Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Новые реалии – старые задачи

Морские порты
Новые реалии – старые задачи

Как известно, сегодня транспорт становится одним из эффективных инструментов управления глобализационными процессами в мире, где особое место занимает наиболее динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Одним из сильных игроков на этом рынке может стать и Россия при условии глубокой модернизации и инновационного обновления всей транспортно-логистической инфраструктуры и развития действительно рыночных механизмов в транспортной отрасли.

Именно это имел в виду в своем последнем послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин, определив вектор развития транспорта на Дальнем Востоке как стратегический и предложив, в частности, придать порту Владивосток статус «свободный порт». В связи с этим основные направления перспективного развития транспорта должны быть связаны с совершенствованием программно-целевого управления комплексом, развитием его материально-технической базы и инфраструктуры, а также повышением уровня подготовки и квалификации кадров.

Андрей Городиштьян, руководитель ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

В настоящее время на Дальнем Востоке России процесс развития и интеграции транспортно-логистического комплекса в транспортную систему АТР идет непросто и не так быстро, как этого хотелось бы, представляя собой процесс постепенного «складывания» неспециализированного кластера, призванного обеспечить внедрение современных технологий перевозок, хранения, переработки и материально-информационных потоков.

Переориентирование в последние месяцы экономических связей России на Восток, в том числе на страны АТР, серьезно трансформировало структуру внешнеэкономической деятельности нашей страны. По статистическим данным, за 11 месяцев 2014 года морские порты Дальневосточного бассейна перевалили грузов примерно около 150 млн тонн (+14%), из них сухогрузов –около 90 млн тонн (+18%), наливных грузов – 60 млн тонн (+8%).

 

Чего нельзя допускать

Новые реалии экономической жизни заставляют по-новому посмотреть на среду, в которой работают морские порты, более рационально и ответственно подойти к обоснованию планирования их деятельности. Один из актуальных вопросов отрасли – сможет ли транспортная инфраструктура в целом и морские порты в частности справиться с увеличивающимися объемами грузовых перевозок и растущим спросом на быстрые, эффективные, надежные и экологически сбалансированные транспортные решения?

Да, в 2014 году ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» благодаря росту грузопотоков смогло повысить собираемость различных сборов. Только деятельность рейдово-перегрузочных комплексов принесла в государственную казну в этом году в три раза больше средств, чем в предыдущем, соответственно 1,8 млрд рублей против 600 млн рублей.

При этом отмечается сильная загруженность железной дороги и ее неспособность в период пиковых нагрузок справиться с большим потоком грузов. Поэтому, как следствие, на подходах к портам возникают заторы из грузовых поездов и вагонов, развести которые возможно лишь в ручном режиме, потеряв при этом драгоценное время.

Проблемы на железной дороге появляются с изрядным постоянством последние 10-15 лет, но только сейчас федеральные власти сдвинули с мертвой точки вопрос о расширении и модернизации БАМа и Транссиба, а также подходов к дальневосточным морским портам, выделив средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Теперь можно надеяться, что проблема пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке будет решаться.

Существенным тормозом на пути развития внешнеторговых перевозок грузов в Приморском крае в ближайшее время может стать дефицит нефтебаз в морских портах Дальнего Востока. Уже сегодня в порту Находка бункеруется по 3-4 контейнеровоза в сутки. А что будет, когда их количество увеличится пропорционально росту грузооборота? Судам тогда негде будет даже встать для бункеровки? Этого допустить нельзя.

Другой архиважный вопрос – экологический. Его решение стоит, можно сказать, на первом месте. Многие порты не обладают сооружениями для приема и утилизации отходов с судов, что противоречит международным экологическим требованиям. Даже имеющиеся в ряде портов приемные сооружения для нефтесодержащих твердых и жидких отходов, сточных вод и мусора не удовлетворяют необходимым требованиям. К сожалению, у нас на Дальнем Востоке эти вопросы на местном уровне, как правило, не решаются. Следовательно, эта проблема выходит за рамки отдельно взятого порта и региона и становится общегосударственной.

Что мы можем сделать со своей стороны? Нам удалось усилить контроль за работой экологических компаний и организаций. Мы провели несколько совещаний, создали межведомственную комиссию, но сложность работы заключается в том, что экологией занимаются 12 организаций, а спросить зачастую не с кого. То есть силы и средства есть, но они распыляются.

Уже давно и портовики, и независимые эксперты говорят о необходимости передачи экологических функций в руки одной организации – ФГУП «Росморпорт». Однако пока эти предложения остаются без внимания.

Между тем портовый бизнес нельзя рассматривать только с точки зрения экономической выгоды. Необходимо учитывать влияние, которое портовая деятельность оказывает на окружающую среду, и интересы общества. В данном случае делегирование полномочий в вопросах экологии такой госструктуре, как «Росморпорт», на мой взгляд, окажет положительное влияние на состояние экологии в дальневосточных портах.

Еще одно направление, на которое мы тратим сегодня много усилий, – ситуация с брошенными и затонувшими судами. У наших берегов находится 11 брошенных судов, 8 из которых зарегистрированы в реестре иностранных государств. С 2009 года ни одно судно не было реализовано на аукционе, а решения об их утилизации не принимались. Тем временем, чем дольше эти суда остаются бесхозяйными (без собственника, без экипажа и без охраны), находясь в акватории портов Приморья, тем большую угрозу для безопасности мореплавания и экологии они представляют, так как в один «прекрасный» момент они могут затонуть!

Стоимость поднятия одного судна составляет порядка 7 млн рублей. Да и длительность процедуры по реализации таких судов, отсутствие установленного порядка их утилизации приводят к нерациональному расходованию средств федерального бюджета. Так что экономнее решить вопрос сейчас.

И в данный момент мы над этим работаем: вынесли вопрос в Законодательное собрание Приморского края, обратились к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву.

 

Больше контроля

Повышение конкурентоспособности наших портов немыслимо без внедрения в практику оказания услуг в порту лучшего международного опыта. А значит, нам предстоит серьезно повысить уровень и качество подготовки морских специалистов. Современная система подготовки и переподготовки морских специалистов предполагает активное использование в учебном процессе компьютерных тренажеров, моделирующих на электронных дисплеях различные критические ситуации. Их использование позволяет повысить эффективность образовательного процесса и сократить время обучения и переподготовки. ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в этом году разработало новую программу тестирования, в состав которой входит более 6 тыс. вопросов.

Также мы будем увеличивать расходы и на аварийно-спасательную готовность – примерно в три раза. Необходимость контроля за подготовкой специалистов в данном направлении как никогда важна. Это показала, например, ситуация с южнокорейским судном «Орион», затонувшим недавно в Беринговом море. Экипаж во многом оказался не готов к сложной ситуации, что и привело к гибели значительного числа людей. Даже прошедшие обучение отдельные морские специалисты из Южной Кореи оказались не готовы к принятию быстрых и правильных решений, к адекватной оценке складывающейся ситуации. А в России дела обстоят еще хуже.

Такое положение сложилось во многом из-за того, что подготовку моряков отдали на откуп коммерческим структурам, для которых главное – не качество предоставляемых услуг и сертификация моряков, а полученная выгода. Только на Дальнем Востоке образовательной деятельностью занимаются 12 учебных заведений, основные деньги зарабатываются на тренажерах.

Мы за каждым учебным заведением закрепили своих людей, которые проверяют готовность специалистов по ГМССБ, тренажерной подготовке, PFT. Однако на морских комиссиях (МКК) часто выясняется, что должную подготовку тот или иной «специалист» на деле не проходил, установить же тотальный контроль за процессом обучения не представляется возможным, да и вряд ли целесообразным. Мое мнение: должно быть только два профильных учебных заведения – например, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) и Морской государственный университет им. адмирала Невельского.

 

Море не терпит неподготовленных

За последний год количество судозаходов в порты Приморского края увеличилось в разы. В портах юга Приморья ежесуточно на якорной стоянке стоит по 5-6 судов в ожидании своей очереди. А что будет с принятием статуса «свободный порт»?!

Базовая инфраструктура порта должна обеспечить необходимый уровень безопасности мореплавания, экологической безопасности, аварийно-спасательной готовности и других аспектов. Мы ожидаем, что большая часть хлопот ляжет на плечи капитанов порта. Поэтому пришло время проводить аттестацию раз в пять лет всех морских специалистов, капитанов судов и т.д. Как показывает практика, многие из них работают, не особо следя за изменениями в законодательстве и международными нормами. А море не терпит неподготовленных.

В общем, реализация крупных национальных и международных транспортных и логистических проектов на российском Дальнем Востоке даст, мне кажется, существенный импульс не только для развития транспорта и внешней торговли, но и позволит привлечь на российские транспортные коммуникации дополнительные грузовые и пассажирские потоки, повысить инвестиционную привлекательность дальневосточных портов, что в свою очередь укрепит позиции России в АТР и обеспечит реализацию ее геополитических интересов.

ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» за последний год сделало много для этого, в частности, модернизирована система слежения за движением судов, внедрен электронный документооборот, в результате чего скорость обработки документов и принятия решений увеличилась с нескольких дней до нескольких часов и т.д.

Несмотря на то что у АМП и капитанов портов влияния на судовладельцев практически нет, портовые власти должны идти им навстречу, подсказывать, дипломатично указывать на ошибки в вопросах безопасности мореплавания и делать это справедливо, качественно и профессионально, потому что обеспечение бизнеса государственными услугами в морских портах является одной из важных задач в деятельности АМП.

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Новый глава Минтранса уволил куратора безопасности Крымского моста

Новый глава Минтранса уволил куратора безопасности Крымского моста Глава ведомственной охраны Минтранса, отвечающей за транспортную безопасность Крымского моста и подх...

Один человек погиб, один спасен из перевернувшейся лодки в районе порта Архангельск

Один человек погиб, один спасен из перевернувшейся лодки в районе порта Архангельск В районе причала №1 погрузочно-разгрузочного района «Экономия» порта Архангельск обнаружен в воде че...

Российская экономика

Центр координации перевозок в арктической зоне планируют создать в Архангельске в 2019 г

Центр координации перевозок в арктической зоне планируют создать в Архангельске в 2019 г Северный Арктический ситуационный центр по координации перевозок в Арктике планируется создать в Арх...

Ненецкий АО должен участвовать в строительстве железной дороги «Белкомур» - врио главы НАО

Ненецкий АО должен участвовать в строительстве железной дороги «Белкомур» - врио главы НАО Ненецкий автономный округ должен участвовать в проекте строительства железнодорожной магистрали «Бел...

Транспортная политика

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018 Миниюстом в канун Чемпионата мира по футболу 2018 года зарегистрирован приказ Минтранса России от 14...

Морские порты

Инвестор для портовой инфраструктуры Мурманска должен быть найден в июне - губернатор

Инвестор для портовой инфраструктуры Мурманска должен быть найден в июне - губернатор Конкурс по выбору инвестора для строительства инфраструктуры в рамках проекта создания Мурманского т...

Угольный терминал построят в Приморье за 30 млрд рублей

Угольный терминал построят в Приморье за 30 млрд рублей Власти Кемеровской области и Приморского края, а также холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС)...




Морской транспорт

«Новатэк» изучает возможность строительства собственного ледокольного флота

«Новатэк» изучает возможность строительства собственного ледокольного флота «Новатэк» изучает возможность создания собственного ледокольного флота в рамках недавно созданного д...

Ледокол мощностью 6,4 МВт построят на судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке к 2021 г.

Ледокол мощностью 6,4 МВт построят на судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке к 2021 г. «ССК «Звезда» и ФГУП «Росморпорт» при поддержке НК «Роснефть» договорились о строительстве ледокола ...

Речной транспорт

Карелия, Ленинградская и Новгородская области договорились о развитии водного туризма

Карелия, Ленинградская и Новгородская области договорились о развитии водного туризма Три региона СЗФО заключили на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме соглашение о со...

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи Киль первого сухогрузного суда проекта RSD32M заложен на Окской судоверфи в городе Навашино Нижегоро...

Ж/Д транспорт

Конкурс на пакет РЖД в «Трансконтейнере» вряд ли состоится в I полугодии - замглавы РЖД

Конкурс на пакет РЖД в «Трансконтейнере» вряд ли состоится в I полугодии - замглавы РЖД Конкурс по продаже пакета РЖД в «Трансконтейнере» вряд ли состоится в первом полугодии 2018 г., заяв...

Сбербанк может поучаствовать в финансировании инвестпрограммы РЖД

Сбербанк может поучаствовать в финансировании инвестпрограммы РЖД Сбербанк России может поучаствовать в финансировании инвестпрограммы «Российских железных дорог» ...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...