Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Управление морской деятельностью: как закрыть пробелы в законодательстве

Транспортная политика
Управление морской деятельностью: как закрыть пробелы в законодательстве

В сентябре 2015 года в здании ФГУП «ЦНИИ «Центр» в Москве состоялось совещание членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. Одним из вопросов повестки дня было обсуждение проекта федерального закона об управлении морской деятельностью, который должен восполнить весьма существенный законодательный пробел.

А. Сидоров, наш спецкор

Участники заседания обсудили проект федерального закона о государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации, целью которого являются формирование современной системы государственного управления и совершенствование морского потенциала страны. Как было отмечено участниками заседания, законопроект должен стать базовым законодательным актом, обеспечивающим взаимосвязь других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере морской деятельности.

Также в рамках заседания обсуждалась программа создания нового судостроительного промышленного кластера на Дальнем Востоке России и архитектурно-художественная концепция дальнейшей эксплуатации «Морского дома» (Дворца культуры моряков) в Санкт-Петербурге.

С докладом по вопросу о проекте федерального закона о государственном управлении морской деятельностью выступил главнокомандующий ВМФ России, зампредседателя Морской коллегии Виктор Чирков. «Морские вести России» приводят выдержки из его выступления, в котором рассказывается о том, какие задачи решает закон, какие юридические пробелы должно закрыть новое законодательство и какую выгоду должно принести морской отрасли принятие этого закона.

 

Единого регулирования нет

В настоящее время процессы морской деятельности государства регулируются актами международного морского права, подписанными Россией, 35 федеральными законами (в том числе 5 кодексами), пятью указами президента РФ, 53 постановлениями правительства РФ. В то же время из них к законам, специально посвященным регулированию в области морской деятельности, относятся только семь. В противовес в 77 законодательных актах, не относимых к морскому законодательству, есть моменты, которые регулируют отношения, связанные с отдельными аспектами морской деятельности. Сюда, например, относятся Налоговый и Таможенный кодексы РФ.

В результате такой законодательной недоработки невозможно добиться должной эффективности государственного управления морской деятельностью. Функции госуправления морской деятельностью разбросаны среди целого ряда министерств и ни для одного из них не являются приоритетными.

Хотя в морском законодательстве имеются весьма качественно проработанные законы, в целом оно остается результатом ведомственных отраслевых инициатив и содержащиеся в этих законах значимые положения для управления морской деятельностью целостно не применяются. В результате ни один из существующих органов федеральной власти не обязан и не способен самостоятельно обеспечить сбалансированное развитие всего морского потенциала страны, проведение интегрированной и целесообразной национальной морской политики, осуществление комплексного мониторинга морской деятельности.

Все отмеченные недостатки стали побудительными мотивами для разработки нового федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации». Решение о создании законопроекта вынесено Советом безопасности РФ 9 июня 2010 года. Это решение утверждено президентом России 21 июня 2010 года.

 

Новый закон

Предложенный законопроект определяет ранее незакрепленные на законодательном уровне:

-         цели, задачи, принципы и методы государственного управления морской деятельностью России;

-         виды морской деятельности и перечень субъектов в различных ее видах;

-         принципы взаимодействия субъектов государственного управления с субъектами морской деятельности;

-         меры государственной поддержки по различным направлениям их деятельности;

-         предназначение и задачи военной составляющей морского потенциала Российской Федерации по обеспечению реализации и защите национальных интересов в Мировом океане и военной безопасности государства с морских и океанских направлений;

-         обязанности субъектов морской деятельности по мобилизационной подготовке и мобилизационной готовности кадрового состава и средств водного транспорта;

-         обязанности субъектов морской деятельности по защите окружающей природной среды, безопасности объектов и процессов морской деятельности.

В законопроекте определены и разграничены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере управления морской деятельностью, а также определено предназначение координационных и совещательных органов при исполнительных органах власти в сфере управления морской деятельностью на федеральном и региональном уровнях. Данные полномочия в нынешнем законодательстве либо полностью отсутствуют, либо не закреплены явным образом на уровне законов.

Определены также условия участия органов местного самоуправления и иных субъектов в управлении морской деятельностью.

