Круизное судоходство на Черном море и международные санкции

Морской транспорт
Круизное судоходство на Черном море и международные санкции

В настоящее время круизное судоходство на Черном море из-за известных событий в Крыму и на Украине находится в глубоком кризисе. Естественно, ученые, специалисты, активные участники международного круизного бизнеса не могут не задумываться о том, как долго продлится кризисная ситуация и какие имеются возможности выхода из нее.

Для более полного понимания проблемы следует помнить, что кризисы в пассажирском судоходстве на Черном море периодически возникают в результате упрямо повторяющегося драматизма исторических событий.

В. Селиванов, доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса Гуманитарно-педагогической академии (г. Ялта) Крымского федерального университета

 

Из истории

Первые пассажирские линии между портами Черного моря начали действовать в 1859 г., с момента основания Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Первый отечественный пассажирский рейс на Черном море был выполнен пароходом «Надежда». Следующим на линию вышел пароход «Одесса». Так было положено начало пассажирскому судоходству на Черном море.

Небольшие грузопассажирские суда этого общества обеспечивали работу пассажирско-почтовых линий между портами Одесса, Севастополь, Феодосия и Керчь. С грузинским портом Поти их соединяла Кавказская линия. Спустя 19 лет, в 1879 г., эту линию продлили до Батума(и).

В конце XIX века была организована новая пароходная компания «Добровольный флот», которая обладала крупными и первоклассными по тому времени судами. Первые ее четыре грузопассажирских парохода «Россия», «Петербург», «Москва» и «Нижний Новгород» успешно работали на линиях между портами Черного моря.

Наиболее известное, а может быть, первое иностранное круизное судно на Черном море под флагом Северо-Американских Соединенных Штатов, посетившее в августе 1867 г. порты Одесса и Ялта, носило название Quaker City. На его борту было 55 американских туристов, в числе которых находился корреспондент Сэмюэль Ленгхорн Клементс, более известный под именем писателя Марка Твена. Так было положено начало международного круизного судоходства на Черном море.

Вплоть до 1914 г. пассажирские перевозки в Черноморском бассейне активно развивались. Однако последовавшие затем войны и революции развитию круизного дела не способствовали. Начался первый кризис в пассажирском судоходстве на Черном море, который длился порядка 15 лет.

Летом 1921 г. началось движение грузовых судов по Крымско-Кавказской, Херсонской, Николаевской, Крымско-Азовской и другим внутренним линиям. Пассажирское судоходство в регионе возобновилось в 1927 г., когда был введен в эксплуатацию пароход «Теодор Нетте».

Таким образом, новая история пассажирской Крымско-Кавказской линии начинается в конце 20-х годов, и круизы этой линии были невероятно популярны в СССР в период с 30-х годов прошлого столетия вплоть до Великой Отечественной войны, определившей начало второго кризиса. И вновь период кризисной ситуации составил около 15 лет.

 

Советский период

Расцвет Крымско-Кавказской круизной линии начался с 1960 г., по которой в среднем за год перевозилось порядка 135 тыс. пассажиров. Из них 17 тыс. иностранных и 100 тыс. отечественных туристов, а также 18 тыс. линейных пассажиров. Кроме того, многие отечественные пассажирские суда совершали 3-часовые морские прогулки, которые пользовались большой популярностью. Годовое количество пассажиров таких мини-круизов доходило до 7 тыс. После распада Советского Союза в 1992 г. Крымско-Кавказская круизная линия прекратила свое существование. Начался третий кризисный период.

В Черноморском регионе начиная с середины 1990-х годов разными отечественными судоходными компаниями неоднократно предпринимались попытки возродить круизное судоходство на популярной в советское время Крымско-Кавказской линии. В 1990-х годах Черноморским морским пароходством на т/х «Одесса Сан» были организованы круизы по маршруту Одесса – Пирей – Хайфа – Лимасол – Стамбул – Сочи – Ялта – Севастополь – Одесса, которые просуществовали чуть более двух лет.

В начале 2000-х годов был организован разовый круиз вокруг Черного моря на т/х «Тарас Шевченко». В 2006-2007 гг. судоходная компания «Укрферри» проработала и организовала несколько черноморских круизов на т/х «Южная Пальмира». Существовали планы организации паломнических круизов с заходом в порты Украины, Греции, Израиля и Египта.

