Волге прибавят глубины

Речной транспорт

Нижегородский низконапорный гидроузел будет введен в строй не позже 2020 г. и будет стоить не более 40 млрд рублей

29 сентября 2015 года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта прошло заседание Экспертного совета Росморречфлота под председательством исполняющего обязанности руководителя Росморречфлота Сергея Горелика. В заседании приняли участие директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, представители подведомственных Росморречфлоту организаций, руководители предприятий и организаций водного транспорта, сотрудники Росморречфлота, представители бизнес-структур.

А. Сидоров

В повестке дня были обозначены два вопроса: «Варианты компоновки сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла» и «Энергосберегающее оборудование. Сетевой фильтр».

Основным вопросом повестки дня стало обсуждение вариантов компоновки сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла, ввод в эксплуатацию которого должен решить проблему судоходства на Волге. Напомним, что в настоящее время главным проблемным местом является 40-километровый участок от г. Городец до г. Нижний Новгород, который лимитирует осадку судов. Данный участок является связующим звеном для транспортировки больших грузопотоков, формирующихся в Камском бассейне, на Средней и Нижней Волге в направлении Балтики. Сегодня же из-за обмеления Городецкого участка движение крупнотоннажных судов и круизных речных лайнеров по одной из главных водных артерий страны фактически парализовано.

 

Шлюз: две нитки лучше, чем одна

С целью решения данной проблемы принято решение о скорейшем начале строительства низконапорного гидроузла в Нижегородской области. Реализация проекта предусмотрена в рамках финансирования подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

В результате реализации проекта на Волге появятся два объекта – сам гидроузел и водохранилище, которое не является объектом капитального строительства. Протяженность водохранилища по основному руслу составит порядка 41 км, а по судовому ходу – 38 км. Статическая емкость водохранилища оценена в 0,15 куб. км, динамическая – в 0,21 куб. км.

О возможных вариантах компоновки сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла на заседании Экспертного совета доложили представители ООО «Техтрансстрой»: генеральный директор Виктор Морозов и главный инженер проекта Игорь Краснощеков.

Как сообщил Краснощеков, к напорным ГТС Нижегородского низконапорного гидроузла предъявляются следующие требования:

-         Категория водного пути – сверхмагистральный (согласно ГОСТ 26775-97).

-         Класс сооружений – 2-й (согласно СП 58.13330.2012, СП 101.13330.2012).

-         Назначение узла – воднотранспортное.

«Этим требованиям удовлетворяет створ на участке от 890 до 891 км по судовому ходу», – пояснил главный инженер проекта. Основные сооружения будут расположены на правобережной пойме на острове Ревякинский, который находится в черте Нижнего Новгорода, в административных границах Сормовского района.

Техническим заданием предусмотрено строительство однокамерного двухниточного шлюза с полезными размерами камеры 300 на 30 м. Тем не менее разработчиками был проведен анализ по судопропускной и грузопропускной способности других вариантов решения шлюзовых камер. Всего рассматривалось три варианта: уже упомянутый двухниточный шлюз, а также два однониточных – с камерами 30 х 300 м и 37 х 320 м соответственно.

Анализ показал, что из всех вариантов существенный резерв по повышению грузопропускной способности обеспечивает только шлюз с двумя нитками. Кроме того, этот вариант создает необходимый запас надежности, так как судоходство не прекратится в случае отказа одной из ниток.

Также изучался вариант с затапливаемым шлюзом, но анализ показал, что такая конструкция неприемлема, так как это противоречит требованиям норматива по каскадному расположению гидроузлов. Кроме того, согласно требованиям для сверхмагистрального водного пути, к которому относится Волга, гидроузел обязан обеспечивать надежное шлюзование при паводке. Это еще один аргумент против затапливаемого шлюза.

