«Олекма» снова в строю

Речной транспорт

Специалисты Администрации Ленского бассейна провели уникальную операцию по подъему землесоса «Олекма», затонувшего под ударами ледохода

Глухой зимней ночью 19 октября 2014 года, при совершении оборота перед перекатом Еловский для постановки на якорь, землесос «Олекма» сел на мель. К утру льдообразование усилилось, буквально на глазах экипажа затягивая реку в хрустальный панцирь. «Олекма» возвращалась после сезонной работы по обеспечению гарантированных глубин на перекате Верхний Олекминский реки Лены. Здесь землесос работал с 4 июля по 16 октября 2014 г. и, завершив навигацию, должен был прийти в порт приписки Якутск 21 октября. Однако к указанной дате судно не пришло. Не пришло оно и через день, и через два...

В Администрации Ленского бассейна поняли, что случилось нечто чрезвычайное, и незамедлительно для оказания помощи землесосу направили буксиры «Кута» проекта Р-33 Якутского РВПиС и «ОТ-2129» ООО СК «Якутск». В экстремальных условиях затянувшейся льдом реки опытнейшие капитаны буксиров сумели снять с мели судно, но отбуксировать его к плановому месту отстоя лед не позволил. Караван из трех судов смог подняться вверх по реке только на 500 метров и на ее 2015 км вынужден был встать на зимний отстой.

В связи с чрезвычайностью ситуации в Администрации немедленно был создан оперативный штаб из наиболее опытных специалистов, которые разработали план мероприятий для безопасного отстоя землесоса и двух буксиров в экстремальных условиях. До наступления весеннего ледохода все мероприятия выполнялись, основными из которых были зачернение и распиловка льда по периметру судов, выморозка ВРК, устранение водотечности корпусов, обеспечение необходимым снабжением, в том числе ГСМ. А весной начались небывалые еще на речном флоте события

 

Под натиском стихии

Непредсказуемым оказался ледоход на 2015 км реки. Стремительно поднимался уровень воды в месте отстоя каравана, вызванный затором выше по течению в п. Солянка. Началось такое природное явление, как непромывание переката здесь и на расположенной выше по течению на отметке 2027,5 км Лены, на правом берегу боковой речки Туолба. Ситуацию усугубило и то, что из-за крайне низких майских температур не произошло образования закраин реки, местного разрушения и разряжения льда. В результате исчезла возможность для каравана судов отойти и укрыться от ледохода по разводьям реки.

С начала половодья экипажи судов оставались на борту и несли аварийные вахты, невзирая на грозное торжество стихии. Худшие опасения оправдались к утру 09.05.2015 – землесос и два буксира сорвало с переката надвинувшимся сплошным льдом. В этих условиях экипажи, проявляя высокое мастерство и незаурядное мужество, раз за разом предпринимают попытки удержаться вместе и уйти в безопасное место. Однако напор стихии столь мощный, что суда теряют связку и ледяной поток разносит их в разные направления.

Землесосу досталось больше всех – судно получило серьезные повреждения корпуса. Борьба за живучесть продолжалась до тех пор, пока оставалась возможность сохранения человеческих жизней. После очередного сжатия льда и получения очередной пробоины в корпусе было принято решение экипажу покинуть судно. Так, на 1993 км Лены, набрав в корпус критическое количество воды, судно погрузилось левым бортом. При этом землесос непрерывно продолжал получать удары льдин, которые разрушили часть надстройки и оторвали рулевую рубку.

В дальнейшем было определено, что «Олекма» затонула носом против течения в семистах метрах левее оси судового хода и в семистах метрах от коренного левого берега. Судно лежало на грунте с креном на левый борт 138 градусов и дифферентом на нос 3,0 градуса.

 

Подготовка к подъему

Для разработки плана подъема «Олекмы» провели изыскательскую съемку, определив точные координаты нахождения землесоса, составили карту окружающих глубин и глубин подходов к землесосу от судового хода, подходов от судового хода к левому берегу для разгрузки и погрузки автотракторной техники, замерены и нанесены на карту расстояния от судна до берега и судового хода. За несколько дней водолазы провели обследование судна с целью определения состояния его погруженной части, рельефа дна и количества наносов.