Однако стабильной работы судов отечественных компаний на черноморском круизном рынке по целому ряду объективных и субъективных причин организовать не удалось.

После резкого спада морского круизного судоходства на Черном море в период 1992-2005 гг., с 2007 г. (через 15 лет) начинается фактически его возрождение. Только в Крымские (Ялта, Севастополь) порты в последние годы заходило до 200 иностранных круизных судов.

В 2010-2011 гг. лайнерами итальянской компании MSC были освоены круизные маршруты между Одессой и Венецией, то есть появилась возможность для российских и украинских туристов отправиться в путешествие из легкодоступного черноморского порта. Анализ развития географии международного круизного судоходства показывает, что Черноморский регион в последние годы становился все более популярным для зарубежных морских туристов.

В 2011 г. отмечалась тенденция увеличения размеров судов, заходящих в черноморские порты. Если в 2011 г. из 73 лайнеров 27 имели длину более 200 м (причем около 10% – суда более 270 м), то уже в 2012 г. из 73 судов под иностранным флагом почти половина (32 судна) длиной более 200 м. Безопасно принять и обслужить суда больших размеров (до 300 м) на Черном море могут только Одесский, Сочинский, Ялтинский морские порты и румынская Констанца. В 2014 г. планировалось открытие нового пассажирского терминала в порту Батуми (Грузия). Другие порты, к сожалению, на сегодняшний день не располагают инфраструктурой для безопасного и качественного приема судов более 200 м, не говоря уже о 300-метровых. Именно по этой причине более 320 пассажирских судов в 2013 году не прошли Босфор и не вошли в Черное море. В 2013 г. в Стамбул зашло более 400 круизных судов под иностранным флагом, в Черное море – только 73.

Специфика круизного бизнеса такова, что порты Черного моря являются не конкурентами, а партнерами: чем больше судов будет привлечено в Черноморский регион, тем больше выиграет каждый из портов. Учитывая данную особенность, в 2012 г. на одной из международных круизных выставок в г. Ялте была выдвинута идея создания некоммерческого маркетингового проекта по продвижению черноморского круизного направления и создания единого бренда Черного моря Cruise Black Sea. Для продвижения данного проекта была создана консультативная группа по вопросам развития инфраструктуры обслуживания круизных туристов в Черноморском регионе. Помимо портовиков в эту группу вошли представители туристских компаний DINADIS, «Лондон Скай Тревел», «Модес», «Блэк си тур» и др. Реализация проекта в перспективе должна была способствовать тому, чтобы 320 пассажирских лайнеров, которые разворачиваются перед Босфором, продлили свои круизные маршруты далее в Черное море.

Летом 2013 года Черноморско-Балтийской круизной компанией (Санкт-Петербург) была предпринята успешная попытка возобновить круизное судоходство на Крымско-Кавказской линии на т/х Adriana по маршруту Ялта – Одесса – Севастополь – Новороссийск – Сочи – Феодосия.

В 2014 году была организована новая схема маршрута: Ялта – Сочи – Новороссийск – Стамбул – Ялта, которая, по мнению руководства круизной компании, позволила бы привлечь новый поток туристов из Турции. Однако по ряду известных причин эта круизная линия в 2014 г. была закрыта. Фактически свернулось и международное круизное судоходство, хотя ожидалось рекордное количество заходов круизных судов в Ялтинский порт – более 220. Начался новый, четвертый кризис в черноморском круизном судоходстве.

 

Возрождение как закономерность

Возникает закономерный вопрос: «Неужели нового возрождения круизного судоходства на Черном море придется ожидать последующие 15 лет?». Положительный ответ был бы однозначен, если бы эту проблему решали только на политическом уровне. Проблема крымских портов будет дискутироваться еще долгие годы. Однако, как было указано выше, в последние 6-7 лет разными компаниями, как отечественными, так и зарубежными, прилагались колоссальные усилия для повышения привлекательности черноморских круизов для зарубежных туристов, были затрачены значительные денежные средства для разработки и внедрения новых круизных маршрутов в районе Северного Причерноморья.

Кроме того, как показывают проведенные исследования, на Средиземноморском бассейне появилось избыточное количество круизных лайнеров, работа которых планировалась в Черноморском регионе. В этой связи вопрос о возобновлении черноморских круизов является важным не только для крымских туроператоров, но и для зарубежных круизных компаний. Если первые теряют десятки тысяч валютных денежных единиц, то убытки последних исчисляются сотнями миллионов.

В последнее время появились публикации, в которых авторы считают возможным возобновление международного круизного судоходства на Черном море без заходов пассажирских судов в Ялтинский порт. Хотелось бы заметить, что такое мнение по крайней мере непрофессионально. Логистика международных черноморских круизов в подавляющем большинстве случаев без захода судов в порт Ялта просто несостоятельна.

По нашему глубокому убеждению, которое основывается на изучении многолетнего опыта организации международных морских круизов, для скорейшего возрождения круизного судоходства на Черном море необходимо использовать статус Ялты как свободного порта, находящегося на территории свободной экономической зоны. В этом направлении должна проводиться работа международных неправительственных организаций при активном участии профессионалов морехозяйственного комплекса (ученых и специалистов). При правильной организации работы можно будет вполне обоснованно рассчитывать на возобновление международных морских круизов в Северном Причерноморье уже в 2016 г.

Кроме того, для дальнейшего развития круизного судоходства на Черном море уже сейчас необходимо заняться проработкой вопроса воссоздания столь популярной в недавнем прошлом Крымско-Кавказской линии, с заходами в порты Украины, России, Грузии, Турции, Болгарии и Румынии. С современным визовым режимом для круизных судов, достаточно упрощенным для граждан стран Черноморского бассейна круизы и пассажирские перевозки по Черному морю могут вновь стать популярными и экономически выгодными.

 

Морские вести России №6 (2015)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

«Макаровка» отмечает рост интереса к морским и информационным специальностям

«Макаровка» отмечает рост интереса к морским и информационным специальностям Прослеживается тенденция повышения интереса среди абитуриентов к техническим направлениям  ...

Буксир из Владивостока отбуксирует потерявшее ход японское рыболовное судно в порт

Буксир из Владивостока отбуксирует потерявшее ход японское рыболовное судно в порт На рыболовецкой шхуне «Кайё Мару 30» намотался трос на винт. Судно хода не имеет, лежит в дрейфе в Я...

Российская экономика

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда Совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в четвертом квартале 2017 го...

«Газпром» уложил порядка 170 км труб «Турецкого потока» по дну Черного моря

«Газпром» уложил порядка 170 км труб «Турецкого потока» по дну Черного моря «Газпром» уложил около 170 км «Турецкого потока» по дну Черного моря, заявил глава Минэнерго РФ Алек...

Транспортная политика

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта»

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта» Структура, отвечающая за развитие Северного морского пути, не обязательно должна объединять все служ...

Морские порты

Совет директоров ММТП продлил полномочия гендиректора Александра Масько

Совет директоров ММТП продлил полномочия гендиректора Александра Масько Совет директоров ПАО «Мурманский морской торговый порт» назначил на новый срок генерального директор...

Грузооборот группы НМТП в январе - июле снизился на 1%, до 85,2 млн т

Грузооборот группы НМТП в январе - июле снизился на 1%, до 85,2 млн т Грузооборот терминалов группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) за январь - июль...




Морской транспорт

«Макаровка» начала подготовку специалистов для работы на судах в полярных водах

«Макаровка» начала подготовку специалистов для работы на судах в полярных водах В связи вступлением в силу Полярного кодекса ГУМРФ имени адмирала Макарова разработал новую программ...

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г.

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г. Финская паромная компания Viking Line заработала 239,2 млн. евро в первом полугодии 2017 г. Это на 0...

Речной транспорт

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами Уровень загрязнения Волги нефтепродуктами является критическим и в несколько раз превышает предельно...

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России Енисейское речное пароходство (ЕРП) начало доставку угля в самый северный порт России - Дикс...

Ж/Д транспорт

Ведомства сформируют предложения по повышению тарифов для эксплуатантов типовых вагонов

Ведомства сформируют предложения по повышению тарифов для эксплуатантов типовых вагонов В утвержденной стратегии развития транспортного машиностроения РФ до 2030 года появилась спорная мер...

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию Транспортная группа FESCO запускает FESCO Silk Way Shuttle ‒ регулярный контейнерный поезд на ...

Авто транспорт

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...