Крымский форум: ответы без вопросов - Морские вести России

Крымский форум: ответы без вопросов

18.01.2016

Транспортная политика

Крымский форум: ответы без вопросов

К сожалению, именно такое впечатление осталось у представителей бизнес-сообщества от состоявшегося 25-26 июня 2015 года в Алуште уже второго Крымского транспортного форума. По задумке организаторов он должен был обеспечить диалог власти и бизнеса, однако именно диалога или обмена мнениями или тем более дискуссии двух сторон не получилось, как в этом году, так, впрочем, и в прошлом. Причина та же – бизнесу опять не нашлось места в повестке дня.

А. Сидоров

И если в прошлом году можно было объяснить такую ситуацию новизной момента, то в этот раз так не скажешь. Попытки отдельных отчаянных представителей бизнеса нарушить плавное течение мероприятия и задать волнующие вопросы по «горячим следам» выступавших представителей власти пресекались модератором, обещавшим предоставить время для дискуссии после исполнения регламента. Но дорога ложка к обеду и потом для дискуссии не нашлось ни времени, ни желания.

В то же время следует отметить, что открывая форум, глава Республики Крым Сергей Аксёнов, сказал, что форум – мероприятие полезное, необходимое и проводится вовремя. «Здесь собрались представители транспортной отрасли, должностные лица, депутаты Госдумы, которые смогут ответить на вопросы и внести рациональные предложения, а затем воплотить их в федеральном законодательстве», – акцентировал он. Но деловому сообществу задать свои вопросы власти по ведению бизнеса на полуострове, повторюсь, так и не пришлось. Сам же С. Аксенов, как и федеральные и крымские чиновники отрапортовали свои приветствия и доклады и разъехались по неотложным государственным делам, оставив аудиторию наедине со многими так и не заданными вопросами. Может, получится через год, на третьем форуме?

 

Законодатели – транспортникам

Первым с докладом на пленарной сессии форума выступил Михаил Брячак, первый заместитель председателя Комитета по транспорту Госдумы РФ. В своем выступлении он рассказал о ходе реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

«В рамках всей ФЦП транспортная инфраструктура занимает две трети части. Программа была скорректирована, и сегодня вложения государства в ФЦП оценены в 708 млрд рублей, – сказал он.

«Государство участвует в развитии крымской транспортной инфраструктуры не только деньгами, но и разработкой отдельных законодательных актов. Так утвержден федеральный закон об упрощенном процессе передачи земель в федеральную собственность под объекты транспортной инфраструктуры. Сложности в передаче земель – большой тормоз для всей России. Этот запутанный механизм сильно затягивает стройки. Но к концу весенней сессии Госдумы законопроект будет принят и упрощенная процедура выделения земель и участков будет запущена», – сообщил Михаил Брячак.

«Но не все так хорошо, – добавил депутат Госдумы. – Мы знаем прекрасно, какова сегодня бюджетная составляющая. Правительство предлагает поискать ресурсы в карманах наших пенсионеров, а это значит, дело плохо», – добавил он.

«Один из ответственных чиновников официально заявил, что сроки ввода автодорог должны быть перенесены из-за того, что эти проекты очень капиталоемкие. Но мы, транспортники, должны этому противопоставить заинтересованность в эффективности, скоростном развитии. Работа ведется, и в ближайшее время мы получим очень серьезные изменения в законодательстве, которые обеспечат гарантии возврата вложенных инвестиций, утвердят упрощенные процедуры, обеспечат прозрачные отношения со всеми участниками инвестиционного процесса. Эти изменения со стороны Госдумы будут обеспечены уже в этом году. И могу заверить инвесторов от лица депутатов, что защита инвестиций будет гарантирована», – подчеркнул замглавы думского комитета.

Александр Старовойтов, заместитель председателя Комитета по транспорту Госдумы РФ, дополнил выступление коллеги, рассказав о разработке подзаконных актов в области транспортной безопасности. «В том, что касается законодательного регулирования в области морской тематики, призываю транспортников подробно ознакомиться с федеральным законом ФЗ № 261 от 08.11.2007 «О морских портах РФ». По нему за безопасность в акватории порта отвечает капитан порта. Требования безопасности морского транспорта определены приказами Минтранса № 41 от 08.02.2011», – сообщил депутат.

