Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Год 2014: экономические итоги

Российская экономика
Год 2014: экономические итоги

Уходящий год оказался богат событиями в области геополитики и весьма сложен для российской экономики. Падение цены на нефть и санкции против России отправили «в штопор» курс рубля. Последовавшее повышение Центробанком РФ ключевой ставки рискует поставить крест на кредитовании. На банковском рынке царит паника, есть мнение, что банк «Траст» окажется не единственной жертвой. Это значит, что кризис может перекинуться на реальный сектор. А тот уже изрядно потрепан слабым рублем, ведь большинство производимой в России продукции имеет значительную импортную составляющую.

Александра Васильцева

 

Предпосылки…

Экономика России начинала 2014 год, уже будучи не в лучшей форме. За прошедший 2013 год ВВП прибавил 1,3%, индекс промышленного производства – 0,4%. И то, и другое – самые низкие показатели за последние 10 лет, не считая кризисного 2009-го. Инвестиции стагнировали, отток капитала за прошедший год превышал $60 млрд.

«Ожидания замедления экономической динамики возникли еще во второй половине 2012 года. Их источником были внутренние нерешенные структурные проблемы, – говорит председатель Совета директоров «МДМ-Банка», в прошлом – заместитель председателя Центробанка РФ и заместитель министра финансов Олег Вьюгин. – В 2012 году мы подошли к ситуации, когда экстенсивное развитие фактически закончилось, то есть когда можно было просто увеличивать экспорт, не занимаясь улучшением управления». В числе структурных проблем – низкое качество государственного управления, засилье госкомпаний в экономике, бюрократизм, отсутствие у бизнеса стимулов к развитию, непредсказуемость налоговой политики, плохой инвестиционный климат, низкое качество работы судебной системы.

Россия жила за счет природной ренты. В структуре экспорта (январь-октябрь 2013 г.) более 70% приходилось на топливно-энергетические товары (из них 33% – сырая нефть, 13% – газ, 8% – металлы). В 2013-м и в начале 2014-го баррель нефти Brent торговался в диапазоне $105-110. Этот уровень цен позволял экономике нашей страны держаться на плаву, хотя структурные проблемы, как уже было сказано, давали о себе знать. Однако в состоянии, близком к рецессии, можно было жить еще долгие годы. Но 2014 год все изменил.

 

Украинский кризис и санкции

Первым индикатором, указывающим на грядущие волнения, стал курс российской валюты. Рубль начал падать примерно с середины января 2014 года. Если 15 января за доллар США давали 33 рубля, то в середине марта – 36,5. Цена нефти в это время оставалась в диапазоне $105-110. То есть падение национальной валюты было связано не с приключениями «черного золота», а прежде всего с геополитикой.

Напряжение в отношениях между Россией и западными странами нарастало с конца февраля на фоне украинского кризиса. Апофеозом же стал прошедший 16 марта в Крыму референдум о присоединении Республики Крым к нашей стране. Международные инвесторы, предвидя затяжную конфронтацию России с Западом, стремительно выводили капиталы. Этим же занимались и многие российские бизнесмены. Только за первый квартал 2014 года отток капитала достиг почти $50 млрд против, напомним, $60 млрд за весь 2013 год. Естественно, это ослабило национальную валюту. Однако ЦБ РФ изо всех сил поддерживал рубль: за март он продал почти $25 млрд в виде интервенций.

Следующим ударом стали санкции, введенные против России. Первые из них появились в середине марта. Правда, они касались только отдельных людей: ряду чиновников, депутатов и бизнесменов запрещался въезд на территорию ЕС, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, а их активы на территории этих государств подлежали аресту. Кроме того, местному бизнесу рекомендовалось не вести дела с компаниями, принадлежащими данным людям.

Однако нефтяные цены в период с весны по середину лета 2014 году шли вверх, достигнув годового максимума, почти $115 за баррель Brent, в середине июня. На этом фоне западные санкции хоть и доставляли неудобства некоторым компаниям, но не выглядели критичными для экономики. К началу июля доллар стоил лишь 34 рубля.

17 июля случилась трагедия с малайзийским Boeing 777, сбитым над территорией самопровозглашенной Донецкой Народной Республики. И хотя официального результата расследования нет до сих пор, западные страны обвинили в произошедшем Россию. Последовал новый виток санкций, на этот раз более серьезных. В конце июля ЕС запретил своим финансовым структурам кредитовать российские банки ВТБ, «Сбербанк», «Газпромбанк», «Россельхозбанк» и «Внешэкономбанк». Речь шла о запрете кредитования на срок более 30 дней, а также о запрете выкупать акции и облигации этих структур. Затем такие же ограничения ввели США. Крупнейшие российские банки, по сути, остались без внешнего финансирования.

