Порт Шахтерск – угольное будущее Сахалина

Морские порты
Порт Шахтерск – угольное будущее Сахалина

Морской порт Шахтерск – единственный порт на Сахалине, специализирующийся только на отгрузке угля. Он расположен в Углегорском районе, где добывается более 55% всего объема островной добычи этого ископаемого. В 2010-2012 годах, со сменой собственников порта и его морских терминалов, здесь начались масштабные преобразования. Совершенствуется материально-техническая база, внедряется более современное оборудование, устойчиво растет грузооборот и количество судозаходов.

Наталья Примака, Сахалин

 

Рекорд за рекордом

Морской порт Шахтерск расположен на западном побережье острова Сахалин, на берегу Татарского пролива. Помимо самого порта, специализирующегося на перевалке угля, в него входят морские терминалы Углегорск, Бошняково и Красногорск. Первые два так же занимаются перевалкой угля, добываемого на шахте «Ударновская» и Солнцевском угольном разрезе. (На терминале Красногорск работают главным образом рыбаки, используя маломерный рыбодобывающий флот.) Практически весь добываемый на Сахалине уголь идет на экспорт в Японию, Корею, Китай.

Основные объемы угля отгружаются через порт Шахтерск, площадь акватории которого составляет 12,4 кв. км, а пропускная способность – 2,3 млн тонн в год. В порту 28 причалов общей протяженностью 2113 погонных метров. Сегодня в Сахалинской области только Шахтерск имеет специализированный угольный терминал для обработки судов у причальной стенки. В час на нем перерабатывается около 2 тыс. тонн угля. Отгрузка угля здесь осуществляется с марта по декабрь, когда позволяет ледовая обстановка.

Подробно о развитии порта мы поговорили с исполняющим обязанности капитана порта Шахтерск Игорем Милешиным, который рассказал, что порт начал активно развиваться только в 2012 году, с приходом сюда компании «Сахалинуголь» (теперь ООО «Восточная горнорудная компания», ВГК).

На средства нового собственника был построен угольный терминал, в рекордно короткие сроки (за два с небольшим месяца) запущена новая конвейерная линия протяженностью 600 метров. Расширился угольный склад – теперь он способен накапливать до 300 тыс. тонн. Для рейдовой перевалки угля на крупнотоннажные суда было приобретено судно грузоподъемностью 1 тыс. тонн (такая технология погрузки в истории морского порта  использовалась впервые). Портофлот пополнился 2 теплоходами дедвейтом 3,5 тыс. тонн и 2 судами дедвейтом 1,8 тыс. тонн (изначально в распоряжении стивидорной компании были 300-тонная баржа, 2 буксира и 2 самоходных плашкоута).

– Руководство угольной компании сразу же приступило к обновлению парка механизации. Взамен старой транспортерной галереи, соединяющей фабричные складские площади с угольным причалом, появились новая погрузочная машина, ленточные транспортеры с лентой шириной 1,5 метра и бункер вместимостью 35 кубометров. Было закуплено новое перегрузочное оборудование – к экскаватору и 2 фронтальным погрузчикам прибавились 4 двенадцатикубовых грейфера, 4 фронтальных погрузчика, мобильный кран «Либхерр», – рассказывает И. Милешин. – Это в несколько раз увеличило скорость загрузки судов на рейде».

Модернизация перегрузочного комплекса и внедрение новых технологий погрузки судов дали положительные результаты. Уже в первый год после модернизации компанией-оператором было переработано 563,4 тыс. тонн угля – небывалый для порта показатель. А в 2013 году впервые в истории порта его грузооборот составил 1,24 млн тонн. С января по сентябрь 2014 года этот показатель уже превысил 1,5 млн тонн. По итогам года компания планирует перевалить 2 млн тонн угля. Таким образом, грузооборот порта Шахтерск за два года увеличился в 4 раза.

 

Грандиозные планы угольщиков

– Еще более масштабны планы угольщиков на ближайшее будущее, – продолжает и.о. капитана порта Шахтерск. – В 2015 году «Восточная горнорудная компания» намерена увеличить рейдовую перевалку угля до 3-4 млн тонн в год, а в перспективе довести ее до 10-12 млн тонн. Это станет возможно благодаря одновременному наращиванию мощностей по разработке Солнцевского угольного разреза, подтвержденные запасы которого составляют более 250 млн тонн.

Как поведал И. Милешин, для осуществления столь грандиозных планов ВГК намечено строительство нового терминала с выносной эстакадой до естественных глубин. Параллельно будет возводиться транспортная магистраль, соединяющая порт с угольным разрезом. Предполагается, что это будет конвейерная линия длиной 37 км, ввод которой обеспечит бесперебойную подачу угля с месторождения на портовые склады в необходимом объеме. Такой способ транспортировки позволит отказаться от автомобильной перевозки угля, что в свою очередь позволит существенно обезопасить экологию района.

Для успешной реализации проекта ВГК были привлечены ведущие международные инжиниринговые и консалтинговые компании, ведущие эксперты по организации логистики морских портов, работе угольных разрезов, разработке крупнейших инвестиционных проектов в сфере строительства и организации экономики портов.

Концепцию проекта транспортной магистрали разработала голландская фирма Royal Haskoning. На основании этой концепции будет выполнено техническое задание на проектирование, которое планируется начать до конца года. На данном этапе над проектом работает компания с международным именем McKinsey. Предполагается, что его реализация позволит осуществлять отгрузку угля круглый год в любую погоду.

 

Перспективы терминалов Бошняково и Углегорск

Входящие в состав морского порта Шахтерск терминалы Бошняково и Углегорск, причалы которых с 2012 года арендует ВГК, тоже активно развиваются. Грузооборот Бошняково за 3 года увеличился в 1,5 раза: если в 2012 году здесь было переработано 269 тыс. тонн угля, с января по сентябрь 2014 года – 306,9 тыс. тонн, то до конца года этот показатель составит 400 тыс. тонн. В планах компании-оператора полное обновление парка перегрузочной техники.

– В последние годы на терминале обновлена кранцевая защита северной, южной и восточной причальных стенок. В следующем году намечен их ремонт. В течение трех ближайших лет планируется капитальный ремонт северного и южного входных молов, защищающих внутреннюю гавань от штормовых ветров. Сейчас они практически отсутствуют, вход в гавань обозначают буи, – дополняет результаты работы компании планами государства И. Милешин.

Модернизация морского терминала Углегорск началась еще раньше. Стивидорная компания «Порт Углегорский» пришла сюда еще в 2010 году и сразу сделала серьезные капиталовложения. Для перевалки угля на рейде было приобретено 5 восьмикубовых грейферов и 4 самоходных плашкоута, что вдвое сократило время погрузки и выгрузки судов. Были демонтированы старые складские помещения, в результате чего расширились площади для складирования угля. Ремонт бытовых помещений, автобоксов, котельной и водопроводных коммуникаций, благоустройство территории улучшили условия труда и вернули внешнюю солидность терминалу.

– Параллельно велась утилизация старого флота. По всей площади внутреннего ковша терминала были затоплены или находились на плаву около десятка самоходных барж и плашкоутов, не пригодных к эксплуатации. Еще пять плавсредств различного типа,  представлявшие груду металлолома, располагались на прикордонной части ковша. Они не только мешали процессу погрузки, но и наносили вред экологии, – вспоминает И. Милешин. – Служба капитана морского порта Шахтерск провела большую работу с владельцами затонувшего и брошенного в море имущества по его подъему и утилизации. И сегодня картина в акватории терминала намного отличается от прежней.

Проведение мероприятий по модернизации терминала Углегорск, наведению порядка на его территории и акватории, по словам и.о. капитана порта, положительно сказалось на объемах грузооборота. Если раньше терминал отгружал не более 200 тыс. тонн угля в год, то в 2010 году – 540,3 тыс. тонн, в 2011-м – почти 859 тыс. тонн, в 2012-м – 906 тыс. тонн угля. Правда, в последующие 2 года объемы грузооборота несколько снизились: в 2013 году он составил чуть более 610 тыс. тонн, а с начала 2014 года – 357,4 тыс. тонн. Однако в ближайшей перспективе стивидорная компания намерена не только вернуться к показателям двухлетней давности, но и существенно их нарастить.

В настоящее время компанией ведется проектирование комплекса по перегрузке угля, окончание которого планируется в 2015 году. Новые мощности позволят перегружать до 3 млн тонн угля в год. Предположительно комплекс будет построен к 2016 году.

Во многом серьезным переменам в морском порту Шахтерск, наращиванию его грузооборота и повышению объема морских перевозок способствовали планы и усилия государства по восстановлению и реконструкции порта. Под руководством Росморречфлота и при участии ФГУП «Росморпорт» в порту Шахтерск и на терминалах Бошняково и Углегорск были реконструированы гидротехнические сооружения, установлены защитные сооружения и новые средства навигационного оборудования, восстановлен южный и западный молы, построена вторая очередь угольного причала, были проведены (и в настоящий момент непрерывно ведутся) серьезные дноуглубительные работы в ковше морского порта.

– С целью гарантированного обеспечения безопасности мореплавания в Сахалинском филиале ФГУП «Росморпорт» создана лоцманская служба, осуществляющая проводку и швартовку судов к угольным причалам, – продолжает рассказ и.о. капитана порта. – В июне 2014 года расширены границы акваторий морского порта Шахтерск и терминала Углегорск, что позволяет заходить в них судам грузоподъемностью до 50-60 тыс. тонн – раньше в порту велась обработка судов грузоподъемностью не более 15 тыс. тонн. Сейчас готовятся документы по расширению границ акватории терминала Бошняково.

О многом еще рассказал Игорь Милешин с точки зрения развития и перспектив Шахтерска, не забыл упомянуть и о таком важном для стивидоров объекте, как пункт пропуска через государственную границу РФ. В следующем году этот объект планируется обустроить в порту для оформления судов и грузов пограничными и таможенными органами. Введение в эксплуатацию пункта пропуска в Шахтерске существенно сократит время пребывания судов в порту и в пути, а в конечном итоге снизит себестоимость перевозки угля.

 

Морские порты №7 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку В морском терминале Большой Камень (Приморский край) при выгрузке портального крана с теплох...

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море Теплоход «Козница» из-за поломки главного двигателя потерял ход и дрейфует на юг со скоростью 3,5 уз...

Российская экономика

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике Экранопланы - летательные аппараты, использующие «эффект экрана» для полетов на сверхнизкой высоте, ...

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов Российские компании достигли договоренностей по освоению крупных месторождений углеводородов в Иране...

Транспортная политика

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) направил в Министерство транспорта России за...

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани Россия, Иран и Азербайджан продолжат трехсторонний формат переговоров по вопросам регионального сотр...

Морские порты

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике «Норникель» завершил в Мурманске масштабную модернизацию перегрузочного терминала (Мурманский тр...

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт»

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт» Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт». Изменение связано с уточнением функций заказчика-застро...




Морской транспорт

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн Чистая прибыль Cosco Shipping Ports (CSP) по итогам 2016 года сократилась на 43%, до $24...

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов Соглашение о сотрудничестве при перевозках на Севморпути подписали в Мурманске компания «Норникель» ...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве РЖД и Железные дороги Исламской Республики Иран подписали документы о сотрудничестве в области желез...

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году Свердловская железная дорога (СвЖД, филиал ОАО «РЖД») в 2017 году направит на капитальный ре...

Авто транспорт

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора Полное совмещение стационарных рамок системы весогабаритного контроля (СВГК) и системы взима...

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор Единая информационно- аналитическая система Ространснадзора будет аккумулировать информацию по автод...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...