COSCON: крупная, государственная, убыточная - Морские вести России

COSCON: крупная, государственная, убыточная

20.04.2016

Морской транспорт

Coscon, «дочка» китайской государственной компании COSCO, – пятый мировой контейнерный перевозчик. Флот насчитывает 162 судна (в том числе 99 собственных) общей вместимостью около 800 тыс. TEU. Линии компании соединяют 162 порта в 49 странах. Рейсы происходят по 84 международным линиям. Выручка в 2013 году – 42,5 млрд юаней (приблизительно $7 млрд). После кризиса госкомпания так и не смогла выбраться из убытков. Единственным прибыльным оказался 2013 год.

Рассказом об этой компании журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций «Топ-5 мировых контейнерных перевозчиков».

Александра Васильцева, спецкор

Из истории компании

COSCO (China Ocean Shipping Company) была основана 1 апреля 1964 года, став первой в Китае международной судоходной компанией. Предприятие принадлежало государству и специализировалось на перевозке навалочных грузов. Китай, в ту пору только начинавший стремительное развитие, остро нуждался в угле, железной руде и прочем сырье. COSCO до сих пор остается мировым лидером в сегменте морских перевозок навалочных грузов.

В эпоху глобализации в Китае и Юго-Восточной Азии появилось множество предприятий, производящих массовые товары. Чтобы вывозить их с континента, требовались контейнерные перевозки, и в 1978 году COSCO занялась ими. Первый контейнеровоз отправился из Шанхая к берегам Австралии. А в 1979 году судно ушло в американский Сиэтл. Это был первый в истории случай, когда судно под китайским флагом пристало к берегам США. За контейнерные перевозки отвечала компания Coscon, «дочка» COSCO. С 1981 года она запустила регулярные рейсы через Тихий океан.

С 2005 года акции специально созданной China Cosco Holdings Company Ltd торгуются на Гонконгской фондовой бирже, однако контрольный пакет по-прежнему принадлежит государству. Это характерно для Китая, где большинство компаний, связанных с морскими перевозками, остаются в госсобственности.

По мере роста китайской экономики COSCO стремительно набирала обороты. В нулевые она вошла в число ведущих мировых игроков на рынке морских перевозок. Тогда же предприятие, как и другие компании Поднебесной, принялось скупать зарубежные порты. Это соответствовало морской стратегии Китая, являющегося крупнейшим в мире экспортером и вторым по величине импортером.

Сегодня Китай контролирует пятую часть мирового контейнерного флота. Участие в капитале иностранных терминалов позволяет китайским морским перевозчикам чувствовать себя уверенно. В 2003-2007 годах Coscon купила доли в портах Антверпен, Суэц и Сингапур, в 2009-м приобрела половину порта Пирей в Греции. Всего в зарубежные терминалы был инвестирован $1 млрд.

Хуже всего дела шли в Штатах. Многие американские чиновники и бизнесмены всерьез беспокоятся, что китайцы со временем могут взять под контроль Панамский канал, и препятствуют скупке активов на Американском континенте.

Впрочем, стратегия покупки зарубежных портов, похоже, оказалась слишком рискованной для китайских компаний. После кризиса мировая экономика восстанавливается медленно, спрос на контейнерные перевозки остается слабым. Инвестиции, сделанные в порты, пока не приносят отдачи. В целом после кризиса Coscon так и не смогла полностью выйти из убытков.

«Ножницы» ставок

В 2009 году оборот Coscon рухнул на 40% – до 24 млрд юаней ($3,5 млрд по курсу на 1 января 2010 г.). Далее выручка росла, но перевозчик по-прежнему оставался в зоне убытков. Тогда материнская компания нашла оригинальное решение финансовых проблем, которое привело к аресту судов.

Предыстория такова. В 2008 году, когда отрасль была на пике, игрок арендовал огромные сухогрузы Capesize, заключив пятилетние контракты со ставкой $80 тыс. в сутки. Три года спустя на спотовом рынке те же суда можно было получить за $18 тыс. Добавим сюда, что упала выручка. В общем, COSCO попала в своего рода экономические «ножницы». В 2011 году компания просто перестала перечислять платежи владельцам судов. Свое решение она назвала «рыночным подходом» и мотивировала желанием максимизировать доход главного акционера, заявив, что это «всегда было приоритетом» компании. Другими словами, судовладельцы должны были пострадать в интересах КНР.

Одним из столкнувшихся с неплатежами оказался греческий бизнесмен Джордж Эконому. «Мы (судовладельцы. – «МФ») стали более гибкими, чем прежде. Мы готовы дать время, чтобы вы нашли деньги, – говорил он в интервью Financial Times. – Но если мы не придем к конструктивному решению, мне придется думать, как спасти свои деньги. Единственным способом сделать это станут аресты судов». Греческий предприниматель сообщил, что сдал в аренду COSCO 17 или 18 судов, а общую стоимость своей сделки (годовую сумму арендных платежей) оценил в $500 млн.

По его словам, одно судно уже оказалось под арестом в порту американского штата Луизиана. Месяцем раньше такая же участь постигла балкер COSCO в порту Сингапура. Судовладелец Arlen Maritime Co ранее предъявил компании иск на $8,6 млн. А Джордж Эконому оценил свои потери в $2,7 млн.

Впрочем, китайская сторона, осознавая важность поставки в Поднебесную угля и руды, все же предпочла договориться с судовладельцами, и аресты прекратились.

«Многие их суда неконкурентоспособны»

Оригинальные меры тем не менее не смогли вытащить Coscon из кризиса. Уже следующий, 2012 год обернулся потерями в 9,5 млрд юаней (примерно $1,5 млрд по курсу на 1 января 2013 г.). Компанию подкосил слабый спрос в сочетании с высокими мировыми ценами на нефть и, как следствие, дорогим топливом. Председатель совета директоров Фей Джиафу тогда извинялся за слабый финансовый результат. «Крупный убыток был спровоцирован целым рядом факторов, в том числе дисбалансом спроса и предложения, относительно низкими фрахтовыми ставками и растущими затратами», – объяснял он.

По мнению руководителя отдела исследований компании Banchero Costa Ральфа Лещинского, это недостаточное объяснение. «Основная проблема многих китайских судовладельцев, и государственных, и частных, – они стремительно росли во время «пузыря» (на рынке морских грузоперевозок. – «МФ») и заказали множество дорогих судов, – говорит аналитик. – Теперь уровень безубыточности стал значительно выше, и предприятиям нелегко возвращать свои инвестиции».

Еще большей проблемой являются перевозки навалочных грузов, на чем специализируется холдинг COSCO (в настоящее время в структуре выручки 73% приходится на контейнерные перевозки, 21% – на навалочные грузы). «Компания продолжает испытывать давление в сегменте навалочных грузов. На спотовом рынке ставки по-прежнему ниже уровня безубыточности», – подчеркивает эксперт Macquarie Securities Бонни Чен.

Впрочем, в 2013 году компания наконец-то получила чистую прибыль. Она составила 235 млн юаней (около $38 млн по курсу на 1 января 2014 г.). Результат оказался лучше, чем предсказывали аналитики. Однако праздник длился недолго. Первое полугодие текущего года обернулось убытком в 2,3 млрд юаней (примерно $370 млн). В числе причин – все тот же переизбыток мощностей, ведущий к низкому уровню фрахтовых ставок.

«Судоходная отрасль будет находиться в условиях спада до конца текущего года. Компании будут сталкиваться с неприятными тенденциями в виде слабого спроса, высоких операционных издержек и ограничений кредитного финансирования», – говорится в сообщении COSCO.

Рис.1. Доля направления в выручке, 2013. Китайский товар, китайский перевозчик.

Серьезной проблемой для Coscon является низкая доходность перевозок. Выручка с одного контейнера за 9 месяцев текущего года составила лишь $814. Это значительно ниже, чем, например, у Maersk Line. Виной тому – высокая вовлеченность компании в низкодоходные внутриазиатские перевозки. На них приходится до 15% оборота.

Борясь с убытками, компания стремится приобретать суда большей вместимостью. В сентябре 2014-го стало известно о заказе Coscon пяти контейнеровозов вместимостью 14,5 тыс. TEU. И хотя это меньше, чем суда для лидера отрасли Maersk, предпочитающего вместимость 19,1 тыс. TEU, цифры все же впечатляют. Coscon получит новые суда в 2017-2018 годах.

«Снижение затрат на контейнерные перевозки, возможно, единственное решение, воплотить которое можно оперативно, – полагает аналитик из Шанхая Лоуренс Ли. – Все остальное, вроде внедрения операционных ноу-хау, требует длительного времени».

Компания также пытается сократить издержки, снижая скорость своих судов. В первом полугодии 2014 года это позволило уменьшить расход топлива на 18%. «Многие контейнеровозы и балкерные суда COSCO абсолютно неконкурентоспособны», – уверен аналитик China Construction Bank Corp. Винни Го.

Дешевая нефть как шанс

Между тем год для Coscon может закончиться удачнее, чем ожидали в самой китайской компании. Во втором полугодии стремительно дешевела нефть. С середины июня по сегодняшний день черное золото упало с уровня $110 за баррель Brent до $65-70.

Следом дешевеет и топливо. По итогам третьего квартала стоимость, к примеру, IFO 380 в среднем снизилась с $600 до $450 за тонну. А на момент подготовки статьи мазут этой марки стоил $384 в Сингапуре и $341 в Роттердаме. На бункерные расходы приходится 30-45% операционных затрат перевозчика.

Падение нефтяных цен в целом выгодно китайской экономике. Аналитики Merill Lynch говорят, что 10-процентное снижение стоимости нефти оборачивается приростом ВВП государства на 0,15%. А рыночные котировки самой COSCO 28 ноября этого года за один день прибавили почти 10%.

Другой важной новостью стало повышение ставок всех типов грузов, следующих из портов Дальнего Востока на западное побережье Южной Америки и Мексики. С 15 декабря ставка составит $500 за TEU.

Морской флот №6 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика