Импортозамещение: игры разума - Морские вести России

Импортозамещение: игры разума

01.02.2016

Российская экономика

Углубляющийся экономический кризис заставляет российских чиновников активнее внедрять стратегию импортозамещения. Документы, долгое время обсуждаемые и утверждаемые, наконец-то приняты и начинают реализовываться. Не составляет исключения и рынок портовых и судовых кранов. Доля импорта здесь крайне высока — от 25 до 70 процентов и более. При этом санкции и девальвация рубля заметно усложнили жизнь покупателям грузоподъемного оборудования.

Но государство ставит задачу сократить долю импорта и намерено поддержать российские компании в рамках правительственного плана содействия импортозамещению. Естественно, это на руку отечественным производителям. Однако сложная экономическая ситуация пока не позволяет им ощутимо повысить долю своей техники, заместив ей часть импортной.

Между тем крупные мировые производители крановой техники, придя на российский рынок, не хотят с него уходить в угоду новым политико-экономическим реалиям. Они ждут стабилизации отношений Запада с Россией, отмены, а не ужесточения санкций и продолжения роста продаж.

Александра Васильцева

 

Рынок портовых кранов: доля импорта 100%?

Напрямую санкции не касаются кранового оборудования. Напомним, под западное эмбарго попала продукция двойного назначения, а также оборудование для нефтегазовой отрасли, например для шельфовой и сланцевой нефтедобычи – под вопросом оказалась судьба некоторых проектов в Арктике.

Судостроительная отрасль, однако, столкнулась с определенными проблемами. «У отечественных судостроительных заводов в настоящее время много государственных заказов, для выполнения которых необходимо большое количество товаров двойного назначения, – говорил директор по развитию ООО «Кронштадт» Евгений Дубинцов, выступая на недавней международной конференции «Современные технологии и оборудование для судостроения и портов» в Санкт-Петербурге. – Данная продукция подвергается серьезным проверкам при ее вывозе из США и стран Европы. Для таможенных служб необходимо предоставлять все сертификаты, подробно заполненные документы, раскрывающие все нюансы применения такого оборудования. После чего данные службы принимают решение о разрешении либо запрете ввоза оборудования в Россию».

Еще одна проблема, напрямую не связанная с санкциями, – удорожание импортной продукции вследствие резкого падения рубля. За последний год доллар США прибавил в цене более 50%, а евро – более 20% (если сравнивать 1 июня 2014 и 1 июня 2015 года).

Импортная продукция составляет существенную часть рынка кранового оборудования. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, в 2014 году импорт портальных, судовых и офшорных кранов составлял от 90% до 100% рынка этих кранов. Хотя другие цифры приводит генеральный директор ведущей отечественной краностроительной компании ЗАО «СММ» Олег Титберия: «Сегодня компания занимает 85% рынка портальных кранов в России, выпуская тяжелое грузоподъемное оборудование для промышленных предприятий, портов и судостроительных верфей, и не собирается снижать эту планку». Правда, так было не всегда, и даже последние годы ЗАО «СММ» приходится в условиях жесткой конкуренции бороться за рынок портовых кранов с крупнейшими мировыми производителями грузоподъемной техники, известной под брендами Liebherr, Gottwald (Terex), Sennebogen, Ardelt.

Импорт исторически преобладал на нашем рынке тяжелого краностроения, в том числе портовых кранов. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций Эдуард Лейферт еще в 2012 году рассказывал «МП», что и во времена СССР основные поставки шли из-за рубежа. «Портальных кранов, поставленных по импорту, было больше, чем собственного производства. В 50-е годы поступали краны из Италии и Франции. Основными поставщиками в 60-е и 80-е годы были заводы ГДР и Венгрии».

Аналогичная ситуация и в связанных отраслях, например в производстве электродвигателей для кранового оборудования. «Основная масса приводов – электродвигателей, редукторов, частотных преобразователей и прочих – в эксплуатируемом парке портовых кранов имеет иностранное происхождение, – говорит директор по маркетингу концерна «Русэлпром» Родион Сурков. – Доля оборудования национальных производителей составляет до 10% от общего объема. После введения стратегии импортозамещения прошло меньше года, и было бы наивно надеяться на радикальную смену поставщиков за столь короткое время».

Представитель «Русэлпрома» пояснил, что многие потенциальные покупатели в портах просто не знают о существовании в России производителей с высоким уровнем качества. «Кроме того, технологическая отсталость отрасли от мировых лидеров также не дает возможности ощутить масштабный спрос», – добавляет он.

 

Отечественные производители кранов: уверенность в себе

Девальвация рубля, безусловно, выгодна отечественным производителям портовых кранов, которых не так много в России. Основные игроки – ЗАО «СММ», «Балткран» и «Технорос». Их продукция оказывается значительно более дешевой, чем импортная, хотя немногим уступает, а по некоторым параметрам и превосходит зарубежные аналоги.

