Кризису вопреки - Морские вести России

Кризису вопреки

13.01.2016

Транспортная политика

Кризису вопреки

В начале сентября, в дни празднования 100-летия со дня образования Мурманского морского торгового порта, Ассоциация морских торговых портов (АСОП) провела в ММТП выездной Совет директоров, в котором приняли участие представители правительства Мурманской области и Минтранса России.

Помимо деловой части члены Совета поздравили руководство и коллектив ММТП с юбилеем и приняли участие в торжественных мероприятиях.

Владимир Михайлов

 

Мурманский порт для региона и страны

По случаю 100-летнего юбилея ММТП в заседании Совета директоров АСОП принял участие заместитель губернатора Мурманской области Григорий Стратий, который от имени губернатора и правительства области поздравил портовиков с вековым юбилеем и кратко рассказал о роли Мурманского транспортного узла и стартовавших мероприятиях по его развитию.

«Арктический вектор является ключевым для развития Мурманской области. Преимущества Мурманского порта всем известны – это глубоководный, незамерзающий, круглогодично работающий порт, в  котором базируется атомный и ледокольный флот. Порт является базовым портом по обеспечению арктических перевозок грузов. По итогам прошлого года грузооборот порта составил около 34 млн тонн. После завершения всех работ по комплексному развитию транспортного узла мы планируем значительное увеличение грузооборота», – сказал Г. Стратий.

Как проинформировал заместитель губернатора, год назад Министр транспорта Максим Соколов и губернатор Мурманской области Марина Ковтун дали символический старт началу строительства объектов федеральной собственности по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Два этапа на сегодня уже завершены, и сейчас ведутся работы по строительству железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива в район устья реки Лавны. Подрядчиком стала компания «Стройгазконсалтинг».

В этом же районе компанией «Роснефть» уже создана база берегового обеспечения «Лавна», с которой в прошлом году велась поддержка бурения одного из новых открытых месторождений нефти «Победа». В целом «Роснефть» планирует создать здесь целый промышленный кластер сопутствующих производств. В июне этого года правительством РФ подписано распоряжение о реализации крупного инвестиционного проекта компании «НОВАТЭК» по возведению на западном берегу центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, в том числе плавучих заводов по производству СПГ. Общая площадь строительства составит порядка 180 га.

В завершение выступления Г. Стратий отметил: «Мурманский порт и акватория Кольского залива сегодня являются привлекательными для наших крупнейших нефтегазовых компаний, и мы видим большое будущее для порта и региона в связи с освоением нефтегазовых ресурсов западной части российского сектора Арктики».

 

Состояние и перспективы ММТП

На правах принимающей стороны на Совете директоров АСОП выступил генеральный директор ПАО «Мурманский морской торговый порт» Александр Масько, который рассказал о сегодняшнем положении и перспективах развития ММТП.

Мурманский морской торговый порт географически расположен на восточном берегу Кольского залива, структурно разделен на три грузовых района и состоит из трех стивидорных компаний: ПАО «Мурманский морской торговый порт» – работает на 1-м и 2-м грузовых районах, переваливая навалочные и генеральные грузы, ООО «Мурманский балкерный терминал» – работает на 17-м и 18-м причалах, переваливая железорудный и апатитовый концентраты, и ЗАО «Агросфера» – специализированный комплекс по перевалке минеральных удобрений – работает на 3-м грузовом районе.

Порт насчитывает 19 причалов общей длиной более 3 тыс. метров. Максимальная глубина у причала №14 – 14,7 метра, глубины на рейде достигают 60 метров. В структуре грузооборота ММТП уголь занимает порядка 65%, весомые доли занимают железорудный и апатитовый концентраты. По структуре клиентов: более 50% – грузы «СУЭК АГ», остальные – «Еврохим», «Фосагро», итальянская угольная компания Coeclerici и другие.

Сегодняшняя инфраструктура и оборудование, которым обладает ММТП, позволяют на постоянной основе обрабатывать суда до 160 тыс. тонн. Порт является универсальным и, соответственно, имеет большую и малую механизацию – в основном это портальные краны типа «Сокол» и «Аист».

«Сейчас мы внедряем линейку более высокопроизводительного оборудования производства отечественной краностроительной компании ЗАО «СММ» – портальных кранов типа «Витязь» грузоподъемностью до 63 тонн. Эти краны уже сегодня зарекомендовали себя как высокоэффективные. Их мы используем исключительно на фронтальной части, что позволило нам увеличить и скорость обработки судов, и грузооборот порта в целом, – сказал А. Масько и продолжил, – В 2013 году, когда ММТП обработал за год 17,2 млн тонн грузов, мы думали, что это наш предел. Но уже в 2015 юбилейном году за счет обновленного парка и технологий мы смогли совершить еще несколько производственных рекордов. Во-первых, среднесуточная выгрузка вагонов перевалила за цифру 600 штук (максимально выгрузили 689 вагонов), во-вторых, максимально погрузили за одни сутки на судно».

Как отметил генеральный директор ПАО «ММТП», перспективные задачи компании на ближайшие 4-5 лет – пробить планку по грузообороту в 20 млн тонн и выйти на 23-25 млн тонн грузов в год. «Мы это делаем не одни, а в тесной координации с Администрацией морских портов, «Росморпортом», железной дорогой. У нас на сегодня есть совместные проекты, в которых мы сами за свой счет будем реконструировать железнодорожную инфраструктуру внутри станции Мурманск для того, чтобы она соответствовала нашим заявленным объемам, и мы совместно смогли их реализовать», – уточнил А.Масько.

Он также рассказал и о других ключевых инвестиционных проектах, которые находятся или на стадии реализации, или на стадии проектно-изыскательских работ. На первом грузовом районе намечена реконструкция причальной стенки – причал №2 будет реконструирован под постановку и обработку судов типа Panamax, соответственно грузооборот малого пирса будет увеличен на 1 млн тонн, до 4 млн тонн.

В акватории порта по большому ковшу ведутся проектно-изыскательские работы совместно с институтом «Ленморниипроект». Силами ЦНИИМФ проведено моделирование, которое показало, что в большом ковше возможно поставить четыре крупнотоннажных судна типа Panamax. Более того, на 14-й причал есть возможность ставить суда типа Capesize взамен двух Panamax – моделирование показало возможность одновременной обработки, постановки и отвода данных судов. По словам А. Масько, сейчас «Ленморниипроект» занимается изысканиями по данному проекту, если они будут положительными, то в ближайшей перспективе компания приступит к работам по дноуглублению и по частичной реконструкции причалов.

«Это позволит нам на 9-м и 10-м причалах обрабатывать около 5 млн тонн в год, а на 13-м и 14-м причалах мы уже сегодня за счет реконструкции вышли на 8 млн тонн, – подытожил генеральный директор ММТП. – Также мы планируем сделать реконструкцию 3-го грузового района – это комплекс апатитового концентрата, довести емкость грузового склада до 100 тысяч тонн и увеличить грузооборот апатитового концентрата где-то до 3 млн тонн».

Как подчеркнул А. Масько, все представленные проекты имеют определенную долю инвестиций в экологическую составляющую. На всех грузовых районах будут обустроены системы ливневой канализации и очистки сточных вод – строительство очистных сооружений запланировано в каждом проекте, а на 2-м грузовом районе система ливневой канализации уже построена и в данный момент ведется строительство самих очистных сооружений. Кроме того, на 2-м грузовом районе внедрена эффективная система пылеподавления – в зоне работы системы пыление уменьшается примерно на 80%. Помимо этого компания рассматривает возможность установления пылезащитных экранов, которые широко применяются в японских и китайских портах. В завершение выступления А. Масько отметил, что объемы инвестиций в экологические проекты будут только увеличиваться, и компания надеется реализовать их в течение ближайших двух лет.

Генеральный директор ПАО «ММТП» выразил уверенность, что, несмотря на сегодняшний кризис, в целом предприятие имеет перспективы дальнейшего роста грузооборота, на что и будет направлять свои усилия.

 

Результаты в отрасли и перемены в АСОП

С основным докладом о деятельности Ассоциации и взаимодействии с Минтрансом в области нормативно-правового регулирования на Совете директоров выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов.

Вначале он отметил, что ПАО «Мурманский морской торговый порт» за последние годы показал удивительную динамику роста и производительности труда и выразил надежду, что проходящее заседание Совета директоров АСОП привлечет внимание правительственных органов и поможет решению конкретных задач в развитии не только Мурманского порта, но и всей портовой отрасли России.

По итогам работы за 7 месяцев текущего года объем перевалки в морских портах вырос до 379,9 млн тонн (+3,2%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Безусловно, экономический кризис не мог не повлиять на деятельность морских портов. Несмотря на увеличение грузооборота, наблюдается существенное снижение перевалки импортных (-23,6%) и контейнерных грузов (-15,5%).

Рост грузооборота был обеспечен за счет увеличения объемов перевозки нефти и нефтепродуктов (+8%), а также роста перевалки на экспорт угля, минеральных удобрений, черных и цветных металлов, руды, лесных грузов.

Положительную динамику в текущем году показывают ОАО «Архангельский МТП» (+20,8%), ОАО «Балтийский балкерный терминал» (+13,6%), ОАО «Новороссийский МТП» (+2,4%), ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» (+33%), ОАО «Таганрогский МТП» (+27,8%), ОАО «Туапсинский МТП» (+14,4%), ОАО «Восточный порт» (+4,4%), ООО «Восточный нефтехимический терминал» (+24,4%).

В то же время снижение грузооборота фиксируется у ПАО «Мурманский МТП» (-14,2%), АО «Первый контейнерный терминал» (-33,7%), ОАО «Петролеспорт» (-21%), ОАО «Владивостокский МТП» (-19,6%), ООО «Восточная стивидорная компания» (-13,8%).

С. Жусупов напомнил, что текущая работа Ассоциации за отчетный период после проведения годовой конференции осуществлялась в соответствии с утвержденной программой деятельности АСОП, которая сформирована на основании соглашения с Минтрансом России о взаимодействии, а также двух распоряжений правительства РФ – об улучшении транспортной ситуации в морских портах и о повышении конкурентоспособности морских портов. При этом он отметил, что в рамках данных распоряжений АСОП номинирована как соисполнитель наряду с федеральными органами исполнительной власти.

Исполнительный директор обратил внимание членов Совета директоров на то, что после проведения годовой конференции в марте 2015 года было решено изменить структуру рабочих комитетов АСОП путем введения должностей заместителей председателей комитетов и создания актуализированных рабочих групп с целью максимального вовлечения в работу комитетов представителей портов. И такая работа фактически проведена – подобраны кандидатуры заместителей и членов ряда рабочих групп.

Более подробно о работе Ассоциации в законодательной и нормативной сфере рассказали председатели рабочих комитетов АСОП.

С. Жусупов поздравил представителей ПАО «ММТП» со 100-летним юбилеем и пожелал мурманским портовикам трудовых успехов, семь футов под килем и высоких показателей грузооборота.

В ходе Совета директоров президент АСОП Олег Терехов вручил генеральному директору ПАО «Мурманский морской торговый порт» Александру Масько Почетный диплом «За значимый вклад в развитие портовой отрасли России и в связи со 100-летием порта», директор по транспортной безопасности ООО «Управление транспортными активами» Владимир Попов вручил А.Масько Приветственный адрес по случаю 100-летия Мурманского порта.

Генеральному директору ООО «Стивидорная компания «Малый порт» Дмитрию Тарасову было вручено свидетельство о членстве компании в Ассоциации морских торговых портов.

А исполнительный директор АСОП Серик Жусупов и первый заместитель генерального директора ОАО «Калининградский морской торговый порт» Владимир Лавренчук обменялись дипломом «За значимый вклад в развитие портовой отрасли России и в связи с 70-летием порта», врученным ОАО «КМТП», и ответными знаками, приуроченными к юбилею Калининградского порта.

 

Комитет по экономике и социальным вопросам

Председатель Комитета по экономике и социальным вопросам Александр Алексеенко перечислил вопросы и законодательные акты, над которыми активно работал комитет.

Прежде всего, это проекты нормативных актов, подготовка и издание которых предусмотрены распоряжением Правительства Российской Федерации №381-р от 17 марта 2014 года «План мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг в портах», в том числе  проект постановления правительства РФ о внесении изменений в постановление правительства РФ №293 от 23 апреля 2008 года о государственном регулировании цен и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в морских и речных портах, аэропортах и на внутренних водных путях. По этому постановлению из перечня государственных регулируемых услуг должны быть исключены услуги погрузки/выгрузки грузов, хранения грузов, предоставления причалов.

Проект постановления был подготовлен Федеральной службой по тарифам (ФСТ), прошел установленные процедуры – общественное обсуждение, оценку регулирующего воздействия, но не поступил в Правительство РФ в связи с упразднением ФСТ РФ. В настоящее время вопрос по изданию указанного документа находится в компетенции ФАС РФ.

Еще один документ, над которым работал Комитет по экономике и социальным вопросам – это законопроект о внесении изменений в статьи 25 и 30 Налогового кодекса РФ. Разработка документа предусмотрена Планом мероприятий по основным направлениям взаимодействия Ассоциации с Минтрансом и Планом мероприятий по повышению конкурентоспособности услуг в морских портах, утвержденным распоряжением Правительства РФ. Минтрансом России с участием АСОП проект был разработан, прошел процедуру согласования, общественные слушания, по результатам были внесены изменения, в настоящее время  законопроект находится на рассмотрении в Правительстве РФ.

В отчетный период Комитет активно работал над подзаконными актами в области транспортной безопасности. Известно, что внесены достаточно существенные изменения в законодательство о транспортной безопасности – приняты федеральные законы №225-ФЗ от  23.07.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 03.02.2014 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Это предполагает издание большого количества подзаконных актов.

В  рамках Комитета была создана рабочая группа из членов Ассоциации и работников служб транспортной безопасности, которую возглавил В.А. Попов для оперативного рассмотрения проектов нормативных актов и подготовки замечаний и предложений по ним.

«Не могу сказать, что нам удалось решить все вопросы, но некоторые требования проектов подзаконных актов, которые не учитывали особенности реализации мер транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры в морских портах, а также увеличивали финансовую нагрузку на предприятия, все-таки удалось изменить, – отметил А. Алексеенко. – И полагаю, что до конца года основополагающие документы – Требования по обеспечению транспортной безопасности в виде постановления правительства РФ и приказ Минтранса России «Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» будут изданы».

Председатель Комитета по экономике проинформировал Совет директоров о  проведенной  работе по обновлению Комитета, его членами стали представители таких стивидорных компаний, как «Морской порт Санкт-Петербург», «Малый порт», «Восточный порт». Комитет будет приветствовать вхождение в него и представителей других стивидорных компаний, поскольку, по мнению председателя Комитета, чем больше специалистов будет принимать участие в обсуждении экономических и социальных вопросов, тем лучше будет в целом для отрасли.

В рамках обновления структуры также были согласованы кандидатуры заместителей председателя Комитета – по вопросам налогообложения, социальным вопросам и по общим проблемам экономики. Ими стали Л.А. Онзулс, С.А. Паничев.

 

Комитет по коммерческо-правовым вопросам

Отчет о работе Комитета по коммерческо-правовым вопросам представила председатель Комитета Марина Маленьких.

В число проектов документов, которые были рассмотрены Комитетом с формированием заключений и ответов, вошли такие федеральные законы, как Закон о железнодорожном транспорте в РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Закон о таможенном регулировании в РФ, а также проекты постановлений правительства РФ, затрагивающих вопросы лицензирования деятельности в морском порту, норм естественной убыли грузов, регулирования порядка осуществления отдельных видов контроля в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ, другие документы законодательного и нормативного уровня.

Особо М. Маленьких был выделен Приказ Министерства транспорта РФ от 09.07.2014 г. №182 «Об утверждении правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту». Данные Правила вступили в действие 9 февраля 2015 года. Их введение поставило на повестку дня необходимость разработки отраслевых документов, регламентирующих технологические процессы перевалки грузов в морских портах, обеспечивающих безопасность производства этих работ, сохранность грузов при перевалке, а также защиту окружающей среды.

Далее председатель Комитета обратила внимание присутствующих на Федеральный закон, внесший изменений в ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», который был утвержден 31 декабря 2014 года и  вступил в силу 1 апреля 2015 года, остановившись на ряде нововведений, которые привнес указанный закон в действующий Устав.

В частности, он ввел новое понятие «оператор железнодорожного подвижного состава контейнеров», закрепил на законодательном уровне новые виды платежей за предоставление железнодорожных путей общего пользования и использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих перевозчику; ввел новую редакцию статьи 94 Устава (в части, касающейся перечня оснований для возникновения ответственности грузоотправителя за полное или частичное невыполнение принятых заявок), установил необходимость разработки  новых правил, регламентирующих порядок перемещения порожних вагонов на железнодорожном транспорте, устанавливая основные параметры этого перемещения и т.д.

Как отметила М. Маленьких, закрепленные в законе общие положения требуют конкретизации в подзаконных актах, в виду чего в настоящее время Департаментом государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России ведется активная работа по разработке новых и пересмотру старых правил перевозок грузов, в том числе входящих в Сборник правил перевозок грузов железнодорожным транспортом (в их числе Правила перемещения порожних вагонов, Правила приема груза к перевозке, предъявления и рассмотрения претензий, составления актов при железнодорожной перевозке грузов и др.).

Еще на один аспект деятельности Комитета обратила внимание М. Маленьких – на законодательно-нормативное обеспечение деятельности в сфере таможенного дела. За отчетный период были проанализированы положения, затрагивающие интересы морских портов, прописанные в проекте нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, проектах Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в действующий федеральный закон о таможенном регулировании в РФ», постановления правительства РФ по отдельным вопросам, подпадающим под таможенное администрирование; проекты приказов ФТС России.

Как прорыв в четырехлетней работе председатель Комитета отметила изменение позиции ФТС России в отношении положения общеизвестного приказа ФТС №2688 (касается вопросов временного хранения), касающегося предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и платежей при выдаче разрешения на временное хранение. В поправках к приказу ФТС России №2688 этот пункт изменен и сформулирован перечень всего из трех ситуаций, наличие которых дает право сотруднику таможенного органа потребовать от лица, получающего разрешение на временное хранение товаров в ином месте временного хранения, предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и платежей.

В отношении изменения структуры Комитета по коммерческо-правовым вопросам М. Маленьких отметила, что в рамках Комитета создана рабочая группа по работе над Уставом железнодорожного транспорта и что у председателя Комитета теперь будет два заместителя – по таможенным вопросам и по вопросам железнодорожного транспорта. Ими стали Г.А. Галкина и Е.А. Шульга.

 

Комитет по инвестиционным программам развития портовой инфраструктуры и производственным вопросам

Председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Дмитрий Морозов отметил в работе Комитета прежде всего участие в разработке Закона о свободном порте Владивосток. Началась эта работа в декабре 2014 года и закончилась в июле 2015-го.

Ассоциация принимала участие во всех обсуждениях с первого дня, на всех инстанциях и защищала два основных тезиса. Первый: не допустить создания ситуации, когда преференции для одного предприятия приводят к возникновению в отрасли недобросовестной конкуренции, создают условия для перетекания грузов, финансовых и людских ресурсов. Второй: при подготовке подобных инициатив необходимо в первую очередь обращать внимание не на преференции для транспортной инфраструктуры, а на создание условий роста производства и потребления в регионе, то есть для роста самих грузопотоков, увеличения объемов перевозимых грузов, а не перетягивания одних и тех же грузов от одного перевозчика к другому.

Как подчеркнул Д. Морозов, «эти тезисы нам удалось успешно защитить».

Закон о свободном порте Владивосток подписан и в октябре вступает в силу, но, по словам председателя Комитета, работа в этом направлении продолжается. Идет активная разработка подзаконных актов, регламентирующих статус, условия и требования к резидентам свободной зоны. Такие же документы должны быть разработаны в отношении управляющей компании свободного порта Владивосток.

«Поскольку существует в разработке законопроект «О свободных портах Российской Федерации», то правоприменительная практика, если она будет успешной, может быть распространена и на другие порты, – сказал Д. Морозов, – поэтому прошу всех представителей портов, даже тех, которые не претендуют на вступление в свободные зоны, внимательно отнестись к этим документам, потому что ситуация может иметь большой резонанс».

Второе направление продолжения этой работы Комитета – разработка предложений по изменению таможенного законодательства в отношении транзитных грузов. Оно должно повлиять, например, на такие транспортные коридоры, как «Приморье-1» и «Приморье-3» на Дальнем Востоке, развитие которых имеет определенные ограничения, связанные с порядком оформления перемещения грузов через российскую территорию. «Однако такие изменения должны утверждаться не только в рамках законодательства РФ, но и единого Таможенного союза. Их утверждает Евразийская Экономическая Комиссия, и Ассоциация будет выходит на уровень этой комиссии», – подчеркнул Д. Морозов.

Следующее направление, на котором остановился председатель Комитета, – предложения по изменению Градостроительного кодекса. «По инициативе одного из членов Ассоциации предлагалось удалить пункт №9, относящий все объекты инфраструктуры, находящиеся на территории морских портов к категории технически сложных и опасных объектов из статьи 48.1. Мы решили подойти к этому вопросу более взвешенно, понимая, что юридическая техника не позволит сделать предложение об исключении такого пункта – сообщил Д. Морозов. – Мы собрали предложения, в том числе и для формирования перечня технически сложных и особо опасных объектов на территории портов, которые можно было бы внести в законодательство и в ближайшее время рассмотрим возможность формирования рабочей группы для проработки такой инициативы. Поэтому прошу представителей портов делегировать специалистов, которые хорошо разбираются в тематике».

Четвертое направление – работа с Росграницей по оптимизации требований, предъявляемых к обустройству и оснащению морских пунктов пропуска с целью минимизации требований в рамках единого портового пункта пропуска, исключения дублирования друг друга систем, зданий, сооружений, инфраструктуры. Как отметил руководитель Комитета, рабочая группа для разработки единых правил обустройства пунктов пропуска Росграницей создана, и представители АСОП вошли в ее состав. Сделаны предварительные предложения, связанные с категорированием пунктов пропуска в соответствии с их специализацией и пропускной способностью, а также по видам транспорта и объему перерабатываемых грузов. Однако такая постановка вопроса была поставлена под сомнение представителями государственных контролирующих органов, и, очевидно, Комитету предстоит долгая и непростая работа.

В отношении инвестиционной программы развития отрасли Комитет в рамках представительства Ассоциации в Совете потребителей ФГУП «Росморпорт» при правительственной Комиссии по транспорту совместно с Комитетом по экономике принимает участие в работе по пересмотру инвестиционной программы ФГУП «Росморпорт». В настоящее время по поручению вице-премьера правительства выбран внешний консультант, который разрабатывает аналитические алгоритмы определения приоритетов инвестиционных проектов в рамках сужающихся финансовых возможностей федерального бюджета. АСОП участвует в этой работе и старается защищать интересы отрасли.

В завершении выступления Д.Морозов еще раз проинформировал о том, что в структуре Комитета будут созданы рабочие группы для более глубокой проработки указанных инициатив, а также о том, что на должность заместителя председателя Комитета по взаимодействию с Росграницей предложен А.В. Петров.

 

Комитет по технологиям и механизации

О работе Комитета по технологиям и механизации отчитался его председатель Геннадий Иванов. За отчетный период Комитет работал со следующими нормативными документами: нормы и правила по подъемным сооружениям, правила охраны труда в морских портах и нормативные документы по гидротехническим сооружениям.

По первому направлению документов, как отметил Г. Иванов, федеральные нормы и правила введены в действие в феврале прошлого года, они объединили пять видов правил, но отраслевые особенности, касающиеся работы морских портов, не учтены. «Нам удалось пробить вопрос по легализации люлек для подъема людей. Это было сделано с некоторыми ограничениями, и за отчетный период разработаны изменения, которые на сегодня предварительно согласованы Ростехнадзором», – отметил председатель Комитета.

В отношении правил охраны труда Г. Иванов сказал: «По инициативе «Контейнерного терминала Санкт-Петербург» мы рассмотрели предложения по изменениям в правила нахождения водителя в кабине тягача в момент погрузки и снятия контейнера с платформы. Мнения специалистов стивидорных компаний разошлись, поэтому мы собрали согласительное совещание и решили, что изменение все-таки нужно вносить – в виде новой редакции правил охраны труда в морских портах».

По третьему комплексу документов о портовых гидротехнических сооружениях председатель Комитета сообщил, что в марте Союзморниипроект по договору с Росморпортом завершил разработку нормативных документов в виде сводов правил: правила технической эксплуатации портовых сооружений, нормы технологического проектирования портов и нормы технологического проектирования каналов и акваторий. Планируется формировать рабочую группу, которая изучит их более внимательно, и только после этого планируется рекомендовать их к подтверждению.

Далее Г.Иванов отметил другой аспект совершенствования нормативной базы: ЦНИИМФ совместно с Союзморниипроектом разработал программу актуализации нормативной базы прошлого века, которая включает 18 документов со статусом правил, 11 документов – стандартов организаций. «Считаем, что нужно создать рабочую группу, которая внимательно бы их изучила», – сказал председатель Комитета.

Он так же сообщил, что завершается подготовка к ключевому мероприятию Комитета – конференция по портовой технике в рамках международной транспортной выставки «Нева-2015», что в программе форума запланировано не только расширенное заседание Комитета, но и презентация портального крана ЗАО «СММ» для судостроителей Балтийского завода.

В завершении выступления Г. Иванов обозначил новую структуру Комитета из трех рабочих групп: по правилам технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования в морских портах, по правилам охраны труда в морских портах и по документам гидротехнических сооружений. Он призвал руководителей стивидорных компаний принимать более активное участие в работе Комитета, организовав полноценное членство из портовых специалистов в  указанных рабочих группах.

Обращение председателя Комитета по технологиям и механизации прокомментировал исполнительный директор АСОП С. Жусупов: «Обращаю внимание руководителей на то, что вопросы, о которых сейчас идет речь, связанные с техническим регулированием, регламентом, правилами, в нашей отрасли просто запущены. В конечном итоге мы можем стать заложниками тех правил, которые сформируют смежники, потому что собственных правил у нас нет. Поэтому прошу портовиков направить своих представителей в названные рабочие группы».

Г. Иванов назвал также своих заместителей, которые активно работают в составе комитета: по вопросам механизации – П.И. Деревич («Морской порт Санкт Петербург»); по технологическим вопросам – В.В.Лебедев («Новороссийский МТП»); по гидротехническим вопросам – В.Л. Меншиков («Морпортэкспертиза»), Н.В. Мильков («Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад»).

 

Позиция Минтранса России

В заседании Совета директоров АСОП приняла участие Надежда Жихарева – заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ. Она рассказала об актуальных вопросах законодательной деятельности министерства в портовой отрасли.

Прежде всего Н. Жихарева остановилась на поправках в Закон о морских портах в РФ. Получено большое количество замечаний по законопроекту, которые, тем не менее, в большинстве своем не носят критического характера. Но среди них есть и принципиально важные замечания, например, по предложению о внесении изменений в Закон о морских портах в части статей, регулирующих земельно-имущественные правовые отношения.

В отношении законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ замглавы департамента сообщила, что из Минтранса он выходил неоднократно, но дважды получал отрицательное заключение Минюста России по причине большого количества расхождений между согласующими документ федеральными органами исполнительной власти. «В эту сессию мы попытаемся направить законопроект в Думу», – сказала Н. Жихарева.

По закону о свободном порте замглавы департамента госполитики в области морского и речного транспорта сказала: «По таможне есть много новаций, которые нам казались прорывными и хорошими, но потребителям кажется, что они ставят в неравные условия операторов портов южного Приморья по отношению к остальным портам, не нравится электронно-цифровая подпись – непонятно, насколько ускорится прохождение таможни».

Н. Жихарева сообщила о работе по внесению предложений в Таможенное законодательство и проект Соглашения о едином таможенном транзите, который готовится на площадках Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Сейчас они проходят процедуру внутригосударственного согласования в РФ.

Замглавы департамента предложила консолидировать работу Министерства транспорта и Ассоциации по подготовке проекта Единых требований по обустройству пунктов пропуска, создать совместную рабочую группу.

В заключение своего выступления Н.Жихарева положительно оценила совместную работу Минтранса и Ассоциации морских торговых портов, отметив, что «АСОП – пожалуй, одна из самых активных и продуктивных ассоциаций, с которыми приходится работать, и хотя обмен письмами и мнениями, встречи на площадках АСОП носят больше характер подводящий итоги, но работа в рамках совещаний и экспертных групп всегда результативна и заслуживает похвалы».

Далее Совет директоров перешел к организационным вопросам деятельности Ассоциации и приему в свои ряды новых членов АСОП.

 

Морские порты №7, №8 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