Причины и следствие

Речной транспорт

 

Маловодье в пойме Волги – это ошибки в регулировании, а не природный катаклизм

Маловодье в Волго-Ахтубинской пойме вызвано ошибками в регулировании сбросов через Волжскую ГЭС, а не природным катаклизмом. Такое мнение высказал президент Волгоградского отделения Российской экологической академии, заслуженный эколог РФ, завкафедрой Волгоградского аграрного университета Владимир Лобойко.

«Это определенно или ошибка в регулировании сбросов, или, что тоже вполне вероятно, коррупционный сговор. И проверкой должны заняться правоохранительные органы. Потому что маловодье на всем Волго-Камском бассейне наблюдается второй год, но в прошлом году такого бедственного положения, как в этом, в Волго-Ахтубинской пойме не было», – сказал ученый.

По словам Лобойко, это произошло из-за того, что зимой гидроэнергетики Волжской ГЭС вместо четырех тысяч кубометров в секунду сбрасывали до шести тысяч. «Это им было выгодно. Себестоимость 1 кВт/ч – шесть копеек, а его цена на рынке доходит до шести рублей. Плюс то, что весной прошлого года в течение пяти дней сброс составил 25 тысяч кубометров в секунду, и это позволило наполнить пойму водой. А этой весной максимальный сброс был всего 16 тысяч кубометров», – отметил эколог.

 

Подсчет ущерба

В последние десятилетия создалась угроза деградации Волго-Ахтубинской поймы из-за критически низких уровней половодья и недостаточных сбросов воды через Волжскую ГЭС. В этом году в пойме не отнерестилась рыба. Областные власти организовали искусственную закачку в пойму воды, что спасло ее от засухи и позволило практически ликвидировать дефицит воды для населения. На сегодня в пойму закачано более 13 млн кубометров воды, подкачка будет вестись до октября. На это из областного бюджета уже затрачено около 80 млн рублей.

Лобойко напомнил, что в 2006 году, когда в пойме сложилась похожая ситуация, областная администрация выделила 2,5 млн рублей для подсчета ущерба. «Тогда три научно-исследовательских института – рыбный, лесной и орошаемого земледелия – подсчитали ущерб в 18 млрд рублей. Да, никто его никому не возмещал, потому что было определено, что маловодье было вызвано природным фактором», – рассказал он.

Эксперт уверен, что аналогичные меры нужно принять и в этом году. «В этом году пойма вообще практически пересохла в начале лета. Ущерб, конечно, будет большим, если его подсчитать. И это уже не в силу природного бедствия, а из-за ошибок в регулировании – сознательных или осознанных», – считает ученый.

 

Энергетики не согласны с экологом

Волжская ГЭС за первое полугодие 2015 года выработала 5487 млн кВт/ч электроэнергии – почти на 20% меньше аналогичного периода прошлого года (6745 млн кВт/ч), сообщила пресс-секретарь станции Галина Шацкая. «Режим работы и объемы сбросов через гидроузел Волжской ГЭС, как и других гидроэлектростанций, устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов», – напомнила она.

Руководитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления Анатолий Быков считает, что «в сложных условиях маловодья этого года гидроэнергетики сделали все, что было в их силах, чтобы минимизировать последствия природного явления». «Каскад водохранилищ на Волге устроен таким образом, что практически невозможно перерасходовать воду зимой или приберечь ее на весенне-летний период. Есть, в конце концов, межведомственная оперативная группа, в которую входят представители всех заинтересованных ведомств – Росводресурсы устанавливают объемы сбросов через гидроузлы с учетом их рекомендаций», – отметил он.

По данным Быкова, осенью и зимой 2014-2015 гг. выработка волжских ГЭС упала по сравнению с прошлым годом более чем на 25%. Для наполнения водохранилищ были полностью остановлены некоторые гидростанции. С 2 по 5 апреля для ускорения наполнения водохранилища до навигационных отметок стояла Угличская ГЭС. С 19 апреля по 17 мая с этой же целью была остановлена Рыбинская ГЭС.

 

Строительство гидроузла

Ученые из Москвы нашли решение, как спасти Волго-Ахтубинскую пойму от маловодья. Нужно построить под Волгоградом на левом берегу Волги гидроузел, через который в маловодные годы в пойму будет поступать волжская вода, рассказал директор ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса» Альберт Каспаров.

«Предварительно этот проект обойдется в 3,2 млрд рублей. Этой осенью свои изыскательские и исследовательские работы завершат ученые из Государственного океанографического института им. Н.Н. Зубова (ГОИН), в следующем году будет разработана проектно-сметная документация. В 2017 году планируется начать строительство Ахтубинского гидроузла», – рассказал он, добавив, что 2,6 млрд рублей предварительно выделят из федерального бюджета, а 658 млн – из областного.

Как пояснил сотрудник ГОИН Игорь Землянов, гидроузел позволит имитировать естественный сток в пойму воды из Волгоградского водохранилища, минуя Волжскую ГЭС. «Далее через насосные станции вода наполнит многочисленные озера и протоки Волго-Ахтубинской поймы, – отметил он. – Проектируемый гидроузел – это, собственно, гидроэлектростанция, которая позволит вырабатывать в год 130 млн кВт/ч электроэнергии, из которых только 30 млн кВт/ч пойдет на работу насосных станций. Остальные 100 млн кВт/ч будут дополнительно поставляться в энергосистему, что обеспечит эффективность предлагаемой схемы».

 

Решение о пропуске воды через Волжскую ГЭС в маловодье было правильным

Решение о пропуске воды через Волжскую ГЭС в условиях маловодья этого года было единственно правильным, заявил замдиректора департамента по эксплуатации и управлению режимами «РусГидро» Тимур Хазиахметов. «По нашей оценке, решения по пропуску половодья в 2015 году были единственно возможными в складывающихся условиях», – сказал Хазиахметов. Он подчеркнул, что «увеличение сбросов на Волжской ГЭС для заполнения Волго-Ахтубинской поймы повлекло бы за собой резкое опустошение Волгоградского и Куйбышевского водохранилищ».

«В условиях маловодья это могло бы привести к возникновению социально-экономической и экологической катастрофы в населенных пунктах, располагающихся на берегах этих водоемов. В период минимальной приточности – летом, осенью и зимой – опустошение водохранилищ грозило остановкой городских водозаборов, прекращением работы ЖКХ, полной остановкой судоходства, массовым мором рыбы из-за повышения концентрации вредных веществ в воде», – уточнил Хазиахметов.

 

Объемы сброса воды определяют Росводресурсы

Представитель «РусГидро» заявил, что не согласен с мнением волгоградского ученого и эколога Владимира Лобойко о том, что маловодье в Волго-Ахтубинской пойме вызвано ошибками в регулировании сбросов через Волжскую ГЭС, а не природным катаклизмом. Он уточнил: «Нередко приходится слышать о том, что причиной маловодья на Волге являются действия гидроэнергетиков. Якобы они специально «слили» воду из водохранилищ зимой, чтобы заработать больше денег. Однако решения о том, сколько воды пропустить через ГЭС, принимают не гидроэнергетики, а специально уполномоченная государственная организация – Росводресурсы. Именно они выдают указания по количеству пропускаемой воды, которые энергетики обязаны строго выполнять».

Хазиахметов пояснил, на основании чего принимаются решения по режимам пропуска воды через ГЭС. «Во-первых, есть нормативные документы – правилами использования водных ресурсов конкретного водохранилища (для Волгоградского водохранилища они были разработаны еще в 1983 году). Во-вторых, учитывается мнение так называемых межведомственных рабочих групп по регулированию режимов работы гидроузлов. В состав групп входят представители Росводресурсов, местных властей, МЧС, Ростехнадзора и других ведомств. Энергетиков в составе группы 1-2 человека из 20-30 их членов», – рассказал собеседник агентства.

«И в-третьих, есть фактически сложившаяся ситуация (запасы воды в водохранилищах, объем приточности) и прогнозы. Прогнозы приточности отличаются невысокой степенью достоверности. Дожди вообще не прогнозируются более чем на неделю, приточность в результате таяния снега тоже может оказаться очень разной – бывают ситуации, когда при вроде бы больших снегозапасах значительная часть снега просто испаряется либо вода попадает не в реки, а впитывается в почву», – отметил Хазиахметов.

 

Приоритет – требование безопасности

По словам специалиста, есть система приоритетов при регулировании, закрепленных законодательно, в частности в законе о безопасности гидротехнических сооружений в Водном кодексе. «Допустить разрушения плотины нельзя ни в коем случае. Далее стоят интересы водоснабжения и защиты от наводнений, затем водного транспорта. Запросы энергетиков приоритетными не являются, никто не будет ставить под угрозу то же водоснабжение для выработки лишних киловатт-часов», – заявил представитель «РусГидро».

Прошлый год оказался очень маловодным, на Верхней Волге впервые за все время наблюдений вообще практически не было половодья. Для того чтобы обеспечить водоснабжение и судоходство, пришлось значительно сбросить запасы воды водохранилищ, и в зиму они ушли полупустыми. Росводресурсы ввели режим максимальной экономии водных ресурсов, ограничив интересы энергетиков, притом что зимой традиционно наступает пик энергопотребления.

«В итоге та же Волжская ГЭС за I квартал 2015 года выработала всего 2,1 млрд кВт-ч электроэнергии – почти на 30% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Сбрасывать воды еще меньше было нельзя по причине необходимости обеспечения надежной работы систем водоснабжения и сохранения надежности работы энергосистемы. К началу весны 2015 года, а это март – начало апреля, снега было фактически в два раза меньше, чем положено по норме. Два неблагоприятных фактора – маловодный приток и низкий запас воды в водохранилищах – «наложились» один на другой, это и привело к необходимости экономии воды и ограничения обводнения поймы», – считает Хазиахметов.

Маловодье в бассейне Волги продолжается второй год. В этом году угрожающая ситуация сложилась в Волго-Ахтубинской пойме длиной 300 км. Многие из 3 тысяч озер, ериков и проток поймы не наполнились водой. От этого страдали 77 тысяч жителей. По мнению волгоградского ученого и эколога Владимира Лобойко, ущерб составит около 18 млрд рублей.

 

Морские вести России №12 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке 13-15 сентября во Владивостоке состоялся семинар старших офицеров флота группы компаний «Совкомфлот»...

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов Инициативная группа помощи морским млекопитающим «Друзья океана» и участники клуба «Бумеранг», заним...

Российская экономика

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот».

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот». Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки, это будет способст...

Вылов российских рыбаков приблизился к 3,7 млн тонн водных биоресурсов

Вылов российских рыбаков приблизился к 3,7 млн тонн водных биоресурсов Общий вылов всех российских пользователей, по данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи,...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер Голландское судно «Эгберт Вагенборг» построено и введено в эксплуатацию весной 2017 года. Оно относи...

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге Сегодня журнал «Морские порты» открыл пятую ежегодную конференцию «Техника и технологии для портов: ...




Морской транспорт

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск Судно, которое разгрузило «уголь из Пенсильвании» в одесском порту, в среду отправилось в Новороссий...

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО Самоподъемная буровая установка «Амазон», вес которой почти 7 тыс. тонн, доставлена морским путем из...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода В рамках стратегического партнерства Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)...

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости»

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости» Минэкономразвития (МЭР) РФ предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые железнодоро...

Авто транспорт

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке Движение автотранспорта по новому мосту через реку Кирганик открыто в Камчатском крае. Дорожный объе...

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...