«Группа компаний «Технорос» еще несколько лет назад, ориентируясь на потребности внутреннего рынка, существенно расширила предлагаемую линейку подъемно-транспортного оборудования, в том числе и для портовой отрасли, – говорит директор по маркетингу ГК «Технорос» Олег Касинов. – Причем спроектированная и изготовленная на уровне мировых аналогов техника является вполне конкурентоспособной за счет более низкой цены».

После введения санкций и валютного скачка компания почувствовала себя еще увереннее. «С введением санкций, ограничивающих импорт некоторых видов оборудования, мы получили дополнительный спрос за счет снижения предложения со стороны иностранных компаний, – продолжает Олег Касинов. – Поэтому, несмотря на возникшие в настоящее время трудности в экономике страны, группа «Технорос» уверенно чувствует себя на рынке портового оборудования и продолжает активную разработку предложений для других отраслей, в том числе в сфере строительства и ремонта судов на российских верфях».

Аналогичного мнения придерживаются в ЗАО «СММ». «С момента выполнения в 2005 году поставленной перед нами Федеральным агентством морского и речного транспорта задачи по созданию в рамках программы импортозамещения конкурентоспособного перегрузочного оборудования (портальных кранов) отечественного производства мы тесно сотрудничаем с ведущими российскими заводами – изготовителями комплектующих и металлоконструкций, – говорит генеральный директор ЗАО «СММ» Олег Титберия. – Исключение составляют системы управления кранов, они поставляются зарубежными производителями». Но и здесь, добавляет топ-менеджер, прорабатываются варианты поставок со стороны отечественных компаний.

Стоит отметить, что компания ЗАО «СММ» только за 2014 год на российский рынок поставила 11 портальных кранов, в их числе: 5 кранов «Витязь» грузоподъемностью 100 тонн, 1 кран «Витязь» грузоподъемностью 63 тонны и 5 кранов «Аист» грузоподъемностью 40 тонн. Большая часть кранов поставлена в крупнейшие российские морские порты Мурманск и Новороссийск, по одному из наиболее мощных кранов ЗАО «СММ» ушли на отечественные судостроительные заводы – «Балтийский завод – Судостроение» и «Адмиралтейские верфи».

ГК «Технорос» на российский рынок в 2014 году поставила 4 портальных и 4 контейнерных крана типа RMG (козловой контейнерный кран на рельсовом ходу), а именно: портальный кран «Восход» грузоподъемностью 16 тонн, 2 портальных крана КПП грузоподъемностью 32 тонны и портальный кран «Зубр» грузоподъемностью 63 тонны, а также контейнерный кран «Антей» грузоподъемностью 36 тонн и 3 контейнерных крана «Антей» повышенной грузоподъемности – 45 тонн.

Однако есть и факторы, играющие против отечественных производителей. Прежде всего это непростая экономическая ситуация и снижающийся спрос со стороны покупателей. Бума на этом рынке, по оценкам экспертов, точно не видно, скорее наблюдается стагнация. Показатели по наибольшему падению приводит аналитик УК «Финнам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «В 2014 году, по данным Росстата, в нашей стране было произведено 1704 мостовых электрических однобалочных крана против 1765 штук в 2013 году. Есть снижение и по другим сегментам: например, на 15% упал выпуск мостовых электрических специальных кранов и на 95%  – пневмоколесных, на специальном ходу».

Напомним, по итогам 2014 года индекс промышленного производства прибавил менее 2%. В плюсе было производство транспортных средств (+8,5%), резины и пластмассы (+7,5%), продукции пищевой промышленности (+2,5%). В минусе – производство машин и оборудования (-8%) и обработка древесины (-5%).

 

Импортозамещение: принцип действия

Важную роль (возможно, более важную, чем девальвация рубля) на рынке кранового оборудования может сыграть стратегия импортозамещения. В соответствии с правительственным планом содействия импортозамещению Минпромторг России утвердил ведомственными приказами отраслевые планы по гражданским секторам промышленности.

«В результате оценки и ранжирования более 4 тысяч проектов на основе перечня приоритетных и критических видов продукции было составлено 19 отраслевых планов, включающих 2059 проектов, – сказал Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на совещании правительства по вопросам обеспечения реализации отраслевых программ импортозамещения 3 апреля 2015 года. – Эти планы прошли обсуждение с профессиональными объединениями и экспертами из отраслей-потребителей в рамках Общественного совета при Минпромторге. Они согласованы с профильными министерствами и крупнейшими компаниями, формирующими спрос на соответствующую продукцию».

Это касается, например, подъемно-транспортного оборудования и комплектующих к нему. Основной документ – приказ Минпромторга России от 31.03.2015 г. №654 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения Российской Федерации». (Подробнее см. таблицу 1 «Сокращение импорта подъемно-транспортного оборудования»). В нем описан правительственный план импортозамещения.

