«Олекма» снова в строю

Речной транспорт

Специалисты Администрации Ленского бассейна провели уникальную операцию по подъему землесоса «Олекма», затонувшего под ударами ледохода

Глухой зимней ночью 19 октября 2014 года, при совершении оборота перед перекатом Еловский для постановки на якорь, землесос «Олекма» сел на мель. К утру льдообразование усилилось, буквально на глазах экипажа затягивая реку в хрустальный панцирь. «Олекма» возвращалась после сезонной работы по обеспечению гарантированных глубин на перекате Верхний Олекминский реки Лены. Здесь землесос работал с 4 июля по 16 октября 2014 г. и, завершив навигацию, должен был прийти в порт приписки Якутск 21 октября. Однако к указанной дате судно не пришло. Не пришло оно и через день, и через два...

В Администрации Ленского бассейна поняли, что случилось нечто чрезвычайное, и незамедлительно для оказания помощи землесосу направили буксиры «Кута» проекта Р-33 Якутского РВПиС и «ОТ-2129» ООО СК «Якутск». В экстремальных условиях затянувшейся льдом реки опытнейшие капитаны буксиров сумели снять с мели судно, но отбуксировать его к плановому месту отстоя лед не позволил. Караван из трех судов смог подняться вверх по реке только на 500 метров и на ее 2015 км вынужден был встать на зимний отстой.

В связи с чрезвычайностью ситуации в Администрации немедленно был создан оперативный штаб из наиболее опытных специалистов, которые разработали план мероприятий для безопасного отстоя землесоса и двух буксиров в экстремальных условиях. До наступления весеннего ледохода все мероприятия выполнялись, основными из которых были зачернение и распиловка льда по периметру судов, выморозка ВРК, устранение водотечности корпусов, обеспечение необходимым снабжением, в том числе ГСМ. А весной начались небывалые еще на речном флоте события

 

Под натиском стихии

Непредсказуемым оказался ледоход на 2015 км реки. Стремительно поднимался уровень воды в месте отстоя каравана, вызванный затором выше по течению в п. Солянка. Началось такое природное явление, как непромывание переката здесь и на расположенной выше по течению на отметке 2027,5 км Лены, на правом берегу боковой речки Туолба. Ситуацию усугубило и то, что из-за крайне низких майских температур не произошло образования закраин реки, местного разрушения и разряжения льда. В результате исчезла возможность для каравана судов отойти и укрыться от ледохода по разводьям реки.

С начала половодья экипажи судов оставались на борту и несли аварийные вахты, невзирая на грозное торжество стихии. Худшие опасения оправдались к утру 09.05.2015 – землесос и два буксира сорвало с переката надвинувшимся сплошным льдом. В этих условиях экипажи, проявляя высокое мастерство и незаурядное мужество, раз за разом предпринимают попытки удержаться вместе и уйти в безопасное место. Однако напор стихии столь мощный, что суда теряют связку и ледяной поток разносит их в разные направления.

Землесосу досталось больше всех – судно получило серьезные повреждения корпуса. Борьба за живучесть продолжалась до тех пор, пока оставалась возможность сохранения человеческих жизней. После очередного сжатия льда и получения очередной пробоины в корпусе было принято решение экипажу покинуть судно. Так, на 1993 км Лены, набрав в корпус критическое количество воды, судно погрузилось левым бортом. При этом землесос непрерывно продолжал получать удары льдин, которые разрушили часть надстройки и оторвали рулевую рубку.

В дальнейшем было определено, что «Олекма» затонула носом против течения в семистах метрах левее оси судового хода и в семистах метрах от коренного левого берега. Судно лежало на грунте с креном на левый борт 138 градусов и дифферентом на нос 3,0 градуса.

 

Подготовка к подъему

Для разработки плана подъема «Олекмы» провели изыскательскую съемку, определив точные координаты нахождения землесоса, составили карту окружающих глубин и глубин подходов к землесосу от судового хода, подходов от судового хода к левому берегу для разгрузки и погрузки автотракторной техники, замерены и нанесены на карту расстояния от судна до берега и судового хода. За несколько дней водолазы провели обследование судна с целью определения состояния его погруженной части, рельефа дна и количества наносов.

