Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

«Олекма» снова в строю

Речной транспорт

Специалисты Администрации Ленского бассейна провели уникальную операцию по подъему землесоса «Олекма», затонувшего под ударами ледохода

Глухой зимней ночью 19 октября 2014 года, при совершении оборота перед перекатом Еловский для постановки на якорь, землесос «Олекма» сел на мель. К утру льдообразование усилилось, буквально на глазах экипажа затягивая реку в хрустальный панцирь. «Олекма» возвращалась после сезонной работы по обеспечению гарантированных глубин на перекате Верхний Олекминский реки Лены. Здесь землесос работал с 4 июля по 16 октября 2014 г. и, завершив навигацию, должен был прийти в порт приписки Якутск 21 октября. Однако к указанной дате судно не пришло. Не пришло оно и через день, и через два...

В Администрации Ленского бассейна поняли, что случилось нечто чрезвычайное, и незамедлительно для оказания помощи землесосу направили буксиры «Кута» проекта Р-33 Якутского РВПиС и «ОТ-2129» ООО СК «Якутск». В экстремальных условиях затянувшейся льдом реки опытнейшие капитаны буксиров сумели снять с мели судно, но отбуксировать его к плановому месту отстоя лед не позволил. Караван из трех судов смог подняться вверх по реке только на 500 метров и на ее 2015 км вынужден был встать на зимний отстой.

В связи с чрезвычайностью ситуации в Администрации немедленно был создан оперативный штаб из наиболее опытных специалистов, которые разработали план мероприятий для безопасного отстоя землесоса и двух буксиров в экстремальных условиях. До наступления весеннего ледохода все мероприятия выполнялись, основными из которых были зачернение и распиловка льда по периметру судов, выморозка ВРК, устранение водотечности корпусов, обеспечение необходимым снабжением, в том числе ГСМ. А весной начались небывалые еще на речном флоте события

 

Под натиском стихии

Непредсказуемым оказался ледоход на 2015 км реки. Стремительно поднимался уровень воды в месте отстоя каравана, вызванный затором выше по течению в п. Солянка. Началось такое природное явление, как непромывание переката здесь и на расположенной выше по течению на отметке 2027,5 км Лены, на правом берегу боковой речки Туолба. Ситуацию усугубило и то, что из-за крайне низких майских температур не произошло образования закраин реки, местного разрушения и разряжения льда. В результате исчезла возможность для каравана судов отойти и укрыться от ледохода по разводьям реки.

С начала половодья экипажи судов оставались на борту и несли аварийные вахты, невзирая на грозное торжество стихии. Худшие опасения оправдались к утру 09.05.2015 – землесос и два буксира сорвало с переката надвинувшимся сплошным льдом. В этих условиях экипажи, проявляя высокое мастерство и незаурядное мужество, раз за разом предпринимают попытки удержаться вместе и уйти в безопасное место. Однако напор стихии столь мощный, что суда теряют связку и ледяной поток разносит их в разные направления.

Землесосу досталось больше всех – судно получило серьезные повреждения корпуса. Борьба за живучесть продолжалась до тех пор, пока оставалась возможность сохранения человеческих жизней. После очередного сжатия льда и получения очередной пробоины в корпусе было принято решение экипажу покинуть судно. Так, на 1993 км Лены, набрав в корпус критическое количество воды, судно погрузилось левым бортом. При этом землесос непрерывно продолжал получать удары льдин, которые разрушили часть надстройки и оторвали рулевую рубку.

В дальнейшем было определено, что «Олекма» затонула носом против течения в семистах метрах левее оси судового хода и в семистах метрах от коренного левого берега. Судно лежало на грунте с креном на левый борт 138 градусов и дифферентом на нос 3,0 градуса.

 

Подготовка к подъему

Для разработки плана подъема «Олекмы» провели изыскательскую съемку, определив точные координаты нахождения землесоса, составили карту окружающих глубин и глубин подходов к землесосу от судового хода, подходов от судового хода к левому берегу для разгрузки и погрузки автотракторной техники, замерены и нанесены на карту расстояния от судна до берега и судового хода. За несколько дней водолазы провели обследование судна с целью определения состояния его погруженной части, рельефа дна и количества наносов.

В связи с высокой стоимостью необходимой оснастки, отсутствием предложений от крупных судоподъемных организаций Администрация самостоятельно разработала план проведения аварийно-спасательных работ по подъему, включающий комплекс мер по осуществлению судоподъемной операции, расчетов, проектирования необходимого такелажа, обеспечения экологической безопасности и т.д.

Технологически план разделили на два этапа:

1-й этап – установка судна на ровный киль (переворачивание);

2-й этап – придание плавучести землесосу и буксировка в Якутск.

Сразу стало ясно, что наиболее технически сложной и дорогостоящей задачей станет разворот судна на днище. Расчеты показали, что для обеспечения поворота потребуется преодолеть опрокидывающий момент порядка 4000 тс*м, а минимальное тяговое усилие при приложении его к наивысшей точке выступающего над водой правого борта (для преодоления такого момента) составляет не менее 450 тс.

Применение при повороте судна плавучих кранов и килекторных судов исключалось по причине отсутствия таковых в бассейне реки, а использование жестких или мягких судоподъемных понтонов – из-за их неэффективности при таких глубинах и таком положении судна. Единственным возможным решением представлялось осуществление спрямления судна с помощью лебедок, установленных на левом коренном берегу. Было принято решение произвести переворачивание на ровный киль с помощью двух лебедок типа ЛП152, которые при работе с однороликовым полиспастом обеспечивают тяговое усилие 300 тс каждая.

На основании предварительного плана, результатов водолазного обследования и полученной информации относительно сроков поставки необходимых в судоподъемной операции оборудования и материалов 13 июля был разработан и утвержден график аварийно-спасательных работ. Автономные дизельные лебедки типа ЛП152 взяли в аренду в организациях Якутска, где их, как правило, использовали при протяжке трубопроводов через водные препятствия.

Для подготовки подготовительных работ в район аварии была направлена бригада с тяжелой строительной техникой, брандвахта для проживания аварийно-спасательной бригады, 16-тонный плавкран, баржа с оборудованием и материалами, а также два буксирных судна.

Непосредственно на месте работа велась параллельно с двух сторон.

На берегу: заложили четыре мертвых якоря, каждый из которых представляет из себя пачки по 15 лиственничных бревен диаметром 300 мм и четыре сваи, уложенные в траншею, усиленную бетонной плитой, на глубину трех метров, за которые закреплен и выведен на поверхность под углом около 30 градусов к горизонту металлический трос диаметром 62 мм. Подготовили площадки и установили две лебедки ЛП152 (150 тс) и два однороликовых полиспаста на 300 тс, заделав их за мертвые якоря; установили два семироликовых обкатных блока, служащих вкупе с роликами, закрепленными на судне, для равномерного распределения усилий на корпус землесоса.

 

 

На судне: заварили забортные отверстия и отремонтировали доступные повреждения обшивки корпуса общей площадью 40 квадратных метров; приварили вдоль правого борта на палубный стрингер на участке с 8,5 по 97,5 шп. подкрепляющую полосу из стали РСВ 20х300 мм. Затем приварили на подкрепляющую полосу 24 крюка из круга 65 мм из стали 09Г2С, из них 12 на участке с 11 по 41 шп. и 12 на участке с 64 по 95 шп.; зацепили за крюки 12 поводков из каната 36 мм с блоками. Для защиты троса и корпуса судна от повреждений, а также с целью распределения нагрузки в местах изгиба троса (районы шистрека и подворота) установили прокладки из лафета. Также из-за аномально низкого уровня воды в Лене возникла необходимость в проведении дноуглубительных работ для безопасной посадки переворачиваемого землесоса днищем на грунт, которые были выполнены с помощью плавучего крана.

В это время в Администрации Ленского бассейна и Якутском РВПиС велась работа по обеспечению спасательной операции необходимыми материалами и оборудованием. Были в кратчайшие сроки изготовлены один тяговый полиспаст и два обкатных семироликовых блока грузоподъемностью 300 тонн, 24 кованых крюка и 12 блоков грузоподъемностью 30 тонн.

Заключительным трудоемким и ответственным этапом подготовительных работ для переворота землесоса был процесс заводки стального каната диаметром 30,5 мм между закрепленными на судне блоками и обкатными блоками на берегу, ведь каждая вставка длиной примерно 7 км собиралась на месте из нескольких канатов меньшей длины, и всего одно некачественное соединение впоследствии могло стать причиной ее разрыва и, как следствие, срыва всей операции. Однако, как выяснилось в ходе подъема, и эта часть подготовки была выполнена на должном уровне. На этом подготовительные работы были закончены и принято решение начать судоподъемную операцию. Общий вес стальных канатов и необходимого такелажа составил около 70 тонн.

 

Подъем «Олекмы»

Проведение подобных операций требует большой слаженности и четкого выполнения плана всеми участниками, во главе угла здесь – безопасность работ. Поэтому перед началом операции был разработан план производства работ, проведена его детальная проработка с определением роли каждого участника, а также необходимый инструктаж, в том числе и по технике безопасности.

