Купить стекло - iphone 4 замена стекла. Ремонт компьютеров и ноутбуков.

COSCON: крупная, государственная, убыточная

Морской транспорт
COSCON: крупная, государственная, убыточная

Coscon, «дочка» китайской государственной компании COSCO, – пятый мировой контейнерный перевозчик. Флот насчитывает 162 судна (в том числе 99 собственных) общей вместимостью около 800 тыс. TEU. Линии компании соединяют 162 порта в 49 странах. Рейсы происходят по 84 международным линиям. Выручка в 2013 году – 42,5 млрд юаней (приблизительно $7 млрд). После кризиса госкомпания так и не смогла выбраться из убытков. Единственным прибыльным оказался 2013 год.

Рассказом об этой компании журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций «Топ-5 мировых контейнерных перевозчиков».

Александра Васильцева, спецкор

Из истории компании

COSCO (China Ocean Shipping Company) была основана 1 апреля 1964 года, став первой в Китае международной судоходной компанией. Предприятие принадлежало государству и специализировалось на перевозке навалочных грузов. Китай, в ту пору только начинавший стремительное развитие, остро нуждался в угле, железной руде и прочем сырье. COSCO до сих пор остается мировым лидером в сегменте морских перевозок навалочных грузов.

В эпоху глобализации в Китае и Юго-Восточной Азии появилось множество предприятий, производящих массовые товары. Чтобы вывозить их с континента, требовались контейнерные перевозки, и в 1978 году COSCO занялась ими. Первый контейнеровоз отправился из Шанхая к берегам Австралии. А в 1979 году судно ушло в американский Сиэтл. Это был первый в истории случай, когда судно под китайским флагом пристало к берегам США. За контейнерные перевозки отвечала компания Coscon, «дочка» COSCO. С 1981 года она запустила регулярные рейсы через Тихий океан.

С 2005 года акции специально созданной China Cosco Holdings Company Ltd торгуются на Гонконгской фондовой бирже, однако контрольный пакет по-прежнему принадлежит государству. Это характерно для Китая, где большинство компаний, связанных с морскими перевозками, остаются в госсобственности.

По мере роста китайской экономики COSCO стремительно набирала обороты. В нулевые она вошла в число ведущих мировых игроков на рынке морских перевозок. Тогда же предприятие, как и другие компании Поднебесной, принялось скупать зарубежные порты. Это соответствовало морской стратегии Китая, являющегося крупнейшим в мире экспортером и вторым по величине импортером.

Сегодня Китай контролирует пятую часть мирового контейнерного флота. Участие в капитале иностранных терминалов позволяет китайским морским перевозчикам чувствовать себя уверенно. В 2003-2007 годах Coscon купила доли в портах Антверпен, Суэц и Сингапур, в 2009-м приобрела половину порта Пирей в Греции. Всего в зарубежные терминалы был инвестирован $1 млрд.

Хуже всего дела шли в Штатах. Многие американские чиновники и бизнесмены всерьез беспокоятся, что китайцы со временем могут взять под контроль Панамский канал, и препятствуют скупке активов на Американском континенте.

Впрочем, стратегия покупки зарубежных портов, похоже, оказалась слишком рискованной для китайских компаний. После кризиса мировая экономика восстанавливается медленно, спрос на контейнерные перевозки остается слабым. Инвестиции, сделанные в порты, пока не приносят отдачи. В целом после кризиса Coscon так и не смогла полностью выйти из убытков.

«Ножницы» ставок

В 2009 году оборот Coscon рухнул на 40% – до 24 млрд юаней ($3,5 млрд по курсу на 1 января 2010 г.). Далее выручка росла, но перевозчик по-прежнему оставался в зоне убытков. Тогда материнская компания нашла оригинальное решение финансовых проблем, которое привело к аресту судов.

Предыстория такова. В 2008 году, когда отрасль была на пике, игрок арендовал огромные сухогрузы Capesize, заключив пятилетние контракты со ставкой $80 тыс. в сутки. Три года спустя на спотовом рынке те же суда можно было получить за $18 тыс. Добавим сюда, что упала выручка. В общем, COSCO попала в своего рода экономические «ножницы». В 2011 году компания просто перестала перечислять платежи владельцам судов. Свое решение она назвала «рыночным подходом» и мотивировала желанием максимизировать доход главного акционера, заявив, что это «всегда было приоритетом» компании. Другими словами, судовладельцы должны были пострадать в интересах КНР.

Одним из столкнувшихся с неплатежами оказался греческий бизнесмен Джордж Эконому. «Мы (судовладельцы. – «МФ») стали более гибкими, чем прежде. Мы готовы дать время, чтобы вы нашли деньги, – говорил он в интервью Financial Times. – Но если мы не придем к конструктивному решению, мне придется думать, как спасти свои деньги. Единственным способом сделать это станут аресты судов». Греческий предприниматель сообщил, что сдал в аренду COSCO 17 или 18 судов, а общую стоимость своей сделки (годовую сумму арендных платежей) оценил в $500 млн.