В связи с высокой стоимостью необходимой оснастки, отсутствием предложений от крупных судоподъемных организаций Администрация самостоятельно разработала план проведения аварийно-спасательных работ по подъему, включающий комплекс мер по осуществлению судоподъемной операции, расчетов, проектирования необходимого такелажа, обеспечения экологической безопасности и т.д.

Технологически план разделили на два этапа:

1-й этап – установка судна на ровный киль (переворачивание);

2-й этап – придание плавучести землесосу и буксировка в Якутск.

Сразу стало ясно, что наиболее технически сложной и дорогостоящей задачей станет разворот судна на днище. Расчеты показали, что для обеспечения поворота потребуется преодолеть опрокидывающий момент порядка 4000 тс*м, а минимальное тяговое усилие при приложении его к наивысшей точке выступающего над водой правого борта (для преодоления такого момента) составляет не менее 450 тс.

Применение при повороте судна плавучих кранов и килекторных судов исключалось по причине отсутствия таковых в бассейне реки, а использование жестких или мягких судоподъемных понтонов – из-за их неэффективности при таких глубинах и таком положении судна. Единственным возможным решением представлялось осуществление спрямления судна с помощью лебедок, установленных на левом коренном берегу. Было принято решение произвести переворачивание на ровный киль с помощью двух лебедок типа ЛП152, которые при работе с однороликовым полиспастом обеспечивают тяговое усилие 300 тс каждая.

На основании предварительного плана, результатов водолазного обследования и полученной информации относительно сроков поставки необходимых в судоподъемной операции оборудования и материалов 13 июля был разработан и утвержден график аварийно-спасательных работ. Автономные дизельные лебедки типа ЛП152 взяли в аренду в организациях Якутска, где их, как правило, использовали при протяжке трубопроводов через водные препятствия.

Для подготовки подготовительных работ в район аварии была направлена бригада с тяжелой строительной техникой, брандвахта для проживания аварийно-спасательной бригады, 16-тонный плавкран, баржа с оборудованием и материалами, а также два буксирных судна.

Непосредственно на месте работа велась параллельно с двух сторон.

На берегу: заложили четыре мертвых якоря, каждый из которых представляет из себя пачки по 15 лиственничных бревен диаметром 300 мм и четыре сваи, уложенные в траншею, усиленную бетонной плитой, на глубину трех метров, за которые закреплен и выведен на поверхность под углом около 30 градусов к горизонту металлический трос диаметром 62 мм. Подготовили площадки и установили две лебедки ЛП152 (150 тс) и два однороликовых полиспаста на 300 тс, заделав их за мертвые якоря; установили два семироликовых обкатных блока, служащих вкупе с роликами, закрепленными на судне, для равномерного распределения усилий на корпус землесоса.

 

 

На судне: заварили забортные отверстия и отремонтировали доступные повреждения обшивки корпуса общей площадью 40 квадратных метров; приварили вдоль правого борта на палубный стрингер на участке с 8,5 по 97,5 шп. подкрепляющую полосу из стали РСВ 20х300 мм. Затем приварили на подкрепляющую полосу 24 крюка из круга 65 мм из стали 09Г2С, из них 12 на участке с 11 по 41 шп. и 12 на участке с 64 по 95 шп.; зацепили за крюки 12 поводков из каната 36 мм с блоками. Для защиты троса и корпуса судна от повреждений, а также с целью распределения нагрузки в местах изгиба троса (районы шистрека и подворота) установили прокладки из лафета. Также из-за аномально низкого уровня воды в Лене возникла необходимость в проведении дноуглубительных работ для безопасной посадки переворачиваемого землесоса днищем на грунт, которые были выполнены с помощью плавучего крана.

В это время в Администрации Ленского бассейна и Якутском РВПиС велась работа по обеспечению спасательной операции необходимыми материалами и оборудованием. Были в кратчайшие сроки изготовлены один тяговый полиспаст и два обкатных семироликовых блока грузоподъемностью 300 тонн, 24 кованых крюка и 12 блоков грузоподъемностью 30 тонн.

Заключительным трудоемким и ответственным этапом подготовительных работ для переворота землесоса был процесс заводки стального каната диаметром 30,5 мм между закрепленными на судне блоками и обкатными блоками на берегу, ведь каждая вставка длиной примерно 7 км собиралась на месте из нескольких канатов меньшей длины, и всего одно некачественное соединение впоследствии могло стать причиной ее разрыва и, как следствие, срыва всей операции. Однако, как выяснилось в ходе подъема, и эта часть подготовки была выполнена на должном уровне. На этом подготовительные работы были закончены и принято решение начать судоподъемную операцию. Общий вес стальных канатов и необходимого такелажа составил около 70 тонн.

 

Подъем «Олекмы»

Проведение подобных операций требует большой слаженности и четкого выполнения плана всеми участниками, во главе угла здесь – безопасность работ. Поэтому перед началом операции был разработан план производства работ, проведена его детальная проработка с определением роли каждого участника, а также необходимый инструктаж, в том числе и по технике безопасности.

И вот наступило 30 сентября. В этот день начали операцию по перевороту судна с установки ниже по течению от него бонового заграждения для локализации возможной утечки горюче-смазочных материалов. После расстановки наблюдательных постов дана команда «Начали!» и пошел процесс «перетягивания канатов» между стальной многотонной махиной и двумя сравнительно небольшими лебедками. Поворот судна занял целый день и закончился постановкой на киль уже затемно. Это была победа, первая в ряду тех, что привели к успеху эту уникальную, во многом эксклюзивную спасательную операцию в условиях арктической реки.

 

 

 

На следующий день началась откачка воды из отсеков для придания плавучести, но судно не поддавалось, казалось, намертво прилипнув к дну реки. Пришлось оперативно, в течение суток доставить и установить дополнительные насосы. В результате общая производительность водоотливных средств превысила 1000 куб. метров в час. Во время откачки воды были обнаружены и устранены полученные в процессе поворота судна повреждения.

Даже после того как большая часть отсеков была осушена, осадка оставалась слишком большой, так как всплытию мешал песок, нанесенный рекой во внутренние помещения. Ситуация усугублялась еще и тем, что основная масса песка располагалась вдоль борта и вызывала значительный крен на левый борт. Удаление наносов из помещений судна – это весьма трудоемкий и длительный процесс, поэтому было принято решение направить группу водолазов с мощными гидромониторами и эжекторами – такой вариант предусматривался в плане операции подъема.

Добиться необходимой осадки для вывода землесоса на 3-метровую глубину получилось благодаря слаженным действиям по удалению песка из корпуса, облегчению путем демонтажа тяжелого палубного оборудования, буксиров и лебедок, уже передислоцированных на баржу, и работе по вытягиванию землесоса в сторону реки. Для дальнейшего устранения крена была применена баржа водоизмещением 2500 тонн, которую притопили и закрепили за левый борт, после чего стало возможным их совместное всплытие. Буксировка состава в Якутск также требовала большой осторожности, так как достигнутая осадка землесоса соответствовала существующим глубинам на перекатах, однако благодаря профессионализму экипажа буксира «Кута» в сопровождении путейских судов по участкам буксировку выполнили успешно, и 13 октября 2015 г. землесос «Олекма» вернулся на свое место в родном затоне Якутского РВПиС.

 

Из досье «МВР»

Технические характеристики

Земснаряд «Олекма» построен в Чехословацкой Советской Социалистической Республике в 1986 г. и относится к классу речных дизель-электрических землесосов с гидравлическим разрыхлением и плавучим грунтопроводом. Судно способно забирать грунт с глубин до 14 м и транспортировать через грунтопровод длиною до 500 м, мощностью около 2500 м3 песчаных грунтов в час. Габаритные размеры: длина 76,6 м; ширина 10,55 м; высота несъемных частей 13,65 м; высота борта 3,00 м. Доковый вес судна 896,6 тонны.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...