Прошлым – гордимся, будущее – создаем...

Речной транспорт
Прошлым – гордимся, будущее – создаем...

В первое воскресенье июля свой профессиональный праздник отмечают работники морского и речного флота. Этот праздник моряков был установлен в 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР. Его отмечают все, имеющие отношение к гражданскому морскому и речному транспорту, играющему ключевую роль в экономике нашей страны.

И сегодня, в преддверии наступающего праздника, хочется рассказать о тех людях, которые, выбрав речной флот, навсегда связали с ним свою судьбу и жизнь.

А. Сибирский

 

Фактор личности

Речной флот, в советские времена являющийся основой транспортной системы восточных регионов страны, пережил непростые времена в период 1989-2012 годов. Позиция внутреннего водного транспорта в транспортной системе России существенно ослабла. Одна из причин – динамичное развитие наземных видов транспорта, ввод трубопроводов и «выпадение» речных маршрутов из логистических цепей доставки грузов. В критические моменты судьба предприятия, а подчас и целой отрасли зависит от руководителя, чьи опыт, интуиция, ум и энергия вдохновят и поведут за собой единомышленников.

У наших речников такой человек есть – это доктор экономических наук, доктор Российской академии естественных наук и Академии транспорта, автор книг «Ноосферные транспортные системы Сибири и Дальнего Востока», «Томская судоходная компания. История, проблемы, перспективы», «Транспортная стратегия Сибири и Дальнего Востока», автор научных статей по проблемам транспорта и транспортных систем Сибири и Дальнего Востока, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Владимир Антонович Кноль. Этот человек фактически разработал научную концепцию возрождения речного транспорта, которая легла в основу проекта «Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года», одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 17 октября 2013 года.

В чем же сила его менеджмента в ситуации, когда одни продают, теряют, а другие покупают, развиваются? Это напряженный труд и бесконечная вера в возрождение былой славы речного флота!

Вот далеко неполный перечень предприятий, которые обрели новую жизнь:

 

Томская судоходная компания

В 1992 году из состава Западно-Сибирского речного пароходства вышла и ушла в самостоятельное плавание Томская судоходная компания. В то время она лишь добывала нерудные строительные материалы и осуществляла погрузочно-разгрузочные работы. Постепенно компания заниматься еще и другой деятельностью, более рентабельной – перевозочной. Начав с объема 100 тыс. тонн перевозок грузов, компания в 2011 году вышла на объем 3,8 млн тонн. Теперь предприятие работает в круглогодичном режиме. По объемам грузоперевозок и обеспеченности стабильной клиентурой ТСК занимает одно из ведущих мест не только в Западной Сибири, но и среди предприятий отрасли. По итогам 2012 года ее руководители, основываясь на программе технического состояния всего флота и механизации, приняли окончательное решение приобрести основные производственные активы Западно-Сибирского пароходства, чтобы «объединить все хозяйство в единое целое и более оперативно и экономически обоснованно управлять процессами». На сегодняшний день завершается объединение под флагом ТСК активов Новосибирского и Нижневартовского речных портов. Причем он весь работает. После эксплуатации Новосибирским речным портом приобретенные активы находились в ужасном состоянии, и потребовалось приложить немало усилий и средств, чтобы их восстановить.

 

Самусьский завод

В 2000 году совершена еще одна крупная покупка: Самусьский судостроительно-судоремонтный завод – последний из судостроительных заводов в Западной Сибири, оставшихся в «живых», вернее, находившийся на стадии банкротства. Зачем он понадобился томским речникам? Во-первых, большому количеству флота нужна и большая ремонтная база. Во-вторых, захотелось сохранить, реанимировать уникальное предприятие. В 2015 году завод провел церемонию торжественного спуска судна «Жартас» (проект 3215), построенного для Семейского предприятия водных путей (Казахстан).

 

Малетинский карьер

На стадии банкротства приобретен и буквально за год реанимирован Малетинский каменный карьер, который на сегодняшний день производит щебень из породы «габбро-диабаз», используемый в строительстве, изготовлении тротуарной плитки, для выполнения бетонных работ, в производстве ЖБИ. Отгрузка щебня осуществляется водным транспортом по реке Оби как в регионы Алтайского края, так и в Новосибирскую, Кемеровскую области, Нижневартовск, Сургут.

