Дунай и дунайское судоходство - Морские вести России

Дунай и дунайское судоходство

05.08.2015

Речной транспорт

В период с 28 по 31 октября 2014 г. в штаб-квартире Дунайской комиссии (Международная организация по вопросам судоходства на Дунае) в Будапеште (Венгрия) состоялось очередное заседание рабочей группы по техническим вопросам одного из главных рабочих органов комиссии.

С. Канурный, руководитель делегации РФ на заседании рабочей группы ДК по техническим вопросам 28-31 октября 2014 г., заместитель начальника отдела ФАУ РРР

В. Воронцов, почетный работник РРР, академик РАТ

Следует отметить, что в 2014 г. исполнилось 60 лет с тех пор, как штаб-квартира Дунайской комиссии (ДК) находится в Будапеште, куда она переехала в 1954 году из Галаца (Румыния). В этой связи венгерская почта (Magyar posta) выпустила специальный пресс-релиз и юбилейную марку.

Среди вопросов своей повестки дня, которые рабочая группа по техническим вопросам рассмотрела, хотелось прежде всего остановиться на таком важном, как информация Секретариата ДК «Наблюдение за рынком дунайского судоходства: первое полугодие 2014 г.».

В информации отмечается, что состояние судоходных условий на Дунае в первом полугодии 2014 г. было достаточно стабильным. Этому в значительной мере способствовало отсутствие ледохода и резкого весеннего половодья. За период с января по июнь 2014 г. значительных остановок судоходства по причине экстремальных гидрологических явлений не наблюдалось.

Контрольными точками, которые использовались в расчетах при составлении информации, как и раньше, являлись шлюзы Кельхейм, Йохенштейн и Габчиково, а также порт Мохач.

В информации дается раздельный анализ как по видам перевозок (пассажирские и грузовые), так и по участкам Дуная (Верхний и Средний).

 

Пассажирские перевозки

Перевозки на Верхнем Дунае (статистика гидроузла Габчиково)

Перевозки пассажиров на судах с каютами начались в марте; в апреле, мае и июне движение судов было более интенсивным, чем в аналогичный период 2012 г. и 2013 г.

Основу перевозок пассажиров на судах с каютами составили «короткие» линии Пассау – Вена – Братислава – Будапешт – Пассау; 90% от всего объема перевезенных пассажиров на судах с каютами на Верхнем Дунае приходится на рейсы, начинающиеся в Пассау.

На судах, прошедших через гидроузел Гачбиково, перевезено 170 тыс. пассажиров, что на 35% больше, чем в этот же период 2013 г. (провал в движении судов в июне 2013 г. по причине критического дождевого паводка составил 50%).

16,7% (в 2013 г. 20%) пассажиропотока обеспечивают суда под флагом Германии, 7,5% (в 2013 г. 5%) Болгарии, 3% (в 2013 г. 5,3%) Румынии, 2% (в 2013 г. 2,5%) Украины.

71% (в 2013 г. 64%) пассажиропотока обеспечивают суда под флагами стран, не являющихся членами ДК (флаги Швейцарии, Мальты, Нидерландов, Франции).

В период март-июнь через гидроузел Габчиково совершали рейсы пассажирские суда длиной:

-         110 м 419 судопроходов, из них 17% под флагом Германии, 9,5% Болгарии, 5% Румынии, 68% судов под флагами стран, не являющихся членами ДК;

-         135 м 377 судопроходов, из них 4,5% под флагом Германии, остальные под флагами стран, не являющихся членами ДК.

Всего судами длиной около 135 м перевезено 33,7% пассажиропотока согласно статистике гидроузла Габчиково.

Перевозки на Среднем Дунае (статистика контрольного пункта Мохач)

Движение пассажирских судов с каютами (в основе этих перевозок лежат линии от Пассау в направлении дельты Дуная) было начато в конце марта 2014 г. Количество судопроходов составило 296, что на 9% больше, чем в 2013 г.

Всего на судах с каютами перевезено около 36 тыс. пассажиров, что на 17% больше показателей 2013 г. 15% пассажиропотока обеспечено судами под флагом Германии, 8% Украины, 6% Болгарии и 70% (в 2013 г. 60%) под флагами стран, не являющихся членами ДК.

