Scorpio Tankers: трудный путь к успеху

Морской транспорт
Scorpio Tankers: трудный путь к успеху

В наступившем году журнал «Морской флот» продолжает обзор судоходных компаний. Теперь это компании – обладатели танкерного флота. В каждом номере мы планируем рассказывать об одной из них. Начнем с компании Scorpio Tankers, являющейся частью Scorpio Group. С учетом судов, находящихся в процессе строительства, Scorpio Tankers управляет флотом, превышающем 100 судов общим дедвейтом 6,7 млн тонн.

Александра Васильцева, спецкор

 

Взлет и падение

Кланы морских дельцов сформировались в Европе еще в эпоху великих географических открытий. Одной из таких династий была итальянская семья Биболини. К середине прошлого века она владела Carboflotta Group, включающей суда разных типов – сухогрузы, танкеры, суда обеспечения. У владельца Джованни Биболини было трое сыновей, но правой рукой он сделал зятя, Глауго Лолли-Гетти. Когда-то тот владел сетью аптек. Но Джованни сказал ему: «Бросай свои лавочки и приходи в мой бизнес».

В 1955 году Биболини-старший умер, а его судоходный бизнес был разделен между семьями четырех наследников. Именно у Глауго Лолли-Гетти дела шли лучше всех. Он удачно сделал ставку на нефтерудовозы (OBO) – суда, способные перевозить как насыпные грузы, вроде угля и руды, так и сырую нефть. Предполагалось, что, доставив черное золото, скажем, из стран Персидского залива к берегам Латинской Америки, они получат обратную загрузку, например руду, то есть практически никогда не будут ходить пустыми.

Идея прекрасна в теории, но с трудом воплощается на практике, потому что требует от грузоперевозчика слишком сложной логистики. Как правило, места доставки нефти и отправки насыпного груза не совпадают полностью, это значит, все равно возникает порожний проход. В то же время OBO гораздо дороже в строительстве. Однако у компании Глауго Лолли-Гетти неплохо получалось управлять подобным флотом.

Известность амбициозный бизнесмен получил благодаря не только талантам, но и ярким покупкам. Например, он приобрел знаменитый футбольный клуб «Сампдория». Однако в начале 70-х удача отвернулась от предпринимателя. Наблюдая за стремительным развитием нефтяного рынка, Лолли-Гетти решил сделать ставку на танкеры. Сначала приобрел танкерную Navidazione Alta Italia (NAI), потом разместил заказ на постройку шести новых судов VLCC, что делало его одним из крупнейших владельцев танкерного флота в мире. Увы, эта покупка, как выразилась газета La Repubblica, стала «лебединой песней» бизнесмена.

17 октября 1973 года начался нефтяной кризис, до сих пор считающийся крупнейшим мировым энергетическим кризисом. Страны ОАПЕК (арабские экспортеры нефти) отказались поставлять сырье государствам, поддержавшим Израиль в войне с Сирией и Египтом. Цены на нефть подскочили в четыре раза, с $3 до $12 за баррель, а перевозки резко упали. Танкеры для Лолли-Гетти, которые вот-вот должны были сойти с верфи, оказались никому не нужны. Бизнесмен пробовал продать суда, договориться с банками-кредиторами – все напрасно. Стоимость акции NAI на итальянской фондовой бирже упала с 30 тыс. до 17 тыс. лир прежде, чем торги были остановлены. Лолли-Гетти потерял значительную часть состояния.

В 1976 году предприниматель продал остатки NAI и перебрался в Нью-Йорк, где занимался недвижимостью и основал Scorpio Ship Management. Впрочем, до прежних оборотов было далеко. Позже Лолли-Гетти вернулся в Европу, поселившись в Монако. В 80-е в танкерной отрасли по-прежнему царила стагнация. Однако предприимчивый итальянец получал неплохие доходы от недвижимости и мог позволить себе роскошный образ жизни в одном из самых дорогих мест мира.

 

Накопленные запасы

Не слишком хорошо шли дела в танкерной отрасли и на протяжении 90-х годов. Однако Лолли-Гетти, которому к тому времени было далеко за 70, продолжал верить в счастливую звезду нефтяных перевозок. В конце 90-х он заказал 6 огромных танкеров (три Panamax и три Post-Panamax). И на этот раз не прогадал. Вскоре в мире начался настоящий танкерный бум.

В 2003 году Scorpio Ship Management возглавил внук бизнесмена, 24-летний Эммануэль Лауро, ранее не имевший опыта в судоходной отрасли. В ту пору все росло как на дрожжах. Если в 2000-м фрахтовая ставка VLCC составляла $20 тысяч в день, то в 2004-м скакнула до $120 тысяч.

Особенность стратегии Эммануэля Лауро состояла в том, что даже на пике, во времена всеобщего ажиотажа, он не размещал заказ на новые суда, а получал дополнительные мощности исключительно за счет фрахта. «Когда ты управляешь 80 танкерами, имеешь нулевой долг и такой же портфель заказов на пике рынка, у тебя есть прекрасный запас для того периода, когда начнется коррекция, а это непременно произойдет», – говорил он журналистам.

Дополнительные доходы бизнесмен вкладывал в другие виды деятельности. В 2005 году Эммануэль Лауро совместно с партнерами из Германии создал компанию Koenig & Cie, занимающуюся инвестициями в различные активы, связанные с мореходством и доставкой грузов. В 2007 году бизнесмен основал Scorpio Logistics – компанию, занимающуюся перевалкой угля в Индонезии, а также развитием портов Индии.

