«Олекма» снова в строю - Морские вести России

«Олекма» снова в строю

11.02.2016

Речной транспорт

Специалисты Администрации Ленского бассейна провели уникальную операцию по подъему землесоса «Олекма», затонувшего под ударами ледохода

Глухой зимней ночью 19 октября 2014 года, при совершении оборота перед перекатом Еловский для постановки на якорь, землесос «Олекма» сел на мель. К утру льдообразование усилилось, буквально на глазах экипажа затягивая реку в хрустальный панцирь. «Олекма» возвращалась после сезонной работы по обеспечению гарантированных глубин на перекате Верхний Олекминский реки Лены. Здесь землесос работал с 4 июля по 16 октября 2014 г. и, завершив навигацию, должен был прийти в порт приписки Якутск 21 октября. Однако к указанной дате судно не пришло. Не пришло оно и через день, и через два...

В Администрации Ленского бассейна поняли, что случилось нечто чрезвычайное, и незамедлительно для оказания помощи землесосу направили буксиры «Кута» проекта Р-33 Якутского РВПиС и «ОТ-2129» ООО СК «Якутск». В экстремальных условиях затянувшейся льдом реки опытнейшие капитаны буксиров сумели снять с мели судно, но отбуксировать его к плановому месту отстоя лед не позволил. Караван из трех судов смог подняться вверх по реке только на 500 метров и на ее 2015 км вынужден был встать на зимний отстой.

В связи с чрезвычайностью ситуации в Администрации немедленно был создан оперативный штаб из наиболее опытных специалистов, которые разработали план мероприятий для безопасного отстоя землесоса и двух буксиров в экстремальных условиях. До наступления весеннего ледохода все мероприятия выполнялись, основными из которых были зачернение и распиловка льда по периметру судов, выморозка ВРК, устранение водотечности корпусов, обеспечение необходимым снабжением, в том числе ГСМ. А весной начались небывалые еще на речном флоте события

 

Под натиском стихии

Непредсказуемым оказался ледоход на 2015 км реки. Стремительно поднимался уровень воды в месте отстоя каравана, вызванный затором выше по течению в п. Солянка. Началось такое природное явление, как непромывание переката здесь и на расположенной выше по течению на отметке 2027,5 км Лены, на правом берегу боковой речки Туолба. Ситуацию усугубило и то, что из-за крайне низких майских температур не произошло образования закраин реки, местного разрушения и разряжения льда. В результате исчезла возможность для каравана судов отойти и укрыться от ледохода по разводьям реки.

С начала половодья экипажи судов оставались на борту и несли аварийные вахты, невзирая на грозное торжество стихии. Худшие опасения оправдались к утру 09.05.2015 – землесос и два буксира сорвало с переката надвинувшимся сплошным льдом. В этих условиях экипажи, проявляя высокое мастерство и незаурядное мужество, раз за разом предпринимают попытки удержаться вместе и уйти в безопасное место. Однако напор стихии столь мощный, что суда теряют связку и ледяной поток разносит их в разные направления.

Землесосу досталось больше всех – судно получило серьезные повреждения корпуса. Борьба за живучесть продолжалась до тех пор, пока оставалась возможность сохранения человеческих жизней. После очередного сжатия льда и получения очередной пробоины в корпусе было принято решение экипажу покинуть судно. Так, на 1993 км Лены, набрав в корпус критическое количество воды, судно погрузилось левым бортом. При этом землесос непрерывно продолжал получать удары льдин, которые разрушили часть надстройки и оторвали рулевую рубку.

В дальнейшем было определено, что «Олекма» затонула носом против течения в семистах метрах левее оси судового хода и в семистах метрах от коренного левого берега. Судно лежало на грунте с креном на левый борт 138 градусов и дифферентом на нос 3,0 градуса.

 

Подготовка к подъему

Для разработки плана подъема «Олекмы» провели изыскательскую съемку, определив точные координаты нахождения землесоса, составили карту окружающих глубин и глубин подходов к землесосу от судового хода, подходов от судового хода к левому берегу для разгрузки и погрузки автотракторной техники, замерены и нанесены на карту расстояния от судна до берега и судового хода. За несколько дней водолазы провели обследование судна с целью определения состояния его погруженной части, рельефа дна и количества наносов.

В связи с высокой стоимостью необходимой оснастки, отсутствием предложений от крупных судоподъемных организаций Администрация самостоятельно разработала план проведения аварийно-спасательных работ по подъему, включающий комплекс мер по осуществлению судоподъемной операции, расчетов, проектирования необходимого такелажа, обеспечения экологической безопасности и т.д.

Технологически план разделили на два этапа:

1-й этап – установка судна на ровный киль (переворачивание);

2-й этап – придание плавучести землесосу и буксировка в Якутск.

Сразу стало ясно, что наиболее технически сложной и дорогостоящей задачей станет разворот судна на днище. Расчеты показали, что для обеспечения поворота потребуется преодолеть опрокидывающий момент порядка 4000 тс*м, а минимальное тяговое усилие при приложении его к наивысшей точке выступающего над водой правого борта (для преодоления такого момента) составляет не менее 450 тс.

Применение при повороте судна плавучих кранов и килекторных судов исключалось по причине отсутствия таковых в бассейне реки, а использование жестких или мягких судоподъемных понтонов – из-за их неэффективности при таких глубинах и таком положении судна. Единственным возможным решением представлялось осуществление спрямления судна с помощью лебедок, установленных на левом коренном берегу. Было принято решение произвести переворачивание на ровный киль с помощью двух лебедок типа ЛП152, которые при работе с однороликовым полиспастом обеспечивают тяговое усилие 300 тс каждая.

На основании предварительного плана, результатов водолазного обследования и полученной информации относительно сроков поставки необходимых в судоподъемной операции оборудования и материалов 13 июля был разработан и утвержден график аварийно-спасательных работ. Автономные дизельные лебедки типа ЛП152 взяли в аренду в организациях Якутска, где их, как правило, использовали при протяжке трубопроводов через водные препятствия.

Для подготовки подготовительных работ в район аварии была направлена бригада с тяжелой строительной техникой, брандвахта для проживания аварийно-спасательной бригады, 16-тонный плавкран, баржа с оборудованием и материалами, а также два буксирных судна.

Непосредственно на месте работа велась параллельно с двух сторон.

На берегу: заложили четыре мертвых якоря, каждый из которых представляет из себя пачки по 15 лиственничных бревен диаметром 300 мм и четыре сваи, уложенные в траншею, усиленную бетонной плитой, на глубину трех метров, за которые закреплен и выведен на поверхность под углом около 30 градусов к горизонту металлический трос диаметром 62 мм. Подготовили площадки и установили две лебедки ЛП152 (150 тс) и два однороликовых полиспаста на 300 тс, заделав их за мертвые якоря; установили два семироликовых обкатных блока, служащих вкупе с роликами, закрепленными на судне, для равномерного распределения усилий на корпус землесоса.

 

 

На судне: заварили забортные отверстия и отремонтировали доступные повреждения обшивки корпуса общей площадью 40 квадратных метров; приварили вдоль правого борта на палубный стрингер на участке с 8,5 по 97,5 шп. подкрепляющую полосу из стали РСВ 20х300 мм. Затем приварили на подкрепляющую полосу 24 крюка из круга 65 мм из стали 09Г2С, из них 12 на участке с 11 по 41 шп. и 12 на участке с 64 по 95 шп.; зацепили за крюки 12 поводков из каната 36 мм с блоками. Для защиты троса и корпуса судна от повреждений, а также с целью распределения нагрузки в местах изгиба троса (районы шистрека и подворота) установили прокладки из лафета. Также из-за аномально низкого уровня воды в Лене возникла необходимость в проведении дноуглубительных работ для безопасной посадки переворачиваемого землесоса днищем на грунт, которые были выполнены с помощью плавучего крана.

В это время в Администрации Ленского бассейна и Якутском РВПиС велась работа по обеспечению спасательной операции необходимыми материалами и оборудованием. Были в кратчайшие сроки изготовлены один тяговый полиспаст и два обкатных семироликовых блока грузоподъемностью 300 тонн, 24 кованых крюка и 12 блоков грузоподъемностью 30 тонн.

