Водные ресурсы страны нуждаются в защите

Речной транспорт
Водные ресурсы страны нуждаются в защите

Подготовлен и внесен в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». Принятие данного законопроекта должно существенно улучшить использование водных путей нашей страны.

Владимир Кашин, председатель Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН

 

Водное хозяйство – богатство страны

Россия – это великая водная держава, и этот потенциал должен работать на общее благо. Занимая 1/6 всей земной суши и протяженность 60 тыс. км водного побережья, Россия отличается обилием природных вод, хорошо развитой речной сетью и системой озер, принадлежащих бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов и внутренних водоемов.

Гидросеть России образуется из более чем 2,5 млн рек и ручьев, общая протяженность которых составляет свыше 8 млн км. Число рек (водотоков), включенных в государственный водный реестр, составляет значительную величину – 142,3 тыс. единиц.

На территории России расположены полностью или частично 8 из 50 крупнейших мировых бассейнов рек: Оби, Енисея, Лены, Амура, Волги, Днепра, Дона, Урала. Число озер составляет более 2,7 млн единиц с суммарной площадью водной поверхности почти 409 тыс. кв. км. В государственном водном реестре зарегистрировано 20,7 тыс. озер.

Кроме того, в эксплуатации находятся 2650 водохранилищ емкостью выше 1 млн кубометров. В первую десятку крупнейших по площади водного зеркала водохранилищ в мире входят Куйбышевское (6,15 тыс. кв. км), Братское (5,5 тыс. кв. км), Рыбинское (4,5 тыс. кв. км), Волгоградское (3,1 тыс. кв. км), Красноярское (2,0 тыс. кв. км) водохранилища.

Территория России омывается водами 12 морей, а также водами Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также внутриматерикового Каспийского моря.

Внутренние водные пути (ВВП) России являются важнейшей частью инфраструктуры государства, обеспечивающей транспортные связи субъектов страны, а также экспортно-импортные перевозки в прямом водном сообщении с 45 странами Европы, Азии и Африки.

Протяженность судоходных водных путей России в настоящее время составляет 101,6 тыс. км, в том числе 16,7 тыс. км искусственных водных путей. На них расположены более 700 гидротехнических сооружений различного назначения, в том числе 110 судоходных шлюзов, насосные станции, гидроэлектростанции, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски. Это огромное хозяйство и богатство!

СССР первой из стран Европы завершил в 1975 году процесс создания Единой глубоководной системы путей страны и континента в целом, связавшей судоходными путями все омывающие Европу моря. Это стало возможным благодаря строительству уникальных межбассейновых соединений: Беломорско-Балтийского канала, Волго-Донского канала, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, а также каскада гидроузлов на Волге, Каме и Дону.

ВВП обладают развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На реках России функционирует 131 речной порт.

В целом на долю ВВТ приходится около 2% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

 

Новации для общей пользы

Основной целью законопроекта «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» является создание правовых условий для развития и повышения эффективности внутреннего водного транспорта, а также его безопасности.

В настоящее время в соответствии с КВВТ РФ внутренние водные пути находятся исключительно в федеральном ведении, их содержание и развитие является обязательством федерального бюджета. Перечень водных объектов, составляющих ВВП РФ, утверждается соответствующим распоряжением правительства страны.

Ряд регионов (г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Красноярский край и др.) на протяжении нескольких лет неоднократно обращались с предложением, чтобы внутренние пути федерального значения, которые в настоящее время включены в Перечень водных объектов, включали в себя и внутренние водные пути регионального значения.

Внесенный законопроект предоставляет субъектам РФ право в дополнение к существующему Перечню внутренних водных путей федерального значения инициативно вносить в правительство предложения по формированию Перечня ВВП регионального значения из числа участков рек, каналов, озер и водохранилищ, расположенных в границах субъекта РФ и не используемых сегодня для судоходства. В этом случае финансирование содержания и развития таких участков ВВП регионального значения будет являться обязательством бюджета субъекта Российской Федерации. Дело в том, что с изменением законодательства с 2006 года субъекты РФ не могут участвовать в финансировании содержания внутренних водных путей. Законопроектом предусматриваются правовые условия, позволяющие субъектам Федерации участвовать в финансировании содержания ВВП федерального значения посредством предусмотренного Бюджетным кодексом РФ механизма предоставления субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта России в целях софинансирования исполнения расходных обязательств страны.

Также предусматривается предоставить право органам государственной власти субъекта РФ осуществлять финансирование содержания судовых ходов, в том числе проведение путевых работ, и инфраструктуры на ВВП регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта страны, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта РФ. Это позволит реализовать региональные проекты по качественному улучшению параметров ВВП и федерального значения в интересах субъектов РФ.

