Как создать успешную логистику - Морские вести России

Как создать успешную логистику

27.01.2016

Речной транспорт

Газета завершает специальный репортаж ежегодного собрания Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ), которое состоялось 15 июля 2015 г. в Республике Саха (Якутия) на борту теплохода «Демьян Бедный». На этот раз газета приводит мнения руководителей судоходных компаний – Ленского объединенного речного пароходства и Томской судоходной компании.

АПСРТ объединяет более 80 организаций, осуществляющих деятельность во всех речных бассейнах России.

В работе собрания АПСРТ приняли участие заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Виктор Омуков, министр транспорта и дорожного хозяйства Семен Винокуров, председатель совета директоров Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП) Марианна Никифорова, генеральный директор компании Сергей Ларионов, руководители судоходных компаний и портов, учебных заведений речной отрасли и др.

А. Филипов

 

Визитная карточка ЛОРП

Генеральный директор Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП) Сергей Ларионов начал выступление с краткого представления своей компании. ЛОРП осуществляет перевозку грузов в четырех российских регионах: Иркутской области, Республике Якутия, Красноярском крае, Чукотском национальном округе. Суда пароходства работают на различных участках водных путей, включая мелководье на малых реках и неспокойные воды на морских участках Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых.

«Ежегодно в республику водным транспортом завозится более 3 млн тонн грузов, из них 1,5 млн перевозится судами Ленского пароходства, – сообщил руководитель компании. – С приходом трубопровода «Сила Сибири», освоением Чаяндинского месторождения, строительством объектов Минобороны (в частности на острове Котельный) объемы перевозок пароходства растут и будут расти дальше, несмотря на кризисные явления в экономике. Это не может не радовать».

На балансе пароходства находятся 390 единиц флота общей мощностью более 200 тыс. л.с. и дедвейтом около 400 тыс. тонн. Линейка судов уникальна для Ленского бассейна. В составе флота имеются как мелкосидящие суда, так и теплоходы класса «река-море». Кроме того, есть два ледокола для работы в ледовых условиях. Пароходство выполняет весь комплекс услуг на водном транспорте, принимает непосредственное участие в освоении Северного морского пути. На территории своей деятельности пароходство имеет обширную сеть филиалов, в том числе Осетровский и Олекминский речные порты, два судоремонтно-судостроительных завода (в поселках Жатай и Пеледуй), Белогорский судоходный участок. В связи с реализацией проекта трубопровода «Сила Сибири» в 2013 году специально был создан Киренский судоходный участок в городе Киренске.

В составе ЛОРП трудятся 3,5 тыс. человек, из них плавсостав насчитывает 2 тыс. человек. «К персоналу мы относимся с особым вниманием, поскольку труд речника специфичен, и не каждый готов заниматься нашим ремеслом. И с сожалением приходится отмечать, что наметилась тенденция старения кадров, сегодня средний возраст работника составляет 45 лет. Но это характерно и для отрасли в целом», – отметил генеральный директор ЛОРП.

Чтобы решить кадровую проблему, собственными силами пароходства в Якутске создан морской учебно-тренировочный центр, который позволяет повышать квалификацию плавсостава, производить выдачу сертификатов по навигационным специальностям. «Теперь мы не выводим своих специалистов за пределы республики, а все получаем здесь», – подчеркнул Сергей Ларионов.

 

Планы развития

«Ни одна навигация нашего пароходства не проходит без непредвиденных обстоятельств, – отметил глава ЛОРП. – Особенно в последнее время набирает силу тенденция обмеления рек. Ежегодно приходится сталкиваться с трудностями на барах рек Индигирка и Яна. Также для прохода отдельных участков на реках Лена и Вилюй нередко приходится делать распаузку, чтобы попасть в габариты судового хода». 

«Возраст судов приблизился к критической отметке, и в период с 2015 до 2030 года ожидается массовое списание действующего флота, средний возраст которого уже превышает 35 лет, – продолжил перечисление проблем Сергей Ларионов. – Поэтому принимаются все необходимые меры стратегического характера по сохранению и развитию отрасли водного транспорта».

«На экономическом совете Республики Саха (Якутия) одобрена программа развития Ленского пароходства до 2020 года. Общая требуемая сумма инвестиций составляет порядка 30 млрд рублей. Составная часть плана развития – проект реконструкции Жатайского судостроительного и судоремонтного завода, который позволит создать региональный центр судостроения и судоремонта. Общий размер финансирования по заводу – 4,2 млрд рублей», – привел пример решения проблем глава ЛОРП.

