Меры стимулирования

Российская экономика
Меры стимулирования

Основу материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса России составляет рыбопромысловый флот. На его долю приходится более 70% общей стоимости основных производственных фондов. Флот обеспечивает около 90% общего объема вылова водных биоресурсов. На флоте сосредоточено почти 77% производственных мощностей отрасли по выпуску пищевой рыбной продукции, включая консервы. По состоянию на 1 января 2013 года общая численность рыбопромыслового флота мощностью 55 кВт и более составляла около 2,28 тыс. судов.

Илья Шестаков, заместитель министра сельского хозяйства РФ – руководитель Федерального агентства по рыболовству

 

Амортизационный флот

В течение последних 12 лет растет количество судов со сроком эксплуатации, превышающим «срок полезного использования» – амортизационный период. Выработка судном срока амортизации не означает, что оно должно быть немедленно списано и выведено из эксплуатации, но говорит об уровне его морального и физического износа, т.е. старение флота носит постоянный, системный характер. Средний возраст добывающих судов российского рыбопромыслового флота составляет около 28 лет.

Следует отметить, что добывающий флот за последние 12 лет пополнился 46 судами из новостроя, в том числе 35 единиц построено на российских предприятиях, но, к сожалению, это преимущественно маломерные суда. Основное же пополнение флота осуществлялось бывшими в эксплуатации судами, приобретенными за границей. При этом основная масса этих судов уже имела значительный срок эксплуатации. В то же время крупнотоннажный флот практически не пополнялся даже старыми судами ввиду их отсутствия на рынке приемлемых для судовладельцев предложений.

Списание флота до определенной степени может компенсироваться за счет приобретения за рубежом старых судов, но это не позволит решить задачу повышения эффективности работы промысловиков, рационального, экономически эффективного использования федеральных запасов водных биоресурсов. Следовательно, судовладельцы не получат финансовые условия для качественного обновления флота. В результате, с учетом прогрессирующего характера процесса старения и списания флота, можно уверенно прогнозировать сокращение его промыслового потенциала и, соответственно, общего вылова морепродуктов.

Все это делает задачу обновления рыбопромыслового флота особо актуальной. Как и задачу модернизации существующих судов, что может сократить потребность в новострое. Однако следует учитывать, что существенная модернизация судна экономически выгодна только при условии, что затраты могут окупиться за время эксплуатации до предполагаемого списания судна. С учетом значительного возраста большинства судов модернизация может быть целесообразна для весьма незначительного числа судов. Значит, она вряд ли может рассматриваться и как стратегическое направление, решающее задачу сохранения и повышения производственного потенциала флота. Напротив, модернизация может быть эффективным инструментом только на ближайшую перспективу в 5-10 лет, что в свою очередь не решает вопроса обновления флота отрасли.

 

Проблемы модернизации флота

Основной проблемой для проведения модернизации действующих крупно- и среднетоннажных добывающих судов является обеспечение конкурентоспособным комплектующим судовым и технологическим оборудованием. Дело в том, что в настоящее время в России практически не производятся среднеоборотные судовые дизели и дизель-генераторы, работающие на переменных нагрузках, конкурентоспособное промысловое, комплексное рыбоперерабатывающее, холодильное, навигационное и рыбопоисковое оборудование. Все это необходимо закупать за рубежом, что в свою очередь влечет за собой дополнительные значительные расходы судовладельцев на оплату таможенных пошлин и налогов.

Росрыболовство неоднократно ставило вопрос о необходимости выделения судового комплектующего оборудования по перечню, составленному ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», в отдельные коды товарной номенклатуры Таможенного союза с последующим внесением изменений в закон «О таможенном тарифе Таможенного союза» с целью освобождения импортного судового оборудования от таможенных платежей.

Решение этого вопроса было бы большим подспорьем и стимулирующей мерой для судовладельцев рыбной отрасли при проведении модернизации судов рыбопромыслового флота, а также способствовало бы снижению стоимости строительства судов на российских судостроительных предприятиях.

В рамках реализации государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» предоставляются субсидии из федерального бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2013 годах на строительство и модернизацию существующего рыбопромыслового флота. Начиная с 2009 года рыбохозяйственным организациям были предоставлены субсидии на эти цели на сумму 120,3 млн рублей. Поддержка продолжается и в рамках программы Минпромторга РФ.

В то же время необходимо признать, что строительство современных высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях в настоящее время (за исключением строительства единичных малотоннажных сейнеров на судостроительном заводе в Благовещенске и головного ярусного судна на заводе «Пелла» в Ленинградской области) практически не осуществляется. Этому есть ряд причин. Основная причина, о которой говорят рыбаки, – стоимость и сроки не соответствуют судам-аналогам, которые можно построить за рубежом.

 

Эффективнее использовать биоресурсы

Росрыболовство готовит предложения по модернизации действующего законодательства страны в области рыболовства и налогообложения, которые направлены на повышение эффективности использования водных биоресурсов и также будут способствовать обновлению существующего рыбопромыслового флота.

Речь идет об изменениях в статье 13 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающие увеличение порога ежегодного освоения промышленных квот и прибрежных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов с 50 до 70% в течение двух лет подряд. Это будет способствовать наращиванию мощностей рыболовецкими компаниями.

Предлагается также ввести дополнительное основание (в целях сокращения количества так называемых квотных рантье) для прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов в случае, если пользователи осваивают менее 70% от промышленных и прибрежных квот в течение двух лет подряд на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании права собственности или договора финансовой аренды (договора лизинга).

Кроме того, рассматривается вопрос об увеличении срока заключения договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Это придаст уверенности судовладельцам и позволит им планировать свою коммерческую деятельность и затраты на строительство и модернизацию судов.

 

По принципу налоговой амнистии

Планируется внести в часть вторую Налогового кодекса изменения, предусматривающие освобождение от налогообложения модернизированных и капитально отремонтированных за рубежом судов рыбопромыслового флота, а также построенных за пределами Таможенного союза иностранными судостроительными организациями. А после проведения так называемой налоговой амнистии предлагается с 2019 года лишать права добывать рыбу на судах, не прошедших налоговую очистку. Это даст возможность развития судоремонтных заводов, а также дополнительные конкурентные преимущества для российских судоверфей при строительстве рыбопромыслового флота.

Кроме того, в госпрограмму «Развитие рыбохозяйственного комплекса» вносятся изменения, предполагающие реконструкцию в 2015-2017 годах пяти научно-исследовательских судов. В дальнейшем также планируем строительство и модернизацию научно-исследовательских судов.

Более того, Росрыболовство в этом году ввело запрет на ремонт своих научно-исследовательских судов за рубежом.

И еще. Для стимулирования судовладельцев и возможности заказа работ по модернизации принадлежащих им судов и строительства флота на отечественных верфях необходимо предоставить им возможность получения льготных кредитных средств, а также предусмотреть освобождение от таможенных платежей импортного судового комплектующего оборудования, пока не выпускаемого отечественной промышленностью.

 

Заключение

Необходимо отметить, что Росрыболовство крайне заинтересовано в обновлении действующего флота и готово совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти принять все зависящие от нас меры к скорейшему началу строительства на отечественных судостроительных предприятиях высокоэффективных судов рыбопромыслового флота.

 

Морские вести России №16 (2014)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...