Будущее порта Ольга – «свободный порт»

Морские порты
Будущее порта Ольга – «свободный порт»

Развитие Дальнего Востока России, вектор которому задал президент РФ Владимир Путин, невозможно без реализации масштабных инфраструктурных проектов с участием частного капитала. Проекты развития морских терминалов в морском порту Ольга могут служить яркой иллюстрацией того, как российский бизнес откликнулся на призыв главы государства.

Андрей Кротов, Владивосток

Перспективы дальневосточных портов

Принятие Федерального закона «О свободном порте Владивосток», расширение деловых взаимоотношений с Китаем, заинтересованным в создании нового Шелкового пути, выстраивание модели контейнерных перевозок по Северному морскому пути – лишь немногие факты, которые позволяют надеяться, что уже в краткосрочной перспективе порты Дальнего Востока значительно укрепят свое влияние в логистической схеме России. По оптимистическим прогнозам, в течение пяти лет грузовая база на Дальнем Востоке вырастет до 200 млн тонн в год, притом что в прошлом году этот показатель составил порядка 163 млн тонн.

В связи с новыми законодательными инициативами новый масштаб приобретают планы развития самого северного морского порта Приморского края Ольга и трех его морских терминалов – Рудная пристань, Светлая и Пластун.

«Экономика Дальнего Востока – один из самых перспективных компонентов экономической структуры России. Всем нам известно о богатстве недр территорий Дальнего Востока, о крупнейших месторождениях углеводородов, угля, рудных и нерудных полезных ископаемых, разработка которых способна существенно повлиять на экономику региона и России, а значит, и увеличить объемы перевозок, в том числе через морские порты, – говорит капитан морского порта Ольга Николай Дегтяренко. – Даже сейчас, в текущий кризисный период, когда грузопотоки через некоторые порты европейской части России сокращаются, объемы перевозок через порты Дальнего Востока растут: только за январь-август 2015 года грузооборот портов Дальневосточного бассейна увеличился на 3,7% – до 112,4 млн тонн. Поэтому наша сегодняшняя задача – ускорение процесса обработки судов».

Вместе с тем, по мнению Н. Дегтяренко, работа дальневосточных портов сдерживается в ряде случаев изношенностью основных фондов, невысоким уровнем технологий, не отвечающих международным требованиям. Но это касается в основном мелких портов, в крупных компаниях обновлению основных фондов уделяется постоянное внимание. Как отмечает капитан морского порта, прирост портовых мощностей для обслуживания увеличивающихся грузопотоков происходит преимущественно за счет частных инвестиций. А когда есть инвестор, и государство готово вкладывать в объекты федеральной собственности: в формирование акваторий, строительство и модернизацию причальных стенок, устройство систем безопасности мореплавания, содержание инфраструктуры внутренних водных путей по новым нормативам, учитывающим все расходы, в том числе на капитальный ремонт судоходных гидротехнических сооружений и т.д.

Порт Ольга в экономике Дальнего Востока

Ежегодно морской порт Ольга и его морские терминалы обрабатывают более 1 млн тонн грузов. Исторически сложившуюся основу грузооборота составляют круглый лес и пиломатериалы, отправляемые на экспорт. Причем структура грузооборота качественно меняется. Если 3-4 года назад из порта вывозили исключительно круглый лес, то сейчас – шпон, клееный брус, доску, вагонку и прочие продукты лесной отрасли. Грузы идут в Китай, Японию, Южную Корею.

Грузооборот морского терминала Пластун за 2014 год составил 837,3 тыс. тонн, из них лесная продукция составила 828,6 тыс. тонн: во исполнение указа президента на морском терминале построены и работают два завода по глубокой переработке древесины (шпон, щепа, пиломатериалы). Грузооборот морского терминала Рудная пристань за 2014 год составил 152,6 тыс. тонн, в том числе концентрат и боропродукция – 121,1 тыс. тонн. На терминале построен слип для ремонта судов водоизмещением до 5 тыс. тонн. В перспективе планируется подвести к порту дополнительную железнодорожную ветку Чугуевка – Ольга с тем, чтобы порт мог принимать уголь.

Перспективы развития порта связаны с увеличением оборота товаров лесной промышленности и с расширением ассортимента обрабатываемых грузов. «Морской терминал Пластун – это конечный пункт технологического процесса по заготовке и реализации лесоматериалов, его функция – погрузка выпущенной ОАО «Тернейлес» лесопродукции на морские суда и отправка ее на экспорт в страны АТР и на внутренний рынок, – поясняет Н. Дегтяренко. – Все последние годы «Тернейлес», как одно из ведущих предприятий Приморского края, работающего на международные рынки, модернизировал морской терминал Пластун – обновил технику, произвел реконструкцию причалов и дноуглубительные работы. Финансирование обустройства терминала осуществлялось за счет средств ОАО «Тернейлес».

Развитие морского терминала Рудная пристань тесно связано с развитием АО «ГХК «Бор», которое производит борную кислоту. А географическое расположение Рудной пристани обусловливает экономическую эффективность морских перевозок данной продукции в страны АТР. Исходя из этого, руководство АО «ГХК «Бор» одним из приоритетных направлений считает расширение морского терминала до мощности 600 тыс. тонн в год, из которых 300 тыс. тонн будет приходиться на продукцию предприятия, а остальные – на привлеченные коммерческие грузы.

Что касается морского терминала Светлая, то он так же, как и Пластун, «завязан» на лесную продукцию, которую переваливает ОАО «Приморсклеспром». Мощность терминала на сегодняшний день составляет 300 тыс. тонн. «Учитывая, что сегодня наш регион серьезно развивается, без современной транспортной инфраструктуры и модернизации портовых мощностей не обойтись, – говорит Н. Дегтяренко. – В порту Ольга и на морском терминале Пластун, например, приобретены новые портальные краны. В целях обеспечения безопасности мореплавания на морском терминале Пластун построена станция ГМССБ района А2. В настоящее время станция находится в стадии сдачи в эксплуатацию».

О безопасности мореплавания

Весомой составляющей обеспечения безопасности мореплавания в морском порту Ольга, по словам капитана порта, является алгоритм государственного портового контроля. «Работа по совершенствованию системы портового контроля ведется постоянно, и, можно сказать, на сегодня она максимально приближена к международной морской практике», – уточняет Н. Дегтяренко и добавляет, что выстроенная система портового контроля находит полное понимание у частного бизнеса.

Кроме того, капитан порта считает, что его службы полностью готовы в условиях динамичного роста объемов перевалки грузов и, соответственно, количества судозаходов к полноценному обеспечению безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему. Определенные трудности, конечно, есть, но все механизмы отрабатываются, усовершенствуются, растет эффективность государственного контроля в морском порту, что будет способствовать гармоничному включению морского порта Ольга в режим «свободного порта».

Важным аспектом деятельности «свободного порта» является время нахождения судна в порту – его оформления, прохождения им всех видов контроля, погрузки-выгрузки, оказания судну дополнительных видов услуг. На эту тему у капитана порта Ольга своя точка зрения: «Вопрос ускорения и совершенствования государственного контроля в порту зависит не только от портового контроля. Проблему сокращения сроков обработки судна в порту необходимо решать комплексно за счет совершенствования работы всех контролирующих органов, взаимодействия всех участников логистического процесса, оптимизации всех операций, осуществляемых с товарами, от прибытия до вывоза из порта, а также за счет модернизации и развития материально-технического обеспечения порта».

Морские порты №7 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...