Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Водные ресурсы страны нуждаются в защите

Речной транспорт
Водные ресурсы страны нуждаются в защите

Подготовлен и внесен в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». Принятие данного законопроекта должно существенно улучшить использование водных путей нашей страны.

Владимир Кашин, председатель Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН

 

Водное хозяйство – богатство страны

Россия – это великая водная держава, и этот потенциал должен работать на общее благо. Занимая 1/6 всей земной суши и протяженность 60 тыс. км водного побережья, Россия отличается обилием природных вод, хорошо развитой речной сетью и системой озер, принадлежащих бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов и внутренних водоемов.

Гидросеть России образуется из более чем 2,5 млн рек и ручьев, общая протяженность которых составляет свыше 8 млн км. Число рек (водотоков), включенных в государственный водный реестр, составляет значительную величину – 142,3 тыс. единиц.

На территории России расположены полностью или частично 8 из 50 крупнейших мировых бассейнов рек: Оби, Енисея, Лены, Амура, Волги, Днепра, Дона, Урала. Число озер составляет более 2,7 млн единиц с суммарной площадью водной поверхности почти 409 тыс. кв. км. В государственном водном реестре зарегистрировано 20,7 тыс. озер.

Кроме того, в эксплуатации находятся 2650 водохранилищ емкостью выше 1 млн кубометров. В первую десятку крупнейших по площади водного зеркала водохранилищ в мире входят Куйбышевское (6,15 тыс. кв. км), Братское (5,5 тыс. кв. км), Рыбинское (4,5 тыс. кв. км), Волгоградское (3,1 тыс. кв. км), Красноярское (2,0 тыс. кв. км) водохранилища.

Территория России омывается водами 12 морей, а также водами Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также внутриматерикового Каспийского моря.

Внутренние водные пути (ВВП) России являются важнейшей частью инфраструктуры государства, обеспечивающей транспортные связи субъектов страны, а также экспортно-импортные перевозки в прямом водном сообщении с 45 странами Европы, Азии и Африки.

Протяженность судоходных водных путей России в настоящее время составляет 101,6 тыс. км, в том числе 16,7 тыс. км искусственных водных путей. На них расположены более 700 гидротехнических сооружений различного назначения, в том числе 110 судоходных шлюзов, насосные станции, гидроэлектростанции, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски. Это огромное хозяйство и богатство!

СССР первой из стран Европы завершил в 1975 году процесс создания Единой глубоководной системы путей страны и континента в целом, связавшей судоходными путями все омывающие Европу моря. Это стало возможным благодаря строительству уникальных межбассейновых соединений: Беломорско-Балтийского канала, Волго-Донского канала, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, а также каскада гидроузлов на Волге, Каме и Дону.

ВВП обладают развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На реках России функционирует 131 речной порт.

В целом на долю ВВТ приходится около 2% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

 

Новации для общей пользы

Основной целью законопроекта «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» является создание правовых условий для развития и повышения эффективности внутреннего водного транспорта, а также его безопасности.

В настоящее время в соответствии с КВВТ РФ внутренние водные пути находятся исключительно в федеральном ведении, их содержание и развитие является обязательством федерального бюджета. Перечень водных объектов, составляющих ВВП РФ, утверждается соответствующим распоряжением правительства страны.

Ряд регионов (г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Красноярский край и др.) на протяжении нескольких лет неоднократно обращались с предложением, чтобы внутренние пути федерального значения, которые в настоящее время включены в Перечень водных объектов, включали в себя и внутренние водные пути регионального значения.

Внесенный законопроект предоставляет субъектам РФ право в дополнение к существующему Перечню внутренних водных путей федерального значения инициативно вносить в правительство предложения по формированию Перечня ВВП регионального значения из числа участков рек, каналов, озер и водохранилищ, расположенных в границах субъекта РФ и не используемых сегодня для судоходства. В этом случае финансирование содержания и развития таких участков ВВП регионального значения будет являться обязательством бюджета субъекта Российской Федерации. Дело в том, что с изменением законодательства с 2006 года субъекты РФ не могут участвовать в финансировании содержания внутренних водных путей. Законопроектом предусматриваются правовые условия, позволяющие субъектам Федерации участвовать в финансировании содержания ВВП федерального значения посредством предусмотренного Бюджетным кодексом РФ механизма предоставления субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта России в целях софинансирования исполнения расходных обязательств страны.

