Порт Невельск: курс на развитие

Морские порты
Порт Невельск: курс на развитие

Один из крупнейших портов на юге Сахалина – Невельск после долгих лет застоя взял курс на развитие. В этом году здесь возобновилась грузопереработка, ведутся масштабные работы по модернизации. О прошлом, настоящем и будущем морской гавани рассказал исполняющий обязанности капитана порта Невельск Петр Гимадиев.

Наталья Примака, Сахалин

Морской порт Невельск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин. Он является незамерзающим, навигация здесь осуществляется круглый год.

С юго-запада порт частично защищен мысом, а с запада вдоль береговой полосы на расстоянии 200-300 метров от берега – рифом, который служит естественным волноломом. Правда, во время штормов риф лишь частично защищает акваторию порта от волнения. В перспективе здесь требуется строительство дополнительных защитных сооружений.

Порт был создан путем устройства двух волноломов – западного и южного (построены из массивов-гигантов и более мелких по размеру железобетонных ящиков, установленных на скальное дно). Территория порта – это засыпанное скальными грунтами мелководье. Глубина акватории составляет 6,5-7,5 метра.

Во время землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года часть поверхности дна в районе западного и южного волноломов приподнялась в среднем от 0,5 до 1,2 метра, образовав вышедшие на поверхность участки морского дна. Появившуюся береговую отмель в перспективе можно использовать для расширения причалов и территории порта на юг.

 

От расцвета до банкротства

Строительство порта Невельск, начатое еще японцами в 1916 году, шло поэтапно. Оно завершилось в 1970-е годы. В 1945 году, после освобождения Южного Сахалина от японских милитаристов, Невельский порт был передан в ведение Министерства рыбного хозяйства СССР.

Как рассказал исполняющий обязанности капитана порта Невельск Петр Гимадиев, в послевоенные годы в хозяйстве Невельского района не все складывалось гладко, но постепенно дело налаживалось. Невельску суждено было стать рыбацкой столицей Сахалина. Этому способствовало и наличие биоресурсов, и исторически сложившийся уклад хозяйствования, и трудолюбие невельчан. Больше половины рабочего населения района было занято на добыче и переработке рыбы.

В 1950 году постановлением Совета Министров СССР был учрежден Невельский морской рыбный порт. Через год он был открыт для захода иностранных судов. Для пропуска через государственную границу транспортных средств и грузов был образован пункт пропуска.

В 1952 году Совет Министров СССР принял решение о концентрации рыбопромыслового флота Сахалина в Невельске. Незамерзающий морской рыбный порт имел для этого все возможности. Была создана база морского рыболовства, за несколько лет превратившаяся в мощное рыбопромышленное предприятие, суда которого осваивали все новые районы промысла не только в Охотском море, но и в других районах Мирового океана.

До 1980-х годов Невельск играл роль связующего звена между островной областью и материковой частью страны. Сюда поступали народнохозяйственные грузы, приходили рыболовные суда. Отсюда отправляли рыбу и рыбную продукцию во все регионы страны.

Невельская база тралового флота – крупнейшая в области – стала настоящей кузницей кадров. Высокими правительственными наградами отмечены многие капитаны рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов, специалисты флота. Многие из них впоследствии работали на более высоких должностях, возглавляли крупнейшие структуры рыбной отрасли Сахалинской области и Дальнего Востока.

В 1975-1983 годах были введены в эксплуатацию глубоководные причалы, холодильник, цеха обработки рыбы, склады, гаражи, механические мастерские, котельная, электростанция, асфальтовые площадки для складирования и хранения грузов. Также были созданы пожарное депо, административное здание управления порта, санитарно-бытовой блок, электронавигационная камера. Все это со временем пришло в ветхое и аварийное состояние.

Глубокий экономический кризис в России в начале 90-х годов прошлого века не мог не сказаться и на экономике отдельно взятого района. Невельск оказался не готовым к переходу на рыночные отношения. В 1991 году некогда известная на всем Дальнем Востоке рыбопромысловая компания «База тралового флота» распалась на множество мелких предприятий.

«Трудности побудили руководителей района принимать меры для стабилизации экономики, проявлять инициативу и предпринимательские способности. В 90-х годах в районе появились десятки коммерческих предприятий, в том числе с участием японского и южнокорейского капитала, которые взяли в аренду причалы Невельского морского рыбного порта, – рассказывает Петр Гимадиев. – На средства этих компаний была проведена реконструкция причалов №1, 2 (220 пог. метров) и частично причала №3 (20 пог. метров из 100). К сожалению, из-за отсутствия дальнейшего финансирования работы по реконструкции причалов надолго были приостановлены».

 

Сегодня – уголь, завтра – другие грузы

«В рамках проводимой в морских портах РФ административной реформы распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 3 ноября 2010 года в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 1 апреля 2009 года Государственная администрация Невельского морского рыбного порта была преобразована в Невельский филиал ФГУ «Администрация морских портов Сахалина». Сделано это было для оптимизации управления островными портами. Служба капитана порта была освобождена от выполнения несвойственных ей функций, а деятельность капитана порта – сосредоточена на обеспечении безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему», – продолжает рассказ и.о. капитана порта П.Гимадиев.

Активное развитие порта началось в 2012 году, когда оператором его причалов стала стивидорная компания «Горняк-2». Весной 2014 года компания получила в аренду на 49 лет гидротехнические сооружения, включая причалы №1, 2, 3. С этого времени ООО «Горняк-2» вкладывает немалые денежные средства в их реконструкцию и ремонт.

Как сообщил П.Гимадиев, в январе 2014 года в Невельский порт зашло первое судно под погрузку углем (его добывает в Невельском районе ООО «Горняк-1»). По итогам первого месяца работы через морскую гавань было отгружено более 11 тыс. тонн твердого топлива, а всего с начала года - более 275 тыс. тонн. В основном уголь экспортируется в Японию, Корею, Китай. До конца года этот показатель предполагается довести до 350 тыс. тонн.

В перспективе – развитие новых направлений в деятельности порта. Так, до конца года планируется начать перевалку нефтепродуктов и сыпучих грузов – песка, щебня и других. В ближайшее время в порту планируется создать базу для бункеровки судов, в том числе рыболовных. Сейчас они бункеруются топливом в портах Хабаровского края и в районах промысла.

Сегодня в ООО «Горняк-2» трудится более 50 человек. В связи с расширением поля деятельности, вводом новых мощностей до конца года здесь планируется увеличение штатной численности сотрудников до 70 человек. По словам и.о. капитана порта Невельск, чтобы добиться таких результатов и строить столь серьезные планы, стивидорная компания вложила и продолжает вкладывать колоссальные средства. Приобретается новое портовое оборудование и техника, проводятся масштабные ремонтные работы.

Так, летом 2013 года руководство ООО «Горняк-2» взяло в аренду два не имеющих аналогов в России гидравлических перегрузчика «Мульти Докер» производства Швеции. Для удобства и безопасности управления в них предусмотрены системы видеонаблюдения и освещения. Машины оснащены грейферами по 4 и 6 кубометров. На погрузку судна тоннажем 5 тыс. тонн уходит менее 5 часов. Современная погрузочная техника позволяет работать с различными грузами, в том числе сыпучими (уголь), а также с контейнерами и лесом.

На сегодняшний день силами ООО «Горняк-2» полностью завершена реконструкция причалов №1 и 2 с использованием самоходной буровой установки итальянской фирмы «Беретта». За счет собственных средств предприятия приобретены 20 полувагонов, которые активно используются для перевозки импортных и экспортных грузов. Была отремонтирована часть находящихся в порту железнодорожных путей. Руководство ООО «Горняк-2» отмечает, что перевозка угля подвижным составом позволила увеличить грузопоток.

Порт Невельск, отмечает П. Гимадиев, позволяет принимать суда с осадкой до 6 метров. В основном они имеют грузоподъемность 5-5,5 тыс. тонн. Стивидорная компания рассматривает вопрос о возможности проведения дноуглубительных работ для увеличения осадки судов до 8 метров, что позволит принимать суда большей грузоподъемности.

В последние годы в порту Невельск стабильно работают и морские терминалы по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов. В целом же, по словам и.о. капитана порта, в Невельском порту отмечается увеличение судозаходов и объемов переработки.

Почти на всех терминалах идет модернизация. Кроме того, на терминалах Южно-Курильск, Малокурильск, Курильск два года назад в рамках федеральной целевой программы развития Курильских островов были построены причалы для швартовки пассажирских судов. До этого пассажиры обслуживались на рейде. На средства программы возведен и эксплуатируется глубоководный грузовой пирс в Малокурильской бухте, в соседней бухте Крабозаводской близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования – собственных средств ЗАО «Гидрострой» и бюджета Сахалинской области.

Завершая свой рассказ, П. Гимадиев говорит: «Соблюдение правил эксплуатации судов и безопасности мореплавания в порту Невельск, на его терминалах и на подходах к ним обеспечивает Служба капитана порта. А инспекторский состав инспекции государственного портового контроля (ИГПК), как правило, специалисты, проводит все необходимые мероприятия, направленные на безаварийную работу флота в подведомственных акваториях».

 

Морские порты №9 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...