Навигация-2015: есть ли основания для оптимизма

Речной транспорт
Навигация-2015: есть ли основания для оптимизма

По оценке специалистов, складывающаяся гидрометеорологическая обстановка в речных бассейнах не позволяет надеяться на создание необходимых условий для успешного судоходства, и в первую очередь из-за недостаточности глубин. Если в прошлую навигацию сложности возникали при проходе участка внутренних водных путей от Городецких шлюзов до г. Балахна, то в текущую навигацию крайне неблагоприятная обстановка ожидается в бассейне р. Дон, в первую очередь из-за ненаполнения Цимлянского водохранилища, сложности ожидаются на Рыбинском водохранилище и на реках Оке и Ангаре и озере Байкал. За последние годы не удалось ликвидировать ни одного участка водных путей, лимитирующего судоходство: на Волго-Балте в районе Нижне-Свирского шлюза, на р. Волге Городецкие шлюзы – Балахна, на р. Дон от Кочетовского гидроузла до г. Аксай, с каждым годом ухудшается обстановка с глубинами в Камском бассейне. Эта катастрофическая ситуация сложилась не за один или два года. О ней информированы руководители всех уровней управления как на федеральном уровне, так и субъектов Федерации. Строительство низконапорной плотины в районе Балахны предусматривалось в программе «Развитие транспортной системы России до 2010-2015 гг.». Однако при корректировке программы до 2020 года финансирование на этот проект не предусмотрено в 2014-2016 годах. Минтрансом России, Федеральным агентством морского и речного транспорта предпринимаются меры по началу проектирования в этом году, но откладывать на последующие годы недопустимо. Если не принять своевременно решение по началу проектирования и строительства Багаевского низконапорного узла в Ростовской области, катастрофическая ситуация сложится и в этом бассейне. Практически исчерпана проектная пропускная способность Волго-Донского канала и уже к 2020 году канал окажется неспособным пропускать возрастающий судопоток.

Александр Зайцев, президент АПСРТ

Росморречфлотом и Росводресурсами предпринимаются организационные меры в текущем режиме исходя из уже сложившейся гидрометеорологической обстановки. Но этими мерами желательного результата о полной загрузке эксплуатирующихся в бассейнах судов достигнуть невозможно. На наш взгляд, недостаточно внимания уделяется установлению режима работы водохранилищ в течение всего года, включая зимний период. Как известно, от этого зависит количество вырабатываемой электроэнергии гидроэлектростанциями, затрагиваются интересы Росрыболовства, Министерства сельского хозяйства и судоходства. При рассмотрении этих вопросов на межведомственной рабочей группе побеждают энергетики, и в зимний период сбрасывается излишнее количество водных ресурсов, это в последующем сказывается на поддержании достаточных глубин в навигационный период. Нам представляется необходимым, чтобы рабочую группу возглавлял один из заместителей председателя Правительства Российской Федерации, учитывая важность вопроса государственного значения. Наше предложение исходит из имеющихся статистических данных. В настоящее время дефицита электроэнергии в стране нет. Например, потребление электроэнергии в 2014 году составило меньше одного триллиона киловатт-часов при наличии мощностей по выработке электроэнергии 1,4 трлн квт-ч. Конечно, энергетики заинтересованы в более дешевой электроэнергии, но государство больше теряет от потерь при перевозках грузов и пассажиров и снижении провозной способности флота.

Мелководье на реках наложилось на стагнацию экономики страны. В результате повсеместно происходит задержка при заключении контрактов на перевозку грузов. Во многих речных портах и судоходных компаниях часть флота остается в затонах при уже открывшейся навигации.

Возникли сложности и с подготовкой судов, перегрузочной техники и портового хозяйства. Кредиты банков под 25-30% оказались неподъемными для большинства предприятий речного транспорта. В силу российских климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта носит ярко выраженный сезонный характер и ограничена сроками открытия и закрытия навигации. В межнавигационный период услуги по перевозке грузов и пассажиров не осуществляются и, соответственно, отсутствуют финансовые поступления, что приводит к т.н. кассовому разрыву. Расходы значительно превышают доходы предприятий. Ранее Минтрансу России выделялись целевые ассигнования на покрытие кассового разрыва предприятий водного транспорта, но с 2005 года система субсидирования была ликвидирована. Ежегодная потребность в кредитных ресурсах составляет около 6 млрд рублей при условии субсидирования из федерального бюджета 2/3 ключевой ставки Банка России в объеме 450-500 млн рублей. Отсутствие государственной поддержки организациям внутреннего водного транспорта не позволяет им своевременно проводить ремонт, обновление флота и портовой перегрузочной техники, а вместе с этим и выполнение поставленных Правительством Российской Федерации задач по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. К большому сожалению, Минфином России заблокировано это предложение и не находит положительного решения.

Предприятия речного транспорта в течение многих десятилетий успешно осуществляют добычу и поставку общераспространенных полезных ископаемых, к которым относятся и нерудные строительные материалы. Добыча НСМ производится из обводненных месторождений, расположенных в зонах деятельности судоходных компаний и речных портов. Объем перевозок их составляет около 70% от всех перевозимых грузов речными судами, предприятиям страны поставляется свыше 40 млн м3 качественных строительных материалов. Добыча нерудных строительных материалов производится во всех речных бассейнах страны с обязательным соблюдением всех требований федеральных законов «О недрах», «Водный кодекс Российской Федерации» и постановлений Правительства Российской Федерации, принятых во исполнение этих законов.

Вместе с тем за последнее время надзорными органами ужесточаются требования к недропользователям, что в некоторых субъектах Российской Федерации приводит к прекращению деятельности этих предприятий.

Наряду с принятием федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которым исключена  из категории опасных добыча общераспространенных полезных ископаемых, одновременно федеральным законом от 21.10.2013 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 65 часть 15 пункт 8) запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон, т.е. запрещена деятельность нескольких сотен предприятий, осуществляющих деятельность на реках, озерах, водохранилищах, пойменных участках водоемов. Надзорные органы, ссылаясь на вышеизложенные требования, повсеместно привлекают к ответственности за невыполнение законов как юридических, так и физических лиц. В условиях стагнации экономики положение усугубляется увеличением безработицы и снижением социальной защищенности работников предприятий.

Характерным примером может быть ситуация в ОАО «Чебоксарский речной порт». Министерство природных ресурсов Чувашской Республики под надуманным предлогом досрочно прекратило право пользования обществом на семи участках по добыче строительных песков, т.е. отозвало 7 лицензий (материал на эту тему был опубликован в газете «Морские вести России» в № 15 за 2014 год).

Этим решением министерства предприятие оказалось на грани банкротства. К чести судебных органов, они тщательно разобрались в ситуации, и справедливость восторжествовала, лицензии были возвращены акционерному обществу.

Излишние требования и избыточные полномочия надзорно-контрольных органов стали предметом обсуждения на уровне президента страны. По его поручению подготовлен проект закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации», что позволяет надеяться на изменение государственного подхода к решению этой проблемы.

Сложные условия предстоящей навигации проверят на прочность всю систему государственного управления внутренними водными путями и работоспособность судоходных компаний и речных портов, и мы будем надеяться на успешное преодоление этих сложностей.

 

Морские вести России №6 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ Четыре моста в Санкт-Петербурге – Благовещенский, Дворцовый, Троицкий и Литейный – впервые развели п...

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком Экспедиция Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского успешно завершила ...

Российская экономика

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока «Новатэк» планирует ввести в эксплуатацию вторую линию завода по сжижению природного газа (СПГ&#...

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте Прокуратура Приморья за полгода выявила около 150 нарушений в рамках реализации законов о территория...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн Грузооборот порта Хельсинки (Финляндия) в январе-июне 2017 года вырос на 11% относительн...

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года Капитальное восстановление четвертого причала в Магаданском морском торговом порту идет по графику и...




Морской транспорт

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514 20 июля 2017 года входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации АО «Судостроительный за...

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27 ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию - АО «ОСК») ...

Речной транспорт

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15%

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15% Недостаточность дноуглубительных работ в устьях арктических рек Якутии может угрожать выполнению пла...

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае Как сообщает официальный сайт Камчатского края, судно снабжения проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечив...

Ж/Д транспорт

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17%

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17% АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочерняя компания ОАО «РЖД») в первом полугодии ув...

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург ПАО «ТрансКонтейнер» успешно развивает перевозки из Китая в Екатеринбург через Забайкальск. Объем пе...

Авто транспорт

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...