Заключительным трудоемким и ответственным этапом подготовительных работ для переворота землесоса был процесс заводки стального каната диаметром 30,5 мм между закрепленными на судне блоками и обкатными блоками на берегу, ведь каждая вставка длиной примерно 7 км собиралась на месте из нескольких канатов меньшей длины, и всего одно некачественное соединение впоследствии могло стать причиной ее разрыва и, как следствие, срыва всей операции. Однако, как выяснилось в ходе подъема, и эта часть подготовки была выполнена на должном уровне. На этом подготовительные работы были закончены и принято решение начать судоподъемную операцию. Общий вес стальных канатов и необходимого такелажа составил около 70 тонн.

 

Подъем «Олекмы»

Проведение подобных операций требует большой слаженности и четкого выполнения плана всеми участниками, во главе угла здесь – безопасность работ. Поэтому перед началом операции был разработан план производства работ, проведена его детальная проработка с определением роли каждого участника, а также необходимый инструктаж, в том числе и по технике безопасности.

И вот наступило 30 сентября. В этот день начали операцию по перевороту судна с установки ниже по течению от него бонового заграждения для локализации возможной утечки горюче-смазочных материалов. После расстановки наблюдательных постов дана команда «Начали!» и пошел процесс «перетягивания канатов» между стальной многотонной махиной и двумя сравнительно небольшими лебедками. Поворот судна занял целый день и закончился постановкой на киль уже затемно. Это была победа, первая в ряду тех, что привели к успеху эту уникальную, во многом эксклюзивную спасательную операцию в условиях арктической реки.

 

 

 

На следующий день началась откачка воды из отсеков для придания плавучести, но судно не поддавалось, казалось, намертво прилипнув к дну реки. Пришлось оперативно, в течение суток доставить и установить дополнительные насосы. В результате общая производительность водоотливных средств превысила 1000 куб. метров в час. Во время откачки воды были обнаружены и устранены полученные в процессе поворота судна повреждения.

Даже после того как большая часть отсеков была осушена, осадка оставалась слишком большой, так как всплытию мешал песок, нанесенный рекой во внутренние помещения. Ситуация усугублялась еще и тем, что основная масса песка располагалась вдоль борта и вызывала значительный крен на левый борт. Удаление наносов из помещений судна – это весьма трудоемкий и длительный процесс, поэтому было принято решение направить группу водолазов с мощными гидромониторами и эжекторами – такой вариант предусматривался в плане операции подъема.

Добиться необходимой осадки для вывода землесоса на 3-метровую глубину получилось благодаря слаженным действиям по удалению песка из корпуса, облегчению путем демонтажа тяжелого палубного оборудования, буксиров и лебедок, уже передислоцированных на баржу, и работе по вытягиванию землесоса в сторону реки. Для дальнейшего устранения крена была применена баржа водоизмещением 2500 тонн, которую притопили и закрепили за левый борт, после чего стало возможным их совместное всплытие. Буксировка состава в Якутск также требовала большой осторожности, так как достигнутая осадка землесоса соответствовала существующим глубинам на перекатах, однако благодаря профессионализму экипажа буксира «Кута» в сопровождении путейских судов по участкам буксировку выполнили успешно, и 13 октября 2015 г. землесос «Олекма» вернулся на свое место в родном затоне Якутского РВПиС.

 

Из досье «МВР»

Технические характеристики

Земснаряд «Олекма» построен в Чехословацкой Советской Социалистической Республике в 1986 г. и относится к классу речных дизель-электрических землесосов с гидравлическим разрыхлением и плавучим грунтопроводом. Судно способно забирать грунт с глубин до 14 м и транспортировать через грунтопровод длиною до 500 м, мощностью около 2500 м3 песчаных грунтов в час. Габаритные размеры: длина 76,6 м; ширина 10,55 м; высота несъемных частей 13,65 м; высота борта 3,00 м. Доковый вес судна 896,6 тонны.

 

Морские вести России №18 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика