Обский бассейн: Габариты пути обеспечили сверх задания - Морские вести России

Обский бассейн: Габариты пути обеспечили сверх задания

12.01.2016

Речной транспорт

На основании государственного задания, установленного Росморречфлотом, и согласно плану проведения работ на навигацию 2015 года ФБУ «Администрация Обского БВП» проведен комплекс путевых работ по содержанию внутренних водных путей, судоходных гидротехнических сооружений и связанных с ними инфраструктурных объектов с целью обеспечения судоходства в Обском бассейне.

 

Сергей Павлушкин,  руководитель ФБУ «Администрация Обского бассейна ВВП»

Судоходная обстановка

Судоходная обстановка на водных путях бассейна действовала в сроки, установленные Росморречфлотом. Но на основании обращений судоходных компаний сроки содержания обстановки перенесены на более ранние в сравнении с плановыми на р. Васюган (Катыльга – устье) на 10 суток, р. Бия (порт – устье) и р. Катунь (БГПК – устье) на 7 суток без изменения продолжительности действия.

По заявке судовладельцев начало освещения судоходной обстановки на реках Бия, Катунь, Обь на участке от слияния до Барнаула перенесено с 1 июня на 20 мая. В плановые сроки (с 01.06) были освещены средства навигационного оборудования на р. Обь от г. Барнаула до устья протоки Нерга и на р. Томь от 68 км до устья. С 1 августа освещен участок р. Обь от устья Нерги до с. Соснино. Береговые и плавучие знаки судоходной обстановки были дополнительно оборудованы светоотражательной пленкой.

Фактически в навигацию 2015 года судоходной обстановкой обслуживалось 3706,5 км водных путей, в том числе освещаемой обстановкой – 2264 км, отражательной – 1271 км, неосвещаемой – 171,5 км. Протяженность внутренних водных путей, обслуживаемых обстановкой с гарантированными габаритами, – 3284 км, без гарантированных габаритов – 422,5 км.

Гидрологическая ситуация в бассейне в навигацию 2015 года была достаточно напряженной. Первый период навигации характеризовался высокими уровнями воды с превышением критических отметок. Анализируя снегозапасы, накопившиеся за зимний период 2014-2015 гг. в горах Алтая и бассейнах рек, специалисты ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» прогнозировали среднюю по водности навигацию. Но весенний паводок на всех основных реках бассейна проходил со значительным превышением расчетной приточности.

Наступившая в конце августа межень стала причиной снижения уровней воды ниже проектных значений на отдельных плесах рек бассейна. Администрацией были введены ограничения по осадке судов на р. Обь: р. Бия (порт – устье), р. Обь (Новосибирский шлюз – устье НПК); р. Обь (устье НПК – устье р. Томь); р. Томь (61-68 км). Минтрансом РФ установлены сроки действия ограничений на каждом участке внутренних водных путей.

Несмотря на то что в целом прошедший период навигации был благоприятен для осуществления грузо- и пассажироперевозок водным транспортом, на реках бассейна отмечается тенденция к снижению объемов перевозок в сравнении с навигацией 2014 года.

По состоянию на 01.11.2015 перевезено 5350,1 тыс. тонн грузов и 811 тыс. пассажиров. В 2014 году – 7382,6 тыс. тонн грузов (снижение на 27,5%) и 845,7 тыс. пассажиров (снижение на 4,1%).

На фоне снижения показателей перевозок на основных грузонапряженных участках бассейна необходимо отметить положительные результаты реализации проекта «Развитие транспортной инфраструктуры внутренних водных путей Алтайского края». В целях реализации поручения президента РФ от 08.10.2014 по переориентации перевозок тяжеловесных грузов с автомобильного на водный транспорт в соответствии с «дорожной картой» 20 марта 2015 г. заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере реализации проекта развития транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта в границах Алтайского края Обского бассейна внутренних водных путей.

Стороны, подписавшие соглашение: ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, ООО «Бийский гравийно-песчаный карьер», ООО «Алтайречфлот», ООО «Бийский речной порт», ООО «Барнаульский речной флот».

Реализация данного проекта создаст условия для эффективного функционирования транспорта за счет повышения пропускной способности рек Бия, Катунь, Обь; позволит удовлетворить потребности Алтайского края в качественных перевозках грузов и пассажиров, обеспечит ускорение товародвижения, снижение транспортных издержек, даст возможность развитию судоходного бизнеса и речного транспорта в целом.

В соответствии с проектом предполагается за период 2015-2020 гг. нарастить перевозки продукции ООО «Бийский гравийно-песчаный карьер» до 1,0 млн тонн в навигацию.

В навигацию 2015 года Администрация гарантировала обеспечить поддержание габаритов пути сверх установленных государственным заданием (глубина не менее 140 см, ширина – не менее 40 м, в течение 75 суток) на участках: р. Бия (порт – устье) протяженностью 16 км, р. Катунь (БГПК – устье) протяженностью 28 км, р. Обь (слияние – г. Барнаул) протяженностью 234 км. Администрация полностью выполнила свои обязательства. Фактический период поддержания габаритов составил 78 суток. Для обеспечения благоприятных условий перевозок согласно указанному проекту выполнен дополнительный комплекс путевых работ (дноуглубление, траление, дноочищение, изыскательские работы, обслуживание дополнительных знаков судоходной обстановки). В ходе проведения дноуглубительных работ извлечено 500,5 тыс. м3, что составляет 100,1% от плановых показателей. Проведение дополнительного комплекса путевых работ на данных участках дало возможность в период снижения уровней воды ниже проектных отметок поддерживать гарантированные габариты и выше на р. Бия (порт – устье) с 30 июня и р. Обь (слияние – Усть-Чарышская пристань) с 5 августа.

Объем перевезенных грузов судовладельцами, участвующими в проекте, на участке от Бийского гравийно-песчаного карьера до г. Барнаула за навигацию составил 179 842 тонны, или 119,9% от запланированного объема 150 тыс. тонн.

Выполнение государственного задания в части поддержания гарантированных габаритовпути на реках Обского бассейна происходило в соответствии с планом на навигацию 2015 г. с учетом внесения необходимых корректировок. В ходе транзитного дноуглубления на перекатах удалено 4043,9 тыс. м3 грунта. План выполнен на 101,1%. Тральные работы выполнялись специализированными тральными бригадами и обстановочными бригадами. Протралено 460 км2, или 100% от плана (460 км2).

В навигацию 2015 года на выполнение государственного задания дополнительно направлено 100 тонн топлива, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности. Выполнены путевые работы по дно- и берегоочистке, буксировке судов, изысканиям, дноуглублению.

На плесах бассейна контроль за русловыми переформированиями осуществляли 6 изыскательских русловых партий. В рамках навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов выпущена лоцкарта р. Обь «От г. Барнаула до г. Камень-на-Оби».

В рамках обеспечения безопасности судоходства на плесах бассейна проведен 31 инспекторский осмотр по контролю содержания пути, а также комиссионной проверки навигационного оборудования на судоходных пролетах мостов с участием инспекторов Обского управления государственного речного надзора на внутреннем водном транспорте и капитанов-наставников судоходных компаний. Все замечания по содержанию судоходной обстановки устранялись в кратчайшие сроки. Для своевременного информирования судоводителей о важных изменениях навигационной обстановки, режимах плавания, а также объявлений и предупреждений навигационного характера подготовлены три выпуска «Извещения судоводителям».

Судопропуск через Новосибирский шлюз осуществлялся в плановые сроки с 20 мая по 1 октября. Всего проведено 371 шлюзование, прошлюзовано 444 судна (2014 г. – 373 шлюзования, прошлюзовано 465 судов).

Второй этап реконструкции Новосибирского шлюза

В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» ведутся работы по второму этапу реконструкции Новосибирского судоходного шлюза. Перечень мероприятий, отраженный в декларации безопасности, влияющий на безопасность гидротехнического сооружения, являлся основополагающим для проведения с 2011 по 2014 год проектно-изыскательских работ по стройке «Реконструкция Новосибирского шлюза, второй этап реконструкции (реконструкция подходного канала и ворот)». Проектно-сметная документация получила положительное заключение в ФАУ «Главгосэкспертиза» в 2014 году.

В соответствии с проектом реконструкции на Новосибирском судоходном шлюзе предусмотрены:

– замена металлоконструкций ремонтных ворот нижней головы шлюза;

– замена гидроприводов рабочих затворов водопроводных галерей первой средней, второй средней, нижней голов шлюза;

– замена двустворчатых ворот второй средней, нижней голов шлюза;

– замена аварийных ворот верхней головы шлюза;

– реконструкция системы управления технологическим процессом судопропуска шлюза.

После получения разрешения на строительство Администрацией в декабре 2014 года проведены конкурсные мероприятия по определению генерального подрядчика. По их итогам было определено ЗАО «ГТ МорРечСтрой», которое должно завершить строительно-монтажные работы по реконструкции до ноября 2017 года, а также определена стоимость работ по объекту.

