Водные ресурсы страны нуждаются в защите

Речной транспорт
Водные ресурсы страны нуждаются в защите

Подготовлен и внесен в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». Принятие данного законопроекта должно существенно улучшить использование водных путей нашей страны.

Владимир Кашин, председатель Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН

 

Водное хозяйство – богатство страны

Россия – это великая водная держава, и этот потенциал должен работать на общее благо. Занимая 1/6 всей земной суши и протяженность 60 тыс. км водного побережья, Россия отличается обилием природных вод, хорошо развитой речной сетью и системой озер, принадлежащих бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов и внутренних водоемов.

Гидросеть России образуется из более чем 2,5 млн рек и ручьев, общая протяженность которых составляет свыше 8 млн км. Число рек (водотоков), включенных в государственный водный реестр, составляет значительную величину – 142,3 тыс. единиц.

На территории России расположены полностью или частично 8 из 50 крупнейших мировых бассейнов рек: Оби, Енисея, Лены, Амура, Волги, Днепра, Дона, Урала. Число озер составляет более 2,7 млн единиц с суммарной площадью водной поверхности почти 409 тыс. кв. км. В государственном водном реестре зарегистрировано 20,7 тыс. озер.

Кроме того, в эксплуатации находятся 2650 водохранилищ емкостью выше 1 млн кубометров. В первую десятку крупнейших по площади водного зеркала водохранилищ в мире входят Куйбышевское (6,15 тыс. кв. км), Братское (5,5 тыс. кв. км), Рыбинское (4,5 тыс. кв. км), Волгоградское (3,1 тыс. кв. км), Красноярское (2,0 тыс. кв. км) водохранилища.

Территория России омывается водами 12 морей, а также водами Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также внутриматерикового Каспийского моря.

Внутренние водные пути (ВВП) России являются важнейшей частью инфраструктуры государства, обеспечивающей транспортные связи субъектов страны, а также экспортно-импортные перевозки в прямом водном сообщении с 45 странами Европы, Азии и Африки.

Протяженность судоходных водных путей России в настоящее время составляет 101,6 тыс. км, в том числе 16,7 тыс. км искусственных водных путей. На них расположены более 700 гидротехнических сооружений различного назначения, в том числе 110 судоходных шлюзов, насосные станции, гидроэлектростанции, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски. Это огромное хозяйство и богатство!

СССР первой из стран Европы завершил в 1975 году процесс создания Единой глубоководной системы путей страны и континента в целом, связавшей судоходными путями все омывающие Европу моря. Это стало возможным благодаря строительству уникальных межбассейновых соединений: Беломорско-Балтийского канала, Волго-Донского канала, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, а также каскада гидроузлов на Волге, Каме и Дону.

ВВП обладают развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На реках России функционирует 131 речной порт.

В целом на долю ВВТ приходится около 2% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

 

Новации для общей пользы

Основной целью законопроекта «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» является создание правовых условий для развития и повышения эффективности внутреннего водного транспорта, а также его безопасности.

В настоящее время в соответствии с КВВТ РФ внутренние водные пути находятся исключительно в федеральном ведении, их содержание и развитие является обязательством федерального бюджета. Перечень водных объектов, составляющих ВВП РФ, утверждается соответствующим распоряжением правительства страны.

Ряд регионов (г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Красноярский край и др.) на протяжении нескольких лет неоднократно обращались с предложением, чтобы внутренние пути федерального значения, которые в настоящее время включены в Перечень водных объектов, включали в себя и внутренние водные пути регионального значения.

Внесенный законопроект предоставляет субъектам РФ право в дополнение к существующему Перечню внутренних водных путей федерального значения инициативно вносить в правительство предложения по формированию Перечня ВВП регионального значения из числа участков рек, каналов, озер и водохранилищ, расположенных в границах субъекта РФ и не используемых сегодня для судоходства. В этом случае финансирование содержания и развития таких участков ВВП регионального значения будет являться обязательством бюджета субъекта Российской Федерации. Дело в том, что с изменением законодательства с 2006 года субъекты РФ не могут участвовать в финансировании содержания внутренних водных путей. Законопроектом предусматриваются правовые условия, позволяющие субъектам Федерации участвовать в финансировании содержания ВВП федерального значения посредством предусмотренного Бюджетным кодексом РФ механизма предоставления субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта России в целях софинансирования исполнения расходных обязательств страны.

