COSCON: крупная, государственная, убыточная

Морской транспорт
COSCON: крупная, государственная, убыточная

Coscon, «дочка» китайской государственной компании COSCO, – пятый мировой контейнерный перевозчик. Флот насчитывает 162 судна (в том числе 99 собственных) общей вместимостью около 800 тыс. TEU. Линии компании соединяют 162 порта в 49 странах. Рейсы происходят по 84 международным линиям. Выручка в 2013 году – 42,5 млрд юаней (приблизительно $7 млрд). После кризиса госкомпания так и не смогла выбраться из убытков. Единственным прибыльным оказался 2013 год.

Рассказом об этой компании журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций «Топ-5 мировых контейнерных перевозчиков».

Александра Васильцева, спецкор

Из истории компании

COSCO (China Ocean Shipping Company) была основана 1 апреля 1964 года, став первой в Китае международной судоходной компанией. Предприятие принадлежало государству и специализировалось на перевозке навалочных грузов. Китай, в ту пору только начинавший стремительное развитие, остро нуждался в угле, железной руде и прочем сырье. COSCO до сих пор остается мировым лидером в сегменте морских перевозок навалочных грузов.

В эпоху глобализации в Китае и Юго-Восточной Азии появилось множество предприятий, производящих массовые товары. Чтобы вывозить их с континента, требовались контейнерные перевозки, и в 1978 году COSCO занялась ими. Первый контейнеровоз отправился из Шанхая к берегам Австралии. А в 1979 году судно ушло в американский Сиэтл. Это был первый в истории случай, когда судно под китайским флагом пристало к берегам США. За контейнерные перевозки отвечала компания Coscon, «дочка» COSCO. С 1981 года она запустила регулярные рейсы через Тихий океан.

С 2005 года акции специально созданной China Cosco Holdings Company Ltd торгуются на Гонконгской фондовой бирже, однако контрольный пакет по-прежнему принадлежит государству. Это характерно для Китая, где большинство компаний, связанных с морскими перевозками, остаются в госсобственности.

По мере роста китайской экономики COSCO стремительно набирала обороты. В нулевые она вошла в число ведущих мировых игроков на рынке морских перевозок. Тогда же предприятие, как и другие компании Поднебесной, принялось скупать зарубежные порты. Это соответствовало морской стратегии Китая, являющегося крупнейшим в мире экспортером и вторым по величине импортером.

Сегодня Китай контролирует пятую часть мирового контейнерного флота. Участие в капитале иностранных терминалов позволяет китайским морским перевозчикам чувствовать себя уверенно. В 2003-2007 годах Coscon купила доли в портах Антверпен, Суэц и Сингапур, в 2009-м приобрела половину порта Пирей в Греции. Всего в зарубежные терминалы был инвестирован $1 млрд.

Хуже всего дела шли в Штатах. Многие американские чиновники и бизнесмены всерьез беспокоятся, что китайцы со временем могут взять под контроль Панамский канал, и препятствуют скупке активов на Американском континенте.

Впрочем, стратегия покупки зарубежных портов, похоже, оказалась слишком рискованной для китайских компаний. После кризиса мировая экономика восстанавливается медленно, спрос на контейнерные перевозки остается слабым. Инвестиции, сделанные в порты, пока не приносят отдачи. В целом после кризиса Coscon так и не смогла полностью выйти из убытков.

«Ножницы» ставок

В 2009 году оборот Coscon рухнул на 40% – до 24 млрд юаней ($3,5 млрд по курсу на 1 января 2010 г.). Далее выручка росла, но перевозчик по-прежнему оставался в зоне убытков. Тогда материнская компания нашла оригинальное решение финансовых проблем, которое привело к аресту судов.

Предыстория такова. В 2008 году, когда отрасль была на пике, игрок арендовал огромные сухогрузы Capesize, заключив пятилетние контракты со ставкой $80 тыс. в сутки. Три года спустя на спотовом рынке те же суда можно было получить за $18 тыс. Добавим сюда, что упала выручка. В общем, COSCO попала в своего рода экономические «ножницы». В 2011 году компания просто перестала перечислять платежи владельцам судов. Свое решение она назвала «рыночным подходом» и мотивировала желанием максимизировать доход главного акционера, заявив, что это «всегда было приоритетом» компании. Другими словами, судовладельцы должны были пострадать в интересах КНР.

Одним из столкнувшихся с неплатежами оказался греческий бизнесмен Джордж Эконому. «Мы (судовладельцы. – «МФ») стали более гибкими, чем прежде. Мы готовы дать время, чтобы вы нашли деньги, – говорил он в интервью Financial Times. – Но если мы не придем к конструктивному решению, мне придется думать, как спасти свои деньги. Единственным способом сделать это станут аресты судов». Греческий предприниматель сообщил, что сдал в аренду COSCO 17 или 18 судов, а общую стоимость своей сделки (годовую сумму арендных платежей) оценил в $500 млн.

По его словам, одно судно уже оказалось под арестом в порту американского штата Луизиана. Месяцем раньше такая же участь постигла балкер COSCO в порту Сингапура. Судовладелец Arlen Maritime Co ранее предъявил компании иск на $8,6 млн. А Джордж Эконому оценил свои потери в $2,7 млн.

Впрочем, китайская сторона, осознавая важность поставки в Поднебесную угля и руды, все же предпочла договориться с судовладельцами, и аресты прекратились.