И вот наступило 30 сентября. В этот день начали операцию по перевороту судна с установки ниже по течению от него бонового заграждения для локализации возможной утечки горюче-смазочных материалов. После расстановки наблюдательных постов дана команда «Начали!» и пошел процесс «перетягивания канатов» между стальной многотонной махиной и двумя сравнительно небольшими лебедками. Поворот судна занял целый день и закончился постановкой на киль уже затемно. Это была победа, первая в ряду тех, что привели к успеху эту уникальную, во многом эксклюзивную спасательную операцию в условиях арктической реки.

 

 

 

На следующий день началась откачка воды из отсеков для придания плавучести, но судно не поддавалось, казалось, намертво прилипнув к дну реки. Пришлось оперативно, в течение суток доставить и установить дополнительные насосы. В результате общая производительность водоотливных средств превысила 1000 куб. метров в час. Во время откачки воды были обнаружены и устранены полученные в процессе поворота судна повреждения.

Даже после того как большая часть отсеков была осушена, осадка оставалась слишком большой, так как всплытию мешал песок, нанесенный рекой во внутренние помещения. Ситуация усугублялась еще и тем, что основная масса песка располагалась вдоль борта и вызывала значительный крен на левый борт. Удаление наносов из помещений судна – это весьма трудоемкий и длительный процесс, поэтому было принято решение направить группу водолазов с мощными гидромониторами и эжекторами – такой вариант предусматривался в плане операции подъема.

Добиться необходимой осадки для вывода землесоса на 3-метровую глубину получилось благодаря слаженным действиям по удалению песка из корпуса, облегчению путем демонтажа тяжелого палубного оборудования, буксиров и лебедок, уже передислоцированных на баржу, и работе по вытягиванию землесоса в сторону реки. Для дальнейшего устранения крена была применена баржа водоизмещением 2500 тонн, которую притопили и закрепили за левый борт, после чего стало возможным их совместное всплытие. Буксировка состава в Якутск также требовала большой осторожности, так как достигнутая осадка землесоса соответствовала существующим глубинам на перекатах, однако благодаря профессионализму экипажа буксира «Кута» в сопровождении путейских судов по участкам буксировку выполнили успешно, и 13 октября 2015 г. землесос «Олекма» вернулся на свое место в родном затоне Якутского РВПиС.

 

Из досье «МВР»

Технические характеристики

Земснаряд «Олекма» построен в Чехословацкой Советской Социалистической Республике в 1986 г. и относится к классу речных дизель-электрических землесосов с гидравлическим разрыхлением и плавучим грунтопроводом. Судно способно забирать грунт с глубин до 14 м и транспортировать через грунтопровод длиною до 500 м, мощностью около 2500 м3 песчаных грунтов в час. Габаритные размеры: длина 76,6 м; ширина 10,55 м; высота несъемных частей 13,65 м; высота борта 3,00 м. Доковый вес судна 896,6 тонны.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском Киев намерен увеличить присутствие своих военно-морских сил в акватории Азовского моря, заявил в чет...

Празднование столетия барка «Седов» пройдет в России и Германии

Празднование столетия барка «Седов» пройдет в России и Германии «Барк «Седов» будет отмечать столетний юбилей сразу в двух странах - России и Германии, сообщили «Ин...

Российская экономика

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей АО «Первая горнорудная компания», структура госкорпорации «Росатом», планирует в 2023 году ввести в ...

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июле 2018 г. вырос на 3,1% по сравнению с показателем...

Транспортная политика

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину Некоторые российские судовладельцы приостановили грузовые перевозки в Украину после того, как танкер...

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Морские порты

В Мурманском морском рыбном порту пустуют холодильники

В Мурманском морском рыбном порту пустуют холодильники В первом полугодии грузооборот Мурманского морского рыбного порта составил 208,4 тыс. тонн, а концу ...

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...




Морской транспорт

Замруководителя Росморречфлота провел заседанние по безопасности мореплавания в Азовском морском бассейне

Замруководителя Росморречфлота провел заседанние по безопасности мореплавания в Азовском морском бассейне Ввиду значительного увеличения грузооборота и судопотока в портах Азовского бассейна заместитель рук...

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн Совокупные убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн., в дополнение к $1,2 м...

Речной транспорт

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта Группа компаний «Совет» намерена привлечь до 30 млрд руб. инвестиций в строительство речного грузово...

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ 27 июля в Хабаровске состоялось годовое собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспор...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...