Прошлым – гордимся, будущее – создаем...

Речной транспорт
Прошлым – гордимся, будущее – создаем...

В первое воскресенье июля свой профессиональный праздник отмечают работники морского и речного флота. Этот праздник моряков был установлен в 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР. Его отмечают все, имеющие отношение к гражданскому морскому и речному транспорту, играющему ключевую роль в экономике нашей страны.

И сегодня, в преддверии наступающего праздника, хочется рассказать о тех людях, которые, выбрав речной флот, навсегда связали с ним свою судьбу и жизнь.

А. Сибирский

 

Фактор личности

Речной флот, в советские времена являющийся основой транспортной системы восточных регионов страны, пережил непростые времена в период 1989-2012 годов. Позиция внутреннего водного транспорта в транспортной системе России существенно ослабла. Одна из причин – динамичное развитие наземных видов транспорта, ввод трубопроводов и «выпадение» речных маршрутов из логистических цепей доставки грузов. В критические моменты судьба предприятия, а подчас и целой отрасли зависит от руководителя, чьи опыт, интуиция, ум и энергия вдохновят и поведут за собой единомышленников.

У наших речников такой человек есть – это доктор экономических наук, доктор Российской академии естественных наук и Академии транспорта, автор книг «Ноосферные транспортные системы Сибири и Дальнего Востока», «Томская судоходная компания. История, проблемы, перспективы», «Транспортная стратегия Сибири и Дальнего Востока», автор научных статей по проблемам транспорта и транспортных систем Сибири и Дальнего Востока, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Владимир Антонович Кноль. Этот человек фактически разработал научную концепцию возрождения речного транспорта, которая легла в основу проекта «Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года», одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 17 октября 2013 года.

В чем же сила его менеджмента в ситуации, когда одни продают, теряют, а другие покупают, развиваются? Это напряженный труд и бесконечная вера в возрождение былой славы речного флота!

Вот далеко неполный перечень предприятий, которые обрели новую жизнь:

 

Томская судоходная компания

В 1992 году из состава Западно-Сибирского речного пароходства вышла и ушла в самостоятельное плавание Томская судоходная компания. В то время она лишь добывала нерудные строительные материалы и осуществляла погрузочно-разгрузочные работы. Постепенно компания заниматься еще и другой деятельностью, более рентабельной – перевозочной. Начав с объема 100 тыс. тонн перевозок грузов, компания в 2011 году вышла на объем 3,8 млн тонн. Теперь предприятие работает в круглогодичном режиме. По объемам грузоперевозок и обеспеченности стабильной клиентурой ТСК занимает одно из ведущих мест не только в Западной Сибири, но и среди предприятий отрасли. По итогам 2012 года ее руководители, основываясь на программе технического состояния всего флота и механизации, приняли окончательное решение приобрести основные производственные активы Западно-Сибирского пароходства, чтобы «объединить все хозяйство в единое целое и более оперативно и экономически обоснованно управлять процессами». На сегодняшний день завершается объединение под флагом ТСК активов Новосибирского и Нижневартовского речных портов. Причем он весь работает. После эксплуатации Новосибирским речным портом приобретенные активы находились в ужасном состоянии, и потребовалось приложить немало усилий и средств, чтобы их восстановить.

 

Самусьский завод

В 2000 году совершена еще одна крупная покупка: Самусьский судостроительно-судоремонтный завод – последний из судостроительных заводов в Западной Сибири, оставшихся в «живых», вернее, находившийся на стадии банкротства. Зачем он понадобился томским речникам? Во-первых, большому количеству флота нужна и большая ремонтная база. Во-вторых, захотелось сохранить, реанимировать уникальное предприятие. В 2015 году завод провел церемонию торжественного спуска судна «Жартас» (проект 3215), построенного для Семейского предприятия водных путей (Казахстан).

 

Малетинский карьер

На стадии банкротства приобретен и буквально за год реанимирован Малетинский каменный карьер, который на сегодняшний день производит щебень из породы «габбро-диабаз», используемый в строительстве, изготовлении тротуарной плитки, для выполнения бетонных работ, в производстве ЖБИ. Отгрузка щебня осуществляется водным транспортом по реке Оби как в регионы Алтайского края, так и в Новосибирскую, Кемеровскую области, Нижневартовск, Сургут.

Приобрели Моряковскую ремонтно-эксплуатационную базу, которая также пребывала в полуразрушенном состоянии. Моряковский речной затон при его большой акватории является крупным пунктом для стоянки речных судов и базовым предприятием региона, имеющим единственное в Обь-Иртышском речном бассейне сложное судоподъемное сооружение СЛИП. К слову сказать, раньше на этой огромной водной территории СЛИП был только у Западно-Сибирского речного пароходства, но в 2014 году из-за безразличия чиновников всех уровней региональных властей и бездействия правоохранительных органов уникальнейшее сооружение было безвозвратно утрачено для Новосибирска.

