Управление морской деятельностью: как закрыть пробелы в законодательстве

Транспортная политика
Управление морской деятельностью: как закрыть пробелы в законодательстве

В сентябре 2015 года в здании ФГУП «ЦНИИ «Центр» в Москве состоялось совещание членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. Одним из вопросов повестки дня было обсуждение проекта федерального закона об управлении морской деятельностью, который должен восполнить весьма существенный законодательный пробел.

А. Сидоров, наш спецкор

Участники заседания обсудили проект федерального закона о государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации, целью которого являются формирование современной системы государственного управления и совершенствование морского потенциала страны. Как было отмечено участниками заседания, законопроект должен стать базовым законодательным актом, обеспечивающим взаимосвязь других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере морской деятельности.

Также в рамках заседания обсуждалась программа создания нового судостроительного промышленного кластера на Дальнем Востоке России и архитектурно-художественная концепция дальнейшей эксплуатации «Морского дома» (Дворца культуры моряков) в Санкт-Петербурге.

С докладом по вопросу о проекте федерального закона о государственном управлении морской деятельностью выступил главнокомандующий ВМФ России, зампредседателя Морской коллегии Виктор Чирков. «Морские вести России» приводят выдержки из его выступления, в котором рассказывается о том, какие задачи решает закон, какие юридические пробелы должно закрыть новое законодательство и какую выгоду должно принести морской отрасли принятие этого закона.

 

Единого регулирования нет

В настоящее время процессы морской деятельности государства регулируются актами международного морского права, подписанными Россией, 35 федеральными законами (в том числе 5 кодексами), пятью указами президента РФ, 53 постановлениями правительства РФ. В то же время из них к законам, специально посвященным регулированию в области морской деятельности, относятся только семь. В противовес в 77 законодательных актах, не относимых к морскому законодательству, есть моменты, которые регулируют отношения, связанные с отдельными аспектами морской деятельности. Сюда, например, относятся Налоговый и Таможенный кодексы РФ.

В результате такой законодательной недоработки невозможно добиться должной эффективности государственного управления морской деятельностью. Функции госуправления морской деятельностью разбросаны среди целого ряда министерств и ни для одного из них не являются приоритетными.

Хотя в морском законодательстве имеются весьма качественно проработанные законы, в целом оно остается результатом ведомственных отраслевых инициатив и содержащиеся в этих законах значимые положения для управления морской деятельностью целостно не применяются. В результате ни один из существующих органов федеральной власти не обязан и не способен самостоятельно обеспечить сбалансированное развитие всего морского потенциала страны, проведение интегрированной и целесообразной национальной морской политики, осуществление комплексного мониторинга морской деятельности.

Все отмеченные недостатки стали побудительными мотивами для разработки нового федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации». Решение о создании законопроекта вынесено Советом безопасности РФ 9 июня 2010 года. Это решение утверждено президентом России 21 июня 2010 года.

 

Новый закон

Предложенный законопроект определяет ранее незакрепленные на законодательном уровне:

-         цели, задачи, принципы и методы государственного управления морской деятельностью России;

-         виды морской деятельности и перечень субъектов в различных ее видах;

-         принципы взаимодействия субъектов государственного управления с субъектами морской деятельности;

-         меры государственной поддержки по различным направлениям их деятельности;

-         предназначение и задачи военной составляющей морского потенциала Российской Федерации по обеспечению реализации и защите национальных интересов в Мировом океане и военной безопасности государства с морских и океанских направлений;

-         обязанности субъектов морской деятельности по мобилизационной подготовке и мобилизационной готовности кадрового состава и средств водного транспорта;

-         обязанности субъектов морской деятельности по защите окружающей природной среды, безопасности объектов и процессов морской деятельности.

В законопроекте определены и разграничены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере управления морской деятельностью, а также определено предназначение координационных и совещательных органов при исполнительных органах власти в сфере управления морской деятельностью на федеральном и региональном уровнях. Данные полномочия в нынешнем законодательстве либо полностью отсутствуют, либо не закреплены явным образом на уровне законов.

Определены также условия участия органов местного самоуправления и иных субъектов в управлении морской деятельностью.

В предлагаемом законопроекте впервые определена организация морской деятельности государства в целом, в том числе:

-         организация стратегического планирования, конкретизирующая применительно к данной сфере положения Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» по разработке документов планирования на различных уровнях;

-         порядок мониторинга реализации программ и планов морской деятельности с учетом ее специфики на различных уровнях государственной власти;

-         предписан порядок определения приоритетных направлений развития морской деятельности Российской Федерации;

-         определен порядок разработки, реализации и контроля выполнения государственных и федеральных целевых программ России по развитию морской деятельности;

-         определен перечень специальных требований к субъектам морской деятельности, в том числе порядок ее лицензирования, государственной регистрации, квотирования, технического регулирования и т.д.;

-         определена организация обеспечения и развития морской деятельности в области судостроения, подготовки кадров, информационного обеспечения, страхования, а также меры их государственной поддержки.

 

Место и роль закона

В соответствии с Классификатором нормативных правовых актов № 511 от 15 марта 2000 г. данный законопроект относится к разделу «Основы государственного управления», подразделу «Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства».

В законопроекте нашли отражение и учтены нормы действующих правовых актов, но в то же время новый закон не отменяет и не дублирует действующую нормативно-правовую базу в сфере морской деятельности. Принятие законопроекта не ведет к отмене или подмене действующих законов Российской Федерации, устанавливающих статус морских пространств и правовой режим их использования. Речь идет о регулировании только тех отношений, которые возникают в связи с государственным управлением морской деятельностью России.

Предлагаемый закон обеспечивает реализацию положений новой Морской доктрины РФ, таких как:

-         интегральный подход к морской деятельности и ее дифференциация на отдельных направлениях с учетом изменений их приоритетности в зависимости от геополитической ситуации;

-         объединение усилий и четкое взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по реализации целей и задач, определенных Морской доктриной.

Представленный законопроект должен стать базовым законодательным актом, обеспечивающим взаимосвязь правовых норм и гармонизацию всех институциональных законов, а также других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере морской деятельности.

Юридические последствия принятия данного закона заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области госрегулирования морской деятельности, устранении пробелов и противоречий в действующем законодательстве. Политические последствия принятия закона состоят в повышении международного авторитета России, а главным политическим итогом станет создание целостной системы госуправления морской деятельностью.

Принятие законопроекта потребует внесения определенных изменений в действующие законы и разработку ряда новых нормативных правовых актов, для которых закон о морской деятельности является базовым.

 

Закон и ныне там

В июле 2015 года закончилась подготовка законопроекта, и в комплекте с сопроводительными документами он был направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы госвласти субъектов Федерации. Одновременно текст законопроекта был размещен на едином портале раскрытия информации, была проведена антикоррупционная экспертиза проекта. Также для повышения объективности оценки проекта текст закона дополнительно разместили на сайте Морской коллегии, и более полугода проходило его обсуждение.

Как отметил Виктор Чирков, процесс согласования так и не закончен, хотя он был начат еще в апреле 2015 г. По состоянию на 25 августа установленные сроки согласования истекли, но поступили ответы только от 28 из 35 органов государственной власти. 19 ведомств документ согласовали, от девяти пришли предложения по доработке. Два федеральных органа власти – Минпромторг и Минэнерго – до сих пор так и не дали своего заключения и замечаний. «Этот факт тоже свидетельствует в поддержку закона, так как отражает отсутствие должной обязательности выполнения решений Морской коллегии некоторыми структурами органов исполнительной власти», – отметил главком ВМФ.

Законопроект должен быть представлен в правительство РФ уже в декабре этого года. «В связи с этим требуется консолидированная конструктивная работа всех заинтересованных органов власти, представители которых являются членами Морской коллегии», – подчеркнул докладчик.

В завершение выступления Виктор Чирков предложил ускорить рассмотрение законопроекта, внести в него полученные предложения и направить текст на повторное согласование. Головному исполнителю – Минобороны России – предложено на завершающем заседании Морской коллегии по итогам 2015 года проинформировать коллегию о готовности законопроекта к представлению в правительство РФ.

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...