Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Новые реалии – старые задачи

Морские порты
Новые реалии – старые задачи

Как известно, сегодня транспорт становится одним из эффективных инструментов управления глобализационными процессами в мире, где особое место занимает наиболее динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Одним из сильных игроков на этом рынке может стать и Россия при условии глубокой модернизации и инновационного обновления всей транспортно-логистической инфраструктуры и развития действительно рыночных механизмов в транспортной отрасли.

Именно это имел в виду в своем последнем послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин, определив вектор развития транспорта на Дальнем Востоке как стратегический и предложив, в частности, придать порту Владивосток статус «свободный порт». В связи с этим основные направления перспективного развития транспорта должны быть связаны с совершенствованием программно-целевого управления комплексом, развитием его материально-технической базы и инфраструктуры, а также повышением уровня подготовки и квалификации кадров.

Андрей Городиштьян, руководитель ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

В настоящее время на Дальнем Востоке России процесс развития и интеграции транспортно-логистического комплекса в транспортную систему АТР идет непросто и не так быстро, как этого хотелось бы, представляя собой процесс постепенного «складывания» неспециализированного кластера, призванного обеспечить внедрение современных технологий перевозок, хранения, переработки и материально-информационных потоков.

Переориентирование в последние месяцы экономических связей России на Восток, в том числе на страны АТР, серьезно трансформировало структуру внешнеэкономической деятельности нашей страны. По статистическим данным, за 11 месяцев 2014 года морские порты Дальневосточного бассейна перевалили грузов примерно около 150 млн тонн (+14%), из них сухогрузов –около 90 млн тонн (+18%), наливных грузов – 60 млн тонн (+8%).

 

Чего нельзя допускать

Новые реалии экономической жизни заставляют по-новому посмотреть на среду, в которой работают морские порты, более рационально и ответственно подойти к обоснованию планирования их деятельности. Один из актуальных вопросов отрасли – сможет ли транспортная инфраструктура в целом и морские порты в частности справиться с увеличивающимися объемами грузовых перевозок и растущим спросом на быстрые, эффективные, надежные и экологически сбалансированные транспортные решения?

Да, в 2014 году ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» благодаря росту грузопотоков смогло повысить собираемость различных сборов. Только деятельность рейдово-перегрузочных комплексов принесла в государственную казну в этом году в три раза больше средств, чем в предыдущем, соответственно 1,8 млрд рублей против 600 млн рублей.

При этом отмечается сильная загруженность железной дороги и ее неспособность в период пиковых нагрузок справиться с большим потоком грузов. Поэтому, как следствие, на подходах к портам возникают заторы из грузовых поездов и вагонов, развести которые возможно лишь в ручном режиме, потеряв при этом драгоценное время.

Проблемы на железной дороге появляются с изрядным постоянством последние 10-15 лет, но только сейчас федеральные власти сдвинули с мертвой точки вопрос о расширении и модернизации БАМа и Транссиба, а также подходов к дальневосточным морским портам, выделив средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Теперь можно надеяться, что проблема пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке будет решаться.

Существенным тормозом на пути развития внешнеторговых перевозок грузов в Приморском крае в ближайшее время может стать дефицит нефтебаз в морских портах Дальнего Востока. Уже сегодня в порту Находка бункеруется по 3-4 контейнеровоза в сутки. А что будет, когда их количество увеличится пропорционально росту грузооборота? Судам тогда негде будет даже встать для бункеровки? Этого допустить нельзя.

Другой архиважный вопрос – экологический. Его решение стоит, можно сказать, на первом месте. Многие порты не обладают сооружениями для приема и утилизации отходов с судов, что противоречит международным экологическим требованиям. Даже имеющиеся в ряде портов приемные сооружения для нефтесодержащих твердых и жидких отходов, сточных вод и мусора не удовлетворяют необходимым требованиям. К сожалению, у нас на Дальнем Востоке эти вопросы на местном уровне, как правило, не решаются. Следовательно, эта проблема выходит за рамки отдельно взятого порта и региона и становится общегосударственной.

Что мы можем сделать со своей стороны? Нам удалось усилить контроль за работой экологических компаний и организаций. Мы провели несколько совещаний, создали межведомственную комиссию, но сложность работы заключается в том, что экологией занимаются 12 организаций, а спросить зачастую не с кого. То есть силы и средства есть, но они распыляются.

Уже давно и портовики, и независимые эксперты говорят о необходимости передачи экологических функций в руки одной организации – ФГУП «Росморпорт». Однако пока эти предложения остаются без внимания.

Между тем портовый бизнес нельзя рассматривать только с точки зрения экономической выгоды. Необходимо учитывать влияние, которое портовая деятельность оказывает на окружающую среду, и интересы общества. В данном случае делегирование полномочий в вопросах экологии такой госструктуре, как «Росморпорт», на мой взгляд, окажет положительное влияние на состояние экологии в дальневосточных портах.

