Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Разные пути повышения мощности подходов к портам

Транспортная политика
Разные пути повышения мощности подходов к портам

Кризисная турбулентность и новые вызовы мировой экономики заставляют Российские власти и бизнес искать нестандартные решения для повышения эффективности экономики отечественной. Многие отрасли, которые в докризисные годы работали относительно стабильно в соответствии с собственными сложившимися традициями, законодательными нормами и ведомственными инструкциями, не форсируя при этом проведение реформ и модернизацию, вынуждены теперь спешно адаптироваться к новым условиям.

Однако по привычке каждая отрасль пытается выжить и решить свои финансовые, инфраструктурные, технические и технологические проблемы самостоятельно, без учета особенностей и интересов смежных отраслей и хозяйствующих субъектов. Не стал исключением и транспорт. Копившиеся годами проблемы законодательного несовершенства, недофинансирования, инфраструктурных ограничений и взаимодействия на стыках между видами транспорта – автомобильным, железнодорожным, водным, – как и следовало ожидать, привели к разбалансированию всей транспортной системы страны, создали участки напряженности на отдельных направлениях, особенно связанных с внешнеторговыми железнодорожными перевозками грузов через морские порты России.

В данной статье сделана попытка проанализировать ряд ограничений пропускной способности железной дороги на подходах к портам, припортовых станций и транспортных узлов на примере Новороссийска.

Сергей Дэльз, генеральный директор ООО «РТК Терминалз Менеджмент», к.т.н.

 

Недостатки железнодорожной инфраструктуры

Периодически недостаток пропускной способности железнодорожных подходов к крупнейшим морским портам, расположенным на главных направлениях внешнеторговых перевозок – Санкт-Петербургу, Мурманску, Новороссийску, Владивостоку, Восточному, Ванино, – проявляется в виде скопления вагонов на припортовых станциях и узлах. Так называемые заторы, как правило, приводят к транспортному коллапсу, невозможности ни подводить вагоны в порт, ни  отводить порожний подвижной состав.

Причин этому немало: от погодных условий в конкретном порту (шторм, дождь, сильный ветер – суда с некоторыми видами грузов не обрабатываются) до проблем локальной диспетчеризации железнодорожных перевозок на ближних подходах к железнодорожному узлу. Однако системных причин, влияющих на общую ритмичную работу, не так много. Одна из них – недостаточная развитость железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам (путей, припортовых станций, тыловых железнодорожных терминалов, в целом транспортных узлов), что выливается в недостаток провозной способности железной дороги.

Если к этому добавить другую системную проблему, сформировавшуюся в результате рыночных реформ, – появление рынков железнодорожных и портовых операторов, на которых сегодня играет большое количество мелких и крупных частных компаний, то вероятность быстрого консолидированного решения транспортных проблем снижается.

А если принять во внимание, что транспортное сообщество, государственные чиновники и политики десятилетиями могут обсуждать и принимать тот или иной закон (законы о морских портах, о железнодорожном транспорте, Устав железнодорожного транспорта, законы о портовых ОЭЗ, о транзите и т.п.), способный повысить синергию и согласованные действия различных видов транспорта, то перспективы не только экономического скачка, который мы все так хотим совершить в условиях обострившегося мирового кризиса и санкций со стороны Запада, но и нормальной работы транспортной системы и вовсе отодвигаются на неопределенное время.

Но вернемся к нашей системной проблеме – неразвитость железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам, и рассмотрим ее на примере Новороссийского транспортного узла. Перерабатывающая и пропускная способность станции Новороссийск – 34 пары грузовых поездов в сутки. Перерабатывающая способность железнодорожных путей необщего пользования станции Новороссийск – 2373 вагона. Среднесуточный грузооборот по станции составляет: погрузка – до 350 вагонов, выгрузка – до 1170 вагонов.

Максимальный грузооборот Новороссийского порта за период 2010-1013 гг. составил 86,8 млн тонн в год (без учета грузооборота КТК – 30,6 млн тонн). Это предел пропускной способности транспортного узла при существующей технологии работы станции и портовых терминалов.

В условиях наращивания грузопотоков нынешнего количества путей на станции Новороссийск явно недостаточно для подбора и формирования передач на более чем 40 путей необщего пользования, а также в районы порта с разбивкой по причалам и грузам.

Самый загруженный из всех парков – Нижний. 75% всех поездов, следующих через станцию Новороссийск, проходит по однопутному соединению между Нижним и блокпостом Кирилловский. В то же время в парк «А», ориентированный на прием грузовых поездов, поступает в 3 раза меньше поездов.

Для отправления грузовых поездов на станции используется всего 8 путей, которых тоже недостаточно. Кроме того, большая концентрация маневровой работы сосредоточена на вытяжном пути Нижнего парка, где идет формирование вагонов для передачи в Центральный район порта и выставляется порожняк. Это также создает неудобства для работы станции.

На  подходах к Новороссийску проблемы провозной способности железной дороги решаются посредством открытия двухпутного движения на участке Краснодар – Новороссийск, Тимашевск – разъезд 9-й километр, строительства логистического узла 9-й километр и строительства пути в обход Краснодара (Кореновск – Тимашевск). Реализация двух последних проектов была начата в связи с проектированием сухогрузного района порта Тамань, рассчитанного на проектную мощность около 100 млн тонн грузов в год.

Частично создание новой железнодорожной инфраструктуры снимает напряженность для подвода/вывода грузовых вагонов в Новороссийске, но полностью проблему «узкого горлышка» не решает. Для нормальной работы Новороссийского порта все же необходимо завершение программы развития Новороссийского транспортного узла, которая, по данным Минтранса, на сегодня выполнена всего лишь на 15%.

 

Другие факторы влияния на пропускную способность РЖД

Самое простое решение – если не хватает провозных мощностей к портам, то нужно строить больше путей, наращивать емкость рабочих парков, закупать больше станционных маневровых тепловозов и увеличивать штат обслуживающих специалистов. Мероприятия, безусловно, нужные и полезные. Но во время периодов снижения грузопотоков вся эта инфраструктура становится избыточной и начинает создавать неэффективные затраты на собственное содержание.

Есть другие способы минимизации проблемы, без значительных капзатрат и инвестирования в масштабные инфраструктурные проекты?

Возьмем, например, Новороссийский транспортный узел (НТУ), для которого несколько лет назад была разработана программа комплексного развития и выполнено обоснование инвестиций.

В результате тщательного изучения ситуации в НТУ, моделирования процессов с учетом роста грузопотоков, развития и строительства новых перегрузочных терминалов, возможностей железнодорожного узла, пропускной способности федеральных автомобильных трасс, улично-дорожной сети Новороссийска, расположения спальных и промышленных районов города был составлен комплексный план мероприятий. Концепция была направлена на сбалансированную работу НТУ, улучшение транспортной ситуации в Новороссийске и построена на том, что железная дорога не мешает автомобильному движению. При этом внутригородской поток отделялся от грузового, а сами грузы проходили структуризацию и формирование на предварительном этапе с учетом технологических особенностей предприятий и терминалов.

К сожалению, большая часть ключевых решений не была реализована, что отразилось на эффективности работы НТУ и постепенно привело к ухудшению функционирования улично-дорожной сети Новороссийска (в часы пик город испытывает практически паралич в движении).

В 2014 году проблема ограниченной пропускной способности железнодорожной станции Новороссийск так и осталась сдерживающим фактором в развитии портовой инфраструктуры. И какие бы планы ни строили стивидоры по модернизации и развитию своих терминалов – все это может остаться на бумаге, не «втиснувшись» в рамки коридора, ведущего к порту, с совокупной пропускной способностью 35 млн тонн грузов в год.

Вместе с тем нужно отметить, что причины затрудненной проходимости грузов кроются не только в неразвитости железнодорожной инфраструктуры. Структура грузопотока – вот важнейший фактор, наиболее влияющий на пропускную способность.

Железнодорожный вагонопоток состоит из маршрутных, групповых и повагонных партий, что и определяет количество времени на предварительную обработку вагонов на станции. Маршруты пропускаются практически без сортировки, групповые партии (технические маршруты) незначительно досортировываются за один проход через горку, а вот повагонные отправки могут застрять на сортировочных операциях.

Таким образом, вагоны сортируются до трех раз на одной и той же станции, что увеличивает время их обработки на 40-60%, а в отдельных случаях – до 70% от общего времени нахождения вагона под предварительной подготовкой для подачи на терминал. Такие повторяющиеся операции занимают пути станции, не пропуская другие грузы до пункта назначения.

Минеральные удобрения, уголь, металл, руда поставляются в порт в основном маршрутными поездами и крупными групповыми отправками, а вот зерно, контейнеры и лесные грузы в большей своей части транспортируются повагонными и небольшими групповыми партиями.

Если в общей структуре вагонопотока при достижении предельной пропускной способности повагонные отправки занимают до 60%, а маршрутные и групповые – до 40%, то распределение общего времени обработки подвижного состава на станции выглядит примерно так: 75-80% от общего времени приходится на повагонные отправки, а 20-25% – на маршрутные и групповые.

Если мы изменим структуру и нарастим долю маршрутов до 60%, а 40% оставим на повагонные и групповые отправки, несомненно, образуется свободный резерв по времени обработки вагонов на станции, и можно будет без труда увеличить грузооборот на величину этого резерва, не боясь коллапса, «брошенных поездов» и конвенций.

 

Рецепт для Новороссийска

Организация маршрутных отправок требует перестройки и согласования работы всех звеньев логистической цепи, в том числе в смежных отраслях. Грузоотправители должны изменить технологию отгрузки вагонов с повагонной на маршрутную, а РЖД необходимо сформировать условия для обработки маршрутов на отправляющей станции и организовать маршрутный коридор.

Принимающим терминалам также необходимо переориентировать технологию под обработку маршрутных партий. При этом основная нагрузка, конечно, ляжет на припортовые железнодорожные станции, которым нужно увеличить интенсивность подачи и уборки вагонов на терминалах и предприятиях и выведение порожняка из транспортного узла на станции ближних подходов.

Как только пойдет согласованный процесс, убежден, сразу обнаружится, что и путей хватает, и станция справляется, и есть резервы для увеличения грузопотока, причем без дополнительных капвложений в железнодорожную инфраструктуру.

Например, участком, определяющим общую пропускную способность Новороссийского железнодорожного узла, является станция Тоннельная, в которой сходятся все входящие и выходящие вагонопотоки. Потенциал стивидорных компаний Новороссийского морского порта давно требует увеличения грузопотока, но разбалансированность звеньев цепи «грузоотправители – железная дорога – принимающие терминалы – морской транспорт» не позволяет качественно обработать даже существующий объем грузов. Конвенции и сбои стали обычным делом в работе Новороссийского порта. Никто из участников процесса не обращает внимания и тем более не координирует общую комплексную ситуацию.

Со стороны РЖД было бы логично определить структуру вагонопотока железнодорожного узла, выявить резервы для «сжатия» повагонных отправок до маршрутов, согласовать терминалам увеличение грузопотока с введением маршрутизации и простимулировать процесс маршрутными коридорами и льготными тарифами. Остальные участники цепочки также должны приложить усилия, чтобы получился синергетический эффект. При этом не нужно забывать, что развитие станции и подходов тоже необходимо включить в общую программу.

Очень важное место в структуризации вагонопотока занимает расположение накопительных логистических комплексов на ближних подходах к порту. Таким комплексом для Новороссийска должна стать станция 9-й километр в районе г. Крымска, которая сможет выполнять регулирующие функции и для портов Новороссийск, Тамань, Кавказ, и для морских портов полуострова Крым.

Упорядочив железнодорожную составляющую перевозок в НТУ, можно переходить к морской и автотранспортной составляющим, согласовав все перевозки с городскими условиями и инфраструктурой.

 

Морские порты №8 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...