Управление морской деятельностью: как закрыть пробелы в законодательстве

Транспортная политика
Управление морской деятельностью: как закрыть пробелы в законодательстве

В сентябре 2015 года в здании ФГУП «ЦНИИ «Центр» в Москве состоялось совещание членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. Одним из вопросов повестки дня было обсуждение проекта федерального закона об управлении морской деятельностью, который должен восполнить весьма существенный законодательный пробел.

А. Сидоров, наш спецкор

Участники заседания обсудили проект федерального закона о государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации, целью которого являются формирование современной системы государственного управления и совершенствование морского потенциала страны. Как было отмечено участниками заседания, законопроект должен стать базовым законодательным актом, обеспечивающим взаимосвязь других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере морской деятельности.

Также в рамках заседания обсуждалась программа создания нового судостроительного промышленного кластера на Дальнем Востоке России и архитектурно-художественная концепция дальнейшей эксплуатации «Морского дома» (Дворца культуры моряков) в Санкт-Петербурге.

С докладом по вопросу о проекте федерального закона о государственном управлении морской деятельностью выступил главнокомандующий ВМФ России, зампредседателя Морской коллегии Виктор Чирков. «Морские вести России» приводят выдержки из его выступления, в котором рассказывается о том, какие задачи решает закон, какие юридические пробелы должно закрыть новое законодательство и какую выгоду должно принести морской отрасли принятие этого закона.

 

Единого регулирования нет

В настоящее время процессы морской деятельности государства регулируются актами международного морского права, подписанными Россией, 35 федеральными законами (в том числе 5 кодексами), пятью указами президента РФ, 53 постановлениями правительства РФ. В то же время из них к законам, специально посвященным регулированию в области морской деятельности, относятся только семь. В противовес в 77 законодательных актах, не относимых к морскому законодательству, есть моменты, которые регулируют отношения, связанные с отдельными аспектами морской деятельности. Сюда, например, относятся Налоговый и Таможенный кодексы РФ.

В результате такой законодательной недоработки невозможно добиться должной эффективности государственного управления морской деятельностью. Функции госуправления морской деятельностью разбросаны среди целого ряда министерств и ни для одного из них не являются приоритетными.

Хотя в морском законодательстве имеются весьма качественно проработанные законы, в целом оно остается результатом ведомственных отраслевых инициатив и содержащиеся в этих законах значимые положения для управления морской деятельностью целостно не применяются. В результате ни один из существующих органов федеральной власти не обязан и не способен самостоятельно обеспечить сбалансированное развитие всего морского потенциала страны, проведение интегрированной и целесообразной национальной морской политики, осуществление комплексного мониторинга морской деятельности.

Все отмеченные недостатки стали побудительными мотивами для разработки нового федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации». Решение о создании законопроекта вынесено Советом безопасности РФ 9 июня 2010 года. Это решение утверждено президентом России 21 июня 2010 года.

 

Новый закон

Предложенный законопроект определяет ранее незакрепленные на законодательном уровне:

-         цели, задачи, принципы и методы государственного управления морской деятельностью России;

-         виды морской деятельности и перечень субъектов в различных ее видах;

-         принципы взаимодействия субъектов государственного управления с субъектами морской деятельности;

-         меры государственной поддержки по различным направлениям их деятельности;

-         предназначение и задачи военной составляющей морского потенциала Российской Федерации по обеспечению реализации и защите национальных интересов в Мировом океане и военной безопасности государства с морских и океанских направлений;

-         обязанности субъектов морской деятельности по мобилизационной подготовке и мобилизационной готовности кадрового состава и средств водного транспорта;

-         обязанности субъектов морской деятельности по защите окружающей природной среды, безопасности объектов и процессов морской деятельности.

В законопроекте определены и разграничены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере управления морской деятельностью, а также определено предназначение координационных и совещательных органов при исполнительных органах власти в сфере управления морской деятельностью на федеральном и региональном уровнях. Данные полномочия в нынешнем законодательстве либо полностью отсутствуют, либо не закреплены явным образом на уровне законов.

Определены также условия участия органов местного самоуправления и иных субъектов в управлении морской деятельностью.

