Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

О безопасности – профессионально

Транспортная политика

В Новороссийске состоялось выездное совещание по вопросам обеспечения судоходства на водном транспорте

25 ноября и.о. руководителя Росморречфлота Сергей Горелик и заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк приняли участие в совещании под председательством заместителя министра транспорта Виктора Олерского по обеспечению судоходства на морском и внутреннем водном транспорте.

Владимир Меланин, Новороссийск

В совещании также приняли участие представители Росморречфлота, руководители администраций и капитаны морских портов, представители Минтранса России, ФГУП «Росморпорт», ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», ФАУ «Российский морской регистр судоходства», ФАУ «Российский Речной Регистр», ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Российской палаты судоходства, операторов морских терминалов, судовладельческих, экспедирующих и агентирующих компаний.

Участники совещания обсудили вопросы обеспечения безопасности мореплавания на период строительства мостового перехода через Керченский пролив, безопасности мореплавания в морских портах в осенне-зимний период, а также обеспечение транспортной безопасности на судоходных гидротехнических сооружениях и безопасности судоходства в Азово-Донском бассейне.

 

У каждого порта свои особенности

Так, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» Владимир Ерыгин рассказал о мерах, принимаемых АМП по обеспечению безопасности мореплавания в осенне-зимний период в морских портах Черноморского бассейна.

– Каждый из портов Черноморского бассейна, а это Сочи, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Тамань, Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория, – сказал В. Ерыгин, – имеет свои особенности по географическому расположению, гидрологическим характеристикам и гидрометеоусловиям, по типу и тоннажу принимаемых судов, по транспортной логистике, производственным мощностям, номенклатуре обрабатываемых грузов.

В таких портах, как Новороссийск, Туапсе, Тамань и Керчь, в этот период нередки сильные ветры до 25 метров в секунду и более с резким понижением температуры воздуха, приводящим к обледенению судов, причалов. Отсюда и вероятность возникновения чрезвычайных и аварийных ситуаций. К примеру, в декабре 2002 года в Новороссийском порту в шторм затонули два судна. Еще более масштабными стали последствия шторма в ноябре 2007 года, когда от Керченского пролива до Севастополя потерпели крушение 13 судов класса «река-море». Затонули три российских сухогруза («Вольногорск», «Нахичевань», «Ковель»), перевозившие серу; перевернулось грузинское судно с металлоломом, пополам разломился российский танкер «Волгонефть-139». Ущерб, нанесенный морю, только в Керченском проливе составил более 6,5 млрд рублей. Еще пример. В декабре 2009 года в районе Сочи в 7-балльный шторм перевернулся и был выброшен на берег водолазный бот, разрушились свайные конструкции строящегося грузового порта в устье реки Мзымты.

Все это, по словам В. Ерыгина, потребовало разработки и осуществления эффективных мер обеспечения безопасности плавания в осенне-зимний период. Разработаны и выполняются планы подготовки портов к осенне-зимнему периоду 2015-2016 годов, разработаны схемы обеспечения безопасности стоянки и укрытий судов при ухудшении погодных условий, уточнен состав сил и средств аварийно-спасательного обеспечения, документов связи, оповещения и взаимодействия, организованы инструктажи дежурных смен и работников инспекций государственного портового контроля, а также инспекторов FSC и PSC по особенностям проверки мореходного состояния судов и оформления их выхода из морских портов.

Осуществляется ряд других мероприятий. К примеру, проведены совещания с представителями субъектов транспортной инфраструктуры, персоналом СУДС, лоцманами, капитанами судов, на которых определены цели, задачи и особенности обеспечения безопасности мореплавания в осенне-зимний период, проведены тренировки и учения, на которых отработаны действия в морских портах при ухудшении погодных условий и возникновении рисков для безопасности мореплавания, проводится проверка судов на готовность к чрезвычайным ситуациям, усилен контроль за получением и передачей судам метеорологической и гидрологической обстановки, за состоянием ГТС и средств навигационного оборудования в морских портах.

– Особое внимание, – сказал В. Ерыгин, – обращается на потенциально опасные в осенне-зимний период районы мореплавания – Новороссийск, Туапсе, Керченский пролив. При возникновении ледовой обстановки предусмотрена ледовая проводка. В Керченском проливе дежурит многофункциональное аварийно-спасательное судно ледового класса «Спасатель Карев».

