Навигация-2015: есть ли основания для оптимизма

Речной транспорт
Навигация-2015: есть ли основания для оптимизма

По оценке специалистов, складывающаяся гидрометеорологическая обстановка в речных бассейнах не позволяет надеяться на создание необходимых условий для успешного судоходства, и в первую очередь из-за недостаточности глубин. Если в прошлую навигацию сложности возникали при проходе участка внутренних водных путей от Городецких шлюзов до г. Балахна, то в текущую навигацию крайне неблагоприятная обстановка ожидается в бассейне р. Дон, в первую очередь из-за ненаполнения Цимлянского водохранилища, сложности ожидаются на Рыбинском водохранилище и на реках Оке и Ангаре и озере Байкал. За последние годы не удалось ликвидировать ни одного участка водных путей, лимитирующего судоходство: на Волго-Балте в районе Нижне-Свирского шлюза, на р. Волге Городецкие шлюзы – Балахна, на р. Дон от Кочетовского гидроузла до г. Аксай, с каждым годом ухудшается обстановка с глубинами в Камском бассейне. Эта катастрофическая ситуация сложилась не за один или два года. О ней информированы руководители всех уровней управления как на федеральном уровне, так и субъектов Федерации. Строительство низконапорной плотины в районе Балахны предусматривалось в программе «Развитие транспортной системы России до 2010-2015 гг.». Однако при корректировке программы до 2020 года финансирование на этот проект не предусмотрено в 2014-2016 годах. Минтрансом России, Федеральным агентством морского и речного транспорта предпринимаются меры по началу проектирования в этом году, но откладывать на последующие годы недопустимо. Если не принять своевременно решение по началу проектирования и строительства Багаевского низконапорного узла в Ростовской области, катастрофическая ситуация сложится и в этом бассейне. Практически исчерпана проектная пропускная способность Волго-Донского канала и уже к 2020 году канал окажется неспособным пропускать возрастающий судопоток.

Александр Зайцев, президент АПСРТ

Росморречфлотом и Росводресурсами предпринимаются организационные меры в текущем режиме исходя из уже сложившейся гидрометеорологической обстановки. Но этими мерами желательного результата о полной загрузке эксплуатирующихся в бассейнах судов достигнуть невозможно. На наш взгляд, недостаточно внимания уделяется установлению режима работы водохранилищ в течение всего года, включая зимний период. Как известно, от этого зависит количество вырабатываемой электроэнергии гидроэлектростанциями, затрагиваются интересы Росрыболовства, Министерства сельского хозяйства и судоходства. При рассмотрении этих вопросов на межведомственной рабочей группе побеждают энергетики, и в зимний период сбрасывается излишнее количество водных ресурсов, это в последующем сказывается на поддержании достаточных глубин в навигационный период. Нам представляется необходимым, чтобы рабочую группу возглавлял один из заместителей председателя Правительства Российской Федерации, учитывая важность вопроса государственного значения. Наше предложение исходит из имеющихся статистических данных. В настоящее время дефицита электроэнергии в стране нет. Например, потребление электроэнергии в 2014 году составило меньше одного триллиона киловатт-часов при наличии мощностей по выработке электроэнергии 1,4 трлн квт-ч. Конечно, энергетики заинтересованы в более дешевой электроэнергии, но государство больше теряет от потерь при перевозках грузов и пассажиров и снижении провозной способности флота.

Мелководье на реках наложилось на стагнацию экономики страны. В результате повсеместно происходит задержка при заключении контрактов на перевозку грузов. Во многих речных портах и судоходных компаниях часть флота остается в затонах при уже открывшейся навигации.

Возникли сложности и с подготовкой судов, перегрузочной техники и портового хозяйства. Кредиты банков под 25-30% оказались неподъемными для большинства предприятий речного транспорта. В силу российских климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта носит ярко выраженный сезонный характер и ограничена сроками открытия и закрытия навигации. В межнавигационный период услуги по перевозке грузов и пассажиров не осуществляются и, соответственно, отсутствуют финансовые поступления, что приводит к т.н. кассовому разрыву. Расходы значительно превышают доходы предприятий. Ранее Минтрансу России выделялись целевые ассигнования на покрытие кассового разрыва предприятий водного транспорта, но с 2005 года система субсидирования была ликвидирована. Ежегодная потребность в кредитных ресурсах составляет около 6 млрд рублей при условии субсидирования из федерального бюджета 2/3 ключевой ставки Банка России в объеме 450-500 млн рублей. Отсутствие государственной поддержки организациям внутреннего водного транспорта не позволяет им своевременно проводить ремонт, обновление флота и портовой перегрузочной техники, а вместе с этим и выполнение поставленных Правительством Российской Федерации задач по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. К большому сожалению, Минфином России заблокировано это предложение и не находит положительного решения.

Предприятия речного транспорта в течение многих десятилетий успешно осуществляют добычу и поставку общераспространенных полезных ископаемых, к которым относятся и нерудные строительные материалы. Добыча НСМ производится из обводненных месторождений, расположенных в зонах деятельности судоходных компаний и речных портов. Объем перевозок их составляет около 70% от всех перевозимых грузов речными судами, предприятиям страны поставляется свыше 40 млн м3 качественных строительных материалов. Добыча нерудных строительных материалов производится во всех речных бассейнах страны с обязательным соблюдением всех требований федеральных законов «О недрах», «Водный кодекс Российской Федерации» и постановлений Правительства Российской Федерации, принятых во исполнение этих законов.

Вместе с тем за последнее время надзорными органами ужесточаются требования к недропользователям, что в некоторых субъектах Российской Федерации приводит к прекращению деятельности этих предприятий.

Наряду с принятием федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которым исключена  из категории опасных добыча общераспространенных полезных ископаемых, одновременно федеральным законом от 21.10.2013 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 65 часть 15 пункт 8) запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон, т.е. запрещена деятельность нескольких сотен предприятий, осуществляющих деятельность на реках, озерах, водохранилищах, пойменных участках водоемов. Надзорные органы, ссылаясь на вышеизложенные требования, повсеместно привлекают к ответственности за невыполнение законов как юридических, так и физических лиц. В условиях стагнации экономики положение усугубляется увеличением безработицы и снижением социальной защищенности работников предприятий.

Характерным примером может быть ситуация в ОАО «Чебоксарский речной порт». Министерство природных ресурсов Чувашской Республики под надуманным предлогом досрочно прекратило право пользования обществом на семи участках по добыче строительных песков, т.е. отозвало 7 лицензий (материал на эту тему был опубликован в газете «Морские вести России» в № 15 за 2014 год).

Этим решением министерства предприятие оказалось на грани банкротства. К чести судебных органов, они тщательно разобрались в ситуации, и справедливость восторжествовала, лицензии были возвращены акционерному обществу.

Излишние требования и избыточные полномочия надзорно-контрольных органов стали предметом обсуждения на уровне президента страны. По его поручению подготовлен проект закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации», что позволяет надеяться на изменение государственного подхода к решению этой проблемы.

Сложные условия предстоящей навигации проверят на прочность всю систему государственного управления внутренними водными путями и работоспособность судоходных компаний и речных портов, и мы будем надеяться на успешное преодоление этих сложностей.

 

Морские вести России №6 (2015)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море Активная фаза поисково-спасательной операции в районе крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном м...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке Индийская компания Tata рассматривает возможность строительства терминала по перевалке угля на Камча...

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе Швейцарский угольный трейдер Mercuria может заключить соглашение take-or-pay на создание портовой ин...




Морской транспорт

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года Астраханский судостроительный завод «Лотос» сдаст в эксплуатацию первое пассажирское судно в апреле ...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...