Scorpio Tankers: трудный путь к успеху

Морской транспорт
Scorpio Tankers: трудный путь к успеху

В наступившем году журнал «Морской флот» продолжает обзор судоходных компаний. Теперь это компании – обладатели танкерного флота. В каждом номере мы планируем рассказывать об одной из них. Начнем с компании Scorpio Tankers, являющейся частью Scorpio Group. С учетом судов, находящихся в процессе строительства, Scorpio Tankers управляет флотом, превышающем 100 судов общим дедвейтом 6,7 млн тонн.

Александра Васильцева, спецкор

 

Взлет и падение

Кланы морских дельцов сформировались в Европе еще в эпоху великих географических открытий. Одной из таких династий была итальянская семья Биболини. К середине прошлого века она владела Carboflotta Group, включающей суда разных типов – сухогрузы, танкеры, суда обеспечения. У владельца Джованни Биболини было трое сыновей, но правой рукой он сделал зятя, Глауго Лолли-Гетти. Когда-то тот владел сетью аптек. Но Джованни сказал ему: «Бросай свои лавочки и приходи в мой бизнес».

В 1955 году Биболини-старший умер, а его судоходный бизнес был разделен между семьями четырех наследников. Именно у Глауго Лолли-Гетти дела шли лучше всех. Он удачно сделал ставку на нефтерудовозы (OBO) – суда, способные перевозить как насыпные грузы, вроде угля и руды, так и сырую нефть. Предполагалось, что, доставив черное золото, скажем, из стран Персидского залива к берегам Латинской Америки, они получат обратную загрузку, например руду, то есть практически никогда не будут ходить пустыми.

Идея прекрасна в теории, но с трудом воплощается на практике, потому что требует от грузоперевозчика слишком сложной логистики. Как правило, места доставки нефти и отправки насыпного груза не совпадают полностью, это значит, все равно возникает порожний проход. В то же время OBO гораздо дороже в строительстве. Однако у компании Глауго Лолли-Гетти неплохо получалось управлять подобным флотом.

Известность амбициозный бизнесмен получил благодаря не только талантам, но и ярким покупкам. Например, он приобрел знаменитый футбольный клуб «Сампдория». Однако в начале 70-х удача отвернулась от предпринимателя. Наблюдая за стремительным развитием нефтяного рынка, Лолли-Гетти решил сделать ставку на танкеры. Сначала приобрел танкерную Navidazione Alta Italia (NAI), потом разместил заказ на постройку шести новых судов VLCC, что делало его одним из крупнейших владельцев танкерного флота в мире. Увы, эта покупка, как выразилась газета La Repubblica, стала «лебединой песней» бизнесмена.

17 октября 1973 года начался нефтяной кризис, до сих пор считающийся крупнейшим мировым энергетическим кризисом. Страны ОАПЕК (арабские экспортеры нефти) отказались поставлять сырье государствам, поддержавшим Израиль в войне с Сирией и Египтом. Цены на нефть подскочили в четыре раза, с $3 до $12 за баррель, а перевозки резко упали. Танкеры для Лолли-Гетти, которые вот-вот должны были сойти с верфи, оказались никому не нужны. Бизнесмен пробовал продать суда, договориться с банками-кредиторами – все напрасно. Стоимость акции NAI на итальянской фондовой бирже упала с 30 тыс. до 17 тыс. лир прежде, чем торги были остановлены. Лолли-Гетти потерял значительную часть состояния.

В 1976 году предприниматель продал остатки NAI и перебрался в Нью-Йорк, где занимался недвижимостью и основал Scorpio Ship Management. Впрочем, до прежних оборотов было далеко. Позже Лолли-Гетти вернулся в Европу, поселившись в Монако. В 80-е в танкерной отрасли по-прежнему царила стагнация. Однако предприимчивый итальянец получал неплохие доходы от недвижимости и мог позволить себе роскошный образ жизни в одном из самых дорогих мест мира.

 

Накопленные запасы

Не слишком хорошо шли дела в танкерной отрасли и на протяжении 90-х годов. Однако Лолли-Гетти, которому к тому времени было далеко за 70, продолжал верить в счастливую звезду нефтяных перевозок. В конце 90-х он заказал 6 огромных танкеров (три Panamax и три Post-Panamax). И на этот раз не прогадал. Вскоре в мире начался настоящий танкерный бум.

В 2003 году Scorpio Ship Management возглавил внук бизнесмена, 24-летний Эммануэль Лауро, ранее не имевший опыта в судоходной отрасли. В ту пору все росло как на дрожжах. Если в 2000-м фрахтовая ставка VLCC составляла $20 тысяч в день, то в 2004-м скакнула до $120 тысяч.

Особенность стратегии Эммануэля Лауро состояла в том, что даже на пике, во времена всеобщего ажиотажа, он не размещал заказ на новые суда, а получал дополнительные мощности исключительно за счет фрахта. «Когда ты управляешь 80 танкерами, имеешь нулевой долг и такой же портфель заказов на пике рынка, у тебя есть прекрасный запас для того периода, когда начнется коррекция, а это непременно произойдет», – говорил он журналистам.

