Развитие моделей контейнерного грузораспределения

Морские порты
Развитие моделей контейнерного грузораспределения

За несколько десятилетий, точнее с последней четверти XX века, облик морской транспортной индустрии изменился больше, чем за некоторые века своей долгой истории. Даже специалисты по транспорту еще не вполне усвоили уроки и освоили новые возможности, как неудержимый поток экономической целесообразности смел многие устоявшиеся представления, породил новые концепции, поставил перед теоретиками и практиками задачи, успешное решение которых должно было выводить морские порты и целые регионы в мировые лидеры.

В этом отношении ни одно исследование не является бесполезным, если оно может внести хоть один элемент в сложную мозаику современного транспортного бизнеса. Именно это явилось побудительной причиной данной публикации.

А.Л. Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры портов и грузовых терминалов ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова;

В.Н. Щербакова-Слюсаренко, генеральный директор терминалов ООО «Логистический парк «Янино» и ЗАО «Логистика-Шушары» (входят в группу компаний Global Ports Investments PLC)

История развития морских перевозок показывает, что начальный период развития системы контейнерного грузораспределения в большинстве стран предполагал растарку и затарку груза в контейнеры на территории порта (рисунок 1), не выпуская их в тыловые территории.

Рис. 1. Обработка на терминалах контейнеров морских линий

Груз выгружался из контейнера и покидал порт в виде брейк-балка (генерального груза). Какая-то часть контейнеров загружалась в порту обратным грузом, также прибывающим в порт в виде брейк-балка.

Линии строго следили за обеспечением баланса выгруженных и погруженных в каждом порту контейнеров (груженых или порожних), поскольку этого требовала природа их оборота как многоразовой тары и экономика замкнутых циклов обращения. В ряде случаев из порта вывозился излишек порожних контейнеров (при превышении объема импортных грузов над экспортными – случай так называемого порта-донора в отношении «порожняка») или ввозились порожние (в обратном случае – порта-акцептора). Идеальная сбалансированность импортно-экспортных потоков, позволяющая избежать транспортировки порожних контейнеров, наблюдалась лишь на начальном этапе контейнеризации, когда для насыщения всего контейнерного оборота было достаточно самого малого объема имеющегося генерального груза.

Постепенно контейнер все больше завоевывал популярность как интермодальное оборудование, идеально подходящее для доставки грузов на территории грузового тяготения, и контейнеры с линий под ответственностью экспедиторов начали проникать на территории грузового тяготения портов.

В случае нашей страны в импорте всегда преобладали груженые контейнеры, поскольку перевозимыми в них грузами являлись в основном промышленные товары. Эти импортные грузопотоки складывались обычно из отправок мелким и потому многочисленным грузополучателям, рассеянным по значительной территории. Малый размер грузовых партий заставлял делать выбор в пользу автомобильного транспорта – даже на расстояниях экономического предпочтения железной дороги или внутреннего водного транспорта и при наличии соответствующих транспортных путей.

Транспортная процедура при этом разбивалась на несколько отдельных этапов, рассмотрение которых является важным для целей дальнейшего исследования и потому будет описана подробно.

Этапы перевозки контейнера

Первым этапом процесса контейнерной транспортировки являлась доставка груженых контейнеров из порта в адрес грузополучателя (условно показана на рисунке 2) для ограниченного числа мест доставки.

Рис. 2. Доставка импортного контейнера грузополучателю

Доставленный (как правило, автотранспортом) контейнер растаривался, тем самым переходя в категорию порожних по месту доставки груза (рисунок 3).

Рис. 3. Растарка контейнеров по месту доставки

В большинстве случаев потребители промышленных товаров по специфике своего бизнеса не имели обратного генерального груза для затарки образовавшихся порожних контейнеров, поэтому общим решением был возврат их в порт, откуда был получен груз (рисунок 4).

Рис. 4. Возврат порожних контейнеров в порт

Порожние контейнеры, возвращенные в порт получателями импортных грузов, ожидали там отправки морем к поставщикам импортных грузов (рисунок 5).

Рис. 5. Накопление порожних контейнеров в портах

Появление экспортных контейнеризированных грузов в первую очередь было связано с работой различных производств – химических, деревообрабатывающих комбинатов, металлургических заводов и пр. Природа их деятельности и экономика транспортировки диктовали использование, как правило, железнодорожного транспорта. Продукция этих грузоотправителей, которая раньше перевозилась в крытых вагонах, полувагонах и на платформах, постепенно стала перевозиться в контейнерах на специализированном подвижном составе. Отправка поездных партий груза стала требовать симметричной подачи из портов к месту загрузки соответствующих партий порожних контейнеров (рисунок 6).

Рис. 6. Репозиционирование порожних контейнеров

Подача порожних контейнеров под загрузку в тыловых территориях порта (хинтерленде) носит название репозиционирования. Если объем производства был согласован с расписанием движения морских линий, проблемы транспортировки не возникало: заблаговременно к моменту подхода судна производство готовило необходимое число экспортных железнодорожных партий, для их транспортировки в порт подавались порожние контейнеры, которые загружались и возвращались в порт круговыми железнодорожными маршрутами. Избыток или дефицит порожних контейнеров восполнялся морскими перевозками (как на начальном этапе, показанном на рисунке 1, но с учетом железнодорожных звеньев).

При этом сколько бы отдельных линий ни заходило в тот или иной порт, импортный и экспортный контейнерные потоки к отдельным производствам реализовались через один порт, что позволяло легко устанавливать баланс порожних и использовать полные маршрутные поезда, что условно показано на рисунке 6. Соответствующая полная система морских и сухопутных перевозок показана на рисунке 7.

Рис. 7. Исходная система морских и сухопутных перевозок

Исправление дисбаланса

С течением времени по самым разным причинам список портов захода линий мог меняться. Кроме того, при возможном ухудшении конъюнктуры рынка, особенно во времена экономического кризиса, уровень точечного потребления падает. Для сохранения объема производства и выживания на рынке поставщики (производители) вынуждены расширять географию рынков и бороться за любых, самых мелких клиентов. При этом логистическая «привередливость» клиентов как минимум сохранялась, в связи с чем они не были склонны мириться со снижением частоты сервиса.

Частота сервиса же напрямую связана с максимальным периодом ожидания отправки (получения) груза. Меньший требуемый период доставки грузов в адрес одного порта и множественность ее адресатов не позволяли накопить достаточные для оптимальных перевозок по железной дороге партии грузов. Вытекающее из этого ухудшение экономики перевозок усугубляют обстоятельства наступающего экономического кризиса. Как следствие, сформировавшаяся картина сбалансированных перевозок, показанная на рисунках 5 и 6, нарушается.

Производства заключают контракты с многочисленными потребителями, которые предполагают перевозку различными линиями через различные порты, не имеющие прямого железнодорожного сообщения и даже железнодорожного сообщения вообще. Сроки доставки исключают возможность использовать длинные сроки накопления груза в адрес одного порта, что могло бы позволить использовать сборные контейнерные поезда для отгрузки товара и приема порожних под него. Возникает ситуация, когда в адрес каждого порта партия не составляет объема, нужного для организации регулярного сборного контейнерного поезда, хотя общий объем продукции позволял бы это сделать (рисунок 8).

Рис. 8. Проблема репозиционирования при отправке через разные порты

В результате этого появляется необходимость перехода на повагонные отправки или даже автомобильный транспорт, поскольку в каждом отдельном порту имеются порожние контейнеры, но они принадлежат различным линиям и не могут составлять объемы, требуемые для полноценных сборных контейнерных поездов. Из сказанного становится очевидно, что ухудшение конъюнктуры рынка напрямую снижает конечную цену товара и косвенно повышает его себестоимость. Производства начинают испытывать сильное экономическое давление.

Решением этой проблемы является использование концепции сухого порта, расположенного в ближнем хинтерленде портового кластера. При этом известном и эффективном логистическом решении в сеть транспортировки вводится новый терминал железнодорожного трансшипмента (трансшипментом называется передача груза между одним и тем же видом транспорта), или сухой порт. Смысл этого названия состоит в том, что для грузоотправителя и грузополучателя этот терминал выполняет все функции морского порта: в общем случае им все равно, через какие именно ворота их груз ввозится или вывозится для морской перевозки.