В связи с высокой стоимостью необходимой оснастки, отсутствием предложений от крупных судоподъемных организаций Администрация самостоятельно разработала план проведения аварийно-спасательных работ по подъему, включающий комплекс мер по осуществлению судоподъемной операции, расчетов, проектирования необходимого такелажа, обеспечения экологической безопасности и т.д.

Технологически план разделили на два этапа:

1-й этап – установка судна на ровный киль (переворачивание);

2-й этап – придание плавучести землесосу и буксировка в Якутск.

Сразу стало ясно, что наиболее технически сложной и дорогостоящей задачей станет разворот судна на днище. Расчеты показали, что для обеспечения поворота потребуется преодолеть опрокидывающий момент порядка 4000 тс*м, а минимальное тяговое усилие при приложении его к наивысшей точке выступающего над водой правого борта (для преодоления такого момента) составляет не менее 450 тс.

Применение при повороте судна плавучих кранов и килекторных судов исключалось по причине отсутствия таковых в бассейне реки, а использование жестких или мягких судоподъемных понтонов – из-за их неэффективности при таких глубинах и таком положении судна. Единственным возможным решением представлялось осуществление спрямления судна с помощью лебедок, установленных на левом коренном берегу. Было принято решение произвести переворачивание на ровный киль с помощью двух лебедок типа ЛП152, которые при работе с однороликовым полиспастом обеспечивают тяговое усилие 300 тс каждая.

На основании предварительного плана, результатов водолазного обследования и полученной информации относительно сроков поставки необходимых в судоподъемной операции оборудования и материалов 13 июля был разработан и утвержден график аварийно-спасательных работ. Автономные дизельные лебедки типа ЛП152 взяли в аренду в организациях Якутска, где их, как правило, использовали при протяжке трубопроводов через водные препятствия.

Для подготовки подготовительных работ в район аварии была направлена бригада с тяжелой строительной техникой, брандвахта для проживания аварийно-спасательной бригады, 16-тонный плавкран, баржа с оборудованием и материалами, а также два буксирных судна.

Непосредственно на месте работа велась параллельно с двух сторон.

На берегу: заложили четыре мертвых якоря, каждый из которых представляет из себя пачки по 15 лиственничных бревен диаметром 300 мм и четыре сваи, уложенные в траншею, усиленную бетонной плитой, на глубину трех метров, за которые закреплен и выведен на поверхность под углом около 30 градусов к горизонту металлический трос диаметром 62 мм. Подготовили площадки и установили две лебедки ЛП152 (150 тс) и два однороликовых полиспаста на 300 тс, заделав их за мертвые якоря; установили два семироликовых обкатных блока, служащих вкупе с роликами, закрепленными на судне, для равномерного распределения усилий на корпус землесоса.

 

 

На судне: заварили забортные отверстия и отремонтировали доступные повреждения обшивки корпуса общей площадью 40 квадратных метров; приварили вдоль правого борта на палубный стрингер на участке с 8,5 по 97,5 шп. подкрепляющую полосу из стали РСВ 20х300 мм. Затем приварили на подкрепляющую полосу 24 крюка из круга 65 мм из стали 09Г2С, из них 12 на участке с 11 по 41 шп. и 12 на участке с 64 по 95 шп.; зацепили за крюки 12 поводков из каната 36 мм с блоками. Для защиты троса и корпуса судна от повреждений, а также с целью распределения нагрузки в местах изгиба троса (районы шистрека и подворота) установили прокладки из лафета. Также из-за аномально низкого уровня воды в Лене возникла необходимость в проведении дноуглубительных работ для безопасной посадки переворачиваемого землесоса днищем на грунт, которые были выполнены с помощью плавучего крана.

В это время в Администрации Ленского бассейна и Якутском РВПиС велась работа по обеспечению спасательной операции необходимыми материалами и оборудованием. Были в кратчайшие сроки изготовлены один тяговый полиспаст и два обкатных семироликовых блока грузоподъемностью 300 тонн, 24 кованых крюка и 12 блоков грузоподъемностью 30 тонн.

Заключительным трудоемким и ответственным этапом подготовительных работ для переворота землесоса был процесс заводки стального каната диаметром 30,5 мм между закрепленными на судне блоками и обкатными блоками на берегу, ведь каждая вставка длиной примерно 7 км собиралась на месте из нескольких канатов меньшей длины, и всего одно некачественное соединение впоследствии могло стать причиной ее разрыва и, как следствие, срыва всей операции. Однако, как выяснилось в ходе подъема, и эта часть подготовки была выполнена на должном уровне. На этом подготовительные работы были закончены и принято решение начать судоподъемную операцию. Общий вес стальных канатов и необходимого такелажа составил около 70 тонн.

 

Подъем «Олекмы»

Проведение подобных операций требует большой слаженности и четкого выполнения плана всеми участниками, во главе угла здесь – безопасность работ. Поэтому перед началом операции был разработан план производства работ, проведена его детальная проработка с определением роли каждого участника, а также необходимый инструктаж, в том числе и по технике безопасности.

И вот наступило 30 сентября. В этот день начали операцию по перевороту судна с установки ниже по течению от него бонового заграждения для локализации возможной утечки горюче-смазочных материалов. После расстановки наблюдательных постов дана команда «Начали!» и пошел процесс «перетягивания канатов» между стальной многотонной махиной и двумя сравнительно небольшими лебедками. Поворот судна занял целый день и закончился постановкой на киль уже затемно. Это была победа, первая в ряду тех, что привели к успеху эту уникальную, во многом эксклюзивную спасательную операцию в условиях арктической реки.

 

 

 

На следующий день началась откачка воды из отсеков для придания плавучести, но судно не поддавалось, казалось, намертво прилипнув к дну реки. Пришлось оперативно, в течение суток доставить и установить дополнительные насосы. В результате общая производительность водоотливных средств превысила 1000 куб. метров в час. Во время откачки воды были обнаружены и устранены полученные в процессе поворота судна повреждения.

Даже после того как большая часть отсеков была осушена, осадка оставалась слишком большой, так как всплытию мешал песок, нанесенный рекой во внутренние помещения. Ситуация усугублялась еще и тем, что основная масса песка располагалась вдоль борта и вызывала значительный крен на левый борт. Удаление наносов из помещений судна – это весьма трудоемкий и длительный процесс, поэтому было принято решение направить группу водолазов с мощными гидромониторами и эжекторами – такой вариант предусматривался в плане операции подъема.

Добиться необходимой осадки для вывода землесоса на 3-метровую глубину получилось благодаря слаженным действиям по удалению песка из корпуса, облегчению путем демонтажа тяжелого палубного оборудования, буксиров и лебедок, уже передислоцированных на баржу, и работе по вытягиванию землесоса в сторону реки. Для дальнейшего устранения крена была применена баржа водоизмещением 2500 тонн, которую притопили и закрепили за левый борт, после чего стало возможным их совместное всплытие. Буксировка состава в Якутск также требовала большой осторожности, так как достигнутая осадка землесоса соответствовала существующим глубинам на перекатах, однако благодаря профессионализму экипажа буксира «Кута» в сопровождении путейских судов по участкам буксировку выполнили успешно, и 13 октября 2015 г. землесос «Олекма» вернулся на свое место в родном затоне Якутского РВПиС.

 

Из досье «МВР»

Технические характеристики

Земснаряд «Олекма» построен в Чехословацкой Советской Социалистической Республике в 1986 г. и относится к классу речных дизель-электрических землесосов с гидравлическим разрыхлением и плавучим грунтопроводом. Судно способно забирать грунт с глубин до 14 м и транспортировать через грунтопровод длиною до 500 м, мощностью около 2500 м3 песчаных грунтов в час. Габаритные размеры: длина 76,6 м; ширина 10,55 м; высота несъемных частей 13,65 м; высота борта 3,00 м. Доковый вес судна 896,6 тонны.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...