«Многие их суда неконкурентоспособны»

Оригинальные меры тем не менее не смогли вытащить Coscon из кризиса. Уже следующий, 2012 год обернулся потерями в 9,5 млрд юаней (примерно $1,5 млрд по курсу на 1 января 2013 г.). Компанию подкосил слабый спрос в сочетании с высокими мировыми ценами на нефть и, как следствие, дорогим топливом. Председатель совета директоров Фей Джиафу тогда извинялся за слабый финансовый результат. «Крупный убыток был спровоцирован целым рядом факторов, в том числе дисбалансом спроса и предложения, относительно низкими фрахтовыми ставками и растущими затратами», – объяснял он.

По мнению руководителя отдела исследований компании Banchero Costa Ральфа Лещинского, это недостаточное объяснение. «Основная проблема многих китайских судовладельцев, и государственных, и частных, – они стремительно росли во время «пузыря» (на рынке морских грузоперевозок. – «МФ») и заказали множество дорогих судов, – говорит аналитик. – Теперь уровень безубыточности стал значительно выше, и предприятиям нелегко возвращать свои инвестиции».

Еще большей проблемой являются перевозки навалочных грузов, на чем специализируется холдинг COSCO (в настоящее время в структуре выручки 73% приходится на контейнерные перевозки, 21% – на навалочные грузы). «Компания продолжает испытывать давление в сегменте навалочных грузов. На спотовом рынке ставки по-прежнему ниже уровня безубыточности», – подчеркивает эксперт Macquarie Securities Бонни Чен.

Впрочем, в 2013 году компания наконец-то получила чистую прибыль. Она составила 235 млн юаней (около $38 млн по курсу на 1 января 2014 г.). Результат оказался лучше, чем предсказывали аналитики. Однако праздник длился недолго. Первое полугодие текущего года обернулось убытком в 2,3 млрд юаней (примерно $370 млн). В числе причин – все тот же переизбыток мощностей, ведущий к низкому уровню фрахтовых ставок.

«Судоходная отрасль будет находиться в условиях спада до конца текущего года. Компании будут сталкиваться с неприятными тенденциями в виде слабого спроса, высоких операционных издержек и ограничений кредитного финансирования», – говорится в сообщении COSCO.

Рис.1. Доля направления в выручке, 2013. Китайский товар, китайский перевозчик.

Серьезной проблемой для Coscon является низкая доходность перевозок. Выручка с одного контейнера за 9 месяцев текущего года составила лишь $814. Это значительно ниже, чем, например, у Maersk Line. Виной тому – высокая вовлеченность компании в низкодоходные внутриазиатские перевозки. На них приходится до 15% оборота.

Борясь с убытками, компания стремится приобретать суда большей вместимостью. В сентябре 2014-го стало известно о заказе Coscon пяти контейнеровозов вместимостью 14,5 тыс. TEU. И хотя это меньше, чем суда для лидера отрасли Maersk, предпочитающего вместимость 19,1 тыс. TEU, цифры все же впечатляют. Coscon получит новые суда в 2017-2018 годах.

«Снижение затрат на контейнерные перевозки, возможно, единственное решение, воплотить которое можно оперативно, – полагает аналитик из Шанхая Лоуренс Ли. – Все остальное, вроде внедрения операционных ноу-хау, требует длительного времени».

Компания также пытается сократить издержки, снижая скорость своих судов. В первом полугодии 2014 года это позволило уменьшить расход топлива на 18%. «Многие контейнеровозы и балкерные суда COSCO абсолютно неконкурентоспособны», – уверен аналитик China Construction Bank Corp. Винни Го.

Дешевая нефть как шанс

Между тем год для Coscon может закончиться удачнее, чем ожидали в самой китайской компании. Во втором полугодии стремительно дешевела нефть. С середины июня по сегодняшний день черное золото упало с уровня $110 за баррель Brent до $65-70.

Следом дешевеет и топливо. По итогам третьего квартала стоимость, к примеру, IFO 380 в среднем снизилась с $600 до $450 за тонну. А на момент подготовки статьи мазут этой марки стоил $384 в Сингапуре и $341 в Роттердаме. На бункерные расходы приходится 30-45% операционных затрат перевозчика.

Падение нефтяных цен в целом выгодно китайской экономике. Аналитики Merill Lynch говорят, что 10-процентное снижение стоимости нефти оборачивается приростом ВВП государства на 0,15%. А рыночные котировки самой COSCO 28 ноября этого года за один день прибавили почти 10%.

Другой важной новостью стало повышение ставок всех типов грузов, следующих из портов Дальнего Востока на западное побережье Южной Америки и Мексики. С 15 декабря ставка составит $500 за TEU.

Морской флот №6 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой Власти Севастополя ускорят разработку технико-экономического обоснования строительства тоннеля под С...

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет На Байкале с помощью подводного аппарата Falcon спасатели провели масштабную операцию «Хрустальная г...

Российская экономика

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге Кубинская компания планирует заказать 4 пассажирских катамарана, рассчитанных на 250 человек каждый,...

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова По состоянию на 18 сентября 2017 года, общий вылов тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяй...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т Суммарный грузооборот терминалов Группы НМТП за январь-август 2017 года составил 97 052 тыс. тонн.

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40%

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40% Перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала (МТФ) «Норникеля» увеличатся почти ...




Морской транспорт

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО Самоподъемная буровая установка «Амазон», вес которой почти 7 тыс. тонн, доставлена морским путем из...

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз Строящийся в Китае самый большой в мире танкер-рудовоз нового поколения спущен на воду на верфи в г...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля Ростовский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в августе 2017 года погрузил более 234...

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго Предложения Минэнерго РФ по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты будут касать...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...