Такой подход дает возможность создать условия для расширения географии перевозок грузов и пассажиров в интересах повышения эффективности экономики субъектов РФ на тех водных объектах, которые прежде всего не включены в Перечень ВВП федерального значения.

 

Обеспечить безопасность на воде

Еще одним важным моментом является то, что сегодня остро стоит вопрос обеспечения безопасности судоходства на водных объектах, не включенных в федеральный перечень. Так, например, в 2009 году затонул теплоход на озере Пясино в Красноярском крае, которое не входит в перечень ВВП РФ, погибли 8 человек. Если такие водные объекты в соответствии с внесенным законопроектом будут отнесены к ВВП регионального значения, то Ространснадзор и инспекции государственного портового контроля, входящие в состав администраций бассейнов ВВП, получат возможность для осуществления надзора и контроля за судоходством.

В целях обеспечения безопасности судоходства на ВВП РФ законопроектом предполагается распространить действие Кодекса внутреннего водного транспорта на суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Недостатки законодательства сегодня позволяют судовладельцам, которые эксплуатируют суда, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не только не проводить их государственную регистрацию, но и не представлять такие суда для необходимой классификации и освидетельствования.

Помимо этого судовладельцы снимают с учета ранее находившиеся на классификационном учете суда, в том числе имеющие возраст более 30 лет. Таким образом, контроль за техническим состоянием этих судов в настоящее время является исключительной прерогативой судовладельца. Законопроектом предполагается функции по содержанию инфраструктуры внутренних водных путей на ВВП федерального значения возложить на администрации бассейнов ВВП, которые отвечают за обеспечение безопасного судоходства.

 

Бережно использовать водные богатства

Несколько слов надо сказать о собственности на водные объекты. Эти вопросы полностью урегулированы Водным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 Водного кодекса пруды и обводненные карьеры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, к которым каждый гражданин вправе иметь доступ и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Конечно, на практике мы сталкиваемся с проблемами исполнения законов. Можно привести многочисленные примеры, когда богатенькие граждане грубо нарушают природоохранное и водное законодательство – строят коттеджи в водоохранной зоне, меняют береговую линию, намывают искусственные острова, строят причалы и эллинги в теле гидротехнических сооружений (дамб) и т.д. Мы с этим сталкивались даже на Волге, не говоря уже о реках меньшего масштаба, в том числе в Подмосковье. Так, например, в водонапорной дамбе г. Дубны местными дельцами были построены эллинги для моторок и яхт, в районе г. Кимры была изменена береговая линия реки Волги, то же самое происходило с Клязьмой, застройка поймы реки в районе Красногорска, застройка долины Сетуни и т.д. Такие нарушения не имеют права на существование, и их надо выжигать каленым железом. И вносимый законопроект в значительной мере решает эти проблемы.

Важным является контроль за обеспечением общедоступности водных объектов для населения, который не всегда осуществляется так, как это предусмотрено. Это подтверждается многочисленными обращениями граждан. Зачастую право осуществлять в границах водоохранных зон строительство хозяйственных и иных объектов трактуется застройщиками как возможность ограждения территории и закрытия свободного доступа к водным объектам. Это абсолютно незаконно. Правоохранительные органы обязаны реагировать на такие случаи.

Особую актуальность проблема обеспечения общедоступности водных объектов для населения приобрела в связи с принятием в первом чтении в декабре 2013 года проекта федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве». Сейчас он активно готовится к рассмотрению во втором чтении в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Депутатам Государственной Думы, так же как и всем гражданам, небезразлична судьба водного фонда страны, мы стремимся в своей работе по совершенствованию водного и другого законодательства учесть все особенности этого уникального природного ресурса, чтобы обеспечить его рациональное использование, сохранить природные богатства России для будущих поколений и не допустить их бесконтрольного уничтожения.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь Моряки с затонувшего в Черном море разведывательного судна «Лиман» доставлены на территорию РФ, сооб...

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства Курсанты университета имени адмирала Ушакова приняли участие в мастер-классе на тему «Законодательст...

Российская экономика

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти Верфь по строительству крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка» в селе Белокаменка на берегу Ко...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30%

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30% В I квартале 2017 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» в порту Усть-Луга обработано 1,28 ...

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5%

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5% Грузооборот АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding) в I квартале...




Морской транспорт

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия 27 апреля из порта Астрахань в северную часть Каспийского моря начался вывод буксирного каравана, с ...

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота Церемония торжественного спуска на воду катера проекта «Грачонок» на судостроительном заводе «Вымпел...

Речной транспорт

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП 25-26 апреля проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 ФБУ  «Администрация В...

Ж/Д транспорт

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым ОАО «Российские железные дороги» с 30 апреля откроет продажу единых билетов в Крым, которые предпола...

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб.

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб. Объем инвестиций ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в развитие Архангельского региона Се...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...