Развитие моделей контейнерного грузораспределения

Морские порты
Развитие моделей контейнерного грузораспределения

За несколько десятилетий, точнее с последней четверти XX века, облик морской транспортной индустрии изменился больше, чем за некоторые века своей долгой истории. Даже специалисты по транспорту еще не вполне усвоили уроки и освоили новые возможности, как неудержимый поток экономической целесообразности смел многие устоявшиеся представления, породил новые концепции, поставил перед теоретиками и практиками задачи, успешное решение которых должно было выводить морские порты и целые регионы в мировые лидеры.

В этом отношении ни одно исследование не является бесполезным, если оно может внести хоть один элемент в сложную мозаику современного транспортного бизнеса. Именно это явилось побудительной причиной данной публикации.

А.Л. Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры портов и грузовых терминалов ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова;

В.Н. Щербакова-Слюсаренко, генеральный директор терминалов ООО «Логистический парк «Янино» и ЗАО «Логистика-Шушары» (входят в группу компаний Global Ports Investments PLC)

История развития морских перевозок показывает, что начальный период развития системы контейнерного грузораспределения в большинстве стран предполагал растарку и затарку груза в контейнеры на территории порта (рисунок 1), не выпуская их в тыловые территории.

Рис. 1. Обработка на терминалах контейнеров морских линий

Груз выгружался из контейнера и покидал порт в виде брейк-балка (генерального груза). Какая-то часть контейнеров загружалась в порту обратным грузом, также прибывающим в порт в виде брейк-балка.

Линии строго следили за обеспечением баланса выгруженных и погруженных в каждом порту контейнеров (груженых или порожних), поскольку этого требовала природа их оборота как многоразовой тары и экономика замкнутых циклов обращения. В ряде случаев из порта вывозился излишек порожних контейнеров (при превышении объема импортных грузов над экспортными – случай так называемого порта-донора в отношении «порожняка») или ввозились порожние (в обратном случае – порта-акцептора). Идеальная сбалансированность импортно-экспортных потоков, позволяющая избежать транспортировки порожних контейнеров, наблюдалась лишь на начальном этапе контейнеризации, когда для насыщения всего контейнерного оборота было достаточно самого малого объема имеющегося генерального груза.

Постепенно контейнер все больше завоевывал популярность как интермодальное оборудование, идеально подходящее для доставки грузов на территории грузового тяготения, и контейнеры с линий под ответственностью экспедиторов начали проникать на территории грузового тяготения портов.

В случае нашей страны в импорте всегда преобладали груженые контейнеры, поскольку перевозимыми в них грузами являлись в основном промышленные товары. Эти импортные грузопотоки складывались обычно из отправок мелким и потому многочисленным грузополучателям, рассеянным по значительной территории. Малый размер грузовых партий заставлял делать выбор в пользу автомобильного транспорта – даже на расстояниях экономического предпочтения железной дороги или внутреннего водного транспорта и при наличии соответствующих транспортных путей.

Транспортная процедура при этом разбивалась на несколько отдельных этапов, рассмотрение которых является важным для целей дальнейшего исследования и потому будет описана подробно.

Этапы перевозки контейнера

Первым этапом процесса контейнерной транспортировки являлась доставка груженых контейнеров из порта в адрес грузополучателя (условно показана на рисунке 2) для ограниченного числа мест доставки.

Рис. 2. Доставка импортного контейнера грузополучателю

Доставленный (как правило, автотранспортом) контейнер растаривался, тем самым переходя в категорию порожних по месту доставки груза (рисунок 3).

Рис. 3. Растарка контейнеров по месту доставки

В большинстве случаев потребители промышленных товаров по специфике своего бизнеса не имели обратного генерального груза для затарки образовавшихся порожних контейнеров, поэтому общим решением был возврат их в порт, откуда был получен груз (рисунок 4).

Рис. 4. Возврат порожних контейнеров в порт

Порожние контейнеры, возвращенные в порт получателями импортных грузов, ожидали там отправки морем к поставщикам импортных грузов (рисунок 5).

Рис. 5. Накопление порожних контейнеров в портах

Появление экспортных контейнеризированных грузов в первую очередь было связано с работой различных производств – химических, деревообрабатывающих комбинатов, металлургических заводов и пр. Природа их деятельности и экономика транспортировки диктовали использование, как правило, железнодорожного транспорта. Продукция этих грузоотправителей, которая раньше перевозилась в крытых вагонах, полувагонах и на платформах, постепенно стала перевозиться в контейнерах на специализированном подвижном составе. Отправка поездных партий груза стала требовать симметричной подачи из портов к месту загрузки соответствующих партий порожних контейнеров (рисунок 6).

Рис. 6. Репозиционирование порожних контейнеров

Подача порожних контейнеров под загрузку в тыловых территориях порта (хинтерленде) носит название репозиционирования. Если объем производства был согласован с расписанием движения морских линий, проблемы транспортировки не возникало: заблаговременно к моменту подхода судна производство готовило необходимое число экспортных железнодорожных партий, для их транспортировки в порт подавались порожние контейнеры, которые загружались и возвращались в порт круговыми железнодорожными маршрутами. Избыток или дефицит порожних контейнеров восполнялся морскими перевозками (как на начальном этапе, показанном на рисунке 1, но с учетом железнодорожных звеньев).

При этом сколько бы отдельных линий ни заходило в тот или иной порт, импортный и экспортный контейнерные потоки к отдельным производствам реализовались через один порт, что позволяло легко устанавливать баланс порожних и использовать полные маршрутные поезда, что условно показано на рисунке 6. Соответствующая полная система морских и сухопутных перевозок показана на рисунке 7.

Рис. 7. Исходная система морских и сухопутных перевозок

Исправление дисбаланса

С течением времени по самым разным причинам список портов захода линий мог меняться. Кроме того, при возможном ухудшении конъюнктуры рынка, особенно во времена экономического кризиса, уровень точечного потребления падает. Для сохранения объема производства и выживания на рынке поставщики (производители) вынуждены расширять географию рынков и бороться за любых, самых мелких клиентов. При этом логистическая «привередливость» клиентов как минимум сохранялась, в связи с чем они не были склонны мириться со снижением частоты сервиса.

Частота сервиса же напрямую связана с максимальным периодом ожидания отправки (получения) груза. Меньший требуемый период доставки грузов в адрес одного порта и множественность ее адресатов не позволяли накопить достаточные для оптимальных перевозок по железной дороге партии грузов. Вытекающее из этого ухудшение экономики перевозок усугубляют обстоятельства наступающего экономического кризиса. Как следствие, сформировавшаяся картина сбалансированных перевозок, показанная на рисунках 5 и 6, нарушается.

Производства заключают контракты с многочисленными потребителями, которые предполагают перевозку различными линиями через различные порты, не имеющие прямого железнодорожного сообщения и даже железнодорожного сообщения вообще. Сроки доставки исключают возможность использовать длинные сроки накопления груза в адрес одного порта, что могло бы позволить использовать сборные контейнерные поезда для отгрузки товара и приема порожних под него. Возникает ситуация, когда в адрес каждого порта партия не составляет объема, нужного для организации регулярного сборного контейнерного поезда, хотя общий объем продукции позволял бы это сделать (рисунок 8).

Рис. 8. Проблема репозиционирования при отправке через разные порты

В результате этого появляется необходимость перехода на повагонные отправки или даже автомобильный транспорт, поскольку в каждом отдельном порту имеются порожние контейнеры, но они принадлежат различным линиям и не могут составлять объемы, требуемые для полноценных сборных контейнерных поездов. Из сказанного становится очевидно, что ухудшение конъюнктуры рынка напрямую снижает конечную цену товара и косвенно повышает его себестоимость. Производства начинают испытывать сильное экономическое давление.

Решением этой проблемы является использование концепции сухого порта, расположенного в ближнем хинтерленде портового кластера. При этом известном и эффективном логистическом решении в сеть транспортировки вводится новый терминал железнодорожного трансшипмента (трансшипментом называется передача груза между одним и тем же видом транспорта), или сухой порт. Смысл этого названия состоит в том, что для грузоотправителя и грузополучателя этот терминал выполняет все функции морского порта: в общем случае им все равно, через какие именно ворота их груз ввозится или вывозится для морской перевозки.

На территории сухого порта осуществляется перекомплектация составных контейнерных поездов, содержащих адресованные в разные порты партии, в контейнерные же поезда однородной адресации (рисунок 9).

Рис. 9. Концепция сухого порта

Другим вариантом является использование для технологической перевозки между сухим портом и морскими портами специализированного автотранспорта.

Выбор того или иного варианта зависит от многих факторов: наличия железнодорожных путей, их статуса (общего или ведомственного пользования), технологической трудоемкости, расстояния, загруженности, жесткости экологических требований и пр.

Безусловно, в реальных случаях решение о введении сухого порта в сеть маршрутов транспортировки не так легко выполнить, как это обычно рисуется в учебниках по логистике (рисунок 10).

Рис. 10. Упрощенное описание концепции сухого порта

Даже из этого рисунка видно, что для такого перехода необходимо иметь новую конфигурацию транспортных маршрутов. В случае железнодорожного транспорта это не так просто сделать и по времени, и по трудоемкости.

С другой стороны, представленные на рисунке 10 и обсуждаемые выше маршруты описывались лишь общей их топологией, а не конкретной реализацией. Во многих практических случаях приведенные общие варианты реализуются на сложной иерархической железнодорожной сети, подробно показанной на рисунке 11.

Рис. 11. Сеть реализации маршрутов к морским портам

В этом случае реализация того или иного варианта касается лишь выбора конкретных участков магистралей и конкретных станций. Поскольку в любом случае изменение схемы транспортировки грузов связано с масштабными затратами, целесообразность перехода на концепцию сухого порта должна тщательно обосновываться.

Попытки необоснованного «рейдерского» захвата того или иного грузопотка, даже частичного, без экономической подложки обречены на неизбежную финансовую катастрофу. Никакие административные, патриотические, социальные и прочие волюнтаристские решения не могут долго противостоять давлению экономической целесообразности.