 

Западно-Сибирское речное пароходство

Эта утрата нашла свое зеркальное отражение в истории Западно-Сибирского речного пароходства – одного из старейших предприятий речной отрасли России, которое является почти ровесником Новосибирска. Географическое положение Сибирского региона уникально в плане развития речной отрасли. Здесь есть не только природные условия и ресурсы – есть исторические традиции, уникальный опыт, кадровый потенциал, сформированный поколениями речников. Западно-Сибирское речное пароходство является примером исторического долголетия. Оно выстояло и стремится к возрождению традиций, завоеванию достойного места среди предприятий речного флота России. На сегодня основное направление деятельности предприятия – разработка месторождений песка, песчано-гравийной смеси; добыча нерудных строительных материалов. Только за прошедшие месяцы с начала 2015 года благодаря профессионализму руководителя и трудолюбию коллектива ЗСРП заняло достойное место среди предприятий отрасли.

 

Сибирский центр логистики

Речь идет о созданном в 1994 году Сибирском центре логистики – вертикально интегрированном холдинге, в состав которого входят добывающие, транспортные и судостроительные компании. Сибирский центр логистики оказывает полный спектр транспортно-логистических услуг на территории Сибирского федерального округа, осваивает добывающую сырьевую базу, развивает производство дорожно-строительных материалов. Холдинг, приступив к навигации 2015 года в Обь-Иртышском речном бассейне, планирует сохранить объемы перевозок на прежнем уровне. Основными направлениями грузоперевозок холдинга остаются Новосибирская и Томская области, Алтайский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

 

Феномен Громовой

Говоря о молодом поколении речников, особенно хочется отметить генерального директора ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» Наталию Валентиновну Громову. За 117-летнюю историю этого орденоносного предприятия впервые в кресле руководителя оказалась женщина! Однако это не помешало ей быстро войти в курс дел. Она с честью выдержала все испытания, свалившиеся на ее хрупкие плечи. Это и непрекращающиеся судебные иски по истребованию оплаты от многочисленных должников пароходства, и борьба за восстановление утраченного основного фонда предприятия, а подчас и откровенные предложения «крышевания» и неприкрытые угрозы в стиле 90-х годов! Но Громова сумела не только вывести ЗСРП из кризиса, но и с честью отстояла имидж надежного и обязательного партнера.

 

Фото. Наталия Громова и Владимир Кноль на открытии навигации 2014 года в Новосибирске

Фото предоставлено руководителем коммерческого отдела Ю. Полещук

 

Мудрый стратег, умелый руководитель и крепкий производственник, она не ограничивает предприятие узким кругом видов деятельности, постоянно ищет новые источники для получения дохода. Решение этих вопросов напрямую связано не только с благополучием предприятия в целом и каждого его сотрудника, но и с жизненными интересами Новосибирской области, с наполняемостью регионального бюджета. Бывших речников не бывает! Заботливое, бережное отношение к людям Н.В. Громова переняла у своего наставника. Очень мало предприятий может похвастаться таким бережным отношением к архивным документам. Она собрала воедино и бережно сохраняет документы работников 23 филиалов ЗСРП, которые располагались по всей территории Обь-Иртышского речного бассейна за весь период существования предприятия! А это не просто бумаги – это возможность своевременного подтверждения не только общего трудового стажа, необходимого при назначении и расчете размеров пенсии, но и дополнительная информация о работе в особых условиях труда тех, кто раз и навсегда связал себя с внутренним водным транспортом. Тургенев говорил: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Сформировать коллектив единомышленников и профессионалов и сковать их этими якорными цепями под силу только настоящему лидеру. И неважно, кто лидер – мужчина или женщина. Если вы готовы взять на себя ответственность за судьбу целого предприятия, если у вас благородные цели, если вы знаете, как их достичь и вдохновить на это достижение других людей!

Сегодня обновленный коллектив ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» под руководством генерального директора Натальи Громовой открывает новую страницу в истории своего развития. И в этом не только историческая справедливость в отношении ко всей инфраструктуре внутренних водных путей. В этом – здравый смысл.

С профессиональным праздником вас, речники! 7 футов под килем... Пусть габариты пути соответствуют габаритам ваших теплоходов!

 

Морские вести России №9 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море Активная фаза поисково-спасательной операции в районе крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном м...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке Индийская компания Tata рассматривает возможность строительства терминала по перевалке угля на Камча...

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе Швейцарский угольный трейдер Mercuria может заключить соглашение take-or-pay на создание портовой ин...




Морской транспорт

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года Астраханский судостроительный завод «Лотос» сдаст в эксплуатацию первое пассажирское судно в апреле ...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...