Геленджик – город-порт, город-курорт

Морские порты
Геленджик – город-порт, город-курорт

Город Геленджик, расположенный в Геленджикской бухте на берегу Черного моря, сегодня – один из наиболее динамично развивающихся курортов России, это город-праздник, где интересный и активный морской отдых прекрасно сочетается с эффективным лечением. Основной градообразующей отраслью города является санаторно-курортный и туристический комплекс, насчитывающий более 100 предприятий санаторно-курортного профиля, около 50 кемпингов и 3,5 тыс. средств размещения в частном секторе.

Геленджик признан наиболее перспективным курортом России, задающим темп развития для всего Черноморского побережья. Дважды за последние годы он становился серебряным призером во Всероссийском конкурсе по благоустройству. Реконструкция Геленджикского порта по созданию новой береговой и морской инфраструктуры с целью расширения объемов морских пассажирских и грузовых перевозок включена в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

Виктор Малецкий, капитан морского порта Геленджик, ФГБУ «АМП Черного моря»

 

Из истории Геленджика

Эта благодатная земля, на которой стоит настоящий Геленджик, славится своей древнейшей историей. В VI веке нашей эры греки основали небольшую торговую колонию на берегу удобной черноморской бухты и назвали поселение Торик. Позже на восточных берегах Черного моря появляются византийцы и славяне и расселяются среди местных племен. А с конца XV века на Черноморском побережье Кавказа устанавливается турецкое владычество.

История поселения, названного Геленджиком, насчитывает более 180 лет. В 1829 году после длительных войн России с Турцией за Черноморское побережье Кавказа по Андрианопольскому договору восточное побережье Черного моря отошло России. Летом 1831 года генералом Берхманом была основана русская крепость Геленджик, которая являлась опорным пунктом русских войск и базой военных кораблей русского Черноморского флота.

После окончания Кавказской войны в 1864 году военное укрепление превращается в станицу Геленджикская, которая после 1870 года была переведена в гражданское ведомство и преобразована в селение. В 1915 году Геленджик получил статус города. Его не миновали события всех войн в истории российского государства: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Но, несмотря ни на что, город заново отстраивался и восстанавливался, имея стратегическое значение.

Выгодное географическое положение Геленджика способствовало принятию решения о строительстве в нем морского порта. И в начале XX века здесь была завершена постройка первой пароходной пристани в северо-западной части бухты.

 

Характеристики порта

Морской порт Геленджик расположен в Геленджикской бухте, в двух милях к юго-востоку от бухты Рыбацкая (Голубая), он вдается в берег между мысом Тонкий и отстоящим от него на одну морскую милю мысом Толстый.

Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, порт осуществляет работу круглосуточно, в нем открыт грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

С ноября по март судоходство в морском порту осуществляется с учетом гидрометеорологических условий. В этот период года велика вероятность возникновения ураганных ветров северо-восточного направления, скорость которых может достигать 50 метров в секунду (бора), а при минусовых температурах воздуха может происходить обледенение судов и гидротехнических сооружений. Ветер южных направлений может достигать скорости 30-35 метров в секунду, при этом высота волн на акватории порта доходит до 7 метров. Порт Геленджик не является местом убежища для судов в штормовую погоду.

На акватории морского порта расположены 3 пассажирских причала и грузовой пирс, позволяющий одновременно осуществлять постановку и обработку двух судов типа ро-ро. Также в порту имеются базы стоянок маломерных спортивных, прогулочных и рыболовецких судов. Грузовой терминал ЗАО «Геленджикский морской торговый порт» расположен в районе Тонкого мыса и специализируется на транзите продуктов сельского хозяйства из Турции. У причалов грузового терминала могут обрабатываться суда водоизмещением до 5 тыс. тонн и осадкой до 4 метров. Грузооборот терминала в 2014 году составил 380 тыс. тонн.

Общая протяженность причального фронта грузового района порта составляет 345 метров, на территории имеются склады временного хранения грузов общей площадью 28,25 тыс. м2, установлена современная погрузо-разгрузочная техника и оборудование.

В Геленджикском порту производится перевалка генеральных грузов, за исключением опасных, а также осуществляются все виды судового снабжения и буксирное обеспечение судов. В течение 2014 года в морской порт зашло 177 судов под иностранным флагом, и их количество ежегодно увеличивается.

Пассажирские перевозки в морском порту Геленджик осуществляются в курортный период года. В 2014 году пассажиропоток составил более 185 тыс. человек. В настоящее время в порт не заходят круизные или пассажирские суда, совершающие международные рейсы. Вместе с тем, причалы порта предназначены для приема пассажирских судов водоизмещением до 4 тыс. тонн, длиной 120 метров и с осадкой до 6 метров.

