Морской порт Де-Кастри: развитие продолжается

Морские порты
Морской порт Де-Кастри: развитие продолжается

Морской порт Де-Кастри находится на востоке Хабаровского края. Он обеспечивает Дальневосточному региону Российской Федерации возможность круглогодичной навигации и доставки грузов в страны АТР.

С 2006 года порт Де-Кастри, с вводом в действие нефтяного терминала «Сокол», получил дополнительные мощности по перевалке грузов. В настоящее время порт способен отгружать на экспорт 11,5 млн тонн сырой нефти и 250-300 тыс. тонн круглого леса.

Виктор Зимин, капитан морского порта Де-Кастри

 

Немного истории

Порт Де-Кастри был назван по бывшему названию залива Чихачева, на берегу которого он расположен. Залив был открыт французским мореплавателем Лаперузом в 1787 году и назван в честь спонсора экспедиции — морского министра маркиза Де-Кастри.

Поселение было основано в 1853 году. Сначала был построен Александровский пост, позднее появился порт.

При составлении первых планов железнодорожной сети России в 1858 году Н.Н.Муравьев-Амурский предлагал провести железную дорогу между селом Софийское на Амуре и Александровским постом. Эти планы реализованы не были – железная дорога вышла к Тихому океану гораздо южнее, во Владивостоке, и в советское время в Ванино.

В 1890 году Де-Кастри посетил А.П.Чехов. Свои впечатления о поселке он включил в произведение «Остров Сахалин», где Александровский пост упоминается как «несколько домиков и церковь» со священником, приезжающим из поселка Мариинск.

В 1932 году вокруг Де-Кастри были созданы укрепления для защиты от занимавших в то время юг Сахалина японцев. К 1941 году были сформированы 104-й Де-Кастринский укрепрайон и военно-морская база с береговыми орудийными батареями. Во время Великой Отечественной войны в заливе базировались и укрывались советские суда, после войны все укрепления были оставлены.

 

Порт Де-Кастри сегодня

Морской порт Де-Кастри является местом убежища для судов в штормовую погоду. Навигация в порту круглогодичная, в зимнее время осуществляется с помощью двух мощных дизельных ледоколов Дальневосточного пароходства «Адмирал Макаров» и «Ермак».

Площадь акватории порта 68,5 кв.км. Имеется 3 причала протяженностью 361 метр, в том числе 2 причала для погрузки лесоматериалов на экспорт и 1 причал для стоянки судов портофлота, а также выносной точечный причал (ВТП) для погрузки сырой нефти на экспорт и полигон рейдового налива нефти.

Максимальные габариты судов, заходящих в порт к береговым причалам: длина – 150 метров, ширина – 25 метров, осадка – 7,5 метра; судов, обрабатывающихся на рейде, – соответственно 250/50/15 метров.

На территории порта погрузо-разгрузочную деятельность осуществляют ОАО «Дальлеспром» и компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (Exxon Neftegas Limited) – оператор проекта «Сахалин-1».

В рамках проекта «Сахалин-1» порт оснащен выносным погрузочным устройством на ВТП «Сокол» для обработки танкеров-гигантов дедвейтом 110 тыс. тонн, который вынесен в море почти на 6 км. Нефть для погрузки поступает по 221-километровому нефтепроводу с мест добычи на шельфе острова Сахалин.

Общая пропускная способность порта – около 12 млн тонн в год. Грузооборот за 2013 год составил 7,29 млн тонн.

 

Безопасность мореплавания и транспортная безопасность

В соответствии со статьей 11 Закона о морских портах капитан морского порта осуществляет (в том числе) следующие функции: 1) обеспечивает безопасность плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему; 2) обеспечивает транспортную безопасность акватории морского порта, в том числе принимает меры по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта.

В порту действует ограничение движения судов по акватории порта и ограничение грузовых операций судов по гидрометеорологическим условиям, о чем имеются специальные статьи в Обязательных постановлениях в морском порту Де-Кастри.

Наблюдение за состоянием погоды (направлением и силой ветра, высотой волнения) в порту ведется постоянно на судах обеспечения, нефтяных танкерах и ВТП с использованием автоматических метеостанций. Данные о гидрометеорологических факторах с ВТП «Сокол» передаются в автоматическом режиме на терминал компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» и хранятся там на сервере определенный срок.

При получении прогноза об усилении скорости ветра свыше 15 м/с суда, стоящие у причалов морского порта (кроме стоящих у ВТП), должны быть готовы к незамедлительному выходу из морского порта по требованию капитана морского порта. При получении прогноза об усилении скорости ветра до 25 м/с и более или высоте волны 3,5 метра и более суда, стоящие у ВТП, выходят из морского порта.