Сложность выполнения комплекса работ обусловлена тем, что шлюз не выводится из эксплуатации, и основная часть выполнения приходится на межнавигационный период.

Замена металлоконструкций ворот шлюза общей массой более 570 тонн, находившихся в эксплуатации 58 лет, позволит вывести механическое оборудование гидротехнического сооружения из ограниченно-работоспособного состояния в работоспособное. Реконструкция существующей системы управления шлюза, замена ее на автоматизированную систему управления процессом судопропуска позволит минимизировать человеческий фактор при ошибках в работе, повысить контроль корректности выполнения операций по маневрированию рабочими механизмами шлюза и регистрации технологического процесса на основании кибернетической модели взаимодействия объекта управления (шлюза) и объекта обслуживания (судна). В состав системы управления входит вся необходимая аппаратура для решения задач управления электродвигателями приводов верхних аварийных и эксплуатационных ворот, электродвигателями приводов двух средних и нижних рабочих двустворчатых ворот и электродвигателями гидроприводов затворов водопроводных галерей.

В соответствии со СНиП 12-01-2004 при реконструкции Новосибирского судоходного шлюза, являющегося особо опасным, технически сложным и уникальным объектом, осуществляется авторский надзор ООО «ТД Сервисгрупп». В целях повышения уровня технического надзора за строительством также заключен государственный контракт с ООО «ТД Сервисгрупп» на оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

На сегодняшний день строительно-монтажные работы, выполняемые генеральным подрядчиком по второму этапу реконструкции шлюза, ведутся с опережением плана-графика, ожидаемый срок завершения работ в июне 2016 года.

Для сокращения сроков по монтажу основных металлоконструкций ворот шлюза генеральным подрядчиком применяется метод укрупненного постворочного монтажа.

На объекте задействовано более 10 субподрядных организаций для выполнения специализированных строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и оборудования. В межнавигационный период 2015-2016 гг. в соответствии с проектом производства работ и совмещенного графика максимальное количество рабочих на объекте реконструкции составит более 50 человек.

Работы по реконструкции Новосибирского судоходного шлюза направлены на повышение уровня безопасности гидротехнического сооружения и улучшение технического состояния.

Время учений: Новосибирский шлюз взяли под охрану

В августе 2015 года на Новосибирском судоходном шлюзе в рамках мероприятий выездного заседания Коллегии Росморречфлота проведено показное мобилизационное учение, которое возглавил и.о. руководителя Росморречфлота С. Горелик.

В учении приняли участие полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе генерал армии Н. Рогожкин, губернатор Новосибирской области В. Городецкий, командующий войсками Сибирского регионального командования внутренних войск МВД генерал-лейтенант В. Стригунов, советник министра транспорта РФ А. Давыденко, работники Росморречфлота, руководители подведомственных учреждений и ректоры отраслевых вузов, представители ФСБ, МЧС, МВД, Следственного комитета, Новосибирской транспортной прокуратуры. В рамках показного мобилизационного учения был отработан практический вопрос передачи Новосибирского судоходного шлюза под охрану внутренним войскам в связи с переводом страны на военное положение, отражено нападение диверсионных групп на объект силами гарнизона с привлечением авиации, бронетехники, водолазов. Отработано взаимодействие с оперативными службами и практические мероприятия по тушению пожара на судне и ликвидации разлива нефти. Поставленные задачи выполнены, цели учения достигнуты.

Инспекторским проверкам – высшее качество

В ФБУ «Администрация Обского БВП» контроль за судами и иными плавучими объектами в навигацию 2015 года осуществляли восемь инспекторов государственного портового контроля в четырех районах водных путей и судоходства – Барнаульском, Новосибирском, Томском и Колпашевском.

Основной задачей в навигацию 2015 г. для службы ГПК было повышение контроля при выявлении нарушений обязательных требований и грамотное составление отчетных документов по результатам проверок. Под жесткий и постоянный контроль с самого начала навигации были взяты паромные переправы. Совместно с транспортной прокуратурой проводились проверки выполнения лицензионных требований. Сказалась на качестве работы перевозчиков и предыдущая кропотливая работа ГПК совместно с органами Ространснадзора и транспортными прокуратурами. За 2015 год были задержаны 4 пассажирских судна, тогда как за аналогичный период прошлого года таких задержаний было 14. Судовладельцы, обслуживающие пассажирские перевозки, начали понимать, что они несут персональную ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, а невыполнение обязательных требований влечет за собой большие финансовые потери.

В Ространснадзор и органы прокуратуры в навигацию 2015 года службой ГПК по результатам проверок инспекторами портового контроля было направлено 185 материалов по выявленным нарушениям обязательных требований в отношении транспортных и пассажирских судов. Сумма наложенных штрафов на судовладельцев составила порядка 200 тыс. рублей.

Навигация 2015 года в Обском бассейне по гидрологическим условиям была полноводной, благоприятной для судоходства, что позволяло осуществлять перевозки в полном объеме. Сроки действия навигационного оборудования соответствовали плановым.

Тем не менее продолжилась тенденция снижения грузоперевозок и пассажироперевозок. По сравнению с навигационным периодом до 1 ноября 2014 года объем грузоперевозок на 1 ноября 2015 года сократился в среднем на 27%, объем пассажироперевозок – на 4%.

Основной причиной снижения грузоперевозок, по информации основных судовладельцев, остается уменьшение количества заявок от заказчиков. Многие судовладельцы вынуждены сокращать количество работающего флота.

В связи с этими факторами служба ГПК столкнулась со сложным моментом выполнения контрольных заданий по инспектированию судов. Несмотря на это, государственное задание по проверкам было выполнено. За навигацию было проведено 998 проверок судов и других плавучих объектов, в том числе проверено 90 пассажирских судов, в прошлом году – 1031 проверка и 90 пассажирских. Снижение по проверкам составило 3,3%. Нарушения обязательных требований распределились следующим образом: выявлено нарушений – 2295, в прошлом году – 3790, временно задержано судов – 185, в прошлом году – 263, отсутствие судовых свидетельств и документов – 942, в прошлом году – 1129, отсутствие документов по СУБ – 158, в том числе 36 пассажирских, в прошлом году – 506, в том числе пассажирских 76.

Как следует из анализа, положение с судовой документацией по СУБ значительно улучшилось по сравнению с прошлым годом, одновременно картина с наличием обязательных судовых документов и свидетельств ухудшилась. Если в прошлом году отсутствие обязательных документов и свидетельств составляло 30% от общего количества нарушений, то в навигацию 2015 года эта цифра достигла 41%. Увеличение процентного соотношения произошло в связи с проведением рейдовых проверок по отдаленным районам бассейна и с выявлением судов безответственных судовладельцев. Такие суда временно задерживались, и все материалы передавались в Обское управление Ространснадзора и транспортные прокуратуры для рассмотрения и принятия решений о возбуждении дел об административных правонарушениях. Аналогичная работа в навигацию 2016 года будет продолжаться с большей требовательностью к судовладельцам.

По данным государственного судового реестра на 01.11.2015 в Обском бассейне зарегистрировано 2864 судна. Службой регистрации судов с начала года принято заявлений на регистрацию – 646, в том числе на маломерное судно – 15, выдано свидетельств о праве собственности на судно – 214, выдано судовых билетов – 46, внесено изменений в Государственный судовой реестр – 249, перечислено госпошлины 2 364 600 рублей.

За десять месяцев 2015 года службой дипломирования, аттестации, выдачи УЛМ проведены квалификационные испытания в отношении 455 человек, выдано 129 дипломов и 667 квалификационных свидетельств. Квалификационные испытания для получения подтверждений к дипломам прошли 263 человека, выдано 504 подтверждения. Проведена аттестация по обеспечению безопасности судоходства 31 человека, по обеспечению безопасной эксплуатации – 36 человек.

Навигация закончена, наступило время для анализа деятельности службы государственного портового контроля. Чтобы навигация 2016 года прошла безаварийно, необходимо:

– в связи с отменой Правил технической эксплуатации речного транспорта (утв. приказом Минречфлота РСФСР от 03.01.1973 № 2) для качественного проведения инспекций разработать на местах справочную информацию по нарушениям обязательных требований согласно ссылкам на пункты Правил РРР;

– провести анализ по видам нарушений в отношении каждой судоходной компании, довести информацию до судовладельцев, разработать план мероприятий по устранению нарушений;

– по результатам анализа работы ГПК каждой районной инспекции наметить конкретные методы и направления работы с учетом специфики водного бассейна;

– согласовать совместную работу инспекции государственного портового контроля с Ространснадзором, прокуратурой, линейными отделами полиции.

Качественная подготовительная работа каждого инспектора ГПК в межнавигационный период является залогом безаварийной работы речного транспорта в навигацию 2016 года.


Морские вести России, №17, 2015 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