Взгляд в будущее

Морской транспорт

Паромные морские железнодорожные сообщения Российской Федерации и СНГ

В Минморфлоте СССР активно внедрялись паромные морские перевозки грузов, что позволяло существенно сокращать транспортные расходы национальной экономики и повышать уровень сохранности грузов за счет исключения грузовых работ в портах. В составе морских пароходств ММФ работали паромные линии: порт Крым – порт Кавказ, Баку – Красноводск, Ванино – Холмск, Ильичевск – Варна, Клайпеда – Мукран.

В. Збаращенко, начальник Главфлота  Минморфлота и заместитель министра Морского флота СССР  в период 1982-1988 гг.

 

Технология перевозок

Технология паромных перевозок и конструкции паромов постоянно совершенствовались, в результате чего были построены и введены в эксплуатацию паромы типа «Клайпеда» с двухъярусной системой наката вагонов, что позволяло сокращать стоянки в портах и значительно снизить себестоимость перевозок.

На основании полученного опыта для предлагаемых ниже паромных линий представляется целесообразным рассматривать проект крупносерийного парома со следующими характеристиками:

-         длина судна 200-220 м, ширина 30-32 метра, осадка 7,0-7,5 м;

-         три грузовые палубы, в том числе трюмная 500 погонных метров, главная и верхняя палубы по 1000 погонных метров при наличии по 6 железнодорожных путей на главной и верхней палубах с утопленными в палубы рельсамирусского стандарта 1520 мм для перевозки 120 стандартных вагонов или соответствующего числа грузового автотранспорта с использованием трюмной палубы для легкового автотранспорта и/или пакетных перевозок на трейлерах. Для снижения регистрового тоннажа и портовых сборов пространство над верхней и главной палубами брызгозащитное;

-         пассажирский комплекс примерно на 200 человек, включая каютный вариант и/или авиакресла;

-         дедвейт 12 000-14 000 т;

-         скорость 20 узлов при мощности 20 тыс.л.с.;

-         два винта, носовое и кормовое подруливающие устройства;

-         ледовый класс Л2 для Балтики или другой по району плавания;

-         судовое топливо (бункер) мазут IFO-180 или сжиженный природный газ.

Предлагаемые для рассмотрения паромные линии:

-         Ванино – Корсаков

-         Владивосток/Восточный – Корсаков

-         Бердянск – Поти

-         Усть-Луга/бухта Желтая – Мукран

-         Усть-Луга/бухта Желтая – Киль

-         Приморск (бухта Желтая) – Балтийск

-         Ильичевск – Батуми

-         Бердянск – Трабзон

-         Бердянск – Салоники,

-         порт Тамань (мыс Тузла) – Аршинцево, Крым

-         порт Тамань (мыс Тузла) – Феодосия и другие порты Черного моря

Кроме морских паромных сообщений представляет интерес проект речной паромной линии на Енисее

Красноярск – Дудинка целевым назначением для обслуживания Норильского горно-металлургического комбината.

 

Сахалинские паромные переправы

Ванино – Корсаков

Существующая с 1973 года железнодорожная паромная переправа Ванино – Холмск, обслуживаемая паромами Сахалинского морского пароходства, обеспечивает достаточно большие объемы перевозок грузов в железнодорожных вагонах между материком и островом, автотранспорта и пассажиров. Однако с учетом навигационных ограничений в порту Холмск размеры паромов и их конструкция не соответствуют растущему объему перевозок грузов и современным требованиям комфортности судового пассажирского комплекса, а частые штормовые погоды в ограниченной акватории порта Холмск приводят к срывам транспортного процесса и накоплению наземных видов транспорта и пассажиров.

С учетом продолжающихся работ по замене японского стандарта железнодорожной сети Сахалина на российский 1520 мм, намечающегося роста перевозок представляется целесообразным рассмотреть проект паромного сообщения Ванино – Корсаков с постановкой на линию более крупных, безопасных и комфортабельных паромов типа «Клайпеда», но с шестью ветками железнодорожных путей на главной и верхней палубах.

Пассажирский комплекс таких паромов для 200 человек с каютами и салонами различной комфортности обеспечит перевозку как пассажиров, так и водителей автотранспорта.

Благоприятные навигационные условия порта Корсаков позволят исключить срывы в расписании работы паромного комплекса, а размеры паромов с достаточным для Татарского пролива ледовым классом и скоростью около 20 узлов обеспечат транзитное время доставки грузов и пассажиров не хуже достигнутого в настоящее время уровня. Расстояние Ванино – Холмск 150 миль в настоящее время паромы проходят за 13 часов с частыми задержками до 24 часов. Более крупные и быстроходные паромы расстояние Ванино – Корсаков 265 миль смогут проходить за 13-15 часов, но основные объемы грузов и пассажиров будут доставлены ближе к их пунктам назначения, так как расстояние от порта Корсаков до Южно-Сахалинска значительно меньше, чем от Холмска.

Три таких парома, каждый вместимостью по 2500 погонных метров, на направлении Ванино – Корсаков обеспечат ежесуточную частоту линейного сервиса и перевозку перспективных объемов грузов и пассажиров.

Реализация рассматриваемого проекта позволит отложить строительство моста и многокилометровых подходных железнодорожных путей между материком и Сахалином на будущие времена и сохранить средства бюджета страны для других целей.

На линии Ванино – Холмск достаточно оставить в работе один или два парома для обслуживания прилегающего к Холмску района.

Владивосток – Восточный – Корсаков

На этом направлении (560/500 миль) в настоящее время работают обычные транспортные суда в рамках линий на Камчатку и Магадан, что связано с существенными затратами на перевалку грузов в портах.

Если прогнозы развития грузопотока на этом направлении (Приморский край – Сахалин) имеют достаточную положительную тенденцию для развития, можно рассмотреть проект второго паромного комплекса для Сахалина из четырех паромов, однотипных паромному комплексу Ванино – Корсаков. При продолжительности кругового рейса Владивосток – Восточный – Корсаков – Владивосток четверо суток ежесуточную частоту линейного сервиса обеспечат 4 парома. Организация работы двух паромных комплексов на Сахалин позволит на долгие годы решить транспортные проблемы Сахалина и снизить стоимость строительства паромов за счет крупной серии строительства однотипных судов и однотипных паромных терминалов с двухъярусной технологией погрузки и выгрузки вагонов и автотранспорта.

 

Паромное сообщение Усть-Луга – Германия

В рамках транзитного транспортного кластера Западный Китай – Западная Европа маршрутные контейнерные поезда Урумчи/Достык – Семипалатинск – Транссиб – Вологда – Усть-Луга + морские комбинированные паромы Усть-Луга – Германия (Мукран/Киль).

Основная грузовая база в западном направлении – экспорт Китая в Западную Европу и Атлантическое побережье США/Канады, в восточном направлении – импорт Китая из Европы и импортные грузы из Европы для Урала (Екатеринбург) и Казахстана (Астана, Алматы).

Ежесуточно минимум два контейнерных поезда из Китая и ежесуточно два отхода паромов на Мукран (для транспортного обслуживания региона Берлина) и Киль (для транспортного обслуживания Западной Европы и Америки через трансатлантические линии) с догрузкой к китайскому транзиту грузами двусторонней торговли России с ЕС в вагонах и на автотранспорте.

Всего на линии должны работать 12 паромов типа «Клайпеда», которые обеспечат ежесуточную частоту сервиса на оба немецких порта. Представляет интерес вариант размещения постов российской таможни на борту паромов для исключения простоев транзитных грузов в портах при условии, что паромы будут принадлежать судо-владельцам РФ и нести флаг России.

 

Паромное сообщение Приморск (бухта Желтая) – Балтийск

Грузовая база – вывоз апатита из Хибин и угля из Кузбасса на апатитовую и угольную биржу в Калининградской области для дальнейших поставок в Европу морскими балкерами в обход транзита через Литву (для угля). Экономия на транзитных платежах (по углю) компенсирует фрахтовые платежи для паромов, а изменение маршрута вывоза апатитов вместо перевалки на суда в Мурманске сократит расстояния перевозок для клиентуры в Европе.

Круговой рейс – 4 суток, ежесуточную частоту сервиса обеспечивают 4 парома. Новый транспортный маршрут – это дополнительная загрузка портов Калининграда и оптимизация транспортной нагрузки на желдорсеть при экспорте апатитов и угля из России. Если этот проект будет признан целесообразным, в бухте Желтая есть смысл создать паромные терминалы на Балтийск и порты Германии (вместо перегруженной Усть-Луги) с использованием благоприятной ледовой обстановки на подходном к порту канале, часто посещаемом танкерами, следующими в Приморск.

Сравнение расстояний по ж.д. из Сибири до Калининграда через Москву и мультимодальный маршрут: ж.д. + морской паром на Балтике через паромный терминал в Финском заливе (бухта Желтая у порта Приморск) Иркутск – 5191 км – Москва – 1283 км – Калининград = всего 6474 км; Иркутск – 5471 км через Вологду – Санкт-Петербург – 1020 км – Калининград = всего 6491 км, то есть расстояния примерно одинаковые, но исключается плата за транзит по территории Литвы. Экономия на транзитных платежах – это источник фрахтовых поступлений для паромного комплекса. Калининградский транспортный узел получает устойчивую и постоянную загрузку экспортом из Сибири, Мурманской области и зерном из Казахстана. Создаются условия для независимой и надежной транспортной связи «материка РФ» с Калининградом.

 

Крым

Паромное сообщение Тамань (у мыса Тузла, совмещение с проектом сухогрузного района порта Тамань) – Крым (в районе г. Аршинцево, или порт Камыш-Бурун,или Тобичикское озеро) – 10-11 миль, 4 парома с двухъярусным накатом вагонов, тип судна «Клайпеда» вместимостью 120 вагонов или адекватное количество автотранспорта (всего по 2500 погонных метров) плюс около 200 пассажиров. Провозная способность только по желдороге около 11 млн. тонн в год. Инвестиции не более 1,5 млрд USD против 11 млрд USD на строительство мостового перехода. Вторая очередь: мыс Тузла – Феодосия, что позволит обойти однопутную часть ж.д. на переходе Керчь – Феодосия. Решение о строительстве моста принимать после 20-30 лет эксплуатации новой паромной переправы в зависимости от объема перевозок.

