Разные пути повышения мощности подходов к портам

Транспортная политика
Разные пути повышения мощности подходов к портам

Кризисная турбулентность и новые вызовы мировой экономики заставляют Российские власти и бизнес искать нестандартные решения для повышения эффективности экономики отечественной. Многие отрасли, которые в докризисные годы работали относительно стабильно в соответствии с собственными сложившимися традициями, законодательными нормами и ведомственными инструкциями, не форсируя при этом проведение реформ и модернизацию, вынуждены теперь спешно адаптироваться к новым условиям.

Однако по привычке каждая отрасль пытается выжить и решить свои финансовые, инфраструктурные, технические и технологические проблемы самостоятельно, без учета особенностей и интересов смежных отраслей и хозяйствующих субъектов. Не стал исключением и транспорт. Копившиеся годами проблемы законодательного несовершенства, недофинансирования, инфраструктурных ограничений и взаимодействия на стыках между видами транспорта – автомобильным, железнодорожным, водным, – как и следовало ожидать, привели к разбалансированию всей транспортной системы страны, создали участки напряженности на отдельных направлениях, особенно связанных с внешнеторговыми железнодорожными перевозками грузов через морские порты России.

В данной статье сделана попытка проанализировать ряд ограничений пропускной способности железной дороги на подходах к портам, припортовых станций и транспортных узлов на примере Новороссийска.

Сергей Дэльз, генеральный директор ООО «РТК Терминалз Менеджмент», к.т.н.

 

Недостатки железнодорожной инфраструктуры

Периодически недостаток пропускной способности железнодорожных подходов к крупнейшим морским портам, расположенным на главных направлениях внешнеторговых перевозок – Санкт-Петербургу, Мурманску, Новороссийску, Владивостоку, Восточному, Ванино, – проявляется в виде скопления вагонов на припортовых станциях и узлах. Так называемые заторы, как правило, приводят к транспортному коллапсу, невозможности ни подводить вагоны в порт, ни  отводить порожний подвижной состав.

Причин этому немало: от погодных условий в конкретном порту (шторм, дождь, сильный ветер – суда с некоторыми видами грузов не обрабатываются) до проблем локальной диспетчеризации железнодорожных перевозок на ближних подходах к железнодорожному узлу. Однако системных причин, влияющих на общую ритмичную работу, не так много. Одна из них – недостаточная развитость железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам (путей, припортовых станций, тыловых железнодорожных терминалов, в целом транспортных узлов), что выливается в недостаток провозной способности железной дороги.

Если к этому добавить другую системную проблему, сформировавшуюся в результате рыночных реформ, – появление рынков железнодорожных и портовых операторов, на которых сегодня играет большое количество мелких и крупных частных компаний, то вероятность быстрого консолидированного решения транспортных проблем снижается.

А если принять во внимание, что транспортное сообщество, государственные чиновники и политики десятилетиями могут обсуждать и принимать тот или иной закон (законы о морских портах, о железнодорожном транспорте, Устав железнодорожного транспорта, законы о портовых ОЭЗ, о транзите и т.п.), способный повысить синергию и согласованные действия различных видов транспорта, то перспективы не только экономического скачка, который мы все так хотим совершить в условиях обострившегося мирового кризиса и санкций со стороны Запада, но и нормальной работы транспортной системы и вовсе отодвигаются на неопределенное время.

Но вернемся к нашей системной проблеме – неразвитость железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам, и рассмотрим ее на примере Новороссийского транспортного узла. Перерабатывающая и пропускная способность станции Новороссийск – 34 пары грузовых поездов в сутки. Перерабатывающая способность железнодорожных путей необщего пользования станции Новороссийск – 2373 вагона. Среднесуточный грузооборот по станции составляет: погрузка – до 350 вагонов, выгрузка – до 1170 вагонов.

Максимальный грузооборот Новороссийского порта за период 2010-1013 гг. составил 86,8 млн тонн в год (без учета грузооборота КТК – 30,6 млн тонн). Это предел пропускной способности транспортного узла при существующей технологии работы станции и портовых терминалов.

В условиях наращивания грузопотоков нынешнего количества путей на станции Новороссийск явно недостаточно для подбора и формирования передач на более чем 40 путей необщего пользования, а также в районы порта с разбивкой по причалам и грузам.