Швартовные операции к причалам морского порта, за исключением швартовных операций к ВТП, осуществляются при скорости ветра не более 10 м/с. Швартовные операции у ВТП осуществляются при скорости ветра не более 17 м/с.

В акватории порта Де-Кастри действует полусуточный прилив с высотой прилива до 2,5 метра, что, соответственно, накладывает ограничения на швартовные операции сухогрузных судов у причалов №1 и №2, если их максимальная осадка превышает 6,5 метра. Швартовные операции у этих причалов судов с осадкой более 6,5 метра производятся при максимальном уровне воды во время прилива.

С целью полноценного и эффективного контроля за безопасностью движения судов в порту и на подходах к порту в морском порту закончено строительство и производится работа в тестовом режиме системы управления движением судов (СУДС). Ввод СУДС в эксплуатацию намечен на конец 2014 года. В состав оборудования СУДС Де-Кастри входит система радиолокационного обнаружения, сопровождения и проводки судов в акватории порта и на подходах к порту, оборудование Глобальной морской системы связи при бедствии и безопасности (ГМССБ) района А1, оборудование автоматической идентификации судов (АИС), УКВ-радиостанция.

В целях обеспечения транспортной безопасности в морском порту Де-Кастри закончено строительство и производятся пусконаладочные работы инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ). Ввод в эксплуатацию системы ИТСОТБ запланирован также на конец 2014 года.

 

Лоцманская проводка судов в порту

Обязательной и важной составной частью обеспечения безопасности мореплавания в порту является лоцманская проводка судов. Совокупность климатических, гидрометеорологических, гидрологических и навигационно-гидрографических особенностей морского порта Де-Кастри объективно обусловливает необходимость установления в его акватории районов обязательной лоцманской проводки судов, в которых плавание судов может осуществляться только при наличии на борту судна лоцмана – лица, обладающего специализированными знаниями в отношении всех особенностей плавания на акватории морского порта Де-Кастри, а также иными знаниями, необходимыми для безопасного прохода судна по акватории морского порта.

В морском порту осуществляется обязательная лоцманская проводка судов. Границы районов обязательной и района необязательной лоцманской проводки судов в морском порту установлены приказом Минтранса России и опубликованы в Обязательных постановлениях в морском порту Де-Кастри.

 

Работа в ледовых условиях

Морской порт Де-Кастри является замерзающим портом. В зависимости от конкретных гидрометеорологических условий обычно с 10-15 декабря и до 1-10 апреля распоряжением капитана порта объявляется период зимней навигации и ледокольной проводки с указанием имеющихся ограничений для судов по режиму ледового плавания. Данное распоряжение капитана порта публикуется в Навигационных предупреждениях (НАВИП) и на сайте ФГБУ «Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива».

Большое значение в обеспечении безопасности мореплавания в порту и на подходах к порту имеет обеспечение безопасности движения и стоянки судов в условиях зимней навигации. Для выполнения этой задачи оператор нефтеналивного терминала компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» ежегодно заключает с Дальневосточным пароходством договор фрахтования двух мощных линейных ледоколов. Эти ледоколы обеспечивают безопасный проход нефтяных танкеров по Татарскому проливу и безопасную стоянку и погрузку в порту Де-Кастри в ледовых условиях.

Компания также имеет договор с Исследовательским институтом Арктики и Антарктики (ИИАА, г. Санкт-Петербург) на компьютерную обработку, моделирование и прогнозирование ледовых условий в Татарском проливе и предоставление компании-оператору ледовых карт, на которых отображается ледовое состояние в Татарском проливе, дается 24-часовой прогноз ледовых условий и указываются рекомендованные пути следования для танкеров. Ледовые прогнозы и рекомендованные пути следования для танкеров предоставляются согласно договору с 1 декабря по 1 апреля.

В целях обеспечения безопасности движения и стоянки нефтяных танкеров в ледовых условиях в порту Де-Кастри постоянно работают суда обеспечения – ледокольный буксир «Полар Певек», транспортно-буксирное судно «Нефтегаз-70» и буксир ледового класса «Смит Новик». Суда обеспечения одновременно, в комплексе с задействованными маломерными судами и береговыми средствами, являются аварийно-спасательным формированием (АСФ) компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти при проведении грузовых операций на нефтяных танкерах.

