Новые реалии – старые задачи

Морские порты
Новые реалии – старые задачи

Как известно, сегодня транспорт становится одним из эффективных инструментов управления глобализационными процессами в мире, где особое место занимает наиболее динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Одним из сильных игроков на этом рынке может стать и Россия при условии глубокой модернизации и инновационного обновления всей транспортно-логистической инфраструктуры и развития действительно рыночных механизмов в транспортной отрасли.

Именно это имел в виду в своем последнем послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин, определив вектор развития транспорта на Дальнем Востоке как стратегический и предложив, в частности, придать порту Владивосток статус «свободный порт». В связи с этим основные направления перспективного развития транспорта должны быть связаны с совершенствованием программно-целевого управления комплексом, развитием его материально-технической базы и инфраструктуры, а также повышением уровня подготовки и квалификации кадров.

Андрей Городиштьян, руководитель ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

В настоящее время на Дальнем Востоке России процесс развития и интеграции транспортно-логистического комплекса в транспортную систему АТР идет непросто и не так быстро, как этого хотелось бы, представляя собой процесс постепенного «складывания» неспециализированного кластера, призванного обеспечить внедрение современных технологий перевозок, хранения, переработки и материально-информационных потоков.

Переориентирование в последние месяцы экономических связей России на Восток, в том числе на страны АТР, серьезно трансформировало структуру внешнеэкономической деятельности нашей страны. По статистическим данным, за 11 месяцев 2014 года морские порты Дальневосточного бассейна перевалили грузов примерно около 150 млн тонн (+14%), из них сухогрузов –около 90 млн тонн (+18%), наливных грузов – 60 млн тонн (+8%).

 

Чего нельзя допускать

Новые реалии экономической жизни заставляют по-новому посмотреть на среду, в которой работают морские порты, более рационально и ответственно подойти к обоснованию планирования их деятельности. Один из актуальных вопросов отрасли – сможет ли транспортная инфраструктура в целом и морские порты в частности справиться с увеличивающимися объемами грузовых перевозок и растущим спросом на быстрые, эффективные, надежные и экологически сбалансированные транспортные решения?

Да, в 2014 году ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» благодаря росту грузопотоков смогло повысить собираемость различных сборов. Только деятельность рейдово-перегрузочных комплексов принесла в государственную казну в этом году в три раза больше средств, чем в предыдущем, соответственно 1,8 млрд рублей против 600 млн рублей.

При этом отмечается сильная загруженность железной дороги и ее неспособность в период пиковых нагрузок справиться с большим потоком грузов. Поэтому, как следствие, на подходах к портам возникают заторы из грузовых поездов и вагонов, развести которые возможно лишь в ручном режиме, потеряв при этом драгоценное время.

Проблемы на железной дороге появляются с изрядным постоянством последние 10-15 лет, но только сейчас федеральные власти сдвинули с мертвой точки вопрос о расширении и модернизации БАМа и Транссиба, а также подходов к дальневосточным морским портам, выделив средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Теперь можно надеяться, что проблема пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке будет решаться.

Существенным тормозом на пути развития внешнеторговых перевозок грузов в Приморском крае в ближайшее время может стать дефицит нефтебаз в морских портах Дальнего Востока. Уже сегодня в порту Находка бункеруется по 3-4 контейнеровоза в сутки. А что будет, когда их количество увеличится пропорционально росту грузооборота? Судам тогда негде будет даже встать для бункеровки? Этого допустить нельзя.

Другой архиважный вопрос – экологический. Его решение стоит, можно сказать, на первом месте. Многие порты не обладают сооружениями для приема и утилизации отходов с судов, что противоречит международным экологическим требованиям. Даже имеющиеся в ряде портов приемные сооружения для нефтесодержащих твердых и жидких отходов, сточных вод и мусора не удовлетворяют необходимым требованиям. К сожалению, у нас на Дальнем Востоке эти вопросы на местном уровне, как правило, не решаются. Следовательно, эта проблема выходит за рамки отдельно взятого порта и региона и становится общегосударственной.

Что мы можем сделать со своей стороны? Нам удалось усилить контроль за работой экологических компаний и организаций. Мы провели несколько совещаний, создали межведомственную комиссию, но сложность работы заключается в том, что экологией занимаются 12 организаций, а спросить зачастую не с кого. То есть силы и средства есть, но они распыляются.

Уже давно и портовики, и независимые эксперты говорят о необходимости передачи экологических функций в руки одной организации – ФГУП «Росморпорт». Однако пока эти предложения остаются без внимания.

Между тем портовый бизнес нельзя рассматривать только с точки зрения экономической выгоды. Необходимо учитывать влияние, которое портовая деятельность оказывает на окружающую среду, и интересы общества. В данном случае делегирование полномочий в вопросах экологии такой госструктуре, как «Росморпорт», на мой взгляд, окажет положительное влияние на состояние экологии в дальневосточных портах.