С этим вопросом перекликался и другой – о мерах по обеспечению безопасности мореплавания во время строительства мостового перехода через Керченский пролив. С сообщениями выступили капитан морского порта Кавказ Евгений Тузинкевич и зам. капитана порта Керчь Леонид Орлов. Специалисты рассказали, что в данной акватории еще не все обследовано. Большую опасность представляют оставшиеся от Великой Отечественной войны мины. Отсутствуют ГТС со швартовыми тумбами, где суда могли бы надежно закрепиться при волнении моря. Есть также участки с нечистыми грунтами, то есть остатки свай, затонувшие суда. Опасность представляет и лед, толщина которого в суровые зимы достигает до 0,6 м, а в прибрежной полосе – до 1 м. Нередко под воздействием течений и ветров лед забивает Керченский пролив до самого узкого места – участка между косой Тузла и мысом Павловский восточного побережья Крыма.

Говоря о навигации в районе будущего моста, специалисты выделили проходящий здесь рекомендованный путь – РП 45 с глубинами 4,1-4,8 м для следования рыболовных судов, буксиров, катеров и вспомогательного флота. Акцентировали внимание на том, что судам необходимо строго придерживаться оси этого рекомендованного фарватера ввиду того, что по его сторонам множество необозначенных затонувших судов и различных препятствий.

Участники совещания определились, что необходимо предусмотреть привлечение к строительству морской части транспортного перехода в осенне-зимний период судов, имеющих соответствующий ледовый класс для условий Азово-Черноморского бассейна и оборудованных АИС, определить места укрытия судов и плавсредств, задействованных в строительстве морской части транспортного перехода Керчь – Тамань, в случае ухудшения погодных условий в районе строительства.

Необходимо также учесть, что при тяжелых ледовых условиях в районе строительства морской части транспортного перехода ледоколы и буксиры ледового класса не смогут в полной мере оказать реальную помощь, так как строительство транспортного перехода производится на мелководье, которое простирается вдоль о. Коса Тузла и у побережья Керченской бухты. В связи с чем мостостроителям необходимо заблаговременно перевести суда, задействованные в строительстве морской части транспортного перехода, в безопасное место и сосредоточить усилия на строительстве транспортного перехода, производимом с береговых укреплений.

Намечены меры для обеспечения безопасности мореплавания, рекомендованы места укрытий при штормовых погодных условиях.

 

Надежная защита

На совещании обсужден также вопрос «О мерах по обеспечению транспортной безопасности на судоходных гидротехнических сооружениях». С докладом выступил руководитель ФГБУ «Канал им. Москвы» Анатолий Сокуренко. Основное внимание было обращено на антитеррористическую защищенность ГТС и других объектов внутренних водных путей. Говорили также и о реализации требований Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». В частности, отмечалось, что выполнение требований закона требует постоянного и эффективного сотрудничества всех вовлеченных в транспортный процесс сторон, включая управленческий персонал портов, судоходных гидротехнических сооружений (СГТС), судов, пассажиров, грузовладельцев. Но наибольшая ответственность возложена на собственников объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, представителей судокомпаний. А. Сокуренко сообщил, что за ФГБУ «Канал им. Москвы» закреплено на правах хозяйственного ведения 125 категорированных объектов транспортной инфраструктуры. 104 из них являются СГТС. Их работа сопряжена с повышенной вероятностью совершения различных актов незаконного вмешательства. Поэтому регулярно проводится анализ мер по недопущению таких посягательств, выявляются потенциальные угрозы, намечаются пути их предотвращения.

Кроме того, А. Сокуренко обратил внимание на отсутствие нормативных документов, четко определяющих параметры инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности, которыми необходимо оснастить судоходные гидротехнические сооружения, а также регламенты проведения их технического обслуживания. Сложившаяся ситуация может повлечь за собой неправильное толкование действующих норм и правил при реализации комплекса мер транспортной безопасности и возникновение негативных последствий для собственников объектов транспортной инфраструктуры при осуществлении своих функций контрольно-надзорными органами.

 

В условиях маловодья

О мероприятиях по обеспечению безопасности судоходства в Азово-Донском бассейне в период маловодья участников совещания информировал руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев.

– Навигация 2015 года в Азово-Донском бассейне, – сказал он, – была сложной и напряженной из-за аномально малой водности. Так, в Цимлянском водохранилище в этом году уровень воды был самым низким за последние 40 лет. И, как следствие, в целях сохранения ресурсов водохранилища были установлены пониженные попуски воды.

В этой связи гарантированные габариты судового хода на лимитирующем участке ниже Кочетовского гидроузла не выдерживались и пришлось ввести ограничения по осадке судов. Так, с апреля по июль осадка судов была ограничена до 2,9 м, в августе – до 2,7 м, с сентября – 2,5 м. Необходимые глубины удавалось поддерживать с помощью поэтапного сброса воды с верхних бьефов гидроузлов Северо-Донецкой шлюзованной системы, а в ноябре за счет ветров западного направления.

Все это затруднило работу речников, отметил С. Гайдаев, но тем не менее им удалось до 20 ноября перевезти 8,4 млн тонн грузов (61,8% к навигации 2014 года), из них нефтегрузы – 5,2 млн тонн (62,5% от общего объема грузов). Говоря о мерах по обеспечению судоходства на Нижнем Дону, С. Гайдаев отметил следующие из них:

-         был создан и работал оперативный штаб бассейна, который постоянно взаимодействовал с Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством водных ресурсов;

-         проводка судов транзитного флота осуществлялась методом лидирования с использованием путейских катеров, оснащенных промерными комплексами, – безопасно проведено 504 судна и дополнительно перевезено 100 тыс. тонн грузов;

-         бассейновая администрация совместно с представителями судоходных компаний проводила инспекторские осмотры водного пути лимитирующих участков Нижнего Дона;

-         танкерными компаниями активно велась работа по согласованию планов ЛРН и получению лицензий от органов Ространснадзора на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности. 6 судокомпаний уже получили такие лицензии и ведут работы по паузке судов, 4 компании находятся в стадии разработки и согласования документации;

-         определены и подготовлены 3 места для паузки нефтефлота выше лимитирующего участка водного пути и 2 места для дозагрузки судов ниже лимитирующего участка, что позволило минимизировать потери объемов грузоперевозок.

Отмечая меры по обеспечению безопасности плавания, С. Гайдаев сказал, что в нынешнем году значительно снижена аварийность на флоте – всего произошло 4 аварийных инцидента на судах и ГТС. Аварий не было.

 

*   *   *

По завершении совещания состоялась торжественная церемония закладки памятной капсулы в основание фундамента, посвященная началу строительства административно-учебного здания ФГБУ «АМП Черного моря», а также высадка первых деревьев в аллее перед будущим административно-учебным зданием.

В этот же день в рамках рабочей поездки в Новороссийск С. Горелик совместно с заместителем руководителя Росморречфлота В. Вовком провели рабочее совещание с участием главы группы компаний «НМТП» С. Батова и руководителей предприятий группы по реализации проектов развития портовой инфраструктуры, увеличения мощностей терминалов.

Кроме того, С. Горелик и В. Вовк посетили терминалы ООО «НУТЭП», ознакомились с началом реализации проекта развития контейнерного терминала, в том числе строительства глубоководного причала №38 в рамках государственно-частного партнерства по генеральному плану развития Юго-Восточного грузового района морского порта Новороссийск, и провели рабочую встречу с руководством компании.

 

Морские вести России №17 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе Президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров исполнит мечту двукратного олимпийского чемпиона по...

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт В восточной части Кильдинского пролива (Баренцево море) потеряло ход маломерное судно РМ6693...

Российская экономика

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обсуждает возможность заключения твердого кон...

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи Сделка по продаже Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) контрольного пакета в финс...

Транспортная политика

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018 Миниюстом в канун Чемпионата мира по футболу 2018 года зарегистрирован приказ Минтранса России от 14...

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе Комитет по безопасности на море Международной морской организации в ходе своей 99-й сессии утвердил ...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу Смольный не исключает переноса первого и второго грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург в п...

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья Правительство РФ утвердило перечень пунктов пропуска через госграницу РФ в Дальневосточном федеральн...




Морской транспорт

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников»

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников» 19 мая 2018 года Выборгский судостроительный завод вывел на ходовые головное ледокольное судно обесп...

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином Оператор северокорейского теплохода «ManGyongBong» начал переговоры о возобновлении паромных перевоз...

Речной транспорт

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи Киль первого сухогрузного суда проекта RSD32M заложен на Окской судоверфи в городе Навашино Нижегоро...

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства 18 мая на объекте охраны «Шлюз №1» Вытегорского РГСиС филиала ФБУ «Администрация Волго-Балт» состоял...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г.

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г. РЖД в 2018 году планируют осуществить закупку инновационной продукции у предприятий малого и среднег...

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник «Российские железные дороги» (РЖД) начинают процедуру выкупа двух выпусков евробондов по $50...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Что принесут новации КТМ?

Что принесут новации КТМ? В последний день 2017 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении из...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...