По его словам, одно судно уже оказалось под арестом в порту американского штата Луизиана. Месяцем раньше такая же участь постигла балкер COSCO в порту Сингапура. Судовладелец Arlen Maritime Co ранее предъявил компании иск на $8,6 млн. А Джордж Эконому оценил свои потери в $2,7 млн.

Впрочем, китайская сторона, осознавая важность поставки в Поднебесную угля и руды, все же предпочла договориться с судовладельцами, и аресты прекратились.

«Многие их суда неконкурентоспособны»

Оригинальные меры тем не менее не смогли вытащить Coscon из кризиса. Уже следующий, 2012 год обернулся потерями в 9,5 млрд юаней (примерно $1,5 млрд по курсу на 1 января 2013 г.). Компанию подкосил слабый спрос в сочетании с высокими мировыми ценами на нефть и, как следствие, дорогим топливом. Председатель совета директоров Фей Джиафу тогда извинялся за слабый финансовый результат. «Крупный убыток был спровоцирован целым рядом факторов, в том числе дисбалансом спроса и предложения, относительно низкими фрахтовыми ставками и растущими затратами», – объяснял он.

По мнению руководителя отдела исследований компании Banchero Costa Ральфа Лещинского, это недостаточное объяснение. «Основная проблема многих китайских судовладельцев, и государственных, и частных, – они стремительно росли во время «пузыря» (на рынке морских грузоперевозок. – «МФ») и заказали множество дорогих судов, – говорит аналитик. – Теперь уровень безубыточности стал значительно выше, и предприятиям нелегко возвращать свои инвестиции».

Еще большей проблемой являются перевозки навалочных грузов, на чем специализируется холдинг COSCO (в настоящее время в структуре выручки 73% приходится на контейнерные перевозки, 21% – на навалочные грузы). «Компания продолжает испытывать давление в сегменте навалочных грузов. На спотовом рынке ставки по-прежнему ниже уровня безубыточности», – подчеркивает эксперт Macquarie Securities Бонни Чен.

Впрочем, в 2013 году компания наконец-то получила чистую прибыль. Она составила 235 млн юаней (около $38 млн по курсу на 1 января 2014 г.). Результат оказался лучше, чем предсказывали аналитики. Однако праздник длился недолго. Первое полугодие текущего года обернулось убытком в 2,3 млрд юаней (примерно $370 млн). В числе причин – все тот же переизбыток мощностей, ведущий к низкому уровню фрахтовых ставок.

«Судоходная отрасль будет находиться в условиях спада до конца текущего года. Компании будут сталкиваться с неприятными тенденциями в виде слабого спроса, высоких операционных издержек и ограничений кредитного финансирования», – говорится в сообщении COSCO.

Рис.1. Доля направления в выручке, 2013. Китайский товар, китайский перевозчик.

Серьезной проблемой для Coscon является низкая доходность перевозок. Выручка с одного контейнера за 9 месяцев текущего года составила лишь $814. Это значительно ниже, чем, например, у Maersk Line. Виной тому – высокая вовлеченность компании в низкодоходные внутриазиатские перевозки. На них приходится до 15% оборота.

Борясь с убытками, компания стремится приобретать суда большей вместимостью. В сентябре 2014-го стало известно о заказе Coscon пяти контейнеровозов вместимостью 14,5 тыс. TEU. И хотя это меньше, чем суда для лидера отрасли Maersk, предпочитающего вместимость 19,1 тыс. TEU, цифры все же впечатляют. Coscon получит новые суда в 2017-2018 годах.

«Снижение затрат на контейнерные перевозки, возможно, единственное решение, воплотить которое можно оперативно, – полагает аналитик из Шанхая Лоуренс Ли. – Все остальное, вроде внедрения операционных ноу-хау, требует длительного времени».

Компания также пытается сократить издержки, снижая скорость своих судов. В первом полугодии 2014 года это позволило уменьшить расход топлива на 18%. «Многие контейнеровозы и балкерные суда COSCO абсолютно неконкурентоспособны», – уверен аналитик China Construction Bank Corp. Винни Го.

Дешевая нефть как шанс

Между тем год для Coscon может закончиться удачнее, чем ожидали в самой китайской компании. Во втором полугодии стремительно дешевела нефть. С середины июня по сегодняшний день черное золото упало с уровня $110 за баррель Brent до $65-70.

Следом дешевеет и топливо. По итогам третьего квартала стоимость, к примеру, IFO 380 в среднем снизилась с $600 до $450 за тонну. А на момент подготовки статьи мазут этой марки стоил $384 в Сингапуре и $341 в Роттердаме. На бункерные расходы приходится 30-45% операционных затрат перевозчика.

Падение нефтяных цен в целом выгодно китайской экономике. Аналитики Merill Lynch говорят, что 10-процентное снижение стоимости нефти оборачивается приростом ВВП государства на 0,15%. А рыночные котировки самой COSCO 28 ноября этого года за один день прибавили почти 10%.

Другой важной новостью стало повышение ставок всех типов грузов, следующих из портов Дальнего Востока на западное побережье Южной Америки и Мексики. С 15 декабря ставка составит $500 за TEU.

Морской флот №6 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...