На территории сухого порта осуществляется перекомплектация составных контейнерных поездов, содержащих адресованные в разные порты партии, в контейнерные же поезда однородной адресации (рисунок 9).

Рис. 9. Концепция сухого порта

Другим вариантом является использование для технологической перевозки между сухим портом и морскими портами специализированного автотранспорта.

Выбор того или иного варианта зависит от многих факторов: наличия железнодорожных путей, их статуса (общего или ведомственного пользования), технологической трудоемкости, расстояния, загруженности, жесткости экологических требований и пр.

Безусловно, в реальных случаях решение о введении сухого порта в сеть маршрутов транспортировки не так легко выполнить, как это обычно рисуется в учебниках по логистике (рисунок 10).

Рис. 10. Упрощенное описание концепции сухого порта

Даже из этого рисунка видно, что для такого перехода необходимо иметь новую конфигурацию транспортных маршрутов. В случае железнодорожного транспорта это не так просто сделать и по времени, и по трудоемкости.

С другой стороны, представленные на рисунке 10 и обсуждаемые выше маршруты описывались лишь общей их топологией, а не конкретной реализацией. Во многих практических случаях приведенные общие варианты реализуются на сложной иерархической железнодорожной сети, подробно показанной на рисунке 11.

Рис. 11. Сеть реализации маршрутов к морским портам

В этом случае реализация того или иного варианта касается лишь выбора конкретных участков магистралей и конкретных станций. Поскольку в любом случае изменение схемы транспортировки грузов связано с масштабными затратами, целесообразность перехода на концепцию сухого порта должна тщательно обосновываться.

Попытки необоснованного «рейдерского» захвата того или иного грузопотка, даже частичного, без экономической подложки обречены на неизбежную финансовую катастрофу. Никакие административные, патриотические, социальные и прочие волюнтаристские решения не могут долго противостоять давлению экономической целесообразности.

В то же время упомянутое выше технико-экономическое обоснование легче декларировать, чем провести на практике с требуемой точностью и надежностью. Традиционный инструментарий проектирования, прогноза, планирования и управления оказывается непригоден для управления сложными глобальными логистическими цепями поставок. Интуитивные решения, даже основанные на обширном опыте и коммерческом чутье владельцев и топ-менеджеров с безупречными резюме, могут оказаться опасными для судеб мегакомпаний. Наиболее эффективный на сегодня инструмент принятия подобных стратегических решений – имитационное моделирование. Оно не является панацеей, не гарантирует 100% успеха, но оно не имеет приемлемых альтернатив.

Выводы

Структура глобальных контейнерных сетей транспортировки характеризуется высокой динамикой развития и калейдоскопической изменчивостью.

Все большее значение в планировании развития портов и терминалов принимает концепция не реактивного, а проактивного поведения.

Предугадывание возможных тенденций развития и оценка вероятности их реализации требуют глубинного понимания движущих механизмов развития современной транспортной системы.

Некоторые из этих механизмов описаны в данной статье наряду с проблемами, которые ставит современная транспортная индустрия перед руководством портов и терминалов.

Морские порты №6 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой Власти Севастополя ускорят разработку технико-экономического обоснования строительства тоннеля под С...

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет На Байкале с помощью подводного аппарата Falcon спасатели провели масштабную операцию «Хрустальная г...

Российская экономика

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге Кубинская компания планирует заказать 4 пассажирских катамарана, рассчитанных на 250 человек каждый,...

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова По состоянию на 18 сентября 2017 года, общий вылов тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяй...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т Суммарный грузооборот терминалов Группы НМТП за январь-август 2017 года составил 97 052 тыс. тонн.

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40%

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40% Перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала (МТФ) «Норникеля» увеличатся почти ...




Морской транспорт

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО Самоподъемная буровая установка «Амазон», вес которой почти 7 тыс. тонн, доставлена морским путем из...

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз Строящийся в Китае самый большой в мире танкер-рудовоз нового поколения спущен на воду на верфи в г...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля Ростовский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в августе 2017 года погрузил более 234...

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго Предложения Минэнерго РФ по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты будут касать...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...