Мощностей РЖД на подходах к портам недостаточно

Транспортная политика
Мощностей РЖД на подходах к портам недостаточно

Набившее оскомину словосочетание «узкие места» применительно к железным дорогам имеет конкретную количественную величину, а именно 10% сети общего пользования, или около 9 тыс. км. Через эти участки проходит до 80% объема перевозимых грузов. Особенно остро проблема нехватки мощностей железнодорожных путей ощущается на подходах к морским портам России, через которые переваливается 82% экспортируемой нефти и нефтепродуктов, 70% угля, 65% черных металлов, 85% зерна и 36% минеральных удобрений. Ситуация усугубляется общей неэффективностью в логистике перевозок.

Кирилл Никода, старший аналитик Центра экономического прогнозирования ОАО «Газпромбанк»

 

Объемы и факторы изменения перевозок в направлении портов

Массовые и сырьевые грузы для отправки на экспорт прибывают в российские порты железнодорожным и трубопроводным транспортом (88%). А импортные грузы из портов России в значительной степени вывозятся автомобильным транспортом, потому что импорт – это в основном готовые товары. Конкуренция при доставке экспортных грузов в порты, несмотря на безоговорочное лидерство железнодорожного и трубопроводного транспорта (см. рис. 1), обостряется в связи с ростом перевозок автомобильным транспортом, среднегодовой рост которых в 2009-2013 гг. составил 13,1%. Такие показатели позволили автомобильному транспорту увеличить долю в транспортировке прибывающих в порты грузов до 7%, особенно при доставке в радиусе до 1 тыс. км от порта.

 

Рис. 1. Прибытие грузов в порты России по видам транспорта (2009, 2013 гг., %)

 

Источник: ЕМИСС, Росстат, ЗАО «ЦНИИМФ», расчеты ЦЭП ОАО «Газпромбанк»

 

Вместе с этим среднегодовой рост объемов грузов, прибывающих в порты по железной дороге, за период 2009-2013 гг. составил существенные 6,7%, тогда как общая погрузка на сети увеличивалась на 2,8% в год, что говорит об очевидной востребованности такого рода отправлений. В абсолютном исчислении объемы доставки железнодорожным транспортом увеличились на 56,2 млн тонн.

Относительно грузов, отправляемых из портов, загрузка железнодорожного транспорта снизилась, и это также нельзя назвать положительным фактом. Доля отправок за период 2009-2013 гг. сократилась с 28% до 22%, при этом доминирующее положение автомобильного транспорта упрочилось еще больше (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Отправление грузов из портов России по видам транспорта (2009, 2013 гг., %)

Источник: ЕМИСС, Росстат, ЗАО «ЦНИИМФ», расчеты ЦЭП ОАО «Газпромбанк»

 

Среднегодовой рост грузооборота морских портов России за период 2008-2013 гг. составил 5,3%, а абсолютный прирост - 135 млн тонн. При этом загруженность портов России составляет 69%, то есть резервные мощности еще остаются, а железнодорожные подходы к ним практически полностью загружены, особенно на ряде ключевых направлений. Так, наиболее загруженными являются порты Дальневосточного бассейна – 74%, а железнодорожные мощности БАМа и Транссиба работают на пределе возможностей.

Абсолютные объемы перевалки грузов в морских портах России увеличиваются по всем направлениям. За период 2008-2013 гг. объемы экспортных грузов увеличились на 34%, импортных – на 9%, транзита – на 20%, каботажных – на 23%. При этом даже в кризисный 2009 год грузооборот портов символически, но вырос благодаря экспорту через порты Дальнего Востока. В соответствии с базовым сценарием Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) ОАО «Газпромбанк» к 2018 году грузооборот российских портов составит 757 млн тонн (среднегодовой рост +5,1%).

Второй вызов, который будет испытывать железнодорожное сообщение, и в частности подходы к портам, кроется в сдвигах, наметившихся в структуре грузовой базы и направлениях отгрузок: доля сухих грузов в перевалке будет увеличиваться и в большей степени за счет спроса со стороны стран АТР.

Объем грузооборота портов России за 2013 год составил 589,2 млн тонн (+3,9% к 2012 г.), в том числе сухогрузов – 255,7 млн тонн (+1,6%), наливных – 333,5 млн тонн (+5,8%). Соответственно, вклад в перевалку наливных грузов составил 57%, а насыпных – 43%, но с начала года доля наливных грузов сократилась до 54% в связи со снижением экспорта сырой нефти и ускорившимся ростом по насыпным грузам. В этом кроется вторая особенность изменения грузовой базы: увеличение объемов сухих грузов и сокращение наливных.

Так, если в 2007 году доля сухих грузов составляла 41%, то согласно проекту обновленной «Стратегии развития портовой инфраструктуры России» к 2020 году соотношение наливных и насыпных грузов в структуре грузооборота портов выравняется, а к 2030 году уже более половины грузов будут насыпными (см. рис. 3).