«За Комитетом по транспорту Госдумы закреплен законопроект № 715 839-6. Он предлагает все типы маломерных судов, в том числе используемых для коммерческих целей, исключить из перечня судов, попадающих под действие федерального закона о транспортной безопасности. Это стоит сделать потому, что выполнять на этих судах все меры безопасности нецелесообразно с точки зрения разумности и достаточности. Сейчас на законопроект должно дать официальный отзыв правительство, после чего его будет рассматривать Госдума. Но в полном объеме исключать из-под действия закона о транспортной безопасности маломерные суда преждевременно, поскольку потенциально на этих транспортных средствах можно совершить акт незаконного вмешательства. Поэтому эксперты предлагают исключить из действия закона те маломерные суда, которые не используются для коммерческой деятельности, а для остальных – минимизировать требования», – подчеркнул замглавы думского комитета.

 

Транспорт на особом счету

Выступавший далее Ширухан Гаджимуратов, директор сводного департамента мониторинга мероприятий по поддержке экономики и социальной сферы Министерства по делам Крыма, отметил, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, когда по всем бюджетным статьям во всех регионах России идут сокращения, программа развития Крыма не только не была не урезана, наоборот, увеличилась на 30 млрд рублей. «Старая программа составляла 681 млрд рублей, новая цифра – 708 млрд рублей», – привел данные Гаджимуратов.

«У программы 8 направлений, на особом счету направление транспорта. Общий объем финансирования около 403 млрд рублей, из которых только 643 млн – внебюджетные средства, то есть практически мы имеем 100%-ное государственное финансирование», – привел данные представитель Министерства по делам Крыма.

«В области портовой инфраструктуры предусмотрено финансирование в объеме более 6 млрд рублей. Сюда входят строительство и реконструкция морских портов Керчь, Евпатория, Севастополь, Феодосия, Ялта. И еще одна важная задача – обеспечение стабильной работы Керченской переправы, нагрузка на которую существенно возросла. К сезону 2015 г. был разработан план-график мероприятий по обеспечению бесперебойной работы Керченской переправы в туристический сезон», – сообщил Ширухан Гаджимуратов.

Руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ Константин Бусыгин рассказал о строительстве пограничных пунктов пропуска в Республике Крым. «Всего на эти задачи выделено 6,9 млрд рублей. Уже начата работа по проектированию постоянной инфраструктуры пропускных пунктов».

– В Крыму морские пункты пропуска действуют в портах Керчь, Севастополь, Ялта, Феодосия, Евпатория. Но портовая инфраструктура сильно изношена, терминалы нужно дообеспечивать, чтобы осуществлять пограничный, таможенный и другой контроль. Если будут сняты санкции против Крыма, то можно рассчитывать на возобновление прежнего числа судозаходов и рост грузо- и пассажиропотока через порты, а значит, инфраструктуру нужно подготовить заблаговременно. По предварительным расчетам на создание условий для обеспечения пограничного контроля в морских пунктах пропуска потребуется порядка 67 млн рублей. Вместе с тем благоприятные условия для ускорения и упрощения процедуры контроля в морских пунктах пропуска окажет создание свободной экономической зоны и режима свободных портов на территории Крыма и Севастополя. Это подразумевает закон, над которым сейчас работают, – сказал представитель Росграницы.

«К тому же в Крыму есть хорошие предпосылки для развития яхтинга, и в Росграницу приходят предложения об открытии пунктов пропуска для яхт. Но из-за неблагоприятной политической ситуации есть смысл рассматривать эти варианты лишь после того, как обстановка улучшится», – добавил Константин Бусыгин.

 

Крымские дорожники денег не берут

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов рассказал о проблемах крымских автодорог: «Когда Крым вернулся в Россию, правительство РФ приняло решение о незамедлительном выделении 3,8 млрд рублей на восстановление автодорог республики. Нынешняя протяженность дорог Крыма – 6 тыс. 130 км. Диагностика показала, что основным нормативным требованиям (ровность покрытия и сцепные свойства) соответствуют только 20% крымских дорог. Не лучше дела обстоят и с сооружениями (мосты, путепроводы, водопропускные трубы) – практически треть всех строений находится в неудовлетворительном состоянии».

«Главная проблема – слабое фактическое выполнение работ в 2014 году. По отчету, предоставленному республикой, капитальный ремонт и ремонт дорог осуществлен на 110 км, то есть на 97 км меньше, чем запланировано. Искусственных сооружений отремонтировано на 60 погонных метров, это на 157 м меньше запланированного. На муниципальных дорогах и улицах населенных пунктов приведено в нормативное состояние 35 тыс. кв. м, что на 24 тыс. кв. м меньше запланированного», – высказал озабоченность замглавы Росавтодора.

