Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Навигация-2015: есть ли основания для оптимизма

Речной транспорт
Навигация-2015: есть ли основания для оптимизма

По оценке специалистов, складывающаяся гидрометеорологическая обстановка в речных бассейнах не позволяет надеяться на создание необходимых условий для успешного судоходства, и в первую очередь из-за недостаточности глубин. Если в прошлую навигацию сложности возникали при проходе участка внутренних водных путей от Городецких шлюзов до г. Балахна, то в текущую навигацию крайне неблагоприятная обстановка ожидается в бассейне р. Дон, в первую очередь из-за ненаполнения Цимлянского водохранилища, сложности ожидаются на Рыбинском водохранилище и на реках Оке и Ангаре и озере Байкал. За последние годы не удалось ликвидировать ни одного участка водных путей, лимитирующего судоходство: на Волго-Балте в районе Нижне-Свирского шлюза, на р. Волге Городецкие шлюзы – Балахна, на р. Дон от Кочетовского гидроузла до г. Аксай, с каждым годом ухудшается обстановка с глубинами в Камском бассейне. Эта катастрофическая ситуация сложилась не за один или два года. О ней информированы руководители всех уровней управления как на федеральном уровне, так и субъектов Федерации. Строительство низконапорной плотины в районе Балахны предусматривалось в программе «Развитие транспортной системы России до 2010-2015 гг.». Однако при корректировке программы до 2020 года финансирование на этот проект не предусмотрено в 2014-2016 годах. Минтрансом России, Федеральным агентством морского и речного транспорта предпринимаются меры по началу проектирования в этом году, но откладывать на последующие годы недопустимо. Если не принять своевременно решение по началу проектирования и строительства Багаевского низконапорного узла в Ростовской области, катастрофическая ситуация сложится и в этом бассейне. Практически исчерпана проектная пропускная способность Волго-Донского канала и уже к 2020 году канал окажется неспособным пропускать возрастающий судопоток.

Александр Зайцев, президент АПСРТ

Росморречфлотом и Росводресурсами предпринимаются организационные меры в текущем режиме исходя из уже сложившейся гидрометеорологической обстановки. Но этими мерами желательного результата о полной загрузке эксплуатирующихся в бассейнах судов достигнуть невозможно. На наш взгляд, недостаточно внимания уделяется установлению режима работы водохранилищ в течение всего года, включая зимний период. Как известно, от этого зависит количество вырабатываемой электроэнергии гидроэлектростанциями, затрагиваются интересы Росрыболовства, Министерства сельского хозяйства и судоходства. При рассмотрении этих вопросов на межведомственной рабочей группе побеждают энергетики, и в зимний период сбрасывается излишнее количество водных ресурсов, это в последующем сказывается на поддержании достаточных глубин в навигационный период. Нам представляется необходимым, чтобы рабочую группу возглавлял один из заместителей председателя Правительства Российской Федерации, учитывая важность вопроса государственного значения. Наше предложение исходит из имеющихся статистических данных. В настоящее время дефицита электроэнергии в стране нет. Например, потребление электроэнергии в 2014 году составило меньше одного триллиона киловатт-часов при наличии мощностей по выработке электроэнергии 1,4 трлн квт-ч. Конечно, энергетики заинтересованы в более дешевой электроэнергии, но государство больше теряет от потерь при перевозках грузов и пассажиров и снижении провозной способности флота.

Мелководье на реках наложилось на стагнацию экономики страны. В результате повсеместно происходит задержка при заключении контрактов на перевозку грузов. Во многих речных портах и судоходных компаниях часть флота остается в затонах при уже открывшейся навигации.

Возникли сложности и с подготовкой судов, перегрузочной техники и портового хозяйства. Кредиты банков под 25-30% оказались неподъемными для большинства предприятий речного транспорта. В силу российских климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта носит ярко выраженный сезонный характер и ограничена сроками открытия и закрытия навигации. В межнавигационный период услуги по перевозке грузов и пассажиров не осуществляются и, соответственно, отсутствуют финансовые поступления, что приводит к т.н. кассовому разрыву. Расходы значительно превышают доходы предприятий. Ранее Минтрансу России выделялись целевые ассигнования на покрытие кассового разрыва предприятий водного транспорта, но с 2005 года система субсидирования была ликвидирована. Ежегодная потребность в кредитных ресурсах составляет около 6 млрд рублей при условии субсидирования из федерального бюджета 2/3 ключевой ставки Банка России в объеме 450-500 млн рублей. Отсутствие государственной поддержки организациям внутреннего водного транспорта не позволяет им своевременно проводить ремонт, обновление флота и портовой перегрузочной техники, а вместе с этим и выполнение поставленных Правительством Российской Федерации задач по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. К большому сожалению, Минфином России заблокировано это предложение и не находит положительного решения.

Предприятия речного транспорта в течение многих десятилетий успешно осуществляют добычу и поставку общераспространенных полезных ископаемых, к которым относятся и нерудные строительные материалы. Добыча НСМ производится из обводненных месторождений, расположенных в зонах деятельности судоходных компаний и речных портов. Объем перевозок их составляет около 70% от всех перевозимых грузов речными судами, предприятиям страны поставляется свыше 40 млн м3 качественных строительных материалов. Добыча нерудных строительных материалов производится во всех речных бассейнах страны с обязательным соблюдением всех требований федеральных законов «О недрах», «Водный кодекс Российской Федерации» и постановлений Правительства Российской Федерации, принятых во исполнение этих законов.

Вместе с тем за последнее время надзорными органами ужесточаются требования к недропользователям, что в некоторых субъектах Российской Федерации приводит к прекращению деятельности этих предприятий.

Наряду с принятием федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которым исключена  из категории опасных добыча общераспространенных полезных ископаемых, одновременно федеральным законом от 21.10.2013 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 65 часть 15 пункт 8) запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон, т.е. запрещена деятельность нескольких сотен предприятий, осуществляющих деятельность на реках, озерах, водохранилищах, пойменных участках водоемов. Надзорные органы, ссылаясь на вышеизложенные требования, повсеместно привлекают к ответственности за невыполнение законов как юридических, так и физических лиц. В условиях стагнации экономики положение усугубляется увеличением безработицы и снижением социальной защищенности работников предприятий.

Характерным примером может быть ситуация в ОАО «Чебоксарский речной порт». Министерство природных ресурсов Чувашской Республики под надуманным предлогом досрочно прекратило право пользования обществом на семи участках по добыче строительных песков, т.е. отозвало 7 лицензий (материал на эту тему был опубликован в газете «Морские вести России» в № 15 за 2014 год).

Этим решением министерства предприятие оказалось на грани банкротства. К чести судебных органов, они тщательно разобрались в ситуации, и справедливость восторжествовала, лицензии были возвращены акционерному обществу.

Излишние требования и избыточные полномочия надзорно-контрольных органов стали предметом обсуждения на уровне президента страны. По его поручению подготовлен проект закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации», что позволяет надеяться на изменение государственного подхода к решению этой проблемы.

Сложные условия предстоящей навигации проверят на прочность всю систему государственного управления внутренними водными путями и работоспособность судоходных компаний и речных портов, и мы будем надеяться на успешное преодоление этих сложностей.

 

Морские вести России №6 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...