Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

COSCON: крупная, государственная, убыточная

Морской транспорт
COSCON: крупная, государственная, убыточная

Coscon, «дочка» китайской государственной компании COSCO, – пятый мировой контейнерный перевозчик. Флот насчитывает 162 судна (в том числе 99 собственных) общей вместимостью около 800 тыс. TEU. Линии компании соединяют 162 порта в 49 странах. Рейсы происходят по 84 международным линиям. Выручка в 2013 году – 42,5 млрд юаней (приблизительно $7 млрд). После кризиса госкомпания так и не смогла выбраться из убытков. Единственным прибыльным оказался 2013 год.

Рассказом об этой компании журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций «Топ-5 мировых контейнерных перевозчиков».

Александра Васильцева, спецкор

Из истории компании

COSCO (China Ocean Shipping Company) была основана 1 апреля 1964 года, став первой в Китае международной судоходной компанией. Предприятие принадлежало государству и специализировалось на перевозке навалочных грузов. Китай, в ту пору только начинавший стремительное развитие, остро нуждался в угле, железной руде и прочем сырье. COSCO до сих пор остается мировым лидером в сегменте морских перевозок навалочных грузов.

В эпоху глобализации в Китае и Юго-Восточной Азии появилось множество предприятий, производящих массовые товары. Чтобы вывозить их с континента, требовались контейнерные перевозки, и в 1978 году COSCO занялась ими. Первый контейнеровоз отправился из Шанхая к берегам Австралии. А в 1979 году судно ушло в американский Сиэтл. Это был первый в истории случай, когда судно под китайским флагом пристало к берегам США. За контейнерные перевозки отвечала компания Coscon, «дочка» COSCO. С 1981 года она запустила регулярные рейсы через Тихий океан.

С 2005 года акции специально созданной China Cosco Holdings Company Ltd торгуются на Гонконгской фондовой бирже, однако контрольный пакет по-прежнему принадлежит государству. Это характерно для Китая, где большинство компаний, связанных с морскими перевозками, остаются в госсобственности.

По мере роста китайской экономики COSCO стремительно набирала обороты. В нулевые она вошла в число ведущих мировых игроков на рынке морских перевозок. Тогда же предприятие, как и другие компании Поднебесной, принялось скупать зарубежные порты. Это соответствовало морской стратегии Китая, являющегося крупнейшим в мире экспортером и вторым по величине импортером.

Сегодня Китай контролирует пятую часть мирового контейнерного флота. Участие в капитале иностранных терминалов позволяет китайским морским перевозчикам чувствовать себя уверенно. В 2003-2007 годах Coscon купила доли в портах Антверпен, Суэц и Сингапур, в 2009-м приобрела половину порта Пирей в Греции. Всего в зарубежные терминалы был инвестирован $1 млрд.

Хуже всего дела шли в Штатах. Многие американские чиновники и бизнесмены всерьез беспокоятся, что китайцы со временем могут взять под контроль Панамский канал, и препятствуют скупке активов на Американском континенте.

Впрочем, стратегия покупки зарубежных портов, похоже, оказалась слишком рискованной для китайских компаний. После кризиса мировая экономика восстанавливается медленно, спрос на контейнерные перевозки остается слабым. Инвестиции, сделанные в порты, пока не приносят отдачи. В целом после кризиса Coscon так и не смогла полностью выйти из убытков.

«Ножницы» ставок

В 2009 году оборот Coscon рухнул на 40% – до 24 млрд юаней ($3,5 млрд по курсу на 1 января 2010 г.). Далее выручка росла, но перевозчик по-прежнему оставался в зоне убытков. Тогда материнская компания нашла оригинальное решение финансовых проблем, которое привело к аресту судов.

Предыстория такова. В 2008 году, когда отрасль была на пике, игрок арендовал огромные сухогрузы Capesize, заключив пятилетние контракты со ставкой $80 тыс. в сутки. Три года спустя на спотовом рынке те же суда можно было получить за $18 тыс. Добавим сюда, что упала выручка. В общем, COSCO попала в своего рода экономические «ножницы». В 2011 году компания просто перестала перечислять платежи владельцам судов. Свое решение она назвала «рыночным подходом» и мотивировала желанием максимизировать доход главного акционера, заявив, что это «всегда было приоритетом» компании. Другими словами, судовладельцы должны были пострадать в интересах КНР.

Одним из столкнувшихся с неплатежами оказался греческий бизнесмен Джордж Эконому. «Мы (судовладельцы. – «МФ») стали более гибкими, чем прежде. Мы готовы дать время, чтобы вы нашли деньги, – говорил он в интервью Financial Times. – Но если мы не придем к конструктивному решению, мне придется думать, как спасти свои деньги. Единственным способом сделать это станут аресты судов». Греческий предприниматель сообщил, что сдал в аренду COSCO 17 или 18 судов, а общую стоимость своей сделки (годовую сумму арендных платежей) оценил в $500 млн.