«На 1 января остались неиспользованными 15 млн рублей на дороги, а 1,5 млрд рублей даже не были востребованы, потому что работы не начинались. По федеральным дорогам выполнение плана осуществлено только на 60%. С трудом могу себе представить такие плохие результаты в континентальной России, головы за плохую работу послетали бы моментально», – подчеркнул чиновник.

«Конечно, имелись объективные причины – медленный отвод земли и т.п. Но все равно сложно понять, почему было упущено время и не использованы столь нужные для республики деньги. На федеральных трассах мы выполняем работы на 99%, и главное – все средства расходуются под контролем. Но о каком контроле может идти речь, если Минстрой республики не смог предоставить проверяющим документы, которые подтвердили бы, что деньги на сумму 368 млн рублей пошли на ремонт дорог. Минстрой не предоставил также информацию о контроле за целевым расходованием средств. Ряд соглашений с Совмином республики противоречит соглашению правительства республики с Федеральным дорожным агентством. Не выполнена программа по вводу 27 объектов, но штрафные санкции за срыв ввода ни одному из заказчиков так и не были предъявлены. По трем объектам из 45 даже на момент проверки, то есть на июнь текущего года, не были заключены договоры, хотя работы выполнялись еще с 2014 года. По трем заключенным договорам сумма контракта превышает объемы финансирования, предусмотренного программой. Из 120 объектов, предусмотренных программой, по 105 объектам нарушались графики выполнения работ, и только к 11 организациям были предъявлены штрафные санкции. По объектам Минстроя также отмечается низкое качество работ на некоторых объектах, неудовлетворительное ведение производственной документации, отсутствие лабораторных испытаний при приемке работ», – перечислил недостатки Игорь Астахов.

 

Порты – собрать или разделить?

Руководитель крымского управления Федеральной антимонопольной службы РФ Тимофей Кураев отметил, что Крым сегодня сильно зависит от поставок товаров из России, эффективность работы транспортных субъектов принимает ключевое значение, а проблемы в транспортировке немедленно отражаются на ценах.

«Деятельность ГУП РК «Крымские морские порты» занимает большую часть нашего времени. У нас есть в производстве ряд дел по тарифам крымских портов, но это длительный процесс, и мы будем еще приводить их в соответствие», – доложил он.

«Хочу предложить некоторые идеи. Сегодня в силу устаревания производственных мощностей, мы видим нарастающий дефицит товаров на полуострове и, как результат,  рост цен. Многие говорят, что построим мост – и проблема будет решена. Но она будет решена с точки зрения доставки товара, но не транспарентности рынков. Если не позаботиться о конкурентоспособности портов, можно смело говорить, что их можно будет похоронить. Когда ГУП «Крымские порты» создавался как юрлицо, были решены серьезные задачи по субсидированию зарплат, постоянных издержек. Но таким образом мы искусственно ограничили конкуренцию между портами. И одним из решений, повышающим конкурентоспособность, было бы разделение ГУПа на самостоятельные юрлица. В каком виде это сделать – сказать сложно, должна решать исполнительная власть. Но в любом случае такое решение помогло бы оживить конкуренцию и хозяйственную деятельность тех портов, которые не используют в полной мере свои мощности. Хотелось бы предложить эту идею для обсуждения», – выдвинул предложение Тимофей Кураев.

Тему цен и монополий продолжил Алексей Софронов, заместитель начальника отдела реформирования транспорта и связи департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития.

«Тарифы монополий определяют инфляцию и уровень цен для граждан. А развитие инфраструктуры определяет экономическое развитие региона. Поэтому основной вопрос при определении уровня тарифа – поиск баланса между низкой стоимостью услуг для потребителя и достаточной инвестиционной программой для развития инфраструктуры», – отметил он.

«За последний год все субъекты крымского транспорта были включены в реестр монополий, и тарифы по ним устанавливает ФСТ», – подчеркнул Алексей Софронов.

Андрей Хвостунков, заместитель начальника управления регулирования транспорта ФСТ России, сообщил, что проблемы портов Крыма во многом вызваны почти полным отсутствием объема работ. «Сегодня уже заканчиваем некий набросок уровня ставок в морских портах Республики Крым. Но не уверен, что они будут удобны для пользователей. Сегодня ставки в Крыму почти в 10 раз выше средних по России, и снизить их будет сложно», – сказал он.

