Порт Зарубино: роль в развитии внешней торговли России

Морские порты
Порт Зарубино: роль в развитии внешней торговли России

В современных условиях рыночной экономики динамика развития транспортных услуг, в том числе портовой инфраструктуры, служит одним из наиболее ярких показателей фактического положения дел в области внешнеторгового оборота России. Именно поэтому руководство Приморского края большое внимание уделяет развитию портов региона, подходных путей к ним и в целом пропускной способности Транссибирской железнодорожной магистрали.

В настоящее время правительством РФ одобрена новая экспортно-ориентированная модель экономического развития страны, меняется подход к программе развития Дальнего Востока, который заключается в поддержке инвестиционных проектов в высокой степени готовности, рассчитанных на привлечение в экономику региона около 2,4 трлн рублей в ближайшее время. Также меняются принципы обеспечения экономической безопасности страны: Россия в Приморском крае теперь строит не форпост, а коммуникационную площадку для интеграции в международную транспортную систему.

Петр Романов, капитан морского порта Зарубино ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

 

Выгодное местоположение

Морской порт Зарубино, так же как и все морские порты Приморского края, является торговыми воротами России и площадкой для развития коммуникаций с такими странами, как Япония, Южная Корея, Китай, Монголия, странами Северо-Восточной Азии (СВА) и всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Он может связать эти страны между собой в сквозной системе товародвижения.

По своему географическому и геополитическому положению порт Зарубино, расположенный в бухте Троицы на юге Приморья, способен реализовать потенциал России в международных транзитных перевозках на Дальнем Востоке и обеспечить увеличение внешнеторгового оборота страны.

Порт Зарубино с проектным грузооборотом 1,2 млн тонн грузов в год имеет выгодное местоположение (в 210 км от порта Владивосток) – в непосредственной близости к стыку трех границ: России, Китая и Северной Кореи, – и на расстоянии в несколько десятков километров  до ближайших погранпереходов на Китай (автомобильный пункт пропуска (АПП) «Краскино», железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) «Махалино») и погранперехода на Северную Корею (ЖДПП «Хасан»). Порт имеет выходы на Транссибирскую магистраль через линию Барановский – Хасан и федеральную трассу Раздольное – Хасан, а также на автомагистраль Владивосток – Хабаровск и автодороги, ведущие в направлении Китая и Корейского полуострова.

Сочетание таких факторов, как ровный рельеф береговой полосы и дна, выгодное географическое расположение бухты Троицы, делает незамерзающую бухту хорошей якорной стоянкой для судов различного тоннажа и убежищем для них в штормовую погоду, доступной  для захода судов с большими осадками в любое время года, обеспечивающей безопасную стоянку судов у причала и естественную защиту значительной береговой полосы от морского волнения и ветров без возведения дорогостоящих гидротехнических сооружений. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично без ледокольного обеспечения.

Порт Зарубино принимает суда длиной до 172 метров и осадкой до 8 метров. В порту функционирует международная грузопассажирская паромная линия с южнокорейским портом Сокчхо, открыт грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ.

 

Портовые мощности и их развитие

В порту расположены два терминала. Первым оперирует ООО «Морской порт в бухте Троицы». На причалах терминала протяженностью 650 метров и с глубинами от 7,5 до 8,5 метра обрабатываются суда длиной до 172 метров и осадкой до 8 метров. На них осуществляются операции с грузами, включая грузы 4-го класса опасности IМО, а также происходит обслуживание пассажиров.

На территории терминала обустроены площадка для хранения легковых автомобилей и спецтехники, рассчитанная на единовременное размещение до 4,5 тыс. единиц (импорт из Японии и Южной Кореи), контейнерная площадка для переработки 20- и 40-футовых контейнеров, площадки для переработки металлолома, лесных грузов. Здесь же располагается перегрузочный комплекс для б/у автотранспорта, площадки для перевалки тяжелой техники (экскаваторы, автокраны, бульдозеры и др. – импорт из Южной Кореи) с дальнейшей отгрузкой ее на железнодорожные платформы и отправкой в регионы России и страны СНГ.

Второй терминал, которым оперирует ООО «Зарубинская база флота», предназначен для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Причальная линия терминала, состоящего из двух причалов, имеет протяженность 191 метр и глубины от 6 до 9 метров. Максимальные габариты судов, обрабатываемых у терминала: длина – 100 метров, осадка – 5,5 метра.

Оператор оказывает различные виды услуг: обслуживание судов рыбопромыслового флота, прием, хранение, транспортировку и реализацию водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции. На территории терминала размещаются холодильные мощности для единовременного хранения водных биоресурсов и произведенной из них продукции до 2,5 тыс. тонн.

Недавно на терминале осуществлена реконструкция холодильного комплекса с температурным режимом до -25°С, позволяющего принимать для единовременного хранения 12 тыс. тонн рыбопродукции.