«Учитывая вступление в силу с 2018 г. нового технического регламента и повышение требований к экологической безопасности водного транспорта, требующего у нефтеналивных судов наличия двойного борта и двойного дна, пароходство при поддержке правительства республики приступило к достройке семи нефтеналивных судов, соответствующих новым требованиям», – добавил Ларионов.

Рассказал руководитель пароходства и о будущих транспортных проектах в республике: «После ввода в постоянную эксплуатацию железной дороги Томмот – Беркакит – Бестях сильно изменится схема завоза грузов в республику. На правом берегу, где есть ж/д пути, требуется создать мультимодальный транспортный терминал. Пароходство приступило к реализации этого проекта. В поселке Нижний Бестях отвели под него 45 га, с расширением в будущем до 200 га. Создание такого терминала будет иметь мультипликативный эффект, поскольку дальнейшее освоение месторождений в центральных и северных районах Якутии, таких как Томторское месторождение редких металлов, обеспечит грузопоток порядка 80-100 тыс. контейнеров в год», – сообщил глава ЛОРП.

«Вместе с тем взгляд на международную транспортную логистику показывает, что терминал имеет большие перспективы. Благодаря ему открывается возможность для транспортировки грузов и в республику, и из республики. Также исследования Новосибирского университета показывают, что транзитные грузы из Европы в АТР пойдут по короткому пути, один из которых пролегает через Лену и наши терминалы.

Сейчас проект транспортного терминала находится в стадии госэкспертизы, общая необходимая сумма финансирования этого проекта составляет 4,6 млрд рублей. В стадии госэкспертизы находится также и железнодорожный подъезд к причалу, длина которого порядка 9 км», – сообщил Сергей Ларионов.

 

Долгая дорога в региональные лидеры

Пример того, как можно построить на базе пароходства успешную логистическую компанию, привел председатель совета директоров Томской судоходной компании Владимир Кноль.

«Организация транспортного процесса – сложный вопрос. И к нынешним результатам мы шли практически 18 лет, – сообщил он коллегам. – Когда пароходство только акционировалось, у нас было всего 8 теплоходов и столько же самоходных барж. Сегодня только одна Томская судоходная компания насчитывает более 400 единиц флота, более 70 кранов, 6 земснарядов, судостроительный и судоремонтный завод и т.д.».

«Имеющийся потенциал позволяет выполнить любые объемы перевозок. Но это только техническая сторона вопроса. Идеология заключается в создании из обыкновенных транспортных компаний крупного бассейнового логистического центра. Мы считаем, что сегодня это самый эффективный способ завладения грузопотоками», – подчеркнул Владимир Кноль.

«При создании сибирского центра логистики мы объединили 21 предприятие. Кроме речного транспорта в составе центра есть дробильно-сортировочный завод, железнодорожные вагоны, три горных карьера и т.д. У нас имеется своя автоколонна, в ней около 30 большегрузных самосвалов. И потребителям доставляют груз от двери к двери, в том числе и по зимникам.

Столь крупное образование позволило нам устойчиво войти в банковскую систему, а это дорогого стоит, поскольку теперь мы можем взять кредиты в любом объеме и под хороший процент. У нас плотное взаимодействие с наукой, с Томским строительным университетом. В свою очередь через университет мы довольно серьезно влияем на дорожно-строительную отрасль», – продолжил глава Томской судоходной компании.

«Центр логистики принес нам возможность влиять на тарифы. У нас на бассейне работает немало судовладельцев, многие из которых – наши филиалы. И теперь введена жесткая тарифная политика, благодаря которой снизился уровень демпинга. Есть планка, ниже которой опускаться нельзя. Но самое главное требование, обязательное к исполнению, – выполнение в срок и качественно договорных обязательств. Это для нас закон», – сказал Владимир Кноль.

«Мы уже не первый раз проводим семинары и часто слышим одно и то же: трудно развиваться, вам проще, у вас уже транспортно-промышленный комплекс. Мне кажется, что это сказывается определенная лень и давление среды. Конечно, нам проще работать, потому что уже сделано многое. Но начиналась такая большая компания с нуля», – подвел итог руководитель Томской судоходной компании.

 

Морские вести России №14 (2015)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика