Навигация-2015: есть ли основания для оптимизма

Речной транспорт
Навигация-2015: есть ли основания для оптимизма

По оценке специалистов, складывающаяся гидрометеорологическая обстановка в речных бассейнах не позволяет надеяться на создание необходимых условий для успешного судоходства, и в первую очередь из-за недостаточности глубин. Если в прошлую навигацию сложности возникали при проходе участка внутренних водных путей от Городецких шлюзов до г. Балахна, то в текущую навигацию крайне неблагоприятная обстановка ожидается в бассейне р. Дон, в первую очередь из-за ненаполнения Цимлянского водохранилища, сложности ожидаются на Рыбинском водохранилище и на реках Оке и Ангаре и озере Байкал. За последние годы не удалось ликвидировать ни одного участка водных путей, лимитирующего судоходство: на Волго-Балте в районе Нижне-Свирского шлюза, на р. Волге Городецкие шлюзы – Балахна, на р. Дон от Кочетовского гидроузла до г. Аксай, с каждым годом ухудшается обстановка с глубинами в Камском бассейне. Эта катастрофическая ситуация сложилась не за один или два года. О ней информированы руководители всех уровней управления как на федеральном уровне, так и субъектов Федерации. Строительство низконапорной плотины в районе Балахны предусматривалось в программе «Развитие транспортной системы России до 2010-2015 гг.». Однако при корректировке программы до 2020 года финансирование на этот проект не предусмотрено в 2014-2016 годах. Минтрансом России, Федеральным агентством морского и речного транспорта предпринимаются меры по началу проектирования в этом году, но откладывать на последующие годы недопустимо. Если не принять своевременно решение по началу проектирования и строительства Багаевского низконапорного узла в Ростовской области, катастрофическая ситуация сложится и в этом бассейне. Практически исчерпана проектная пропускная способность Волго-Донского канала и уже к 2020 году канал окажется неспособным пропускать возрастающий судопоток.

Александр Зайцев, президент АПСРТ

Росморречфлотом и Росводресурсами предпринимаются организационные меры в текущем режиме исходя из уже сложившейся гидрометеорологической обстановки. Но этими мерами желательного результата о полной загрузке эксплуатирующихся в бассейнах судов достигнуть невозможно. На наш взгляд, недостаточно внимания уделяется установлению режима работы водохранилищ в течение всего года, включая зимний период. Как известно, от этого зависит количество вырабатываемой электроэнергии гидроэлектростанциями, затрагиваются интересы Росрыболовства, Министерства сельского хозяйства и судоходства. При рассмотрении этих вопросов на межведомственной рабочей группе побеждают энергетики, и в зимний период сбрасывается излишнее количество водных ресурсов, это в последующем сказывается на поддержании достаточных глубин в навигационный период. Нам представляется необходимым, чтобы рабочую группу возглавлял один из заместителей председателя Правительства Российской Федерации, учитывая важность вопроса государственного значения. Наше предложение исходит из имеющихся статистических данных. В настоящее время дефицита электроэнергии в стране нет. Например, потребление электроэнергии в 2014 году составило меньше одного триллиона киловатт-часов при наличии мощностей по выработке электроэнергии 1,4 трлн квт-ч. Конечно, энергетики заинтересованы в более дешевой электроэнергии, но государство больше теряет от потерь при перевозках грузов и пассажиров и снижении провозной способности флота.

Мелководье на реках наложилось на стагнацию экономики страны. В результате повсеместно происходит задержка при заключении контрактов на перевозку грузов. Во многих речных портах и судоходных компаниях часть флота остается в затонах при уже открывшейся навигации.

Возникли сложности и с подготовкой судов, перегрузочной техники и портового хозяйства. Кредиты банков под 25-30% оказались неподъемными для большинства предприятий речного транспорта. В силу российских климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта носит ярко выраженный сезонный характер и ограничена сроками открытия и закрытия навигации. В межнавигационный период услуги по перевозке грузов и пассажиров не осуществляются и, соответственно, отсутствуют финансовые поступления, что приводит к т.н. кассовому разрыву. Расходы значительно превышают доходы предприятий. Ранее Минтрансу России выделялись целевые ассигнования на покрытие кассового разрыва предприятий водного транспорта, но с 2005 года система субсидирования была ликвидирована. Ежегодная потребность в кредитных ресурсах составляет около 6 млрд рублей при условии субсидирования из федерального бюджета 2/3 ключевой ставки Банка России в объеме 450-500 млн рублей. Отсутствие государственной поддержки организациям внутреннего водного транспорта не позволяет им своевременно проводить ремонт, обновление флота и портовой перегрузочной техники, а вместе с этим и выполнение поставленных Правительством Российской Федерации задач по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. К большому сожалению, Минфином России заблокировано это предложение и не находит положительного решения.

Предприятия речного транспорта в течение многих десятилетий успешно осуществляют добычу и поставку общераспространенных полезных ископаемых, к которым относятся и нерудные строительные материалы. Добыча НСМ производится из обводненных месторождений, расположенных в зонах деятельности судоходных компаний и речных портов. Объем перевозок их составляет около 70% от всех перевозимых грузов речными судами, предприятиям страны поставляется свыше 40 млн м3 качественных строительных материалов. Добыча нерудных строительных материалов производится во всех речных бассейнах страны с обязательным соблюдением всех требований федеральных законов «О недрах», «Водный кодекс Российской Федерации» и постановлений Правительства Российской Федерации, принятых во исполнение этих законов.

Вместе с тем за последнее время надзорными органами ужесточаются требования к недропользователям, что в некоторых субъектах Российской Федерации приводит к прекращению деятельности этих предприятий.

Наряду с принятием федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которым исключена  из категории опасных добыча общераспространенных полезных ископаемых, одновременно федеральным законом от 21.10.2013 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 65 часть 15 пункт 8) запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон, т.е. запрещена деятельность нескольких сотен предприятий, осуществляющих деятельность на реках, озерах, водохранилищах, пойменных участках водоемов. Надзорные органы, ссылаясь на вышеизложенные требования, повсеместно привлекают к ответственности за невыполнение законов как юридических, так и физических лиц. В условиях стагнации экономики положение усугубляется увеличением безработицы и снижением социальной защищенности работников предприятий.

Характерным примером может быть ситуация в ОАО «Чебоксарский речной порт». Министерство природных ресурсов Чувашской Республики под надуманным предлогом досрочно прекратило право пользования обществом на семи участках по добыче строительных песков, т.е. отозвало 7 лицензий (материал на эту тему был опубликован в газете «Морские вести России» в № 15 за 2014 год).

Этим решением министерства предприятие оказалось на грани банкротства. К чести судебных органов, они тщательно разобрались в ситуации, и справедливость восторжествовала, лицензии были возвращены акционерному обществу.

Излишние требования и избыточные полномочия надзорно-контрольных органов стали предметом обсуждения на уровне президента страны. По его поручению подготовлен проект закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации», что позволяет надеяться на изменение государственного подхода к решению этой проблемы.

Сложные условия предстоящей навигации проверят на прочность всю систему государственного управления внутренними водными путями и работоспособность судоходных компаний и речных портов, и мы будем надеяться на успешное преодоление этих сложностей.

 

Морские вести России №6 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...