Также предусматривается предоставить право органам государственной власти субъекта РФ осуществлять финансирование содержания судовых ходов, в том числе проведение путевых работ, и инфраструктуры на ВВП регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта страны, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта РФ. Это позволит реализовать региональные проекты по качественному улучшению параметров ВВП и федерального значения в интересах субъектов РФ.

Такой подход дает возможность создать условия для расширения географии перевозок грузов и пассажиров в интересах повышения эффективности экономики субъектов РФ на тех водных объектах, которые прежде всего не включены в Перечень ВВП федерального значения.

 

Обеспечить безопасность на воде

Еще одним важным моментом является то, что сегодня остро стоит вопрос обеспечения безопасности судоходства на водных объектах, не включенных в федеральный перечень. Так, например, в 2009 году затонул теплоход на озере Пясино в Красноярском крае, которое не входит в перечень ВВП РФ, погибли 8 человек. Если такие водные объекты в соответствии с внесенным законопроектом будут отнесены к ВВП регионального значения, то Ространснадзор и инспекции государственного портового контроля, входящие в состав администраций бассейнов ВВП, получат возможность для осуществления надзора и контроля за судоходством.

В целях обеспечения безопасности судоходства на ВВП РФ законопроектом предполагается распространить действие Кодекса внутреннего водного транспорта на суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Недостатки законодательства сегодня позволяют судовладельцам, которые эксплуатируют суда, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не только не проводить их государственную регистрацию, но и не представлять такие суда для необходимой классификации и освидетельствования.

Помимо этого судовладельцы снимают с учета ранее находившиеся на классификационном учете суда, в том числе имеющие возраст более 30 лет. Таким образом, контроль за техническим состоянием этих судов в настоящее время является исключительной прерогативой судовладельца. Законопроектом предполагается функции по содержанию инфраструктуры внутренних водных путей на ВВП федерального значения возложить на администрации бассейнов ВВП, которые отвечают за обеспечение безопасного судоходства.

 

Бережно использовать водные богатства

Несколько слов надо сказать о собственности на водные объекты. Эти вопросы полностью урегулированы Водным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 Водного кодекса пруды и обводненные карьеры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, к которым каждый гражданин вправе иметь доступ и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Конечно, на практике мы сталкиваемся с проблемами исполнения законов. Можно привести многочисленные примеры, когда богатенькие граждане грубо нарушают природоохранное и водное законодательство – строят коттеджи в водоохранной зоне, меняют береговую линию, намывают искусственные острова, строят причалы и эллинги в теле гидротехнических сооружений (дамб) и т.д. Мы с этим сталкивались даже на Волге, не говоря уже о реках меньшего масштаба, в том числе в Подмосковье. Так, например, в водонапорной дамбе г. Дубны местными дельцами были построены эллинги для моторок и яхт, в районе г. Кимры была изменена береговая линия реки Волги, то же самое происходило с Клязьмой, застройка поймы реки в районе Красногорска, застройка долины Сетуни и т.д. Такие нарушения не имеют права на существование, и их надо выжигать каленым железом. И вносимый законопроект в значительной мере решает эти проблемы.

Важным является контроль за обеспечением общедоступности водных объектов для населения, который не всегда осуществляется так, как это предусмотрено. Это подтверждается многочисленными обращениями граждан. Зачастую право осуществлять в границах водоохранных зон строительство хозяйственных и иных объектов трактуется застройщиками как возможность ограждения территории и закрытия свободного доступа к водным объектам. Это абсолютно незаконно. Правоохранительные органы обязаны реагировать на такие случаи.

