Порт Зарубино: перекресток больших возможностей

Морские порты
Порт Зарубино: перекресток больших возможностей

Большой порт Зарубино обещает выйти на новый уровень. В связи с недавними заявлениями федеральных властей о грядущей модернизации международного транспортного коридора «Приморье-2», к которому подключен морской порт Зарубино, с усиливающимся взаимодействием России и Китая, с заявлением президента РФ Владимира Путина о направлении многомиллиардных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты идея связать юг Приморья со странами АТР получила долгожданный толчок к развитию.

Петр Романов, капитан морского порта Зарубино, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Выгодное положение региона

Прошедший во Владивостоке первый Восточный экономический форум еще раз подтвердил простую истину: транзит в большей степени, чем экспорт или импорт, отражает транспортную привлекательность и уровень интеграции российского транспорта в международную транспортную систему. Более того, без транзита мы не сможем обеспечить эффективное развитие транспортной инфраструктуры юга Приморья.

Почему сегодня актуальны идеи развития портов на самом юге Дальнего Востока? Ответ прост – принципы обеспечения экономической безопасности страны изменились, и Россия в Приморском крае теперь строит не форпост, а коммуникационную площадку. Одной из ее основ является интеграция в международную транспортную систему.

Регионы, умеющие сформировать стратегические союзы с соседями, а также умело использующие свое географическое положение и транзитные возможности, именно за счет организации транзита получают прямые инвестиции в развитие инфраструктуры, становятся объектами внедрения современных технологий и новых образцов техники. Через региональные объединения и транзитные возможности происходит интеграция национальной транспортной системы в мировые транспортно-логистические коридоры, что дает мощный стимул развитию экономики регионов и территорий, предоставляет выгодные условия для роста внутренних перевозок, благоприятствует росту национальной внешней торговли, а также во многом способствует решению социальных проблем, таких как создание новых рабочих мест, объектов жизнеобеспечения, социально-экономической и культурной инфраструктуры.

С целью оптимизации, ускорения, удешевления грузовых перевозок, обеспечения должного сервисного обслуживания и безопасности доставки грузов на транснациональном, трансконтинентальном уровне в Приморье когда-то были созданы, а сегодня получили свое новое развитие транзитные коридоры «Приморье-1» (Владивосток, Находка, Восточный – Полтавка, Пограничный – северные провинции Китая) и «Приморье-2» (Посьет, Зарубино, Славянка – Краскино – северные провинции Китая). За их счет Приморье имеет возможность развития активной экономической (торговой, туристической, инвестиционной и т.п.) деятельности, поскольку транспортно-логистический комплекс региона может стать ключевым звеном партнерства с Японией, Южной Кореей, Китаем, Монголией и другими странами Северо-Восточной Азии (СВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Для того чтобы эффективно реализовать имеющийся потенциал, Приморье, обладая очевидным транспортным преимуществом в АТР, должно стать сильным игроком в регионе в сфере перевозок. Поэтому транспортная система Приморья должна соответствовать уровню развития транспортных систем окружающих стран и приобрести международный статус транспортного узла, что важнее простого участия в транспортных коридорах.

Такая задача сегодня стоит и перед морским портом Зарубино, который должен стать опорной точкой МТК «Приморье-2».

Порт в бухте Троицы и его проблемы

Выгодность расположения бухты Троицы, в которой расположен морской порт Зарубино, заключается в ее близости к стыку трех границ: России, Китая и Северной Кореи. Она находится как раз на перекрестке различных направлений перевозок: имеет выход на Транссибирскую магистраль, находится в непосредственной близости к месту железнодорожного соединения Транссиба с Транскорейской магистралью, а также является опорным портом российского МТК «Приморье-2». Расстояние от бухты до ближайших погранпереходов на Китай (автомобильный – АПП «Краскино» и железнодорожный – ЖДПП «Махалино») составляет всего несколько десятков километров.

Пока, к сожалению, практическая реализация международных грузоперевозок в «Приморье-2» не впечатляет. За первое полугодие 2015 года через морской порт Зарубино прошло 88 тыс. транзитных грузов, а железнодорожным транспортом по коридору КНР – Хасанский таможенный пост – таможенный пост «Морской порт Зарубино» — Республика Корея было перевезено всего лишь две товарные партии грузов общим весом брутто 16,3 тонны. В мае 2015 года из морского порта Зарубино в порт Пусан была открыта контейнерная линия, по которой за три месяца (май, июнь, июль) прошло всего 83 контейнера. И это при плане 20 тыс. TEU!

Что сдерживает развитие МТК «Приморье-2»? Во-первых, неурегулированность вопроса с железнодорожным пунктом пропуска «Махалино», который не попал в Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. №557 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)». Это является существенным препятствием для повседневного и бесперебойного пропуска грузов и товаров, особенно сельскохозяйственных, через государственную границу РФ. Изменения в данное постановление и внесение в список ЖДПП «Махалино» позволит существенно нарастить транзитные грузопотоки.

Во-вторых, повышение международной конкурентоспособности немыслимо без внедрения в практику лучшего международного опыта оказания услуг в порту. Потому что международная конкуренция и развитие новых технологий формулируют новые требования к безопасности, качеству и скорости обработки грузов в морских портах.

Для эффективной работы и соответствия лучшей международной практике морской порт Зарубино должен находиться на переднем крае оптимизации и повышения эффективности обслуживания судов. В этой связи большим подспорьем для него должен стать режим «свободного порта», который вместе с Владивостоком будет распространяться и на морской порт Зарубино. Режим «свободного порта» подразумевает преференции, в том числе фискального характера, которые будут предоставлены резидентам порта: пониженные ставки по налогу на прибыль, освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога и т.д. К тому же в зоне порто-франко иностранцы будут иметь возможность получать восьмидневную российскую визу прямо на границе, а ввозимое оборудование будет освобождено от уплаты импортной пошлины и налога на добавленную стоимость.

Перспективы развития

В нынешних экономических условиях важной частью будущего Большого порта Зарубино является оптимизация таможенных процессов. В качестве транзитных деклараций, например, можно использовать копии поездной передаточной ведомости с прилагаемыми к ней копиями железнодорожных накладных (по аналогии с предусмотренными дополнительными экземплярами декларации о грузе или судового манифеста и прилагаемыми к ним копиями коносаментов). В пользу этой упрощенной технологии свидетельствует тот факт, что при перевозках товаров железнодорожным транспортом риск их недоставки минимальный.

Применение упрощенной технологии при перевозках товаров железнодорожным транспортом позволит сократить время, необходимое для совершения таможенных операций, что в сочетании с полноценной и повсеместной реализацией системы электронного декларирования транзита в Дальневосточном регионе благоприятным образом скажется на увеличении трансграничного грузопотока по транзитному коридору «Приморье-2».

Для реализации проекта «Большой порт Зарубино» важно обеспечить качественную транспортную составляющую (автомобильные и железные дороги). Единственной железнодорожной веткой, связывающей Российскую Федерацию и китайскую провинцию Цзилинь, является участок железной дороги Камышовая – Хуньчунь. В настоящее время этот участок дороги используется для перемещения из России в Китай угля и железорудного концентрата, однако при создании необходимой инфраструктуры номенклатура перемещаемых товаров может быть расширена. В этом заинтересованы обе стороны.

На наш взгляд, при выполнении данных мероприятий морской порт Зарубино действительно станет ключевым звеном в распределении транспортных потоков в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, планируемые группой «Сумма» проекты строительства в порту зернового терминала мощностью до 40 млн тонн, контейнерного терминала мощностью 2 млн TEU и бункеровочного терминала повысят мощность, возможности и привлекательность порта как транзитного центра по перевалке различных грузов.

Несомненно, в ближайшей перспективе морской порт Зарубино будет играть весомую роль в транспортной системе Дальнего Востока. В связи с этим, естественно, портовым властям и службе капитана порта прибавится работы, повысится ответственность за обеспечение безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему, так как увеличится число судозаходов в порт и в целом интенсивность судоходства в бухте Троицы.

Тем не менее, специалисты служб капитана порта и портового контроля готовы к исполнению возложенных на них обязанностей с учетом роста грузооборота порта и количества судозаходов.

Морские порты №6 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь Моряки с затонувшего в Черном море разведывательного судна «Лиман» доставлены на территорию РФ, сооб...

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства Курсанты университета имени адмирала Ушакова приняли участие в мастер-классе на тему «Законодательст...

Российская экономика

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти Верфь по строительству крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка» в селе Белокаменка на берегу Ко...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30%

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30% В I квартале 2017 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» в порту Усть-Луга обработано 1,28 ...

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5%

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5% Грузооборот АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding) в I квартале...




Морской транспорт

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия 27 апреля из порта Астрахань в северную часть Каспийского моря начался вывод буксирного каравана, с ...

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота Церемония торжественного спуска на воду катера проекта «Грачонок» на судостроительном заводе «Вымпел...

Речной транспорт

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП 25-26 апреля проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 ФБУ  «Администрация В...

Ж/Д транспорт

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым ОАО «Российские железные дороги» с 30 апреля откроет продажу единых билетов в Крым, которые предпола...

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб.

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб. Объем инвестиций ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в развитие Архангельского региона Се...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...