Порт Шахтерск – угольное будущее Сахалина

Морские порты
Порт Шахтерск – угольное будущее Сахалина

Морской порт Шахтерск – единственный порт на Сахалине, специализирующийся только на отгрузке угля. Он расположен в Углегорском районе, где добывается более 55% всего объема островной добычи этого ископаемого. В 2010-2012 годах, со сменой собственников порта и его морских терминалов, здесь начались масштабные преобразования. Совершенствуется материально-техническая база, внедряется более современное оборудование, устойчиво растет грузооборот и количество судозаходов.

Наталья Примака, Сахалин

 

Рекорд за рекордом

Морской порт Шахтерск расположен на западном побережье острова Сахалин, на берегу Татарского пролива. Помимо самого порта, специализирующегося на перевалке угля, в него входят морские терминалы Углегорск, Бошняково и Красногорск. Первые два так же занимаются перевалкой угля, добываемого на шахте «Ударновская» и Солнцевском угольном разрезе. (На терминале Красногорск работают главным образом рыбаки, используя маломерный рыбодобывающий флот.) Практически весь добываемый на Сахалине уголь идет на экспорт в Японию, Корею, Китай.

Основные объемы угля отгружаются через порт Шахтерск, площадь акватории которого составляет 12,4 кв. км, а пропускная способность – 2,3 млн тонн в год. В порту 28 причалов общей протяженностью 2113 погонных метров. Сегодня в Сахалинской области только Шахтерск имеет специализированный угольный терминал для обработки судов у причальной стенки. В час на нем перерабатывается около 2 тыс. тонн угля. Отгрузка угля здесь осуществляется с марта по декабрь, когда позволяет ледовая обстановка.

Подробно о развитии порта мы поговорили с исполняющим обязанности капитана порта Шахтерск Игорем Милешиным, который рассказал, что порт начал активно развиваться только в 2012 году, с приходом сюда компании «Сахалинуголь» (теперь ООО «Восточная горнорудная компания», ВГК).

На средства нового собственника был построен угольный терминал, в рекордно короткие сроки (за два с небольшим месяца) запущена новая конвейерная линия протяженностью 600 метров. Расширился угольный склад – теперь он способен накапливать до 300 тыс. тонн. Для рейдовой перевалки угля на крупнотоннажные суда было приобретено судно грузоподъемностью 1 тыс. тонн (такая технология погрузки в истории морского порта  использовалась впервые). Портофлот пополнился 2 теплоходами дедвейтом 3,5 тыс. тонн и 2 судами дедвейтом 1,8 тыс. тонн (изначально в распоряжении стивидорной компании были 300-тонная баржа, 2 буксира и 2 самоходных плашкоута).

– Руководство угольной компании сразу же приступило к обновлению парка механизации. Взамен старой транспортерной галереи, соединяющей фабричные складские площади с угольным причалом, появились новая погрузочная машина, ленточные транспортеры с лентой шириной 1,5 метра и бункер вместимостью 35 кубометров. Было закуплено новое перегрузочное оборудование – к экскаватору и 2 фронтальным погрузчикам прибавились 4 двенадцатикубовых грейфера, 4 фронтальных погрузчика, мобильный кран «Либхерр», – рассказывает И. Милешин. – Это в несколько раз увеличило скорость загрузки судов на рейде».

Модернизация перегрузочного комплекса и внедрение новых технологий погрузки судов дали положительные результаты. Уже в первый год после модернизации компанией-оператором было переработано 563,4 тыс. тонн угля – небывалый для порта показатель. А в 2013 году впервые в истории порта его грузооборот составил 1,24 млн тонн. С января по сентябрь 2014 года этот показатель уже превысил 1,5 млн тонн. По итогам года компания планирует перевалить 2 млн тонн угля. Таким образом, грузооборот порта Шахтерск за два года увеличился в 4 раза.

 

Грандиозные планы угольщиков

– Еще более масштабны планы угольщиков на ближайшее будущее, – продолжает и.о. капитана порта Шахтерск. – В 2015 году «Восточная горнорудная компания» намерена увеличить рейдовую перевалку угля до 3-4 млн тонн в год, а в перспективе довести ее до 10-12 млн тонн. Это станет возможно благодаря одновременному наращиванию мощностей по разработке Солнцевского угольного разреза, подтвержденные запасы которого составляют более 250 млн тонн.

Как поведал И. Милешин, для осуществления столь грандиозных планов ВГК намечено строительство нового терминала с выносной эстакадой до естественных глубин. Параллельно будет возводиться транспортная магистраль, соединяющая порт с угольным разрезом. Предполагается, что это будет конвейерная линия длиной 37 км, ввод которой обеспечит бесперебойную подачу угля с месторождения на портовые склады в необходимом объеме. Такой способ транспортировки позволит отказаться от автомобильной перевозки угля, что в свою очередь позволит существенно обезопасить экологию района.

Для успешной реализации проекта ВГК были привлечены ведущие международные инжиниринговые и консалтинговые компании, ведущие эксперты по организации логистики морских портов, работе угольных разрезов, разработке крупнейших инвестиционных проектов в сфере строительства и организации экономики портов.

Концепцию проекта транспортной магистрали разработала голландская фирма Royal Haskoning. На основании этой концепции будет выполнено техническое задание на проектирование, которое планируется начать до конца года. На данном этапе над проектом работает компания с международным именем McKinsey. Предполагается, что его реализация позволит осуществлять отгрузку угля круглый год в любую погоду.

 

Перспективы терминалов Бошняково и Углегорск

Входящие в состав морского порта Шахтерск терминалы Бошняково и Углегорск, причалы которых с 2012 года арендует ВГК, тоже активно развиваются. Грузооборот Бошняково за 3 года увеличился в 1,5 раза: если в 2012 году здесь было переработано 269 тыс. тонн угля, с января по сентябрь 2014 года – 306,9 тыс. тонн, то до конца года этот показатель составит 400 тыс. тонн. В планах компании-оператора полное обновление парка перегрузочной техники.

– В последние годы на терминале обновлена кранцевая защита северной, южной и восточной причальных стенок. В следующем году намечен их ремонт. В течение трех ближайших лет планируется капитальный ремонт северного и южного входных молов, защищающих внутреннюю гавань от штормовых ветров. Сейчас они практически отсутствуют, вход в гавань обозначают буи, – дополняет результаты работы компании планами государства И. Милешин.

Модернизация морского терминала Углегорск началась еще раньше. Стивидорная компания «Порт Углегорский» пришла сюда еще в 2010 году и сразу сделала серьезные капиталовложения. Для перевалки угля на рейде было приобретено 5 восьмикубовых грейферов и 4 самоходных плашкоута, что вдвое сократило время погрузки и выгрузки судов. Были демонтированы старые складские помещения, в результате чего расширились площади для складирования угля. Ремонт бытовых помещений, автобоксов, котельной и водопроводных коммуникаций, благоустройство территории улучшили условия труда и вернули внешнюю солидность терминалу.

– Параллельно велась утилизация старого флота. По всей площади внутреннего ковша терминала были затоплены или находились на плаву около десятка самоходных барж и плашкоутов, не пригодных к эксплуатации. Еще пять плавсредств различного типа,  представлявшие груду металлолома, располагались на прикордонной части ковша. Они не только мешали процессу погрузки, но и наносили вред экологии, – вспоминает И. Милешин. – Служба капитана морского порта Шахтерск провела большую работу с владельцами затонувшего и брошенного в море имущества по его подъему и утилизации. И сегодня картина в акватории терминала намного отличается от прежней.

Проведение мероприятий по модернизации терминала Углегорск, наведению порядка на его территории и акватории, по словам и.о. капитана порта, положительно сказалось на объемах грузооборота. Если раньше терминал отгружал не более 200 тыс. тонн угля в год, то в 2010 году – 540,3 тыс. тонн, в 2011-м – почти 859 тыс. тонн, в 2012-м – 906 тыс. тонн угля. Правда, в последующие 2 года объемы грузооборота несколько снизились: в 2013 году он составил чуть более 610 тыс. тонн, а с начала 2014 года – 357,4 тыс. тонн. Однако в ближайшей перспективе стивидорная компания намерена не только вернуться к показателям двухлетней давности, но и существенно их нарастить.

В настоящее время компанией ведется проектирование комплекса по перегрузке угля, окончание которого планируется в 2015 году. Новые мощности позволят перегружать до 3 млн тонн угля в год. Предположительно комплекс будет построен к 2016 году.

Во многом серьезным переменам в морском порту Шахтерск, наращиванию его грузооборота и повышению объема морских перевозок способствовали планы и усилия государства по восстановлению и реконструкции порта. Под руководством Росморречфлота и при участии ФГУП «Росморпорт» в порту Шахтерск и на терминалах Бошняково и Углегорск были реконструированы гидротехнические сооружения, установлены защитные сооружения и новые средства навигационного оборудования, восстановлен южный и западный молы, построена вторая очередь угольного причала, были проведены (и в настоящий момент непрерывно ведутся) серьезные дноуглубительные работы в ковше морского порта.

– С целью гарантированного обеспечения безопасности мореплавания в Сахалинском филиале ФГУП «Росморпорт» создана лоцманская служба, осуществляющая проводку и швартовку судов к угольным причалам, – продолжает рассказ и.о. капитана порта. – В июне 2014 года расширены границы акваторий морского порта Шахтерск и терминала Углегорск, что позволяет заходить в них судам грузоподъемностью до 50-60 тыс. тонн – раньше в порту велась обработка судов грузоподъемностью не более 15 тыс. тонн. Сейчас готовятся документы по расширению границ акватории терминала Бошняково.

О многом еще рассказал Игорь Милешин с точки зрения развития и перспектив Шахтерска, не забыл упомянуть и о таком важном для стивидоров объекте, как пункт пропуска через государственную границу РФ. В следующем году этот объект планируется обустроить в порту для оформления судов и грузов пограничными и таможенными органами. Введение в эксплуатацию пункта пропуска в Шахтерске существенно сократит время пребывания судов в порту и в пути, а в конечном итоге снизит себестоимость перевозки угля.

 

Морские порты №7 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...