Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Порт Невельск: курс на развитие

Морские порты
Порт Невельск: курс на развитие

Один из крупнейших портов на юге Сахалина – Невельск после долгих лет застоя взял курс на развитие. В этом году здесь возобновилась грузопереработка, ведутся масштабные работы по модернизации. О прошлом, настоящем и будущем морской гавани рассказал исполняющий обязанности капитана порта Невельск Петр Гимадиев.

Наталья Примака, Сахалин

Морской порт Невельск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин. Он является незамерзающим, навигация здесь осуществляется круглый год.

С юго-запада порт частично защищен мысом, а с запада вдоль береговой полосы на расстоянии 200-300 метров от берега – рифом, который служит естественным волноломом. Правда, во время штормов риф лишь частично защищает акваторию порта от волнения. В перспективе здесь требуется строительство дополнительных защитных сооружений.

Порт был создан путем устройства двух волноломов – западного и южного (построены из массивов-гигантов и более мелких по размеру железобетонных ящиков, установленных на скальное дно). Территория порта – это засыпанное скальными грунтами мелководье. Глубина акватории составляет 6,5-7,5 метра.

Во время землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года часть поверхности дна в районе западного и южного волноломов приподнялась в среднем от 0,5 до 1,2 метра, образовав вышедшие на поверхность участки морского дна. Появившуюся береговую отмель в перспективе можно использовать для расширения причалов и территории порта на юг.

 

От расцвета до банкротства

Строительство порта Невельск, начатое еще японцами в 1916 году, шло поэтапно. Оно завершилось в 1970-е годы. В 1945 году, после освобождения Южного Сахалина от японских милитаристов, Невельский порт был передан в ведение Министерства рыбного хозяйства СССР.

Как рассказал исполняющий обязанности капитана порта Невельск Петр Гимадиев, в послевоенные годы в хозяйстве Невельского района не все складывалось гладко, но постепенно дело налаживалось. Невельску суждено было стать рыбацкой столицей Сахалина. Этому способствовало и наличие биоресурсов, и исторически сложившийся уклад хозяйствования, и трудолюбие невельчан. Больше половины рабочего населения района было занято на добыче и переработке рыбы.

В 1950 году постановлением Совета Министров СССР был учрежден Невельский морской рыбный порт. Через год он был открыт для захода иностранных судов. Для пропуска через государственную границу транспортных средств и грузов был образован пункт пропуска.

В 1952 году Совет Министров СССР принял решение о концентрации рыбопромыслового флота Сахалина в Невельске. Незамерзающий морской рыбный порт имел для этого все возможности. Была создана база морского рыболовства, за несколько лет превратившаяся в мощное рыбопромышленное предприятие, суда которого осваивали все новые районы промысла не только в Охотском море, но и в других районах Мирового океана.

До 1980-х годов Невельск играл роль связующего звена между островной областью и материковой частью страны. Сюда поступали народнохозяйственные грузы, приходили рыболовные суда. Отсюда отправляли рыбу и рыбную продукцию во все регионы страны.

Невельская база тралового флота – крупнейшая в области – стала настоящей кузницей кадров. Высокими правительственными наградами отмечены многие капитаны рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов, специалисты флота. Многие из них впоследствии работали на более высоких должностях, возглавляли крупнейшие структуры рыбной отрасли Сахалинской области и Дальнего Востока.

В 1975-1983 годах были введены в эксплуатацию глубоководные причалы, холодильник, цеха обработки рыбы, склады, гаражи, механические мастерские, котельная, электростанция, асфальтовые площадки для складирования и хранения грузов. Также были созданы пожарное депо, административное здание управления порта, санитарно-бытовой блок, электронавигационная камера. Все это со временем пришло в ветхое и аварийное состояние.

Глубокий экономический кризис в России в начале 90-х годов прошлого века не мог не сказаться и на экономике отдельно взятого района. Невельск оказался не готовым к переходу на рыночные отношения. В 1991 году некогда известная на всем Дальнем Востоке рыбопромысловая компания «База тралового флота» распалась на множество мелких предприятий.

«Трудности побудили руководителей района принимать меры для стабилизации экономики, проявлять инициативу и предпринимательские способности. В 90-х годах в районе появились десятки коммерческих предприятий, в том числе с участием японского и южнокорейского капитала, которые взяли в аренду причалы Невельского морского рыбного порта, – рассказывает Петр Гимадиев. – На средства этих компаний была проведена реконструкция причалов №1, 2 (220 пог. метров) и частично причала №3 (20 пог. метров из 100). К сожалению, из-за отсутствия дальнейшего финансирования работы по реконструкции причалов надолго были приостановлены».

 

Сегодня – уголь, завтра – другие грузы

«В рамках проводимой в морских портах РФ административной реформы распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 3 ноября 2010 года в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 1 апреля 2009 года Государственная администрация Невельского морского рыбного порта была преобразована в Невельский филиал ФГУ «Администрация морских портов Сахалина». Сделано это было для оптимизации управления островными портами. Служба капитана порта была освобождена от выполнения несвойственных ей функций, а деятельность капитана порта – сосредоточена на обеспечении безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему», – продолжает рассказ и.о. капитана порта П.Гимадиев.

Активное развитие порта началось в 2012 году, когда оператором его причалов стала стивидорная компания «Горняк-2». Весной 2014 года компания получила в аренду на 49 лет гидротехнические сооружения, включая причалы №1, 2, 3. С этого времени ООО «Горняк-2» вкладывает немалые денежные средства в их реконструкцию и ремонт.

Как сообщил П.Гимадиев, в январе 2014 года в Невельский порт зашло первое судно под погрузку углем (его добывает в Невельском районе ООО «Горняк-1»). По итогам первого месяца работы через морскую гавань было отгружено более 11 тыс. тонн твердого топлива, а всего с начала года - более 275 тыс. тонн. В основном уголь экспортируется в Японию, Корею, Китай. До конца года этот показатель предполагается довести до 350 тыс. тонн.

В перспективе – развитие новых направлений в деятельности порта. Так, до конца года планируется начать перевалку нефтепродуктов и сыпучих грузов – песка, щебня и других. В ближайшее время в порту планируется создать базу для бункеровки судов, в том числе рыболовных. Сейчас они бункеруются топливом в портах Хабаровского края и в районах промысла.

Сегодня в ООО «Горняк-2» трудится более 50 человек. В связи с расширением поля деятельности, вводом новых мощностей до конца года здесь планируется увеличение штатной численности сотрудников до 70 человек. По словам и.о. капитана порта Невельск, чтобы добиться таких результатов и строить столь серьезные планы, стивидорная компания вложила и продолжает вкладывать колоссальные средства. Приобретается новое портовое оборудование и техника, проводятся масштабные ремонтные работы.

Так, летом 2013 года руководство ООО «Горняк-2» взяло в аренду два не имеющих аналогов в России гидравлических перегрузчика «Мульти Докер» производства Швеции. Для удобства и безопасности управления в них предусмотрены системы видеонаблюдения и освещения. Машины оснащены грейферами по 4 и 6 кубометров. На погрузку судна тоннажем 5 тыс. тонн уходит менее 5 часов. Современная погрузочная техника позволяет работать с различными грузами, в том числе сыпучими (уголь), а также с контейнерами и лесом.

На сегодняшний день силами ООО «Горняк-2» полностью завершена реконструкция причалов №1 и 2 с использованием самоходной буровой установки итальянской фирмы «Беретта». За счет собственных средств предприятия приобретены 20 полувагонов, которые активно используются для перевозки импортных и экспортных грузов. Была отремонтирована часть находящихся в порту железнодорожных путей. Руководство ООО «Горняк-2» отмечает, что перевозка угля подвижным составом позволила увеличить грузопоток.

Порт Невельск, отмечает П. Гимадиев, позволяет принимать суда с осадкой до 6 метров. В основном они имеют грузоподъемность 5-5,5 тыс. тонн. Стивидорная компания рассматривает вопрос о возможности проведения дноуглубительных работ для увеличения осадки судов до 8 метров, что позволит принимать суда большей грузоподъемности.

В последние годы в порту Невельск стабильно работают и морские терминалы по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов. В целом же, по словам и.о. капитана порта, в Невельском порту отмечается увеличение судозаходов и объемов переработки.

Почти на всех терминалах идет модернизация. Кроме того, на терминалах Южно-Курильск, Малокурильск, Курильск два года назад в рамках федеральной целевой программы развития Курильских островов были построены причалы для швартовки пассажирских судов. До этого пассажиры обслуживались на рейде. На средства программы возведен и эксплуатируется глубоководный грузовой пирс в Малокурильской бухте, в соседней бухте Крабозаводской близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования – собственных средств ЗАО «Гидрострой» и бюджета Сахалинской области.

Завершая свой рассказ, П. Гимадиев говорит: «Соблюдение правил эксплуатации судов и безопасности мореплавания в порту Невельск, на его терминалах и на подходах к ним обеспечивает Служба капитана порта. А инспекторский состав инспекции государственного портового контроля (ИГПК), как правило, специалисты, проводит все необходимые мероприятия, направленные на безаварийную работу флота в подведомственных акваториях».

 

Морские порты №9 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...