Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Порт Невельск: курс на развитие

Морские порты
Порт Невельск: курс на развитие

Один из крупнейших портов на юге Сахалина – Невельск после долгих лет застоя взял курс на развитие. В этом году здесь возобновилась грузопереработка, ведутся масштабные работы по модернизации. О прошлом, настоящем и будущем морской гавани рассказал исполняющий обязанности капитана порта Невельск Петр Гимадиев.

Наталья Примака, Сахалин

Морской порт Невельск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин. Он является незамерзающим, навигация здесь осуществляется круглый год.

С юго-запада порт частично защищен мысом, а с запада вдоль береговой полосы на расстоянии 200-300 метров от берега – рифом, который служит естественным волноломом. Правда, во время штормов риф лишь частично защищает акваторию порта от волнения. В перспективе здесь требуется строительство дополнительных защитных сооружений.

Порт был создан путем устройства двух волноломов – западного и южного (построены из массивов-гигантов и более мелких по размеру железобетонных ящиков, установленных на скальное дно). Территория порта – это засыпанное скальными грунтами мелководье. Глубина акватории составляет 6,5-7,5 метра.

Во время землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года часть поверхности дна в районе западного и южного волноломов приподнялась в среднем от 0,5 до 1,2 метра, образовав вышедшие на поверхность участки морского дна. Появившуюся береговую отмель в перспективе можно использовать для расширения причалов и территории порта на юг.

 

От расцвета до банкротства

Строительство порта Невельск, начатое еще японцами в 1916 году, шло поэтапно. Оно завершилось в 1970-е годы. В 1945 году, после освобождения Южного Сахалина от японских милитаристов, Невельский порт был передан в ведение Министерства рыбного хозяйства СССР.

Как рассказал исполняющий обязанности капитана порта Невельск Петр Гимадиев, в послевоенные годы в хозяйстве Невельского района не все складывалось гладко, но постепенно дело налаживалось. Невельску суждено было стать рыбацкой столицей Сахалина. Этому способствовало и наличие биоресурсов, и исторически сложившийся уклад хозяйствования, и трудолюбие невельчан. Больше половины рабочего населения района было занято на добыче и переработке рыбы.

В 1950 году постановлением Совета Министров СССР был учрежден Невельский морской рыбный порт. Через год он был открыт для захода иностранных судов. Для пропуска через государственную границу транспортных средств и грузов был образован пункт пропуска.

В 1952 году Совет Министров СССР принял решение о концентрации рыбопромыслового флота Сахалина в Невельске. Незамерзающий морской рыбный порт имел для этого все возможности. Была создана база морского рыболовства, за несколько лет превратившаяся в мощное рыбопромышленное предприятие, суда которого осваивали все новые районы промысла не только в Охотском море, но и в других районах Мирового океана.

До 1980-х годов Невельск играл роль связующего звена между островной областью и материковой частью страны. Сюда поступали народнохозяйственные грузы, приходили рыболовные суда. Отсюда отправляли рыбу и рыбную продукцию во все регионы страны.

Невельская база тралового флота – крупнейшая в области – стала настоящей кузницей кадров. Высокими правительственными наградами отмечены многие капитаны рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов, специалисты флота. Многие из них впоследствии работали на более высоких должностях, возглавляли крупнейшие структуры рыбной отрасли Сахалинской области и Дальнего Востока.

В 1975-1983 годах были введены в эксплуатацию глубоководные причалы, холодильник, цеха обработки рыбы, склады, гаражи, механические мастерские, котельная, электростанция, асфальтовые площадки для складирования и хранения грузов. Также были созданы пожарное депо, административное здание управления порта, санитарно-бытовой блок, электронавигационная камера. Все это со временем пришло в ветхое и аварийное состояние.

Глубокий экономический кризис в России в начале 90-х годов прошлого века не мог не сказаться и на экономике отдельно взятого района. Невельск оказался не готовым к переходу на рыночные отношения. В 1991 году некогда известная на всем Дальнем Востоке рыбопромысловая компания «База тралового флота» распалась на множество мелких предприятий.