Еще одно направление, на которое мы тратим сегодня много усилий, – ситуация с брошенными и затонувшими судами. У наших берегов находится 11 брошенных судов, 8 из которых зарегистрированы в реестре иностранных государств. С 2009 года ни одно судно не было реализовано на аукционе, а решения об их утилизации не принимались. Тем временем, чем дольше эти суда остаются бесхозяйными (без собственника, без экипажа и без охраны), находясь в акватории портов Приморья, тем большую угрозу для безопасности мореплавания и экологии они представляют, так как в один «прекрасный» момент они могут затонуть!

Стоимость поднятия одного судна составляет порядка 7 млн рублей. Да и длительность процедуры по реализации таких судов, отсутствие установленного порядка их утилизации приводят к нерациональному расходованию средств федерального бюджета. Так что экономнее решить вопрос сейчас.

И в данный момент мы над этим работаем: вынесли вопрос в Законодательное собрание Приморского края, обратились к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву.

 

Больше контроля

Повышение конкурентоспособности наших портов немыслимо без внедрения в практику оказания услуг в порту лучшего международного опыта. А значит, нам предстоит серьезно повысить уровень и качество подготовки морских специалистов. Современная система подготовки и переподготовки морских специалистов предполагает активное использование в учебном процессе компьютерных тренажеров, моделирующих на электронных дисплеях различные критические ситуации. Их использование позволяет повысить эффективность образовательного процесса и сократить время обучения и переподготовки. ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в этом году разработало новую программу тестирования, в состав которой входит более 6 тыс. вопросов.

Также мы будем увеличивать расходы и на аварийно-спасательную готовность – примерно в три раза. Необходимость контроля за подготовкой специалистов в данном направлении как никогда важна. Это показала, например, ситуация с южнокорейским судном «Орион», затонувшим недавно в Беринговом море. Экипаж во многом оказался не готов к сложной ситуации, что и привело к гибели значительного числа людей. Даже прошедшие обучение отдельные морские специалисты из Южной Кореи оказались не готовы к принятию быстрых и правильных решений, к адекватной оценке складывающейся ситуации. А в России дела обстоят еще хуже.

Такое положение сложилось во многом из-за того, что подготовку моряков отдали на откуп коммерческим структурам, для которых главное – не качество предоставляемых услуг и сертификация моряков, а полученная выгода. Только на Дальнем Востоке образовательной деятельностью занимаются 12 учебных заведений, основные деньги зарабатываются на тренажерах.

Мы за каждым учебным заведением закрепили своих людей, которые проверяют готовность специалистов по ГМССБ, тренажерной подготовке, PFT. Однако на морских комиссиях (МКК) часто выясняется, что должную подготовку тот или иной «специалист» на деле не проходил, установить же тотальный контроль за процессом обучения не представляется возможным, да и вряд ли целесообразным. Мое мнение: должно быть только два профильных учебных заведения – например, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) и Морской государственный университет им. адмирала Невельского.

 

Море не терпит неподготовленных

За последний год количество судозаходов в порты Приморского края увеличилось в разы. В портах юга Приморья ежесуточно на якорной стоянке стоит по 5-6 судов в ожидании своей очереди. А что будет с принятием статуса «свободный порт»?!

Базовая инфраструктура порта должна обеспечить необходимый уровень безопасности мореплавания, экологической безопасности, аварийно-спасательной готовности и других аспектов. Мы ожидаем, что большая часть хлопот ляжет на плечи капитанов порта. Поэтому пришло время проводить аттестацию раз в пять лет всех морских специалистов, капитанов судов и т.д. Как показывает практика, многие из них работают, не особо следя за изменениями в законодательстве и международными нормами. А море не терпит неподготовленных.

В общем, реализация крупных национальных и международных транспортных и логистических проектов на российском Дальнем Востоке даст, мне кажется, существенный импульс не только для развития транспорта и внешней торговли, но и позволит привлечь на российские транспортные коммуникации дополнительные грузовые и пассажирские потоки, повысить инвестиционную привлекательность дальневосточных портов, что в свою очередь укрепит позиции России в АТР и обеспечит реализацию ее геополитических интересов.

ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» за последний год сделало много для этого, в частности, модернизирована система слежения за движением судов, внедрен электронный документооборот, в результате чего скорость обработки документов и принятия решений увеличилась с нескольких дней до нескольких часов и т.д.

Несмотря на то что у АМП и капитанов портов влияния на судовладельцев практически нет, портовые власти должны идти им навстречу, подсказывать, дипломатично указывать на ошибки в вопросах безопасности мореплавания и делать это справедливо, качественно и профессионально, потому что обеспечение бизнеса государственными услугами в морских портах является одной из важных задач в деятельности АМП.

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...