 

Рис. 3. Изменение соотношения доли сухих и наливных грузов, обрабатываемых в портах России (2007-2030 гг., %)

Источник: Морцентр-ТЭК, Минтранс России, расчеты ЦЭП ОАО «Газпромбанк»

 

Таким образом, помимо фактора износа инфраструктуры подъездных путей к портам, накладывается рост конкуренции со стороны других видов транспорта, эффект роста объемов перевозок в физическом объеме, а также сдвиг в пользу насыпных грузов в структуре отгрузок портов.

 

География проблемных участков и их влияние на перевозочный процесс

Участки железной дороги с ограниченной пропускной способностью имеются на подходах к каждому морскому бассейну, но наиболее проблемные расположены на подходах к крупнейшим российским портам. Такие факторы, как особенности географических условий, износ инфраструктуры, рост грузопотоков выше ожиданий, расположение железной дороги в городской черте, затрудняют реализацию проектов по увеличению пропускной способности железнодорожных подходов.

По объему грузооборота крупнейшим бассейном является Балтийский – 216 млн тонн, на втором месте Азово-Черноморский бассейн – 174,4 млн тонн, на третьем – Дальневосточный – около 145 млн тонн. Соответственно доли бассейнов в общем грузообороте – 37%, 30% и 25%. Именно взрывные темпы роста в Дальневосточном бассейне (+12,6% в год) по сравнению с остальными обеспечили стабильный рост грузооборота российских портов (доля Дальневосточного бассейна за 2005-2013 гг. увеличилась с 17% до 25%).

Перевозки грузов железнодорожным транспортом через морские порты отражают соотношение грузооборота с той лишь разницей, что в Дальневосточном бассейне железнодорожный транспорт играет более существенную роль. Так, распределение по бассейнам выглядит следующим образом: порты северо-запада – 45%, дальневосточные порты – 30%, южные – 25%.

Золотое правило перевозок – транспортные средства не должны стоять – имеет ключевое значение для грузовладельцев и операторов подвижного состава. Текущая стоимость сырьевых товаров на мировом рынке и, как считает ряд ведущих экспертов, возможное окончание сырьевого «суперцикла» оставляют единственный выход для отечественных производителей – повышать эффективность за счет работы с транспортной составляющей.

Так, один день простоя в пути следования вагона с энергетическим углем увеличивает стоимость одной тонны на 2% (или на 50-55 рублей). Это значение может быть критическим на фоне текущих низких цен на уголь, поскольку транспортный фактор в цене продукции растет. В этом году девальвация рубля нивелирует снижение цен, но это, во-первых, актуально для экспортных грузов (их доля в железнодорожной погрузке 33%, остальное – внутренние перевозки), а во-вторых, дальнейшее снижение цен на ресурсы ведет к росту доли транспортных издержек в себестоимости.

Увеличение скорости доставки (пока можно говорить только о возврате к докризисным операционным показателям) и снижение коэффициента порожнего пробега позволят увеличить среднюю загрузку вагона операторов, а значит, и доходность. Если сократить средний оборот грузового вагона на сутки, то для оператора с парком 10 тыс. полувагонов рост доходности в годовом исчислении составит около 5%. С учетом того, что средний оборот вагона1 увеличился с 7,5 до 17 суток, недополученные доходы операторов представляются значительными.

Профицит подвижного состава, в первую очередь полувагонов, и неопределенность в продлении сроков эксплуатации также повышают нагрузку на инфраструктуру, что в конечном счете негативно отражается на всех участниках перевозочного процесса (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Изменение среднего оборота вагона и стоимости экспортных товаров (2007-2013 гг., %)

Источник: РЖД, Bloomberg, расчеты ЦЭП ОАО «Газпромбанк»

 

Повышение средней скорости на 6 км в сутки (при средней скорости в 2013 г. 222 км в сутки), а это всего 0,3 км в час, могло бы принести операторам дополнительные 20 млрд рублей, а общий объем погрузки в 2013 году не испытал бы снижения.

Увеличение скорости доставки представляется не таким уж и большим усилием, тем более что такие операционные показатели были в истории работы железнодорожников. Решение этой проблемы в свою очередь требует и соответствующих мер от портовиков по повышению эффективности работы с грузами в части скорости их обработки и своевременного обновления собственной инфраструктуры (например, установка вагоноопрокидывателей), что критично в сезонные пики и при тяжелых погодных условиях.

Статус текущих проектов по модернизации подъездных железнодорожных путей

В целом все железнодорожные проекты условно можно разделить на два типа: строительство новых инфраструктурных объектов, приуроченных к развитию крупнейших портов и терминалов, и модернизация существующих подходов. В настоящее время ряд крупных проектов по строительству подъездных железнодорожных путей находится в стадии проектирования.

