Геленджик – город-порт, город-курорт

Морские порты
Геленджик – город-порт, город-курорт

Город Геленджик, расположенный в Геленджикской бухте на берегу Черного моря, сегодня – один из наиболее динамично развивающихся курортов России, это город-праздник, где интересный и активный морской отдых прекрасно сочетается с эффективным лечением. Основной градообразующей отраслью города является санаторно-курортный и туристический комплекс, насчитывающий более 100 предприятий санаторно-курортного профиля, около 50 кемпингов и 3,5 тыс. средств размещения в частном секторе.

Геленджик признан наиболее перспективным курортом России, задающим темп развития для всего Черноморского побережья. Дважды за последние годы он становился серебряным призером во Всероссийском конкурсе по благоустройству. Реконструкция Геленджикского порта по созданию новой береговой и морской инфраструктуры с целью расширения объемов морских пассажирских и грузовых перевозок включена в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

Виктор Малецкий, капитан морского порта Геленджик, ФГБУ «АМП Черного моря»

 

Из истории Геленджика

Эта благодатная земля, на которой стоит настоящий Геленджик, славится своей древнейшей историей. В VI веке нашей эры греки основали небольшую торговую колонию на берегу удобной черноморской бухты и назвали поселение Торик. Позже на восточных берегах Черного моря появляются византийцы и славяне и расселяются среди местных племен. А с конца XV века на Черноморском побережье Кавказа устанавливается турецкое владычество.

История поселения, названного Геленджиком, насчитывает более 180 лет. В 1829 году после длительных войн России с Турцией за Черноморское побережье Кавказа по Андрианопольскому договору восточное побережье Черного моря отошло России. Летом 1831 года генералом Берхманом была основана русская крепость Геленджик, которая являлась опорным пунктом русских войск и базой военных кораблей русского Черноморского флота.

После окончания Кавказской войны в 1864 году военное укрепление превращается в станицу Геленджикская, которая после 1870 года была переведена в гражданское ведомство и преобразована в селение. В 1915 году Геленджик получил статус города. Его не миновали события всех войн в истории российского государства: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Но, несмотря ни на что, город заново отстраивался и восстанавливался, имея стратегическое значение.

Выгодное географическое положение Геленджика способствовало принятию решения о строительстве в нем морского порта. И в начале XX века здесь была завершена постройка первой пароходной пристани в северо-западной части бухты.

 

Характеристики порта

Морской порт Геленджик расположен в Геленджикской бухте, в двух милях к юго-востоку от бухты Рыбацкая (Голубая), он вдается в берег между мысом Тонкий и отстоящим от него на одну морскую милю мысом Толстый.

Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, порт осуществляет работу круглосуточно, в нем открыт грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

С ноября по март судоходство в морском порту осуществляется с учетом гидрометеорологических условий. В этот период года велика вероятность возникновения ураганных ветров северо-восточного направления, скорость которых может достигать 50 метров в секунду (бора), а при минусовых температурах воздуха может происходить обледенение судов и гидротехнических сооружений. Ветер южных направлений может достигать скорости 30-35 метров в секунду, при этом высота волн на акватории порта доходит до 7 метров. Порт Геленджик не является местом убежища для судов в штормовую погоду.

На акватории морского порта расположены 3 пассажирских причала и грузовой пирс, позволяющий одновременно осуществлять постановку и обработку двух судов типа ро-ро. Также в порту имеются базы стоянок маломерных спортивных, прогулочных и рыболовецких судов. Грузовой терминал ЗАО «Геленджикский морской торговый порт» расположен в районе Тонкого мыса и специализируется на транзите продуктов сельского хозяйства из Турции. У причалов грузового терминала могут обрабатываться суда водоизмещением до 5 тыс. тонн и осадкой до 4 метров. Грузооборот терминала в 2014 году составил 380 тыс. тонн.

Общая протяженность причального фронта грузового района порта составляет 345 метров, на территории имеются склады временного хранения грузов общей площадью 28,25 тыс. м2, установлена современная погрузо-разгрузочная техника и оборудование.

В Геленджикском порту производится перевалка генеральных грузов, за исключением опасных, а также осуществляются все виды судового снабжения и буксирное обеспечение судов. В течение 2014 года в морской порт зашло 177 судов под иностранным флагом, и их количество ежегодно увеличивается.

Пассажирские перевозки в морском порту Геленджик осуществляются в курортный период года. В 2014 году пассажиропоток составил более 185 тыс. человек. В настоящее время в порт не заходят круизные или пассажирские суда, совершающие международные рейсы. Вместе с тем, причалы порта предназначены для приема пассажирских судов водоизмещением до 4 тыс. тонн, длиной 120 метров и с осадкой до 6 метров.

С 1996 года в городе-курорте Геленджике регулярно проводится Международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон». Основной целью выставки является демонстрация авиации водного и корабельного базирования, показ перспектив ее развития и возможностей применения для перевозки пассажиров и грузов, туризма, выполнения патрульных и спасательных операций на море, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях и экологических катастрофах. Проведение международного гидроавиасалона сопровождается показательными выступлениями пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи», а также современной гидроавиации.

В летний период в акватории морского порта значительно увеличивается количество баз стоянок маломерных судов, организуется работа рекреационных участков, участков различного вида проката и развлечений на воде, в связи с чем возрастают риски безопасности мореплавания, транспортной и экологической безопасности в морском порту.

 

Ответственные за безопасность

Деятельность Службы капитана порта в первую очередь направлена на обеспечение безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему. В Геленджикском филиале ФГБУ «АМП Черного моря» создано квалифицированное подразделение, в полной мере  реализующее полномочия капитана морского порта, способное обеспечить безопасность мореплавания, транспортную и экологическую безопасность, обеспечить предупреждение и пресечение незаконных нахождений и передвижение судов в акватории порта.

В своей работе Служба капитана порта активно взаимодействует с государственными контролирующими и надзирающими органами власти в порту, с органами безопасности и внутренних дел на транспорте, с подразделениями МЧС, а также с муниципальными службами и учреждениями. Благодаря эффективным мерам по контролю за безопасностью судоходства и охране человеческой жизни на море в морском порту Геленджик за последние два курортных сезона не было ни одного происшествия, связанного с бедствием или гибелью людей на море.

Перед началом курортного сезона традиционно проводятся полномасштабные учения по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие в акватории порта и на подходах к нему. В подготовке и проведении учений принимают участие подразделения городской спасательной службы, МЧС России – «Госакваспас», «Кубань-СПАС», ГИМС, подразделения пограничного управления, аварийно-спасательные формирования субъектов транспортной инфраструктуры и экипажи судов, базирующихся в морском порту.

Как правило, все задействованные в учениях подразделения и экипажи судов и кораблей проявляют хорошую морскую выучку в деле спасания на море и показывают отличные результаты. Очередные масштабные учения по поиску и спасанию на море пройдут в конце апреля этого года.

Для реализации своих основных функций Служба капитана порта обеспечена необходимыми техническими средствами связи (оборудование УКВ, электронной и цифровой связи), транспортными средствами (автомобили и патрульный катер), оснащена оборудованием инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) в акватории морского порта и готова к выполнению задач с учетом развития морского порта.

 

Перспективы определены

В ближайшем будущем планируется серьезная реконструкция порта Геленджик, связанная с предстоящей реализацией проекта, который включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», по созданию целого комплекса береговой и морской инфраструктуры порта.

Инвестиционный проект предполагает: реконструкцию грузового пирса с целью увеличения его мощности до 800 тыс. тонн грузов в год; повышение пропускной способности пассажирского терминала, обслуживающего пассажирские суда, до 19,6 тыс. человек в год; строительство яхтенной марины (места для стоянки яхт) с соответствующей береговой инфраструктурой и организацией яхт-клуба; строительство топливозаправочного комплекса бункеровки судов маломерного флота и яхт, заходящих в морской порт Геленджик; строительство отеля, торгово-развлекательного комплекса с концертным залом и сектора индивидуальной малоэтажной застройки. Площадь морского порта будет расширена за счет создаваемого искусственного намывного земельного участка. Плановый срок завершения реконструкции порта – 4-й квартал 2017 года.

Сегодня можно сказать, что для порта Геленджик пути преобразования его в современный морской порт, соответствующий званию лучшего курорта России, определены.

 

Морские порты №3 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...