Газовозы и их особенности

Морской транспорт

Особенности обеспечения безопасной эксплуатации судовых технических средств танкеров-газовозов

За последние 10 лет практически в три раза выросло количество судов для перевозки сжиженного газа – газовозов. Этот тип судов относится к категории повышенной технической сложности по причине используемого технологического оборудования и повышенной опасности из-за характера перевозимого груза.

Данный тип судов является сравнительно новым в отечественной практике, ввиду чего особенности безопасной эксплуатации использующихся на них технических средств недостаточно проработаны и требуют систематизации и применения современных подходов к организации технологических процессов.

А.И. Епихин, к.т.н., доцент кафедры «Судовые тепловые двигатели» ФБГОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»

 

Энергетические установки танкеров-газовозов

Суда-газовозы ввиду особенностей перевозимого груза характеризуются более высокой скоростью хода, поэтому их энерговооруженность значительно выше сопоставимых по дедвейту нефтеналивных танкеров.

Вторым существенным отличием СЭУ газовозов является то, что на долю технологических потребителей приходится до 30% от установленной мощности ГД, ввиду чего практика использования раздельных СЭУ и мощных технологических теплопроизводящих и теплопотребляющих установок на газовозах встречается достаточно часто.

Третьим существенным отличием современных газовозов от других типов судов является территория использования – за последние 20 лет значительно увеличилась добыча газа в отдаленных приарктических и арктических регионах, прокладка газопроводов по которым является практически невозможной, вследствие чего газовозы, вводимые в эксплуатацию на протяжении последних лет, особенно в РФ, предусматривают высокие показатели по ледовому классу, при этом многие из них комплектуются электрическими гребными установками типа Azipod, что ввиду ряда технических, конструктивных и технологических причин вносит дополнительные условия в вопрос обеспечения безопасности эксплуатации СТС.

 

Безопасность эксплуатации СТС

Современные СТС характеризуются высоким уровнем сложности протекающих в них технологических процессов, что в свою очередь ведет к увеличению количества контролируемых параметров и их возможных сочетаний, повышая нагрузку на операторов данных систем. При этом происходит соответствующее увеличение вероятностей возникновения рисков опасных ситуаций, связанных с достижением рядом параметров опасных технологических процессов таких взаимных сочетаний, при которых существенно повышается вероятность возникновения нештатных ситуаций. Вследствие этого в условиях значительной нагрузки на операторов и большого объема аналитической информации появляются риски принятия некорректных решений, которые могут привести к аварийным ситуациям на судне.

Большая часть вышеперечисленных СТС являются в различной степени автоматизированными и оборудованы контрольно-измерительными и управляющими приборами, что в значительной степени упрощает организацию контрольно-диагностических и управляющих воздействий, а также мониторинговые функции при их эксплуатации, однако в любом случае реализация комплексной концепции обеспечения безопасной эксплуатации технических систем судна в качестве основополагающего решения требует наличия средств непрерывного технического контроля за всеми процессами, протекающими в узлах и элементах СТС.

Наибольшей опасностью характеризуются аварийные ситуации, которые приводят к потере хода судна-газовоза, поскольку могут привести к таким авариям, как столкновение с препятствием, посадка на грунт, навал, опрокидывание в шторм и пр.

 

Неисправности паротурбинных установок

Применительно к выбранному типу судов необходимо рассмотреть паротурбинные установки, использующиеся в пропульсивных установках, так как их неисправности ведет к потере хода судна.

Переменные режимы работы турбин нарушают тепловое равновесие деталей, что приводит к появлению температурных напряжений и деформаций корпусов и роторов турбин, что создает условия возникновения отказов.

Пусковые и остановочные, а также реверсивные режимы работы судовой паровой турбины в значительной степени определяют ее надежность, требуют наиболее трудоемких и ответственных операций по управлению и обслуживанию.

Основными видами повреждений корпуса турбин являются трещины, деформации, утонение стенок вследствие коррозии и эрозии.

К возможным повреждениям диафрагм относят: прогиб, трещины, раковины, выкрашивания металла в местах крепления (заливки) лопаток (у корня лопаток) и выход их из плоскости диафрагмы, забоины, трещины и вмятины на лопатках, обрыв лопаток, коррозии и эрозия, подъем диафрагм над плоскостью разъема.

К типичным повреждениям валов роторов относят: износ шеек, приводящий к эллиптичности и конусности, задиры, риски, царапины, забоины на шейках, коррозию, прогиб вала ротора.

Диски паровых турбин могут быть повреждены в основном из-за неравномерного распределения температур вследствие нарушений правил технической эксплуатации ТЗА.

К основным видам повреждений дисков относят: уменьшение толщины вследствие коррозии, трещины, повреждения при задевании о диафрагмы, ослабление посадки на валу, разрыв.

Для лопаток характерно эрозионное изнашивание входной кромки капельками воды, попадающей вместе с паром. Правила технической эксплуатации устанавливают минимальную степень сухости 0,86-0,88. Больше всего изнашивается средняя часть лопатки. Проходное сечение лопаток может заноситься солями котловой воды. На последних ступенях турбины низкого давления занос наблюдается относительно редко, так как влажный пар смывает отложения солей.

Повреждения лабиринтовых уплотнений связаны с изнашиванием и смятием острых концов гребешков, а также с их срывом. Причины, вызывающие повреждения лабиринтовых уплотнений, разнообразны: вибрация или осевой сдвиг ротора, коробление корпуса уплотнения, неравномерное расширение ротора и статора, неправильная сборка.

При вибрации турбины, когда амплитуды абсолютных перемещений достигают значений, при которых выбираются радиальные зазоры, происходит касание вала об уплотнения, смятие гребешков, риски и натиры на роторе. Смятие гребешков увеличивает зазоры, нарушает нормальную работу турбины.

Опорные и упорные подшипники скольжения турбинных механизмов являются наиболее уязвимыми узлами. В то же время они наиболее ответственны, так как от их технического состояния зависит взаимное положение ротора и корпуса.

Упорные колодки упорных подшипников подвергаются изнашиваниям, аналогичным вкладышам опорных подшипников. От целостности слоя антифрикционного материала подушек зависит осевое положение ротора относительно корпуса. В случае аварийного изнашивания антифрикционного материала колодок происходит осевой сдвиг ротора, касание деталей ротора о корпус и отказ турбины.

Практически все вышеперечисленные неисправности могут привести к аварийным ситуациям в турбине. Также следует отметить, что подавляющее большинство неисправностей возникает по причине недостатков, допущенных при технической эксплуатации паротурбинных установок, вызванных недопустимыми рабочими режимами, несвоевременной заменой частей, узлов и агрегатов ПТУ.

 

Основные положения методики безопасной эксплуатации СТС

Методика безопасной эксплуатации должна позволить произвести реализацию комплекса контрольно-аналитических мероприятий, позволяющих обеспечивать постоянное наблюдение за параметрами опасных технологических процессов в судовых технических системах, направленных на исключение вероятностей принятия операторами некорректных решений.

В контексте анализа практики эксплуатации СТС в различных условиях следует отметить, что на показатели безопасности оказывает влияние ряд неравнозначных факторов, изменяющихся по различным случайным законам. В качестве двух основных факторов, наиболее часто становящихся причинами возникновения аварийных ситуаций, следует выделить внезапные неисправности СТС и воздействие т.н. человеческого фактора. Также в рамках настоящего исследования выдвигается гипотеза о том, что риск возникновения внезапных неисправностей СТС в некоторой мере находится в зависимости от действий операторов, т.е. того же самого человеческого фактора, поскольку само по себе явление внезапных отказов технических средств, вызываемое, как правило, возникающими дефектами в конструкционных и технологических материалах при проведении корректной политики эксплуатации и ППР, является весьма маловероятным, поскольку статистическая частота их возникновения на один-два порядка ниже фактической частоты чрезвычайных происшествий на судах.

На сегодняшний день существует ряд методик, использование которых позволяет в различной степени повысить уровень безопасности эксплуатации СТС, однако данные методики ориентированы на ограниченные типы СТС и судов и не обладают необходимым уровнем универсальности для их широкого применения на современном флоте.

Предполагаемая методика должна характеризоваться применимостью к современным судовым техническим средствам в контексте обеспечения их безопасной эксплуатации, снижения риска принятия неправильных решений в условиях больших потоков информации и дефицита времени, выработки стратегии обслуживания для предупреждения возникновения нештатных ситуаций, повышения экологической безопасности и снижения риска для персонала. Это должно быть достигнуто разработкой системы контроля и управления выявленными опасными технологическими процессами, поэтому для ее синтеза необходимо определить те процессы, которые в наибольшей степени влияют на функционирование судна в целом или на наименее ремонтопригодные в судовых условиях механизмы, узлы и элементы, выход которых из строя может повлечь за собой катастрофические последствия. Для этого необходимо внедрить систему контроля параметров и иметь алгоритм прогнозирования развития событий, определения технического состояния и на основании этого выдавать рекомендации обслуживающему персоналу.

Такой диагностический алгоритм предусматривает циклический опрос и дискретизацию параметров во время эксплуатации объекта и в случае отклонений хотя бы одного из них за поле допусков – поиск аналогичной комбинации в эталонной матрице. По найденному номеру ситуации оператору могут быть выданы в графической и текстовой форме диагнозы, рекомендации и прогнозы.

 

Заключение

Для реализации вышеприведенных тезисов должна быть разработана методика технической диагностики и проведения испытаний отдельных узлов и агрегатов судовых энергетических установок с целью выявления их пригодности к дальнейшей эксплуатации и определения их остаточного ресурса. Комплексная методика технической диагностики включает в себя совокупность методов инструментального контроля, таких как дефектоскопия, эндоскопия, трибологический анализ технологических жидкостей, испытания при различных режимах температуры и давления и пр. Необходимо предусмотреть возможность непрерывного контроля основных параметров технологических процессов эксплуатации судовых технических систем с целью обеспечения возможности прогнозирования и предупреждения опасных ситуаций, связанных с выходом значений контролируемых параметров их областей допустимых диапазонов.

Также необходимо обеспечить разработку комплекса организационно-технологических мероприятий, способствующих обеспечению безопасной эксплуатации и снижению аварийности судовых систем. Здесь подразумеваются благоприятные эксплуатационные режимы, возможность предупреждения нештатных ситуаций, а также использование систем контроля и управления технологическими процессами с анализом возможности и необходимости дополнения СТС приборами контроля и безопасности.

 

Морские вести России №15 (2015)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...