Причины и следствие

Речной транспорт

 

Маловодье в пойме Волги – это ошибки в регулировании, а не природный катаклизм

Маловодье в Волго-Ахтубинской пойме вызвано ошибками в регулировании сбросов через Волжскую ГЭС, а не природным катаклизмом. Такое мнение высказал президент Волгоградского отделения Российской экологической академии, заслуженный эколог РФ, завкафедрой Волгоградского аграрного университета Владимир Лобойко.

«Это определенно или ошибка в регулировании сбросов, или, что тоже вполне вероятно, коррупционный сговор. И проверкой должны заняться правоохранительные органы. Потому что маловодье на всем Волго-Камском бассейне наблюдается второй год, но в прошлом году такого бедственного положения, как в этом, в Волго-Ахтубинской пойме не было», – сказал ученый.

По словам Лобойко, это произошло из-за того, что зимой гидроэнергетики Волжской ГЭС вместо четырех тысяч кубометров в секунду сбрасывали до шести тысяч. «Это им было выгодно. Себестоимость 1 кВт/ч – шесть копеек, а его цена на рынке доходит до шести рублей. Плюс то, что весной прошлого года в течение пяти дней сброс составил 25 тысяч кубометров в секунду, и это позволило наполнить пойму водой. А этой весной максимальный сброс был всего 16 тысяч кубометров», – отметил эколог.

 

Подсчет ущерба

В последние десятилетия создалась угроза деградации Волго-Ахтубинской поймы из-за критически низких уровней половодья и недостаточных сбросов воды через Волжскую ГЭС. В этом году в пойме не отнерестилась рыба. Областные власти организовали искусственную закачку в пойму воды, что спасло ее от засухи и позволило практически ликвидировать дефицит воды для населения. На сегодня в пойму закачано более 13 млн кубометров воды, подкачка будет вестись до октября. На это из областного бюджета уже затрачено около 80 млн рублей.

Лобойко напомнил, что в 2006 году, когда в пойме сложилась похожая ситуация, областная администрация выделила 2,5 млн рублей для подсчета ущерба. «Тогда три научно-исследовательских института – рыбный, лесной и орошаемого земледелия – подсчитали ущерб в 18 млрд рублей. Да, никто его никому не возмещал, потому что было определено, что маловодье было вызвано природным фактором», – рассказал он.

Эксперт уверен, что аналогичные меры нужно принять и в этом году. «В этом году пойма вообще практически пересохла в начале лета. Ущерб, конечно, будет большим, если его подсчитать. И это уже не в силу природного бедствия, а из-за ошибок в регулировании – сознательных или осознанных», – считает ученый.

 

Энергетики не согласны с экологом

Волжская ГЭС за первое полугодие 2015 года выработала 5487 млн кВт/ч электроэнергии – почти на 20% меньше аналогичного периода прошлого года (6745 млн кВт/ч), сообщила пресс-секретарь станции Галина Шацкая. «Режим работы и объемы сбросов через гидроузел Волжской ГЭС, как и других гидроэлектростанций, устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов», – напомнила она.

Руководитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления Анатолий Быков считает, что «в сложных условиях маловодья этого года гидроэнергетики сделали все, что было в их силах, чтобы минимизировать последствия природного явления». «Каскад водохранилищ на Волге устроен таким образом, что практически невозможно перерасходовать воду зимой или приберечь ее на весенне-летний период. Есть, в конце концов, межведомственная оперативная группа, в которую входят представители всех заинтересованных ведомств – Росводресурсы устанавливают объемы сбросов через гидроузлы с учетом их рекомендаций», – отметил он.

По данным Быкова, осенью и зимой 2014-2015 гг. выработка волжских ГЭС упала по сравнению с прошлым годом более чем на 25%. Для наполнения водохранилищ были полностью остановлены некоторые гидростанции. С 2 по 5 апреля для ускорения наполнения водохранилища до навигационных отметок стояла Угличская ГЭС. С 19 апреля по 17 мая с этой же целью была остановлена Рыбинская ГЭС.

 

Строительство гидроузла

Ученые из Москвы нашли решение, как спасти Волго-Ахтубинскую пойму от маловодья. Нужно построить под Волгоградом на левом берегу Волги гидроузел, через который в маловодные годы в пойму будет поступать волжская вода, рассказал директор ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса» Альберт Каспаров.

«Предварительно этот проект обойдется в 3,2 млрд рублей. Этой осенью свои изыскательские и исследовательские работы завершат ученые из Государственного океанографического института им. Н.Н. Зубова (ГОИН), в следующем году будет разработана проектно-сметная документация. В 2017 году планируется начать строительство Ахтубинского гидроузла», – рассказал он, добавив, что 2,6 млрд рублей предварительно выделят из федерального бюджета, а 658 млн – из областного.

Как пояснил сотрудник ГОИН Игорь Землянов, гидроузел позволит имитировать естественный сток в пойму воды из Волгоградского водохранилища, минуя Волжскую ГЭС. «Далее через насосные станции вода наполнит многочисленные озера и протоки Волго-Ахтубинской поймы, – отметил он. – Проектируемый гидроузел – это, собственно, гидроэлектростанция, которая позволит вырабатывать в год 130 млн кВт/ч электроэнергии, из которых только 30 млн кВт/ч пойдет на работу насосных станций. Остальные 100 млн кВт/ч будут дополнительно поставляться в энергосистему, что обеспечит эффективность предлагаемой схемы».

 

Решение о пропуске воды через Волжскую ГЭС в маловодье было правильным

Решение о пропуске воды через Волжскую ГЭС в условиях маловодья этого года было единственно правильным, заявил замдиректора департамента по эксплуатации и управлению режимами «РусГидро» Тимур Хазиахметов. «По нашей оценке, решения по пропуску половодья в 2015 году были единственно возможными в складывающихся условиях», – сказал Хазиахметов. Он подчеркнул, что «увеличение сбросов на Волжской ГЭС для заполнения Волго-Ахтубинской поймы повлекло бы за собой резкое опустошение Волгоградского и Куйбышевского водохранилищ».

«В условиях маловодья это могло бы привести к возникновению социально-экономической и экологической катастрофы в населенных пунктах, располагающихся на берегах этих водоемов. В период минимальной приточности – летом, осенью и зимой – опустошение водохранилищ грозило остановкой городских водозаборов, прекращением работы ЖКХ, полной остановкой судоходства, массовым мором рыбы из-за повышения концентрации вредных веществ в воде», – уточнил Хазиахметов.

 

Объемы сброса воды определяют Росводресурсы

Представитель «РусГидро» заявил, что не согласен с мнением волгоградского ученого и эколога Владимира Лобойко о том, что маловодье в Волго-Ахтубинской пойме вызвано ошибками в регулировании сбросов через Волжскую ГЭС, а не природным катаклизмом. Он уточнил: «Нередко приходится слышать о том, что причиной маловодья на Волге являются действия гидроэнергетиков. Якобы они специально «слили» воду из водохранилищ зимой, чтобы заработать больше денег. Однако решения о том, сколько воды пропустить через ГЭС, принимают не гидроэнергетики, а специально уполномоченная государственная организация – Росводресурсы. Именно они выдают указания по количеству пропускаемой воды, которые энергетики обязаны строго выполнять».

Хазиахметов пояснил, на основании чего принимаются решения по режимам пропуска воды через ГЭС. «Во-первых, есть нормативные документы – правилами использования водных ресурсов конкретного водохранилища (для Волгоградского водохранилища они были разработаны еще в 1983 году). Во-вторых, учитывается мнение так называемых межведомственных рабочих групп по регулированию режимов работы гидроузлов. В состав групп входят представители Росводресурсов, местных властей, МЧС, Ростехнадзора и других ведомств. Энергетиков в составе группы 1-2 человека из 20-30 их членов», – рассказал собеседник агентства.

«И в-третьих, есть фактически сложившаяся ситуация (запасы воды в водохранилищах, объем приточности) и прогнозы. Прогнозы приточности отличаются невысокой степенью достоверности. Дожди вообще не прогнозируются более чем на неделю, приточность в результате таяния снега тоже может оказаться очень разной – бывают ситуации, когда при вроде бы больших снегозапасах значительная часть снега просто испаряется либо вода попадает не в реки, а впитывается в почву», – отметил Хазиахметов.

 

Приоритет – требование безопасности

По словам специалиста, есть система приоритетов при регулировании, закрепленных законодательно, в частности в законе о безопасности гидротехнических сооружений в Водном кодексе. «Допустить разрушения плотины нельзя ни в коем случае. Далее стоят интересы водоснабжения и защиты от наводнений, затем водного транспорта. Запросы энергетиков приоритетными не являются, никто не будет ставить под угрозу то же водоснабжение для выработки лишних киловатт-часов», – заявил представитель «РусГидро».

Прошлый год оказался очень маловодным, на Верхней Волге впервые за все время наблюдений вообще практически не было половодья. Для того чтобы обеспечить водоснабжение и судоходство, пришлось значительно сбросить запасы воды водохранилищ, и в зиму они ушли полупустыми. Росводресурсы ввели режим максимальной экономии водных ресурсов, ограничив интересы энергетиков, притом что зимой традиционно наступает пик энергопотребления.

«В итоге та же Волжская ГЭС за I квартал 2015 года выработала всего 2,1 млрд кВт-ч электроэнергии – почти на 30% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Сбрасывать воды еще меньше было нельзя по причине необходимости обеспечения надежной работы систем водоснабжения и сохранения надежности работы энергосистемы. К началу весны 2015 года, а это март – начало апреля, снега было фактически в два раза меньше, чем положено по норме. Два неблагоприятных фактора – маловодный приток и низкий запас воды в водохранилищах – «наложились» один на другой, это и привело к необходимости экономии воды и ограничения обводнения поймы», – считает Хазиахметов.

Маловодье в бассейне Волги продолжается второй год. В этом году угрожающая ситуация сложилась в Волго-Ахтубинской пойме длиной 300 км. Многие из 3 тысяч озер, ериков и проток поймы не наполнились водой. От этого страдали 77 тысяч жителей. По мнению волгоградского ученого и эколога Владимира Лобойко, ущерб составит около 18 млрд рублей.

 

Морские вести России №12 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Исследовательское судно «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако

Исследовательское судно «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако Океанографическое исследовательское судно (ОИС) Балтийского флота «Адмирал Владимирский» в р...

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

На строительство транспортного узла в Мурманске у государства нет денег

На строительство транспортного узла в Мурманске у государства нет денег На строительство Мурманского транспортного узла у государства нет денег. Об этом стало известно на с...

Клайпедский порт наметил план развития на 15 лет

Клайпедский порт наметил план развития на 15 лет Администрация Клайпедского порта в настоящий момент разрабатывает генеральный план развития на 15 ле...




Морской транспорт

Оснащенный высокоточным оружием ракетный корабль заложат в Татарстане

Оснащенный высокоточным оружием ракетный корабль заложат в Татарстане Торжественная церемония закладки новейшего малого ракетного корабля проекта 21631 состоится на Зелен...

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...