С 1996 года в городе-курорте Геленджике регулярно проводится Международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон». Основной целью выставки является демонстрация авиации водного и корабельного базирования, показ перспектив ее развития и возможностей применения для перевозки пассажиров и грузов, туризма, выполнения патрульных и спасательных операций на море, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях и экологических катастрофах. Проведение международного гидроавиасалона сопровождается показательными выступлениями пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи», а также современной гидроавиации.

В летний период в акватории морского порта значительно увеличивается количество баз стоянок маломерных судов, организуется работа рекреационных участков, участков различного вида проката и развлечений на воде, в связи с чем возрастают риски безопасности мореплавания, транспортной и экологической безопасности в морском порту.

 

Ответственные за безопасность

Деятельность Службы капитана порта в первую очередь направлена на обеспечение безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему. В Геленджикском филиале ФГБУ «АМП Черного моря» создано квалифицированное подразделение, в полной мере  реализующее полномочия капитана морского порта, способное обеспечить безопасность мореплавания, транспортную и экологическую безопасность, обеспечить предупреждение и пресечение незаконных нахождений и передвижение судов в акватории порта.

В своей работе Служба капитана порта активно взаимодействует с государственными контролирующими и надзирающими органами власти в порту, с органами безопасности и внутренних дел на транспорте, с подразделениями МЧС, а также с муниципальными службами и учреждениями. Благодаря эффективным мерам по контролю за безопасностью судоходства и охране человеческой жизни на море в морском порту Геленджик за последние два курортных сезона не было ни одного происшествия, связанного с бедствием или гибелью людей на море.

Перед началом курортного сезона традиционно проводятся полномасштабные учения по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие в акватории порта и на подходах к нему. В подготовке и проведении учений принимают участие подразделения городской спасательной службы, МЧС России – «Госакваспас», «Кубань-СПАС», ГИМС, подразделения пограничного управления, аварийно-спасательные формирования субъектов транспортной инфраструктуры и экипажи судов, базирующихся в морском порту.

Как правило, все задействованные в учениях подразделения и экипажи судов и кораблей проявляют хорошую морскую выучку в деле спасания на море и показывают отличные результаты. Очередные масштабные учения по поиску и спасанию на море пройдут в конце апреля этого года.

Для реализации своих основных функций Служба капитана порта обеспечена необходимыми техническими средствами связи (оборудование УКВ, электронной и цифровой связи), транспортными средствами (автомобили и патрульный катер), оснащена оборудованием инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) в акватории морского порта и готова к выполнению задач с учетом развития морского порта.

 

Перспективы определены

В ближайшем будущем планируется серьезная реконструкция порта Геленджик, связанная с предстоящей реализацией проекта, который включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», по созданию целого комплекса береговой и морской инфраструктуры порта.

Инвестиционный проект предполагает: реконструкцию грузового пирса с целью увеличения его мощности до 800 тыс. тонн грузов в год; повышение пропускной способности пассажирского терминала, обслуживающего пассажирские суда, до 19,6 тыс. человек в год; строительство яхтенной марины (места для стоянки яхт) с соответствующей береговой инфраструктурой и организацией яхт-клуба; строительство топливозаправочного комплекса бункеровки судов маломерного флота и яхт, заходящих в морской порт Геленджик; строительство отеля, торгово-развлекательного комплекса с концертным залом и сектора индивидуальной малоэтажной застройки. Площадь морского порта будет расширена за счет создаваемого искусственного намывного земельного участка. Плановый срок завершения реконструкции порта – 4-й квартал 2017 года.

Сегодня можно сказать, что для порта Геленджик пути преобразования его в современный морской порт, соответствующий званию лучшего курорта России, определены.

 

Морские порты №3 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету «Совершенный» провел в море артиллерийские стрельбы, во время которых сбил крылатую ракету условного...

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода»

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода» В преддверии Дня кораблестроителя (29 июня), конкурсная комиссия филиала «Севастопольский мо...

Российская экономика

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке Китайская компания PowerChina представит проект технико-экономического обоснования строительства мос...

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга АО «Ростерминалуголь» отгрузил 11-миллионную тонну угля с начала года. Она вошла в судовую партию са...

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т Грузооборот порта Клайпеда (Литва) и терминала Бутинге в январе-мае 2017 года увеличился на ...




Морской транспорт

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г.

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г. Эксперимент по движению морских судов на паромной линии Балтийск - Усть-Луга без таможенного транзит...

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК 27 июня 2017 года из морского порта Астрахань начался переход баржебуксирного каравана по направлени...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр Ограничение допуска российских инновационных железнодорожных вагонов в Казахстан связано со стандарт...

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...