Приобрели Моряковскую ремонтно-эксплуатационную базу, которая также пребывала в полуразрушенном состоянии. Моряковский речной затон при его большой акватории является крупным пунктом для стоянки речных судов и базовым предприятием региона, имеющим единственное в Обь-Иртышском речном бассейне сложное судоподъемное сооружение СЛИП. К слову сказать, раньше на этой огромной водной территории СЛИП был только у Западно-Сибирского речного пароходства, но в 2014 году из-за безразличия чиновников всех уровней региональных властей и бездействия правоохранительных органов уникальнейшее сооружение было безвозвратно утрачено для Новосибирска.

 

Западно-Сибирское речное пароходство

Эта утрата нашла свое зеркальное отражение в истории Западно-Сибирского речного пароходства – одного из старейших предприятий речной отрасли России, которое является почти ровесником Новосибирска. Географическое положение Сибирского региона уникально в плане развития речной отрасли. Здесь есть не только природные условия и ресурсы – есть исторические традиции, уникальный опыт, кадровый потенциал, сформированный поколениями речников. Западно-Сибирское речное пароходство является примером исторического долголетия. Оно выстояло и стремится к возрождению традиций, завоеванию достойного места среди предприятий речного флота России. На сегодня основное направление деятельности предприятия – разработка месторождений песка, песчано-гравийной смеси; добыча нерудных строительных материалов. Только за прошедшие месяцы с начала 2015 года благодаря профессионализму руководителя и трудолюбию коллектива ЗСРП заняло достойное место среди предприятий отрасли.

 

Сибирский центр логистики

Речь идет о созданном в 1994 году Сибирском центре логистики – вертикально интегрированном холдинге, в состав которого входят добывающие, транспортные и судостроительные компании. Сибирский центр логистики оказывает полный спектр транспортно-логистических услуг на территории Сибирского федерального округа, осваивает добывающую сырьевую базу, развивает производство дорожно-строительных материалов. Холдинг, приступив к навигации 2015 года в Обь-Иртышском речном бассейне, планирует сохранить объемы перевозок на прежнем уровне. Основными направлениями грузоперевозок холдинга остаются Новосибирская и Томская области, Алтайский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

 

Феномен Громовой

Говоря о молодом поколении речников, особенно хочется отметить генерального директора ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» Наталию Валентиновну Громову. За 117-летнюю историю этого орденоносного предприятия впервые в кресле руководителя оказалась женщина! Однако это не помешало ей быстро войти в курс дел. Она с честью выдержала все испытания, свалившиеся на ее хрупкие плечи. Это и непрекращающиеся судебные иски по истребованию оплаты от многочисленных должников пароходства, и борьба за восстановление утраченного основного фонда предприятия, а подчас и откровенные предложения «крышевания» и неприкрытые угрозы в стиле 90-х годов! Но Громова сумела не только вывести ЗСРП из кризиса, но и с честью отстояла имидж надежного и обязательного партнера.

 

Фото. Наталия Громова и Владимир Кноль на открытии навигации 2014 года в Новосибирске

Фото предоставлено руководителем коммерческого отдела Ю. Полещук

 

Мудрый стратег, умелый руководитель и крепкий производственник, она не ограничивает предприятие узким кругом видов деятельности, постоянно ищет новые источники для получения дохода. Решение этих вопросов напрямую связано не только с благополучием предприятия в целом и каждого его сотрудника, но и с жизненными интересами Новосибирской области, с наполняемостью регионального бюджета. Бывших речников не бывает! Заботливое, бережное отношение к людям Н.В. Громова переняла у своего наставника. Очень мало предприятий может похвастаться таким бережным отношением к архивным документам. Она собрала воедино и бережно сохраняет документы работников 23 филиалов ЗСРП, которые располагались по всей территории Обь-Иртышского речного бассейна за весь период существования предприятия! А это не просто бумаги – это возможность своевременного подтверждения не только общего трудового стажа, необходимого при назначении и расчете размеров пенсии, но и дополнительная информация о работе в особых условиях труда тех, кто раз и навсегда связал себя с внутренним водным транспортом. Тургенев говорил: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Сформировать коллектив единомышленников и профессионалов и сковать их этими якорными цепями под силу только настоящему лидеру. И неважно, кто лидер – мужчина или женщина. Если вы готовы взять на себя ответственность за судьбу целого предприятия, если у вас благородные цели, если вы знаете, как их достичь и вдохновить на это достижение других людей!

Сегодня обновленный коллектив ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» под руководством генерального директора Натальи Громовой открывает новую страницу в истории своего развития. И в этом не только историческая справедливость в отношении ко всей инфраструктуре внутренних водных путей. В этом – здравый смысл.

С профессиональным праздником вас, речники! 7 футов под килем... Пусть габариты пути соответствуют габаритам ваших теплоходов!

 

Морские вести России №9 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...