 

Грузовые перевозки

Перевозки на Верхнем Дунае

Объем перевозок грузов через шлюз Йохенштейн в январе-марте 2014 г. составил свыше 1,3 млн тонн (0,83 млн тонн вверх и 470 тыс. тонн вниз), что соответствует объему за этот же период 2013 г. Следует отметить, что особенно резко (на 23%) снизились перевозки вниз из портов Германии и других портов на Рейне, однако при этом на 18% увеличились перевозки вверх.

Объем перевозок через гидроузел Габчиково в январе-июне составил около 2,8 млн тонн, что на 8,5% больше, чем в этот же период 2013 г. (в июне 2013 г. остановка судоходства по причине критического паводка привела к провалу перевозок на 33%). Транзит вверх составил 2,1 млн тонн, или 75% от общего объема (в 2012 г. и в 2013 г. также 73%).

Перевозки на Среднем Дунае (через контрольный пункт Мохач)

Объем перевозок через Мохач в первом полугодии 2014 г. составил свыше 2,0 млн тонн, что составило 77% от объема грузов, перевезенных в период января-июня 2013 г., из них транзит вверх 1,3 млн тонн, т.е. 64% (в 2012 г. 51%, в 2013 г. 58%).

В целом объемы перевозок снизились по отношению к объемам, достигнутым в первом полугодии 2013 г.:

-         вверх на 21%;

-         вниз на 27 %.

 

Межбассейновые перевозки

Перевозки через канал Рейн – Майн – Дунай

Через шлюз Кельхейм в первом квартале 2014 г. прошло более 1,12 тыс. единиц грузовых судов, из них около 89% в загруженном состоянии. Всего перевезено 1,12 млн тонн, что на 6,4% меньше, чем в этот же период 2013 г.; из них на Дунай (вниз) 0,56 млн тонн, с Дуная (на порты Майна и Рейна) 0,5 млн тонн, что свидетельствует о балансе перевозок.

Объем газетной публикации не позволяет привести данные информации по вопросам движения флота, раздельно перевозки самоходными грузовыми судами, толкаемыми составами, раздельно перевозки вверх и вниз по Дунаю, а также по типам грузов, раздельно по флагу стороны перевозчика.

Для частичного восполнения этого недостатка в статье приводятся графики, отображающие товарную структуру перевозок по Дунаю в первой половине 2014 г. через шлюз Габчиково и порт Мохач.

 

Рис.1 Товарная структура перевозок по Дунаю через шлюз Габчиково, тонн

 

 

Рис.2 Товарная структура перевозок по Дунаю через порт Мохач, тонн

 

На рисунках приводятся данные по видам грузов и их объемам перевозок при движении флота вверх и вниз (см. стрелки) по Дунаю. В заключительной части информации отмечается, что объемы перевозок пассажиров, зафиксированные в первом полугодии 2014 г., позволяют предположить, что итоги года будут более успешными, чем в 2013 г.

Кроме того, следует отметить, что количество пассажирских судов с каютами в навигацию 2014 г. увеличилось. Объемы перевозок грузов на Верхнем Дунае стабилизировались на уровне, достигнутом в 2013 г.

Наибольшие объемы грузовых перевозок на Верхнем Дунае в рассматриваемый период составили: вверх продовольственные грузы и корма (увеличение в 1,9 раза по сравнению с периодом январь-июнь 2013 г.), железорудное сырье (на уровне 2013 г.), металлопродукция (рост на 10%), вниз натуральные и искусственные удобрения и нефтепродукты, при этом грузовая база для самоходных сухогрузных судов наиболее стабильна, что позволило этим судам иметь загрузку в обоих направлениях (вверх/вниз).

Уменьшение объемов грузовых перевозок на Среднем Дунае произошло за счет падения объемов основных составляющих: вверх железорудное сырье (на 26%) и твердое минеральное топливо (на 43%), вниз зерновые грузы; следует отметить рост перевозок нефтепродуктов вниз (на 16%) и удобрений. Есть основания предполагать, что показатели рынка перевозок в 2014 г. будут более высокими, чем в 2013 г.