Согласно обновленной «Стратегии развития портовой инфраструктуры России до 2020 года» в железнодорожные подходы к портам планируется вложить: в бассейнах Северо-Запада – 177,3 млрд рублей; в Азово-Черноморском бассейне – 163 млрд рублей; в Дальневосточном бассейне (в работы, связанные с модернизацией БАМа и Транссиба) – 560 млрд рублей. Итого общий объем инвестиций в текущие и новые железнодорожные подходы к портам составит около 900 млрд рублей до 2020 года2.

Крупнейшим проектом на северо-западе является развитие железнодорожного сообщения, удовлетворяющего прежде всего росту порта Усть-Луга, грузооборот которого в 2020 году должен достигнуть 180 млн тонн. При этом по железной дороге предстоит обслуживать 45% грузооборота порта, или 80 млн тонн. Сейчас отгрузки по железной дороге составляют 38,3 млн из 63 млн тонн грузооборота порта в 2013 году. То есть предполагается, что железнодорожный трафик увеличится в два раза. Объемы финансирования по реконструкции железнодорожного участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород – Усть-Луга и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива должны составить более 60 млрд рублей до 2020 года. За первое полугодие 2014 года освоение за счет всех источников финансирования составило 54% от годового задания (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Результаты реализации ряда программных мероприятий по направлению «Капитальные вложения» за 1-е полугодие 2014 года в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»

Название проекта

Доля освоенных средств к плану, %

Выполненные работы за 1 полугодие 2014 года (в натуральных показателях)

1

Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива

54

Ввод основных фондов по мероприятиям: железнодорожные подходы I и II очередей реконструкции, внешнее электроснабжение участка Гатчина – Веймарн – Лужская, отправочный парк ст. Лужская-Сортировочная.

2

Комплексная реконструкция Таманского полуострова

47

В 2014 году выполняются работы по комплексной реконструкции линий Таманского полуострова, в том числе: ст. Вышестеблиевская, строительства второго пути перегонов: Варениковская – Юровский, Юровский (вкл.) – Красная Стрела (вкл.), Красная Стрела – Старотитаровка, Старотитаровка (вкл.) – Вышестеблиевская (иск.) Северо-Кавказской ж.д.

3

Строительство дополнительных главных путей и разъездов, развитие станций на подходах к портам юга России

17

В 2014 году выполняются работы по реконструкции ст. Тоннельная (укладка 2,45 км станционных путей и 5 стрелочных переводов).

4

Создание сухогрузного района морского порта Тамань (Краснодарский край)

0

По проектной документации и инженерным изысканиям получено положительное заключение.

Сметная часть проектной документации находится на рассмотрении в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

При получении положительного заключения по сметной части проекта планируется провести конкурсные процедуры и заключить государственный контракт на разработку рабочей документации и строительство объектов федеральной собственности.

5

Развитие транспортного узла «Восточный – Находка» (Приморский край)

0

По проектной документации, результатам инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (этап I - объекты железнодорожного транспорта) получено положительное заключение. В настоящее время проектная документация по комплексному проекту (объекты федеральной собственности и объекты частных инвесторов, этап II - объекты морского транспорта) находится на рассмотрении в ФАУ «Главгосэкспертиза России», планируемый срок получения заключения 15.08.2014 г.

6

Комплексное развитие Мурманского транспортного узла (Мурманская область)

0

В декабре 2013 года получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» по этапу I (железнодорожная линия ст. Выходной – мостовой переход через р. Тулома – ст. Мурмаши 2 – ст. Лавна) реализации проекта. В настоящее время продолжаются работы по разработке проектной документации по II и III этапам реализации проекта. В марте 2014 года заключен государственный контракт на разработку рабочей документации и строительство объекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

7

Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)

15

За 1-е полугодие 2014 года на объекте выполнен ряд строительно-монтажных работ, в том числе установка постового и питающего оборудования на пункте технического обслуживания и осмотра локомотивов.

Источник: Минтранс России

 

Кроме того, планируется комплекс мероприятий по усилению пропускной способности направления на Санкт-Петербург Дмитров – Савелово – Сонково – Мга (63,5 млрд рублей), выносу грузового движения на направлении Ручьи – Лосево – Каменногорск – Выборг со строительством новой линии Лосево – Каменногорск для обеспечения увеличивающихся грузовых перевозок в порты Выборг, Высоцк и Приморск, усилению пропускной способности Калининградской железной дороги.

Продолжается работа с проектной документацией по развитию Мурманского транспортного узла (МТУ), предусматривающего создание портовой инфраструктуры на западном берегу Кольского залива и сопутствующее усиление пропускной способности на железнодорожном направлении Волховстрой – Беломорск – Мурманск. Предполагается, что объем грузооборота МТУ в 2020 году составит более 60 млн тонн, а провозная мощность новых железнодорожных подходов – 28 млн тонн.

В Азово-Черноморском бассейне развитие железнодорожных подходных мощностей будет связано со строительством новых терминалов в порту Тамань, развитием Новороссийского транспортного узла (НТУ). Общая провозная мощность по железной дороге на данном направлении должна достигнуть 95 млн тонн.

На проект «Комплексная реконструкция участка им.М.Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская» (проектом предусмотрено строительство второго главного пути на протяжении 467 км), в том числе «Обход Краснодарского узла – новая линия Козырьки – Величковка» протяженностью 69 км, предусмотрены инвестиции в размере 88,2 млрд рублей до 2020 года. За первое полугодие 2014 года освоение за счет всех источников финансирования составило 39% от годового задания.

На данный момент реализуется комплексная реконструкция линий Таманского полуострова (строительство перегонов, электроснабжение, реконструкция станций). Освоение за счет всех источников финансирования за первое полугодие 2014 года составило 47% от годового задания. В целом планируется направить около 9 млрд рублей до 2020 года. Ключевой проект по созданию сухогрузного района морского порта Тамань переходит на стадию разработки рабочей документации, а с 2015 года должен войти в активную фазу строительства. Объемы железнодорожного строительства, финансируемого из федерального бюджета, составят более 28 млрд рублей.

Утвержденный правительством РФ проект модернизации БАМа и Транссиба предполагает увеличение пропускной способности на 35-55 млн тонн к 2020 году. Перевозочная мощность этих дорог сейчас составляет соответственно 12 млн и 100 млн тонн грузов в год и находится на пределе возможностей. Основными участками модернизации станут Междуреченск – Тайшет, Карымская – Забайкальск, подходы к портам Находка и Восточный, а также Комсомольск-на-Амуре и Советская Гавань. За счет тяжеловесного движения предполагается увеличить провозную мощность железных дорог на 20-40 млн тонн в год. Итого при базовом варианте провозные способности на Восточном полигоне будут увеличены на 75 млн тонн к 2020 году.

Согласно стратегии развития угольной промышленности и оценкам ЦЭП ОАО «Газпромбанк», добыча угля к 2020 году составит около 380 млн тонн, а объемы его экспорта – около 177 млн тонн, в том числе в восточном направлении – 100 млн тонн (в 2013 году – 59 млн тонн). Это дает прирост отгрузок угля в восточном направлении в объеме 41 млн тонн (среднегодовой рост составит 8%). Значит, на грузы помимо угля, прежде всего на нефтепродукты, остается еще 34 млн тонн, что является достаточным запасом с учетом планов по расширению трубопроводной системы (в первую очередь в сторону порта Козьмино), не использующей железнодорожную инфраструктуру.

Темпы роста грузооборота сухих грузов за период январь-сентябрь 2014 года по дальневосточным портам составили +16,7% (73 млн тонн) по сравнению с предыдущим годом. В связи с этим наращивание мощностей портов и взаимоувязка их с модернизацией БАМа и Транссиба имеют ключевое значение для развития экономики не только региона, но и страны в целом.

 

Выводы

Таким образом, решение проблем, связанных с повышением провозных способностей железных дорог на подходах к портам и эффективности взаимодействия на стыке «железная дорога – порт», требует комплексного подхода, заключающегося в следующем.

Во-первых, в исполнении всеми сторонами взятых на себя обязательств по модернизации транспортной инфраструктуры согласно утвержденным графикам. Это касается как увеличения пропускной способности железных дорог, прокладки дополнительных путей, строительства станций, так и повышения эффективности работы стивидоров в части управления складскими мощностями и модернизации оборудования портов.

Во-вторых, в более качественном обслуживании грузоотправителя (грузовладельца) и создания для него более комфортных условий по транспортировке грузов (касается документооборота, информирования и общей координации, активного применения IT-технологий).

В-третьих, в условиях замедления роста экономики, снижения цен на ряд сырьевых товаров и, как правило, краткосрочного характера поддерживающих факторов существенным моментом является повышение эффективности логистических процессов в железнодорожных перевозках и в работе морских портов. 

 

1. Оборот вагона – среднее время от момента окончания погрузки или приема вагона в груженом состоянии до момента следующей погрузки или сдачи вагонов. Включает: время нахождения вагона на станции после его погрузки; время пробега вагона в поездах от станции погрузки до станции выгрузки; время на переработку вагона на попутных сортировочных и участковых станциях; время нахождения вагона на станции выгрузки; время пробега вагона в порожнем состоянии до станции новой погрузки; время на погрузку.

2. Здесь и далее использованы данные Минтранса России в части объемов инвестиций, названий и статуса проектов, объемов освоенных инвестиций за первое полугодие 2014 года, если не указано другое.

 

Морские порты №8 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...