«Трудности побудили руководителей района принимать меры для стабилизации экономики, проявлять инициативу и предпринимательские способности. В 90-х годах в районе появились десятки коммерческих предприятий, в том числе с участием японского и южнокорейского капитала, которые взяли в аренду причалы Невельского морского рыбного порта, – рассказывает Петр Гимадиев. – На средства этих компаний была проведена реконструкция причалов №1, 2 (220 пог. метров) и частично причала №3 (20 пог. метров из 100). К сожалению, из-за отсутствия дальнейшего финансирования работы по реконструкции причалов надолго были приостановлены».

 

Сегодня – уголь, завтра – другие грузы

«В рамках проводимой в морских портах РФ административной реформы распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 3 ноября 2010 года в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 1 апреля 2009 года Государственная администрация Невельского морского рыбного порта была преобразована в Невельский филиал ФГУ «Администрация морских портов Сахалина». Сделано это было для оптимизации управления островными портами. Служба капитана порта была освобождена от выполнения несвойственных ей функций, а деятельность капитана порта – сосредоточена на обеспечении безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему», – продолжает рассказ и.о. капитана порта П.Гимадиев.

Активное развитие порта началось в 2012 году, когда оператором его причалов стала стивидорная компания «Горняк-2». Весной 2014 года компания получила в аренду на 49 лет гидротехнические сооружения, включая причалы №1, 2, 3. С этого времени ООО «Горняк-2» вкладывает немалые денежные средства в их реконструкцию и ремонт.

Как сообщил П.Гимадиев, в январе 2014 года в Невельский порт зашло первое судно под погрузку углем (его добывает в Невельском районе ООО «Горняк-1»). По итогам первого месяца работы через морскую гавань было отгружено более 11 тыс. тонн твердого топлива, а всего с начала года - более 275 тыс. тонн. В основном уголь экспортируется в Японию, Корею, Китай. До конца года этот показатель предполагается довести до 350 тыс. тонн.

В перспективе – развитие новых направлений в деятельности порта. Так, до конца года планируется начать перевалку нефтепродуктов и сыпучих грузов – песка, щебня и других. В ближайшее время в порту планируется создать базу для бункеровки судов, в том числе рыболовных. Сейчас они бункеруются топливом в портах Хабаровского края и в районах промысла.

Сегодня в ООО «Горняк-2» трудится более 50 человек. В связи с расширением поля деятельности, вводом новых мощностей до конца года здесь планируется увеличение штатной численности сотрудников до 70 человек. По словам и.о. капитана порта Невельск, чтобы добиться таких результатов и строить столь серьезные планы, стивидорная компания вложила и продолжает вкладывать колоссальные средства. Приобретается новое портовое оборудование и техника, проводятся масштабные ремонтные работы.

Так, летом 2013 года руководство ООО «Горняк-2» взяло в аренду два не имеющих аналогов в России гидравлических перегрузчика «Мульти Докер» производства Швеции. Для удобства и безопасности управления в них предусмотрены системы видеонаблюдения и освещения. Машины оснащены грейферами по 4 и 6 кубометров. На погрузку судна тоннажем 5 тыс. тонн уходит менее 5 часов. Современная погрузочная техника позволяет работать с различными грузами, в том числе сыпучими (уголь), а также с контейнерами и лесом.

На сегодняшний день силами ООО «Горняк-2» полностью завершена реконструкция причалов №1 и 2 с использованием самоходной буровой установки итальянской фирмы «Беретта». За счет собственных средств предприятия приобретены 20 полувагонов, которые активно используются для перевозки импортных и экспортных грузов. Была отремонтирована часть находящихся в порту железнодорожных путей. Руководство ООО «Горняк-2» отмечает, что перевозка угля подвижным составом позволила увеличить грузопоток.