Также предусматривается предоставить право органам государственной власти субъекта РФ осуществлять финансирование содержания судовых ходов, в том числе проведение путевых работ, и инфраструктуры на ВВП регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта страны, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта РФ. Это позволит реализовать региональные проекты по качественному улучшению параметров ВВП и федерального значения в интересах субъектов РФ.

Такой подход дает возможность создать условия для расширения географии перевозок грузов и пассажиров в интересах повышения эффективности экономики субъектов РФ на тех водных объектах, которые прежде всего не включены в Перечень ВВП федерального значения.

 

Обеспечить безопасность на воде

Еще одним важным моментом является то, что сегодня остро стоит вопрос обеспечения безопасности судоходства на водных объектах, не включенных в федеральный перечень. Так, например, в 2009 году затонул теплоход на озере Пясино в Красноярском крае, которое не входит в перечень ВВП РФ, погибли 8 человек. Если такие водные объекты в соответствии с внесенным законопроектом будут отнесены к ВВП регионального значения, то Ространснадзор и инспекции государственного портового контроля, входящие в состав администраций бассейнов ВВП, получат возможность для осуществления надзора и контроля за судоходством.

В целях обеспечения безопасности судоходства на ВВП РФ законопроектом предполагается распространить действие Кодекса внутреннего водного транспорта на суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Недостатки законодательства сегодня позволяют судовладельцам, которые эксплуатируют суда, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не только не проводить их государственную регистрацию, но и не представлять такие суда для необходимой классификации и освидетельствования.

Помимо этого судовладельцы снимают с учета ранее находившиеся на классификационном учете суда, в том числе имеющие возраст более 30 лет. Таким образом, контроль за техническим состоянием этих судов в настоящее время является исключительной прерогативой судовладельца. Законопроектом предполагается функции по содержанию инфраструктуры внутренних водных путей на ВВП федерального значения возложить на администрации бассейнов ВВП, которые отвечают за обеспечение безопасного судоходства.

 

Бережно использовать водные богатства

Несколько слов надо сказать о собственности на водные объекты. Эти вопросы полностью урегулированы Водным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 Водного кодекса пруды и обводненные карьеры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, к которым каждый гражданин вправе иметь доступ и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Конечно, на практике мы сталкиваемся с проблемами исполнения законов. Можно привести многочисленные примеры, когда богатенькие граждане грубо нарушают природоохранное и водное законодательство – строят коттеджи в водоохранной зоне, меняют береговую линию, намывают искусственные острова, строят причалы и эллинги в теле гидротехнических сооружений (дамб) и т.д. Мы с этим сталкивались даже на Волге, не говоря уже о реках меньшего масштаба, в том числе в Подмосковье. Так, например, в водонапорной дамбе г. Дубны местными дельцами были построены эллинги для моторок и яхт, в районе г. Кимры была изменена береговая линия реки Волги, то же самое происходило с Клязьмой, застройка поймы реки в районе Красногорска, застройка долины Сетуни и т.д. Такие нарушения не имеют права на существование, и их надо выжигать каленым железом. И вносимый законопроект в значительной мере решает эти проблемы.

Важным является контроль за обеспечением общедоступности водных объектов для населения, который не всегда осуществляется так, как это предусмотрено. Это подтверждается многочисленными обращениями граждан. Зачастую право осуществлять в границах водоохранных зон строительство хозяйственных и иных объектов трактуется застройщиками как возможность ограждения территории и закрытия свободного доступа к водным объектам. Это абсолютно незаконно. Правоохранительные органы обязаны реагировать на такие случаи.

Особую актуальность проблема обеспечения общедоступности водных объектов для населения приобрела в связи с принятием в первом чтении в декабре 2013 года проекта федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве». Сейчас он активно готовится к рассмотрению во втором чтении в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Депутатам Государственной Думы, так же как и всем гражданам, небезразлична судьба водного фонда страны, мы стремимся в своей работе по совершенствованию водного и другого законодательства учесть все особенности этого уникального природного ресурса, чтобы обеспечить его рациональное использование, сохранить природные богатства России для будущих поколений и не допустить их бесконтрольного уничтожения.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...