COSCON: крупная, государственная, убыточная

Морской транспорт
COSCON: крупная, государственная, убыточная

Coscon, «дочка» китайской государственной компании COSCO, – пятый мировой контейнерный перевозчик. Флот насчитывает 162 судна (в том числе 99 собственных) общей вместимостью около 800 тыс. TEU. Линии компании соединяют 162 порта в 49 странах. Рейсы происходят по 84 международным линиям. Выручка в 2013 году – 42,5 млрд юаней (приблизительно $7 млрд). После кризиса госкомпания так и не смогла выбраться из убытков. Единственным прибыльным оказался 2013 год.

Рассказом об этой компании журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций «Топ-5 мировых контейнерных перевозчиков».

Александра Васильцева, спецкор

Из истории компании

COSCO (China Ocean Shipping Company) была основана 1 апреля 1964 года, став первой в Китае международной судоходной компанией. Предприятие принадлежало государству и специализировалось на перевозке навалочных грузов. Китай, в ту пору только начинавший стремительное развитие, остро нуждался в угле, железной руде и прочем сырье. COSCO до сих пор остается мировым лидером в сегменте морских перевозок навалочных грузов.

В эпоху глобализации в Китае и Юго-Восточной Азии появилось множество предприятий, производящих массовые товары. Чтобы вывозить их с континента, требовались контейнерные перевозки, и в 1978 году COSCO занялась ими. Первый контейнеровоз отправился из Шанхая к берегам Австралии. А в 1979 году судно ушло в американский Сиэтл. Это был первый в истории случай, когда судно под китайским флагом пристало к берегам США. За контейнерные перевозки отвечала компания Coscon, «дочка» COSCO. С 1981 года она запустила регулярные рейсы через Тихий океан.

С 2005 года акции специально созданной China Cosco Holdings Company Ltd торгуются на Гонконгской фондовой бирже, однако контрольный пакет по-прежнему принадлежит государству. Это характерно для Китая, где большинство компаний, связанных с морскими перевозками, остаются в госсобственности.

По мере роста китайской экономики COSCO стремительно набирала обороты. В нулевые она вошла в число ведущих мировых игроков на рынке морских перевозок. Тогда же предприятие, как и другие компании Поднебесной, принялось скупать зарубежные порты. Это соответствовало морской стратегии Китая, являющегося крупнейшим в мире экспортером и вторым по величине импортером.

Сегодня Китай контролирует пятую часть мирового контейнерного флота. Участие в капитале иностранных терминалов позволяет китайским морским перевозчикам чувствовать себя уверенно. В 2003-2007 годах Coscon купила доли в портах Антверпен, Суэц и Сингапур, в 2009-м приобрела половину порта Пирей в Греции. Всего в зарубежные терминалы был инвестирован $1 млрд.

Хуже всего дела шли в Штатах. Многие американские чиновники и бизнесмены всерьез беспокоятся, что китайцы со временем могут взять под контроль Панамский канал, и препятствуют скупке активов на Американском континенте.

Впрочем, стратегия покупки зарубежных портов, похоже, оказалась слишком рискованной для китайских компаний. После кризиса мировая экономика восстанавливается медленно, спрос на контейнерные перевозки остается слабым. Инвестиции, сделанные в порты, пока не приносят отдачи. В целом после кризиса Coscon так и не смогла полностью выйти из убытков.

«Ножницы» ставок

В 2009 году оборот Coscon рухнул на 40% – до 24 млрд юаней ($3,5 млрд по курсу на 1 января 2010 г.). Далее выручка росла, но перевозчик по-прежнему оставался в зоне убытков. Тогда материнская компания нашла оригинальное решение финансовых проблем, которое привело к аресту судов.

Предыстория такова. В 2008 году, когда отрасль была на пике, игрок арендовал огромные сухогрузы Capesize, заключив пятилетние контракты со ставкой $80 тыс. в сутки. Три года спустя на спотовом рынке те же суда можно было получить за $18 тыс. Добавим сюда, что упала выручка. В общем, COSCO попала в своего рода экономические «ножницы». В 2011 году компания просто перестала перечислять платежи владельцам судов. Свое решение она назвала «рыночным подходом» и мотивировала желанием максимизировать доход главного акционера, заявив, что это «всегда было приоритетом» компании. Другими словами, судовладельцы должны были пострадать в интересах КНР.

Одним из столкнувшихся с неплатежами оказался греческий бизнесмен Джордж Эконому. «Мы (судовладельцы. – «МФ») стали более гибкими, чем прежде. Мы готовы дать время, чтобы вы нашли деньги, – говорил он в интервью Financial Times. – Но если мы не придем к конструктивному решению, мне придется думать, как спасти свои деньги. Единственным способом сделать это станут аресты судов». Греческий предприниматель сообщил, что сдал в аренду COSCO 17 или 18 судов, а общую стоимость своей сделки (годовую сумму арендных платежей) оценил в $500 млн.

По его словам, одно судно уже оказалось под арестом в порту американского штата Луизиана. Месяцем раньше такая же участь постигла балкер COSCO в порту Сингапура. Судовладелец Arlen Maritime Co ранее предъявил компании иск на $8,6 млн. А Джордж Эконому оценил свои потери в $2,7 млн.

Впрочем, китайская сторона, осознавая важность поставки в Поднебесную угля и руды, все же предпочла договориться с судовладельцами, и аресты прекратились.

«Многие их суда неконкурентоспособны»

Оригинальные меры тем не менее не смогли вытащить Coscon из кризиса. Уже следующий, 2012 год обернулся потерями в 9,5 млрд юаней (примерно $1,5 млрд по курсу на 1 января 2013 г.). Компанию подкосил слабый спрос в сочетании с высокими мировыми ценами на нефть и, как следствие, дорогим топливом. Председатель совета директоров Фей Джиафу тогда извинялся за слабый финансовый результат. «Крупный убыток был спровоцирован целым рядом факторов, в том числе дисбалансом спроса и предложения, относительно низкими фрахтовыми ставками и растущими затратами», – объяснял он.

По мнению руководителя отдела исследований компании Banchero Costa Ральфа Лещинского, это недостаточное объяснение. «Основная проблема многих китайских судовладельцев, и государственных, и частных, – они стремительно росли во время «пузыря» (на рынке морских грузоперевозок. – «МФ») и заказали множество дорогих судов, – говорит аналитик. – Теперь уровень безубыточности стал значительно выше, и предприятиям нелегко возвращать свои инвестиции».

Еще большей проблемой являются перевозки навалочных грузов, на чем специализируется холдинг COSCO (в настоящее время в структуре выручки 73% приходится на контейнерные перевозки, 21% – на навалочные грузы). «Компания продолжает испытывать давление в сегменте навалочных грузов. На спотовом рынке ставки по-прежнему ниже уровня безубыточности», – подчеркивает эксперт Macquarie Securities Бонни Чен.

Впрочем, в 2013 году компания наконец-то получила чистую прибыль. Она составила 235 млн юаней (около $38 млн по курсу на 1 января 2014 г.). Результат оказался лучше, чем предсказывали аналитики. Однако праздник длился недолго. Первое полугодие текущего года обернулось убытком в 2,3 млрд юаней (примерно $370 млн). В числе причин – все тот же переизбыток мощностей, ведущий к низкому уровню фрахтовых ставок.

«Судоходная отрасль будет находиться в условиях спада до конца текущего года. Компании будут сталкиваться с неприятными тенденциями в виде слабого спроса, высоких операционных издержек и ограничений кредитного финансирования», – говорится в сообщении COSCO.

Рис.1. Доля направления в выручке, 2013. Китайский товар, китайский перевозчик.

Серьезной проблемой для Coscon является низкая доходность перевозок. Выручка с одного контейнера за 9 месяцев текущего года составила лишь $814. Это значительно ниже, чем, например, у Maersk Line. Виной тому – высокая вовлеченность компании в низкодоходные внутриазиатские перевозки. На них приходится до 15% оборота.

Борясь с убытками, компания стремится приобретать суда большей вместимостью. В сентябре 2014-го стало известно о заказе Coscon пяти контейнеровозов вместимостью 14,5 тыс. TEU. И хотя это меньше, чем суда для лидера отрасли Maersk, предпочитающего вместимость 19,1 тыс. TEU, цифры все же впечатляют. Coscon получит новые суда в 2017-2018 годах.

«Снижение затрат на контейнерные перевозки, возможно, единственное решение, воплотить которое можно оперативно, – полагает аналитик из Шанхая Лоуренс Ли. – Все остальное, вроде внедрения операционных ноу-хау, требует длительного времени».

Компания также пытается сократить издержки, снижая скорость своих судов. В первом полугодии 2014 года это позволило уменьшить расход топлива на 18%. «Многие контейнеровозы и балкерные суда COSCO абсолютно неконкурентоспособны», – уверен аналитик China Construction Bank Corp. Винни Го.

Дешевая нефть как шанс

Между тем год для Coscon может закончиться удачнее, чем ожидали в самой китайской компании. Во втором полугодии стремительно дешевела нефть. С середины июня по сегодняшний день черное золото упало с уровня $110 за баррель Brent до $65-70.

Следом дешевеет и топливо. По итогам третьего квартала стоимость, к примеру, IFO 380 в среднем снизилась с $600 до $450 за тонну. А на момент подготовки статьи мазут этой марки стоил $384 в Сингапуре и $341 в Роттердаме. На бункерные расходы приходится 30-45% операционных затрат перевозчика.

Падение нефтяных цен в целом выгодно китайской экономике. Аналитики Merill Lynch говорят, что 10-процентное снижение стоимости нефти оборачивается приростом ВВП государства на 0,15%. А рыночные котировки самой COSCO 28 ноября этого года за один день прибавили почти 10%.

Другой важной новостью стало повышение ставок всех типов грузов, следующих из портов Дальнего Востока на западное побережье Южной Америки и Мексики. С 15 декабря ставка составит $500 за TEU.

Морской флот №6 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...