Новые реалии – старые задачи

Морские порты
Новые реалии – старые задачи

Как известно, сегодня транспорт становится одним из эффективных инструментов управления глобализационными процессами в мире, где особое место занимает наиболее динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Одним из сильных игроков на этом рынке может стать и Россия при условии глубокой модернизации и инновационного обновления всей транспортно-логистической инфраструктуры и развития действительно рыночных механизмов в транспортной отрасли.

Именно это имел в виду в своем последнем послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин, определив вектор развития транспорта на Дальнем Востоке как стратегический и предложив, в частности, придать порту Владивосток статус «свободный порт». В связи с этим основные направления перспективного развития транспорта должны быть связаны с совершенствованием программно-целевого управления комплексом, развитием его материально-технической базы и инфраструктуры, а также повышением уровня подготовки и квалификации кадров.

Андрей Городиштьян, руководитель ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

В настоящее время на Дальнем Востоке России процесс развития и интеграции транспортно-логистического комплекса в транспортную систему АТР идет непросто и не так быстро, как этого хотелось бы, представляя собой процесс постепенного «складывания» неспециализированного кластера, призванного обеспечить внедрение современных технологий перевозок, хранения, переработки и материально-информационных потоков.

Переориентирование в последние месяцы экономических связей России на Восток, в том числе на страны АТР, серьезно трансформировало структуру внешнеэкономической деятельности нашей страны. По статистическим данным, за 11 месяцев 2014 года морские порты Дальневосточного бассейна перевалили грузов примерно около 150 млн тонн (+14%), из них сухогрузов –около 90 млн тонн (+18%), наливных грузов – 60 млн тонн (+8%).

 

Чего нельзя допускать

Новые реалии экономической жизни заставляют по-новому посмотреть на среду, в которой работают морские порты, более рационально и ответственно подойти к обоснованию планирования их деятельности. Один из актуальных вопросов отрасли – сможет ли транспортная инфраструктура в целом и морские порты в частности справиться с увеличивающимися объемами грузовых перевозок и растущим спросом на быстрые, эффективные, надежные и экологически сбалансированные транспортные решения?

Да, в 2014 году ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» благодаря росту грузопотоков смогло повысить собираемость различных сборов. Только деятельность рейдово-перегрузочных комплексов принесла в государственную казну в этом году в три раза больше средств, чем в предыдущем, соответственно 1,8 млрд рублей против 600 млн рублей.

При этом отмечается сильная загруженность железной дороги и ее неспособность в период пиковых нагрузок справиться с большим потоком грузов. Поэтому, как следствие, на подходах к портам возникают заторы из грузовых поездов и вагонов, развести которые возможно лишь в ручном режиме, потеряв при этом драгоценное время.

Проблемы на железной дороге появляются с изрядным постоянством последние 10-15 лет, но только сейчас федеральные власти сдвинули с мертвой точки вопрос о расширении и модернизации БАМа и Транссиба, а также подходов к дальневосточным морским портам, выделив средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Теперь можно надеяться, что проблема пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке будет решаться.

Существенным тормозом на пути развития внешнеторговых перевозок грузов в Приморском крае в ближайшее время может стать дефицит нефтебаз в морских портах Дальнего Востока. Уже сегодня в порту Находка бункеруется по 3-4 контейнеровоза в сутки. А что будет, когда их количество увеличится пропорционально росту грузооборота? Судам тогда негде будет даже встать для бункеровки? Этого допустить нельзя.

Другой архиважный вопрос – экологический. Его решение стоит, можно сказать, на первом месте. Многие порты не обладают сооружениями для приема и утилизации отходов с судов, что противоречит международным экологическим требованиям. Даже имеющиеся в ряде портов приемные сооружения для нефтесодержащих твердых и жидких отходов, сточных вод и мусора не удовлетворяют необходимым требованиям. К сожалению, у нас на Дальнем Востоке эти вопросы на местном уровне, как правило, не решаются. Следовательно, эта проблема выходит за рамки отдельно взятого порта и региона и становится общегосударственной.

Что мы можем сделать со своей стороны? Нам удалось усилить контроль за работой экологических компаний и организаций. Мы провели несколько совещаний, создали межведомственную комиссию, но сложность работы заключается в том, что экологией занимаются 12 организаций, а спросить зачастую не с кого. То есть силы и средства есть, но они распыляются.

Уже давно и портовики, и независимые эксперты говорят о необходимости передачи экологических функций в руки одной организации – ФГУП «Росморпорт». Однако пока эти предложения остаются без внимания.

Между тем портовый бизнес нельзя рассматривать только с точки зрения экономической выгоды. Необходимо учитывать влияние, которое портовая деятельность оказывает на окружающую среду, и интересы общества. В данном случае делегирование полномочий в вопросах экологии такой госструктуре, как «Росморпорт», на мой взгляд, окажет положительное влияние на состояние экологии в дальневосточных портах.

Еще одно направление, на которое мы тратим сегодня много усилий, – ситуация с брошенными и затонувшими судами. У наших берегов находится 11 брошенных судов, 8 из которых зарегистрированы в реестре иностранных государств. С 2009 года ни одно судно не было реализовано на аукционе, а решения об их утилизации не принимались. Тем временем, чем дольше эти суда остаются бесхозяйными (без собственника, без экипажа и без охраны), находясь в акватории портов Приморья, тем большую угрозу для безопасности мореплавания и экологии они представляют, так как в один «прекрасный» момент они могут затонуть!

Стоимость поднятия одного судна составляет порядка 7 млн рублей. Да и длительность процедуры по реализации таких судов, отсутствие установленного порядка их утилизации приводят к нерациональному расходованию средств федерального бюджета. Так что экономнее решить вопрос сейчас.

И в данный момент мы над этим работаем: вынесли вопрос в Законодательное собрание Приморского края, обратились к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву.

 

Больше контроля

Повышение конкурентоспособности наших портов немыслимо без внедрения в практику оказания услуг в порту лучшего международного опыта. А значит, нам предстоит серьезно повысить уровень и качество подготовки морских специалистов. Современная система подготовки и переподготовки морских специалистов предполагает активное использование в учебном процессе компьютерных тренажеров, моделирующих на электронных дисплеях различные критические ситуации. Их использование позволяет повысить эффективность образовательного процесса и сократить время обучения и переподготовки. ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в этом году разработало новую программу тестирования, в состав которой входит более 6 тыс. вопросов.

Также мы будем увеличивать расходы и на аварийно-спасательную готовность – примерно в три раза. Необходимость контроля за подготовкой специалистов в данном направлении как никогда важна. Это показала, например, ситуация с южнокорейским судном «Орион», затонувшим недавно в Беринговом море. Экипаж во многом оказался не готов к сложной ситуации, что и привело к гибели значительного числа людей. Даже прошедшие обучение отдельные морские специалисты из Южной Кореи оказались не готовы к принятию быстрых и правильных решений, к адекватной оценке складывающейся ситуации. А в России дела обстоят еще хуже.

Такое положение сложилось во многом из-за того, что подготовку моряков отдали на откуп коммерческим структурам, для которых главное – не качество предоставляемых услуг и сертификация моряков, а полученная выгода. Только на Дальнем Востоке образовательной деятельностью занимаются 12 учебных заведений, основные деньги зарабатываются на тренажерах.

Мы за каждым учебным заведением закрепили своих людей, которые проверяют готовность специалистов по ГМССБ, тренажерной подготовке, PFT. Однако на морских комиссиях (МКК) часто выясняется, что должную подготовку тот или иной «специалист» на деле не проходил, установить же тотальный контроль за процессом обучения не представляется возможным, да и вряд ли целесообразным. Мое мнение: должно быть только два профильных учебных заведения – например, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) и Морской государственный университет им. адмирала Невельского.

 

Море не терпит неподготовленных

За последний год количество судозаходов в порты Приморского края увеличилось в разы. В портах юга Приморья ежесуточно на якорной стоянке стоит по 5-6 судов в ожидании своей очереди. А что будет с принятием статуса «свободный порт»?!

Базовая инфраструктура порта должна обеспечить необходимый уровень безопасности мореплавания, экологической безопасности, аварийно-спасательной готовности и других аспектов. Мы ожидаем, что большая часть хлопот ляжет на плечи капитанов порта. Поэтому пришло время проводить аттестацию раз в пять лет всех морских специалистов, капитанов судов и т.д. Как показывает практика, многие из них работают, не особо следя за изменениями в законодательстве и международными нормами. А море не терпит неподготовленных.

В общем, реализация крупных национальных и международных транспортных и логистических проектов на российском Дальнем Востоке даст, мне кажется, существенный импульс не только для развития транспорта и внешней торговли, но и позволит привлечь на российские транспортные коммуникации дополнительные грузовые и пассажирские потоки, повысить инвестиционную привлекательность дальневосточных портов, что в свою очередь укрепит позиции России в АТР и обеспечит реализацию ее геополитических интересов.

ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» за последний год сделало много для этого, в частности, модернизирована система слежения за движением судов, внедрен электронный документооборот, в результате чего скорость обработки документов и принятия решений увеличилась с нескольких дней до нескольких часов и т.д.

Несмотря на то что у АМП и капитанов портов влияния на судовладельцев практически нет, портовые власти должны идти им навстречу, подсказывать, дипломатично указывать на ошибки в вопросах безопасности мореплавания и делать это справедливо, качественно и профессионально, потому что обеспечение бизнеса государственными услугами в морских портах является одной из важных задач в деятельности АМП.

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...