Компанией-оператором также разработано специальное руководство («Управление работой терминала в ледовых условиях») для работы и действий нефтяных танкеров, линейных ледоколов и судов обеспечения в сложных ледовых условиях. Согласно данному руководству ледокольный буксир «Полар Певек» производит контроль ледовых условий и при необходимости разбивает крупные массивы льда на мелкие составляющие вблизи от ВТП. А линейные ледоколы «Адмирал Макаров» и «Ермак» производят контроль ледовых условий и при необходимости разбивают крупные массивы льда на мелкие составляющие на удалении от ВТП.

Благодаря этому и другим системным действиям компании-оператора и совместной работы Службы капитана порта за время эксплуатации нефтяного терминала не возникло ни одной чрезвычайной ситуации.

 

Развитие продолжается

Компании «Роснефть» и Exxon Mobil в составе консорциума «Сахалин-1» ввели в эксплуатацию платформу «Беркут» на месторождении Аркутун-Даги, успешно выполнив установку верхнего строения на основание гравитационного типа. Платформа была введена в эксплуатацию 27 июня в ходе видеомоста с президентом РФ Владимиром Путиным.

Уже в ближайшее время на «Беркуте» будут введены в эксплуатацию противопожарные системы и начнется заселение жилого модуля. Осенью текущего года, после завершения имитационных испытаний буровых систем, будет дан старт бурению первой добывающей скважины.

Начало добычи на платформе ожидается в конце этого года. Разработка месторождения Аркутун-Даги позволит добавить к годовой добыче проекта «Сахалин-1» до 4,5 млн тонн нефти. Проект обеспечит существенные инвестиции в экономику Дальневосточного региона.

С одной этой платформы будет пробурено 45 скважин с пиком суточной добычи в 12 тыс. тонн. Предусматривается бурение 28 нефтедобывающих и 16 водонагнетательных скважин и 1 скважины для закачки шлама. Платформа расположена на расстоянии 25 км от берега на участке, где глубина моря достигает 35 метров.

На «Беркуте» установлен самый мощный в мире верхний привод бурового механизма с крутящим моментом верхнего привода 142 килоньютона на метр с подъемной мощностью станка 1150 тонн, что позволяет бурить скважины с максимальным отклонением от вертикали до 7 км – это особенно важно для эффективности и безопасности морского бурения. Здесь впервые установлена система интеграции бурового процесса, то есть процесс бурения осуществляется практически без применения ручного труда.

На платформе впервые в мире применена система сейсмозащиты, позволяющая выдержать удар землетрясения силой в 9 баллов без нарушения работоспособности. «Беркут» не боится низких температур и рассчитан на работу в условиях -44°С, выдержит волну высотой более 18 метров (практически цунами) и давление льда толщиной 2 метра.

Буровая платформа «Беркут» – это уникальное сооружение «Роснефти» на шельфе Российской Федерации. Старт работы «Беркута» усилит позиции России на мировых рынках и укрепит энергетическую безопасность страны.

 

Морские порты №8 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку В морском терминале Большой Камень (Приморский край) при выгрузке портального крана с теплох...

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море Теплоход «Козница» из-за поломки главного двигателя потерял ход и дрейфует на юг со скоростью 3,5 уз...

Российская экономика

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике Экранопланы - летательные аппараты, использующие «эффект экрана» для полетов на сверхнизкой высоте, ...

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов Российские компании достигли договоренностей по освоению крупных месторождений углеводородов в Иране...

Транспортная политика

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) направил в Министерство транспорта России за...

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани Россия, Иран и Азербайджан продолжат трехсторонний формат переговоров по вопросам регионального сотр...

Морские порты

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике «Норникель» завершил в Мурманске масштабную модернизацию перегрузочного терминала (Мурманский тр...

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт»

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт» Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт». Изменение связано с уточнением функций заказчика-застро...




Морской транспорт

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн Чистая прибыль Cosco Shipping Ports (CSP) по итогам 2016 года сократилась на 43%, до $24...

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов Соглашение о сотрудничестве при перевозках на Севморпути подписали в Мурманске компания «Норникель» ...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве РЖД и Железные дороги Исламской Республики Иран подписали документы о сотрудничестве в области желез...

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году Свердловская железная дорога (СвЖД, филиал ОАО «РЖД») в 2017 году направит на капитальный ре...

Авто транспорт

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора Полное совмещение стационарных рамок системы весогабаритного контроля (СВГК) и системы взима...

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор Единая информационно- аналитическая система Ространснадзора будет аккумулировать информацию по автод...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...