Навигация в условиях половодья - Морские вести России

Навигация в условиях половодья

09.08.2016

Речной транспорт

Высокие уровни воды, в минувшую навигацию в течение длительного времени наблюдавшиеся выше среднемноголетних значений на устьевом участке Иртыша и среднем течении Оби, привели к подтоплению автомобильных дорог к населенным пунктам и месторождениям, затоплению берегов. Это сильно осложнило жизнь приречных населенных пунктов: лишило флот возможности доставлять материалы жизнеобеспечения и выгружать их не только на причалы, но и на необорудованные места. Чтобы не допустить ухудшения сложившейся ситуации, флот Администрации оказывал всю возможную помощь по доставке пассажиров, грузов и в первую очередь продуктов питания и средств первой необходимости жителям затопленных населенных территорий.


Рейдовые совещания с судовладельцами

Алексей Сажин, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Функциональная деятельность учреждения направлена на выполнение государственного задания, создание и поддержание условий для безопасного судоходства на внутренних водных путях Обь-Иртышского бассейна. Для этого проводится комплекс путевых работ – дноуглубительные, тральные, дноочистительные, русловые изыскания и работы по обслуживанию навигационных знаков.

В 2015 году для исполнения этих задач на 8745 км, из которых 6192 км – водные пути с гарантированными габаритами судовых ходов, были выставлены и действовали более 10 500 знаков судоходной обстановки. Многие из них не держали береговой грунт, насыщенный высокой водой, по этой же причине увеличился объем работ, в частности по удлинению буйрепов, рассчитанных в предыдущие навигации на значения средних уровней воды.

Но, несмотря на это, восстановление поврежденных (затопленных) и утраченных знаков судоходной обстановки происходило в установленные сроки. В ситуациях, когда их невозможно было восстановить, устанавливались дублирующие знаки. Обслуживание навигационных знаков и выполнение тральных работ осуществлялось 62 обстановочными бригадами.

Высокие уровни воды, державшиеся в реках Иртыш и Обь практически в течение всей навигации, негативно сказались на состоянии перекатов в верхнем течении Иртыша, Обской и Тазовской губах в виде отложившихся наносов, разработку и углубление которых осуществляли 4 единицы дноуглубительной техники общей технической производительностью 3385 м3/ч.

На водных путях Обско-Тазовской губы уровни воды в 2015 году держались ниже среднемноголетних значений и напрямую зависели от приливно-отливных и ветроволновых явлений, внося коррективы в режим движения транспортных судов. Контрольные осмотры состояния водных путей, выполненные совместно с инспекторами Госморречнадзора, серьезных замечаний к их содержанию не выявили.

Кроме того, силами русловых изыскательских партий учреждения в бассейне выполнены работы по сбору и обновлению баз данных для создания электронных навигационных карт. Общая протяженность рек, на которых были проведены эти работы, составила 4815 км. Собранные материалы переданы в специализированную организацию АО «Кронштадт».

Для достижения благоприятных условий плавания судов в бассейне проводились рейдовые совещания с судовладельцами. И соответственно их запросам предоставлялись услуги по навигационно-гидрографическому обеспечению, корректуре речных карт, сбору, обработке и передаче информации о путевых условиях плавания судов, диспет черскому регулированию движения судов в установленной зоне, проводились согласования строительства и эксплуатации сооружений, добычи нерудных строительных материалов на водных путях бассейна, схем формирования типовых толкаемых и буксируемых составов, а также организационно-технические мероприятия, поступающие от судовладельцев.

Содержание водных путей в нормальном для судоходства состоянии позволило речному транспортному флоту осуществить северный завоз на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в полном объеме и в установленные сроки с использованием загрузки судов на максимальную осадку.

Всего в 2015 году в бассейне зарегистрировано 7 транспортных происшествий. Один случай не подлежит классификации и учету, остальные 6 (1 авария и 5 инцидентов) классифицируются как затопление – 3 случая, удар – 1 случай и столкновение – 2 случая. Основные причины происшествий – невыполнение командным составом требований нормативных документов (4 случая) и невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов (2 случая). При этом транспортных происшествий и аварий по причине неудовлетворительного содержания водных путей в прошедшую навигацию не зафиксировано, претензий от участников транспортного процесса и контрольно-надзорных органов в учреждение не поступало.

К завершающему периоду навигации 2015 года (периоду понижения температур и начала ледообразования) судовладельцами разных форм собственности были организованы работы по своевременной постановке судов на зимний отстой в установленных местах зимовок. Меры, предпринятые к судовладельцам, допустившим в 2014 году зимовку судов в неустановленных местах, значительно снизили количество таких случаев в 2015 году.

В течение года велись работы по корректировке проектных решений Красногорского водоподъемного гидроузла, расположенного в городе Омске. Его строительство будет продолжено после соответствующего утверждения.

В настоящее время для работы речного комплекса весьма актуальной остается проблема экологической безопасности, связанная с нехваткой экологического флота по сбору, очистке и переработке нефтесодержащих и сточных вод.


Эффект внедрения системы управления безопасностью


Валерий Сидло, заместитель руководителя – капитан Обь-Иртышского бассейна

Имея не самую большую численность инспекторского состава на водных путях, до недавнего времени мы лидировали по количеству осмотров и выявленных нарушений. Завершена навигация 2015 года и можно подвести итоги работы инспекции государственного портового контроля Обь-Иртышского бассейна.

Контроль и учет

Количественные показатели основных критериев оценки работы инспекторского состава выглядят следующим образом: количество проведенных осмотров судов увеличилось на 1% (2503 осмотра), количество выявленных нарушений уменьшилось на 28% (5189 нарушений), количество временных задержаний судов уменьшилось на 10% (430 задержаний).

В целом по бассейну количество осмотренных судов чуть превышает показатели 2014 года. Правда, при этом сократилось количество выявленных нарушений и временных задержаний судов. Тому есть объективные причины. Во-первых, в 2014 году началось введение требований по разработке и внедрению на предприятиях и судах СУБ. Соответственно, их отсутствие сразу повлекло за собой количественный рост выявленных нарушений.

В навигацию 2015 года этот вопрос сдвинулся с мертвой точки. После ввода судов в эксплуатацию судовладельцы, по крайней мере крупные, стали предъявлять суда Российскому Речному Регистру для получения судовых свидетельств об управлении безопасностью. Дополнительный контроль со стороны РРР при освидетельствовании СУБ в известной степени также повлиял на снижение выявляемых нарушений.

Так, из 383 судовладельцев, подпадающих под ст. 34.1 КВВТ, на конец навигации 2015 года 157 получили ДСК (71 компания – в 2014 году). Из 1234 судов, имеющих действующие судовые документы Российского Речного Регистра и подпадающих под ст. 34.1 КВВТ, 797 получили судовые свидетельства по СУБ (428 судов – в 2014 году).

Причем «активность» получения документов СУБ по бассейну распределяется неравномерно. Если по Омской области удалось добиться 100%-го предъявления по СУБ от эксплуатируемых судов, то по северным районам бассейна этот процесс замедлен. И в основном это касается индивидуальных предпринимателей и организаций, эксплуатирующих 1-2 судна.

Статистика характера выявляемых нарушений обязательных требований по безопасности судоходства остается из года в год практически неизменной. Около 30% от общего количества выявляемых нарушений относится к нарушениям обязательных требований, служащих основанием для временного задержания судна.

Основными причинами задержания судов, как и прежде, является отсутствие судовых документов в соответствии со статьей 14 КВВТ, что составляет 71% от нарушений, повлекших задержание. Половина из этих нарушений – отсутствие документов, выдаваемых Российским Речным Регистром. Наиболее распространенными нарушениями является также несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств у членов экипажа судна, несоответствие сигнальных средств судна, несоответствие спасательных средств, что по совокупности составляет 16%.

При проведении инспектирования возникают проблемные вопросы в отношении контроля над исполнением выданных предписаний. Существующая система инспектирования речных судов автоматически определяет периодичность осмотров судов в соответствии с заложенными в программу критериями. Данное положение исключает предвзятое отношение со стороны инспекторского состава в отношении отдельных судовладельцев, что является несомненным плюсом системы. В то же время имеющиеся жесткие рамки периодичности проведения плановых осмотров судов не позволяют своевременно и в достаточной мере осуществлять контроль над исполнением выданных предписаний и принятыми мерами для устранения несоответствий кодов 15, 16, 17.

Например, код 17 предписывает устранить выявленное нарушение до выхода судна в рейс, но при этом не обязывает судовладельца (капитана) предъявлять судно в установленные предписанием сроки для подтверждения устранения выявленных нарушений. То есть судно практически может выйти в рейс с неустраненными нарушениями без всяких последствий, и в большинстве случаев выявиться это может только при следующем плановом осмотре.

Но принять меры административного воздействия не представляется возможным даже в том случае, если при повторном плановом осмотре судна будет установлено, что эти нарушения не устранены. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ «постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения». Принимая во внимание, что 70% эксплуатируемых судов относятся к судам стандартного риска (периодичность осмотра один раз в четыре месяца) из-за истечения сроков давности привлечение к административной ответственности невозможно.

Перечень нарушений надо расширить

Необходимо расширить перечень нарушений обязательных требований, служащих основанием для временного задержания судна в соответствии с нормативными документами по безопасности судоходства, запрещающими эксплуатацию (движение) судов:

– неисправность иллюминаторов и люковых закрытий – пункт 324 Технического регламента, ПТЭ п. 4.3.8.1, 4.3.8.3;

– отсутствие условий для беспрепятственной эвакуации людей из судовых помещений – пункт 360 Правил пожарной безопасности на судах ВВТ РФ;

– количество огнетушащего вещества в системах пожаротушения, а также противопожарное снабжение не соответствуют нормам или истекли сроки их проверки и испытания – пункт 360 Правил пожарной безопасности на судах ВВТ РФ;

– отсутствие установленного нормативными документами количества членов экипажа, допущенных к работе в изолирующих дыхательных аппаратах; истечение сроков медицинского освидетельствования и обучения этих лиц или выявление при фактической проверке неподготовленности их к работе в этих аппаратах – пункт 360 Правил пожарной безопасности на судах ВВТ РФ;

– отсутствие на судне копии страхового полиса гражданской ответственности – пункты 4 и 10 статьи 121 КВВТ РФ;

– отсутствие судового свидетельства об управлении безопасностью – КВВТ РФ ст. 34.1, п. 8.

Административная практика

При выявлении инспекторским составом нарушений, подпадающих под действие Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалы передаются в линейные отделы Обь-Иртышского управления Госморречнадзора для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении к виновным лицам.

Так, в навигацию 2015 года по результатам проведенных проверок были направлены дела в Госморречнадзор на 439 единиц флота, по которым было составлено 433 протокола на общую сумму 550,35 тыс. рублей. К административной ответственности привлекались как должностные лица плавсостава, так и береговые работники. В Госморречнадзор также направлено 8 протоколов, составленных капитаном бассейна на должностных лиц.

Кроме того, по результатам осмотров судов была инициирована внеплановая проверка двух судовладельческих организаций.

За грубые нарушения обязательных требований и невыполнение предписаний в транспортные прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования передано:

– 13 дел по эксплуатации судов в задержанном состоянии;

– 11 дел по отсутствию на судах судового свидетельства об управлении безопасностью;

– 7 дел по неправомерной регистрации в реестре маломерных судов;

– 4 дела по отсутствию регистрации в Государственном судовом реестре;

– 2 дела по перевозке опасных грузов без соответствующего разрешения (лицензии).

Регистрация судов

По состоянию на 1 декабря 2015 года отделом регистрации было оформлено и выдано:

– 71 судовой билет;

– 1027 свидетельств о праве собственности и праве плавания под государственным флагом РФ;

– 18 свидетельств об исключении из Государственного судового реестра;

– 290 обременений на аренду судов;

– 121 обременение по договору ипотеки;

– 135 переходов права собственности.

748 изменений внесено в Государственный судовой реестр.

Поступления государственной пошлины в федеральный бюджет составили 1 887 700 рублей.

Дипломирование и паспортно-визовой режим

С 1 января по 31 ноября 2015 г. в соответствии с решением квалификационной комиссии оформлено:

– 702 диплома;

– 315 подтверждений к дипломам;

– 1396 квалификационных свидетельств.

Всего квалификационные испытания прошли 860 человек командного состава, в том числе 284 подтвердили квалификацию и 439 ее повысили. Кроме того, 137 человек прошли через квалификационную комиссию по вопросу расширения района плавания. Из числа рядового состава прошло 772 человека.

Оформлено 57 удостоверений личности моряка, 40 мореходных книжек.

С начала 2015 года по результатам заседаний аттестационной комиссии на соответствие занимаемой должности аттестовано 127 человек (14 человек не прошли аттестацию). Аттестован 71 человек на замещение ответственности по СУБ (15 человек не прошли аттестацию). У двоих за систематические нарушения требований по безопасности судоходства по результатам аттестации изъяты удостоверения ответственных, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства.


Морские вести России №4, 2016 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