В предлагаемом законопроекте впервые определена организация морской деятельности государства в целом, в том числе:

-         организация стратегического планирования, конкретизирующая применительно к данной сфере положения Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» по разработке документов планирования на различных уровнях;

-         порядок мониторинга реализации программ и планов морской деятельности с учетом ее специфики на различных уровнях государственной власти;

-         предписан порядок определения приоритетных направлений развития морской деятельности Российской Федерации;

-         определен порядок разработки, реализации и контроля выполнения государственных и федеральных целевых программ России по развитию морской деятельности;

-         определен перечень специальных требований к субъектам морской деятельности, в том числе порядок ее лицензирования, государственной регистрации, квотирования, технического регулирования и т.д.;

-         определена организация обеспечения и развития морской деятельности в области судостроения, подготовки кадров, информационного обеспечения, страхования, а также меры их государственной поддержки.

 

Место и роль закона

В соответствии с Классификатором нормативных правовых актов № 511 от 15 марта 2000 г. данный законопроект относится к разделу «Основы государственного управления», подразделу «Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства».

В законопроекте нашли отражение и учтены нормы действующих правовых актов, но в то же время новый закон не отменяет и не дублирует действующую нормативно-правовую базу в сфере морской деятельности. Принятие законопроекта не ведет к отмене или подмене действующих законов Российской Федерации, устанавливающих статус морских пространств и правовой режим их использования. Речь идет о регулировании только тех отношений, которые возникают в связи с государственным управлением морской деятельностью России.

Предлагаемый закон обеспечивает реализацию положений новой Морской доктрины РФ, таких как:

-         интегральный подход к морской деятельности и ее дифференциация на отдельных направлениях с учетом изменений их приоритетности в зависимости от геополитической ситуации;

-         объединение усилий и четкое взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по реализации целей и задач, определенных Морской доктриной.

Представленный законопроект должен стать базовым законодательным актом, обеспечивающим взаимосвязь правовых норм и гармонизацию всех институциональных законов, а также других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере морской деятельности.

Юридические последствия принятия данного закона заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области госрегулирования морской деятельности, устранении пробелов и противоречий в действующем законодательстве. Политические последствия принятия закона состоят в повышении международного авторитета России, а главным политическим итогом станет создание целостной системы госуправления морской деятельностью.

Принятие законопроекта потребует внесения определенных изменений в действующие законы и разработку ряда новых нормативных правовых актов, для которых закон о морской деятельности является базовым.

 

Закон и ныне там

В июле 2015 года закончилась подготовка законопроекта, и в комплекте с сопроводительными документами он был направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы госвласти субъектов Федерации. Одновременно текст законопроекта был размещен на едином портале раскрытия информации, была проведена антикоррупционная экспертиза проекта. Также для повышения объективности оценки проекта текст закона дополнительно разместили на сайте Морской коллегии, и более полугода проходило его обсуждение.

Как отметил Виктор Чирков, процесс согласования так и не закончен, хотя он был начат еще в апреле 2015 г. По состоянию на 25 августа установленные сроки согласования истекли, но поступили ответы только от 28 из 35 органов государственной власти. 19 ведомств документ согласовали, от девяти пришли предложения по доработке. Два федеральных органа власти – Минпромторг и Минэнерго – до сих пор так и не дали своего заключения и замечаний. «Этот факт тоже свидетельствует в поддержку закона, так как отражает отсутствие должной обязательности выполнения решений Морской коллегии некоторыми структурами органов исполнительной власти», – отметил главком ВМФ.

Законопроект должен быть представлен в правительство РФ уже в декабре этого года. «В связи с этим требуется консолидированная конструктивная работа всех заинтересованных органов власти, представители которых являются членами Морской коллегии», – подчеркнул докладчик.

В завершение выступления Виктор Чирков предложил ускорить рассмотрение законопроекта, внести в него полученные предложения и направить текст на повторное согласование. Головному исполнителю – Минобороны России – предложено на завершающем заседании Морской коллегии по итогам 2015 года проинформировать коллегию о готовности законопроекта к представлению в правительство РФ.

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...