Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Навигация-2015: есть ли основания для оптимизма

Речной транспорт
Навигация-2015: есть ли основания для оптимизма

По оценке специалистов, складывающаяся гидрометеорологическая обстановка в речных бассейнах не позволяет надеяться на создание необходимых условий для успешного судоходства, и в первую очередь из-за недостаточности глубин. Если в прошлую навигацию сложности возникали при проходе участка внутренних водных путей от Городецких шлюзов до г. Балахна, то в текущую навигацию крайне неблагоприятная обстановка ожидается в бассейне р. Дон, в первую очередь из-за ненаполнения Цимлянского водохранилища, сложности ожидаются на Рыбинском водохранилище и на реках Оке и Ангаре и озере Байкал. За последние годы не удалось ликвидировать ни одного участка водных путей, лимитирующего судоходство: на Волго-Балте в районе Нижне-Свирского шлюза, на р. Волге Городецкие шлюзы – Балахна, на р. Дон от Кочетовского гидроузла до г. Аксай, с каждым годом ухудшается обстановка с глубинами в Камском бассейне. Эта катастрофическая ситуация сложилась не за один или два года. О ней информированы руководители всех уровней управления как на федеральном уровне, так и субъектов Федерации. Строительство низконапорной плотины в районе Балахны предусматривалось в программе «Развитие транспортной системы России до 2010-2015 гг.». Однако при корректировке программы до 2020 года финансирование на этот проект не предусмотрено в 2014-2016 годах. Минтрансом России, Федеральным агентством морского и речного транспорта предпринимаются меры по началу проектирования в этом году, но откладывать на последующие годы недопустимо. Если не принять своевременно решение по началу проектирования и строительства Багаевского низконапорного узла в Ростовской области, катастрофическая ситуация сложится и в этом бассейне. Практически исчерпана проектная пропускная способность Волго-Донского канала и уже к 2020 году канал окажется неспособным пропускать возрастающий судопоток.

Александр Зайцев, президент АПСРТ

Росморречфлотом и Росводресурсами предпринимаются организационные меры в текущем режиме исходя из уже сложившейся гидрометеорологической обстановки. Но этими мерами желательного результата о полной загрузке эксплуатирующихся в бассейнах судов достигнуть невозможно. На наш взгляд, недостаточно внимания уделяется установлению режима работы водохранилищ в течение всего года, включая зимний период. Как известно, от этого зависит количество вырабатываемой электроэнергии гидроэлектростанциями, затрагиваются интересы Росрыболовства, Министерства сельского хозяйства и судоходства. При рассмотрении этих вопросов на межведомственной рабочей группе побеждают энергетики, и в зимний период сбрасывается излишнее количество водных ресурсов, это в последующем сказывается на поддержании достаточных глубин в навигационный период. Нам представляется необходимым, чтобы рабочую группу возглавлял один из заместителей председателя Правительства Российской Федерации, учитывая важность вопроса государственного значения. Наше предложение исходит из имеющихся статистических данных. В настоящее время дефицита электроэнергии в стране нет. Например, потребление электроэнергии в 2014 году составило меньше одного триллиона киловатт-часов при наличии мощностей по выработке электроэнергии 1,4 трлн квт-ч. Конечно, энергетики заинтересованы в более дешевой электроэнергии, но государство больше теряет от потерь при перевозках грузов и пассажиров и снижении провозной способности флота.

Мелководье на реках наложилось на стагнацию экономики страны. В результате повсеместно происходит задержка при заключении контрактов на перевозку грузов. Во многих речных портах и судоходных компаниях часть флота остается в затонах при уже открывшейся навигации.

Возникли сложности и с подготовкой судов, перегрузочной техники и портового хозяйства. Кредиты банков под 25-30% оказались неподъемными для большинства предприятий речного транспорта. В силу российских климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта носит ярко выраженный сезонный характер и ограничена сроками открытия и закрытия навигации. В межнавигационный период услуги по перевозке грузов и пассажиров не осуществляются и, соответственно, отсутствуют финансовые поступления, что приводит к т.н. кассовому разрыву. Расходы значительно превышают доходы предприятий. Ранее Минтрансу России выделялись целевые ассигнования на покрытие кассового разрыва предприятий водного транспорта, но с 2005 года система субсидирования была ликвидирована. Ежегодная потребность в кредитных ресурсах составляет около 6 млрд рублей при условии субсидирования из федерального бюджета 2/3 ключевой ставки Банка России в объеме 450-500 млн рублей. Отсутствие государственной поддержки организациям внутреннего водного транспорта не позволяет им своевременно проводить ремонт, обновление флота и портовой перегрузочной техники, а вместе с этим и выполнение поставленных Правительством Российской Федерации задач по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. К большому сожалению, Минфином России заблокировано это предложение и не находит положительного решения.

Предприятия речного транспорта в течение многих десятилетий успешно осуществляют добычу и поставку общераспространенных полезных ископаемых, к которым относятся и нерудные строительные материалы. Добыча НСМ производится из обводненных месторождений, расположенных в зонах деятельности судоходных компаний и речных портов. Объем перевозок их составляет около 70% от всех перевозимых грузов речными судами, предприятиям страны поставляется свыше 40 млн м3 качественных строительных материалов. Добыча нерудных строительных материалов производится во всех речных бассейнах страны с обязательным соблюдением всех требований федеральных законов «О недрах», «Водный кодекс Российской Федерации» и постановлений Правительства Российской Федерации, принятых во исполнение этих законов.

Вместе с тем за последнее время надзорными органами ужесточаются требования к недропользователям, что в некоторых субъектах Российской Федерации приводит к прекращению деятельности этих предприятий.

Наряду с принятием федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которым исключена  из категории опасных добыча общераспространенных полезных ископаемых, одновременно федеральным законом от 21.10.2013 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 65 часть 15 пункт 8) запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон, т.е. запрещена деятельность нескольких сотен предприятий, осуществляющих деятельность на реках, озерах, водохранилищах, пойменных участках водоемов. Надзорные органы, ссылаясь на вышеизложенные требования, повсеместно привлекают к ответственности за невыполнение законов как юридических, так и физических лиц. В условиях стагнации экономики положение усугубляется увеличением безработицы и снижением социальной защищенности работников предприятий.

Характерным примером может быть ситуация в ОАО «Чебоксарский речной порт». Министерство природных ресурсов Чувашской Республики под надуманным предлогом досрочно прекратило право пользования обществом на семи участках по добыче строительных песков, т.е. отозвало 7 лицензий (материал на эту тему был опубликован в газете «Морские вести России» в № 15 за 2014 год).

Этим решением министерства предприятие оказалось на грани банкротства. К чести судебных органов, они тщательно разобрались в ситуации, и справедливость восторжествовала, лицензии были возвращены акционерному обществу.

Излишние требования и избыточные полномочия надзорно-контрольных органов стали предметом обсуждения на уровне президента страны. По его поручению подготовлен проект закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации», что позволяет надеяться на изменение государственного подхода к решению этой проблемы.

Сложные условия предстоящей навигации проверят на прочность всю систему государственного управления внутренними водными путями и работоспособность судоходных компаний и речных портов, и мы будем надеяться на успешное преодоление этих сложностей.

 

Морские вести России №6 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Строительство российских вертолетоносцев начнут после утверждения госпрограммы вооружений

Строительство российских вертолетоносцев начнут после утверждения госпрограммы вооружений Проектирование и строительство отечественных универсальных десантных кораблей начнется после утвержд...

Министру транспорта России понравилась экспозиция «Макаровки» на выставке «Нева-2017»

Министру транспорта России понравилась экспозиция «Макаровки» на выставке «Нева-2017» С посещения стенда Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макаро...

Российская экономика

Перевозка рыбы и рыбной продукции будет субсидироваться

Перевозка рыбы и рыбной продукции будет субсидироваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2017 № 1104 российским организациям будут...

Добыча нефти в России в январе-августе выросла на 0,8%, газа – на 14,1%

Добыча нефти в России в январе-августе выросла на 0,8%, газа – на 14,1% Добыча нефти, включая газовый конденсат, в России за январь-август выросла в годовом выражении на 0,...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Сегодня открылась конференция «Специализированный и портовый служебно-вспомогательный флот»

Сегодня открылась конференция «Специализированный и портовый служебно-вспомогательный флот» Конференция «Специализированный и портовый служебно-вспомогательный флот: сделано в России», организ...

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,6% совок...




Морской транспорт

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз Строящийся в Китае самый большой в мире танкер-рудовоз нового поколения спущен на воду на верфи в г...

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области Испанская Acopafi локализует производство судовой мебели на территории особой экономической зоны ...

Речной транспорт

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану Осуществлена проводка баржебуксирного состава для отработки мероприятий по доставке крупногабаритног...

Ж/Д транспорт

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ РЖД с 1 октября 2017 г. по 30 июня 2018 г. вводит скидку в 10,3% на тарифы на экспортные перевоз...

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге «Почта России» во вторник начала тестирование транзитного маршрута по железной дороге из Китая в Сло...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...