В предлагаемом законопроекте впервые определена организация морской деятельности государства в целом, в том числе:

-         организация стратегического планирования, конкретизирующая применительно к данной сфере положения Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» по разработке документов планирования на различных уровнях;

-         порядок мониторинга реализации программ и планов морской деятельности с учетом ее специфики на различных уровнях государственной власти;

-         предписан порядок определения приоритетных направлений развития морской деятельности Российской Федерации;

-         определен порядок разработки, реализации и контроля выполнения государственных и федеральных целевых программ России по развитию морской деятельности;

-         определен перечень специальных требований к субъектам морской деятельности, в том числе порядок ее лицензирования, государственной регистрации, квотирования, технического регулирования и т.д.;

-         определена организация обеспечения и развития морской деятельности в области судостроения, подготовки кадров, информационного обеспечения, страхования, а также меры их государственной поддержки.

 

Место и роль закона

В соответствии с Классификатором нормативных правовых актов № 511 от 15 марта 2000 г. данный законопроект относится к разделу «Основы государственного управления», подразделу «Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства».

В законопроекте нашли отражение и учтены нормы действующих правовых актов, но в то же время новый закон не отменяет и не дублирует действующую нормативно-правовую базу в сфере морской деятельности. Принятие законопроекта не ведет к отмене или подмене действующих законов Российской Федерации, устанавливающих статус морских пространств и правовой режим их использования. Речь идет о регулировании только тех отношений, которые возникают в связи с государственным управлением морской деятельностью России.

Предлагаемый закон обеспечивает реализацию положений новой Морской доктрины РФ, таких как:

-         интегральный подход к морской деятельности и ее дифференциация на отдельных направлениях с учетом изменений их приоритетности в зависимости от геополитической ситуации;

-         объединение усилий и четкое взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по реализации целей и задач, определенных Морской доктриной.

Представленный законопроект должен стать базовым законодательным актом, обеспечивающим взаимосвязь правовых норм и гармонизацию всех институциональных законов, а также других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере морской деятельности.

Юридические последствия принятия данного закона заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области госрегулирования морской деятельности, устранении пробелов и противоречий в действующем законодательстве. Политические последствия принятия закона состоят в повышении международного авторитета России, а главным политическим итогом станет создание целостной системы госуправления морской деятельностью.

Принятие законопроекта потребует внесения определенных изменений в действующие законы и разработку ряда новых нормативных правовых актов, для которых закон о морской деятельности является базовым.

 

Закон и ныне там

В июле 2015 года закончилась подготовка законопроекта, и в комплекте с сопроводительными документами он был направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы госвласти субъектов Федерации. Одновременно текст законопроекта был размещен на едином портале раскрытия информации, была проведена антикоррупционная экспертиза проекта. Также для повышения объективности оценки проекта текст закона дополнительно разместили на сайте Морской коллегии, и более полугода проходило его обсуждение.

Как отметил Виктор Чирков, процесс согласования так и не закончен, хотя он был начат еще в апреле 2015 г. По состоянию на 25 августа установленные сроки согласования истекли, но поступили ответы только от 28 из 35 органов государственной власти. 19 ведомств документ согласовали, от девяти пришли предложения по доработке. Два федеральных органа власти – Минпромторг и Минэнерго – до сих пор так и не дали своего заключения и замечаний. «Этот факт тоже свидетельствует в поддержку закона, так как отражает отсутствие должной обязательности выполнения решений Морской коллегии некоторыми структурами органов исполнительной власти», – отметил главком ВМФ.

Законопроект должен быть представлен в правительство РФ уже в декабре этого года. «В связи с этим требуется консолидированная конструктивная работа всех заинтересованных органов власти, представители которых являются членами Морской коллегии», – подчеркнул докладчик.

В завершение выступления Виктор Чирков предложил ускорить рассмотрение законопроекта, внести в него полученные предложения и направить текст на повторное согласование. Головному исполнителю – Минобороны России – предложено на завершающем заседании Морской коллегии по итогам 2015 года проинформировать коллегию о готовности законопроекта к представлению в правительство РФ.

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...