Особую актуальность проблема обеспечения общедоступности водных объектов для населения приобрела в связи с принятием в первом чтении в декабре 2013 года проекта федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве». Сейчас он активно готовится к рассмотрению во втором чтении в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Депутатам Государственной Думы, так же как и всем гражданам, небезразлична судьба водного фонда страны, мы стремимся в своей работе по совершенствованию водного и другого законодательства учесть все особенности этого уникального природного ресурса, чтобы обеспечить его рациональное использование, сохранить природные богатства России для будущих поколений и не допустить их бесконтрольного уничтожения.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Макаровцы приняли участие в митинге в честь 90-летия со дня рождения Валентина Пикуля

Макаровцы приняли участие в митинге в честь 90-летия со дня рождения Валентина Пикуля Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова 13 июля принял уча...

Яхта под парусами часовой мануфактуры «6МХ» стала призером регаты в Ленинградской области

Яхта под парусами часовой мануфактуры «6МХ» стала призером регаты в Ленинградской области Завершился Чемпионат России по парусному спорту в классах яхт Open800 и «Четвертьтонник» ITL Sailing...

Российская экономика

Избран новый состав Совета директоров АО «ПО «Севмаш»

Избран новый состав Совета директоров АО «ПО «Севмаш» Общим собранием акционеров АО «ПО «Севмаш» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин Федеральный бюджет РФ исполнен в первом половине 2018 года с профицитом в 1,9% ВВП, или 877 млрд...

Транспортная политика

Законопроект о закрытой перевалке угля вновь внесен в Госдуму

Законопроект о закрытой перевалке угля вновь внесен в Госдуму В Государственную Думу депутатами от ЛДПР внесен законопроект, который предлагает обязать морские те...

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы 120-я сессия Совета Международной морской организации (ИМО) прошла со 2 по 6 июля в Лондоне,...

Морские порты

Суд частично удовлетворил иск НМТП к Минтрансу, Росморречфлоту и капитану порта Новороссийск

Суд частично удовлетворил иск НМТП к Минтрансу, Росморречфлоту и капитану порта Новороссийск Арбитражный суд Москвы в понедельник частично удовлетворил иск ПАО «Новороссийский морской торговый ...

Росморпорт начал осуществлять лоцманские проводки в морском порту Махачкала

Росморпорт начал осуществлять лоцманские проводки в морском порту Махачкала Махачкалинский филиал ФГУП «Росморпорт» с 1 июня 2018 года начал оказывать в морском порту Махачкала...




Морской транспорт

С 1 января 2019 года изменится порядок учета расходов владельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре

С 1 января 2019 года изменится порядок учета расходов владельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре В силу вступает Федеральный закон от 04.06.2018 № 137-ФЗ. Судовладельцы смогут начислять амортизацию...

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике ГК «СКАНЭКС» и крупнейшая российская судоходная компания ПАО «Совкомфлот» на протяжении года развива...

Речной транспорт

Танкер-химовоз проекта RST27M «Балт Флот 16» включен в список Significant Ships of 2017

Танкер-химовоз проекта RST27M «Балт Флот 16» включен в список Significant Ships of 2017 Британское Королевское общество корабельных инженеров (RINA - Royal Institution of Naval Archite...

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов Псковская природоохранная межрайонная прокуратура требует поднять семь затонувших судов со дна Псков...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит покупку терминала у Global Ports

Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит покупку терминала у Global Ports Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит вопрос о покупке у Global Ports терминала в Са...

ФАС разрешила «Трансконтейнеру» купить терминал в Санкт- Петербурге - замглавы компании

ФАС разрешила «Трансконтейнеру» купить терминал в Санкт- Петербурге - замглавы компании Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила «Трансконтейнеру» купить у Global Ports т...

Авто транспорт

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь Почти 460 тыс. автомобилей проехали по Крымскому мосту за июнь 2018 года, всего за 1,5 месяца работы...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне Оценка деятельности, данная компетентным человеком, всегда воспринимается как наиболее объективная. ...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...