Самый загруженный из всех парков – Нижний. 75% всех поездов, следующих через станцию Новороссийск, проходит по однопутному соединению между Нижним и блокпостом Кирилловский. В то же время в парк «А», ориентированный на прием грузовых поездов, поступает в 3 раза меньше поездов.

Для отправления грузовых поездов на станции используется всего 8 путей, которых тоже недостаточно. Кроме того, большая концентрация маневровой работы сосредоточена на вытяжном пути Нижнего парка, где идет формирование вагонов для передачи в Центральный район порта и выставляется порожняк. Это также создает неудобства для работы станции.

На  подходах к Новороссийску проблемы провозной способности железной дороги решаются посредством открытия двухпутного движения на участке Краснодар – Новороссийск, Тимашевск – разъезд 9-й километр, строительства логистического узла 9-й километр и строительства пути в обход Краснодара (Кореновск – Тимашевск). Реализация двух последних проектов была начата в связи с проектированием сухогрузного района порта Тамань, рассчитанного на проектную мощность около 100 млн тонн грузов в год.

Частично создание новой железнодорожной инфраструктуры снимает напряженность для подвода/вывода грузовых вагонов в Новороссийске, но полностью проблему «узкого горлышка» не решает. Для нормальной работы Новороссийского порта все же необходимо завершение программы развития Новороссийского транспортного узла, которая, по данным Минтранса, на сегодня выполнена всего лишь на 15%.

 

Другие факторы влияния на пропускную способность РЖД

Самое простое решение – если не хватает провозных мощностей к портам, то нужно строить больше путей, наращивать емкость рабочих парков, закупать больше станционных маневровых тепловозов и увеличивать штат обслуживающих специалистов. Мероприятия, безусловно, нужные и полезные. Но во время периодов снижения грузопотоков вся эта инфраструктура становится избыточной и начинает создавать неэффективные затраты на собственное содержание.

Есть другие способы минимизации проблемы, без значительных капзатрат и инвестирования в масштабные инфраструктурные проекты?

Возьмем, например, Новороссийский транспортный узел (НТУ), для которого несколько лет назад была разработана программа комплексного развития и выполнено обоснование инвестиций.

В результате тщательного изучения ситуации в НТУ, моделирования процессов с учетом роста грузопотоков, развития и строительства новых перегрузочных терминалов, возможностей железнодорожного узла, пропускной способности федеральных автомобильных трасс, улично-дорожной сети Новороссийска, расположения спальных и промышленных районов города был составлен комплексный план мероприятий. Концепция была направлена на сбалансированную работу НТУ, улучшение транспортной ситуации в Новороссийске и построена на том, что железная дорога не мешает автомобильному движению. При этом внутригородской поток отделялся от грузового, а сами грузы проходили структуризацию и формирование на предварительном этапе с учетом технологических особенностей предприятий и терминалов.

К сожалению, большая часть ключевых решений не была реализована, что отразилось на эффективности работы НТУ и постепенно привело к ухудшению функционирования улично-дорожной сети Новороссийска (в часы пик город испытывает практически паралич в движении).

В 2014 году проблема ограниченной пропускной способности железнодорожной станции Новороссийск так и осталась сдерживающим фактором в развитии портовой инфраструктуры. И какие бы планы ни строили стивидоры по модернизации и развитию своих терминалов – все это может остаться на бумаге, не «втиснувшись» в рамки коридора, ведущего к порту, с совокупной пропускной способностью 35 млн тонн грузов в год.

Вместе с тем нужно отметить, что причины затрудненной проходимости грузов кроются не только в неразвитости железнодорожной инфраструктуры. Структура грузопотока – вот важнейший фактор, наиболее влияющий на пропускную способность.

Железнодорожный вагонопоток состоит из маршрутных, групповых и повагонных партий, что и определяет количество времени на предварительную обработку вагонов на станции. Маршруты пропускаются практически без сортировки, групповые партии (технические маршруты) незначительно досортировываются за один проход через горку, а вот повагонные отправки могут застрять на сортировочных операциях.

Таким образом, вагоны сортируются до трех раз на одной и той же станции, что увеличивает время их обработки на 40-60%, а в отдельных случаях – до 70% от общего времени нахождения вагона под предварительной подготовкой для подачи на терминал. Такие повторяющиеся операции занимают пути станции, не пропуская другие грузы до пункта назначения.

