Год 2014: экономические итоги

Российская экономика
Год 2014: экономические итоги

Уходящий год оказался богат событиями в области геополитики и весьма сложен для российской экономики. Падение цены на нефть и санкции против России отправили «в штопор» курс рубля. Последовавшее повышение Центробанком РФ ключевой ставки рискует поставить крест на кредитовании. На банковском рынке царит паника, есть мнение, что банк «Траст» окажется не единственной жертвой. Это значит, что кризис может перекинуться на реальный сектор. А тот уже изрядно потрепан слабым рублем, ведь большинство производимой в России продукции имеет значительную импортную составляющую.

Александра Васильцева

 

Предпосылки…

Экономика России начинала 2014 год, уже будучи не в лучшей форме. За прошедший 2013 год ВВП прибавил 1,3%, индекс промышленного производства – 0,4%. И то, и другое – самые низкие показатели за последние 10 лет, не считая кризисного 2009-го. Инвестиции стагнировали, отток капитала за прошедший год превышал $60 млрд.

«Ожидания замедления экономической динамики возникли еще во второй половине 2012 года. Их источником были внутренние нерешенные структурные проблемы, – говорит председатель Совета директоров «МДМ-Банка», в прошлом – заместитель председателя Центробанка РФ и заместитель министра финансов Олег Вьюгин. – В 2012 году мы подошли к ситуации, когда экстенсивное развитие фактически закончилось, то есть когда можно было просто увеличивать экспорт, не занимаясь улучшением управления». В числе структурных проблем – низкое качество государственного управления, засилье госкомпаний в экономике, бюрократизм, отсутствие у бизнеса стимулов к развитию, непредсказуемость налоговой политики, плохой инвестиционный климат, низкое качество работы судебной системы.

Россия жила за счет природной ренты. В структуре экспорта (январь-октябрь 2013 г.) более 70% приходилось на топливно-энергетические товары (из них 33% – сырая нефть, 13% – газ, 8% – металлы). В 2013-м и в начале 2014-го баррель нефти Brent торговался в диапазоне $105-110. Этот уровень цен позволял экономике нашей страны держаться на плаву, хотя структурные проблемы, как уже было сказано, давали о себе знать. Однако в состоянии, близком к рецессии, можно было жить еще долгие годы. Но 2014 год все изменил.

 

Украинский кризис и санкции

Первым индикатором, указывающим на грядущие волнения, стал курс российской валюты. Рубль начал падать примерно с середины января 2014 года. Если 15 января за доллар США давали 33 рубля, то в середине марта – 36,5. Цена нефти в это время оставалась в диапазоне $105-110. То есть падение национальной валюты было связано не с приключениями «черного золота», а прежде всего с геополитикой.

Напряжение в отношениях между Россией и западными странами нарастало с конца февраля на фоне украинского кризиса. Апофеозом же стал прошедший 16 марта в Крыму референдум о присоединении Республики Крым к нашей стране. Международные инвесторы, предвидя затяжную конфронтацию России с Западом, стремительно выводили капиталы. Этим же занимались и многие российские бизнесмены. Только за первый квартал 2014 года отток капитала достиг почти $50 млрд против, напомним, $60 млрд за весь 2013 год. Естественно, это ослабило национальную валюту. Однако ЦБ РФ изо всех сил поддерживал рубль: за март он продал почти $25 млрд в виде интервенций.

Следующим ударом стали санкции, введенные против России. Первые из них появились в середине марта. Правда, они касались только отдельных людей: ряду чиновников, депутатов и бизнесменов запрещался въезд на территорию ЕС, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, а их активы на территории этих государств подлежали аресту. Кроме того, местному бизнесу рекомендовалось не вести дела с компаниями, принадлежащими данным людям.

Однако нефтяные цены в период с весны по середину лета 2014 году шли вверх, достигнув годового максимума, почти $115 за баррель Brent, в середине июня. На этом фоне западные санкции хоть и доставляли неудобства некоторым компаниям, но не выглядели критичными для экономики. К началу июля доллар стоил лишь 34 рубля.

17 июля случилась трагедия с малайзийским Boeing 777, сбитым над территорией самопровозглашенной Донецкой Народной Республики. И хотя официального результата расследования нет до сих пор, западные страны обвинили в произошедшем Россию. Последовал новый виток санкций, на этот раз более серьезных. В конце июля ЕС запретил своим финансовым структурам кредитовать российские банки ВТБ, «Сбербанк», «Газпромбанк», «Россельхозбанк» и «Внешэкономбанк». Речь шла о запрете кредитования на срок более 30 дней, а также о запрете выкупать акции и облигации этих структур. Затем такие же ограничения ввели США. Крупнейшие российские банки, по сути, остались без внешнего финансирования.

Что это означало на практике? У кредитных организаций осталось только два источника долларовой ликвидности: средства ЦБ и средства населения. Естественно, это вызвало повышенный спрос на доллары и евро. К концу сентября курс доллара уже достигал почти 40 рублей. А затем на этот неблагоприятный фон наложился лавинообразный обвал нефтяных цен.

Помимо финансового под санкции попал и энергетический сектор. В Россию запретили поставлять высокотехнологичное оборудование для добычи нефти и газа в Арктике и на глубоководном шельфе. Без долгового финансирования остались крупнейшие оборонные концерны – например, ОСК, ОАК, «Калашников», «Оборонпром», «Уралвагонзавод» и другие. 

 

Осеннее ралли

В ноябре к неблагоприятным факторам в экономике добавился еще один: ЦБ перестал проводить регулярные интервенции в поддержку рубля, отправив национальную валюту в «свободное плавание». Финансовый рынок воспринял это как слабость – на российский рубль обрушились многочисленные спекулятивные атаки. К началу декабря доллар стоил уже дороже 50 рублей. А настоящая паника случилась 16 декабря.

Накануне ночью ЦБ разместил на официальном сайте пресс-релиз о повышении ключевой ставки (по которой коммерческие банки привлекают кредиты в ЦБ) с 10,5% до 17%. Идея была в том, чтобы уменьшить предложения рублевой ликвидности, тем самым повысив стоимость национальной валюты. Многие экономисты сошлись во мнении, что решение хоть и трудное, но правильное в текущей ситуации.

Однако рынок воспринял происходящее по-своему. Спешка, да еще ночное время, когда появился пресс-релиз, заставили предположить: внутри финансового регулятора паника, страна движется к экономическому коллапсу. Прежде всего так решили обычные граждане, помнящие дефолт 1998 года. И они бросились в «обменники» скупать валюту.

Банки, столкнувшиеся с ажиотажным спросом населения, не успевали скупать доллары и евро. На бирже в тот день царило что-то невообразимое. Доллар, начав утро с уровня 59,5 рубля, к середине дня достиг цены 80 рублей, евро перешагнул уровень в 100 рублей. После этого ЦБ начал интервенцию. К концу дня доллар стоил 67,5 рубля. Однако «обменники» Москвы держали курс от 80 рублей за доллар и выше вплоть до самого вечера. Во многих банках, несмотря на запредельные цены, закончилась валюта. Это был настоящий день паники населения.

В последующие дни президент и правительство РФ в режиме ручного управления приняли экстренные меры, и курсы валют вернулись к относительно нормальному уровню. На момент подготовки статьи доллар стоил менее 55 рублей, евро – около 67 рублей. Причем этот курс был достигнут «естественным путем», без интервенций ЦБ.

Правда, момент совпал с налоговыми выплатами в рублях предприятий-экспортеров и госкомпаний. И вот еще один интересный факт – госкомпания «Роснефть» выплатила западным кредиторам долги по бридж-кредиту, взятому на покупку ТНК-ВР, в объеме примерно $7 млрд (как только нефтяная компания завершила ряд операций с размещением корпоративных облигаций на рекордную для внутреннего долгового рынка сумму в 625 млрд рублей и выплату долга западным кредиторам, курс доллара пошел вниз и рынок успокоился – что очень странно: такое совпадение со всплеском курса доллара и ажиотажным спросом на него заставляет усомниться в заявлениях «Роснефти», сделанных в момент паники на валютном рынке, что компания не скупала доллары).

Торги долларом спустя неделю на уровне 55 рублей внушают робкую надежду на то, что, возможно, именно таков равновесный курс при сегодняшней цене нефти, торгующейся в районе $60 за баррель? И как только энергоносители начнут укрепляться, рубль тоже пойдет вверх?

Впрочем, даже если нашу страну больше не ждут валютные потрясения, произошедшее уже имеет необратимые последствия для экономики. Прежде всего, повышение ключевой ставки, по сути, означающее приостановку кредитования бизнеса и населения. Ну, и конечно, рост инфляции, связанный с ростом цен на товары и услуги.

 

Кредитов нет

В конце декабря «Сбербанк» прекратил прием заявок на автокредиты и кредиты на строительство жилых домов и загородной недвижимости. А ставки по уже одобренным, но еще не выданным ипотечным кредитам повысились в среднем на 2 процентных пункта, достигнув 16%. Нововведение коснется 1,3 млн человек, а если взять в расчет их семьи, то получается примерно 5 млн человек.

Будут повышать ставки и другие банки. По словам зампреда «МДМ-Банка» Олега Вьюгина, корпоративные клиенты, то есть бизнес, теперь могут рассчитывать на ставки 18,5-23%. «Фактически эти ставки на сегодняшний день только для очень избранных компаний. Поэтому я считаю, что кредитование встанет на время», – сказал финансист в интервью телеканалу «Дождь». Многие бизнесмены уже отмечают недоступность банковских кредитов.

Несмотря на повышение ключевой ставки до 17%, немногие банки рискнут пересматривать условия действующих кредитов. Дело не только в репутационных потерях. «Экономика сейчас плохая у компаний, у хороших – маржа где-то 15-17%, похуже – 5-7%, – продолжает О.Вьюгин. – Если сейчас на них нажать и заставить платить больше, они просто «дефолтнут» или начнут куда-нибудь активы сливать <…>. И ты получишь огромные проблемы на балансе».

Однако отказ от пересмотра действующих кредитов в условиях, когда новых займов практически не выдается, а для самого банка деньги дорожают, означает, что некоторые организации не только лишаются маржи, но и попадают в зону убытка. Поэтому в банковской сфере царит нервозная атмосфера – все ждут первых «жертв».

На межбанковском рублевом рынке (там, где банки краткосрочно привлекают деньги друг у друга) происходит настоящий кризис, ставки достигли 30% годовых. По словам помощника президента РФ Андрея Белоусова «рынок на межбанке практически остановился». Кредитные организации опасаются выдавать средства друг другу, предполагая, что партнер может объявить дефолт и не вернуть деньги.

22 декабря стало известно о проблемах банка «Траст». Контроль над организацией перешел Агентству по страхованию вкладов (АСВ), на спасение банка может быть потрачено до 30 млрд рублей. И этот банк, занимающий 28 место в России по активам, – возможно, лишь первая ласточка грядущего банковского коллапса.

Проблемы в реальном секторе на этом фоне пока выглядят не так страшно. Понятно, что из-за скачка курса резко растут цены на самую разную продукцию, поскольку большинство товаров в России либо импортные, либо имеют значительную импортную составляющую. Производители бытовой техники, например, Bosh и Indesit за последние недели подняли цены для розничных сетей на 15-30% (в том числе на 20% на технику, произведенную в России). Подняли цены многие производители электроники и иномарок. А дилеры, например, автомобилей Kia заявили о прекращении отгрузки уже оплаченных автомобилей. Выдача ПТС приостановлена как минимум до января, потому что производитель не знает, какую цену ставить в рублях. Аналогичная ситуация может сложиться и с коммерческими автомобилями.

Надо полагать, что рост ценника произойдет не только в потребительском сегменте, но и в промышленном – на продукцию машиностроения и других отраслей.

 

Очищающая сила кризиса? Или все в руках власти?

Существует мнение, что кризис сбивает «пену», оставляя на рынке только реально сильных игроков. Будет ли очищающий эффект на этот раз?

Первое и явное последствие, к которому ведет сегодняшняя экономическая ситуация, – очередное усиление роли государства и его структур. Уже известно, что на спасение банковской системы будет потрачен 1 трлн рублей. Законопроект о соответствующей докапитализации АСВ Госдума приняла 19 декабря. Агентство будет выкупать облигации банков, нуждающихся в помощи, то есть кому именно кидать «спасательный круг», предстоит решать чиновникам из АСВ и Центробанка.

Одновременно происходит негласное ужесточение правил игры для бизнеса. На недавней встрече президента РФ Владимира Путина с представителями крупных компаний-экспортеров, последним предложили уведомлять ЦБ о предстоящей продаже валютной выручки, составляя совместно с регулятором своего рода графики. И хотя ЦБ пообещал не вмешиваться, а только мониторить процесс, особого энтузиазма такая мера не вызывает. К тому же идут разговоры о необходимости обязать экспортеров частично продавать валютную выручку не позднее определенного срока.

А что в целом ожидает экономику России в следующем году? Бывший Министр финансов Алексей Кудрин прогнозирует инфляцию в 12-15% и – при сохранении средней цены нефти около $60 за баррель – падение ВВП на 4%. Если же нефть будет торговаться вокруг $80, то сокращение экономики составит 2%. С такими оценками согласны многие международные аналитики, недавно пересмотревшие инвестиционный рейтинг России в сторону негативного.

Все это означает, что, надеясь на лучшее, готовиться нужно к худшему. Да, и еще – в следующем году у «Роснефти» ожидается погашение очередного займа, взятого у иностранных банков, на сумму тоже где-то около $8 млрд. Общий же объем долгов, находящихся на балансе госкомпании, составляет около $30 млрд. А на снятие Западом санкций в 2015 году с российских госкомпаний и банков по ограничению кредитования рассчитывать не приходится – как бы их не усилили…

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...