 

Крыму нужен логистический центр

Много предложений на форуме было высказано по поводу возможностей загрузки крымских портов. Сергей Тен, заместитель председателя Комитета по транспорту Госдумы РФ, заметил, что не совсем понятны причины, которые мешают загрузить порты Крыма. «Необходимо максимально расширить использование морских портов для доставки инертных материалов. Также организовать работу с контейнерами, чтобы разгрузить Керченскую переправу. Сегодня получается, что в Крым по морю везут все только «на колесах». Нужно минимизировать перевозки инертных материалов на автомобильных дорогах», – сказал он.

Данные о грузообороте крымских портов привел Виктор Вовк, заместитель руководителя Росморречфлота. «За пять месяцев 2015 года было обработано 2 млн 700 тыс. тонн, но только 33 тыс. из них пришлись на перевозки грузов в контейнерах. Возникает вопрос, что мешает контейнеризировать грузы. Большую часть грузов, которые сейчас идут по автодорогам, можно спокойно перевозить морем», – отметил замглавы Федерального агентства.

«Когда мы анализировали грузовую базу по крымским портам, то понимали, что ранее она тяготела к северу Украины. Сейчас картина другая, главная составляющая – пассажирские перевозки. Что касается грузовых перевозок, то их большая часть должна идти в контейнерах и должна быть направлена для внутреннего потребления в Крыму. Но такого сейчас не наблюдается», – сказал чиновник.

«Первая причина сложившейся ситуации – никто не понимает, где образуется грузовая база. Есть множество поставщиков, они направляют очень мелкие партии, но централизованной работы нет. Нужно строить в Крыму логистические центры, откуда будут распределяться грузы по полуострову. Есть пример олимпийского Сочи, где был точно известен объем груза, который должен был прибыть для обеспечения Олимпиады, и вся система работала без сбоев. Считаю, что главенствующую роль должны взять на себя крымские власти, которым нужно сначала посчитать, а потом выстроить логистические потоки», – заключил Виктор Вовк.

Генеральный директор ГУП РК «Крымские морские порты» Андрей Васюта отметил, что сегодня порты Крыма можно отнести к Азово-Донскому бассейну РФ только юридически или географически. «В логистическую схему бассейна они сегодня не входят», – подчеркнул портовик.

«Внешняя транспортная блокада со стороны Украины заметно повлияла на ситуацию, и, как следствие, значительно сократилась транзитная грузовая база. Внутреннее потребление Крыма незначительно, его порты были ориентированы на перегрузку транзитных грузов. Сегодня же транзитный потенциал портов нельзя задействовать из-за санкций.

В 2014 году было переработано 2 млн тонн грузов, тогда как в 2012 году – 8,5 млн тонн. Перевалка на экспорт в 2014 году упала на 96% по сравнению с 2013 годом, перевалка импорта сократилась на 99%. Практически полностью прекратили заходить суда под иностранным флагом, на них приходится всего 11% от общего количества судозаходов. И львиную долю судозаходов составляют паромные перевозки», – описал ситуацию с крымскими портами Андрей Васюта.

Далее он перечислил проблемы портов полуострова: «Первая – изношенность основных фондов, уровень износа составляет более 99%. Несколько поспешно осуществлено применение всех норм федерального законодательства России на территории Крыма и не учтена местная специфика. Сейчас в Крыму заметно больше, чем в остальной России, требуется времени на получение различных документов, лицензий, оформление прав собственности. Также предприятию досталась от Украины весьма устаревшая управленческая структура и колоссальный избыточный штат, не оптимизированная филиальная сеть».

«Если решение внутренних проблем является нашей зоной ответственности, то устранение внешних факторов может занять неопределенный и длительный срок. Разрыв традиционных грузопотоков является для нас основной проблемой. Транзитный поток будет восстановлен по окончании строительства транспортного перехода между Крымом и материком. Санкции могут быть очень длительными, поэтому имеет смысл выстраивать экономические отношения со странами, не поддержавшими введение санкций. Это бассейн Каспийского моря, Юго-Восточная Азия, Черноморский бассейн», – продолжил Андрей Васюта.

«Пример – турецкий паром, который начал ходить по маршруту Евпатория – Зонгулдак. Сначала он совершал два рейса в месяц, сегодня – уже 8-9 рейсов. Более того, турки собираются поставить на линию паром большего тоннажа. Вот так с нуля появился грузопоток», – привел пример гендиректор предприятия.

«На форуме говорили о создании накопительных площадок в Ростове-на-Дону, других портах Черноморского бассейна. Мы сами не можем повлиять на этот процесс, но запустить его очень важно. Перспективно снимать грузы с паромов и перевозить их судами, а создание накопительных площадок в этом деле поможет», – добавил Андрей Васюта.

 

Морские вести России №10 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