Снабженец шельфовых проектов

Морские порты
Снабженец шельфовых проектов

Порт Москальво – самый северный морской порт на Сахалине. Он расположен на северо-западном берегу острова в заливе Байкал Охотского моря. Порт включает в себя морской терминал Набиль, который находится на восточном побережье острова в Набильском заливе. Акватория порта составляет 52,3 кв. км, общая длина причального фронта (6 причалов) - 475 метров. Порт может принимать суда длиной до 180 метров, шириной до 40 метров, осадкой до 6 метров. Здесь действует пункт пропуска для захода иностранных судов.

Москальво является замерзающим портом с сезонной навигацией: открывается 20 июня и закрывается 25 октября. Порт служит базой для обеспечения морских геолого-разведочных работ в рамках сахалинских шельфовых проектов, а также базой обеспечения «северного завоза».

Алексей Станоевский, и.о. капитана порта Москальво, ФГУ «АМП Сахалина»

 

Путевка в жизнь

История морского порта Москальво берет начало в 1950-х годах. Распоряжением Совета Министров СССР от 31 августа 1959 года в порт был разрешен заход иностранным танкерам для вывоза нефтепродуктов, проданных на экспорт всероссийским обществом «Союзнефтеэкспорт». Позже, в 1960 году, постановлением Совета Министров в порту был установлен морской грузовой многосторонний пункт пропуска через государственную границу СССР. Это событие стало его путевкой в жизнь.

Основное назначение порта в период интенсивного социалистического строительства заключалось в обеспечении бесперебойных поставок грузов социального назначения и генеральных грузов в северные, весьма отдаленные от основных морских путей, населенные районы острова, которые нуждались в топливе, продовольствии и прочих товарах.

В связи с тем, что с северной части острова до 51-й параллели, где расположен порт Александровск-Сахалинский, отсутствовали морские гавани, порт Москальво получил своего рода одобрение на перспективное развитие и статус ключевого порта, имеющего стратегическое значение для региона.

В 1970-1980-е годы порт активно развивается, его основная деятельность связана с отгрузкой нефтепродуктов. В поселке Москальво создается мощная производственная перевалочная база обеспечения грузами «северного завоза», строятся железнодорожные пути на направлении Москальво – Оха.

В 1990-е годы, в период развала Советского Союза и экономических реформ, в работе порта отмечается спад.

Новый этап в развитии порта Москальво приходится на период развертывания международных проектов по добыче углеводородов на морском шельфе Сахалина. С 2006 года оператором порта становится СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» – предприятие занялось береговым обеспечением морских геолого-разведочных работ в рамках проекта «Сахалин-5». Выкупив портовое имущество, здания и сооружения, «Сахалин-Шельф-Сервис» приступил к беспрецедентной работе по оптимизации портовой инфраструктуры, строительству новых современных причалов, техническому переоборудованию всего портового хозяйства и ресурсной базы.

В настоящее время в планах предприятия создать в порту Москальво береговую базу комплексного обслуживания проекта «Сахалин-5», а также других новых проектов на шельфе Сахалина и Дальнего Востока.

 

Грузы и услуги для шельфовых проектов

Последние годы порт в основном занимается обслуживанием шельфовых проектов. Здесь производятся операции с навалочными и генеральными грузами. Для заводов и буровых вышек сюда поставляются произведенные в Америке, Японии, Китае, Южной Корее многотонные конструкции, оборудование, трубы (они составляют почти половину всех перерабатываемых в порту грузов). Здесь для последующей утилизации обрабатываются шламовые отходы с буровых.

Кроме того, из порта в значительных объемах вывозится металлолом, который поставляется на переработку в Южную Корею. По окончании лососевой путины через порт отгружается рыба – сахалинская горбуша и кета поступают на реализацию на российский Дальний Восток и за рубеж.