Порт Невельск, отмечает П. Гимадиев, позволяет принимать суда с осадкой до 6 метров. В основном они имеют грузоподъемность 5-5,5 тыс. тонн. Стивидорная компания рассматривает вопрос о возможности проведения дноуглубительных работ для увеличения осадки судов до 8 метров, что позволит принимать суда большей грузоподъемности.

В последние годы в порту Невельск стабильно работают и морские терминалы по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов. В целом же, по словам и.о. капитана порта, в Невельском порту отмечается увеличение судозаходов и объемов переработки.

Почти на всех терминалах идет модернизация. Кроме того, на терминалах Южно-Курильск, Малокурильск, Курильск два года назад в рамках федеральной целевой программы развития Курильских островов были построены причалы для швартовки пассажирских судов. До этого пассажиры обслуживались на рейде. На средства программы возведен и эксплуатируется глубоководный грузовой пирс в Малокурильской бухте, в соседней бухте Крабозаводской близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования – собственных средств ЗАО «Гидрострой» и бюджета Сахалинской области.

Завершая свой рассказ, П. Гимадиев говорит: «Соблюдение правил эксплуатации судов и безопасности мореплавания в порту Невельск, на его терминалах и на подходах к ним обеспечивает Служба капитана порта. А инспекторский состав инспекции государственного портового контроля (ИГПК), как правило, специалисты, проводит все необходимые мероприятия, направленные на безаварийную работу флота в подведомственных акваториях».

 

Морские порты №9 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море На СРТМ-К «Нерпа» в южной части Баренцева моря при постановке трала произошла намотка снасти на винт...

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале Лихтер-8827 сел на мель во время буксировки в составе из буксира ОТА-990 и двух лихтеров. Происшеств...

Российская экономика

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт Меры тарифного стимулирования железнодорожных перевозок для экспортеров зерна позволят повысить его ...

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок Китай заинтересован в сотрудничестве в Архангельской областью в сфере морских перевозок по Северному...

Транспортная политика

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером Заместитель министра транспорта Виктор Олерский встретился с чрезвычайным и полномочным послом Дании...

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг»

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг» Литва предложила Турции присоединиться к международному проекту «Викинг» в ходе заседания совместной...

Морские порты

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды Проект терминала по погрузке цемента в Клайпедском морском порту позволит единственному в Литве прои...

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты»

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты» На выставке «Нева-2017», в рамках конференции «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиц...




Морской транспорт

Новая самоходная баржа спущена на воду на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе

Новая самоходная баржа спущена на воду на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе 22 сентября 2017 года в Петрозаводске на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась то...

На Севморзаводе начали активную подготовку производства к закладке плавкрана

На Севморзаводе начали активную подготовку производства к закладке плавкрана Филиал «Севастопольский морской завод» Центра судоремонта «Звездочка» (входит в ОСК) перешел...

Речной транспорт

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам Правительство РФ разрешило двум иранским судам проход по Волго-Донскому каналу из Азовского моря в К...

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август За 8 месяцев 2017 года внутренним водным транспортом перевезено 74,5 млн. тонн грузов. Перевозки пас...

Ж/Д транспорт

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД Замглавы Минэкономики Станислав Воскресенский направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо с пре...

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о переименовании должности главы РЖД из презид...

Авто транспорт

Минтранс в 2018 г. предложит скидки по «Платону» для большегрузов пропорционально пробегу

Минтранс в 2018 г. предложит скидки по «Платону» для большегрузов пропорционально пробегу Минтранс РФ в 2018 году представит предложения по скидкам в системе «Платон» для большегрузов пропор...

Минтранс надеется на скорое принятие закона, повышающего штрафы для неплательщиков «Платона»

Минтранс надеется на скорое принятие закона, повышающего штрафы для неплательщиков «Платона» Минтранс РФ надеется, что закон, повышающий штраф для неплательщиков системы «Платон» с 5 тыс. до 20...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...