C целью окончательного формирования проекта «Наблюдение за рынком дунайского судоходства» в своем докладе по итогам работы Секретариат ДК вновь обратился к компетентным органам Сербии и Румынии с просьбой о предоставлении ежемесячных данных по проходам судов и грузопотокам через гидроузел «Железные Ворота I» и по Сулинскому каналу. Отсутствие этих данных не позволило Секретариату ДК отдельным разделом информации дать данные по перевозкам на Нижнем Дунае.

По пункту повестки дня «Охрана внутреннего водного транспорта» рабочая группа обсудила и представила на рассмотрение 83-й сессии ДК, которая состоится 10 декабря 2014 г., проект «Рекомендаций по обеспечению охраны судоходства на Дунае». Целью подготовки настоящих Рекомендаций является установление общих принципов для принятия мер, предупреждающих последствия, связанные с нарушением охраны судов и портовых средств, а также противоправных действий по отношению к экипажам судов, плавающих по Дунаю.

Рекомендации были составлены на основе мнений и предложений компетентных органов стран членов Дунайской комиссии. При их разработке были также приняты во внимание следующие документы:

-         Приложение IV «Защита сети внутренних водных путей международного значения от преднамеренного внешнего воздействия» к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП) (проект);

-         План действий по реализации решений общеевропейской конференции по внутреннему водному транспорту (Бухарест, 13-14 сентября 2006 г.) (пункт 4);

-         Памятная записка заседания рабочей группы ad hoc «Защита внутреннего судоходства от террористических актов» (Бонн, 27 сентября 2007 г.);

-         ЦКСР «Меры охраны во внутреннем судоходстве» (док. G/TER (07) 9, 12 ноября 2007 г.);

-         материалы заседаний рабочих групп Дунайской комиссии по техническим вопросам в 2006-2014 гг. по пункту II.2 повестки дня, посвященной теме охраны внутреннего водного транспорта».

 

Охрана судоходства

Проблема охраны судоходства является сегодня злободневной для Дуная, учитывая участившиеся случаи нападения на суда, особенно на Нижнем Дунае. Самым опасным участком является район от 240 до 350-го километра Дуная, где производится переформирование толкаемых составов для прохождения рукавом Борча-Бала, что на территории Румынии. Как правило, нападениям подвергаются несамоходные суда, которые во время проводок находятся на якорных стоянках без наблюдения людей. Все чаще местное население грабит баржи в светлое время суток. Так, например, 5 октября с теплохода «Капитан Жидков» поступило сообщение о том, что при формировании состава на 66-м километре рукава Борча было обнаружено хищение пшеницы в трюме. Как правило, воруют грузы, крышки люков, кабели. Вызывает обеспокоенность бездействие местных властей. По каждому факту нападения капитаны судов составляют акты и информируют капитанов портов, а также местную полицию близлежащих населенных пунктов. Однако никаких мер, как правило, не следует. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, авторы посчитали полезным привести в статье полный текст проекта документа ДК.

 

Рекомендации по обеспечению охраны судоходства на Дунае

1. Область применения Рекомендаций.

1.1. Настоящие Рекомендации распространяются на судоходные участки Дуная и акватории дунайских портов, не нарушая особых положений, предписываемых компетентными органами для этих участков и портов согласно национальному законодательству и требуемых в связи с местными условиями.

1.2. Рекомендации касаются всех компетентных органов, занимающихся вопросами судоходства по Дунаю, администраций дунайских портов, судоводителей и других лиц, участвующих прямо или косвенно в судоходстве по Дунаю.

1.3. Рекомендации предназначены для применения всеми судами, в том числе судами, которые находятся на Дунае временно.

Настоящие Рекомендации считаются выполненными для морских судов и портов Нижнего Дуная, если соблюдены соответствующие положения Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), а именно International Code for the security of ships and of port facilities Международного кодекса по охране судов и портовых средств (ISPS-Code, Кодекс ОСПС).

1.4. Рекомендации содержат меры по определению:

-         потенциальных угроз, приводящих к нарушениям охраны;

-         задач администраций судоходных компаний и портов по охране судов и портовых средств*;

-         плана охраны судна;

-         моделей поведения экипажей в случае противоправных действий по отношению к ним.

