Порт Шахтерск – угольное будущее Сахалина

Морские порты
Порт Шахтерск – угольное будущее Сахалина

Морской порт Шахтерск – единственный порт на Сахалине, специализирующийся только на отгрузке угля. Он расположен в Углегорском районе, где добывается более 55% всего объема островной добычи этого ископаемого. В 2010-2012 годах, со сменой собственников порта и его морских терминалов, здесь начались масштабные преобразования. Совершенствуется материально-техническая база, внедряется более современное оборудование, устойчиво растет грузооборот и количество судозаходов.

Наталья Примака, Сахалин

 

Рекорд за рекордом

Морской порт Шахтерск расположен на западном побережье острова Сахалин, на берегу Татарского пролива. Помимо самого порта, специализирующегося на перевалке угля, в него входят морские терминалы Углегорск, Бошняково и Красногорск. Первые два так же занимаются перевалкой угля, добываемого на шахте «Ударновская» и Солнцевском угольном разрезе. (На терминале Красногорск работают главным образом рыбаки, используя маломерный рыбодобывающий флот.) Практически весь добываемый на Сахалине уголь идет на экспорт в Японию, Корею, Китай.

Основные объемы угля отгружаются через порт Шахтерск, площадь акватории которого составляет 12,4 кв. км, а пропускная способность – 2,3 млн тонн в год. В порту 28 причалов общей протяженностью 2113 погонных метров. Сегодня в Сахалинской области только Шахтерск имеет специализированный угольный терминал для обработки судов у причальной стенки. В час на нем перерабатывается около 2 тыс. тонн угля. Отгрузка угля здесь осуществляется с марта по декабрь, когда позволяет ледовая обстановка.

Подробно о развитии порта мы поговорили с исполняющим обязанности капитана порта Шахтерск Игорем Милешиным, который рассказал, что порт начал активно развиваться только в 2012 году, с приходом сюда компании «Сахалинуголь» (теперь ООО «Восточная горнорудная компания», ВГК).

На средства нового собственника был построен угольный терминал, в рекордно короткие сроки (за два с небольшим месяца) запущена новая конвейерная линия протяженностью 600 метров. Расширился угольный склад – теперь он способен накапливать до 300 тыс. тонн. Для рейдовой перевалки угля на крупнотоннажные суда было приобретено судно грузоподъемностью 1 тыс. тонн (такая технология погрузки в истории морского порта  использовалась впервые). Портофлот пополнился 2 теплоходами дедвейтом 3,5 тыс. тонн и 2 судами дедвейтом 1,8 тыс. тонн (изначально в распоряжении стивидорной компании были 300-тонная баржа, 2 буксира и 2 самоходных плашкоута).

– Руководство угольной компании сразу же приступило к обновлению парка механизации. Взамен старой транспортерной галереи, соединяющей фабричные складские площади с угольным причалом, появились новая погрузочная машина, ленточные транспортеры с лентой шириной 1,5 метра и бункер вместимостью 35 кубометров. Было закуплено новое перегрузочное оборудование – к экскаватору и 2 фронтальным погрузчикам прибавились 4 двенадцатикубовых грейфера, 4 фронтальных погрузчика, мобильный кран «Либхерр», – рассказывает И. Милешин. – Это в несколько раз увеличило скорость загрузки судов на рейде».

Модернизация перегрузочного комплекса и внедрение новых технологий погрузки судов дали положительные результаты. Уже в первый год после модернизации компанией-оператором было переработано 563,4 тыс. тонн угля – небывалый для порта показатель. А в 2013 году впервые в истории порта его грузооборот составил 1,24 млн тонн. С января по сентябрь 2014 года этот показатель уже превысил 1,5 млн тонн. По итогам года компания планирует перевалить 2 млн тонн угля. Таким образом, грузооборот порта Шахтерск за два года увеличился в 4 раза.

 

Грандиозные планы угольщиков

– Еще более масштабны планы угольщиков на ближайшее будущее, – продолжает и.о. капитана порта Шахтерск. – В 2015 году «Восточная горнорудная компания» намерена увеличить рейдовую перевалку угля до 3-4 млн тонн в год, а в перспективе довести ее до 10-12 млн тонн. Это станет возможно благодаря одновременному наращиванию мощностей по разработке Солнцевского угольного разреза, подтвержденные запасы которого составляют более 250 млн тонн.

Как поведал И. Милешин, для осуществления столь грандиозных планов ВГК намечено строительство нового терминала с выносной эстакадой до естественных глубин. Параллельно будет возводиться транспортная магистраль, соединяющая порт с угольным разрезом. Предполагается, что это будет конвейерная линия длиной 37 км, ввод которой обеспечит бесперебойную подачу угля с месторождения на портовые склады в необходимом объеме. Такой способ транспортировки позволит отказаться от автомобильной перевозки угля, что в свою очередь позволит существенно обезопасить экологию района.

Для успешной реализации проекта ВГК были привлечены ведущие международные инжиниринговые и консалтинговые компании, ведущие эксперты по организации логистики морских портов, работе угольных разрезов, разработке крупнейших инвестиционных проектов в сфере строительства и организации экономики портов.

Концепцию проекта транспортной магистрали разработала голландская фирма Royal Haskoning. На основании этой концепции будет выполнено техническое задание на проектирование, которое планируется начать до конца года. На данном этапе над проектом работает компания с международным именем McKinsey. Предполагается, что его реализация позволит осуществлять отгрузку угля круглый год в любую погоду.

 

Перспективы терминалов Бошняково и Углегорск

Входящие в состав морского порта Шахтерск терминалы Бошняково и Углегорск, причалы которых с 2012 года арендует ВГК, тоже активно развиваются. Грузооборот Бошняково за 3 года увеличился в 1,5 раза: если в 2012 году здесь было переработано 269 тыс. тонн угля, с января по сентябрь 2014 года – 306,9 тыс. тонн, то до конца года этот показатель составит 400 тыс. тонн. В планах компании-оператора полное обновление парка перегрузочной техники.

– В последние годы на терминале обновлена кранцевая защита северной, южной и восточной причальных стенок. В следующем году намечен их ремонт. В течение трех ближайших лет планируется капитальный ремонт северного и южного входных молов, защищающих внутреннюю гавань от штормовых ветров. Сейчас они практически отсутствуют, вход в гавань обозначают буи, – дополняет результаты работы компании планами государства И. Милешин.

Модернизация морского терминала Углегорск началась еще раньше. Стивидорная компания «Порт Углегорский» пришла сюда еще в 2010 году и сразу сделала серьезные капиталовложения. Для перевалки угля на рейде было приобретено 5 восьмикубовых грейферов и 4 самоходных плашкоута, что вдвое сократило время погрузки и выгрузки судов. Были демонтированы старые складские помещения, в результате чего расширились площади для складирования угля. Ремонт бытовых помещений, автобоксов, котельной и водопроводных коммуникаций, благоустройство территории улучшили условия труда и вернули внешнюю солидность терминалу.

– Параллельно велась утилизация старого флота. По всей площади внутреннего ковша терминала были затоплены или находились на плаву около десятка самоходных барж и плашкоутов, не пригодных к эксплуатации. Еще пять плавсредств различного типа,  представлявшие груду металлолома, располагались на прикордонной части ковша. Они не только мешали процессу погрузки, но и наносили вред экологии, – вспоминает И. Милешин. – Служба капитана морского порта Шахтерск провела большую работу с владельцами затонувшего и брошенного в море имущества по его подъему и утилизации. И сегодня картина в акватории терминала намного отличается от прежней.

Проведение мероприятий по модернизации терминала Углегорск, наведению порядка на его территории и акватории, по словам и.о. капитана порта, положительно сказалось на объемах грузооборота. Если раньше терминал отгружал не более 200 тыс. тонн угля в год, то в 2010 году – 540,3 тыс. тонн, в 2011-м – почти 859 тыс. тонн, в 2012-м – 906 тыс. тонн угля. Правда, в последующие 2 года объемы грузооборота несколько снизились: в 2013 году он составил чуть более 610 тыс. тонн, а с начала 2014 года – 357,4 тыс. тонн. Однако в ближайшей перспективе стивидорная компания намерена не только вернуться к показателям двухлетней давности, но и существенно их нарастить.

В настоящее время компанией ведется проектирование комплекса по перегрузке угля, окончание которого планируется в 2015 году. Новые мощности позволят перегружать до 3 млн тонн угля в год. Предположительно комплекс будет построен к 2016 году.

Во многом серьезным переменам в морском порту Шахтерск, наращиванию его грузооборота и повышению объема морских перевозок способствовали планы и усилия государства по восстановлению и реконструкции порта. Под руководством Росморречфлота и при участии ФГУП «Росморпорт» в порту Шахтерск и на терминалах Бошняково и Углегорск были реконструированы гидротехнические сооружения, установлены защитные сооружения и новые средства навигационного оборудования, восстановлен южный и западный молы, построена вторая очередь угольного причала, были проведены (и в настоящий момент непрерывно ведутся) серьезные дноуглубительные работы в ковше морского порта.

– С целью гарантированного обеспечения безопасности мореплавания в Сахалинском филиале ФГУП «Росморпорт» создана лоцманская служба, осуществляющая проводку и швартовку судов к угольным причалам, – продолжает рассказ и.о. капитана порта. – В июне 2014 года расширены границы акваторий морского порта Шахтерск и терминала Углегорск, что позволяет заходить в них судам грузоподъемностью до 50-60 тыс. тонн – раньше в порту велась обработка судов грузоподъемностью не более 15 тыс. тонн. Сейчас готовятся документы по расширению границ акватории терминала Бошняково.

О многом еще рассказал Игорь Милешин с точки зрения развития и перспектив Шахтерска, не забыл упомянуть и о таком важном для стивидоров объекте, как пункт пропуска через государственную границу РФ. В следующем году этот объект планируется обустроить в порту для оформления судов и грузов пограничными и таможенными органами. Введение в эксплуатацию пункта пропуска в Шахтерске существенно сократит время пребывания судов в порту и в пути, а в конечном итоге снизит себестоимость перевозки угля.

 

Морские порты №7 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

«Крузенштерн» и «Седов» взяли курс на Клайпеду

«Крузенштерн» и «Седов» взяли курс на Клайпеду От берегов финского порта Турку стартовала Балтийская регата парусных судов. Маршрут включает две пу...

Американский корабль открыл предупредительный огонь по иранскому судну

Американский корабль открыл предупредительный огонь по иранскому судну Корабль ВМС США открыл предупредительный огонь по иранскому патрульному судну в Персидском заливе.

Российская экономика

Корпорацию развития Дальнего Востока уличили в нарушениях прав инвесторов

Корпорацию развития Дальнего Востока уличили в нарушениях прав инвесторов Генпрокуратура РФ внесла в адрес гендиректора АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ...

ОСК передает ледокол «Виктор Черномырдин» «Адмиралтейским верфям» – СМИ

ОСК передает ледокол «Виктор Черномырдин» «Адмиралтейским верфям» – СМИ «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) пытается ускорить затянувшиеся сроки выпуск...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» посетил Петропавловский филиал предприятия

Исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» посетил Петропавловский филиал предприятия С 24 по 25 июля 2017 года состоялась рабочая поездка Исполнительного директора ФГУП «Росморпорт» Анд...

Докеры Мурманского морского рыбного порта установили новый рекорд – выгрузили 2027 тонн за одни сутки

Докеры Мурманского морского рыбного порта установили новый рекорд – выгрузили 2027 тонн за одни сутки Новый рекорд поставили докеры Мурманского морского рыбного порта(ММРП), выгрузив за сутки 20...




Морской транспорт

Астраханский филиал Росморпорта пополнился новым катером с ледовым усилением

Астраханский филиал Росморпорта пополнился новым катером с ледовым усилением В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 20.06.2017 № 223 Астраханскому филиалу передан новый ...

Паром «Petersburg» вышел на линию Усть-Луга – Балтийск

Паром «Petersburg» вышел на линию Усть-Луга – Балтийск После длительного перерыва на паромную линию Усть-Луга – Балтийск вернулся паром «Petersburg». Первы...

Речной транспорт

Речники Ленского бассейна обеспечивают навигацию вопреки экстремальному сопротивлению стихии

Речники Ленского бассейна обеспечивают навигацию вопреки экстремальному сопротивлению стихии Навигация 2017 года в Ленском бассейне потребовала от речников дополнительных усилий и особо слаженн...

Верховный Суд РФ потребовал пересмотреть дело Светланы Медведевой

Верховный Суд РФ потребовал пересмотреть дело Светланы Медведевой Верховный Суд РФ, 24 июля, удовлетворил кассационную жалобу Светланы Медведевой, которая в течение п...

Ж/Д транспорт

ПГК увеличила погрузку в крытых вагонах в I полугодии 2017 года на Северо-Западе на 50%

ПГК увеличила погрузку в крытых вагонах в I полугодии 2017 года на Северо-Западе на 50% Санкт-Петербургский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) увеличил погрузку в крытом по...

Документы по новому составу совета директоров РЖД на подписи у премьер-министра – Дворкович

Документы по новому составу совета директоров РЖД на подписи у премьер-министра – Дворкович Новый состав совета директоров РЖД еще не согласован, однако документы подготовлены и направлены на ...

Авто транспорт

Ространснадзор планирует запустить единую систему контроля транспортных средств не позднее 2020 года

Ространснадзор планирует запустить единую систему контроля транспортных средств не позднее 2020 года Ространснадзор планирует запустить в эксплуатацию единую информационно-аналитическую систему контрол...

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...