Геленджик – город-порт, город-курорт - Морские вести России

Геленджик – город-порт, город-курорт

24.11.2015

Морские порты

Город Геленджик, расположенный в Геленджикской бухте на берегу Черного моря, сегодня – один из наиболее динамично развивающихся курортов России, это город-праздник, где интересный и активный морской отдых прекрасно сочетается с эффективным лечением. Основной градообразующей отраслью города является санаторно-курортный и туристический комплекс, насчитывающий более 100 предприятий санаторно-курортного профиля, около 50 кемпингов и 3,5 тыс. средств размещения в частном секторе.

Геленджик признан наиболее перспективным курортом России, задающим темп развития для всего Черноморского побережья. Дважды за последние годы он становился серебряным призером во Всероссийском конкурсе по благоустройству. Реконструкция Геленджикского порта по созданию новой береговой и морской инфраструктуры с целью расширения объемов морских пассажирских и грузовых перевозок включена в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

Виктор Малецкий, капитан морского порта Геленджик, ФГБУ «АМП Черного моря»

 

Из истории Геленджика

Эта благодатная земля, на которой стоит настоящий Геленджик, славится своей древнейшей историей. В VI веке нашей эры греки основали небольшую торговую колонию на берегу удобной черноморской бухты и назвали поселение Торик. Позже на восточных берегах Черного моря появляются византийцы и славяне и расселяются среди местных племен. А с конца XV века на Черноморском побережье Кавказа устанавливается турецкое владычество.

История поселения, названного Геленджиком, насчитывает более 180 лет. В 1829 году после длительных войн России с Турцией за Черноморское побережье Кавказа по Андрианопольскому договору восточное побережье Черного моря отошло России. Летом 1831 года генералом Берхманом была основана русская крепость Геленджик, которая являлась опорным пунктом русских войск и базой военных кораблей русского Черноморского флота.

После окончания Кавказской войны в 1864 году военное укрепление превращается в станицу Геленджикская, которая после 1870 года была переведена в гражданское ведомство и преобразована в селение. В 1915 году Геленджик получил статус города. Его не миновали события всех войн в истории российского государства: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Но, несмотря ни на что, город заново отстраивался и восстанавливался, имея стратегическое значение.

Выгодное географическое положение Геленджика способствовало принятию решения о строительстве в нем морского порта. И в начале XX века здесь была завершена постройка первой пароходной пристани в северо-западной части бухты.

 

Характеристики порта

Морской порт Геленджик расположен в Геленджикской бухте, в двух милях к юго-востоку от бухты Рыбацкая (Голубая), он вдается в берег между мысом Тонкий и отстоящим от него на одну морскую милю мысом Толстый.

Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, порт осуществляет работу круглосуточно, в нем открыт грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

С ноября по март судоходство в морском порту осуществляется с учетом гидрометеорологических условий. В этот период года велика вероятность возникновения ураганных ветров северо-восточного направления, скорость которых может достигать 50 метров в секунду (бора), а при минусовых температурах воздуха может происходить обледенение судов и гидротехнических сооружений. Ветер южных направлений может достигать скорости 30-35 метров в секунду, при этом высота волн на акватории порта доходит до 7 метров. Порт Геленджик не является местом убежища для судов в штормовую погоду.

На акватории морского порта расположены 3 пассажирских причала и грузовой пирс, позволяющий одновременно осуществлять постановку и обработку двух судов типа ро-ро. Также в порту имеются базы стоянок маломерных спортивных, прогулочных и рыболовецких судов. Грузовой терминал ЗАО «Геленджикский морской торговый порт» расположен в районе Тонкого мыса и специализируется на транзите продуктов сельского хозяйства из Турции. У причалов грузового терминала могут обрабатываться суда водоизмещением до 5 тыс. тонн и осадкой до 4 метров. Грузооборот терминала в 2014 году составил 380 тыс. тонн.

Общая протяженность причального фронта грузового района порта составляет 345 метров, на территории имеются склады временного хранения грузов общей площадью 28,25 тыс. м2, установлена современная погрузо-разгрузочная техника и оборудование.

В Геленджикском порту производится перевалка генеральных грузов, за исключением опасных, а также осуществляются все виды судового снабжения и буксирное обеспечение судов. В течение 2014 года в морской порт зашло 177 судов под иностранным флагом, и их количество ежегодно увеличивается.

Пассажирские перевозки в морском порту Геленджик осуществляются в курортный период года. В 2014 году пассажиропоток составил более 185 тыс. человек. В настоящее время в порт не заходят круизные или пассажирские суда, совершающие международные рейсы. Вместе с тем, причалы порта предназначены для приема пассажирских судов водоизмещением до 4 тыс. тонн, длиной 120 метров и с осадкой до 6 метров.

С 1996 года в городе-курорте Геленджике регулярно проводится Международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон». Основной целью выставки является демонстрация авиации водного и корабельного базирования, показ перспектив ее развития и возможностей применения для перевозки пассажиров и грузов, туризма, выполнения патрульных и спасательных операций на море, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях и экологических катастрофах. Проведение международного гидроавиасалона сопровождается показательными выступлениями пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи», а также современной гидроавиации.

В летний период в акватории морского порта значительно увеличивается количество баз стоянок маломерных судов, организуется работа рекреационных участков, участков различного вида проката и развлечений на воде, в связи с чем возрастают риски безопасности мореплавания, транспортной и экологической безопасности в морском порту.

 

Ответственные за безопасность

Деятельность Службы капитана порта в первую очередь направлена на обеспечение безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему. В Геленджикском филиале ФГБУ «АМП Черного моря» создано квалифицированное подразделение, в полной мере  реализующее полномочия капитана морского порта, способное обеспечить безопасность мореплавания, транспортную и экологическую безопасность, обеспечить предупреждение и пресечение незаконных нахождений и передвижение судов в акватории порта.

В своей работе Служба капитана порта активно взаимодействует с государственными контролирующими и надзирающими органами власти в порту, с органами безопасности и внутренних дел на транспорте, с подразделениями МЧС, а также с муниципальными службами и учреждениями. Благодаря эффективным мерам по контролю за безопасностью судоходства и охране человеческой жизни на море в морском порту Геленджик за последние два курортных сезона не было ни одного происшествия, связанного с бедствием или гибелью людей на море.

Перед началом курортного сезона традиционно проводятся полномасштабные учения по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие в акватории порта и на подходах к нему. В подготовке и проведении учений принимают участие подразделения городской спасательной службы, МЧС России – «Госакваспас», «Кубань-СПАС», ГИМС, подразделения пограничного управления, аварийно-спасательные формирования субъектов транспортной инфраструктуры и экипажи судов, базирующихся в морском порту.

Как правило, все задействованные в учениях подразделения и экипажи судов и кораблей проявляют хорошую морскую выучку в деле спасания на море и показывают отличные результаты. Очередные масштабные учения по поиску и спасанию на море пройдут в конце апреля этого года.

Для реализации своих основных функций Служба капитана порта обеспечена необходимыми техническими средствами связи (оборудование УКВ, электронной и цифровой связи), транспортными средствами (автомобили и патрульный катер), оснащена оборудованием инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) в акватории морского порта и готова к выполнению задач с учетом развития морского порта.

 

Перспективы определены

В ближайшем будущем планируется серьезная реконструкция порта Геленджик, связанная с предстоящей реализацией проекта, который включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», по созданию целого комплекса береговой и морской инфраструктуры порта.

Инвестиционный проект предполагает: реконструкцию грузового пирса с целью увеличения его мощности до 800 тыс. тонн грузов в год; повышение пропускной способности пассажирского терминала, обслуживающего пассажирские суда, до 19,6 тыс. человек в год; строительство яхтенной марины (места для стоянки яхт) с соответствующей береговой инфраструктурой и организацией яхт-клуба; строительство топливозаправочного комплекса бункеровки судов маломерного флота и яхт, заходящих в морской порт Геленджик; строительство отеля, торгово-развлекательного комплекса с концертным залом и сектора индивидуальной малоэтажной застройки. Площадь морского порта будет расширена за счет создаваемого искусственного намывного земельного участка. Плановый срок завершения реконструкции порта – 4-й квартал 2017 года.

Сегодня можно сказать, что для порта Геленджик пути преобразования его в современный морской порт, соответствующий званию лучшего курорта России, определены.

 

Морские порты №3 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