Что это означало на практике? У кредитных организаций осталось только два источника долларовой ликвидности: средства ЦБ и средства населения. Естественно, это вызвало повышенный спрос на доллары и евро. К концу сентября курс доллара уже достигал почти 40 рублей. А затем на этот неблагоприятный фон наложился лавинообразный обвал нефтяных цен.

Помимо финансового под санкции попал и энергетический сектор. В Россию запретили поставлять высокотехнологичное оборудование для добычи нефти и газа в Арктике и на глубоководном шельфе. Без долгового финансирования остались крупнейшие оборонные концерны – например, ОСК, ОАК, «Калашников», «Оборонпром», «Уралвагонзавод» и другие. 

 

Осеннее ралли

В ноябре к неблагоприятным факторам в экономике добавился еще один: ЦБ перестал проводить регулярные интервенции в поддержку рубля, отправив национальную валюту в «свободное плавание». Финансовый рынок воспринял это как слабость – на российский рубль обрушились многочисленные спекулятивные атаки. К началу декабря доллар стоил уже дороже 50 рублей. А настоящая паника случилась 16 декабря.

Накануне ночью ЦБ разместил на официальном сайте пресс-релиз о повышении ключевой ставки (по которой коммерческие банки привлекают кредиты в ЦБ) с 10,5% до 17%. Идея была в том, чтобы уменьшить предложения рублевой ликвидности, тем самым повысив стоимость национальной валюты. Многие экономисты сошлись во мнении, что решение хоть и трудное, но правильное в текущей ситуации.

Однако рынок воспринял происходящее по-своему. Спешка, да еще ночное время, когда появился пресс-релиз, заставили предположить: внутри финансового регулятора паника, страна движется к экономическому коллапсу. Прежде всего так решили обычные граждане, помнящие дефолт 1998 года. И они бросились в «обменники» скупать валюту.

Банки, столкнувшиеся с ажиотажным спросом населения, не успевали скупать доллары и евро. На бирже в тот день царило что-то невообразимое. Доллар, начав утро с уровня 59,5 рубля, к середине дня достиг цены 80 рублей, евро перешагнул уровень в 100 рублей. После этого ЦБ начал интервенцию. К концу дня доллар стоил 67,5 рубля. Однако «обменники» Москвы держали курс от 80 рублей за доллар и выше вплоть до самого вечера. Во многих банках, несмотря на запредельные цены, закончилась валюта. Это был настоящий день паники населения.

В последующие дни президент и правительство РФ в режиме ручного управления приняли экстренные меры, и курсы валют вернулись к относительно нормальному уровню. На момент подготовки статьи доллар стоил менее 55 рублей, евро – около 67 рублей. Причем этот курс был достигнут «естественным путем», без интервенций ЦБ.

Правда, момент совпал с налоговыми выплатами в рублях предприятий-экспортеров и госкомпаний. И вот еще один интересный факт – госкомпания «Роснефть» выплатила западным кредиторам долги по бридж-кредиту, взятому на покупку ТНК-ВР, в объеме примерно $7 млрд (как только нефтяная компания завершила ряд операций с размещением корпоративных облигаций на рекордную для внутреннего долгового рынка сумму в 625 млрд рублей и выплату долга западным кредиторам, курс доллара пошел вниз и рынок успокоился – что очень странно: такое совпадение со всплеском курса доллара и ажиотажным спросом на него заставляет усомниться в заявлениях «Роснефти», сделанных в момент паники на валютном рынке, что компания не скупала доллары).

Торги долларом спустя неделю на уровне 55 рублей внушают робкую надежду на то, что, возможно, именно таков равновесный курс при сегодняшней цене нефти, торгующейся в районе $60 за баррель? И как только энергоносители начнут укрепляться, рубль тоже пойдет вверх?

Впрочем, даже если нашу страну больше не ждут валютные потрясения, произошедшее уже имеет необратимые последствия для экономики. Прежде всего, повышение ключевой ставки, по сути, означающее приостановку кредитования бизнеса и населения. Ну, и конечно, рост инфляции, связанный с ростом цен на товары и услуги.