2. Термины и определения.

2.1. Противоправное действие акт любого неправомерного вмешательства в работу судна и порта, который совершен путем насилия (насилие, задержание и грабеж) и несет угрозу здоровью людей, сохранности груза, безопасности судна и портового средства.

2.2. Охрана судна или портового средства комплекс специальных мер, обеспечивающих защиту экипажа судна и портового средства от любых противоправных действий, несущих угрозу здоровью людей, сохранности груза, безопасности судна и портового средства.

2.3. План охраны судна означает план обеспечения мер, предназначенных для защиты людей и грузов, находящихся на борту судна, от рисков нарушения охраны.

2.4. План охраны портового средства означает план обеспечения мер, предназначенных для защиты портовых средств и судов в портах, находящихся на них людей, судовых запасов и грузов, от рисков нарушения охраны на территории порта.

2.5. Лицо командного состава, отвечающее за охрану судна, означает судоводителя или лицо, подчиненное судоводителю (например, на пассажирском судне), назначенное судоходной компанией для обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь как с должностным лицом компании, отвечающим за охрану, так и с должностным лицом портового средства, отвечающим за его охрану.

2.6. Должностное лицо судоходной компании, отвечающее за охрану, означает лицо, назначенное компанией для оценки рисков нарушения охраны судов, для разработки планов охраны судов и для связи как с должностными лицами портовых средств, ответственными за охрану, так и с лицом командного состава, ответственным за охрану судов.

2.7. Должностное лицо портового средства, отвечающее за охрану, означает лицо, назначенное ответственным за разработку плана охраны портового средства и его выполнение и за связь как с лицами командного состава, отвечающими за охрану судов, так и с должностными лицами судоходной компании, отвечающими за охрану судов.

2.8. Уровень охраны означает уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению безопасности судов и находящихся на них людей и грузов.

3. Функциональные задачи на судах, в судоходных компаниях и в портах.

Для достижения своей цели данные Рекомендации включают следующие задачи:

3.1. Оценка потенциальных угроз и определение целесообразности охраны судов и портовых средств исходя из оценки рисков угроз или нарушения охраны; сотрудничество стран членов ДК в вопросах охраны судоходства.

3.2. Назначение на судах, в судоходных компаниях и в портах должностных лиц, отвечающих за охрану, и определение схемы их взаимодействия.

3.3. Разработка планов охраны судов и портовых средств, специальная подготовка экипажей.

3.4. Разработка модели поведения экипажа судна в случае нарушения охраны.

4. Оценка потенциальных угроз и сотрудничество стран-членов в целях обеспечения охраны судоходства.

4.1. Целесообразность введения охраны судов и портовых средств определяется на основании информации об угрозе противоправных действий или наличии инцидента, связанного с нарушением охраны (исходя из ранее отмеченных случаев, это может происходить на удаленных от портов якорных стоянках и в портах, где отсутствует система охраны), и оценки возможных рисков (последствий).

4.2. Информация о небезопасных районах плавания, о случаях или угрозах, связанных с нарушением охраны, должна быть доведена до сведения компетентных органов стран членов ДК, при этом в ней должно быть отражено:

-         степень доверия к информации об инциденте или угрозе;

-         конкретность имеющихся обстоятельств;

-         реальные последствия инцидента или потенциально возможные последствия при угрозе нарушения охраны.

4.3. Компетентные органы стран членов ДК, отвечающие за охрану судоходства (Приложение, в статье не приводится), т.е. за безопасность на своих участках ответственности, за борьбу с противоправными действиями (полицейские органы), обязаны предпринять все необходимые меры по исключению угрозы нарушения охраны судов и портовых средств и в случае реального инцидента обеспечить безопасные для экипажа условия его разрешения.

5. Задачи администрации судоходной компании и портов.

5.1. Задачи администрации судоходной компании состоят в следующем:

a)       назначение должностного лица, отвечающего за охрану судов и отработку системы специальной связи судоходной компании с судами;

b)       назначение лица командного состава для обеспечения охраны судна согласно плану охраны, проведение обучения и тренировки экипажа и персонала;

c)       разработка планов охраны судов;

d)       установление уровня охраны в конкретных условиях и информирование экипажей о небезопасных районах.

5.2. Задачи администрации портов состоят в следующем:

a)       определение состава портовых средств, для которых необходима разработка плана охраны;

b)       назначение должностного лица, отвечающего за охрану, для разработки плана охраны портового средства и отработки системы специальной связи с отвечающими за охрану членами экипажей судов, а также с должностными лицами судоходной компании;

c)       разработка плана охраны портовых средств.

6. План охраны судна и функции назначенного лица, ответственного за охрану судна.

6.1. На каждом судне, совершающем международные рейсы, рекомендуется иметь на борту план охраны судна, одобренный администрацией судоходной компании, на языке, являющемся рабочим на судне.

6.2. План охраны судна должен быть защищен от несанкционированного доступа и содержать по меньшей мере следующее:

a)       меры по недопущению на борт судна, предназначенные для применения против людей, судов или портов оружия, опасных веществ и устройств, на перевозку которых нет полномочий;

b)       определение участков ограниченного доступа на борту судна (навигационный мостик, машинное отделение, помещения, где находятся пульты управления, системы вентиляции и цистерны питьевой воды, а также грузовые помещения, содержащие опасные грузы) и мер по предотвращению несанкционированного доступа к ним;

c)       меры по предотвращению несанкционированного доступа на судно;

d)       порядок действий при угрозе происшествия или нарушении охраны (модель поведения), включая положения по поддержанию критически важных операций на судне;

e)       схема точек запуска судовой системы оповещения;

f)        порядок эвакуации в случаях угрозы или при нарушении охраны судна;

g)       обязанности членов экипажа, а также членов персонала пассажирского судна, отвечающих за его охрану;

h)       схема докладов и сообщений о происшествиях, связанных с нарушением охраны;

i)         сведения о лице командного состава, ответственном за охрану судна;

j)        сведения о должностном лице компании, отвечающем за охрану, включая его контактный адрес, который доступен круглосуточно;

k)       сведения о компетентных органах стран членов ДК, ответственных за охрану судоходства, т.е. за безопасность на участках Дуная, включая борьбу с противоправными действиями, связанными с нарушением охраны (Приложение, в статье не приводится).

6.3. На каждом судне, совершающем международные рейсы, лицо командного состава, отвечающее за охрану судна, проводит регулярное обучение экипажа и персонала, а также вносит изменения в план охраны исходя из информации об угрозах.

7. Рекомендованная модель поведения экипажа судна в случае нарушения охраны и противоправных действий по отношению к нему.

Если судно стало объектом противоправных действий, связанных с нарушением его охраны, рекомендуется следующая модель поведения экипажа:

-         не подвергать себя излишнему риску, соблюдать спокойствие и по возможности продолжать исполнение своих служебных обязанностей;

-         постараться смягчить враждебность нарушителей охраны к экипажу и проявлять миролюбие;

-         постараться безопасно сообщить о нарушении охраны в администрацию судоходной компании;

-         заверить нарушителей охраны, что члены экипажа не будут создавать им проблем, и предупредить их о необходимости действий по обеспечению непосредственной безопасности судна;

-         избегать прямых контактов с нарушителями охраны и не провоцировать с их стороны насильственных действий;

-         на совершение любых действий, в том числе и перемещение, спрашивать разрешение;

-         если действия нарушителей охраны могут привести к аварии судна, постараться согласовать безопасный выход из ситуации;

-         запомнить как можно больше деталей о нарушителях охраны, их действиях, количестве, наличии оружия и с кем поддерживали связь;

-         после освобождения судна от нарушителей охраны немедленно связаться с должностным лицом судоходной компании, отвечающим за охрану, и при его одобрении с компетентным органом страны, на участке которого произошло нарушение охраны;

-         произвести осмотр судна и зафиксировать нанесенный ущерб экипажу, судну и грузу;

-         дальнейшие действия, в том числе и продолжение рейса, осуществлять в соответствии с полученными указаниями.

 

Морские вести России №17 (2014)

 

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика