Меры стимулирования

Российская экономика
Меры стимулирования

Основу материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса России составляет рыбопромысловый флот. На его долю приходится более 70% общей стоимости основных производственных фондов. Флот обеспечивает около 90% общего объема вылова водных биоресурсов. На флоте сосредоточено почти 77% производственных мощностей отрасли по выпуску пищевой рыбной продукции, включая консервы. По состоянию на 1 января 2013 года общая численность рыбопромыслового флота мощностью 55 кВт и более составляла около 2,28 тыс. судов.

Илья Шестаков, заместитель министра сельского хозяйства РФ – руководитель Федерального агентства по рыболовству

 

Амортизационный флот

В течение последних 12 лет растет количество судов со сроком эксплуатации, превышающим «срок полезного использования» – амортизационный период. Выработка судном срока амортизации не означает, что оно должно быть немедленно списано и выведено из эксплуатации, но говорит об уровне его морального и физического износа, т.е. старение флота носит постоянный, системный характер. Средний возраст добывающих судов российского рыбопромыслового флота составляет около 28 лет.

Следует отметить, что добывающий флот за последние 12 лет пополнился 46 судами из новостроя, в том числе 35 единиц построено на российских предприятиях, но, к сожалению, это преимущественно маломерные суда. Основное же пополнение флота осуществлялось бывшими в эксплуатации судами, приобретенными за границей. При этом основная масса этих судов уже имела значительный срок эксплуатации. В то же время крупнотоннажный флот практически не пополнялся даже старыми судами ввиду их отсутствия на рынке приемлемых для судовладельцев предложений.

Списание флота до определенной степени может компенсироваться за счет приобретения за рубежом старых судов, но это не позволит решить задачу повышения эффективности работы промысловиков, рационального, экономически эффективного использования федеральных запасов водных биоресурсов. Следовательно, судовладельцы не получат финансовые условия для качественного обновления флота. В результате, с учетом прогрессирующего характера процесса старения и списания флота, можно уверенно прогнозировать сокращение его промыслового потенциала и, соответственно, общего вылова морепродуктов.

Все это делает задачу обновления рыбопромыслового флота особо актуальной. Как и задачу модернизации существующих судов, что может сократить потребность в новострое. Однако следует учитывать, что существенная модернизация судна экономически выгодна только при условии, что затраты могут окупиться за время эксплуатации до предполагаемого списания судна. С учетом значительного возраста большинства судов модернизация может быть целесообразна для весьма незначительного числа судов. Значит, она вряд ли может рассматриваться и как стратегическое направление, решающее задачу сохранения и повышения производственного потенциала флота. Напротив, модернизация может быть эффективным инструментом только на ближайшую перспективу в 5-10 лет, что в свою очередь не решает вопроса обновления флота отрасли.

 

Проблемы модернизации флота

Основной проблемой для проведения модернизации действующих крупно- и среднетоннажных добывающих судов является обеспечение конкурентоспособным комплектующим судовым и технологическим оборудованием. Дело в том, что в настоящее время в России практически не производятся среднеоборотные судовые дизели и дизель-генераторы, работающие на переменных нагрузках, конкурентоспособное промысловое, комплексное рыбоперерабатывающее, холодильное, навигационное и рыбопоисковое оборудование. Все это необходимо закупать за рубежом, что в свою очередь влечет за собой дополнительные значительные расходы судовладельцев на оплату таможенных пошлин и налогов.

Росрыболовство неоднократно ставило вопрос о необходимости выделения судового комплектующего оборудования по перечню, составленному ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», в отдельные коды товарной номенклатуры Таможенного союза с последующим внесением изменений в закон «О таможенном тарифе Таможенного союза» с целью освобождения импортного судового оборудования от таможенных платежей.

Решение этого вопроса было бы большим подспорьем и стимулирующей мерой для судовладельцев рыбной отрасли при проведении модернизации судов рыбопромыслового флота, а также способствовало бы снижению стоимости строительства судов на российских судостроительных предприятиях.

В рамках реализации государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» предоставляются субсидии из федерального бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2013 годах на строительство и модернизацию существующего рыбопромыслового флота. Начиная с 2009 года рыбохозяйственным организациям были предоставлены субсидии на эти цели на сумму 120,3 млн рублей. Поддержка продолжается и в рамках программы Минпромторга РФ.

В то же время необходимо признать, что строительство современных высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях в настоящее время (за исключением строительства единичных малотоннажных сейнеров на судостроительном заводе в Благовещенске и головного ярусного судна на заводе «Пелла» в Ленинградской области) практически не осуществляется. Этому есть ряд причин. Основная причина, о которой говорят рыбаки, – стоимость и сроки не соответствуют судам-аналогам, которые можно построить за рубежом.

 

Эффективнее использовать биоресурсы

Росрыболовство готовит предложения по модернизации действующего законодательства страны в области рыболовства и налогообложения, которые направлены на повышение эффективности использования водных биоресурсов и также будут способствовать обновлению существующего рыбопромыслового флота.