Минеральные удобрения, уголь, металл, руда поставляются в порт в основном маршрутными поездами и крупными групповыми отправками, а вот зерно, контейнеры и лесные грузы в большей своей части транспортируются повагонными и небольшими групповыми партиями.

Если в общей структуре вагонопотока при достижении предельной пропускной способности повагонные отправки занимают до 60%, а маршрутные и групповые – до 40%, то распределение общего времени обработки подвижного состава на станции выглядит примерно так: 75-80% от общего времени приходится на повагонные отправки, а 20-25% – на маршрутные и групповые.

Если мы изменим структуру и нарастим долю маршрутов до 60%, а 40% оставим на повагонные и групповые отправки, несомненно, образуется свободный резерв по времени обработки вагонов на станции, и можно будет без труда увеличить грузооборот на величину этого резерва, не боясь коллапса, «брошенных поездов» и конвенций.

 

Рецепт для Новороссийска

Организация маршрутных отправок требует перестройки и согласования работы всех звеньев логистической цепи, в том числе в смежных отраслях. Грузоотправители должны изменить технологию отгрузки вагонов с повагонной на маршрутную, а РЖД необходимо сформировать условия для обработки маршрутов на отправляющей станции и организовать маршрутный коридор.

Принимающим терминалам также необходимо переориентировать технологию под обработку маршрутных партий. При этом основная нагрузка, конечно, ляжет на припортовые железнодорожные станции, которым нужно увеличить интенсивность подачи и уборки вагонов на терминалах и предприятиях и выведение порожняка из транспортного узла на станции ближних подходов.

Как только пойдет согласованный процесс, убежден, сразу обнаружится, что и путей хватает, и станция справляется, и есть резервы для увеличения грузопотока, причем без дополнительных капвложений в железнодорожную инфраструктуру.

Например, участком, определяющим общую пропускную способность Новороссийского железнодорожного узла, является станция Тоннельная, в которой сходятся все входящие и выходящие вагонопотоки. Потенциал стивидорных компаний Новороссийского морского порта давно требует увеличения грузопотока, но разбалансированность звеньев цепи «грузоотправители – железная дорога – принимающие терминалы – морской транспорт» не позволяет качественно обработать даже существующий объем грузов. Конвенции и сбои стали обычным делом в работе Новороссийского порта. Никто из участников процесса не обращает внимания и тем более не координирует общую комплексную ситуацию.

Со стороны РЖД было бы логично определить структуру вагонопотока железнодорожного узла, выявить резервы для «сжатия» повагонных отправок до маршрутов, согласовать терминалам увеличение грузопотока с введением маршрутизации и простимулировать процесс маршрутными коридорами и льготными тарифами. Остальные участники цепочки также должны приложить усилия, чтобы получился синергетический эффект. При этом не нужно забывать, что развитие станции и подходов тоже необходимо включить в общую программу.

Очень важное место в структуризации вагонопотока занимает расположение накопительных логистических комплексов на ближних подходах к порту. Таким комплексом для Новороссийска должна стать станция 9-й километр в районе г. Крымска, которая сможет выполнять регулирующие функции и для портов Новороссийск, Тамань, Кавказ, и для морских портов полуострова Крым.

Упорядочив железнодорожную составляющую перевозок в НТУ, можно переходить к морской и автотранспортной составляющим, согласовав все перевозки с городскими условиями и инфраструктурой.

 

Морские порты №8 (2014)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой Власти Севастополя ускорят разработку технико-экономического обоснования строительства тоннеля под С...

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет На Байкале с помощью подводного аппарата Falcon спасатели провели масштабную операцию «Хрустальная г...

Российская экономика

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге Кубинская компания планирует заказать 4 пассажирских катамарана, рассчитанных на 250 человек каждый,...

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова По состоянию на 18 сентября 2017 года, общий вылов тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяй...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т Суммарный грузооборот терминалов Группы НМТП за январь-август 2017 года составил 97 052 тыс. тонн.

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40%

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40% Перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала (МТФ) «Норникеля» увеличатся почти ...




Морской транспорт

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО Самоподъемная буровая установка «Амазон», вес которой почти 7 тыс. тонн, доставлена морским путем из...

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз Строящийся в Китае самый большой в мире танкер-рудовоз нового поколения спущен на воду на верфи в г...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля Ростовский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в августе 2017 года погрузил более 234...

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго Предложения Минэнерго РФ по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты будут касать...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...