Морской терминал Набиль в основном осуществляет пассажирские перевозки. Они связаны с доставкой вахтовых рабочих, обеспечивающих деятельность морских буровых установок на морском шельфе Сахалина. Здесь же обрабатываются баржи с грузами для снабжения буровых.

В акватории морского порта допускается проведение операций с опасными грузами 1, 2, 3-го классов (за исключением нефти и нефтепродуктов), а также 4, 5, 6, 8 и 9-го классов опасности по классификации Международной морской организации (МMO). Порт оказывает услуги судам по пополнению запасов продовольствия, пресной воды, приему с судов бытовых и пищевых отходов и т.д.

Приказом Минтранса России от 01.08.2002 г. №105 в морском порту Москальво установлена обязательная лоцманская проводка в целях обеспечения безопасности мореплавания судов в акватории и на подходах к порту.

Начало и окончание навигации объявляет капитан морского порта, который в соответствии с установленными полномочиями осуществляет государственный контроль за обеспечением безопасности мореплавания, экологической и транспортной безопасности и порядка в морском порту.

Несмотря на то что Москальво находится далеко на севере Сахалинской области (расстояние от областного центра составляет около 900 км), вдали от основных судоходных путей, что навигация здесь ввиду суровых зимних условий всего 4 месяца в году, АМП Сахалина, Служба капитана порта делают все, чтобы обеспечение безопасности мореплавания и государственного контроля в морском порту осуществлялось в соответствии с российским законодательством и всеми постановлениями и распоряжениями Минтранса России.

В результате отсутствие аварийности судов – один из важнейших показателей Службы капитана порта – говорит о том, что данный контроль и деятельность осуществляются на должном уровне. И в большей степени этому способствует профессионализм сотрудников инспекции государственного портового контроля.

 

Возможности и перспективы

Грузовые и технические возможности порта Москальво, включая морской терминал Набиль, позволяют обрабатывать до 600 тыс. тонн грузов в год, но фактический показатель колеблется в пределах 30-40 тыс. тонн.

Причин тому несколько. Это и короткий навигационный период, обусловленный специфическими погодными явлениями островного региона, и отдаленность от основных международных морских торговых путей, и отсутствие расширенной номенклатуры грузов, и конкуренция со стороны автотранспортных перевозок социальных грузов для нужд северных городов и поселков острова Сахалин. Все эти обстоятельства не позволяют загрузить порт Москальво на полную мощность.

Однако имеющийся потенциал порта позволяет надеяться на его загрузку в будущем. Перспективы развития порта связаны прежде всего с дальнейшей реализацией нефтегазовых проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3», которые в условиях сложившейся политической и экономической ситуации на мировой арене весьма актуальны и востребованы для интересов как Сахалинской области, так и Российской Федерации.

Проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» реализуются в рамках международного Соглашения о разделе продукции (СРП). Проектом «Сахалин-1» предусмотрена разработка месторождений нефти и газа на северо-восточном шельфе острова Сахалин: месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Объем извлекаемых запасов оценивается в 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров природного газа. (Оператор проекта «Сахалин-1» – американская Exxon Mobil (30%), другие участники консорциума по его разработке – российская «Роснефть» (20%), индийская ONGC (20%) и японская SODECO (30%).

Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку двух шельфовых месторождений – Пильтун-Астохского (главным образом нефтяного месторождения) и Лунского (преимущественно газоконденсатного месторождения). Суммарные извлекаемые запасы этих двух месторождений составляют порядка 150 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа. (Оператор проекта «Сахалин-2» – компания «Сахалин Энерджи», ее акционеры: «Газпром» – 50% плюс 1 акция, Shell – 27,5%, Mitsui – 12,5%, Mitsubishi – 10%.)

Проект «Сахалин-3» предполагает разработку четырех блоков: Киринского, Восточно-Одоптинского, Айяшского и Венинского, расположенных на шельфе Охотского моря. Их прогнозные извлекаемые ресурсы превышают 700 млн тонн нефти и 1,3 млрд кубометров газа.

 

Морские порты №8 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...