Речь идет об изменениях в статье 13 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающие увеличение порога ежегодного освоения промышленных квот и прибрежных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов с 50 до 70% в течение двух лет подряд. Это будет способствовать наращиванию мощностей рыболовецкими компаниями.

Предлагается также ввести дополнительное основание (в целях сокращения количества так называемых квотных рантье) для прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов в случае, если пользователи осваивают менее 70% от промышленных и прибрежных квот в течение двух лет подряд на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании права собственности или договора финансовой аренды (договора лизинга).

Кроме того, рассматривается вопрос об увеличении срока заключения договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Это придаст уверенности судовладельцам и позволит им планировать свою коммерческую деятельность и затраты на строительство и модернизацию судов.

 

По принципу налоговой амнистии

Планируется внести в часть вторую Налогового кодекса изменения, предусматривающие освобождение от налогообложения модернизированных и капитально отремонтированных за рубежом судов рыбопромыслового флота, а также построенных за пределами Таможенного союза иностранными судостроительными организациями. А после проведения так называемой налоговой амнистии предлагается с 2019 года лишать права добывать рыбу на судах, не прошедших налоговую очистку. Это даст возможность развития судоремонтных заводов, а также дополнительные конкурентные преимущества для российских судоверфей при строительстве рыбопромыслового флота.

Кроме того, в госпрограмму «Развитие рыбохозяйственного комплекса» вносятся изменения, предполагающие реконструкцию в 2015-2017 годах пяти научно-исследовательских судов. В дальнейшем также планируем строительство и модернизацию научно-исследовательских судов.

Более того, Росрыболовство в этом году ввело запрет на ремонт своих научно-исследовательских судов за рубежом.

И еще. Для стимулирования судовладельцев и возможности заказа работ по модернизации принадлежащих им судов и строительства флота на отечественных верфях необходимо предоставить им возможность получения льготных кредитных средств, а также предусмотреть освобождение от таможенных платежей импортного судового комплектующего оборудования, пока не выпускаемого отечественной промышленностью.

 

Заключение

Необходимо отметить, что Росрыболовство крайне заинтересовано в обновлении действующего флота и готово совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти принять все зависящие от нас меры к скорейшему началу строительства на отечественных судостроительных предприятиях высокоэффективных судов рыбопромыслового флота.

 

Морские вести России №16 (2014)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Авианосец «Карл Винсон» вернется из Южной Кореи в США

Авианосец «Карл Винсон» вернется из Южной Кореи в США Атомный авианосец США «Карл Винсон», возглавлявший американскую ударную группу в районе Корейского п...

Власти Южной Кореи установили контакт с пропавшим у берегов Сомали судном

Власти Южной Кореи установили контакт с пропавшим у берегов Сомали судном МИД Южной Кореи сообщил в субботу, что команда рыболовецкого судна, в которой есть граждане страны, ...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Левитин: железнодорожный транзит из РФ в Латвию не снижался и может быть увеличен

Левитин: железнодорожный транзит из РФ в Латвию не снижался и может быть увеличен Россия не снижала объем железнодорожных перевозок через Латвию и даже рассматривает вопрос о его уве...

Сессия отраслевых Советов КТС СНГ состоялась в Сочи

Сессия отраслевых Советов КТС СНГ состоялась в Сочи 26 мая в Сочи состоялась седьмая сессия отраслевых Советов Координационного транспортного совещания ...

Морские порты

Первый на Камчатке рыбный терминал в преддверии лососевой путины удвоил мощности

Первый на Камчатке рыбный терминал в преддверии лососевой путины удвоил мощности Первый на Камчатке рыбный терминал «Альянс- Камчатка» в преддверии лососевой путины, которая официал...

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...




Морской транспорт

Дубайская DP World присматривается к доле в Fesco

Дубайская DP World присматривается к доле в Fesco Дубайская DP World Ltd. рассматривает возможность получения пакета в российской транспортной группе ...

Состоялось освящение круизного лайнера «Князь Владимир»

Состоялось освящение круизного лайнера «Князь Владимир» 27 мая на морском вокзале Сочи состоялась торжественная церемония освящения круизного лайнера «Князь...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» рекомендовал выплатить дивиденды за 2016 г. в 46,81 руб. на акцию

Совет директоров «Трансконтейнера» рекомендовал выплатить дивиденды за 2016 г. в 46,81 руб. на акцию Совет директоров ПАО «Трансконтейнер» рекомендовал выплатить дивиденды за 2016 год из расчета 46,81 ...

Рабочее движение по участку железной дороги в обход Украины откроют в августе

Рабочее движение по участку железной дороги в обход Украины откроют в августе Открытие рабочего движения на участке Журавка - Миллерово двухпутной электрифицированной железной до...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...