 

Перспективные паромные маршруты Дальнего Востока

В связи с продолжением строительства железной дороги до Якутска вновь обсуждается проект обустройства железнодорожного сообщения Чукотка – Аляска через Берингов пролив, включая строительство под водой транспортного тоннеля. Представляется целесообразным рассмотреть вариант круглогодичного регулярного паромного сообщения через Берингов пролив вместо строительства дорогостоящего и сейсмически опасного тоннеля. Тип паромов – модернизированная «Клайпеда», 2500 погонных метров, 120 вагонов, но с усиленным ледовым классом. Кратчайшее расстояние между материками – около 90 миль, но между портами Провидения и Ном – около 200 миль. Перестановку колесных пар с русского стандарта 1520 мм на американскую колею планировать в Анкоридже с прокладкой по Аляске от паромного терминала на американском берегу Берингова пролива до города Анкоридж около 1200 км русской колеи 1520 мм, что позволит производить смену пар колес в более благоприятных климатических условиях.

Вместе с тем вместо дорогостоящего варианта железнодорожного соединения Якутска с западным побережьем Берингова пролива по пустынным и гористым районам Якутии и Чукотки напрашивается возможность использования морских железнодорожных паромов с усиленным ледовым классом из юго-западного района Охотского моря (Шантарские острова) до Магадана (около 1000 км, сутки хода) и до Петропавловска-Камчатского (около 1700 км, двое суток хода). Это позволит вывести железнодорожную сеть РЖД (северо-восточная часть БАМа) непосредственно в промышленные районы Магаданской области и Камчатки с дальнейшим продлением до Берингова пролива, если это будет признано целесообразным. В зависимости от выбранного варианта прокладки ж/д путей расстояние от ближайшего участка уже проложенных путей БАМасоставит около 500 км до побережья Охотского моря в районе Чумикана.

Даже без реализации проекта соединения российских железных дорог с Аляской использование потенциала морских железнодорожных паромов позволит отказаться от дорогостоящих сезонных и ненадежных зимников в Магаданской области, оживит экономику Камчатского края и укрепит экономические связи отдаленных регионов Российской Федерации.

Все рассмотренные проекты могут считаться как диверсификация российского ж/д стандарта 1520 мм на сопредельные страны за счет объединения потенциалов и преимуществ железнодорожного и морского транспорта.

Каждый из проектов требует глубокой научной проработки грузовой базы, конструкции паромов и береговых паромных терминалов, экологии и политического состояния двусторонних отношений с сопредельными странами, реализации судостроительной программы с учетом преимуществ строительства большой серии одно-типных судов (более 30 паромов!). Судостроительный заказ может быть реализован на ССЗ «Залив» в Крыму.

В качестве генерального исполнителя такой НИР могла бы выступить Международная академия транспорта (МАкТ) с привлечением в качестве субподрядчиков соответствующих институтов, КБ и отдельных высококвалифицированных специалистов.

 

Морские вести России №17 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Пожар на судне в порту Мурманска локализован

Пожар на судне в порту Мурманска локализован Пожар на рыболовном судне «Одиссей-1» (компания-судовладелец ООО «Зигранд»), стоящем в доке ...

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества»

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества» Министр обороны РФ Сергей Шойгу наградил заместителя министра транспорта РФ – руководителя Федеральн...

Российская экономика

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград Экономист из Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью RuBaltic заявил, ч...

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года В Росрыболовстве обсудили ход освоения перспективных объектов промысла в Дальневосточном рыбохозяйст...

Транспортная политика

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit Французский оператор железнодорожного туннеля под Ла-Маншем Groupe Eurotunnel SA сменил название впе...

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост. «В ближайшие дни» премьер-министр РФ...

Морские порты

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза Северная железная дорога (СЖД, филиал ОАО «РЖД») в октябре 2017 года перевезла 60,1 тыс. тон...

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ Крупнейший портовый оператор Hutchinson Ports подал заявки на аренду причалов порта Черноморск (...




Морской транспорт

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота»

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота» Строительство судовых кранов полностью на электромеханической тяге – одна из наиболее заметных тенде...

Шторм остановил паромную переправу в Крым

Шторм остановил паромную переправу в Крым Движение паромов в Керченском проливе приостановлено во вторник днем из-за непогоды, сообщила компан...

Речной транспорт

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла На площадке новейшего международного аэропорта «Платов», прошло рабочее совещание по вопросам строит...

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное 17 ноября 2017 года на ООО »Онежский судостроительно-судоремонтный завод» (ООО »ОССЗ») состо...

Ж/Д транспорт

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором Возглавляющий ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров стал генеральным директо...

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Авто транспорт

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд Служба автомобильных дорог Республики Крым заключила контракт с единственным подрядчиком, вологодско...

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...