Причины и следствие

Речной транспорт

 

Маловодье в пойме Волги – это ошибки в регулировании, а не природный катаклизм

Маловодье в Волго-Ахтубинской пойме вызвано ошибками в регулировании сбросов через Волжскую ГЭС, а не природным катаклизмом. Такое мнение высказал президент Волгоградского отделения Российской экологической академии, заслуженный эколог РФ, завкафедрой Волгоградского аграрного университета Владимир Лобойко.

«Это определенно или ошибка в регулировании сбросов, или, что тоже вполне вероятно, коррупционный сговор. И проверкой должны заняться правоохранительные органы. Потому что маловодье на всем Волго-Камском бассейне наблюдается второй год, но в прошлом году такого бедственного положения, как в этом, в Волго-Ахтубинской пойме не было», – сказал ученый.

По словам Лобойко, это произошло из-за того, что зимой гидроэнергетики Волжской ГЭС вместо четырех тысяч кубометров в секунду сбрасывали до шести тысяч. «Это им было выгодно. Себестоимость 1 кВт/ч – шесть копеек, а его цена на рынке доходит до шести рублей. Плюс то, что весной прошлого года в течение пяти дней сброс составил 25 тысяч кубометров в секунду, и это позволило наполнить пойму водой. А этой весной максимальный сброс был всего 16 тысяч кубометров», – отметил эколог.

 

Подсчет ущерба

В последние десятилетия создалась угроза деградации Волго-Ахтубинской поймы из-за критически низких уровней половодья и недостаточных сбросов воды через Волжскую ГЭС. В этом году в пойме не отнерестилась рыба. Областные власти организовали искусственную закачку в пойму воды, что спасло ее от засухи и позволило практически ликвидировать дефицит воды для населения. На сегодня в пойму закачано более 13 млн кубометров воды, подкачка будет вестись до октября. На это из областного бюджета уже затрачено около 80 млн рублей.

Лобойко напомнил, что в 2006 году, когда в пойме сложилась похожая ситуация, областная администрация выделила 2,5 млн рублей для подсчета ущерба. «Тогда три научно-исследовательских института – рыбный, лесной и орошаемого земледелия – подсчитали ущерб в 18 млрд рублей. Да, никто его никому не возмещал, потому что было определено, что маловодье было вызвано природным фактором», – рассказал он.

Эксперт уверен, что аналогичные меры нужно принять и в этом году. «В этом году пойма вообще практически пересохла в начале лета. Ущерб, конечно, будет большим, если его подсчитать. И это уже не в силу природного бедствия, а из-за ошибок в регулировании – сознательных или осознанных», – считает ученый.

 

Энергетики не согласны с экологом

Волжская ГЭС за первое полугодие 2015 года выработала 5487 млн кВт/ч электроэнергии – почти на 20% меньше аналогичного периода прошлого года (6745 млн кВт/ч), сообщила пресс-секретарь станции Галина Шацкая. «Режим работы и объемы сбросов через гидроузел Волжской ГЭС, как и других гидроэлектростанций, устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов», – напомнила она.

Руководитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления Анатолий Быков считает, что «в сложных условиях маловодья этого года гидроэнергетики сделали все, что было в их силах, чтобы минимизировать последствия природного явления». «Каскад водохранилищ на Волге устроен таким образом, что практически невозможно перерасходовать воду зимой или приберечь ее на весенне-летний период. Есть, в конце концов, межведомственная оперативная группа, в которую входят представители всех заинтересованных ведомств – Росводресурсы устанавливают объемы сбросов через гидроузлы с учетом их рекомендаций», – отметил он.

По данным Быкова, осенью и зимой 2014-2015 гг. выработка волжских ГЭС упала по сравнению с прошлым годом более чем на 25%. Для наполнения водохранилищ были полностью остановлены некоторые гидростанции. С 2 по 5 апреля для ускорения наполнения водохранилища до навигационных отметок стояла Угличская ГЭС. С 19 апреля по 17 мая с этой же целью была остановлена Рыбинская ГЭС.

 

Строительство гидроузла

Ученые из Москвы нашли решение, как спасти Волго-Ахтубинскую пойму от маловодья. Нужно построить под Волгоградом на левом берегу Волги гидроузел, через который в маловодные годы в пойму будет поступать волжская вода, рассказал директор ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса» Альберт Каспаров.

«Предварительно этот проект обойдется в 3,2 млрд рублей. Этой осенью свои изыскательские и исследовательские работы завершат ученые из Государственного океанографического института им. Н.Н. Зубова (ГОИН), в следующем году будет разработана проектно-сметная документация. В 2017 году планируется начать строительство Ахтубинского гидроузла», – рассказал он, добавив, что 2,6 млрд рублей предварительно выделят из федерального бюджета, а 658 млн – из областного.

Как пояснил сотрудник ГОИН Игорь Землянов, гидроузел позволит имитировать естественный сток в пойму воды из Волгоградского водохранилища, минуя Волжскую ГЭС. «Далее через насосные станции вода наполнит многочисленные озера и протоки Волго-Ахтубинской поймы, – отметил он. – Проектируемый гидроузел – это, собственно, гидроэлектростанция, которая позволит вырабатывать в год 130 млн кВт/ч электроэнергии, из которых только 30 млн кВт/ч пойдет на работу насосных станций. Остальные 100 млн кВт/ч будут дополнительно поставляться в энергосистему, что обеспечит эффективность предлагаемой схемы».

 

Решение о пропуске воды через Волжскую ГЭС в маловодье было правильным

Решение о пропуске воды через Волжскую ГЭС в условиях маловодья этого года было единственно правильным, заявил замдиректора департамента по эксплуатации и управлению режимами «РусГидро» Тимур Хазиахметов. «По нашей оценке, решения по пропуску половодья в 2015 году были единственно возможными в складывающихся условиях», – сказал Хазиахметов. Он подчеркнул, что «увеличение сбросов на Волжской ГЭС для заполнения Волго-Ахтубинской поймы повлекло бы за собой резкое опустошение Волгоградского и Куйбышевского водохранилищ».

«В условиях маловодья это могло бы привести к возникновению социально-экономической и экологической катастрофы в населенных пунктах, располагающихся на берегах этих водоемов. В период минимальной приточности – летом, осенью и зимой – опустошение водохранилищ грозило остановкой городских водозаборов, прекращением работы ЖКХ, полной остановкой судоходства, массовым мором рыбы из-за повышения концентрации вредных веществ в воде», – уточнил Хазиахметов.

 

Объемы сброса воды определяют Росводресурсы

Представитель «РусГидро» заявил, что не согласен с мнением волгоградского ученого и эколога Владимира Лобойко о том, что маловодье в Волго-Ахтубинской пойме вызвано ошибками в регулировании сбросов через Волжскую ГЭС, а не природным катаклизмом. Он уточнил: «Нередко приходится слышать о том, что причиной маловодья на Волге являются действия гидроэнергетиков. Якобы они специально «слили» воду из водохранилищ зимой, чтобы заработать больше денег. Однако решения о том, сколько воды пропустить через ГЭС, принимают не гидроэнергетики, а специально уполномоченная государственная организация – Росводресурсы. Именно они выдают указания по количеству пропускаемой воды, которые энергетики обязаны строго выполнять».

Хазиахметов пояснил, на основании чего принимаются решения по режимам пропуска воды через ГЭС. «Во-первых, есть нормативные документы – правилами использования водных ресурсов конкретного водохранилища (для Волгоградского водохранилища они были разработаны еще в 1983 году). Во-вторых, учитывается мнение так называемых межведомственных рабочих групп по регулированию режимов работы гидроузлов. В состав групп входят представители Росводресурсов, местных властей, МЧС, Ростехнадзора и других ведомств. Энергетиков в составе группы 1-2 человека из 20-30 их членов», – рассказал собеседник агентства.

«И в-третьих, есть фактически сложившаяся ситуация (запасы воды в водохранилищах, объем приточности) и прогнозы. Прогнозы приточности отличаются невысокой степенью достоверности. Дожди вообще не прогнозируются более чем на неделю, приточность в результате таяния снега тоже может оказаться очень разной – бывают ситуации, когда при вроде бы больших снегозапасах значительная часть снега просто испаряется либо вода попадает не в реки, а впитывается в почву», – отметил Хазиахметов.

 

Приоритет – требование безопасности

По словам специалиста, есть система приоритетов при регулировании, закрепленных законодательно, в частности в законе о безопасности гидротехнических сооружений в Водном кодексе. «Допустить разрушения плотины нельзя ни в коем случае. Далее стоят интересы водоснабжения и защиты от наводнений, затем водного транспорта. Запросы энергетиков приоритетными не являются, никто не будет ставить под угрозу то же водоснабжение для выработки лишних киловатт-часов», – заявил представитель «РусГидро».

Прошлый год оказался очень маловодным, на Верхней Волге впервые за все время наблюдений вообще практически не было половодья. Для того чтобы обеспечить водоснабжение и судоходство, пришлось значительно сбросить запасы воды водохранилищ, и в зиму они ушли полупустыми. Росводресурсы ввели режим максимальной экономии водных ресурсов, ограничив интересы энергетиков, притом что зимой традиционно наступает пик энергопотребления.

«В итоге та же Волжская ГЭС за I квартал 2015 года выработала всего 2,1 млрд кВт-ч электроэнергии – почти на 30% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Сбрасывать воды еще меньше было нельзя по причине необходимости обеспечения надежной работы систем водоснабжения и сохранения надежности работы энергосистемы. К началу весны 2015 года, а это март – начало апреля, снега было фактически в два раза меньше, чем положено по норме. Два неблагоприятных фактора – маловодный приток и низкий запас воды в водохранилищах – «наложились» один на другой, это и привело к необходимости экономии воды и ограничения обводнения поймы», – считает Хазиахметов.

Маловодье в бассейне Волги продолжается второй год. В этом году угрожающая ситуация сложилась в Волго-Ахтубинской пойме длиной 300 км. Многие из 3 тысяч озер, ериков и проток поймы не наполнились водой. От этого страдали 77 тысяч жителей. По мнению волгоградского ученого и эколога Владимира Лобойко, ущерб составит около 18 млрд рублей.

 

Морские вести России №12 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017 В Актау состоялись торжественные проводы ракетно-артиллерийских кораблей «Казахстан» и «Сарыарка» в ...

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам В Морском государственном университете им. адмирала Невельского 21 июля состоялась церемония вручени...

Российская экономика

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки Средние потребительские цены на бензин в России за прошедшую неделю - с 10 по 16 июля - выросли на 3...

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2017 года вырос на 7,3% по сравнению с показател...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма «Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска, прерванную 18 июля из- за шторма, соо...

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие Показатели проб атмосферного воздуха и воды продемонстрировали эффективность природоохранной деятель...




Морской транспорт

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт»

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 8.06.2017 № 220 Архангельскому филиалу предприятия пе...

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта Неделю назад в Чукотском море атомный ледокол «Таймыр» взял под проводку модулевоз BigRoll Beaufort,...

Речной транспорт

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном В Татарстане суд запретил эксплуатировать судно «Ярославец Т-101Б», к правому борту которого был при...

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна»

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна» Жители и гости Волгограда смогут оплачивать проезд на речных судах по Волге единой транспортной карт...

Ж/Д транспорт

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33%

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33% ICT Holding Ltd снизил долю в «Объединенной вагонной компании» (ОВК) с 25,05% до 14,33&#...

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) приступило к проектированию универсального контрейл...

Авто транспорт

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум Основным нормативным требованиям соответствуют только 20% дорог полуострова Крым. Об этом, как п...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы Судоходный бизнес сегодня находится под влиянием новых экономических реалий: замедления темпов роста...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...