Порт Зарубино: перекресток больших возможностей

Морские порты
Порт Зарубино: перекресток больших возможностей

Большой порт Зарубино обещает выйти на новый уровень. В связи с недавними заявлениями федеральных властей о грядущей модернизации международного транспортного коридора «Приморье-2», к которому подключен морской порт Зарубино, с усиливающимся взаимодействием России и Китая, с заявлением президента РФ Владимира Путина о направлении многомиллиардных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты идея связать юг Приморья со странами АТР получила долгожданный толчок к развитию.

Петр Романов, капитан морского порта Зарубино, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Выгодное положение региона

Прошедший во Владивостоке первый Восточный экономический форум еще раз подтвердил простую истину: транзит в большей степени, чем экспорт или импорт, отражает транспортную привлекательность и уровень интеграции российского транспорта в международную транспортную систему. Более того, без транзита мы не сможем обеспечить эффективное развитие транспортной инфраструктуры юга Приморья.

Почему сегодня актуальны идеи развития портов на самом юге Дальнего Востока? Ответ прост – принципы обеспечения экономической безопасности страны изменились, и Россия в Приморском крае теперь строит не форпост, а коммуникационную площадку. Одной из ее основ является интеграция в международную транспортную систему.

Регионы, умеющие сформировать стратегические союзы с соседями, а также умело использующие свое географическое положение и транзитные возможности, именно за счет организации транзита получают прямые инвестиции в развитие инфраструктуры, становятся объектами внедрения современных технологий и новых образцов техники. Через региональные объединения и транзитные возможности происходит интеграция национальной транспортной системы в мировые транспортно-логистические коридоры, что дает мощный стимул развитию экономики регионов и территорий, предоставляет выгодные условия для роста внутренних перевозок, благоприятствует росту национальной внешней торговли, а также во многом способствует решению социальных проблем, таких как создание новых рабочих мест, объектов жизнеобеспечения, социально-экономической и культурной инфраструктуры.

С целью оптимизации, ускорения, удешевления грузовых перевозок, обеспечения должного сервисного обслуживания и безопасности доставки грузов на транснациональном, трансконтинентальном уровне в Приморье когда-то были созданы, а сегодня получили свое новое развитие транзитные коридоры «Приморье-1» (Владивосток, Находка, Восточный – Полтавка, Пограничный – северные провинции Китая) и «Приморье-2» (Посьет, Зарубино, Славянка – Краскино – северные провинции Китая). За их счет Приморье имеет возможность развития активной экономической (торговой, туристической, инвестиционной и т.п.) деятельности, поскольку транспортно-логистический комплекс региона может стать ключевым звеном партнерства с Японией, Южной Кореей, Китаем, Монголией и другими странами Северо-Восточной Азии (СВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Для того чтобы эффективно реализовать имеющийся потенциал, Приморье, обладая очевидным транспортным преимуществом в АТР, должно стать сильным игроком в регионе в сфере перевозок. Поэтому транспортная система Приморья должна соответствовать уровню развития транспортных систем окружающих стран и приобрести международный статус транспортного узла, что важнее простого участия в транспортных коридорах.

Такая задача сегодня стоит и перед морским портом Зарубино, который должен стать опорной точкой МТК «Приморье-2».

Порт в бухте Троицы и его проблемы

Выгодность расположения бухты Троицы, в которой расположен морской порт Зарубино, заключается в ее близости к стыку трех границ: России, Китая и Северной Кореи. Она находится как раз на перекрестке различных направлений перевозок: имеет выход на Транссибирскую магистраль, находится в непосредственной близости к месту железнодорожного соединения Транссиба с Транскорейской магистралью, а также является опорным портом российского МТК «Приморье-2». Расстояние от бухты до ближайших погранпереходов на Китай (автомобильный – АПП «Краскино» и железнодорожный – ЖДПП «Махалино») составляет всего несколько десятков километров.

Пока, к сожалению, практическая реализация международных грузоперевозок в «Приморье-2» не впечатляет. За первое полугодие 2015 года через морской порт Зарубино прошло 88 тыс. транзитных грузов, а железнодорожным транспортом по коридору КНР – Хасанский таможенный пост – таможенный пост «Морской порт Зарубино» — Республика Корея было перевезено всего лишь две товарные партии грузов общим весом брутто 16,3 тонны. В мае 2015 года из морского порта Зарубино в порт Пусан была открыта контейнерная линия, по которой за три месяца (май, июнь, июль) прошло всего 83 контейнера. И это при плане 20 тыс. TEU!

