Перемены в морском порту Ейск
01.02.2016
Морские порты
Создание морского порта Ейск стало логическим продолжением бурного развития сельскохозяйственной деятельности на юге России в начале ХХ века и необходимостью установления торговых отношений для экспорта сельскохозяйственной продукции со странами средиземноморского региона. Сегодня, в XXI веке, обслуживание именно этих грузопотоков по-прежнему остается для порта актуальным.
Сергей Гречкин, Капитан морского порта Ейск, ФГБУ «АМП Азовского моря»
Акватория морского порта Ейск ограничена отделяющими ее от открытого моря Западным, Восточным и Северным молами. В нее ведет подходной канал длиной 2223 метра (1,2 мили), шириной 80 метров и глубиной 5 метров. Порт доступен для судов с осадкой до 4,5 метра и длиной до 150 метров.
Несмотря на то что в настоящее время оптимальными для перегрузочных работ считаются глубоководные порты, показатели перевалки грузов в порту Ейск за последние 6 лет говорят о том, что этот порт нашел свою нишу на рынке портовых услуг (см. таблицу 1 «Суммарные показатели деятельности хозяйствующих субъектов морского порта Ейск»).
Табл. 1. Суммарные показатели деятельности хозяйствующих субъектов морского порта Ейск
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
---|---|---|---|---|---|---|
Судозаходы |
1372 |
1252 |
1283 |
1079 |
1087 |
1099 |
Грузооборот, тыс. тонн |
4258,5 |
3559,1 |
3998,6 |
3592,8 |
3909,5 |
4028,5 |
Морской порт Ейск был открыт для международного морского сообщения распоряжением Совета Министров – Правительства РФ от 10.08.1993 г. №1443-р и на сегодня является универсальным грузовым, круглогодично работающим морским портом.
Административная реформа. итоги и перспективы
Приказом Министра транспорта РФ от 26.03.2015 г. №51 в ФГУ «АМП Ейск» была начата процедура реорганизации в форме присоединения к ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря». Результатом реорганизации станет снижение административно-хозяйственной нагрузки на капитана порта, что позволит ему уделять больше времени своим прямым функциям – осуществлению государственного портового контроля и обеспечению безопасности мореплавания в порту. Вместе с тем, реформирование позволит унифицировать штатное расписание и повысить заработную плату работникам Службы капитана порта до базового уровня в отрасли, что положительно скажется на притоке специалистов в СКП.
На основании принятого в 2004 году Международного кодекса охраны судов и портовых средств операторами морских терминалов были своевременно разработаны оценки охраны и планы охраны портовых средств. В настоящее время планы охраны исполняются в полном объеме.
В 2007 году был принят 16-ФЗ «О транспортной безопасности». В соответствии с этим законом на все ОТИ и ТС были разработаны оценки уязвимости и планы обеспечения транспортной безопасности. Сегодня в порту Ейск производится видеомониторинг подходов, акватории и территории порта, осуществляются ежедневные обходы порта для контроля организации транспортной безопасности, порядка в порту, профилактики пожаробезопасности и экологических нарушений.
Законом о транспортной безопасности на капитана морского порта возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности акватории, но хотелось бы, чтобы эта функция была подкреплена соответствующими нормативно-правовыми актами, позволяющими капитану порта эффективно ее исполнять.
Для результативного противодействия актам незаконного вмешательства в морских портах крайне необходимо принять следующие нормативно-правовые акты:
- по формированию постоянно действующих координирующих органов и органов управления транспортной безопасностью в морском порту в целом;
- по обеспечению функций капитанов морских портов в сфере транспортной безопасности акваторий, определяющих порядок предотвращения незаконных нахождений морских и иных судов в акватории морского порта, а также компетенцию и совокупность превентивных мер, применяемых капитаном порта.
Государственной Думой РФ в первом чтении принят проект федерального закона №750871-6, которым ответственность капитана морского порта за транспортную безопасность акватории порта переносится на более поздний срок – с 1 января 2017 года.
Приказом Росграницы от 29.07.2013 г. №173-ОД утверждены пределы морского грузового, постоянного, многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Ейск, внутренняя акватория порта включает в себя часть пункта пропуска и ограничена причалами и оградительными молами.
Понимая, что обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта Ейск является насущной проблемой, капитаном порта совместно с руководителями силовых структур в порту разработан и согласован «План взаимодействия государственных контрольных и правоохранительных органов, силовых структур и морских организаций по обеспечению транспортной безопасности в морском порту Ейск», а также «Схема оповещения сотрудников Службы морской безопасности и отдела Государственного портового контроля, несущих круглосуточное дежурство».
Морские порты №5 (2015)