В то же время упомянутое выше технико-экономическое обоснование легче декларировать, чем провести на практике с требуемой точностью и надежностью. Традиционный инструментарий проектирования, прогноза, планирования и управления оказывается непригоден для управления сложными глобальными логистическими цепями поставок. Интуитивные решения, даже основанные на обширном опыте и коммерческом чутье владельцев и топ-менеджеров с безупречными резюме, могут оказаться опасными для судеб мегакомпаний. Наиболее эффективный на сегодня инструмент принятия подобных стратегических решений – имитационное моделирование. Оно не является панацеей, не гарантирует 100% успеха, но оно не имеет приемлемых альтернатив.

Выводы

Структура глобальных контейнерных сетей транспортировки характеризуется высокой динамикой развития и калейдоскопической изменчивостью.

Все большее значение в планировании развития портов и терминалов принимает концепция не реактивного, а проактивного поведения.

Предугадывание возможных тенденций развития и оценка вероятности их реализации требуют глубинного понимания движущих механизмов развития современной транспортной системы.

Некоторые из этих механизмов описаны в данной статье наряду с проблемами, которые ставит современная транспортная индустрия перед руководством портов и терминалов.

Морские порты №6 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Будущие моряки и речники по всей стране почтили память погибших в Великой Отечественной войне

Будущие моряки и речники по всей стране почтили память погибших в Великой Отечественной войне Тысячи учащихся вузов  и средних профессиональных учебных заведений Росморречфлота по всей...

Судно с экипажем из Приморья пострадало в Корее в результате возгорания

Судно с экипажем из Приморья пострадало в Корее в результате возгорания Во вторник в порту Пусан, который расположен в Южной Кореи, произошло возгорание на российском судне...

Российская экономика

Все средства от акцизов на топливо должны идти в региональные дорожные фонды - Соколов

Все средства от акцизов на топливо должны идти в региональные дорожные фонды - Соколов Все средства, собранные от акцизов на бензин и дизтопливо, должны направляться в региональные дорожн...

Одобрена стратегия развития транспортного машиностроения России

Одобрена стратегия развития транспортного машиностроения России Документом предусмотрено масштабное развитие тяжеловесного движения, в том числе с внедрением на сет...

Транспортная политика

Китай опубликовал концепцию развития морского компонента «Инициативы пояса и пути»

Китай опубликовал концепцию развития морского компонента «Инициативы пояса и пути» Национальная комиссия по развитию и реформам и Государственное океанологическое управление КНР предс...

Минтранс готовит законопроект о разграничении концессии и госзаказа - Соколов

Минтранс готовит законопроект о разграничении концессии и госзаказа - Соколов Министерство транспорта РФ готовит поправки в законодательство о государственно- частном партнерстве...

Морские порты

Сухогруз «Герои Арсенала» «потопил» перевалку в Керченском проливе - эксперты

Сухогруз «Герои Арсенала» «потопил» перевалку в Керченском проливе - эксперты Усиленные проверки технического состояния судов «река-море» привели к фактическому прекращению работ...

Туапсинский зерновой терминал отгрузил 10-миллионную тонну зерновых

Туапсинский зерновой терминал отгрузил 10-миллионную тонну зерновых 21 июня на Туапсинском зерновом терминале (АО «ТЗТ», входит в UCL Holding) была перевалена 1...




Морской транспорт

Венецию хотят закрыть для туристических лайнеров

Венецию хотят закрыть для туристических лайнеров В Венеции подведены итоги плебисцита по поводу захода в порт города крупных круизных лайнеров. 99...

Успешно завершился первый рейс круизного лайнера «Князь Владимир»

Успешно завершился первый рейс круизного лайнера «Князь Владимир» 18 июня 2017 года завершился первый рейс круизного лайнера «Князь Владимир». Почти 400 человек стали...

Речной транспорт

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Якутия просит исключить для судов проекта СПН требование двойного дна и бортов

Якутия просит исключить для судов проекта СПН требование двойного дна и бортов Якутия просит исключить для судов типа СПН (сухогрузно-палубное наливное судно) требования п...

Ж/Д транспорт

РЖД допускают возможность продажи части доли в Gefco вместе с пакетом Peugeot Citroen

РЖД допускают возможность продажи части доли в Gefco вместе с пакетом Peugeot Citroen ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) допускает возможность продажи части доли в логистичес...

Производство грузовых вагонов в РФ в январе-мае 2017 года выросло на 87%

Производство грузовых вагонов в РФ в январе-мае 2017 года выросло на 87% Производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ в январе-мае 2017 года выросло на 86,...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы Отраслевая конференция «Подготовка и дипломирование моряков» прошла 30 ноября в Москве в рамках 10-г...

Морские порты

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота Поставленные перед транспортно-логистическим комплексом Дальнего Востока и Приморского края задачи н...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Севморпуть требует особой ответственности

Севморпуть требует особой ответственности Несмотря на ограниченный период навигации, а это июль, август, сентябрь, октябрь, использование Севе...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...