 

Кредитов нет

В конце декабря «Сбербанк» прекратил прием заявок на автокредиты и кредиты на строительство жилых домов и загородной недвижимости. А ставки по уже одобренным, но еще не выданным ипотечным кредитам повысились в среднем на 2 процентных пункта, достигнув 16%. Нововведение коснется 1,3 млн человек, а если взять в расчет их семьи, то получается примерно 5 млн человек.

Будут повышать ставки и другие банки. По словам зампреда «МДМ-Банка» Олега Вьюгина, корпоративные клиенты, то есть бизнес, теперь могут рассчитывать на ставки 18,5-23%. «Фактически эти ставки на сегодняшний день только для очень избранных компаний. Поэтому я считаю, что кредитование встанет на время», – сказал финансист в интервью телеканалу «Дождь». Многие бизнесмены уже отмечают недоступность банковских кредитов.

Несмотря на повышение ключевой ставки до 17%, немногие банки рискнут пересматривать условия действующих кредитов. Дело не только в репутационных потерях. «Экономика сейчас плохая у компаний, у хороших – маржа где-то 15-17%, похуже – 5-7%, – продолжает О.Вьюгин. – Если сейчас на них нажать и заставить платить больше, они просто «дефолтнут» или начнут куда-нибудь активы сливать <…>. И ты получишь огромные проблемы на балансе».

Однако отказ от пересмотра действующих кредитов в условиях, когда новых займов практически не выдается, а для самого банка деньги дорожают, означает, что некоторые организации не только лишаются маржи, но и попадают в зону убытка. Поэтому в банковской сфере царит нервозная атмосфера – все ждут первых «жертв».

На межбанковском рублевом рынке (там, где банки краткосрочно привлекают деньги друг у друга) происходит настоящий кризис, ставки достигли 30% годовых. По словам помощника президента РФ Андрея Белоусова «рынок на межбанке практически остановился». Кредитные организации опасаются выдавать средства друг другу, предполагая, что партнер может объявить дефолт и не вернуть деньги.

22 декабря стало известно о проблемах банка «Траст». Контроль над организацией перешел Агентству по страхованию вкладов (АСВ), на спасение банка может быть потрачено до 30 млрд рублей. И этот банк, занимающий 28 место в России по активам, – возможно, лишь первая ласточка грядущего банковского коллапса.

Проблемы в реальном секторе на этом фоне пока выглядят не так страшно. Понятно, что из-за скачка курса резко растут цены на самую разную продукцию, поскольку большинство товаров в России либо импортные, либо имеют значительную импортную составляющую. Производители бытовой техники, например, Bosh и Indesit за последние недели подняли цены для розничных сетей на 15-30% (в том числе на 20% на технику, произведенную в России). Подняли цены многие производители электроники и иномарок. А дилеры, например, автомобилей Kia заявили о прекращении отгрузки уже оплаченных автомобилей. Выдача ПТС приостановлена как минимум до января, потому что производитель не знает, какую цену ставить в рублях. Аналогичная ситуация может сложиться и с коммерческими автомобилями.

Надо полагать, что рост ценника произойдет не только в потребительском сегменте, но и в промышленном – на продукцию машиностроения и других отраслей.

 

Очищающая сила кризиса? Или все в руках власти?

Существует мнение, что кризис сбивает «пену», оставляя на рынке только реально сильных игроков. Будет ли очищающий эффект на этот раз?

Первое и явное последствие, к которому ведет сегодняшняя экономическая ситуация, – очередное усиление роли государства и его структур. Уже известно, что на спасение банковской системы будет потрачен 1 трлн рублей. Законопроект о соответствующей докапитализации АСВ Госдума приняла 19 декабря. Агентство будет выкупать облигации банков, нуждающихся в помощи, то есть кому именно кидать «спасательный круг», предстоит решать чиновникам из АСВ и Центробанка.

Одновременно происходит негласное ужесточение правил игры для бизнеса. На недавней встрече президента РФ Владимира Путина с представителями крупных компаний-экспортеров, последним предложили уведомлять ЦБ о предстоящей продаже валютной выручки, составляя совместно с регулятором своего рода графики. И хотя ЦБ пообещал не вмешиваться, а только мониторить процесс, особого энтузиазма такая мера не вызывает. К тому же идут разговоры о необходимости обязать экспортеров частично продавать валютную выручку не позднее определенного срока.

А что в целом ожидает экономику России в следующем году? Бывший Министр финансов Алексей Кудрин прогнозирует инфляцию в 12-15% и – при сохранении средней цены нефти около $60 за баррель – падение ВВП на 4%. Если же нефть будет торговаться вокруг $80, то сокращение экономики составит 2%. С такими оценками согласны многие международные аналитики, недавно пересмотревшие инвестиционный рейтинг России в сторону негативного.

Все это означает, что, надеясь на лучшее, готовиться нужно к худшему. Да, и еще – в следующем году у «Роснефти» ожидается погашение очередного займа, взятого у иностранных банков, на сумму тоже где-то около $8 млрд. Общий же объем долгов, находящихся на балансе госкомпании, составляет около $30 млрд. А на снятие Западом санкций в 2015 году с российских госкомпаний и банков по ограничению кредитования рассчитывать не приходится – как бы их не усилили…

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

При разработке подлодок «Варшавянка» расхищено 100 млн рублей

При разработке подлодок «Варшавянка» расхищено 100 млн рублей Следствие добивается ареста заместителя главного инженера «Адмиралтейских верфей» в связи с хищением...

Священники РПЦ в крещенскую ночь освятят все океаны Земли

Священники РПЦ в крещенскую ночь освятят все океаны Земли Священники, которые несут служение в России и других странах мира, они последуют древней православно...

Российская экономика

Керченский «Залив» не успеет в срок достроить судно по госзаказу из-за санкций

Керченский «Залив» не успеет в срок достроить судно по госзаказу из-за санкций Финская Wärtsilä отказалась поставлять генераторы в Крым, объяснив свое решение нежеланием...

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

Транспортная политика

Реконструкция железной дороги в Азербайджане приведёт к увеличению грузопотоков в направлении Россия-Иран – эксперт

Реконструкция железной дороги в Азербайджане приведёт к увеличению грузопотоков в направлении Россия-Иран – эксперт В 2018 году Азербайджан приступит к реконструкции железной дороги Баку-Ялама до границы с Россией, к...

ФГУПы Морсвязьспутник и Роспорпорт будут преобразованы в акционерные общества - Росморречфлот

ФГУПы Морсвязьспутник и Роспорпорт будут преобразованы в акционерные общества - Росморречфлот ФГУП «Гидрографическое предприятие» будет преобразовано в ФГБУ, а ФГУП Морсвязьспутник и Роспорпорт ...

Морские порты

Порт Новороссийск за 2017 год перевалил 55% всего грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна

Порт Новороссийск за 2017 год перевалил 55% всего грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна В целом грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна по итогам 2017 года составил 269,5 м...

Грузооборот Арктического бассейна в 2017 году вырос на 49%, до 74,2 млн тонн

Грузооборот Арктического бассейна в 2017 году вырос на 49%, до 74,2 млн тонн Грузооборот портов Арктического бассейна РФ по итогам 2017 года составил 74,2 млн тонн, что превышае...




Морской транспорт

Керченская паромная переправа слегка снизила в 2017 году объемы перевозок

Керченская паромная переправа слегка снизила в 2017 году объемы перевозок Объем перевозок людей и автотранспорта Керченской паромной переправой в 2017 году незначительно сниз...

Реконструкция причалов и инфраструктуры для новых паромов на линии Ванино – Холмск запланирована на 2019 год

Реконструкция причалов и инфраструктуры для новых паромов на линии Ванино – Холмск запланирована на 2019 год По сообщению пресс-службы правительства Сахалинской области, проведение работ по реконструкции паром...

Речной транспорт

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос»

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос» Круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили в среду на астраханском судостроительном за...

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2017 г. вырос на 15,2% - до 1,8 млн ДФЭ

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2017 г. вырос на 15,2% - до 1,8 млн ДФЭ Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2017 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 15,2% - д...

Количество следующих через Маньчжурию поездов Китай - Европа увеличилось на 53% в 2017 г.

Количество следующих через Маньчжурию поездов Китай - Европа увеличилось на 53% в 2017 г. Количество следующих через городской уезд Маньчжурия (Маньчжоули, автономный район Внутренняя Мо...

Авто транспорт

Строители приступили к обустройству проезжей части Крымского моста

Строители приступили к обустройству проезжей части Крымского моста Строители установили барьерное ограждение и мачты освещения на пилотном участке автодорожной части т...

Специалисты приступили к разработке схемы организации дорожного движения на мосту в Крым

Специалисты приступили к разработке схемы организации дорожного движения на мосту в Крым Участники проекта строительства Крымского моста во взаимодействии со строителями автоподходов к нему...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Интерпретация расчетов технологических параметров портов Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного ...

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...