На рейд №2 морского порта заходят суда длиной до 400 метров и осадкой до 16,7 метра для осуществления бункеровочных операций и пополнения судовых запасов. По этим позициям порт Зарубино может стать одним из инструментов интеграции  Приморского края и Дальнего Востока России в экономическое пространство СВА и АТР.

Основными задачами в развитии транспортной инфраструктуры Приморья являются создание конкурентоспособного сервиса на приоритетных направлениях транзитных перевозок грузов и расширение присутствия морского порта Зарубино на рынке контейнерных перевозок стран СВА и АТР путем создания порта-хаба с развитой логистической инфраструктурой в бухте Троицы и  размещения в порту ТОСЭР1.

Сейчас в Приморье интенсивно обсуждается вопрос создания территорий опережающего развития – ТОСЭРов. Это новая структура, которая придаст ускорение экономическому развитию Дальнего Востока. Минвостокразвития России на сегодня рассмотрено более 400 предложений по созданию ТОСЭРов на Дальнем Востоке, отобрано 38 площадок. В список наиболее подготовленных площадок  был включен и морской порт Зарубино.

 

Транзитные возможности и перспективы

Являясь опорным пунктом международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2», Зарубинский порт уже сейчас связывает северо-восточные провинции Китая Хэйлунцзян и Цзилинь с морскими и сухопутными путями России. Развитие этих транспортных коридоров планируется реализовать как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения средств частных инвесторов.

Китаю интересен один из крупнейших проектов на Дальнем Востоке – строительство порта Зарубино. Проект имеет большое значение и для российского Дальнего Востока, и для Северо-Восточного Китая, в частности, провинции Цзилинь, в плане развития внешнеэкономических связей и способствует успешной реализации МТК «Приморье-2».

Строительство порта Зарубино выгодно вписывается в инициативу руководства КНР по возрождению Великого шелкового пути в части так называемого «Морского шелкового пути», которую активно продвигает губернатор провинции Цзилинь: он предлагает создать логистический центр на территории своей провинции, а дороги регионального значения, входящие в транспортный коридор, перевести в разряд федеральных.

Со своей стороны Администрация Владивостока предоставила полпреду президента РФ в ДФО для рассмотрения совершенно новый проект – МТК «Приморье-3», который, по мнению руководства города, даст мощный экономический эффект для всего Дальнего Востока и позволит наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые на строительство транспортной сети Приморья, и достичь лучших показателей, в частности, максимально загрузит порт Владивосток и сократит время доставки грузов до морских портов Восточный и Зарубино.

В настоящее время Приморский край является участником соглашения о сотрудничестве с провинцией Канвондо (Республика Корея) и ареной тройственного сотрудничества России, Южной и Северной Кореи. В июне 2014 года в рамках российско-корейского симпозиума «Российско-корейское сотрудничество в свете Евразийской инициативы» были обсуждены железнодорожные, энергетические и сельскохозяйственные «шелковые пути» между странами.

В соответствии с проектом планировки порта Большой порт Зарубино в бухте Троицы предусмотрено строительство контейнерного и зернового терминалов. Реализация проекта «Восточного зернового терминала» осуществляется ОАО «Объединенная зерновая компания» совместно с компанией Fesco на основе государственно-частного партнерства. Проект будет реализован в два этапа: с 2014 по 2018 год – с выходом на грузооборот до 5 млн тонн в год, и с 2018 по 2020 год – с выходом на грузооборот до 10 млн тонн. Сейчас инвесторы уже приступили к реализации проекта.

Несомненно, в ближайшей перспективе порт Зарубино будет играть весомую роль в транспортной системе Дальнего Востока и займет достойное место среди морских портов России.

 

1. Законопроект Минвостокразвития «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и на отдельных территориях РФ» и сопутствующие законопроекты, меняющие Налоговый кодекс и ряд других законов, вводят новое понятие только для Дальнего Востока (ранее правительством использовалась аббревиатура ТОР). Еще летом предполагалось, что такие территории будут создаваться по всей России вместе с особыми экономическими зонами.

 

Морские порты №7 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой Власти Севастополя ускорят разработку технико-экономического обоснования строительства тоннеля под С...

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет На Байкале с помощью подводного аппарата Falcon спасатели провели масштабную операцию «Хрустальная г...

Российская экономика

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге Кубинская компания планирует заказать 4 пассажирских катамарана, рассчитанных на 250 человек каждый,...

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова По состоянию на 18 сентября 2017 года, общий вылов тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяй...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т Суммарный грузооборот терминалов Группы НМТП за январь-август 2017 года составил 97 052 тыс. тонн.

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40%

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40% Перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала (МТФ) «Норникеля» увеличатся почти ...




Морской транспорт

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО Самоподъемная буровая установка «Амазон», вес которой почти 7 тыс. тонн, доставлена морским путем из...

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз Строящийся в Китае самый большой в мире танкер-рудовоз нового поколения спущен на воду на верфи в г...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля Ростовский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в августе 2017 года погрузил более 234...

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго Предложения Минэнерго РФ по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты будут касать...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...