Еще одно направление, на которое мы тратим сегодня много усилий, – ситуация с брошенными и затонувшими судами. У наших берегов находится 11 брошенных судов, 8 из которых зарегистрированы в реестре иностранных государств. С 2009 года ни одно судно не было реализовано на аукционе, а решения об их утилизации не принимались. Тем временем, чем дольше эти суда остаются бесхозяйными (без собственника, без экипажа и без охраны), находясь в акватории портов Приморья, тем большую угрозу для безопасности мореплавания и экологии они представляют, так как в один «прекрасный» момент они могут затонуть!

Стоимость поднятия одного судна составляет порядка 7 млн рублей. Да и длительность процедуры по реализации таких судов, отсутствие установленного порядка их утилизации приводят к нерациональному расходованию средств федерального бюджета. Так что экономнее решить вопрос сейчас.

И в данный момент мы над этим работаем: вынесли вопрос в Законодательное собрание Приморского края, обратились к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву.

 

Больше контроля

Повышение конкурентоспособности наших портов немыслимо без внедрения в практику оказания услуг в порту лучшего международного опыта. А значит, нам предстоит серьезно повысить уровень и качество подготовки морских специалистов. Современная система подготовки и переподготовки морских специалистов предполагает активное использование в учебном процессе компьютерных тренажеров, моделирующих на электронных дисплеях различные критические ситуации. Их использование позволяет повысить эффективность образовательного процесса и сократить время обучения и переподготовки. ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в этом году разработало новую программу тестирования, в состав которой входит более 6 тыс. вопросов.

Также мы будем увеличивать расходы и на аварийно-спасательную готовность – примерно в три раза. Необходимость контроля за подготовкой специалистов в данном направлении как никогда важна. Это показала, например, ситуация с южнокорейским судном «Орион», затонувшим недавно в Беринговом море. Экипаж во многом оказался не готов к сложной ситуации, что и привело к гибели значительного числа людей. Даже прошедшие обучение отдельные морские специалисты из Южной Кореи оказались не готовы к принятию быстрых и правильных решений, к адекватной оценке складывающейся ситуации. А в России дела обстоят еще хуже.

Такое положение сложилось во многом из-за того, что подготовку моряков отдали на откуп коммерческим структурам, для которых главное – не качество предоставляемых услуг и сертификация моряков, а полученная выгода. Только на Дальнем Востоке образовательной деятельностью занимаются 12 учебных заведений, основные деньги зарабатываются на тренажерах.

Мы за каждым учебным заведением закрепили своих людей, которые проверяют готовность специалистов по ГМССБ, тренажерной подготовке, PFT. Однако на морских комиссиях (МКК) часто выясняется, что должную подготовку тот или иной «специалист» на деле не проходил, установить же тотальный контроль за процессом обучения не представляется возможным, да и вряд ли целесообразным. Мое мнение: должно быть только два профильных учебных заведения – например, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) и Морской государственный университет им. адмирала Невельского.

 

Море не терпит неподготовленных

За последний год количество судозаходов в порты Приморского края увеличилось в разы. В портах юга Приморья ежесуточно на якорной стоянке стоит по 5-6 судов в ожидании своей очереди. А что будет с принятием статуса «свободный порт»?!

Базовая инфраструктура порта должна обеспечить необходимый уровень безопасности мореплавания, экологической безопасности, аварийно-спасательной готовности и других аспектов. Мы ожидаем, что большая часть хлопот ляжет на плечи капитанов порта. Поэтому пришло время проводить аттестацию раз в пять лет всех морских специалистов, капитанов судов и т.д. Как показывает практика, многие из них работают, не особо следя за изменениями в законодательстве и международными нормами. А море не терпит неподготовленных.

В общем, реализация крупных национальных и международных транспортных и логистических проектов на российском Дальнем Востоке даст, мне кажется, существенный импульс не только для развития транспорта и внешней торговли, но и позволит привлечь на российские транспортные коммуникации дополнительные грузовые и пассажирские потоки, повысить инвестиционную привлекательность дальневосточных портов, что в свою очередь укрепит позиции России в АТР и обеспечит реализацию ее геополитических интересов.

ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» за последний год сделало много для этого, в частности, модернизирована система слежения за движением судов, внедрен электронный документооборот, в результате чего скорость обработки документов и принятия решений увеличилась с нескольких дней до нескольких часов и т.д.

Несмотря на то что у АМП и капитанов портов влияния на судовладельцев практически нет, портовые власти должны идти им навстречу, подсказывать, дипломатично указывать на ошибки в вопросах безопасности мореплавания и делать это справедливо, качественно и профессионально, потому что обеспечение бизнеса государственными услугами в морских портах является одной из важных задач в деятельности АМП.

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...