 

Табл. 1. Сокращение импорта для подъемно-транспортного оборудования

Код ОКПД 2

Название

Доля импорта в потреблении в 2014 г.

Максимальная плановая доля импорта к 2020 г.

Срок реализации проектов

28.22.14.140

Портальные краны

100%

47%

2015-2018 гг.

28.22

Краны судовые

90%

57%

2015-2018 гг.

28.22

Краны офшорные

100%

60%

2015-2018 гг.

28.22.14.126

Краны башенные грузоподъемностью от 12-16 тонн

99%

50%

2015-2018 гг.

28.22

Краны для металлургического производства

50%

25%

2015-2016 гг.

28.22.19

Мотор-редукторы механизма передвижения крана

90%

40%

2015-2017 гг.

Источник: Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 г. №654 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения РФ».

 

Не осталось в стороне и отечественное судостроение. Основной документ – приказ Минпромторга России от 31.03.2015 г. №661 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации». Там тоже подробно описан план импортозамещения.

Суть документов в том, что по каждому виду оборудования даны показатели: какая доля приходится на импорт сейчас и какой она должна стать к обозначенному сроку (после реализации необходимых мероприятий). По одним видам оборудования срок заканчивается уже в 2015 году, по другим – только в 2022-м.

Возьмем, к примеру, крупнотоннажные транспортные суда. Сейчас импорт дает все 100% рынка, а в 2022 году должен составлять только 20%. В отдельных сегментах планы не столь амбициозны. Например, на импорт сейчас приходится 90% рыбопромысловых судов, а должно уже в 2016 году стать 60%.

Аналогично и с крановым оборудованием. Сейчас, например, на рынке кранов-манипуляторов и подъемных лебедок со стрелой импорт составляет 70%. А в 2020 году должен сократиться до 30%. Уже в ближайшее время, в текущем году, под замещение должна попасть продукция финской Cargotec, норвежской Iras AS и TTS Marine AS, итальянской Sormec, а также других иностранных производителей (подробнее см. таблицу 2 «Сокращение импорта для судостроения»).

 

Табл. 2. Сокращение импорта для судостроения

Код ОКПД

Название

Доля импорта до реализации проекта

Максимальная плановая доля импорта к 2020 г.

Срок реализации проекта

641560

Крановое оборудование Fluidmecanick (Испания), Palfinger (Австрия), Cargotec (Финляндия), Iras AS, Bergen Hydraulic AS, TTS Marine AS (Норвегия), Sormec (Италия)

70%

30%

2015 гг.

641560

Крановое оборудование (краны-манипуляторы, подъемные лебедки со стрелой)

70%

30%

2020 гг.

64600

Электродвигатели общепромышленной серии мощностью от 0,25 до 500 кВт: Siemens, Grundfos, VEM (Германия), FANUC (Япония), ABB (Финляндия), WEG (Бразилия), ATB (Австрия), китайских производителей

75%

35%

2015 гг.

Источник: Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 г. №661 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли РФ».

 

Ограничения коснутся и промышленных электродвигателей. За текущий год должна примерно вдвое снизиться доля иностранных игроков на рынке двигателей мощностью до 500 кВт. Под замещение попадают немецкие компании Siemens и VEM, японская FANUC, финская ABB, австрийская ATB, бразильская WEG и китайские производители (конкретные названия не указаны).

По мнению Родиона Суркова из концерна «Русэлпром», указанные цели в обозначенные сроки вполне достижимы. К примеру, данный концерн уже обладает линейкой современных крановых и общепромышленных двигателей мощностью от 3 кВт до 32 Мвт. «Также стоит учитывать благоприятные факторы, связанные с валютным курсом и будущие меры господдержки», – говорит Р.Сурков.

Программа импортозамещения подразумевает отбор российских предприятий, реализующих приоритетные проекты в какой-либо отрасли. Общий объем инвестиций оценивается в 1,5 трлн рублей, из них 1,265 трлн – частные инвестиции, а 235 млрд – государственные. Правда, в частные входят и заемные средства, куда относятся, например, кредиты госбанков.

По состоянию на начало апреля 2015 года программа импортозамещения включала 2059 проектов в легкой, авиационной, лесной, химической, автомобильной промышленности, энергетическом и нефтегазовом машиностроении, станкостроении, металлургии, судостроении и других отраслях.

Предполагается, что отечественные предприятия, попавшие в программу, смогут получать целевые займы до 700 млн рублей на срок до 7 лет и под льготную ставку 5% для модернизации производства и разработки конкурентоспособного продукта, а также другие преференции.

Смущает вот только факт, что в приказе Минпромторга №654 по тяжелому машиностроению в строке «портальные краны» доля импорта в 2014 году указана 100%. Получается, что наши производители в прошлом году не поставили на российский рынок ни одной единицы портальных кранов? Похоже, что ни в министерстве, ни в правительстве не владеют в полной мере ситуацией в отечественном краностроении…

 

Морские порты №4 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