По его словам, одно судно уже оказалось под арестом в порту американского штата Луизиана. Месяцем раньше такая же участь постигла балкер COSCO в порту Сингапура. Судовладелец Arlen Maritime Co ранее предъявил компании иск на $8,6 млн. А Джордж Эконому оценил свои потери в $2,7 млн.

Впрочем, китайская сторона, осознавая важность поставки в Поднебесную угля и руды, все же предпочла договориться с судовладельцами, и аресты прекратились.

«Многие их суда неконкурентоспособны»

Оригинальные меры тем не менее не смогли вытащить Coscon из кризиса. Уже следующий, 2012 год обернулся потерями в 9,5 млрд юаней (примерно $1,5 млрд по курсу на 1 января 2013 г.). Компанию подкосил слабый спрос в сочетании с высокими мировыми ценами на нефть и, как следствие, дорогим топливом. Председатель совета директоров Фей Джиафу тогда извинялся за слабый финансовый результат. «Крупный убыток был спровоцирован целым рядом факторов, в том числе дисбалансом спроса и предложения, относительно низкими фрахтовыми ставками и растущими затратами», – объяснял он.

По мнению руководителя отдела исследований компании Banchero Costa Ральфа Лещинского, это недостаточное объяснение. «Основная проблема многих китайских судовладельцев, и государственных, и частных, – они стремительно росли во время «пузыря» (на рынке морских грузоперевозок. – «МФ») и заказали множество дорогих судов, – говорит аналитик. – Теперь уровень безубыточности стал значительно выше, и предприятиям нелегко возвращать свои инвестиции».

Еще большей проблемой являются перевозки навалочных грузов, на чем специализируется холдинг COSCO (в настоящее время в структуре выручки 73% приходится на контейнерные перевозки, 21% – на навалочные грузы). «Компания продолжает испытывать давление в сегменте навалочных грузов. На спотовом рынке ставки по-прежнему ниже уровня безубыточности», – подчеркивает эксперт Macquarie Securities Бонни Чен.

Впрочем, в 2013 году компания наконец-то получила чистую прибыль. Она составила 235 млн юаней (около $38 млн по курсу на 1 января 2014 г.). Результат оказался лучше, чем предсказывали аналитики. Однако праздник длился недолго. Первое полугодие текущего года обернулось убытком в 2,3 млрд юаней (примерно $370 млн). В числе причин – все тот же переизбыток мощностей, ведущий к низкому уровню фрахтовых ставок.

«Судоходная отрасль будет находиться в условиях спада до конца текущего года. Компании будут сталкиваться с неприятными тенденциями в виде слабого спроса, высоких операционных издержек и ограничений кредитного финансирования», – говорится в сообщении COSCO.

Рис.1. Доля направления в выручке, 2013. Китайский товар, китайский перевозчик.

Серьезной проблемой для Coscon является низкая доходность перевозок. Выручка с одного контейнера за 9 месяцев текущего года составила лишь $814. Это значительно ниже, чем, например, у Maersk Line. Виной тому – высокая вовлеченность компании в низкодоходные внутриазиатские перевозки. На них приходится до 15% оборота.

Борясь с убытками, компания стремится приобретать суда большей вместимостью. В сентябре 2014-го стало известно о заказе Coscon пяти контейнеровозов вместимостью 14,5 тыс. TEU. И хотя это меньше, чем суда для лидера отрасли Maersk, предпочитающего вместимость 19,1 тыс. TEU, цифры все же впечатляют. Coscon получит новые суда в 2017-2018 годах.

«Снижение затрат на контейнерные перевозки, возможно, единственное решение, воплотить которое можно оперативно, – полагает аналитик из Шанхая Лоуренс Ли. – Все остальное, вроде внедрения операционных ноу-хау, требует длительного времени».

Компания также пытается сократить издержки, снижая скорость своих судов. В первом полугодии 2014 года это позволило уменьшить расход топлива на 18%. «Многие контейнеровозы и балкерные суда COSCO абсолютно неконкурентоспособны», – уверен аналитик China Construction Bank Corp. Винни Го.

Дешевая нефть как шанс

Между тем год для Coscon может закончиться удачнее, чем ожидали в самой китайской компании. Во втором полугодии стремительно дешевела нефть. С середины июня по сегодняшний день черное золото упало с уровня $110 за баррель Brent до $65-70.

Следом дешевеет и топливо. По итогам третьего квартала стоимость, к примеру, IFO 380 в среднем снизилась с $600 до $450 за тонну. А на момент подготовки статьи мазут этой марки стоил $384 в Сингапуре и $341 в Роттердаме. На бункерные расходы приходится 30-45% операционных затрат перевозчика.

Падение нефтяных цен в целом выгодно китайской экономике. Аналитики Merill Lynch говорят, что 10-процентное снижение стоимости нефти оборачивается приростом ВВП государства на 0,15%. А рыночные котировки самой COSCO 28 ноября этого года за один день прибавили почти 10%.

Другой важной новостью стало повышение ставок всех типов грузов, следующих из портов Дальнего Востока на западное побережье Южной Америки и Мексики. С 15 декабря ставка составит $500 за TEU.

Морской флот №6 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...