершенствования государственного контроля в порту зависит не только от портового контроля. Проблему сокращения сроков обработки судна в порту необходимо решать комплексно за счет совершенствования работы всех контролирующих органов, взаимодействия всех участников логистического процесса, оптимизации всех операций, осуществляемых с товарами, от прибытия до вывоза из порта, а также за счет модернизации и развития материально-технического обеспечения порта».

Морские порты №7 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика