Управление морской деятельностью: как закрыть пробелы в законодательстве - Морские вести России

Управление морской деятельностью: как закрыть пробелы в законодательстве

25.01.2016

Транспортная политика

В сентябре 2015 года в здании ФГУП «ЦНИИ «Центр» в Москве состоялось совещание членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. Одним из вопросов повестки дня было обсуждение проекта федерального закона об управлении морской деятельностью, который должен восполнить весьма существенный законодательный пробел.

А. Сидоров, наш спецкор

Участники заседания обсудили проект федерального закона о государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации, целью которого являются формирование современной системы государственного управления и совершенствование морского потенциала страны. Как было отмечено участниками заседания, законопроект должен стать базовым законодательным актом, обеспечивающим взаимосвязь других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере морской деятельности.

Также в рамках заседания обсуждалась программа создания нового судостроительного промышленного кластера на Дальнем Востоке России и архитектурно-художественная концепция дальнейшей эксплуатации «Морского дома» (Дворца культуры моряков) в Санкт-Петербурге.

С докладом по вопросу о проекте федерального закона о государственном управлении морской деятельностью выступил главнокомандующий ВМФ России, зампредседателя Морской коллегии Виктор Чирков. «Морские вести России» приводят выдержки из его выступления, в котором рассказывается о том, какие задачи решает закон, какие юридические пробелы должно закрыть новое законодательство и какую выгоду должно принести морской отрасли принятие этого закона.

 

Единого регулирования нет

В настоящее время процессы морской деятельности государства регулируются актами международного морского права, подписанными Россией, 35 федеральными законами (в том числе 5 кодексами), пятью указами президента РФ, 53 постановлениями правительства РФ. В то же время из них к законам, специально посвященным регулированию в области морской деятельности, относятся только семь. В противовес в 77 законодательных актах, не относимых к морскому законодательству, есть моменты, которые регулируют отношения, связанные с отдельными аспектами морской деятельности. Сюда, например, относятся Налоговый и Таможенный кодексы РФ.

В результате такой законодательной недоработки невозможно добиться должной эффективности государственного управления морской деятельностью. Функции госуправления морской деятельностью разбросаны среди целого ряда министерств и ни для одного из них не являются приоритетными.

Хотя в морском законодательстве имеются весьма качественно проработанные законы, в целом оно остается результатом ведомственных отраслевых инициатив и содержащиеся в этих законах значимые положения для управления морской деятельностью целостно не применяются. В результате ни один из существующих органов федеральной власти не обязан и не способен самостоятельно обеспечить сбалансированное развитие всего морского потенциала страны, проведение интегрированной и целесообразной национальной морской политики, осуществление комплексного мониторинга морской деятельности.

Все отмеченные недостатки стали побудительными мотивами для разработки нового федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации». Решение о создании законопроекта вынесено Советом безопасности РФ 9 июня 2010 года. Это решение утверждено президентом России 21 июня 2010 года.

 

Новый закон

Предложенный законопроект определяет ранее незакрепленные на законодательном уровне:

-         цели, задачи, принципы и методы государственного управления морской деятельностью России;

-         виды морской деятельности и перечень субъектов в различных ее видах;

-         принципы взаимодействия субъектов государственного управления с субъектами морской деятельности;

-         меры государственной поддержки по различным направлениям их деятельности;

-         предназначение и задачи военной составляющей морского потенциала Российской Федерации по обеспечению реализации и защите национальных интересов в Мировом океане и военной безопасности государства с морских и океанских направлений;

-         обязанности субъектов морской деятельности по мобилизационной подготовке и мобилизационной готовности кадрового состава и средств водного транспорта;

-         обязанности субъектов морской деятельности по защите окружающей природной среды, безопасности объектов и процессов морской деятельности.

В законопроекте определены и разграничены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере управления морской деятельностью, а также определено предназначение координационных и совещательных органов при исполнительных органах власти в сфере управления морской деятельностью на федеральном и региональном уровнях. Данные полномочия в нынешнем законодательстве либо полностью отсутствуют, либо не закреплены явным образом на уровне законов.

Определены также условия участия органов местного самоуправления и иных субъектов в управлении морской деятельностью.

В предлагаемом законопроекте впервые определена организация морской деятельности государства в целом, в том числе:

-         организация стратегического планирования, конкретизирующая применительно к данной сфере положения Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» по разработке документов планирования на различных уровнях;

-         порядок мониторинга реализации программ и планов морской деятельности с учетом ее специфики на различных уровнях государственной власти;

-         предписан порядок определения приоритетных направлений развития морской деятельности Российской Федерации;

-         определен порядок разработки, реализации и контроля выполнения государственных и федеральных целевых программ России по развитию морской деятельности;

-         определен перечень специальных требований к субъектам морской деятельности, в том числе порядок ее лицензирования, государственной регистрации, квотирования, технического регулирования и т.д.;

-         определена организация обеспечения и развития морской деятельности в области судостроения, подготовки кадров, информационного обеспечения, страхования, а также меры их государственной поддержки.

 

Место и роль закона

В соответствии с Классификатором нормативных правовых актов № 511 от 15 марта 2000 г. данный законопроект относится к разделу «Основы государственного управления», подразделу «Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства».

В законопроекте нашли отражение и учтены нормы действующих правовых актов, но в то же время новый закон не отменяет и не дублирует действующую нормативно-правовую базу в сфере морской деятельности. Принятие законопроекта не ведет к отмене или подмене действующих законов Российской Федерации, устанавливающих статус морских пространств и правовой режим их использования. Речь идет о регулировании только тех отношений, которые возникают в связи с государственным управлением морской деятельностью России.

Предлагаемый закон обеспечивает реализацию положений новой Морской доктрины РФ, таких как:

-         интегральный подход к морской деятельности и ее дифференциация на отдельных направлениях с учетом изменений их приоритетности в зависимости от геополитической ситуации;

-         объединение усилий и четкое взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по реализации целей и задач, определенных Морской доктриной.

Представленный законопроект должен стать базовым законодательным актом, обеспечивающим взаимосвязь правовых норм и гармонизацию всех институциональных законов, а также других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере морской деятельности.

Юридические последствия принятия данного закона заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области госрегулирования морской деятельности, устранении пробелов и противоречий в действующем законодательстве. Политические последствия принятия закона состоят в повышении международного авторитета России, а главным политическим итогом станет создание целостной системы госуправления морской деятельностью.

Принятие законопроекта потребует внесения определенных изменений в действующие законы и разработку ряда новых нормативных правовых актов, для которых закон о морской деятельности является базовым.

 

Закон и ныне там

В июле 2015 года закончилась подготовка законопроекта, и в комплекте с сопроводительными документами он был направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы госвласти субъектов Федерации. Одновременно текст законопроекта был размещен на едином портале раскрытия информации, была проведена антикоррупционная экспертиза проекта. Также для повышения объективности оценки проекта текст закона дополнительно разместили на сайте Морской коллегии, и более полугода проходило его обсуждение.

Как отметил Виктор Чирков, процесс согласования так и не закончен, хотя он был начат еще в апреле 2015 г. По состоянию на 25 августа установленные сроки согласования истекли, но поступили ответы только от 28 из 35 органов государственной власти. 19 ведомств документ согласовали, от девяти пришли предложения по доработке. Два федеральных органа власти – Минпромторг и Минэнерго – до сих пор так и не дали своего заключения и замечаний. «Этот факт тоже свидетельствует в поддержку закона, так как отражает отсутствие должной обязательности выполнения решений Морской коллегии некоторыми структурами органов исполнительной власти», – отметил главком ВМФ.

Законопроект должен быть представлен в правительство РФ уже в декабре этого года. «В связи с этим требуется консолидированная конструктивная работа всех заинтересованных органов власти, представители которых являются членами Морской коллегии», – подчеркнул докладчик.

В завершение выступления Виктор Чирков предложил ускорить рассмотрение законопроекта, внести в него полученные предложения и направить текст на повторное согласование. Головному исполнителю – Минобороны России – предложено на завершающем заседании Морской коллегии по итогам 2015 года проинформировать коллегию о готовности законопроекта к представлению в правительство РФ.

 

Морские вести России №13 (2015)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика