Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Порт Невельск: курс на развитие

Морские порты
Порт Невельск: курс на развитие

Один из крупнейших портов на юге Сахалина – Невельск после долгих лет застоя взял курс на развитие. В этом году здесь возобновилась грузопереработка, ведутся масштабные работы по модернизации. О прошлом, настоящем и будущем морской гавани рассказал исполняющий обязанности капитана порта Невельск Петр Гимадиев.

Наталья Примака, Сахалин

Морской порт Невельск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин. Он является незамерзающим, навигация здесь осуществляется круглый год.

С юго-запада порт частично защищен мысом, а с запада вдоль береговой полосы на расстоянии 200-300 метров от берега – рифом, который служит естественным волноломом. Правда, во время штормов риф лишь частично защищает акваторию порта от волнения. В перспективе здесь требуется строительство дополнительных защитных сооружений.

Порт был создан путем устройства двух волноломов – западного и южного (построены из массивов-гигантов и более мелких по размеру железобетонных ящиков, установленных на скальное дно). Территория порта – это засыпанное скальными грунтами мелководье. Глубина акватории составляет 6,5-7,5 метра.

Во время землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года часть поверхности дна в районе западного и южного волноломов приподнялась в среднем от 0,5 до 1,2 метра, образовав вышедшие на поверхность участки морского дна. Появившуюся береговую отмель в перспективе можно использовать для расширения причалов и территории порта на юг.

 

От расцвета до банкротства

Строительство порта Невельск, начатое еще японцами в 1916 году, шло поэтапно. Оно завершилось в 1970-е годы. В 1945 году, после освобождения Южного Сахалина от японских милитаристов, Невельский порт был передан в ведение Министерства рыбного хозяйства СССР.

Как рассказал исполняющий обязанности капитана порта Невельск Петр Гимадиев, в послевоенные годы в хозяйстве Невельского района не все складывалось гладко, но постепенно дело налаживалось. Невельску суждено было стать рыбацкой столицей Сахалина. Этому способствовало и наличие биоресурсов, и исторически сложившийся уклад хозяйствования, и трудолюбие невельчан. Больше половины рабочего населения района было занято на добыче и переработке рыбы.

В 1950 году постановлением Совета Министров СССР был учрежден Невельский морской рыбный порт. Через год он был открыт для захода иностранных судов. Для пропуска через государственную границу транспортных средств и грузов был образован пункт пропуска.

В 1952 году Совет Министров СССР принял решение о концентрации рыбопромыслового флота Сахалина в Невельске. Незамерзающий морской рыбный порт имел для этого все возможности. Была создана база морского рыболовства, за несколько лет превратившаяся в мощное рыбопромышленное предприятие, суда которого осваивали все новые районы промысла не только в Охотском море, но и в других районах Мирового океана.

До 1980-х годов Невельск играл роль связующего звена между островной областью и материковой частью страны. Сюда поступали народнохозяйственные грузы, приходили рыболовные суда. Отсюда отправляли рыбу и рыбную продукцию во все регионы страны.

Невельская база тралового флота – крупнейшая в области – стала настоящей кузницей кадров. Высокими правительственными наградами отмечены многие капитаны рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов, специалисты флота. Многие из них впоследствии работали на более высоких должностях, возглавляли крупнейшие структуры рыбной отрасли Сахалинской области и Дальнего Востока.

В 1975-1983 годах были введены в эксплуатацию глубоководные причалы, холодильник, цеха обработки рыбы, склады, гаражи, механические мастерские, котельная, электростанция, асфальтовые площадки для складирования и хранения грузов. Также были созданы пожарное депо, административное здание управления порта, санитарно-бытовой блок, электронавигационная камера. Все это со временем пришло в ветхое и аварийное состояние.

Глубокий экономический кризис в России в начале 90-х годов прошлого века не мог не сказаться и на экономике отдельно взятого района. Невельск оказался не готовым к переходу на рыночные отношения. В 1991 году некогда известная на всем Дальнем Востоке рыбопромысловая компания «База тралового флота» распалась на множество мелких предприятий.

«Трудности побудили руководителей района принимать меры для стабилизации экономики, проявлять инициативу и предпринимательские способности. В 90-х годах в районе появились десятки коммерческих предприятий, в том числе с участием японского и южнокорейского капитала, которые взяли в аренду причалы Невельского морского рыбного порта, – рассказывает Петр Гимадиев. – На средства этих компаний была проведена реконструкция причалов №1, 2 (220 пог. метров) и частично причала №3 (20 пог. метров из 100). К сожалению, из-за отсутствия дальнейшего финансирования работы по реконструкции причалов надолго были приостановлены».

 

Сегодня – уголь, завтра – другие грузы

«В рамках проводимой в морских портах РФ административной реформы распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 3 ноября 2010 года в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 1 апреля 2009 года Государственная администрация Невельского морского рыбного порта была преобразована в Невельский филиал ФГУ «Администрация морских портов Сахалина». Сделано это было для оптимизации управления островными портами. Служба капитана порта была освобождена от выполнения несвойственных ей функций, а деятельность капитана порта – сосредоточена на обеспечении безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему», – продолжает рассказ и.о. капитана порта П.Гимадиев.

Активное развитие порта началось в 2012 году, когда оператором его причалов стала стивидорная компания «Горняк-2». Весной 2014 года компания получила в аренду на 49 лет гидротехнические сооружения, включая причалы №1, 2, 3. С этого времени ООО «Горняк-2» вкладывает немалые денежные средства в их реконструкцию и ремонт.

Как сообщил П.Гимадиев, в январе 2014 года в Невельский порт зашло первое судно под погрузку углем (его добывает в Невельском районе ООО «Горняк-1»). По итогам первого месяца работы через морскую гавань было отгружено более 11 тыс. тонн твердого топлива, а всего с начала года - более 275 тыс. тонн. В основном уголь экспортируется в Японию, Корею, Китай. До конца года этот показатель предполагается довести до 350 тыс. тонн.

В перспективе – развитие новых направлений в деятельности порта. Так, до конца года планируется начать перевалку нефтепродуктов и сыпучих грузов – песка, щебня и других. В ближайшее время в порту планируется создать базу для бункеровки судов, в том числе рыболовных. Сейчас они бункеруются топливом в портах Хабаровского края и в районах промысла.

Сегодня в ООО «Горняк-2» трудится более 50 человек. В связи с расширением поля деятельности, вводом новых мощностей до конца года здесь планируется увеличение штатной численности сотрудников до 70 человек. По словам и.о. капитана порта Невельск, чтобы добиться таких результатов и строить столь серьезные планы, стивидорная компания вложила и продолжает вкладывать колоссальные средства. Приобретается новое портовое оборудование и техника, проводятся масштабные ремонтные работы.

Так, летом 2013 года руководство ООО «Горняк-2» взяло в аренду два не имеющих аналогов в России гидравлических перегрузчика «Мульти Докер» производства Швеции. Для удобства и безопасности управления в них предусмотрены системы видеонаблюдения и освещения. Машины оснащены грейферами по 4 и 6 кубометров. На погрузку судна тоннажем 5 тыс. тонн уходит менее 5 часов. Современная погрузочная техника позволяет работать с различными грузами, в том числе сыпучими (уголь), а также с контейнерами и лесом.

На сегодняшний день силами ООО «Горняк-2» полностью завершена реконструкция причалов №1 и 2 с использованием самоходной буровой установки итальянской фирмы «Беретта». За счет собственных средств предприятия приобретены 20 полувагонов, которые активно используются для перевозки импортных и экспортных грузов. Была отремонтирована часть находящихся в порту железнодорожных путей. Руководство ООО «Горняк-2» отмечает, что перевозка угля подвижным составом позволила увеличить грузопоток.

Порт Невельск, отмечает П. Гимадиев, позволяет принимать суда с осадкой до 6 метров. В основном они имеют грузоподъемность 5-5,5 тыс. тонн. Стивидорная компания рассматривает вопрос о возможности проведения дноуглубительных работ для увеличения осадки судов до 8 метров, что позволит принимать суда большей грузоподъемности.

В последние годы в порту Невельск стабильно работают и морские терминалы по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов. В целом же, по словам и.о. капитана порта, в Невельском порту отмечается увеличение судозаходов и объемов переработки.

Почти на всех терминалах идет модернизация. Кроме того, на терминалах Южно-Курильск, Малокурильск, Курильск два года назад в рамках федеральной целевой программы развития Курильских островов были построены причалы для швартовки пассажирских судов. До этого пассажиры обслуживались на рейде. На средства программы возведен и эксплуатируется глубоководный грузовой пирс в Малокурильской бухте, в соседней бухте Крабозаводской близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования – собственных средств ЗАО «Гидрострой» и бюджета Сахалинской области.

Завершая свой рассказ, П. Гимадиев говорит: «Соблюдение правил эксплуатации судов и безопасности мореплавания в порту Невельск, на его терминалах и на подходах к ним обеспечивает Служба капитана порта. А инспекторский состав инспекции государственного портового контроля (ИГПК), как правило, специалисты, проводит все необходимые мероприятия, направленные на безаварийную работу флота в подведомственных акваториях».

 

Морские порты №9 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...