Порт Невельск: курс на развитие - Морские вести России

Порт Невельск: курс на развитие

09.08.2015

Морские порты

Один из крупнейших портов на юге Сахалина – Невельск после долгих лет застоя взял курс на развитие. В этом году здесь возобновилась грузопереработка, ведутся масштабные работы по модернизации. О прошлом, настоящем и будущем морской гавани рассказал исполняющий обязанности капитана порта Невельск Петр Гимадиев.

Наталья Примака, Сахалин

Морской порт Невельск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин. Он является незамерзающим, навигация здесь осуществляется круглый год.

С юго-запада порт частично защищен мысом, а с запада вдоль береговой полосы на расстоянии 200-300 метров от берега – рифом, который служит естественным волноломом. Правда, во время штормов риф лишь частично защищает акваторию порта от волнения. В перспективе здесь требуется строительство дополнительных защитных сооружений.

Порт был создан путем устройства двух волноломов – западного и южного (построены из массивов-гигантов и более мелких по размеру железобетонных ящиков, установленных на скальное дно). Территория порта – это засыпанное скальными грунтами мелководье. Глубина акватории составляет 6,5-7,5 метра.

Во время землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года часть поверхности дна в районе западного и южного волноломов приподнялась в среднем от 0,5 до 1,2 метра, образовав вышедшие на поверхность участки морского дна. Появившуюся береговую отмель в перспективе можно использовать для расширения причалов и территории порта на юг.

 

От расцвета до банкротства

Строительство порта Невельск, начатое еще японцами в 1916 году, шло поэтапно. Оно завершилось в 1970-е годы. В 1945 году, после освобождения Южного Сахалина от японских милитаристов, Невельский порт был передан в ведение Министерства рыбного хозяйства СССР.

Как рассказал исполняющий обязанности капитана порта Невельск Петр Гимадиев, в послевоенные годы в хозяйстве Невельского района не все складывалось гладко, но постепенно дело налаживалось. Невельску суждено было стать рыбацкой столицей Сахалина. Этому способствовало и наличие биоресурсов, и исторически сложившийся уклад хозяйствования, и трудолюбие невельчан. Больше половины рабочего населения района было занято на добыче и переработке рыбы.

В 1950 году постановлением Совета Министров СССР был учрежден Невельский морской рыбный порт. Через год он был открыт для захода иностранных судов. Для пропуска через государственную границу транспортных средств и грузов был образован пункт пропуска.

В 1952 году Совет Министров СССР принял решение о концентрации рыбопромыслового флота Сахалина в Невельске. Незамерзающий морской рыбный порт имел для этого все возможности. Была создана база морского рыболовства, за несколько лет превратившаяся в мощное рыбопромышленное предприятие, суда которого осваивали все новые районы промысла не только в Охотском море, но и в других районах Мирового океана.

До 1980-х годов Невельск играл роль связующего звена между островной областью и материковой частью страны. Сюда поступали народнохозяйственные грузы, приходили рыболовные суда. Отсюда отправляли рыбу и рыбную продукцию во все регионы страны.

Невельская база тралового флота – крупнейшая в области – стала настоящей кузницей кадров. Высокими правительственными наградами отмечены многие капитаны рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов, специалисты флота. Многие из них впоследствии работали на более высоких должностях, возглавляли крупнейшие структуры рыбной отрасли Сахалинской области и Дальнего Востока.

В 1975-1983 годах были введены в эксплуатацию глубоководные причалы, холодильник, цеха обработки рыбы, склады, гаражи, механические мастерские, котельная, электростанция, асфальтовые площадки для складирования и хранения грузов. Также были созданы пожарное депо, административное здание управления порта, санитарно-бытовой блок, электронавигационная камера. Все это со временем пришло в ветхое и аварийное состояние.

Глубокий экономический кризис в России в начале 90-х годов прошлого века не мог не сказаться и на экономике отдельно взятого района. Невельск оказался не готовым к переходу на рыночные отношения. В 1991 году некогда известная на всем Дальнем Востоке рыбопромысловая компания «База тралового флота» распалась на множество мелких предприятий.

«Трудности побудили руководителей района принимать меры для стабилизации экономики, проявлять инициативу и предпринимательские способности. В 90-х годах в районе появились десятки коммерческих предприятий, в том числе с участием японского и южнокорейского капитала, которые взяли в аренду причалы Невельского морского рыбного порта, – рассказывает Петр Гимадиев. – На средства этих компаний была проведена реконструкция причалов №1, 2 (220 пог. метров) и частично причала №3 (20 пог. метров из 100). К сожалению, из-за отсутствия дальнейшего финансирования работы по реконструкции причалов надолго были приостановлены».

 

Сегодня – уголь, завтра – другие грузы

«В рамках проводимой в морских портах РФ административной реформы распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 3 ноября 2010 года в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 1 апреля 2009 года Государственная администрация Невельского морского рыбного порта была преобразована в Невельский филиал ФГУ «Администрация морских портов Сахалина». Сделано это было для оптимизации управления островными портами. Служба капитана порта была освобождена от выполнения несвойственных ей функций, а деятельность капитана порта – сосредоточена на обеспечении безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему», – продолжает рассказ и.о. капитана порта П.Гимадиев.

Активное развитие порта началось в 2012 году, когда оператором его причалов стала стивидорная компания «Горняк-2». Весной 2014 года компания получила в аренду на 49 лет гидротехнические сооружения, включая причалы №1, 2, 3. С этого времени ООО «Горняк-2» вкладывает немалые денежные средства в их реконструкцию и ремонт.

Как сообщил П.Гимадиев, в январе 2014 года в Невельский порт зашло первое судно под погрузку углем (его добывает в Невельском районе ООО «Горняк-1»). По итогам первого месяца работы через морскую гавань было отгружено более 11 тыс. тонн твердого топлива, а всего с начала года - более 275 тыс. тонн. В основном уголь экспортируется в Японию, Корею, Китай. До конца года этот показатель предполагается довести до 350 тыс. тонн.

В перспективе – развитие новых направлений в деятельности порта. Так, до конца года планируется начать перевалку нефтепродуктов и сыпучих грузов – песка, щебня и других. В ближайшее время в порту планируется создать базу для бункеровки судов, в том числе рыболовных. Сейчас они бункеруются топливом в портах Хабаровского края и в районах промысла.

Сегодня в ООО «Горняк-2» трудится более 50 человек. В связи с расширением поля деятельности, вводом новых мощностей до конца года здесь планируется увеличение штатной численности сотрудников до 70 человек. По словам и.о. капитана порта Невельск, чтобы добиться таких результатов и строить столь серьезные планы, стивидорная компания вложила и продолжает вкладывать колоссальные средства. Приобретается новое портовое оборудование и техника, проводятся масштабные ремонтные работы.

Так, летом 2013 года руководство ООО «Горняк-2» взяло в аренду два не имеющих аналогов в России гидравлических перегрузчика «Мульти Докер» производства Швеции. Для удобства и безопасности управления в них предусмотрены системы видеонаблюдения и освещения. Машины оснащены грейферами по 4 и 6 кубометров. На погрузку судна тоннажем 5 тыс. тонн уходит менее 5 часов. Современная погрузочная техника позволяет работать с различными грузами, в том числе сыпучими (уголь), а также с контейнерами и лесом.

На сегодняшний день силами ООО «Горняк-2» полностью завершена реконструкция причалов №1 и 2 с использованием самоходной буровой установки итальянской фирмы «Беретта». За счет собственных средств предприятия приобретены 20 полувагонов, которые активно используются для перевозки импортных и экспортных грузов. Была отремонтирована часть находящихся в порту железнодорожных путей. Руководство ООО «Горняк-2» отмечает, что перевозка угля подвижным составом позволила увеличить грузопоток.

Порт Невельск, отмечает П. Гимадиев, позволяет принимать суда с осадкой до 6 метров. В основном они имеют грузоподъемность 5-5,5 тыс. тонн. Стивидорная компания рассматривает вопрос о возможности проведения дноуглубительных работ для увеличения осадки судов до 8 метров, что позволит принимать суда большей грузоподъемности.

В последние годы в порту Невельск стабильно работают и морские терминалы по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов. В целом же, по словам и.о. капитана порта, в Невельском порту отмечается увеличение судозаходов и объемов переработки.

Почти на всех терминалах идет модернизация. Кроме того, на терминалах Южно-Курильск, Малокурильск, Курильск два года назад в рамках федеральной целевой программы развития Курильских островов были построены причалы для швартовки пассажирских судов. До этого пассажиры обслуживались на рейде. На средства программы возведен и эксплуатируется глубоководный грузовой пирс в Малокурильской бухте, в соседней бухте Крабозаводской близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования – собственных средств ЗАО «Гидрострой» и бюджета Сахалинской области.

Завершая свой рассказ, П. Гимадиев говорит: «Соблюдение правил эксплуатации судов и безопасности мореплавания в порту Невельск, на его терминалах и на подходах к ним обеспечивает Служба капитана порта. А инспекторский состав инспекции государственного портового контроля (ИГПК), как правило, специалисты, проводит все необходимые мероприятия, направленные на безаварийную работу флота в подведомственных акваториях».

 

Морские порты №9 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика