Причины и следствие

Речной транспорт

 

Маловодье в пойме Волги – это ошибки в регулировании, а не природный катаклизм

Маловодье в Волго-Ахтубинской пойме вызвано ошибками в регулировании сбросов через Волжскую ГЭС, а не природным катаклизмом. Такое мнение высказал президент Волгоградского отделения Российской экологической академии, заслуженный эколог РФ, завкафедрой Волгоградского аграрного университета Владимир Лобойко.

«Это определенно или ошибка в регулировании сбросов, или, что тоже вполне вероятно, коррупционный сговор. И проверкой должны заняться правоохранительные органы. Потому что маловодье на всем Волго-Камском бассейне наблюдается второй год, но в прошлом году такого бедственного положения, как в этом, в Волго-Ахтубинской пойме не было», – сказал ученый.

По словам Лобойко, это произошло из-за того, что зимой гидроэнергетики Волжской ГЭС вместо четырех тысяч кубометров в секунду сбрасывали до шести тысяч. «Это им было выгодно. Себестоимость 1 кВт/ч – шесть копеек, а его цена на рынке доходит до шести рублей. Плюс то, что весной прошлого года в течение пяти дней сброс составил 25 тысяч кубометров в секунду, и это позволило наполнить пойму водой. А этой весной максимальный сброс был всего 16 тысяч кубометров», – отметил эколог.

 

Подсчет ущерба

В последние десятилетия создалась угроза деградации Волго-Ахтубинской поймы из-за критически низких уровней половодья и недостаточных сбросов воды через Волжскую ГЭС. В этом году в пойме не отнерестилась рыба. Областные власти организовали искусственную закачку в пойму воды, что спасло ее от засухи и позволило практически ликвидировать дефицит воды для населения. На сегодня в пойму закачано более 13 млн кубометров воды, подкачка будет вестись до октября. На это из областного бюджета уже затрачено около 80 млн рублей.

Лобойко напомнил, что в 2006 году, когда в пойме сложилась похожая ситуация, областная администрация выделила 2,5 млн рублей для подсчета ущерба. «Тогда три научно-исследовательских института – рыбный, лесной и орошаемого земледелия – подсчитали ущерб в 18 млрд рублей. Да, никто его никому не возмещал, потому что было определено, что маловодье было вызвано природным фактором», – рассказал он.

Эксперт уверен, что аналогичные меры нужно принять и в этом году. «В этом году пойма вообще практически пересохла в начале лета. Ущерб, конечно, будет большим, если его подсчитать. И это уже не в силу природного бедствия, а из-за ошибок в регулировании – сознательных или осознанных», – считает ученый.

 

Энергетики не согласны с экологом

Волжская ГЭС за первое полугодие 2015 года выработала 5487 млн кВт/ч электроэнергии – почти на 20% меньше аналогичного периода прошлого года (6745 млн кВт/ч), сообщила пресс-секретарь станции Галина Шацкая. «Режим работы и объемы сбросов через гидроузел Волжской ГЭС, как и других гидроэлектростанций, устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов», – напомнила она.

Руководитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления Анатолий Быков считает, что «в сложных условиях маловодья этого года гидроэнергетики сделали все, что было в их силах, чтобы минимизировать последствия природного явления». «Каскад водохранилищ на Волге устроен таким образом, что практически невозможно перерасходовать воду зимой или приберечь ее на весенне-летний период. Есть, в конце концов, межведомственная оперативная группа, в которую входят представители всех заинтересованных ведомств – Росводресурсы устанавливают объемы сбросов через гидроузлы с учетом их рекомендаций», – отметил он.

По данным Быкова, осенью и зимой 2014-2015 гг. выработка волжских ГЭС упала по сравнению с прошлым годом более чем на 25%. Для наполнения водохранилищ были полностью остановлены некоторые гидростанции. С 2 по 5 апреля для ускорения наполнения водохранилища до навигационных отметок стояла Угличская ГЭС. С 19 апреля по 17 мая с этой же целью была остановлена Рыбинская ГЭС.

 

Строительство гидроузла

Ученые из Москвы нашли решение, как спасти Волго-Ахтубинскую пойму от маловодья. Нужно построить под Волгоградом на левом берегу Волги гидроузел, через который в маловодные годы в пойму будет поступать волжская вода, рассказал директор ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса» Альберт Каспаров.

«Предварительно этот проект обойдется в 3,2 млрд рублей. Этой осенью свои изыскательские и исследовательские работы завершат ученые из Государственного океанографического института им. Н.Н. Зубова (ГОИН), в следующем году будет разработана проектно-сметная документация. В 2017 году планируется начать строительство Ахтубинского гидроузла», – рассказал он, добавив, что 2,6 млрд рублей предварительно выделят из федерального бюджета, а 658 млн – из областного.

Как пояснил сотрудник ГОИН Игорь Землянов, гидроузел позволит имитировать естественный сток в пойму воды из Волгоградского водохранилища, минуя Волжскую ГЭС. «Далее через насосные станции вода наполнит многочисленные озера и протоки Волго-Ахтубинской поймы, – отметил он. – Проектируемый гидроузел – это, собственно, гидроэлектростанция, которая позволит вырабатывать в год 130 млн кВт/ч электроэнергии, из которых только 30 млн кВт/ч пойдет на работу насосных станций. Остальные 100 млн кВт/ч будут дополнительно поставляться в энергосистему, что обеспечит эффективность предлагаемой схемы».

 

Решение о пропуске воды через Волжскую ГЭС в маловодье было правильным

Решение о пропуске воды через Волжскую ГЭС в условиях маловодья этого года было единственно правильным, заявил замдиректора департамента по эксплуатации и управлению режимами «РусГидро» Тимур Хазиахметов. «По нашей оценке, решения по пропуску половодья в 2015 году были единственно возможными в складывающихся условиях», – сказал Хазиахметов. Он подчеркнул, что «увеличение сбросов на Волжской ГЭС для заполнения Волго-Ахтубинской поймы повлекло бы за собой резкое опустошение Волгоградского и Куйбышевского водохранилищ».

«В условиях маловодья это могло бы привести к возникновению социально-экономической и экологической катастрофы в населенных пунктах, располагающихся на берегах этих водоемов. В период минимальной приточности – летом, осенью и зимой – опустошение водохранилищ грозило остановкой городских водозаборов, прекращением работы ЖКХ, полной остановкой судоходства, массовым мором рыбы из-за повышения концентрации вредных веществ в воде», – уточнил Хазиахметов.

 

Объемы сброса воды определяют Росводресурсы

Представитель «РусГидро» заявил, что не согласен с мнением волгоградского ученого и эколога Владимира Лобойко о том, что маловодье в Волго-Ахтубинской пойме вызвано ошибками в регулировании сбросов через Волжскую ГЭС, а не природным катаклизмом. Он уточнил: «Нередко приходится слышать о том, что причиной маловодья на Волге являются действия гидроэнергетиков. Якобы они специально «слили» воду из водохранилищ зимой, чтобы заработать больше денег. Однако решения о том, сколько воды пропустить через ГЭС, принимают не гидроэнергетики, а специально уполномоченная государственная организация – Росводресурсы. Именно они выдают указания по количеству пропускаемой воды, которые энергетики обязаны строго выполнять».

Хазиахметов пояснил, на основании чего принимаются решения по режимам пропуска воды через ГЭС. «Во-первых, есть нормативные документы – правилами использования водных ресурсов конкретного водохранилища (для Волгоградского водохранилища они были разработаны еще в 1983 году). Во-вторых, учитывается мнение так называемых межведомственных рабочих групп по регулированию режимов работы гидроузлов. В состав групп входят представители Росводресурсов, местных властей, МЧС, Ростехнадзора и других ведомств. Энергетиков в составе группы 1-2 человека из 20-30 их членов», – рассказал собеседник агентства.

«И в-третьих, есть фактически сложившаяся ситуация (запасы воды в водохранилищах, объем приточности) и прогнозы. Прогнозы приточности отличаются невысокой степенью достоверности. Дожди вообще не прогнозируются более чем на неделю, приточность в результате таяния снега тоже может оказаться очень разной – бывают ситуации, когда при вроде бы больших снегозапасах значительная часть снега просто испаряется либо вода попадает не в реки, а впитывается в почву», – отметил Хазиахметов.

 

Приоритет – требование безопасности

По словам специалиста, есть система приоритетов при регулировании, закрепленных законодательно, в частности в законе о безопасности гидротехнических сооружений в Водном кодексе. «Допустить разрушения плотины нельзя ни в коем случае. Далее стоят интересы водоснабжения и защиты от наводнений, затем водного транспорта. Запросы энергетиков приоритетными не являются, никто не будет ставить под угрозу то же водоснабжение для выработки лишних киловатт-часов», – заявил представитель «РусГидро».

Прошлый год оказался очень маловодным, на Верхней Волге впервые за все время наблюдений вообще практически не было половодья. Для того чтобы обеспечить водоснабжение и судоходство, пришлось значительно сбросить запасы воды водохранилищ, и в зиму они ушли полупустыми. Росводресурсы ввели режим максимальной экономии водных ресурсов, ограничив интересы энергетиков, притом что зимой традиционно наступает пик энергопотребления.

«В итоге та же Волжская ГЭС за I квартал 2015 года выработала всего 2,1 млрд кВт-ч электроэнергии – почти на 30% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Сбрасывать воды еще меньше было нельзя по причине необходимости обеспечения надежной работы систем водоснабжения и сохранения надежности работы энергосистемы. К началу весны 2015 года, а это март – начало апреля, снега было фактически в два раза меньше, чем положено по норме. Два неблагоприятных фактора – маловодный приток и низкий запас воды в водохранилищах – «наложились» один на другой, это и привело к необходимости экономии воды и ограничения обводнения поймы», – считает Хазиахметов.

Маловодье в бассейне Волги продолжается второй год. В этом году угрожающая ситуация сложилась в Волго-Ахтубинской пойме длиной 300 км. Многие из 3 тысяч озер, ериков и проток поймы не наполнились водой. От этого страдали 77 тысяч жителей. По мнению волгоградского ученого и эколога Владимира Лобойко, ущерб составит около 18 млрд рублей.

 

Морские вести России №12 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...