Геленджик – город-порт, город-курорт

Морские порты
Геленджик – город-порт, город-курорт

Город Геленджик, расположенный в Геленджикской бухте на берегу Черного моря, сегодня – один из наиболее динамично развивающихся курортов России, это город-праздник, где интересный и активный морской отдых прекрасно сочетается с эффективным лечением. Основной градообразующей отраслью города является санаторно-курортный и туристический комплекс, насчитывающий более 100 предприятий санаторно-курортного профиля, около 50 кемпингов и 3,5 тыс. средств размещения в частном секторе.

Геленджик признан наиболее перспективным курортом России, задающим темп развития для всего Черноморского побережья. Дважды за последние годы он становился серебряным призером во Всероссийском конкурсе по благоустройству. Реконструкция Геленджикского порта по созданию новой береговой и морской инфраструктуры с целью расширения объемов морских пассажирских и грузовых перевозок включена в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

Виктор Малецкий, капитан морского порта Геленджик, ФГБУ «АМП Черного моря»

 

Из истории Геленджика

Эта благодатная земля, на которой стоит настоящий Геленджик, славится своей древнейшей историей. В VI веке нашей эры греки основали небольшую торговую колонию на берегу удобной черноморской бухты и назвали поселение Торик. Позже на восточных берегах Черного моря появляются византийцы и славяне и расселяются среди местных племен. А с конца XV века на Черноморском побережье Кавказа устанавливается турецкое владычество.

История поселения, названного Геленджиком, насчитывает более 180 лет. В 1829 году после длительных войн России с Турцией за Черноморское побережье Кавказа по Андрианопольскому договору восточное побережье Черного моря отошло России. Летом 1831 года генералом Берхманом была основана русская крепость Геленджик, которая являлась опорным пунктом русских войск и базой военных кораблей русского Черноморского флота.

После окончания Кавказской войны в 1864 году военное укрепление превращается в станицу Геленджикская, которая после 1870 года была переведена в гражданское ведомство и преобразована в селение. В 1915 году Геленджик получил статус города. Его не миновали события всех войн в истории российского государства: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Но, несмотря ни на что, город заново отстраивался и восстанавливался, имея стратегическое значение.

Выгодное географическое положение Геленджика способствовало принятию решения о строительстве в нем морского порта. И в начале XX века здесь была завершена постройка первой пароходной пристани в северо-западной части бухты.

 

Характеристики порта

Морской порт Геленджик расположен в Геленджикской бухте, в двух милях к юго-востоку от бухты Рыбацкая (Голубая), он вдается в берег между мысом Тонкий и отстоящим от него на одну морскую милю мысом Толстый.

Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, порт осуществляет работу круглосуточно, в нем открыт грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

С ноября по март судоходство в морском порту осуществляется с учетом гидрометеорологических условий. В этот период года велика вероятность возникновения ураганных ветров северо-восточного направления, скорость которых может достигать 50 метров в секунду (бора), а при минусовых температурах воздуха может происходить обледенение судов и гидротехнических сооружений. Ветер южных направлений может достигать скорости 30-35 метров в секунду, при этом высота волн на акватории порта доходит до 7 метров. Порт Геленджик не является местом убежища для судов в штормовую погоду.

На акватории морского порта расположены 3 пассажирских причала и грузовой пирс, позволяющий одновременно осуществлять постановку и обработку двух судов типа ро-ро. Также в порту имеются базы стоянок маломерных спортивных, прогулочных и рыболовецких судов. Грузовой терминал ЗАО «Геленджикский морской торговый порт» расположен в районе Тонкого мыса и специализируется на транзите продуктов сельского хозяйства из Турции. У причалов грузового терминала могут обрабатываться суда водоизмещением до 5 тыс. тонн и осадкой до 4 метров. Грузооборот терминала в 2014 году составил 380 тыс. тонн.

Общая протяженность причального фронта грузового района порта составляет 345 метров, на территории имеются склады временного хранения грузов общей площадью 28,25 тыс. м2, установлена современная погрузо-разгрузочная техника и оборудование.

В Геленджикском порту производится перевалка генеральных грузов, за исключением опасных, а также осуществляются все виды судового снабжения и буксирное обеспечение судов. В течение 2014 года в морской порт зашло 177 судов под иностранным флагом, и их количество ежегодно увеличивается.

Пассажирские перевозки в морском порту Геленджик осуществляются в курортный период года. В 2014 году пассажиропоток составил более 185 тыс. человек. В настоящее время в порт не заходят круизные или пассажирские суда, совершающие международные рейсы. Вместе с тем, причалы порта предназначены для приема пассажирских судов водоизмещением до 4 тыс. тонн, длиной 120 метров и с осадкой до 6 метров.

С 1996 года в городе-курорте Геленджике регулярно проводится Международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон». Основной целью выставки является демонстрация авиации водного и корабельного базирования, показ перспектив ее развития и возможностей применения для перевозки пассажиров и грузов, туризма, выполнения патрульных и спасательных операций на море, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях и экологических катастрофах. Проведение международного гидроавиасалона сопровождается показательными выступлениями пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи», а также современной гидроавиации.

В летний период в акватории морского порта значительно увеличивается количество баз стоянок маломерных судов, организуется работа рекреационных участков, участков различного вида проката и развлечений на воде, в связи с чем возрастают риски безопасности мореплавания, транспортной и экологической безопасности в морском порту.

 

Ответственные за безопасность

Деятельность Службы капитана порта в первую очередь направлена на обеспечение безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему. В Геленджикском филиале ФГБУ «АМП Черного моря» создано квалифицированное подразделение, в полной мере  реализующее полномочия капитана морского порта, способное обеспечить безопасность мореплавания, транспортную и экологическую безопасность, обеспечить предупреждение и пресечение незаконных нахождений и передвижение судов в акватории порта.

В своей работе Служба капитана порта активно взаимодействует с государственными контролирующими и надзирающими органами власти в порту, с органами безопасности и внутренних дел на транспорте, с подразделениями МЧС, а также с муниципальными службами и учреждениями. Благодаря эффективным мерам по контролю за безопасностью судоходства и охране человеческой жизни на море в морском порту Геленджик за последние два курортных сезона не было ни одного происшествия, связанного с бедствием или гибелью людей на море.

Перед началом курортного сезона традиционно проводятся полномасштабные учения по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие в акватории порта и на подходах к нему. В подготовке и проведении учений принимают участие подразделения городской спасательной службы, МЧС России – «Госакваспас», «Кубань-СПАС», ГИМС, подразделения пограничного управления, аварийно-спасательные формирования субъектов транспортной инфраструктуры и экипажи судов, базирующихся в морском порту.

Как правило, все задействованные в учениях подразделения и экипажи судов и кораблей проявляют хорошую морскую выучку в деле спасания на море и показывают отличные результаты. Очередные масштабные учения по поиску и спасанию на море пройдут в конце апреля этого года.

Для реализации своих основных функций Служба капитана порта обеспечена необходимыми техническими средствами связи (оборудование УКВ, электронной и цифровой связи), транспортными средствами (автомобили и патрульный катер), оснащена оборудованием инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) в акватории морского порта и готова к выполнению задач с учетом развития морского порта.

 

Перспективы определены

В ближайшем будущем планируется серьезная реконструкция порта Геленджик, связанная с предстоящей реализацией проекта, который включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», по созданию целого комплекса береговой и морской инфраструктуры порта.

Инвестиционный проект предполагает: реконструкцию грузового пирса с целью увеличения его мощности до 800 тыс. тонн грузов в год; повышение пропускной способности пассажирского терминала, обслуживающего пассажирские суда, до 19,6 тыс. человек в год; строительство яхтенной марины (места для стоянки яхт) с соответствующей береговой инфраструктурой и организацией яхт-клуба; строительство топливозаправочного комплекса бункеровки судов маломерного флота и яхт, заходящих в морской порт Геленджик; строительство отеля, торгово-развлекательного комплекса с концертным залом и сектора индивидуальной малоэтажной застройки. Площадь морского порта будет расширена за счет создаваемого искусственного намывного земельного участка. Плановый срок завершения реконструкции порта – 4-й квартал 2017 года.

Сегодня можно сказать, что для порта Геленджик пути преобразования его в современный морской порт, соответствующий званию лучшего курорта России, определены.

 

Морские порты №3 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь Моряки с затонувшего в Черном море разведывательного судна «Лиман» доставлены на территорию РФ, сооб...

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства Курсанты университета имени адмирала Ушакова приняли участие в мастер-классе на тему «Законодательст...

Российская экономика

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти Верфь по строительству крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка» в селе Белокаменка на берегу Ко...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30%

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30% В I квартале 2017 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» в порту Усть-Луга обработано 1,28 ...

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5%

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5% Грузооборот АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding) в I квартале...




Морской транспорт

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия 27 апреля из порта Астрахань в северную часть Каспийского моря начался вывод буксирного каравана, с ...

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота Церемония торжественного спуска на воду катера проекта «Грачонок» на судостроительном заводе «Вымпел...

Речной транспорт

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП 25-26 апреля проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 ФБУ  «Администрация В...

Ж/Д транспорт

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым ОАО «Российские железные дороги» с 30 апреля откроет продажу единых билетов в Крым, которые предпола...

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб.

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб. Объем инвестиций ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в развитие Архангельского региона Се...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...