Дополнительные доходы бизнесмен вкладывал в другие виды деятельности. В 2005 году Эммануэль Лауро совместно с партнерами из Германии создал компанию Koenig & Cie, занимающуюся инвестициями в различные активы, связанные с мореходством и доставкой грузов. В 2007 году бизнесмен основал Scorpio Logistics – компанию, занимающуюся перевалкой угля в Индонезии, а также развитием портов Индии.

К 2008 году Scorpio Group участвовала в аренде нефтяных месторождений, логистике, занималась стивидорным бизнесом. В 2009 году танкерный флот был выделен в отдельную структуру – Scorpio Tankers. Сухогрузы же перешли в Scorpio Bulkers. Стратегия Лауро отчасти напоминала подход его деда, который, зарабатывая на судоходстве, вкладывал деньги во множество других активов, что и позволило ему пережить стагнацию танкерных перевозок.

Отсутствие заказов на новые суда и долгов помогло компании пережить экономический кризис. В 2009 году, несмотря на падение выручки и рост расходов, компания все равно получила в дивизионе танкерного флота прибыль – около $2 млн, то есть хотя бы не ушла в убыток.

 

Свет в конце тоннеля

После кризиса компания Эммануэля Лауро столкнулась с острой нехваткой финансовых ресурсов. Был найден оригинальный выход: Scorpio Tankers решила разместить акции на бирже. В компании честно признались, что падение перевозок привело к снижению стоимости активов, а предпринимателям требовался капитал для развития. «Сегодня стоимость активов в танкерной индустрии значительно ниже показателей пяти- и десятилетней давности, и, вполне вероятно, цены продолжат снижаться», – заявляли тогда в Scorpio.

Компания выставила на продажу 12,5 млн акций по стартовой цене $13. В итоге привлекла около $150 млн. Эти деньги менеджмент решил потратить на то, чтобы расширить свой флот за счет подешевевших в кризис судов.

IPO прошло успешно, но впоследствии инвесторы, купившие акции, вероятно, пожалели. Вскоре стоимость ценной бумаги упала до $10,5-11, а исторического минимума достигла в декабре 2011-го – $4,63 за акцию. Это было связано с плохими финансовыми показателями: в тот год операционный убыток Scorpio Tankers достиг $76 млн.

С 2012 года началось постепенное восстановление. Пик пришелся на 2013 год, когда компания удвоила выручку и впервые за последние три года закончила период без убытка. Операционная прибыль составила $18 млн – почти в 15 раз больше, чем в 2010-м. Сегодня акции торгуются на уровне $8-9 за бумагу – хуже, чем на старте, но значительно лучше, чем в 2011 году. И прогнозы по бумагам довольно радужные.

«Всем судоходным компаниям, получившим в последнее время доступ на рынок капитала, следует благодарить Scorpio, – говорит аналитик базирующейся в Нью-Йорке компании Evercore Partners Джонатан Чепел. – Мало того что Scorpio показала пример успешного доступа к капиталу, она еще и заставила американских инвесторов сфокусировать внимание на судоходной отрасли. Начиная с 2013 года они только и говорят о танкерах, экологичных судах и Scorpio».

В последнее время интерес компании Эммануэля Лауро вызывает перевозка газа. Компания заказала десять огромных газовозов типа VLGCs на верфи в Южной Корее, когда цены находились на дне. А затем переуступила контракт компании Dorian LPG, получив взамен 30% акций. В момент поставки цена была уже значительно выше, поэтому на рынке эту сделку называли чистой спекуляцией. Это лишь пример правильного использования рыночных возможностей, парировал Лауро.

Другая похожая сделка состоялась весной 2014 года. Scorpio Tankers продала восемь только построенных VLCC, получив $50 млн чистой прибыли за счет разницы цены на этапе размещения заказа и стоимости готового судна. Эта поставка – лишь часть массивной программы по постройке новых судов, начавшейся после IPO. Программа включает 56 новых танкеров.

В настоящее время семья Лауро контролирует только 11% акций Scorpio Tankers (а вот Scorpio Group находится полностью в их руках). Флот Scorpio Tankers составляет 61 судно в собственности, еще 24 – в управлении. На стадии строительства 20 единиц, из них пять будут спущены на воду в первом квартале 2015 года, 10 – во втором квартале, а остальные – в течение 2016 года. Флот компании считается лучшим в мире согласно экологическим стандартам.

 

Структура флота Scorpio Tankers

Собственные суда – 61,
из них: Handymax: 15, MR: 35, LR1: 2, Post-Panamax: 1, LR2: 8

Дедвейт – 3,4 млн тонн

Суда в управлении компании – 24,
из них: Handymax: 7, MR: 4, LR1: 5, LR2: 8

Дедвейт – 1,7 млн тонн

Суда в стадии строительства – 20,
из них: MR: 10, LR2: 10

Дедвейт – 1,6 млн тонн

 

Морской флот №1 (2015)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...