Что сдерживает развитие МТК «Приморье-2»? Во-первых, неурегулированность вопроса с железнодорожным пунктом пропуска «Махалино», который не попал в Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. №557 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)». Это является существенным препятствием для повседневного и бесперебойного пропуска грузов и товаров, особенно сельскохозяйственных, через государственную границу РФ. Изменения в данное постановление и внесение в список ЖДПП «Махалино» позволит существенно нарастить транзитные грузопотоки.

Во-вторых, повышение международной конкурентоспособности немыслимо без внедрения в практику лучшего международного опыта оказания услуг в порту. Потому что международная конкуренция и развитие новых технологий формулируют новые требования к безопасности, качеству и скорости обработки грузов в морских портах.

Для эффективной работы и соответствия лучшей международной практике морской порт Зарубино должен находиться на переднем крае оптимизации и повышения эффективности обслуживания судов. В этой связи большим подспорьем для него должен стать режим «свободного порта», который вместе с Владивостоком будет распространяться и на морской порт Зарубино. Режим «свободного порта» подразумевает преференции, в том числе фискального характера, которые будут предоставлены резидентам порта: пониженные ставки по налогу на прибыль, освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога и т.д. К тому же в зоне порто-франко иностранцы будут иметь возможность получать восьмидневную российскую визу прямо на границе, а ввозимое оборудование будет освобождено от уплаты импортной пошлины и налога на добавленную стоимость.

Перспективы развития

В нынешних экономических условиях важной частью будущего Большого порта Зарубино является оптимизация таможенных процессов. В качестве транзитных деклараций, например, можно использовать копии поездной передаточной ведомости с прилагаемыми к ней копиями железнодорожных накладных (по аналогии с предусмотренными дополнительными экземплярами декларации о грузе или судового манифеста и прилагаемыми к ним копиями коносаментов). В пользу этой упрощенной технологии свидетельствует тот факт, что при перевозках товаров железнодорожным транспортом риск их недоставки минимальный.

Применение упрощенной технологии при перевозках товаров железнодорожным транспортом позволит сократить время, необходимое для совершения таможенных операций, что в сочетании с полноценной и повсеместной реализацией системы электронного декларирования транзита в Дальневосточном регионе благоприятным образом скажется на увеличении трансграничного грузопотока по транзитному коридору «Приморье-2».

Для реализации проекта «Большой порт Зарубино» важно обеспечить качественную транспортную составляющую (автомобильные и железные дороги). Единственной железнодорожной веткой, связывающей Российскую Федерацию и китайскую провинцию Цзилинь, является участок железной дороги Камышовая – Хуньчунь. В настоящее время этот участок дороги используется для перемещения из России в Китай угля и железорудного концентрата, однако при создании необходимой инфраструктуры номенклатура перемещаемых товаров может быть расширена. В этом заинтересованы обе стороны.

На наш взгляд, при выполнении данных мероприятий морской порт Зарубино действительно станет ключевым звеном в распределении транспортных потоков в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, планируемые группой «Сумма» проекты строительства в порту зернового терминала мощностью до 40 млн тонн, контейнерного терминала мощностью 2 млн TEU и бункеровочного терминала повысят мощность, возможности и привлекательность порта как транзитного центра по перевалке различных грузов.

Несомненно, в ближайшей перспективе морской порт Зарубино будет играть весомую роль в транспортной системе Дальнего Востока. В связи с этим, естественно, портовым властям и службе капитана порта прибавится работы, повысится ответственность за обеспечение безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему, так как увеличится число судозаходов в порт и в целом интенсивность судоходства в бухте Троицы.

Тем не менее, специалисты служб капитана порта и портового контроля готовы к исполнению возложенных на них обязанностей с учетом роста грузооборота порта и количества судозаходов.

Морские порты №6 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету «Совершенный» провел в море артиллерийские стрельбы, во время которых сбил крылатую ракету условного...

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода»

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода» В преддверии Дня кораблестроителя (29 июня), конкурсная комиссия филиала «Севастопольский мо...

Российская экономика

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке Китайская компания PowerChina представит проект технико-экономического обоснования строительства мос...

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга АО «Ростерминалуголь» отгрузил 11-миллионную тонну угля с начала года. Она вошла в судовую партию са...

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т Грузооборот порта Клайпеда (Литва) и терминала Бутинге в январе-мае 2017 года увеличился на ...




Морской транспорт

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г.

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г. Эксперимент по движению морских судов на паромной линии Балтийск - Усть-Луга без таможенного транзит...

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК 27 июня 2017 года из морского порта Астрахань начался переход баржебуксирного каравана по направлени...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр Ограничение допуска российских инновационных железнодорожных вагонов в Казахстан связано со стандарт...

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...