К 2008 году Scorpio Group участвовала в аренде нефтяных месторождений, логистике, занималась стивидорным бизнесом. В 2009 году танкерный флот был выделен в отдельную структуру – Scorpio Tankers. Сухогрузы же перешли в Scorpio Bulkers. Стратегия Лауро отчасти напоминала подход его деда, который, зарабатывая на судоходстве, вкладывал деньги во множество других активов, что и позволило ему пережить стагнацию танкерных перевозок.

Отсутствие заказов на новые суда и долгов помогло компании пережить экономический кризис. В 2009 году, несмотря на падение выручки и рост расходов, компания все равно получила в дивизионе танкерного флота прибыль – около $2 млн, то есть хотя бы не ушла в убыток.

 

Свет в конце тоннеля

После кризиса компания Эммануэля Лауро столкнулась с острой нехваткой финансовых ресурсов. Был найден оригинальный выход: Scorpio Tankers решила разместить акции на бирже. В компании честно признались, что падение перевозок привело к снижению стоимости активов, а предпринимателям требовался капитал для развития. «Сегодня стоимость активов в танкерной индустрии значительно ниже показателей пяти- и десятилетней давности, и, вполне вероятно, цены продолжат снижаться», – заявляли тогда в Scorpio.

Компания выставила на продажу 12,5 млн акций по стартовой цене $13. В итоге привлекла около $150 млн. Эти деньги менеджмент решил потратить на то, чтобы расширить свой флот за счет подешевевших в кризис судов.

IPO прошло успешно, но впоследствии инвесторы, купившие акции, вероятно, пожалели. Вскоре стоимость ценной бумаги упала до $10,5-11, а исторического минимума достигла в декабре 2011-го – $4,63 за акцию. Это было связано с плохими финансовыми показателями: в тот год операционный убыток Scorpio Tankers достиг $76 млн.

С 2012 года началось постепенное восстановление. Пик пришелся на 2013 год, когда компания удвоила выручку и впервые за последние три года закончила период без убытка. Операционная прибыль составила $18 млн – почти в 15 раз больше, чем в 2010-м. Сегодня акции торгуются на уровне $8-9 за бумагу – хуже, чем на старте, но значительно лучше, чем в 2011 году. И прогнозы по бумагам довольно радужные.

«Всем судоходным компаниям, получившим в последнее время доступ на рынок капитала, следует благодарить Scorpio, – говорит аналитик базирующейся в Нью-Йорке компании Evercore Partners Джонатан Чепел. – Мало того что Scorpio показала пример успешного доступа к капиталу, она еще и заставила американских инвесторов сфокусировать внимание на судоходной отрасли. Начиная с 2013 года они только и говорят о танкерах, экологичных судах и Scorpio».

В последнее время интерес компании Эммануэля Лауро вызывает перевозка газа. Компания заказала десять огромных газовозов типа VLGCs на верфи в Южной Корее, когда цены находились на дне. А затем переуступила контракт компании Dorian LPG, получив взамен 30% акций. В момент поставки цена была уже значительно выше, поэтому на рынке эту сделку называли чистой спекуляцией. Это лишь пример правильного использования рыночных возможностей, парировал Лауро.

Другая похожая сделка состоялась весной 2014 года. Scorpio Tankers продала восемь только построенных VLCC, получив $50 млн чистой прибыли за счет разницы цены на этапе размещения заказа и стоимости готового судна. Эта поставка – лишь часть массивной программы по постройке новых судов, начавшейся после IPO. Программа включает 56 новых танкеров.

В настоящее время семья Лауро контролирует только 11% акций Scorpio Tankers (а вот Scorpio Group находится полностью в их руках). Флот Scorpio Tankers составляет 61 судно в собственности, еще 24 – в управлении. На стадии строительства 20 единиц, из них пять будут спущены на воду в первом квартале 2015 года, 10 – во втором квартале, а остальные – в течение 2016 года. Флот компании считается лучшим в мире согласно экологическим стандартам.

 

Структура флота Scorpio Tankers

Собственные суда – 61,
из них: Handymax: 15, MR: 35, LR1: 2, Post-Panamax: 1, LR2: 8

Дедвейт – 3,4 млн тонн

Суда в управлении компании – 24,
из них: Handymax: 7, MR: 4, LR1: 5, LR2: 8

Дедвейт – 1,7 млн тонн

Суда в стадии строительства – 20,
из них: MR: 10, LR2: 10

Дедвейт – 1,6 млн тонн

 

Морской флот №1 (2015)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету «Совершенный» провел в море артиллерийские стрельбы, во время которых сбил крылатую ракету условного...

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода»

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода» В преддверии Дня кораблестроителя (29 июня), конкурсная комиссия филиала «Севастопольский мо...

Российская экономика

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке Китайская компания PowerChina представит проект технико-экономического обоснования строительства мос...

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга АО «Ростерминалуголь» отгрузил 11-миллионную тонну угля с начала года. Она вошла в судовую партию са...

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т Грузооборот порта Клайпеда (Литва) и терминала Бутинге в январе-мае 2017 года увеличился на ...




Морской транспорт

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г.

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г. Эксперимент по движению морских судов на паромной линии Балтийск - Усть-Луга без таможенного транзит...

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК 27 июня 2017 года из морского порта Астрахань начался переход баржебуксирного каравана по направлени...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр Ограничение допуска российских инновационных железнодорожных вагонов в Казахстан связано со стандарт...

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...