 

Таблица 1. Размеры сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла

Наименование сооружения

Основные характеристики

Длина, м

Наибольшая ширина, м

Наибольшая высота, м

Грунтовая плотина

680

12/275

26,0

Грунтовая плотина

680

12/275

26,0

Водопропускная плотина

680

59,0 (порог)

Судоходный шлюз

300

30

21,2

Верхний подходной канал

1000

220

63,0 (дно)

Нижний подходной канал

1250

220

58,5 (дно)

Водослив в рукаве Никольский

67,5 (порог)

Дамба с подъездной дорогой

3950

10/90

13,0

 

Плотина: судоходная или нет

Далее рассматривались различные варианты компоновки водопропускной плотины. Всего компоновок было четыре:

-         с водосливными отверстиями и судоходными пролетами (судоходная плотина и водосброс-регулятор);

-         водосбросная плотина с широким порогом и водосброс-регулятор;

-         переливная плотина (автоматический водосброс) практического профиля и водосброс-регулятор;

-         полигональный водослив и водосброс-регулятор.

Все варианты компоновки были тщательно проанализированы по стоимости их строительства, надежности, эксплуатационным характеристикам и т.д.

Строительство судоходной плотины оказалось нецелесообразным по следующим причинам. Для неразборного варианта плотины с пролетами около 100 м придется устанавливать тяжелые затворы, что затрудняет обслуживание и ремонт этого оборудования, снижает надежность судопропуска в случае аварии. Кроме того, такая плотина является необслуживаемой. В свою очередь разборный вариант плотины неприемлем по нормативным соображениям, потому что риск аварии в 50 раз превышает требования норматива.

От проекта переливной плотины также отказались по следующему ряду причин:

1) низкая эксплуатационная надежность и безопасность такого сооружения;

2) очень высокая опасность разрушения плотины в результате ошибки судоводителей;

3) невозможность поддержания НПУ (нормальный подпорный уровень) на переливной плотине, особенно при выходе из строя водосброса-регулятора;

4) переливная плотина очень плохо переносит ледовые нагрузки, во время ледохода возникают заторы;

5) экологи требуют на зимний период, когда заканчивается навигация, переводить реку в бесподпорное состояние. Переливная плотина не позволяет этого делать, а значит, ожидается подтопление земель и другие неблагоприятные экологические последствия.

Есть и другие минусы переливной плотины – например, удорожание строительства и т.д.

В конечном итоге разработчики остановились на варианте водосбросной плотины с широким порогом и водосбросом-регулятором. «Это наиболее классический вариант решения», – отметил главный инженер проекта.

Рекомендованный к проектированию вариант выглядит следующим образом: водосливная плотина с 16 водосливными отверстиями, шесть из которых работают в режиме водосброса регулярно, и однокамерный двухниточный шлюз с полезными размерами камеры 300 на 30 метров. К шлюзу ведут верхний и нижний подходные каналы шириной по 220 метров, автоматический водослив находится в рукаве Никольский. И наконец, дамба с подъездной дорогой, работа которой планируется на весь период эксплуатации гидроузла. «Данное компоновочное решение является наиболее надежным по совокупности всех предъявляемых требований – конструктивных, эксплуатационных и т.д.», – подчеркнул Игорь Краснощеков.

 

Расходы в рамках запланированного

Как сообщили участники собрания, расходы по проекту распределятся следующим образом:

-         строительство водонапорной плотины и шлюзовых камер – 16 млрд рублей;

-         строительство земляной плотины – 3 млрд рублей;

-         вспомогательные сооружения (ЛЭП, автодороги и т.д.) – 1,5 млрд рублей;

-         организация строительства (водопонижение и т.д.) – 8 млрд рублей.

Таким образом, строительство не должно выбиться из выделенного бюджета, который согласно федеральной программе запланирован на отметке 40 млрд рублей.

Площадь затопляемой территории невелика для проектов подобного рода – 56 кв. км. Под затопление попадают 140 кадастровых земельных участков, которые необходимо будет выкупить у собственников и перевести в иную категорию земель.

На собственно строительство гидроузла отведено три года – 2018, 2019 и 2020-й. Как отметил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Стасюк, срок ввода гидроузла в эксплуатацию можно приблизить, например, сократив время на проектирование.

 

Морские вести России №14 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...